Формы занятий в учреждениях дополнительного образования
методическая разработка

Кучма Олег Борисович

Формы занятий в дополнительном образовании могут быть разнообразными. Задачей педагога является выбор наиболее эффективной формы, которая бы отвечала насущным целям и задачам учебного занятия

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formy_zanyatiy_v_udod.ppsx76.55 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Формы занятий в учреждениях дополнительного образования

Слайд 2

Традиционные формы занятия в дополнительном образовании Лекция - устное изложение какой-либо темы, развивающее мыслительную деятельность обучающихся. Семинар - форма групповых занятий в виде обсуждения подготовленных сообщений и докладов под руководством педагога. Учебная игра - занятие, которое имеет определенные правила и служит для познания нового, отдыха и удовольствия. Дискуссия - всестороннее публичное обсуждение, рассмотрение спорного вопроса, сложной проблемы -расширяет знания путем обмена информацией, развивает навыки критического суждения и отстаивания своей точки зрения. Беседа - это педагогический метод и одновременно форма организации педагогического процесса. Сущность беседы состоит в организации диалога между педагогом и учащимся, между самими учащимися. Конференция - собрание, совещание представителей различных организаций для обсуждения и решения каких-либо вопросов.

Слайд 3

Традиционные формы занятия в дополнительном образовании Туристический поход - передвижение группы людей с определенной целью. Утренник, праздник т.д. - организационно-массовые мероприятия, проводимые в соответствии с планами воспитательной и досуговой деятельности. Соревнование -та или иная деятельность (работа, игра и т. п.), в которой, участвующие стремятся превзойти друг друга в мастерстве, в искусстве. Практическая работа - это особый вид деятельности учащегося, что подразумевает выполнения разноплановых заданий, что не связаны с какой-либо обработкой теоретического материала Самостоятельная работа -это вид учебной деятельности, выполняемый учащимся без непосредственного контакта с преподавателем или управляемый преподавателем опосредовано через специальные учебные материалы. Тренировка - это общедидактический метод обучения предусматривающий использование тренировочных упражнений.

Слайд 4

Специфические формы занятий * Выездные соревнования * Экскурсия * Поход * Концерт * Репетиция * Игровой зачет * Клубная встреча * Выпуск газеты * Выставка * Тренинг

Слайд 5

Нетрадиционные формы занятий Социодрама - сюжетно-ролевая игра, предопределенная позицией главных героев. Ситуация выбора. Презентация – описание предмета, его социального предназначения. Защита проекта - проецирование изменений действительности, предложение новых идей. Философский стол - коллективный поиск социального значения и личностного смысла явлений жизни «День добрых сюрпризов» - практика оказания внимания. «Конверт вопросов» - свободный обмен мнениями в дружеской обстановке. Выпускной ринг - отчет выпускников творческих коллективов, создание атмосферы дружбы, ретроспектива и перспектива. Психологическое занятие - проведение уроков психологической культуры личности позволяет педагогам дополнительного образования оказывать своевременную квалифицированную помощь обучающимся в решении их возрастных задач.

Слайд 6

Виды нетрадиционных занятий Занятия в форме соревнований и игр : конкурс, турнир, эстафета, дуэль, КВН, деловая игра, ролевая игра, кроссворд, викторина и т. д. Занятия, основанные на формах, жанрах и методах работы, известных в общественной практике: исследование, изобретательство, анализ первоисточников, комментарий, мозговая атака, интервью, репортаж, рецензия и т. д. Занятия, основанные на нетрадиционной организации учебного материала: урок мудрости, откровение, занятие – «дублер начинает действовать» и т. д. Занятия, напоминающие публичные формы общения: пресс – конференция, брифинг, аукцион, бенефис, телемост, регламентированная дискуссия, панорама, репортаж, диалог, «живая газета», устный журнал и т. д. Занятия, основанные на имитации деятельности учреждений и организаций: следствие, патентное бюро, ученый совет и т. д. Занятия, основанные на имитации деятельности при проведении общественно-культурных мероприятий: заочная экскурсия, экскурсия в прошлое, игра-путешествие, прогулки и т. д. Занятия, опирающиеся на фантазию детей: занятие – сказка, занятие – сюрприз и т. д.

Слайд 7

Формы занятий для учащихся дошкольного и младшего школьного возраста: беседа с игровыми элементами сказка сюжетно-ролевая игра игра-путешествие игра-имитация викторины, соревнования, конкурсы, состязания и др.

Слайд 8

Формы занятий для учащихся среднего школьного возраста: лекция учебная игра, ролевая игра защита творческого проекта творческие конкурсы заочная экскурсия коллективное творческое дело (КТД) тематические задания по подгруппам КВН

Слайд 9

Формы занятий для учащихся старшего школьного возраста: проблемная лекция пресс-конференция практические занятия семинар тематическая дискуссия групповая консультация защита творческой работы деловая игра, ролевая игра презентация (вида деятельности, выставки, проекта и т.п.).

Слайд 10

Список научных источников: Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. [Текст] / В.П. Беспалько – М.: Педагогика, 1989. – 190 с. Буйлова Л.Н. Учебное занятие в учреждении дополнительного образования. – М.: ЦДЮТ «Бибирево», 2001. Ушакова М.В. Учебное занятие в учреждении дополнительного образования //Внешкольник. – 1997. - №1. – С. 30-32. Русских Г.А. Подготовка учителя к проектированию адаптивной образовательной среды ученика: Пособие для учителя. – М.: Ладога - 100, 2002. Кулюткин Ю.Н. Психология обучения взрослых. [Текст] /Ю.Н. Кулюткин – М.: Просвещение, 1989 . – 128 с. Левитан К.М. Личность педагога: становление и развитие. [Текст] / К.М. Левитан – Саратов: Изд-во Саратовского университета, 1990. – 168 с. Ситник А.П. Внутришкольная методическая работа в современных условиях. [Текст] /А.П. Ситник – М.: Изд-во МГОПИ «Альфа», 1993. – 146 с. Фомин А.А. Соблюдение педагогических требований как фактор, повышающий профессиональную компетентность современного учителя.// Завуч. – №1. – 2000. с.59–65. Типы занятий в дополнительном образовании. [Электронный ресурс]: URL: http://www. edunews.ru/additional-education/formyi-zanyatiy-v-dopolnitelnom-obrazovanii.html (дата обращения: 29.11.2016). Использование нетрадиционных форм обучения в системе дополнительного образования детей. Электронный ресурс]: URL: http://www. uoprohladny.narod.ru/ cdt /den19/rekom.htm (дата обращения: 29.11.2016).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОРМЫ И ПРИЕМЫ РАБОТЫ С ВОСПИТАННИКАМИ ГРУПП ПРЕДШКОЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ В УЧРЕЖДЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ИЗУЧЕНИЮ КУЛЬТУРЫ КУБАНСКОГО КАЗАЧЕСТВА

Родина, Отечество, предки, корни… В этих словах близкие каждому образы: мать и отец, деды и прадеды, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Сегодня мы на многое начинаем смотреть по-иному...

Эффективные формы взаимодействия семьи и учреждения дополнительного образования

В материале описаны основные эффективные формы работы с семьей в системе дополнительного образования....

Эффективные формы взаимодействия семьи и учреждения дополнительного образования детей

В материале описаны основные эффективные формы работы с семьей, используемые в учреждении дополнительного образования....

Формы работы с родителями в учреждении дополнительного образования. Методические рекомендации в помощь педагогу дополнительного образования

Работа с родителями является одним из направлений работы педагога дополнительного образования. Ориентируясь на разнообразие форм, свой педагогический опыт, интуицию и творческий подход, педагог ...

Статья на областную конференцию "Час общения как форма эффективного воспитания детей в учреждении дополнительного образования"

В статье представлена структура, методика проведения часа общения в учреждении дополнительного образования...

Эффективные формы работы с родителями в учреждениях дополнительного образования.

На сегодняшний день существует множество форм работы с родителями. Особенно эффективные в учреждениях дополнительного образования, по мнению автора, рассмотрены подробнее....

Педагогический практикум "Занятие как форма организации образовательного процесса в учреждении дополнительного образования"

Цель практикума - познакомить с особенностями и принципами организации учебного процесса в дополнительном образовании...