Роль дополнительного образования и школы в социализации и в гражданской идентичности личности
методическая разработка
Что такое дополнительное образование и какую роль оно играет в жизни ребёнка?
Дополнительное образование является мощнейшим инструментом социализации ребенка, благодаря которому общество получает не столько образованного, сколько умеющего жить в социуме члена общества.
Несмотря на распространенное мнение, что роль учреждений образования, равно как и семьи, в социализации личности заметно уменьшилась, а возросла роль телевидения, средств массовой информации, массовой культуры, некоторые факторы позволяют утверждать, что среди институтов социализации школа и внешкольные учебные заведения по-прежнему занимают одну из ведущих позиций.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Роль дополнительного образования и школы в социализации и в гражданской идентичности личности
Автор: Загорская Е.В., педагог дополнительного образования
Что такое дополнительное образование и какую роль оно играет в жизни ребёнка?
Дополнительное образование является мощнейшим инструментом социализации ребенка, благодаря которому общество получает не столько образованного, сколько умеющего жить в социуме члена общества.
Несмотря на распространенное мнение, что роль учреждений образования, равно как и семьи, в социализации личности заметно уменьшилась, а возросла роль телевидения, средств массовой информации, массовой культуры, некоторые факторы позволяют утверждать, что среди институтов социализации школа и внешкольные учебные заведения по-прежнему занимают одну из ведущих позиций.
Что это за факторы?
ЧТО ТАКОЕ СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ
Социализация личности - это многогранный процесс, включающий в себя как педагогические (воспитание и самовоспитание), так и социальные (объективные условия жизнедеятельности, различные социальные институты) воздействия, отражающиеся во взглядах и проявляющиеся в поведении личности. Они взаимосвязаны между собой и выступают в совокупности, обеспечивая как непосредственное, так и опосредованное влияние на личность ребенка.
Социализация - это процесс и результат усвоения и воспроизведения личностью социального и культурного опыта, присущего для данного общества, социальной общности, группы (то есть, усвоения и воспроизводства ценностей, норм, образцов поведения). Социализация человека может успешно изучаться только при условии объединения усилий многих наук - философии, истории, психологии, антропологии, культурологии, социологии, педагогики.
ШКОЛА, КАК ИНСТИТУТ СОЦИАЛИЗАЦИИ
Значимость школьной социализации сегодня обусловлена, в первую очередь, обязательностью и длительностью пребывания ребенка в учебном заведении. Кроме того, для ребенка школа является едва ли не основной моделью социального мира, поскольку именно в школьные годы осваиваются те законы, по которым живут взрослые, и способы существования в рамках этих законов (межличностные отношения, социальные роли и т.д.). При этом отметим, что школьная социализация ребенка осуществляется не столько за счет задушевных бесед с учителями, уроков, общения со сверстниками или публичных выступлений, сколько благодаря особой атмосфере школьной жизни.
Доктор педагогических наук Анатолий Викторович Мудрик, автор инновационных программ, направленных на воспитание и социализацию детей, уверен, что современная школа владеет всеми механизма социализация, в следствии чего способна оказывать активное влияние не только на ребенка, но и на общественную жизнь в целом. Среди основных механизмов школьной социализации Анатолий Викторович выделяет два основных направления:
социально-психологическое - неосознанное усвоение ребенком норм социального поведения, подражание какому-либо примеру, неосознанное отождествление себя с каким-либо человеком (или группой).
социально-педагогическое - усвоение ребенком принятых в нашем обществе эталонов поведения, норм, стереотипов и взглядов.
Иными словами, за время пребывания в школе ученики не только получают базовые знания, но и вольно или невольно усваивают новые социальные роли, моральные нормы и ценности.
ПРОБЛЕМЫ ШКОЛЬНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ
Одновременно с признанием школы, как одного из значимых инструментов социализации детей, специалисты констатируют тот факт, что школьная социализация сегодня имеет явную проблему. А именно, современные подходы к социализации личности в школе опираются преимущественно на теоретически-просветительском аспекте, исключая из жизни школьника активное социальное воздействие извне.
Пути решения этой проблемы специалисты видят в:
постепенном внедрении в систему работы учебных заведений психолого-педагогического проектирования социального развития личности,
стимулировании социально-коммуникативной активности школьников,
создании единой системы воспитательных воздействий семьи и школы.
Помимо этого, чтобы вклад учебного заведения в социализации молодого поколения был действенным и влиятельным, необходимо внедрять новейшие социальные программы в теорию и практику социального воспитания молодежи. Поэтому формирование социальной зрелости личности в условиях современного образовательного пространства является одной из наиболее актуальных проблем педагогической наук
Автор: Загорская Е.В. методист ГБОУ Школа № 417 , 2016 год
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование гражданской идентичности личности средствами социально-гуманитарного образования
Хотелось бы остановиться на формировании у обучающихся патриотизма на уроках русского языка и литературы , т.к. патриотизм имеет огромное значение в социальном и духовном развитии человека, выступае...
Формирование гражданской идентичности личности учащихся.
Презентация к докладу....
«Формирование гражданской идентичности личности в контексте разработки новых образовательных стандартов общего образования второго поколения»
«Формирование гражданской идентичности личности в контексте разработки новых образовательных стандартов общего образования второго поколения»...
Формирование гражданской идентичности личности в современном образовании через систему классных часов
Опубликована статья в сборник материалов 2 Международной научно-практической конференции "Современные образовательные ценности и обновление содержания образования" ч.1 Белгород, 2016...
Дополнительное образование как фактор успешной социализации детей с ОВЗ и гармонично развитой личности.
Социально-позитивная деятельность обучающихся с ОВЗ в системе дополнительного образования детей, в первую очередь, ориентирована на создание ситуации успеха для воспитанника, имеющего ограниченн...
Родительское собрание «Дополнительное образование: занятия в детских объединениях - кружках. Роль дополнительного образования в формировании личности ребенка»
Роль дополнительного образования в формировании личности ребенка...
ОСОБАЯ РОЛЬ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСПЕШНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ И ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНТОЙ ЛИЧНОСТИ ДЕТЕЙ
Особая роль в процессе социализации и формирования компетентной личности приходится на систему дополнительного образования, которая используется для мотивации детей к творчеству, самореализации, позна...