Программа дополнительного образования "Умные ручки"
методическая разработка
Программа дополнительного образования "Умные ручки"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kruzhka_umnye_ruchki.docx | 83.97 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРИНЯТО Педагогическим советом Протокол от 02.09.2015г. №1 | УТВЕРЖДЕНО Заведующей МБДОУ детским садом «Тополек» комбинированного вида _______________ В.Н. Березан Приказом от _02.09.2015__ |
КРУЖОК
«УМНЫЕ РУЧКИ»
Руководитель: Зверева Марина Викторовна
МБДОУ детский сад
«Тополек» комбинированного вида
Пояснительная записка
1. Концепция программы
«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев» говорил В.А. Сухомлинский. Развитие мелкой моторики благотворно сказывается на развитии речи ребенка, так как все движения организма и речевой моторики имеют единые механизмы.
Пальчиковая гимнастика – мощный стимул для развития речи. Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего уровня развития мелкой моторики рук, кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений. По мере совершенствования мелкой моторики улучшается и развивается речь ребенка.
- Актуальность
От того как подготовлен ребенок к школе, насколько сформирована речь, зависят его будущие успехи в усвоении предметов школьной программы. Одним из важных аспектов развития дошкольника в период подготовки его к школе является развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Так как у детей, имеющих речевую патологию, наблюдается недостаточность развития мелкой мускулатуры пальцев, недостаточно сформирована зрительно-моторная координация и пространственная ориентация, немаловажной задачей считаю повышение и углубление работы в данном направлении.
- Цели:
- Формировать графические навыки, подготовить руку ребенка к овладению письмом:
- Совершенствовать движения рук, развивая психические процессы
- Задачи программы
Коррекционные:
- развитие мелкой моторики пальцев и кистей рук,
- развитие графических навыков,
- развитие точности и координации движений руки и глаза, гибкости рук, ритмичности,
- совершенствование рече-двигательной координации, ориентировки в пространстве,
- развитие произвольного внимания, зрительного и слухового восприятия, зрительной памяти;
Образовательные:
- обогащение и активизация словаря по лексическим темам,
- обучение приемам самомассажа пальцев и кистей рук (растирание, разминание, поглаживание),
- формирование представлений о правильной осанке при работе за столом, умении ее контролировать.
Воспитательные:
- воспитание умения действовать по словесным инструкциям, соразмеряя индивидуальный темп выполнения с заданным, и умение самостоятельно продолжать выполнение поставленной задачи,
- воспитание контроля за собственными действиями,
- обеспечение эмоционально-психологического комфорта,
- способствование проявлению самостоятельности к уборке кабинета, формирование бережного отношения к материалам,
- развитие творчества и фантазии.
- Методы и приемы
В зависимости от поставленных задач используются различные методы: словесные, наглядные и практические, чаще всего работа строится на сочетании этих методов.
Словесные: беседы, вопросы, образное слово (стихи, загадки, пословицы), объяснение, напоминание, поощрение, анализ результатов собственной деятельности и деятельности своих товарищей, инструкции.
Наглядные: показ, демонстрация, рисунки, карточки, схемы.
Практические: выполнение заданий по образцу, без опоры на образец, изготовление поделки из различных материалов.
1.6 Принципы содержания программы
- Комфортность: атмосфера доброжелательности, создание для каждого ребенка ситуации успеха;
- Личностно-ориентированное взаимопонимание: учет индивидуальных и психофизических возможностей каждого ребенка и группы в целом;
- Деятельность: переход от простого к сложному. Побуждение ребенка самостоятельно выполнить то или иное задание.
2. Диагностика уровней сформированности тонкой моторики и координации движений рук детей старшего дошкольного возраста.
- Кинестетическая проба «Кулак-ребро-ладонь»
Инструкция: «Делай, как я». Логопед выполняет последовательный ряд движений: кулак , поставленный а ребро, вытянутая ладонь, поставленная на ребро, ладонь, лежащая на столе; меняются лишь позы, сама рука не меняет место расположения. Два раза экспериментатор выполняет вместе ребенком медленно и молча, потом предлагает ему сделать упражнение самому и в более быстром темпе. Поочередно обследуются обе руки.
Критерии оценки:
3 балла – точное выполнение движений;
2 балла – допускает незначительные ошибки, не выполняет движения в быстром темпе;
- балл – задание не выполняется.
- Графическая проба «Заборчик»
На тетрадном листе (каждому ребенку выдается такой листок с указанием его имени и фамилии) логопед предлагает ребенку продолжить рисунок по образцу.
Инструкция: «Продолжи узор, не отрывая карандаш от бумаги».
Критерии оценки:
- балла – выполняет задание без ошибок или с одной незначительной ошибкой;
- балла – выполняет с 2-3 ошибками;
1 балл – не справляется с заданием, воспроизведение очень отдаленно напоминает образец.
- Тест «Штриховка прямоугольника»
Инструкция: выполнить штриховку по образцу: вертикально (сверху вниз),
расстояние между линиями одинаковое.
Критерии оценки:
- балла – следует точному выполнению задания по образцу; линия ровная, ведётся сверху вниз, одним движением руки; выдерживает одинаковое расстояние между линиями;
- балла– не всегда выдерживает одинаковое расстояние между линиями;
1 балл – часто смотрит на образец; линия не ровная отрывистая;
путается с направлением штриховки; не выдерживает одинакового расстояния между линиями.
3. Структура и содержание группового занятия.
Занятие состоит из организационной части, основной и заключительной. Организационная часть включает в себя приветствие, упражнение на ориентировку в пространстве, на листе бумаги. В основную часть включены упражнения по работе над гласными звуками, слогами и словами разной слоговой структуры, упражнения на ритмизацию движений. Заключительная часть содержит рефлексию, подведение итогов занятия
Содержание занятий
Неделя. Название занятия. | Содержание занятия |
Сентябрь | |
III | 1.Обследование графо-моторных навыков детей, мелкой моторики рук, пространственной ориентации. (Дошкольная педагогика/Декабрь/2013/стр.35) 2. Подготовка конспектов занятий, подбор материала, составление плана занятий. |
IV | Вступительное занятие (Н.В.Новоторцева. Учимся писать. Обучение грамоте в детском саду.стр143)
|
Октябрь | |
I Осень | Занятие 1
|
II Хлеб | Занятие 2
|
III Осень | Занятие 3
|
IV Детский сад | Занятие 4
Дружат в нашей группе девочки и мальчики (Пальцы рук соединять ритмично в «замок») С вами мы подружимся, маленькие пальчики. (Ритмично касаться одноименных пальцев, начиная с мизинцев) Начинай считать опять. (Ритмично сжимать и разжимать кулаки) Раз, два, три, четыре, пять, (Отгибать поочередно пальцы, начиная с больших) Мы закончили считать. (Руки вниз, встряхнуть кистями)
|
Ноябрь | |
I Дикие животные | Занятие 5
Заяц и ежик навстречу друг другу Шли по дорожке по полю, по лугу. (Указательные и средние пальцы обеих рук «идут» навстречу друг другу)
|
II Сад - огоород | Занятие 6
|
III Сад - огород | Занятие 7
Мы капусту рубим, рубим, (Резкие движения прямыми кистями рук вниз и вверх) Мы морковку трем, трем, (Пальцы рук сжаты в кулаки, кулаки к себе, от себя) Мы капусту солим, солим, (Движения пальцев, имитирующие посыпание солью из щепотки) Мы капусту жмем, жмем (Интенсивное сжимание пальцев в кулаки)
|
IV Мебель | Занятие 8
|
Декабрь | |
I Наша Родина - Россия | Занятие 9
|
II Профессии | Занятие 10
|
III Новый год | Занятие 11
|
IV Новый год | Занятие 12
1,2,3,4, (Маршируют на месте) Мы с тобой снежок лепили (катят мягкий мячик по полу) Раз – подбросим, (Подбрасывают мячик вверх и ловят двумя руками) Два –поймаем, (Приседают, держа мячик перед собой, вытянув руки вверх) Три- уроним(Роняют снежок) А четыре – поиграем (Кидают мячики вдруг друга)
|
Январь | |
ежда | Занятие 13
Мы одежду изучаем (Сжимаем-разжимаем пальцы в кулаки) И ее вам называем: (Последовательно соединяем пальцы обеих рук с большими, начиная с указательных) Плащ, пальто, пиджак, жилет, (Сгибаем по одному пальцу на левой руке)
|
II Птицы | Занятие 14
|
III Птицы | Занятие 15
|
IV Зима | Занятие 16
|
Февраль | |
I Спорт | Занятие 17
|
II Посуда | Занятие 18
|
III Транспорт | Занятие 19
|
IV День Защитников Отчества | Занятие 20
|
Март | |
I Весна | Занятие 21
|
II Мамины помощники | Занятие 22 1. «На полянке» - массаж рук и пальцев с апликатором Кузнецова. 2. Упражнение «Бабушкины помощники» - обведение конутра спиральных линий без отрыва карандаша от бумаги. 3. Подвижная игра «Поможешь бабушке смотать ниточки в клубок». 4. Аппликация – мозаика «Ваза для цветов». |
III Весна | Занятие 23
Вот уж две недели Капают капели (Опускаем по очереди руки вниз, пальцы вместе) Снег на солнце тает (Руки ладонями вниз, разведены в стороны) И ручьем стекает (Обе руки ладонями вниз двигаются в одну сторону)
|
IV Весна | Занятие 24 1. Самомассаж губкой «Мышка» 2. Игра с прищепками «Какое солнце?» - подбор определений. 3. «Почини сломанные буквы» - работа в тетради. 4. Подвижная игра «Найди картинку к букве» 5. «Самая любимая буква» - выкладывание буквы при помощи с манной крупы. |
Апрель | |
I Космос | Занятие 25 1. Пальчиковая гимнастика с карандашом. 2. Выкладывание ракеты, космического корабля из геометрических фигур. 3. Физминутка «Все готово для полета…» 4. Упражнение «Созвездие» - вылепливание из пластилина созвездия. |
II Цветы | Занятие 26 1. Пальчиковая гимнастика с шариком су-джок «Комнатные растения». 2. «Нарисуй цветы по образцу» - обведение по контуру элементов цветов. 3. Подвижная игра «Посади цветы» - распределение картинок на лугу и в саду, названия цветов. 4. Упражнение «Разложи картинки по порядку» - работа в группах, «Как растет цветок?» «Найди цветку свой лепесток». 5. Аппликация «Ландыш» - наклеивание кружочков при помощи пинцета. |
III Цветы | Занятие 27 1. Самомассаж с шишкой. 2. «готовим семена к посадке» - отбор семян тыквы и арбуза, пинцетом рис от пшеницы. 3. Подвижная игра «На полянке» 4. Аппликация «Мать-и-мачеха» |
IV Насевомые | Занятие 28 1. Самомассаж карандашом. 2. Подвижная игра «Изобрази насекомое». 3. Упражнение «Кто спрятался в траве?» - на зрительное внимание, обводка контура насекомого. 4. «На полянке» - обклеивание короткими кусочками шерст. ниток изображение пчелы или бабочки. |
Май | |
I Животныежарких стран | Занятие 29
|
II Готовимся к школе | Занятие 30
|
III Скоро в школу | Занятие 31 1. Самомассаж рук с аппликатором Кузнецова. 2. Подвижная игра «Угадай букву» - дети при помощи тела показывают изображение буквы. 3. Упражнение «Строим букву» - выкладывание букв из счетных палочек без опоры на образец. 4. Обклеивание контура букв ниткой, пластилиновым жгутом по желанию детей. |
IV Готовимсяя к школе | Занятие 32
Пальцы широко раздвину, Руки так соединю. Это солнышко с лучами, Рады все его теплу.
|
4. Условия реализации.
Основные правила для педагога в работе с детьми
Во время занятий необходимо учитывать психические особенности детей, их работоспособность, речевые возможности и характер нарушения слоговой структуры слова.
Принципы работы педагога с детьми:
- Комфортность: атмосфера доброжелательности, создание для каждого ребенка ситуации успеха;
- Личностно-ориентированное взаимопонимание: учет индивидуальных и психофизических возможностей каждого ребенка и группы в целом;
- Деятельность: переход от простого к сложному, побуждение ребенка самостоятельно выполнить то или иное задание.
Требования к помещению для проведения занятий
- Хорошо проветриваемое помещение,
- Наличие свободного пространства для проведения физминуток,
- Наличие столов и стульев соответственно количеству детей.
Методы обучения
В зависимости от поставленных задач используются различные методы: словесные, наглядные и практические, чаще всего работа строится на сочетании этих методов.
Словесные: объяснение, вопросы, напоминание, поощрение, анализ результатов собственной деятельности, инструкции.
Наглядные: показ, демонстрация, рисунки, карточки, схемы, символы.
Практические: выполнение заданий по образцу, без опоры на образец.
5. Методическое обеспечение
- Журнал «Дошкольная педагогика»/ Декабрь/2013/№10
- Традиционные и инновационные подходы к коррекции звукопроизношения. Е.Н. Краузе./Педагогический Университет «Первое сентября»/2013
- Грамотейка. Учебное пособие/М.: Махаон/2008
- Как подготовить ребенка к школе. Чивикова Н.Ю. /М.: Рольф/2001
- Аппликация. Простые поделки. Румянцева Екатерина /М.: Айрис- пресс/2008
- Готовимся к школе: учимся наблюдать, думать и запоминать. Е.И.Соколова/Академия Холдинг/2002
- Новые игры с пальчиками для развития мелкой моторики . /Спб.: КАРО/2006
- Игровые технологии формирования звукопроизношения у детей 4-7 лет. Чернякова В.Н./Изд. «ТЦ Сфера»/2005
- Интернет-ресурсы
6. Организация работы:
Сроки реализации
Программа реализуется в течение учебного года
Количество часов
32 часа
Периодичность
Занятия проводятся в логопедическом кабинете 1 раз в неделю во II половине дня.
Средства обучения (оборудование, атрибуты, материал)
- простые карандаши по количеству детей;
- счетные палочки;
- мяч;
- тетради в крупную клетку;
- предметные картинки;
- бигуди с крючками;
- аппликатор Кузнецова;
- клубочки шерстяных ниток;
- пинцеты;
- цветная бумага;
- пластилин;
- цветной картон»;
- альбомы;
- природный материал: зерна, семена, шишки;
- ленты;
- массажные мячики су-джок.
Приложение № 1
Нетрадиционная гимнастика для развития мелкой моторики
Сухой пальчиковый бассейн
В небольшую емкость любой формы насыпать фасоль или горох. В таком «Бассейне» можно спрятать мелкие игрушки. Ребенок их находит. Можно использовать «бассейн» для сортировки зерен. Ребенку предлагается рассортировать фасоль и горох.
Пальчиковая гимнастика с помощью массажного шарика Су-Джок
Массажный шарик Су-Джок – это пластмассовый шарик с шипами, состоящий из двух половинок. Внутри шарика находятся две эластичные пружинки.
Дети выполняют действия с шариком и произносят слова пальчиковой игры.
Я мячом круги катаю,
Взад вперед его гоняю.
Им поглажу я ладошку.
Будто я сметаю крошку,
И сожму его немножко,
Как сжимает лапу кошка,
Каждым пальцем мяч прижму,
И другой рукой начну.
При массаже пальцев эластичным кольцом, дети поочередно надевают массажные кольца на каждый палец, сначала на правой, затем на левой руке (у левшей наоборот), проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики.
Раз-два-три-четыре-пять, (разгибать пальцы по одному)
Вышли пальчики гулять,
Этот пальчик самый сильный, самый толстый и большой.
Этот пальчик для того, чтоб показывать его.
Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине.
Этот пальчик безымянный, избалованный он самый.
А мизинчик, хоть и мал, очень ловок и удал.
Упражнения с использованием апликатора Кузнецова или Ляпко.
Ребенок ритмично проговаривает стихи и в такт касается пальчиками или ладошками поверхности ковриков. Например:
По дороге белой, гладкой
Пальцы скачут, как лошадки.
Чок-чок-чок, чок-чок-чок,
Скачет резвый табунок.
Или:
Ёжик, спрячь свои иголки.
Мы же дети, а не волки.
Мы хотим тебя погладить.
Ёж иголки отряхнул,
Завернулся и заснул.
Игры с бигудями
Предложить ребенку покатать бигуди между ладонями, постепенно увеличивая усилия, в такт словам:
«Еду к деду»
Еду-еду к бабе, к деду
На лошадке, в красной шапке,
По ровной дороженьке,
На одной ноженьке,
В старом лапоточке,
По рытвинам, по кочкам,
Всё прямо и прямо,
А потом вдруг... в яму
Бух!
Можно использовать как массажер, катая их между ладошками.цепляем друг за друга – получается конструктор.
Бигуди в руках катаю,
Между пальчиков верчу.
Непрерывно каждый пальчик.
Быть послушным научу.
Загудел паровозик
Загудел паровоз
И вагончики повез:
«Чу-чу-чу-чу-чу-чу
Далеко я укачу» (Дети катают бигуди между ладонями вперед-назад, руки держат перед собой).
У сосны, у пихты, у елки
Очень колкие иголки.
Но еще сильней, чем ельник,
Вас уколет можжевельник.
«Лыжи» (В Цвынтарный)
Катают бигуди между ладонями вперед – назад, руки держат перед собой.
Мы едем на лыжах,
Мы мчимся с горы,
Мы любим забавы
Холодной зимы.
Игры со шнурком и ленточкой
Ленточку, шириной 2-3 см, обмотайте вокруг мизинца малыша. Обводите ленту снизу, под безымянный пальчик, сверху — на средний, снизу — под указательный, сверху — на большой, и обратно — в противоположной последовательности.
- Покажи, какие у тебя колечки. Ой, какие яркие, шелковые…
Потом можно предложить ребенку потянуть за конец ленточки и распутать пальчики. Ребенку чуть постарше можно предложить поиграть со шнурком. Обведите шнурком пальчик много раз в несколько рядов.
Прочитайте стишок:
Вверх шнурок, вниз шнурок
И еще, еще разок.
А теперь — наоборот.
Вот шнурок назад идет.
Пальчик вверх, пальчик вниз,
Этот — вверх, тот — опустись!
Вот какой у нас узорчик!
Вот какой у нас заборчик!
Массаж пальцев рук зубной щеткой
Я возьму зубную щетку,
Чтоб погладить пальчики.
Станьте ловкими скорей,
Пальчики – удальчики. Дети растирают зубной щеткой подушечки пальцев правой, затем левой руки, начиная с большого пальца и заканчивая мизинцем.
«Моя семья» (Е. Синицына)
Дети берут в руки зубную щетку, растирают щеткой ладони, затем
подушечки пальцев, начиная с большого пальца и, заканчивая мизинцем.
Раз, два, три, четыре,
Кто живет в моей квартире?
Раз, два, три, четыре, пять,
Всех могу пересчитать:
Папа, мама, брат, сестренка,
Кошка Мурка, два котенка,
Мой щенок, щегол и я!
Вот и вся моя семья!
Массаж шестигранным карандашом
1. «Круги на ладошке»
По ладошке круги катаю,
Карандаш не выпускаю!
1 вариант. Дети вращают карандаш всеми пальцами сначала одной, потом другой руки.
- вариант. Дети вращают карандаш на ладони большим и указательными пальцами.
2. Упражнение « Утюжок».
Толстый карандаш положить на стол,
прогладить его сначала одной ладонью,
потом другой, покатать карандаш по столу
в разных направлениях.
Карандаш я покачу
вправо-влево – как хочу.
3. Упражнение « Добывание огня».
Положить шестигранный карандаш
на ладошку, прикрыть его другой
ладонью и прокатить между
ладонями сначала медленно,
потом быстрее от кончиков пальцев к запястьям.
4. Упражнение « Пианино».
Прижимать к столу толстый, круглый
карандаш кончиком каждого пальца.
Вариант « Дудочка» - играть на карандаше,
как на дудочке, быстро перебирая
пальцами, нажимая воображаемые кнопки.
5. Упражнение « Прятки».
сжать короткий толстый карандаш
в кулачке, спрятать его.
Карандаш я сжимаю
я ладошку поменяю.
6. Упражнение « Волчок».
Вращать длинный тонкий карандаш
на столе указательным и большим
пальцами сначала одной руки, а
потом другой. Выполнять вращение
большим и средним пальцами.
По столу круги катаю
Карандаш не выпускаю.
7. Упражнение « Горка»
Положить большой шестигранный
карандаш на тыльную сторону кисти.
Наклонить руку вниз. Скатывать
карандаш с тыльной поверхности
кисти руки, как с горки.
8. Упражнение « Подъёмный кран».
Поднимать большой толстый круглый
карандаш с поверхности стола, подцепив
его снизу ( поочерёдно каждым пальцем )
9. Упражнение « Вертолёт».
Вращать длинный тонкий карандаш
между большим, указательным и
средним пальцами. Пусть он вращается
быстро, как винт вертолёта!
Отправляется в полёт
необычный вертолёт.
10. Упражнение « Эстафета».
Сжать толстый гладкий карандаш
указательным пальцем, подержать его
и передать указательному пальцу
другой руки. Передавать карандаш
другим пальцам, как эстафетную палочку.
11. Упражнение «Скольжение»
Продвигаться вверх и вниз по длине
шестигранного карандаша, уперев
острым концом в стол, перехватывая
его пальцами.
По карандашу скольжу,
Съехать вниз скорей спешу.
12. Упражнение «Качели».
Попеременно прижимать к поверхности
стола указательным и безымянным
пальцами концы короткого карандаша.
Покатать пальчики на «качелях».
13. Упражнение «Качалочка».
Прокатывать шестигранный карандаш
В межпальцевом пространстве.
Карандаш отдыхает,
Между пальцами гуляет.
Массаж с использованием бельевых прищепок
Для массажа следует взять нетугие прищепки. Поочередно ребенок «кусает» подушечки пальцев на ударные слоги стихотворения от большого пальца к мизинцу («котенок кусается»):
- Кусается сильно котенок-глупыш,
Он думает: это не палец, а мышь (смена рук)
Но я же играю с тобою, малыш,
А будешь кусаться – скажу тебе: «Кыш!»
Массаж губкой для мытья посуды или
логопедической щеткой «Ёжик»
Хлоп-хлоп (похлопывающие движения по ладони)
Моя рученька (поглаживающие движения – от кисти к локтю)
С горки (поглаживающие движения – от локтя к кисти)
Бух! (похлопывающие движения – по ладони)
На горку (поглаживающие движения – от кисти к локтю)
Ух! (похлопывающие движения – по локтевому суставу)
Табель посещаемости
№ | Ф. И. ребенка | октябрь | ноябрь | декабрь | январь | февраль | март | апрель | май | ||||||||||||||||||||||||
1 | |||||||||||||||||||||||||||||||||
2 | |||||||||||||||||||||||||||||||||
3 | |||||||||||||||||||||||||||||||||
4 | |||||||||||||||||||||||||||||||||
5 | |||||||||||||||||||||||||||||||||
6 | |||||||||||||||||||||||||||||||||
7 | |||||||||||||||||||||||||||||||||
8 | |||||||||||||||||||||||||||||||||
9. | |||||||||||||||||||||||||||||||||
10. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общая развивающая программа кружка "Очумелые ручки"
Рабочая программа по художественно-прикладному творчеству носит интегрированный характер. Интеграция заключается в знакомстве с различными сторонами материального мира, объединенными общими закономерн...
МОДИФИЦИРОВАННАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА «ОЧ.УМЕЛЫЕ РУЧКИ».
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАДекоративно – прикладное творчество – самое древнее искусство на земле. Его роль велика не только в...
Программа дополнительного образования "Умелые ручки""
Основной целью рабочей программы кружка по технологии «Умелые ручки» является формирование представлений о составляющих техносферы, о современном производстве и о распространенных в нем те...
Программа дополнительного образования "Очумелые ручки"
Изготовление изделий из нетрадиционных материалов способствует эстетическому развитию детей, приобретению ими умения грамотно подбирать цветовые сочетания, формы, размеры, комплектующие изделия, детал...
Дополнительно-общеразвивающая программа кружка "Умелые ручки"
Дополнительная общеразвивающая программа . Кружок "Умелые ручки". Направление : художественно-эстетическое.возраст обучающихся 6-7 лет.Этап :ознакомительный...
Программа дополнительного образования "Умелые ручки"
Программа дополнительного образования «Умелые ручки» разработана для обучающихся с умеренной степенью умственной отсталости с учётом психофизических возможностей учащихся. Целью данной про...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Моделирование 3D-ручкой»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности "Моделирование 3D-ручкой" составлена для учащихся среднего звена основной школы и ориентирована на обу...