Программа дополнительного образования "Слоговичок"
методическая разработка
Предварительный просмотр:
ПРИНЯТО Педагогическим советом Протокол от ____________ | УТВЕРЖДЕНО Заведующий МКДОУ детским садом «Тополек» комбинированного вида _______________ В.Н. Березан Приказом от ______________ |
КРУЖОК
«СЛОГОВИЧОК»
Руководитель: Зверева Марина Викторовна
МКДОУ детский сад
«Тополек» комбинированного вида
КРУЖОК «Слоговичок»
- Пояснительная записка
Направленность
В данной программе уделяется внимание развитию оптико-пространственного представления, ритмической организации движений.
Возраст
Программа кружка разработана для детей 5-7 лет, имеющие нарушения в слоговой структуре слова.
Актуальность.
Коррекция нарушений слоговой структуры слова у детей с ОНР является малоизученной и недостаточной описанной темой. О важности данной проблемы говорит тот факт, что своевременное овладение правильной речью имеет большое значение для становления полноценной личности ребенка, а усвоение слоговой структуры слова является одной из предпосылок для овладения грамотой и дальнейшего успешного обучения ребенка в школе.
Среди разнообразных нарушений речи у детей дошкольного возраста одним из наиболее трудных для коррекции является такое особое проявление речевой патологии, как нарушение слоговой структуры слов. Этот дефект характеризуется трудностями в произношении слов сложного слогового состава (нарушение порядка слогов в слове, пропуски слогов, замещения). Способность к звуковому и слоговому анализу очень важна для формирования полноценного произношения звуков и освоения грамматических категорий языка. Способность к звуковому анализу также играет первоочередную роль в обучении ребенка чтению и письму. Поэтому немаловажной задачей считаю повышение и углубление работы в данном направлении.
Цель: Коррекция нарушений слоговой структуры слова у детей.
Задачи.
Коррекционные:
- Развитие оптико-пространственной ориентации, сомато-пространственной ориентации, развитие ориентации в двумерном пространстве (на листе бумаги), развитие временно-пространственной ориентации.
- Развитие динамической и ритмической организации движений.
- Формирование звукового и слогового анализа и синтеза.
Образовательные:
- Формирование представлений о правильной осанке при работе за столом.
- Закрепление навыков правильного захвата карандаша.
Воспитательные:
- Воспитание умения действовать по словесной инструкции, соразмеряя индивидуальный темп выполнения с заданным, умение самостоятельно продолжать выполнение поставленной задачи.
- Воспитание самоконтроля за собственными действиями.
- Формирование бережного отношения к учебному материалу.
Ожидаемый результат:
В результате проведенных занятий дети научатся вслушиваться в слова, воспроизводить слоговой и звуковой рисунок. Дети смогут выполнять звуковой и слоговой анализ слова. Научатся ориентироваться в пространстве, на листе бумаги. Сформируются навыки ритмической организации движений.
Итоговое мероприятие будет проведено в форме занятия.
Системный показатель
Обследование слоговой структуры слова
В процессе обследования ребенку предлагают произнести 14 типов слов с различной слоговой структурой по классификации А.К.Марковой. Виды заданий различны:
ответить на вопросы целыми предложениями
повторить фразы с многосложными словами,
назвать предметные картинки,
повторить слова за логопедом.
Все задания даются в игровой форме с использованием картинок.
Классификация слоговой структуры слов (по А.К. Марковой)
1-класс: двусложные слова, состоящие из открытых слогов (бусы, лиса).
2-класс: трехсложные слова, состоящие из открытых слогов (машина, лопата).
3-класс: односложные слова, состоящие из закрытого слога (кот, дом).
4-класс: двусложные слова с закрытым вторым слогом (лимон, диван).
5-класс: двусложные слова со стечение согласных в середине слова (лампа, юбка).
6-класс: двусложные слова из закрытых слогов (зонтик, медведь).
7-класс: трехсложные слова с закрытым слогом (телефон, самолет).
8-класс: трехсложные слова со стечением согласных (лягушка, подушка).
9-класс: трехсложные слова со стечением согласных в середине слова и закрытым вторым
слогом (автобус, художник).
10-класс: трехсложные слова с двумя стечениями согласных (снежинка, матрешка).
11 класс: односложные слова со стечением согласных в начале слова (хлеб, слон). 12 класс: односложные слова со стечением согласных в конце слова (бант, волк).
13 класс: двусложные слова с двумя стечениями согласных (скалка, спички).
- класс: четырехсложные слова с открытыми слогами (черепаха, балерина)
Диагностическая карта обследования слоговой структуры слова
Фамилия, имя ребенка, возраст__________________________________
Типы слогов по А.К. Марковой | Воспроизведение слов ребенком | |
I | ива дети дыня вода ваза весы | |
II | лопата собака сапоги малина колесо молоко | |
III | мак лук кит лев дом гусь | |
IV | лимон букет огонь утюг диван канат | |
V | банка письмо нитки кепка окно такси | |
VI | поднос дождик тюльпан дельфин костюм солдат | |
VII | колобок помидор ананас молоток магазин | |
VIII | яблоко колбаса улитка девочка ботинки | |
IX | осьминог автомат будильник апельсин охотник | |
X | избушка винтовка таблетки скакалка гармошка | |
XI | лист танк бинт флаг гном | |
XII | штанга птенцы клетка кнопка книжка | |
XIII | Буратино одеяло ящерица витамины паутина | |
XIV | земляника медвежата аквариум одуванчик холодильник |
2.Учебно-тематический план
Тема | Количество занятий |
Подготовительные занятия по знакомству детей с символами, дидактическим материалом | 2 |
Занятия по формированию слоговой структуры на уровне слога | 25 |
Занятия по формированию слоговой структуры на уровне слова, фраз | 9 |
Итого | 36 |
3.Структура и содержание группового занятия.
Занятие состоит из организационной части, основной и заключительной. Организационная часть включает в себя приветствие, упражнение на ориентировку в пространстве, на листе бумаги. В основную часть включены упражнения по работе над гласными звуками, слогами и словами разной слоговой структуры, упражнения на ритмизацию движений. Заключительная часть содержит рефлексию, подведение итогов занятия.
4.Тематическое содержание
месяц | Недели | Содержание | Материал |
СЕНТЯБРЬ | 2. | Составление программы кружка, планирование занятий, подбор литературы, материала | |
3. | Обследование слоговой структуры слова у детей старшей и подготовительной групп | Диагностическая карта | |
ОКТЯБРЬ | 1. | Вступительное занятие
| Индивид. тетради для детей, карандаши простые, картинка с изображением правильной позы за столом, настольный театр «Репка», мяч |
2. |
| Карточка с загадкой, ложки индивид. тетради, простые карандаши | |
3. |
3. Игра «Поезд» - ориентировка в пространстве. 4. Игра «Паровоз» - дети в такт движениям проговаривают слова. 5.Вопросы по занятию – упражнение на временно-пространственную ориентацию: - Что мы делали сначала? -Что мы делали потом? - Какое задание было последним? | Мяч, игрушки по количеству детей, карточка с текстом, изображение поезда | |
4. |
- Что мы делали сначала? -Что мы делали потом? - Какое задание было последним? | Символы артикуляции губ – картинки: трубочка, лягушка, окошко, картинки с изображением больших и маленьких капель, кубик с точками | |
НОЯБРЬ | 1. |
- Кто последний в колонне? - Перед кем ты стоишь? -За кем ты стоишь? - Кто стоит после тебя? - Между кем ты стоишь? и т.п. | План кабинета, бубны по количеству детей, ноутбук, колонки, индивид. тетради, простые карандаши. |
2. |
4. Дидактическая игра «Разрезные картинки»- собирание разрезной картинки, на которой количество частей соответствует количеству слогов слова. 5. Игра «Один-много» - словообразование существительных. | Мяч, кружки по 4 шт. для каждого ребенка, разрезные картинки из серии «Нужные игры» | |
3. |
- Сядет тот, кто в правильной очередности выполнит упражнения
| Карточка с загадкой, картинка с изображением гусенка, карточки с ритмическими схемами, индивид. тетради, простые карандаши | |
4. |
| Мяч, слоговые схемы, предметные картинки, прищепки по количеству детей, карточка с пальчиковой игрой, ритмические схемы | |
ДЕКАБРЬ | 1. |
| Схема – план, игрушка, картинки – муха, оса, весы, синица, сапоги, лопата, клубки ниток по количеству детей, пособие «Кулачки-ладошки» |
2. | 1.Игра «Поймай слово». Ребенок, поймавший мяч, «ловит» последнее слово и составляет с этим словом предложение и т.д. 2. Упражнение «Слово подели – цифру покажи»- соотнесение количества слогов с цифрой. 3. Игра «Молоток» - произнесение слога «Тук» в соответствии предложенного ритмического рисунка. 4. Игра «Разрезные картинки». 5. Беседа о содержании занятия: | Мяч, карточки с цифрами по количеству детей, предметные картинки, пособие «Кулачки-ладошки», разрезные картинки 2-сложных слов. | |
3. |
| Магнитные фишки, предметные картинки – паук, утка, муха, петух, лопата, малина, пароход, лимон, грибы, попугай, кукла, шкаф; пособие «Кулачки-ладошки», карточка с пальчиковой игрой, массажные мячики, индивид.тетради | |
4. |
| Мяч, пособие «Кулачки-ладошки», разрезные картинки 3-сложных слов | |
ЯНВАРЬ | 1. |
| предметные картинки, геометрические фигуры и картинки из игры серии игр-пазлов «Сибирский стиль» |
2. |
| предметные картинки, карточка с текстом «Паровоз», предметные картинки: лыжи, юла, жало, раки, чайка, пятки, лама, сосна | |
3. |
| Бубен, пособие, мяч, карточка с пальчиковыми играми | |
4. |
| предметные картинки, пособие «Кулачки-ладошки», индивидуальные тетради, карандаши | |
ФЕВРАЛЬ | 1. |
5.Упражнение «Упражнение «Выложи ритмический рисунок слова» 6. Беседа по занятию | Мяч, флажки зеленого и красного цвета, предметные картинки: дерево, утюги, окно, белка, грибы, лимон, голуби, стакан, предметные картинки овощей и фруктов |
2. |
| Мяч, пособие из серии «Нужные игры» (приложение к ж-лу «Логопед»), карточка с самомассажем | |
3. |
Слова: посылка, кукушка, кабинет, табуретка, станок, сундук, кактус, цыплята, конфеты.
От топота копыт, пыль по полю летит.
| Мяч, схема ритмического рисунка, предметные картинки, карточка с пальчиковой игрой, индивидуальные тетради, карандаши | |
4. |
4.Упражнение «Короткие и длинные слова» 5. Упражнение «Запомни-повтори» - воспроизведение слоговых цепочек. | Мяч, тетрадь-тренажер для формирования навыка звук.анализа и синтеза. Н.В. Нищева, карточка с физминуткой, мяч | |
МАРТ | 1. |
| индивидуальные тетради, фломастеры, мяч, текст скороговорки |
2. |
| карточки с загадками, картинки с овощами, пособие «Кулачки-ладошки» | |
3. |
2.Упражнение «Бусы» - графическое упражнение на переключение (чередование геометрических фигур) 3. Физминутка «Мишка» - координация речи с движениями. 4. Упражнение «Составь предложение» 5. Беседа по занятию. | Индивидуальные тетради, карандаши простые, текст физминутки | |
4. |
| Предметные картинки с животными, индивидуальные тетради, простые карандаши, тетрадь-тренажер для формирования навыка звук.анализа и синтеза. Н.В. Нищева, мяч | |
АПРЕЛЬ | 1. | 1.Упражнение «Поломанное слово». Логопед называет слово, делая хлопок вместо второго слога. Ребенок добавляет слог и называет слово целиком.
| предметные картинки, массажные мячики, мяч |
2. | 1. Игра «Какая картинка лишняя?»- называние слова, которое отличается от остальных количеством слогов. 2. Игра «Добавлялки». Дети стоят в шеренге. Логопед предлагает детям подобрать как можно больше слов к слову «холодный». Дети произносят словосочетание и делают шаг вперед. 3. Ритмическая игра «Капли» 4. Упражнение «Повтори предложение»- повторение предложений сложного слогового состава. 5. Беседа по занятию. | Предметные картинки, мяч, карточка с ритмической игрой, | |
3. | 1. Игра «Придумай чистоговорку» Детям предлагают придумать свою чистоговорки на заданные слоги. (са-са-са-…, бы-бы-бы… и т.д.) 2. Игра «Подбери слова». – подбор слов с разным количеством слогов. 3. Ритмическая игра «Инструменты» 4. Упражнение «Почини слово». Логопед произносит слова. Дети на правильное слово хлопают в ладоши и повторяют его, на неправильное топают ногой и исправляют деформированное слово. 5. Заучивание скороговорки. Идут леском гусак за гусаком. 6. Беседа по занятию. | Мяч, изображения домов с одним, двумя и тремя окнами, карточка с ритмической игрой | |
4. | 1. Упражнение «Придумай, как можно слов на заданный слог». Логопед просит детей придумать, как можно больше слов на слог «БА» («ДО») 2. Игра «Подбери картинку к схеме». Дети называют свою картинку и подбирают к ней карточку со схемой слоговой структуры. 4. Упражнение «Исправь ошибку». Логопед произносит предложения, а дети находят ошибку. 3. Упражнение «Кулак-ребро-ладонь» 5. Упражнение «Бусы» - графическое упражнение на переключение (чередование предметов) 6. Беседа по занятию. | Мяч, предметные картинки, карточки - схемы слоговой структуры, индивидуальные тетради, простые карандаши | |
МАЙ | 1. | 1. Игра «Назови ласково» - договаривание слов-определений, произнесение фразы целиком. Бабочка голубень…. – бабочка голубенькая. 2. Игра «Рассели насекомых на веточки». Логопед предлагает расставить картинки с насекомыми по веточкам деревьев: с одним листиком - насекомых в названии которых один слог, с двумя слогами – на веточку с двумя листиками и т.д. 3. Упражнение с массажными мячиками «Сверчок». 4. Упражнение «Правильно проговори слова» - произнесение слов сложной слоговой структуры. 5. Упражнение «Назови насекомое». - восприятие ритмического рисунка слова и подбор картинки к нему. 6. Беседа по занятию. | изображения насекомых, изображения веточек, массажные мячики по два на ребенка, карточка с считалкой «Сверчок» |
2. | 1. Игра «Подбери действие». Логопед предлагает к названию предмета подобрать действие (либо два действия) и составить предложения. 2. Игра «Повтори чистоговорку» 3. Игра «Домино». 4. Упражнение «Прошагай скороговорку». Каждый ребенок шагает вперед, произнося текст двустишия. 5. Упражнение «Доскажи словечко» - подбор слов к определенному слогу. 6. Беседа по занятию. | Мяч, карточка со скороговоркой | |
3. | 1. Игра «Заколдованное слово» Логопед произносит слова. Дети поднимают зеленый флажок, если слово звучит правильно, красный – неверно. Дети повторяют правильно слова – исправляют деформированное слово. 2. Упражнение «Повтори правильно предложение»- произнесение предложений со сложной слоговой структурой слов. 3. Упражнение «Составь рассказ про лето» – составление рассказа по цепочке по индивидуальным картинкам. 4. Беседа по занятию. | Предметные картинки: автобус, грузовик, мост стол, волк, попугай, змея, кукуруза, апельсин, скамейка, предметные картинки на тему «лето» | |
4. | 1. Упражнение «Придумай предложение». Логопед просит каждого ребенка взять по две картинки и с помощью них придумать предложение. 2. Заучивание потешки «Мошка». 3. Упражнение «Отстучи потешку». 4. Упражнение «Пропой потешку» 5. Упражнение «Собери пирамидку». Дети парами раскладывают картинки: самая нижняя картинка, в названии которой четыре слога, следующая с тремя слогами и т.д. 6. Беседа по занятию. | Предметные картинки, «Веселая логоритмика» Е.Железновой «Села мошка на ладошку», ноутбук, колонки, предметные картинки на разное количество слогов в словах. |
5.Условия реализации.
Основные правила для педагога в работе с детьми
Во время занятий необходимо учитывать психические особенности детей, их работоспособность, речевые возможности и характер нарушения слоговой структуры слова.
Принципы работы педагога с детьми:
- Комфортность: атмосфера доброжелательности, создание для каждого ребенка ситуации успеха;
- Личностно-ориентированное взаимопонимание: учет индивидуальных и психофизических возможностей каждого ребенка и группы в целом;
- Деятельность: переход от простого к сложному, побуждение ребенка самостоятельно выполнить то или иное задание.
Требования к помещению для проведения занятий
- Хорошо проветриваемое помещение,
- Наличие свободного пространства для проведения физминуток,
- Наличие столов и стульев соответственно количеству детей.
Методы обучения
В зависимости от поставленных задач используются различные методы: словесные, наглядные и практические, чаще всего работа строится на сочетании этих методов.
Словесные: объяснение, вопросы, напоминание, поощрение, анализ результатов собственной деятельности, инструкции.
Наглядные: показ, демонстрация, рисунки, карточки, схемы, символы.
Практические: выполнение заданий по образцу, без опоры на образец.
6. Методическое обеспечение
Литература:
- Большакова С.Е.. Преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей (методическое пособие). ООО «ТЦ Сфера», 2014
- Ж-л «Логопед».
- Картушина М.Д. Логоритмические задания в детском саду. ООО «ТЦ Сфера», 2003
- Костылева Н.Ю. Покажи и расскажи. Игровые упражнения на основе фонетической ритмики.
- Смирнова Л.Н., Овичинников С.Н. Логопедия в детском саду. Занятия с детьми 5-6 лет с ОНР.
- Нищева Н.В. Тетрадь-тренажер для формирование навыков звукового анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста.
- Интернет-ресурс.
7. Организация работы:
Сроки реализации
Программа реализуется в течение учебного года
Количество часов
36 часов
Периодичность
Занятия проводятся в логопедическом кабинете 1 раз в неделю во II половине дня.
Средства обучения (оборудование, атрибуты, материал)
- Музыкальные инструменты: бубны, деревянные ложки, погремушки;
- Счетные палочки;
- Мяч;
- Флажки;
- Предметные картинки;
- Набор карточек с рисунками. «Читаем по буквам», «Читаем по слогам». Учебно-игровой комплект. Изд. «ТЦ Сфера»;
- Кубик с точками;
- Символы звуков;
- Карточки с изображением артикуляционных поз;
- Индивидуальные тетради в крупную клетку;
- Карандаши простые;
- пособие «Кулачки-ладошки»;
- геометрические фигуры;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ
В связи с увеличением роли патриотического воспитания школьников огромное значение приобретает проблема организации и деятельности школьных музеев. Школьный музей обла...
Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка» Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка»
Срок реализации программы (октябрь-май) на учебный курс отводится 32 час (из расчета 1 час в неделю)....
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ "ПАЛИТРА" (интегрированные уроки ИЗО и ДПИ) Автор – разработчик: Топилина Юлия Геннадьевна, педагог дополнительного образования Возраст обучающихся –7-18 лет Срок реализации программы – 3 года
Данная образовательная программа отличается от аналогичных программ в некоторых важных аспектах. Прежде всего, особенностью программы является то, что ведущей формой её реализации является совместная ...
Дидактический материал по дополнительному образованию "Знакомимся с цифрами" (в рамках дополнительной общеобразовательной программы (дополнительная общеразвивающая программа). "Веселый счет ")
Знакомство детей с цифрами в стихотворной форме....
Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) «Музыкальная шкатулка»
Дополнительная общеразвивающая программа по музыке для детей с отклонениями в умственном развитии. В ней подробно описаны этапы, разделы программы и ее актуальность для данной категории детей....
Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) военно-патриотической направленности «Патриоты Отечества»
Возраст детей 12-16 летКак известно, патриотическое воспитание неразрывно связано с другими видами воспитания – нравственным, гражданским, демократическим, правовым, экологическим. Муниципальное ...
«Формирование психологического базиса для полноценного развития детей с ОВЗ, в дальнейшей социальной адаптации в обществе» путем реализации комплексной дополнительной образовательной программы (дополнительной общеразвивающей программы) «Надежда»
Дети с ограниченными возможностями здоровья – сложная категория детей, требующая к себе повышенного внимания, заботы и понимания.Одним из факторов психологического базиса для развития высших психическ...