Программа дополнительного образования "Слоговичок"
методическая разработка

Зверева Марина Викторовна

Программа дополнительного образования "Слоговичок"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma.docx52.9 КБ

Предварительный просмотр:

ПРИНЯТО

Педагогическим советом

Протокол от ____________

УТВЕРЖДЕНО

Заведующий МКДОУ

 детским садом «Тополек»

комбинированного вида

                 _______________ В.Н. Березан                                                                                               Приказом от    ______________

КРУЖОК

«СЛОГОВИЧОК»

Руководитель: Зверева Марина Викторовна

МКДОУ детский сад

«Тополек» комбинированного вида

КРУЖОК «Слоговичок»

  1. Пояснительная записка

Направленность

В данной программе уделяется внимание развитию оптико-пространственного представления, ритмической организации движений.

Возраст

Программа кружка разработана для детей 5-7 лет, имеющие нарушения в слоговой структуре слова.

Актуальность.

Коррекция нарушений слоговой структуры слова у детей с ОНР является малоизученной и недостаточной описанной темой. О важности данной проблемы говорит тот факт, что своевременное овладение правильной речью имеет большое значение для становления полноценной личности ребенка, а усвоение слоговой структуры слова является одной из предпосылок для овладения грамотой и дальнейшего успешного обучения ребенка в школе.

Среди разнообразных нарушений речи у детей дошкольного возраста одним из наиболее трудных для коррекции является такое особое проявление речевой патологии, как нарушение слоговой структуры слов. Этот дефект характеризуется трудностями в произношении слов сложного слогового состава (нарушение порядка слогов в слове, пропуски слогов, замещения). Способность к звуковому и слоговому анализу очень важна для формирования полноценного произношения звуков и освоения грамматических категорий языка. Способность к звуковому анализу также играет первоочередную роль в обучении ребенка чтению и письму. Поэтому немаловажной задачей считаю повышение и углубление работы в данном направлении.

Цель: Коррекция нарушений слоговой структуры слова у детей.

Задачи.

Коррекционные:

  1. Развитие оптико-пространственной ориентации, сомато-пространственной ориентации, развитие ориентации в двумерном пространстве (на листе бумаги), развитие временно-пространственной ориентации.
  2. Развитие динамической и ритмической организации движений.
  3. Формирование звукового и слогового анализа и синтеза.

Образовательные:

  1. Формирование представлений о правильной осанке при работе за столом.
  2. Закрепление навыков правильного захвата карандаша.

Воспитательные:

  1. Воспитание умения действовать по словесной инструкции, соразмеряя индивидуальный темп выполнения с заданным, умение самостоятельно продолжать выполнение поставленной задачи.
  2. Воспитание самоконтроля за собственными действиями.
  3. Формирование бережного отношения к учебному материалу.

Ожидаемый результат:

В результате проведенных занятий дети научатся вслушиваться в слова, воспроизводить слоговой и звуковой рисунок. Дети смогут выполнять звуковой и слоговой анализ слова. Научатся ориентироваться в пространстве, на листе бумаги. Сформируются навыки ритмической организации движений.

Итоговое мероприятие будет проведено в форме занятия.

Системный показатель

Обследование слоговой структуры слова

В процессе обследования ребенку предлагают произнести 14 типов слов с различной слоговой структурой по классификации А.К.Марковой. Виды заданий различны:

 ответить на вопросы целыми предложениями

 повторить фразы с многосложными словами,

 назвать предметные картинки,

повторить слова за логопедом.

 Все задания даются в игровой форме с использованием картинок.

Классификация слоговой структуры слов (по А.К. Марковой)

 1-класс: двусложные слова, состоящие из открытых слогов (бусы, лиса).

 2-класс: трехсложные слова, состоящие из открытых слогов (машина, лопата).

 3-класс: односложные слова, состоящие из закрытого слога (кот, дом).

 4-класс: двусложные слова с закрытым вторым слогом (лимон, диван).

 5-класс: двусложные слова со стечение согласных в середине слова (лампа, юбка).

 6-класс: двусложные слова из закрытых слогов (зонтик, медведь).

 7-класс: трехсложные слова с закрытым слогом (телефон, самолет).

8-класс: трехсложные слова со стечением согласных (лягушка, подушка).

 9-класс: трехсложные слова со стечением согласных в середине слова и закрытым вторым

 слогом (автобус, художник).

10-класс: трехсложные слова с двумя стечениями согласных (снежинка, матрешка).

11 класс: односложные слова со стечением согласных в начале слова (хлеб, слон).  12 класс: односложные слова со стечением согласных в конце слова (бант, волк).

 13 класс: двусложные слова с двумя стечениями согласных (скалка, спички).

  1. класс: четырехсложные слова с открытыми слогами (черепаха, балерина)

Диагностическая карта обследования слоговой структуры слова

Фамилия, имя ребенка, возраст__________________________________

Типы слогов по А.К. Марковой

Воспроизведение слов ребенком

I

ива                  дети

дыня                вода

ваза                  весы

II

лопата             собака

сапоги             малина

колесо             молоко

III

мак                   лук

кит                   лев

дом                  гусь

IV

лимон             букет

огонь               утюг

диван              канат

V

банка              письмо

нитки             кепка

окно               такси

VI

поднос           дождик

тюльпан        дельфин

костюм          солдат

VII

колобок         помидор

ананас            молоток

магазин

VIII

яблоко           колбаса

улитка           девочка

ботинки

IX

осьминог       автомат

будильник     апельсин

охотник

X

избушка          винтовка

таблетки         скакалка

гармошка

XI

лист                 танк

бинт                флаг

гном

XII

штанга           птенцы

клетка            кнопка

книжка

XIII

Буратино        одеяло

ящерица         витамины

паутина

XIV

земляника      медвежата

аквариум        одуванчик

холодильник

2.Учебно-тематический план

Тема

Количество занятий

Подготовительные занятия по знакомству детей с символами, дидактическим материалом

2

Занятия по формированию слоговой структуры на уровне слога

25

Занятия по формированию слоговой структуры на уровне слова, фраз

9

Итого

36

3.Структура и содержание группового занятия.

Занятие состоит из организационной части, основной и заключительной. Организационная часть включает в себя приветствие, упражнение на ориентировку в пространстве, на листе бумаги. В основную часть включены упражнения по работе над гласными звуками, слогами и словами разной слоговой структуры, упражнения на ритмизацию движений. Заключительная часть содержит рефлексию, подведение итогов занятия.

4.Тематическое содержание

месяц

Недели

Содержание

Материал

СЕНТЯБРЬ

2.

Составление программы кружка, планирование занятий, подбор литературы, материала

3.

Обследование слоговой структуры слова у детей старшей и подготовительной групп

Диагностическая карта

ОКТЯБРЬ

1.

Вступительное занятие

  1. Знакомство с тетрадью, работы с ней.
  2. «Правила за столом», правильное положение руки при письме.
  3. Проигрывание сказки «Репка» - закрепление понятий «впереди», «сзади», «за», «между».
  4. «Назови ласково»-подбор имени рядом стоящему ребенку в уменьшительно-ласкательной форме

Индивид. тетради для детей,

карандаши простые,

картинка с изображением правильной позы за столом,

настольный театр «Репка»,

мяч

2.

  1. Загадка про ложки.

  1. Игра «Заинька и ложки»- отбивание ритма на ложках
  2. Игра «Умелые ручки» - чередование различных поз рук.
  3. Работа в тетради – «Закончи ряд»
  4.  «Угадай слово»- упражнение в слоговом анализе.

Карточка с загадкой,

ложки

индивид. тетради, простые карандаши

3.

  1. «Доскажи словечко» - подбор слова в рифму.
  2. Игра «Найди свою игрушку» - различение длинных и коротких слов.

3. Игра «Поезд» - ориентировка в пространстве.

4. Игра «Паровоз» - дети в такт движениям проговаривают слова.

5.Вопросы по занятию – упражнение на временно-пространственную ориентацию:

- Что мы делали сначала?

-Что мы делали потом?

- Какое задание было последним?

Мяч,

игрушки по количеству детей,

карточка с текстом,

изображение поезда

4.

  1. Знакомство детей с губной артикуляцией и  их символами: «Лягушка», «Трубочка», «Окошко». Упражнение «Дождик» - воспроизведение ритма с опорой на наглядность
  2. Упражнение «Повтори за мной» - на развитие сомато-пространственной ориентации.
  3. Упражнение «Волшебный кубик».
  4. Вопросы по занятию – упражнение на временно-пространственную ориентацию :

- Что мы делали сначала?

-Что мы делали потом?

- Какое задание было последним?

Символы артикуляции губ – картинки: трубочка, лягушка, окошко,

картинки с изображением больших и маленьких капель,

кубик с точками

НОЯБРЬ

1.

  1. «Поиск клада» - ориентировка в кабинете по схематическому плану.
  2. Игра «Веселый бубен» (по Железновой).  Дети отбивают ритм, соответственно музыке: «громко-тихо».
  3. Игра «Кулачки-ладошки»- выполнение движений в соответствии с текстом.
  4. Упражнение «Дорога для машины». Работа в тетради.
  5. Дети строятся в колонну, логопед задает вопросы:

- Кто последний в колонне?

- Перед кем ты стоишь?

     -За кем ты стоишь?

     - Кто стоит после тебя?

     - Между кем ты стоишь? и т.п.

План кабинета,

бубны по количеству детей, ноутбук, колонки,

индивид. тетради, простые карандаши.

2.

  1. Упражнение с мячом «Отстучи слово по слогам»
  2. Упражнение «Эхо» - выкладывание символов звуков в правильной последовательности.
  3. Упражнение «Собери яблочки».

4. Дидактическая игра «Разрезные картинки»- собирание разрезной картинки, на которой количество частей соответствует количеству слогов слова.

5. Игра «Один-много» - словообразование существительных.

Мяч,

кружки по 4 шт. для каждого ребенка,

разрезные картинки из серии «Нужные игры»

3.

  1. Артикуляционные упражнения.

- Сядет тот, кто в правильной очередности выполнит упражнения

  1. Загадка про гуся
  2. Упражнение «Гусенок» - работа с ритмическими схемами: произнесение детьми слога «ГА» в соответствии со схемой:
  3. Игра «Запомни-повтори»  - повторение слогового ряда в сочетании с движениями рук.
  4. Графический диктант «Гусь»– рисование по инструкции логопеда
  5. Беседа, вопросы по занятию.

Карточка с загадкой,

картинка с изображением гусенка,

карточки с ритмическими схемами,

индивид. тетради, простые карандаши

4.

  1. Игра «Поймай слово». Дети в кругу. ведущий говорит предложение. «У нас в группе много игрушек» и кидает любому ребенку. Ребенок, поймавший мяч, «ловит» последнее слово – «игрушка» и составляет с этим словом предложение и т.д.
  2. Игра «Подели слова на слоги». 
  3. Пальчиковая игра «Котенок» – с прищепками
  4. Упражнение «Курочка» - соотнесение слоговых рядов с ритмической схемой.

Мяч,

слоговые схемы, предметные картинки,

прищепки по количеству детей,

карточка с пальчиковой игрой,

ритмические схемы

ДЕКАБРЬ

1.

  1. Игра «Где спряталась игрушка?» - нахождение игрушки по плану кабинета.
  2. Игра «Подели на слоги» - тренировка делать паузы между слогами.
  3. Игра «Клубочки» - повторение слогов с одновременным наматыванием нитки на клубок:
  4. Игра «Кулачки-ладошки» - выделение ударного слога.
  5. Игра «Поезд». Логопед предлагает детям построиться в колонну по инструкции.

Схема  план, игрушка, картинки – муха, оса, весы, синица, сапоги, лопата,

клубки ниток по количеству детей,

пособие «Кулачки-ладошки»

2.

1.Игра «Поймай слово». Ребенок, поймавший мяч, «ловит» последнее слово и составляет с этим словом предложение и т.д.

2. Упражнение «Слово подели – цифру покажи»- соотнесение количества слогов с цифрой.

3. Игра «Молоток» - произнесение слога «Тук» в соответствии  предложенного ритмического рисунка.

4. Игра «Разрезные картинки».

5. Беседа о содержании занятия:

Мяч,

карточки с цифрами по количеству детей,  предметные картинки,

пособие «Кулачки-ладошки»,

разрезные картинки 2-сложных слов.

3.

  1. Игра «Идем по лесенке» - воспроизведение слоговых рядов.
  2. Игра «Самый внимательный» - восприятие искаженных и правильно произносимых слов.
  3. Игра «Дождик».  – воспроизведение  заданного ритмического рисунка с произнесением слога «ТОП»
  4. Пальчиковая игра «Ёжик»
  5. Упражнение «Закончи ряд»- работа в тетрадях
  6. Игра «Доскажи чистоговорку»

Магнитные фишки,

предметные картинки – паук, утка, муха, петух, лопата, малина, пароход, лимон, грибы, попугай, кукла, шкаф;

пособие «Кулачки-ладошки»,

карточка с пальчиковой игрой, массажные мячики,

индивид.тетради

4.

  1. Игра «Поймай слово» 
  2. Упражнение «Собери слог (слово)».
  3. Игра «Кулачки-ладошки» - отхлопывание слоговой ряда самостоятельно по предложенной схеме.
  4. Игра «Разрезные картинки» 
  5. Игра «Встаньте по порядку»

Мяч,

пособие «Кулачки-ладошки»,

разрезные картинки 3-сложных слов

ЯНВАРЬ

1.

  1. Игра «Запомни-повтори» - выполнение многоступенчатой инструкции.
  2. Игра «Цепочка слов» - выкладывание картинок на столе по цепочке по первому и последнему звуку в словах:
  3. Игра «Что круглой и овальной формы?» - проговаривание словосочетаний со словами «круглый-овальный».
  4. Игра «Повтори слова»
  5. Беседа по занятию

предметные картинки,

геометрические фигуры и картинки из игры серии игр-пазлов «Сибирский стиль»

2.

  1. Игра «Прошагай слово».
  2. Упражнение по пособию «Кулачки-ладошки». Самостоятельное выкладывание детьми ритмического рисунка слова.
  3. Игра «Паровоз» - проговаривание слов с движениями. Выполнение движений соответственно тексту стихотворения.
  4. Игра «Отгадай слово» 
  5. Беседа по занятию.

предметные картинки,

карточка с текстом «Паровоз»,

предметные картинки: лыжи, юла, жало, раки, чайка, пятки, лама, сосна

3.

  1. Игра «Позвони в бубен» -называние детьми своих имен по слогам.
  2. Упражнение по пособию «Кулачки-ладошки» - самостоятельное выкладывание ритмического рисунка слова без опоры на картинки:
  3. Игра с мячом «Договори чистоговорку». 
  4. Пальчикоые игры «Стул», «Стол» - на перекрестное выполнение движений рук
  5. Упражнение «Подели слова на слоги» на подсчитывание слогов в словах со стечением согласных.

Бубен,

пособие,

мяч,

карточка с пальчиковыми играми

4.

  1. Упражнение «Запомни-посчитай» - называние количества определенного слога.
  2. Упражнение «Отпрыгай количество слогов в словах»
  3. Игра «Угадай зашифрованное слово».
  4. Упражнение «Выложи ритмический рисунок слова» - выкладывание ритмического рисунка слова, отхлопывание его, выделяя ударный слог.
  5. Упражнение «Помоги Мышке найти свою норку»  - графический диктант.

предметные картинки,

пособие «Кулачки-ладошки»,

индивидуальные тетради, карандаши

ФЕВРАЛЬ

1.

  1. Упражнение «Запомни - повтори»- воспроизведение ряда слов
  2. Упражнение «Заколдованное слово»
  3. Упражнение «Чистоговорка наоборот»
  4. Игра «Магазин» - деление слов на слоги.

5.Упражнение «Упражнение «Выложи ритмический рисунок слова»

6. Беседа по занятию

Мяч,

флажки зеленого и красного цвета, предметные картинки: дерево, утюги, окно, белка, грибы, лимон, голуби, стакан,

предметные картинки овощей и фруктов

2.

  1. Игра «Какое слово короче?» 
  2. Игра «Рассели по этажам» - деление слов на слоги.
  3. Игра «Отгадай слово»- отбор картинок, опираясь на ритмический рисунок слова.
  4. Самомассаж «Человек». Дети выполняют самомассаж соответственно тексту.
  5. Упражнение «Проговори фразу». Проговаривание словосочетаний со словом «вкусный»
  6. Беседа по занятию

Мяч,

пособие из серии «Нужные игры» (приложение к ж-лу «Логопед»),

карточка с самомассажем

3.

  1. Упражнение «Повтори 1-й слог в слове». «Сядет тот, кто назовет первый слог в слове»

Слова: посылка, кукушка, кабинет, табуретка, станок, сундук, кактус, цыплята, конфеты.

  1. Заучивание скороговорки:

От топота копыт, пыль по полю летит.

  1. Упражнение «Прохлопай скороговорку».
  2. Игра «Пары слов». - нахождение пары картинок, в словах которых один слог одинаковый.
  3. Пальчиковая игра «Прогулка»
  4. 6.Упражнение «Дорога для машины» - графический диктант      

Мяч,

схема ритмического рисунка,

предметные картинки,

карточка с пальчиковой игрой,

индивидуальные тетради, карандаши

4.

  1. Упражнение «Скажи на один слог больше, чем я»  - наращивание слогов.
  2. Игра «Что с чем дружит?»  - произнесение фраз.
  3. Упражнение «Пары слов» - выделение последнего и начального звука в слове.
  4. Физминутка «Самолет» - выполнение гимнастики, сопровождая словами.

4.Упражнение «Короткие и длинные слова» 

5. Упражнение «Запомни-повтори» - воспроизведение слоговых цепочек.

Мяч,

тетрадь-тренажер для формирования навыка звук.анализа и синтеза. Н.В. Нищева,

карточка с физминуткой,

мяч

МАРТ

1.

  1. Упражнение «Найди общий звук»- воспроизведение ряда слов с выделением общего звука в словах.
  2. Упражнение «Пальчики здороваются» - проговаривание скороговорки «Мишутка» с одновременным соприкосновением пальцев с большим.
  3. Упражнение «Назови членов семьи» - называние семьи животных.
  4. Упражнение «Бусы» - графическое упражнение на переключение.
  5. Упражнение «Снежный ком»- наращивание фразы.

индивидуальные тетради, фломастеры,

мяч, текст скороговорки

2.

  1. Игра «Угадай слово»- образование антонимов.
  2. Упражнение «Под сосной» - перекрестное выполнение движений руками.
  3. Загадывание загадок про овощи
  4. Игра «Отгадай слово» 
  5. Упражнение «Составь слово» - составление ритмического рисунка по пособию «Кулачки-ладошки»

карточки с загадками, картинки с овощами,

пособие «Кулачки-ладошки»

3.

  1. Игра «Шагаем по лесенке» - произнесение слов с подъемом пальцами по игрушечной лесенке.

2.Упражнение «Бусы» - графическое упражнение на переключение (чередование геометрических фигур)

3. Физминутка «Мишка» - координация речи с движениями.

4. Упражнение «Составь предложение»

5. Беседа по занятию.

Индивидуальные тетради, карандаши простые, текст физминутки

4.

  1. Игра «Подели на слоги». 
  2. Упражнение «Кто кем был?». Дети, пользуясь своей картинкой, должны ответить на вопрос «Кто кем был?»
  3. Упражнение «Нарисуй картину» - ориентация на листе. Дети в тетрадях рисуют по инструкции логопеда.
  4. Упражнение «Замкни цепочку» - выделение последнего и начального звука в словах.
  5. Упражнение «Поломанное слово». Логопед говорит окончание слова, отхлопывая его по слогам.
  6.  Беседа по занятию.

Предметные картинки с животными,

индивидуальные тетради, простые карандаши, тетрадь-тренажер для формирования навыка звук.анализа и синтеза. Н.В. Нищева,

мяч

АПРЕЛЬ

1.

1.Упражнение «Поломанное слово». Логопед называет слово, делая хлопок вместо второго слога. Ребенок добавляет слог и называет слово целиком.

  1. Игра «Домино». Дети выкладывают цепочку картинок в таком порядке, чтобы последний слог предыдущего и первый слог последующего слова был одинаковым.
  2. Пальчиковая гимнастика с массажными шариками.  Дети катают мячики по ладони и одновременно произносят ряд слогов.
  3. Игра «Придумай слово» - придумывание слов на заданный слог  (ма, ко и др.)
  4. Беседа по занятию.

предметные картинки,

массажные мячики, мяч

2.

1. Игра «Какая картинка лишняя?»- называние слова, которое отличается от остальных количеством слогов.

2.  Игра «Добавлялки». Дети стоят в шеренге. Логопед предлагает детям подобрать как можно больше слов к слову «холодный». Дети произносят словосочетание и делают шаг вперед.

3. Ритмическая игра «Капли»

4. Упражнение «Повтори предложение»- повторение предложений сложного слогового состава.

5. Беседа по занятию.

Предметные картинки, мяч,

карточка с ритмической игрой,

3.

1. Игра «Придумай чистоговорку» Детям предлагают придумать свою чистоговорки на заданные слоги. (са-са-са-…, бы-бы-бы… и т.д.)

2. Игра «Подбери слова». – подбор слов с разным количеством слогов.

3. Ритмическая игра «Инструменты»

4. Упражнение «Почини слово». Логопед произносит слова. Дети на правильное слово хлопают в ладоши и повторяют его, на неправильное топают ногой и исправляют деформированное слово.

5. Заучивание скороговорки.

Идут леском гусак за гусаком.

6. Беседа по занятию.

Мяч, изображения домов с одним, двумя  и тремя окнами, карточка с ритмической игрой

4.

1. Упражнение «Придумай, как можно слов на заданный слог». Логопед просит детей придумать, как можно больше слов на слог «БА» («ДО»)

2. Игра «Подбери картинку к схеме». Дети называют свою картинку и подбирают к ней карточку со схемой слоговой структуры.

4. Упражнение «Исправь ошибку». Логопед произносит предложения, а дети находят ошибку.

3. Упражнение «Кулак-ребро-ладонь»

5. Упражнение «Бусы» - графическое упражнение на переключение (чередование предметов)

6. Беседа по занятию.

Мяч, предметные картинки, карточки - схемы слоговой структуры,

индивидуальные тетради, простые карандаши

МАЙ

1.

1. Игра «Назови ласково» - договаривание слов-определений, произнесение фразы целиком.

Бабочка голубень…. – бабочка голубенькая.

2. Игра «Рассели насекомых на веточки». Логопед предлагает расставить картинки с насекомыми по веточкам деревьев: с одним листиком - насекомых в названии которых один слог, с двумя слогами – на веточку с двумя листиками и т.д.

3. Упражнение с массажными мячиками «Сверчок». 

4. Упражнение «Правильно проговори слова» - произнесение слов сложной слоговой структуры.

5. Упражнение «Назови насекомое». - восприятие ритмического рисунка слова и подбор картинки к нему.

6. Беседа по занятию.

изображения насекомых, изображения веточек,

массажные мячики по два на ребенка, карточка с считалкой «Сверчок»

2.

1. Игра «Подбери действие». Логопед предлагает к названию предмета подобрать действие (либо два действия) и составить предложения.

2. Игра «Повтори чистоговорку»

3. Игра «Домино».

4. Упражнение «Прошагай скороговорку». Каждый ребенок шагает вперед, произнося текст двустишия.

5. Упражнение «Доскажи словечко» - подбор слов к определенному слогу.

6. Беседа по занятию.

Мяч, карточка со скороговоркой

3.

1. Игра «Заколдованное слово» Логопед произносит слова. Дети поднимают зеленый флажок, если слово звучит правильно, красный – неверно. Дети повторяют правильно слова – исправляют деформированное слово.

2. Упражнение «Повтори правильно предложение»- произнесение предложений со сложной слоговой структурой слов. 

3. Упражнение «Составь рассказ про лето» – составление рассказа по цепочке по индивидуальным картинкам.

4. Беседа по занятию.

Предметные картинки: автобус, грузовик, мост стол, волк, попугай, змея, кукуруза, апельсин, скамейка,

предметные картинки на тему «лето»

4.

1. Упражнение «Придумай предложение». Логопед просит каждого ребенка взять по две картинки и с помощью них придумать предложение.

2. Заучивание потешки «Мошка».

3. Упражнение «Отстучи потешку». 

4. Упражнение «Пропой потешку»

5. Упражнение «Собери пирамидку». Дети парами раскладывают картинки: самая нижняя картинка, в названии которой четыре слога, следующая с тремя слогами и т.д.

6. Беседа по занятию.

Предметные картинки,

«Веселая логоритмика» Е.Железновой «Села мошка на ладошку», ноутбук, колонки,

предметные картинки на разное количество слогов в словах.

5.Условия реализации.

Основные правила для педагога в работе с детьми

Во время занятий необходимо учитывать психические особенности детей, их работоспособность, речевые возможности и характер нарушения слоговой структуры слова.

Принципы работы педагога с детьми:

  • Комфортность: атмосфера доброжелательности, создание для каждого ребенка ситуации успеха;
  • Личностно-ориентированное взаимопонимание: учет индивидуальных и психофизических возможностей каждого ребенка и группы в целом;
  • Деятельность: переход от простого к сложному, побуждение ребенка самостоятельно выполнить то или иное задание.

Требования к помещению для проведения занятий

  • Хорошо проветриваемое помещение,
  • Наличие свободного пространства для проведения физминуток,
  • Наличие столов и стульев соответственно количеству детей.

  Методы обучения

 В зависимости от поставленных задач используются различные методы: словесные, наглядные и практические, чаще всего работа строится на сочетании этих методов.

Словесные: объяснение, вопросы, напоминание, поощрение, анализ результатов собственной деятельности, инструкции.

Наглядные: показ, демонстрация, рисунки, карточки, схемы, символы.

Практические: выполнение заданий по образцу, без опоры на образец.

6. Методическое обеспечение

Литература:

  1. Большакова С.Е.. Преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей (методическое пособие). ООО «ТЦ Сфера», 2014
  2. Ж-л «Логопед».
  3. Картушина М.Д. Логоритмические задания в детском саду. ООО «ТЦ Сфера», 2003
  4. Костылева Н.Ю. Покажи и расскажи. Игровые упражнения на основе фонетической ритмики.
  5. Смирнова Л.Н., Овичинников С.Н. Логопедия в детском саду. Занятия с детьми 5-6 лет с ОНР.
  6. Нищева Н.В. Тетрадь-тренажер для формирование навыков звукового анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста.
  7. Интернет-ресурс.

7. Организация работы: 

Сроки реализации

Программа реализуется в течение учебного года

Количество часов

36 часов

Периодичность

Занятия проводятся в логопедическом кабинете 1 раз в неделю во II половине дня.

Средства обучения (оборудование, атрибуты, материал)

- Музыкальные инструменты: бубны, деревянные ложки, погремушки;

- Счетные палочки;

- Мяч;

- Флажки;

- Предметные картинки;

- Набор карточек с рисунками. «Читаем по буквам», «Читаем по слогам». Учебно-игровой комплект. Изд. «ТЦ Сфера»;

- Кубик с точками;

- Символы звуков;

- Карточки с изображением артикуляционных поз;

- Индивидуальные тетради в крупную клетку;

- Карандаши простые;

- пособие «Кулачки-ладошки»;

- геометрические фигуры;

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ

    В связи с увеличением роли патриотического воспитания школьников огромное  значение приобретает проблема организации и деятельности школьных музеев. Школьный музей обла...

Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка» Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка»

Срок реализации программы (октябрь-май)   на учебный курс отводится 32 час  (из расчета 1 час  в  неделю)....

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ "ПАЛИТРА" (интегрированные уроки ИЗО и ДПИ) Автор – разработчик: Топилина Юлия Геннадьевна, педагог дополнительного образования Возраст обучающихся –7-18 лет Срок реализации программы – 3 года

Данная образовательная программа отличается от аналогичных программ в некоторых важных аспектах. Прежде всего, особенностью программы является то, что ведущей формой её реализации является совместная ...

Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) «Музыкальная шкатулка»

Дополнительная общеразвивающая программа по музыке для детей с отклонениями в умственном развитии. В ней подробно описаны этапы, разделы программы и ее актуальность для данной категории детей....

Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) военно-патриотической направленности «Патриоты Отечества»

Возраст детей 12-16 летКак известно, патриотическое воспитание неразрывно связано с другими видами воспитания – нравственным, гражданским, демократическим, правовым, экологическим. Муниципальное ...

«Формирование психологического базиса для полноценного развития детей с ОВЗ, в дальнейшей социальной адаптации в обществе» путем реализации комплексной дополнительной образовательной программы (дополнительной общеразвивающей программы) «Надежда»

Дети с ограниченными возможностями здоровья – сложная категория детей, требующая к себе повышенного внимания, заботы и понимания.Одним из факторов психологического базиса для развития высших психическ...