ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
статья

Профессиональная подготовка специалиста по физической культуре и спорту является сложной, динамичной педагогической системой, эффективность функционирования которой зависит от многих факторов, которые проявляются на основе общих закономерностей педагогического процесса и управления им.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bulatov_a.a._statya.docx18.01 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ

КУЛЬТУРЕ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Шевченко А.Э., Булатов А.А.

г. Тамбов, МБУ ДО «Детско-юношеская спортивная школа № 4»

        Профессиональная подготовка специалиста по физической культуре и спорту является сложной, динамичной педагогической системой, эффективность функционирования которой зависит от многих факторов, которые проявляются на основе общих закономерностей педагогического процесса и управления им.

        Педагогическое образование является составной частью системы образования России. Одной из важных проблем современного российского образования остается проблема качества подготовки молодых специалистов. В «Концепции модернизации российского образования на период до 2018 г.» подчеркивается: «развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, способные самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, быть мобильными, динамичными, конструктивными специалистами, обладать развитым чувством ответственности за судьбу страны. Социальный заказ предполагает подготовку конкурентоспособного специалиста, готового к адаптации в современной социокультурной среде, с высоко профессиональным отношением к труду и потребностью в непрерывном самообразовании, самоактуализации, саморазвитии в профессиональной деятельности. Выпускники призваны стать носителями идей обновления лучших традиций отечественного образования и мирового опыта». В современных условиях, когда на студентов обрушиваются потоки информации, встает необходимость координально нового подхода к определению целей, задач и принципов образования. В основе современной образовательной системы лежат педагогические, технологические, управленческие инновации, ориентированные на максимальное развитие личности, направленные на мобилизацию потенциала самоорганизации обучения. Особое внимание в настоящее время уделяется формированию навыков самостоятельного получения информации и ее обработки. Закон Российской Федерации «Об образовании» ориентировал современную систему образования на «обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее

реализации». Выдвижение на передний план проблем самопознания, самоопределения личности и отсутствие необходимого для этого материала в содержании образования не позволяет достичь этой цели выпускникам высших учебных заведений.  Смена образовательной парадигмы на рубеже столетий связывает цели образования с изменением качества человека, который должен воплощать идеал единства его духовных и физических сил, быть творцом самого себя. Это обусловливает необходимость появления нового содержания знания, предлагаемого ему в системе образования, где особую значимость приобретает методический потенциал информации. Реформирование системы высшего профессионального образования существенным образом отразилось на формировании его содержания. В основу разработки содержания высшего профессионального образования, были положены следующие принципы:

 – универсальность – полный набор гуманитарных дисциплин, обеспечивающих базовую подготовку в единстве с профессиональной и специализированной образовательной программами;

 – интерактивность – междисциплинарная кооперация научных исследований и учебных предметов, содержательное и структурно-функциональное единство учебного процесса;

 – целостность картины мира, воссоздаваемая комплексом базовых дисциплин на основе единства цели, взаимодополнительности содержания и единства требований;

 – фундаментальность – научная основательность и высокое качество социогуманитарной и общекультурной, психолого-педагогической и специальной подготовки;

 – профессиональность– овладение многообразными социальными технологиями;

 – вариативность – гибкое сочетание обязательных базовых курсов и дополнительных дисциплин по выбору с широким сектором специализированных учебных предметов специального гуманитарно-культурологического профилей, многообразие алгоритмов обучения в соответствии с индивидуальными возможностями студентов, свободный выбор объема, темпов и форм образования;

 – многоуровневость – подготовка на ступенях общего, базового (бакалавр) и полного (магистр) высшего образования, аспирантура, различные формы послевузовского повышения квалификации.

        Главная цель профессионального образования в области физической культуры заключается в подготовке высококвалифицированных специалистов для всех звеньев системы физической культуры и спорта на основе реального спроса на их услуги, в их способности обеспечить качественное педагогическое сопровождение всего многообразия физкультурно-оздоровительных программ в различных образовательных учреждениях и других организационных структурах физической культуры и спорта. В последнее время ведется большое количество педагогических исследований в области высшего профессионального физкультурного образования, однако их применение не удовлетворяет потребности государства, общества, личности. Непродуктивным оказывается стихийное использование всевозможных технологий и инноваций. Исходя из этого назрела необходимость построения новой технологии подготовки специалиста по физической культуре и спорту в современных условиях высшего профессионального образования. Содержание образовательного процесса должно выстраиваться в соответствии со стратегиями личностного и профессионального развития. Подготовка специалиста гуманитарного профиля (к которому и относится специалист по физической культуре), предполагает решение трех групп задач:

 – базовая гуманитарная подготовка;

 – формирование проектных качеств и способностей личности;

 – овладение специальными технологиями.

        Модернизированная система требований к качеству подготовки специалиста в области физической культуры и спорта, может включать в себя усиление гуманистической ориентации специалиста, высокий уровень его знаний в области психологии мотиваций, потребностей и свободы выбора вида физкультурной или спортивной деятельности. От специалиста будущего потребуется способность к ускоренному освоению наукоемких технологий физического воспитания и спортивной подготовки. Ему будут необходимы глубокие знания в области технологий естественного и стимулируемого развития физического потенциала человека, умения и навыки выполнения его типологических и, особенно, индивидуальных характеристик занимающихся и построения адекватных им программ физического и спортивного совершенствования, а также организации инфраструктур обеспечения их полноценной реализации. В своем исследовании мы придерживаемся позиции ведущих ученых, считающих, что профессиональная подготовка специалиста по физической культуре и спорту является сложной, динамичной педагогической системой, эффективность функционирования которой зависит от многих факторов, которые проявляются на основе общих закономерностей педагогического процесса и управления им. Эффективное решение проблемы модернизации высшего профессионального образования невозможно без комплексных исследований в различных научных сферах, таких как философия, педагогика, акмеология, психология, социология, путем интеграции их положений в едином исследовании. На основании этого возникла необходимость приведения в соответствие социально-экономических условий подготовки специалистов этой области деятельности, новых «социальных заказов» на подготовку кадров в этой области, требований к выпускнику, диктуемых временем, включая координацию всех основных звеньев системы подготовки, обеспечивающих формирование высококвалифицированных специалистов в сфере физической культуры и спорта. В процессе получения высшего профессионального образования остро встает необходимость в создании максимально приближенных условий будущей деятельности специалиста по физической культуре, для того чтобы студент предвидел результат своей деятельности и мог адаптироваться и самоопределяться в изменяющихся условиях жизни.

        При подготовке специалистов по физической культуре очевидна необходимость в разработке и учебных программ, организующих деятельность студентов по овладению знаниями и умениями, дающих ему информацию по содержанию учебной деятельности. С этой целью преподавателю важно ориентироваться в том, какие знания и с какой целью он хочет сформировать у студента. Немаловажную роль играет установление последовательности действий, структура операционального состава, исполнительская, оценочная, ориентировочная, нахождение способов повышения мотивации к учебно-познавательной деятельности. Если студент не видит выхода в решении той или иной ситуации, не видит результатов своей познавательной деятельности, снижается развивающая и мотивирующая функции обучения. Таким образом, применение наукоемких подходов, основанных на системном исследовании изучаемых явлений, позволяет найти резервы в повышении качества и эффективности новой педагогической системы профессиональной подготовки специалистов в области физической культуры и спорта.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеграция профессиональной подготовки специалистов

При организации обучения на основе интеграции важно определить степень привлечения смежного материала других дисциплин,выделить взаимосвязанный материал,наметить конкретные вопросы для изучения по каж...

ВОЗМОЖНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ УРОКОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ.

В основу современной системы освоения ценностей физической культуры закладываются инновационные подходы и педагогические технологии, которые сформировались в последнее время. Их необходимо  адапт...

«Теоретическая подготовка на уроках физической культуры с использованием современных информационных технологий»

Тезисы к моему выступлению на нучно-практическом семинаре "Актуальные проблемы физического воспитания в современной школе" в С-Пб АППО 30.01.2012 г....

Статья на тему: "СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ МЕТОДОВ"

В статье показано исследование адаптации к физической нагрузке путем анализа динамики порогового межимпильсного интервала при предъявлении испытуемому парных световых импульсов....

Значение курса для профессиональной подготовки специалиста по физической культуре

Термин физическая культура был впервые использован в Англии и США в 1890-х гг. В России термин физическая культура стал упоминаться в печати с 1908-1910 гг. Под физической культурой тогда понимали дея...

Проект на тему «Профессионально прикладная физическая подготовка учителя по физической культуре»

ПРОЕКТНОЕ ЗАДАНИЕТема: «Профессионально прикладная физическая подготовка учителя по физической культуре» Содержание Исходные данные 3Актуальность 8Цели и задачи проекта 11Этапы п...