Значение курса для профессиональной подготовки специалиста по физической культуре
учебно-методический материал по физкультуре
Термин физическая культура был впервые использован в Англии и США в 1890-х гг. В России термин физическая культура стал упоминаться в печати с 1908-1910 гг. Под физической культурой тогда понимали деятельность человека и общества, направленную на физическое воспитание, образование и укрепление здоровья.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1.docx | 16.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема 1. Значение курса для профессиональной подготовки специалиста по физической культуре.
Предмет, задачи, и значение учебной дисциплины «Теория и история физической культуры».
Лекция №1.
Определение понятия «история физической культуры».
Термин физическая культура был впервые использован в Англии и США в 1890-х гг. В России термин физическая культура стал упоминаться в печати с 1908-1910 гг. Под физической культурой тогда понимали деятельность человека и общества, направленную на физическое воспитание, образование и укрепление здоровья.
Начать рассмотрение курса следует, прежде всего, с определения понятий «физическая культура», «физическое воспитание», «спорт», «система физической культуры и спорта» и др. Данные понятия содержательно изложены в федеральном законе «О физической культуре и спорте в РФ». Физическая культура – часть культуры, представляющая собой совокупность ценностей, норм и знаний, создаваемых и используемых обществом в целях физического и интеллектуального развития способностей человека, совершенствования его двигательной активности и формирования здорового образа жизни, социальной адаптации путем физического воспитания, физической подготовки и физического развития; физическое воспитание – процесс, направленный на воспитание личности, развитие физических возможностей человека, приобретение им умений и знаний в области физической культуры и спорта в целях формирования всесторонне развитого и физически здорового человека с высоким уровнем физической культуры; спорт – сфера социально-культурной деятельности как совокупность видов спорта, сложившаяся в форме соревнований и специальной практики подготовки человека к ним; система физической культуры и спорта – совокупность государственных и общественных организаций, осуществляющих деятельность в целях физического воспитания населения и развития спорта в Российской Федерации; физкультурное (физкультурно-спортивное) движение – форма социального движения, целью которого является содействие повышению уровня физической культуры населения, целенаправленной деятельности государственных и общественных организаций, граждан по развитию физической культуры и спорта; олимпийское движение России – составная часть международного олимпийского движения, целью которого является развитие спорта как одного из средств достижения физического и духовного совершенства человека, укрепление международного спортивного сотрудничества; физкультурно-спортивная организация – юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, осуществляющее деятельность в области физической культуры и спорта в качестве основного вида деятельности; физическая подготовка – процесс, направленный на развитие физических качеств, способностей (в том числе навыков и умений) человека с учетом вида его деятельности и социально-демографических характеристик; массовый спорт – часть спорта, направленная на физическое воспитание и физическое развитие граждан посредством проведения организованных и (или) самостоятельных занятий, а также участия в физкультурных мероприятиях и массовых спортивных мероприятиях; профессиональный спорт – часть спорта, направленная на организацию и проведение спортивных соревнований, за участие в которых и подготовку к которым в качестве своей основной деятельности спортсмены получают вознаграждение от организаторов таких соревнований и (или) заработную плату; спортсмен – физическое лицо, занимающееся выбранными видом или видами спорта и выступающее на спортивных соревнованиях.
Исходя из вышеизложенного можно определить историю физической культуры как науку о закономерностях возникновения и развития идей, организационных форм, средств и методов физической культуры и спорта в связи с экономическими, политическими и культурными условиями жизни общества; дающую научный анализ возникновения и развития физической культуры, как одной из форм общественной жизни и составной части общей культуры общества.
Предмет, задачи, методы познания в истории физической культуры.
Источники истории физической культуры многообразны – архивные материалы, летописи, археологические и этнографические данные, памятники изобразительного искусства, кино- и фотоматериалы, документы правительственных и неправительственных организаций.
История физической культуры – наука интересная и познавательная. Многоплановы ее направления: от эволюции ее возникновения и развития, происхождения и распространения средств, форм и систем физического воспитания до спортивной и оздоровительной деятельности людей, международных движений и Олимпийских игр.
В системе теоретико-педагогических дисциплин, изучаемых на специализированных факультетах, этой науке в рамках учебного предмета «История физической культуры и спорта» отводится значительное место. Указанная дисциплина относится к профилирующим, т.к. является основой других По своей структуре предмет "История физической культуры и спорта" представлен двумя частями – всеобщей историей и отечественной историей физической культуры.
Суть дисциплины истории физической культуры состоит в том, чтобы узнать какую роль, играла физическая культура в жизни общества на всех этапах его развития.
Цель изучаемого предмета – профессиональная подготовка высококвалифицированных специалистов.
Основные задачи истории физической культуры и спорта:
-показать с научных позиций становление, состояние и развитие физической культуры и спорта в разные периоды существования человеческого общества;
- раскрыть значимость, место и роль физической культуры и спорта в жизни общества на разных этапах его развития;
-способствовать формированию научного мировоззрения, воспитанию патриотизма и интернационализма, исторического самосознания и критического мышления;
- формировать любовь к благородной профессии педагога, тренера, организатора и пропагандиста физической культуры и спорта;
-способствовать повышению общей педагогической культуры, расширению умственного кругозора, обогащению знаниями в области физической культуры и спорта.
Ведущий метод познания истории физической культуры и спорта – исторический , и ее правомерно рассматривать как отрасль исторической науки. Специфика истории физической культуры и спорта заключается в том, что она находится на стыке двух наук – истории и физической культуры. Объектом науки истории в данном случае является физическая культура.
Значение истории физической культуры и спорта очень важно при подготовке квалифицированных специалистов в области физической культуры и спорта. Ее изучение способствует расширению общего кругозора специалистов, их эрудиции, активизации творческого мышления, повышает теоретический уровень и обогащает опытом прошлого. Знание истории физической культуры и спорта помогает лучше понять процессы, происходящие в физкультурном движении в настоящее время, позволяет предвидеть тенденции его развития, прогнозировать его будущее.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интеграция профессиональной подготовки специалистов
При организации обучения на основе интеграции важно определить степень привлечения смежного материала других дисциплин,выделить взаимосвязанный материал,наметить конкретные вопросы для изучения по каж...
Консультация для молодых специалистов по физической культуре в ДОУ «Оздоровительно-развивающие игры для дошкольников»
Консультация для молодых воспитателей о роли подвижных игр для детей дошкольного возраста....
Статья на тему: "СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ МЕТОДОВ"
В статье показано исследование адаптации к физической нагрузке путем анализа динамики порогового межимпильсного интервала при предъявлении испытуемому парных световых импульсов....
Рецензия на программу элективного курса для учащихся 7-х классов «Физическая культура и оптимизация процесса спортивной подготовки: организационная культура личности юного спортсмена», Авторы: к.п.н., доцент Кузьменко Г.А. (МПГУ),
Рецензия на программу элективного курса "Физическая культура и оптимизация процесса спортивной подготовки..........."...
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
Профессиональная подготовка специалиста по физической культуре и спорту является сложной, динамичной педагогической системой, эффективность функционирования которой зависит от многих факторов, которые...
Проект на тему «Профессионально прикладная физическая подготовка учителя по физической культуре»
ПРОЕКТНОЕ ЗАДАНИЕТема: «Профессионально прикладная физическая подготовка учителя по физической культуре» Содержание Исходные данные 3Актуальность 8Цели и задачи проекта 11Этапы п...