Факультатив "Занимательный русский язык"
рабочая программа (5, 6, 7, 8, 9 класс)

Занимательный русский язык

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poyasnitelnaya_zapiska._fak.docx61.81 КБ

Предварительный просмотр:

казенное  специальное

(коррекционное) образовательное учреждение

Ханты-Мансийского округа - Югры

для обучающихся, воспитанников

с ограниченными возможностями здоровья

«Радужнинская специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа  VIII вида».

                                                                                                                                                                                                                                        Утверждена

                                  Приказом директора

               КУ «Радужнинская  специальная

   (коррекционная ) общеобразовательная

школа VIII вида

От ______________2013 г. № _________

                                                                        Рабочая программа факультатива

«Занимательный русский язык»

                                                                                                          5, 6,7,8,9 классы                                                                                                

                                                                                                                                                                               Составитель: Л.Ш.Гусенова

                                                                                                                                                                учитель русского языка и  литературы

                                                                                   2013-2014 учебный год

                                                                                   Рабочая программа

факультатива  по русскому языку «Занимательный русский язык»

2. Пояснительная  записка.

        Рабочая программа по факультативу  «Занимательный русский язык» составлена в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта  на основании следующих нормативно-правовых документов:

Основания для написания рабочей учебной программы

  • Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII  вида  5  –  11 классы.  /Под ред. И.М. Бгажноковой.- М.: Просвещение,  2008
  • Приказ Департамент образования и молодежной политики от 31.08.2013 №1046   «О внесении изменений в приказ от 07.09.2011  №706 «Об утверждении примерных учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений (классов) для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья Ханты-Мансийского автономного округа – Югры»
  • Приказ по школе  от 05.04.2013 №086 «Об утверждении учебного плана на 2013-2014 учебный год»
  • Приказ по школе  от 08.08.2013 №175  «Об утверждении образовательной программы на 2013-2014 учебный год»
  • Приказ по школе от 15.08.2013 №178 «Об определении перечня учебников на 2013-2014 учебный год»

              Настоящая программа составлена на основе Базисного учебного плана для специальных (коррекционных) учреждений 8 вида. Особенностью учебного плана является то, что этот предмет решает в основном общеразвивающие, социокультурные и практические задачи. Программа раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения предмета.

Структура документа         

Структура рабочей  программы по факультативу  является формой представления учебного предмета как целостной системы, отражающей внутреннюю логику организации учебно-методического материала, и включает в себя следующие элементы:

  1. титульный лист;
  2. пояснительную записку;
  3. требования к уровню подготовки учащихся;
  4. основное содержание тем учебного курса;
  5. календарно-тематический план;
  6.  перечень учебно-методического обеспечения;
  7. список литературы (основной и дополнительной);

Настоящая программа по факультативу «Занимательный русский язык» составлена на 34 часа (1 час в неделю) и в соответствии с учебным планом школы, рассчитана на 1 год обучения и является программой базового уровня обучения.

      Обучение русскому языку детей с интеллектуальными нарушениями предполагает формирование у них коммуникативно-речевых умений, владение которыми в дальнейшем поможет выпускникам специальных (коррекционных) учреждений VIII вида максимально реализоваться в самостоятельной жизни, занять адекватное социальное положение в обществе.

Специфика

отражается не только в системе обучения данному предмету, но и в содержании материала, в структуре его размещения.

Изучение русского языка  в школе направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
  • совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
  • освоение знаний о русском языке, его устройстве; об особенностях функционирования русского языка в различных сферах и ситуациях общения; об основных нормах русского литературного языка; об особенностях русского речевого этикета;
  • формирование умений опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации, сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.

Реализация указанных целей достигается в процессе формирования и развития следующих предметных компетенций: коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой), культуроведческой.                                                                                                          Коммуникативная компетенция предполагает овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.       Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции предполагают освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов.                                                                                                                                                                                  Культуроведческая компетенция предполагает осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.                                                                                                                                                                                          Учебный предмет «Русский язык» в школе выполняет цели, обусловленные ролью родного языка в развитии и воспитании личности ребенка, а также ролью родного языка в усвоении всех изучаемых предметов в школе.

«Русский язык» в школе выполняет дополнительные цели, обусловленные его статусом государственного языка, средства межнационального общения в повседневной жизни и профессиональной деятельности; приобщает учащихся к культуре русского народа, обеспечивает их готовность к межнациональному общению.                                                                                                                                         Программа факультатива направлена на развитие познавательного интереса обучающихся.

Учащиеся должны:

  • Получить достаточно прочные навыки грамотного письма на основе изучения элементарного курса грамматики;
  • Научиться правильно и последовательно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
  • Быть социально адаптированными в плане общего развития и сформированности нравственных качеств.

Данная программа включает в себя разделы: грамматика, правописание и развитие речи. Обучение русскому языку носит коррекционную и практическую направленность, что определяется содержанием и структурой учебного предмета.                                                                                 Программа формулирует следующие задачи преподавания русского языка:

  • Вырабатывать достаточно прочные навыки грамотного письма на основе усвоения звукового состава языка, элементарных сведений по грамматике и правописанию;
  • Повышать уровень общего развития учащихся;
  • Учить школьников последовательно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
  • Развивать нравственные качества школьников.

Методы обучения  русскому языку                                                                                                                                                                                                                 Словесные, наглядные, практические: объяснение, рассказ, беседа, демонстрация, работа с учебником, наблюдения, упражнение, игра, самостоятельная работа, практическая работа, обучающий контроль, экскурсия, ситуационный метод и т.д.

Приёмы работы:

- постановка перед учащимися цели урока;

- дидактические игры;

- проблемная ситуация;

- игровые приёмы;

- занимательные упражнения;

- создание увлекательных ситуаций;

- сравнение (один из важных приёмов обучения);

- материализация, т. е. умение конкретизировать любое отвлечённое понятие, использовать его в жизненной ситуации;

- использование «опорных схем»;

- приём наглядности и иллюстрированности;

- приём обратной связи;

- приём контроля качества знаний, умений и навыков;

- приём контроля и самоконтроля и т. д.

На данном этапе обучения основной метод работы – упражнения, которые служат целям закрепления изученного материала.                                                     Учебный материал каждого класса делится на следующие разделы:

  • Грамматика и правописание.
  • Звуки и буквы.
  • Слово.
  • Предложение.
  • Связная речь, культура речи

В процессе изучения грамматики и правописания у школьников развивается устная и письменная речь, формируются практически значимые орфографические и пунктуационные навыки, воспитывается интерес к родному языку. Элементарный курс грамматики направлен на коррекцию высших психических функций учащихся с целью более успешного осуществления их умственного и речевого развития.                                    В 5—9 классах продолжается работа по звукобуквенному анализу. Учащиеся овладевают правописанием значимых частей слова и различных частей речи. Большое внимание при этом уделяется фонетическому разбору.                                                                                                   С 5 класса начинается систематическое изучение элементарного курса грамматики и правописания. Основными темами являются состав слова и части речи. Изучение состава слова, словообразующей роли значимых частей слова направлено на обогащение и активизацию словаря учащихся. В процессе упражнений формируются навыки правописания (единообразное написание гласных и согласных в корне слова и приставке). Большое значение для усвоения правописания имеет морфемный разбор, сравнительный анализ слов, различных по произношению, сходных по написанию (подбор гнезд родственных слов) и др.                                                                                                      Части речи изучаются в том объеме, который необходим учащимся для выработки практических навыков устной и письменной речи — обогащения и активизации словаря, формирования навыков грамотного письма.                                                                                           Изучение предложений имеет особое значение для подготовки школьника с психическим недоразвитием к самостоятельной жизни, к общению. Эта тема включена в программу всех лет обучения. Работа организуется так, чтобы в процессе упражнений формировать у школьников навыки построения простого предложения разной степени распространенности и сложного предложения. Одновременно закрепляются орфографические и пунктуационные навыки.                                                                                                                                           Большое внимание уделяется формированию навыков связной письменной речи, т. к. возможности школьников с нарушением интеллекта излагать свои мысли в письменной форме весьма ограничены. В связи с этим ведется постоянная работа над развитием их фонематического слуха и правильного произношения, обогащением и уточнением словаря, обучением построению предложений, связному устному и письменному высказыванию. Подготовительные упражнения — ответы на последовательно поставленные вопросы, подписи под серие рисунков, работа с деформированным текстом создают основу, позволяющую учащимся овладеть такими видами работ, как изложение и сочинение.                                                                                                                                                                                                                               В 5–9 классах школьникам прививаются навыки делового письма. Обучение осуществляется по двум направлениям: учащиеся получают образцы и упражняются в оформлении деловых бумаг (бланков, квитанций и др.); в то же время предусматривается формирование навыков четкого, правильного, логичного и достаточно краткого изложения своих мыслей в письменной форме (при составлении автобиографии, заявления, расписки и др.).                                                                                                                                                                                              Дети с задержкой психического и умственного развития имеют свои специфические особенности и требуют особых методических приёмов в работе с ними. Необходим индивидуальный подход при выборе места в классе (наиболее удобное, светлое или ближе к учителю). Им чаще нужно напоминать о технике безопасности.

В результате изучения русского языка в школе ученик должен

знать:

  • смысл понятий речь устная и письменная; текст, его функционально-смысловые типы;
  • основные единицы языка, их признаки;
  • нормы речевого этикета;

уметь

  • объяснять роль языка в жизни человека и общества; роль русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения;
  • определять тему, основную мысль текста; опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа.
  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
  • -адекватно понимать информацию устного сообщения; 
    - осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения в собственной речевой практике;
  • - правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдая нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.);
  • -соблюдать этические нормы речевого общения (нормы речевого этикета);
  • - соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
  • - соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;
  • - владеть навыками речевого самоконтроля: оценивать свою речь с точки зрения ее правильности, находить грамматические и речевые ошибки и недочеты, исправлять их, совершенствовать и редактировать собственные тексты.                                                                            У детей с нарушением интеллекта, как правило, в процессе обучения выявляются следующие проблемы и трудности:

Проблема

Пути решения

Замедление процесса усвоения и запоминания учебного материала

Применение разнообразных методов объяснения материала(предпочтительно игровых), использовании е различных мнемотехник

Нарушение (иногда отсутствие) ассоциативного, абстрактного мышления

Расширение общего кругозора, наглядная демонстрация связей между различными предметами окружающего мира, между буквой и звуком, словом и его значением

Малый словарный запас, однообразие и предельная простота грамматических конструкций, употребляемых в речи

Приобщение к чтению, работа над художественным словом, а также текстами различных стилей речи

Нарушение процесса концентрации внимания

Чередование форм работы, активное вклчение в учебный процесс элементов игры, соревнования, самостоятельного поиска информации

Низкая мотивация к обучению

Преобладание в обучении поощрительных методов над методами порицания, создание ситуации успеха, всемерная поддержка чувства собственного достоинства ученика

 

Программа коррекционного обучения предполагает курс дополнительных коррекционно-развивающих занятий по основным предметам. На факультативе по русскому языку, темы которых связаны с тематикой основных уроков русского языка,  учащимся оказывается помощь в усвоении основных тем школьной программы, происходит углубление изучаемого материала, развитие устной и письменной речи, проводятся викторины, дидактические игры, «веселые диктанты» и т.д. Большое внимание уделяется развитию абстрактно-ассоциативного и творческого мышления.

 Основные требования к умениям учащихся.

Учащиеся должны уметь:

1-й уровень

       • списывать текст целыми словами и словосочетаниями, структурно сложные слова — по слогам;

       • писать под диктовку текст, включающий слова с изученными орфограммами ;

       • участвовать в обсуждении темы текста, в выделении основной мысли;

       • коллективно составлять текст и записывать его под руководством учителя ;

       • подбирать однокоренные слова, разбирать слова по составу с помощью учителя;

       • различать части речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол) по вопросам, с опорой на таблицу;

       • находить решение орфографической задачи (с помощью учителя);

       • пользоваться школьным орфографическим словарем под руководством учителя.

       2-й уровень

       • списывать текст целыми словами, структурно сложные слова — по слогам;

       • писать под диктовку текст с предварительным разбором изученных орфограмм;

       • участвовать в обсуждении темы и идеи текста;

       • подбирать однокоренные слова с помощью учителя;

       • проверять безударные гласные, сомнительные согласные на основе изменения формы слова (с помощью учителя);

       • учиться пользоваться школьным орфографическим словарем под руководством учителя.

Календарно – тематическое планирование.

34 часа в год (1 час в неделю)

1 триместр – 10 часов

2 триместр – 13часов

3 триместр – 11 часов

Календарно – тематическое планирование

5 класс

№ п/п

Дата

Тема урока

Количество часов

Примечания

1 триместр  – 10ч

1

Предложение как единица речи. История слов.

ИКТ

2

Главные  члены предложения.

3

Повествовательные, вопросительные и восклицательные предложения.

ИКТ

4

Буквенная азбука — алфавит. История алфавита.

5

Словообразование и орфография . Как проверить «упрямую» букву? Правописание звонких и глухих согласных на конце и в середине слова.

ИКТ

6

Ударные и безударные гласные. Дидактические игры, упражнения, головоломки

ИКТ

7

Корень слова. Однокоренные родственные слова. Грамматические  сказки, дидактические игры, упражнения, головоломки

ИКТ

8

Роль окончания в слове. Дидактические игры, упражнения.

9

Образование слов с помощью приставки. Упражнения, игры. Образование слов с помощью суффиксов. Грамматические сказки, дидактические игры, упражнения.

10

Непроверяемые гласные и согласные в корне  слова. Дидактические игры, упражнения.

2 триместр – 13Ч.

1

Приставка и предлог. Дидактические игры, упражнения.

ИКТ

2

Упражнение в правописании ъ твердого знака после приставок.

3

 Части речи. Королевство «Грамматика».Имя существительное как часть речи. Грамматическая  сказка, дидактические игры, упражнения, головоломки

ИКТ

4

Одушевлённые и неодушевлённые, собственные и нарицательные  имена существительные. Дидактические игры, упражнения.

5

Изменение имён существительных по числам. Грамматическая  сказка, дидактические игры, упражнения, головоломки

ИКТ

6

Род имён существительных. Грамматические  сказки, дидактические игры, упражнения, головоломки.

ИКТ

7

Беседа о падежах имён существительных. Грамматическая сказка. Именительный падеж.

ИКТ

8

Родительный падеж. Дательный падеж. Дидактические игры, упражнения.

9

Винительный падеж. Творительный падеж. Предложный падеж .Дидактические игры, упражнения.

                1ч

10

Три  склонения  имён  существительных. Грамматическая сказка, дидактические игры, упражнения.

ИКТ

11

Коллективное составление рассказа по картине.

12

Упражнение на определение рода, числа, падежа имён существительных.

13

Весёлый диктант. Именительный, родительный  падежи существительных 1-го склонения. Дидактические игры, упражнения.

ИКТ

3 триместр – 11 ч.

1

Дательный и винительный падежи  имён существительных 1-го скл. Дидактические игры, упражнения.

ИКТ

2

Творительный и предложный падежи. Дидактические игры и упражнения.

3

Второе склонение имён существительных в ед.ч. Именительный и родительный  падежи.

ИКТ

4

Дательный и винительный падежи. Дидактические игры и упражнения.

5

Творительный и предложный падежи. Дидактические игры и упражнения.

6

Третье склонение имён существительных  в ед.ч. Именительный и родительный  падежи.

7

Дательный и винительный падежи. Дидактические игры и упражнения.

8

Творительный и предложный падежи. Дидактические игры и упражнения.

9

Главные и второстепенные  члены  предложения. Грамматическая сказка.

ИКТ

10

Однородные  члены  предложения. Грамматическая сказка. Дидактические игры и упражнения.

ИКТ

11

 Итоговое занятие. Беседа «Чему мы научились за этот год?»

ИКТ

                                                         

                                                                                Календарно – тематическое планирование

6 класс

№ п/п

Дата

Тема урока

Количество часов

Примечание

1 триместр -10ч

1

Связь частей и предложений в тексте.

         

2

Главные  и

второстепенные

члены предложения. Текст

                   ИКТ

3

Однородные члены предложения. Интонация сопоставления.

                    ИКТ

4

Правописание ударной и   безударной  гласной. Основная  мысль  текста. Дидактические игры, упражнения.

5

Корень слова. Приставка. Суффикс. Окончание. Грамматическая сказка, игры, упражнения.

ИКТ

6

Правописание  безударной  гласной. Части  текста

Дидактическая сказка, игры, упражнения, головоломки.

ИКТ

7

Правописание звонких и глухих согласных в корне слова. Дидактическая сказка, игры, упражнения, головоломки.

8

Непроизносимые  согласные  в  корне  слова. Дидактическая сказка, игры, упражнения, головоломки.

ИКТ

9

Части  речи. Дидактическая сказка.

Коллективное составление рассказа по картине

ИКТ

10

Грамматические  признаки  существительного. Дидактические игры, упражнения.

2 триместр - 13часов.

1

Падежные  окончания

существительных. История падежей. Игры, упражнения. Веселый диктант «Кто умеет  объяснить?»

2

Имя прилагательное как часть речи. Дидактическая сказка. Его морфологические признаки. «Вечный спутник существительного».  Устное сочинение на грамматическую тему. Развитие устной речи .

3

Согласование прилагательных с существительными в роде и числе. Сопоставление окончаний прилагательных среднего рода ед.ч.

ИКТ

4

Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода. Дидактические упражнения, игры.

ИКТ

5

Правописание безударных окончаний  имён прилагательных мужского и среднего рода.

6

Склонение имён прилагательных женского рода. Грамматическая сказка, игры.

ИКТ

7

Морфологические признаки имени прилагательного. Грамматическая сказка.

ИКТ

8

Падежные окончания имён прилагательных. Сказка, игры, упражнения.

ИКТ

9

Самостоятельное составление текста – описания предмета с предварительным разбором темы, подбором лексики и средств связи

10

Склонение имён прилагательных во множественном числе. Упражнения , игры.

11

Деление текста на части по плану,  озаглавливание текста.

12

Правописание безударных окончаний имён прилагательных множественного  числа. Упражнения.

13

Тренировочные упражнения по написанию окончаний имён прилагательных. Игры, сказки, головоломки.

3 триместр – 11 часов

1

Однородные члены предложения. Интонация сопоставления.

ИКТ

2

Составление предложений с различными группами однородных членов.

3

Сопоставление простого и сложного предложения. Нахождение  в  тексте  речевых  недочётов.

4

Сложное предложение с союзом И, А,НО. Упражнения, игры.

ИКТ

5

Знаки препинания в сложном предложении. Изложение  по  плану  и  опорным  словам.

6

Культура речи при обращении. Место обращения в предложении.

ИКТ

7

Безударная  гласная  в  корне  слова. Составление  текстов  по  теме.

ИКТ

8

Падежные  окончания  существительных. Дидактические игры, упражнения.

9

Простое  и  сложное  предложение. Структура  текста.

ИКТ

10

Выделение главных членов предложения. Упражнения.

11

Итоговое занятие. Беседа «Чему мы научились за этот год?»

ИКТ

                                                                                        7 класс

№ п/п

Дата

Тема урока

Количество часов

Примечание

1 триместр – 10 часов

1

Предложение. Знаки  препинания в конце        предложения.

Грамматическая сказка. Дидактические игры и упражнения, головоломки.

ИКТ

2

Однородные члены предложения.

Знаки препинания при однородных членах предложения.

Грамматическая сказка. Дидактические игры и упражнения, головоломки.

3

Сложное предложение.

Сложное предложение с союзами –и, а, но. Грамматическая сказка. Дидактические игры и упражнения, головоломки.

4

Корень слова. Однокоренные слова. Грамматическая сказка. Дидактические игры и упражнения, головоломки.

ИКТ

5

Приставка.  Образование новых слов с помощью приставок.

Суффикс. Образование новых слов с помощью    суффикса.

Окончание. Связь слов в предложении. Дидактические игры и упражнения, головоломки.

ИКТ

6

Правописание  безударных гласных в корне.  

Звонкие  и глухие согласные в корне. Грамматическая сказка. Дидактические игры и упражнения, головоломки.

7

Непроизносимые согласные в корне. Грамматическая сказка. Дидактические игры и упражнения.

ИКТ

8

Приставка и предлог. Грамматическая сказка. Дидактические игры и упражнения.

 

ИКТ

9

Сложные слова. Грамматическая сказка. Дидактические игры и упражнения.

10

Словообразовательный разбор слова. Занимательное словообразование. Командная игра

2 триместр – 13 часов

1

Имя существительное как часть речи.

Имена существительные собственные и нарицательные.

Грамматическая сказка, игры.

ИКТ

2

Род, число, падеж  имен существительных.

Дидактические игры, упражнения.

ИКТ

3

Склонение имен существительных. Дидактические игры, упражнения.

ИКТ

4

Правописание имен существительных

с  шипящей на конце. Упражнения, игры.

5

Имя прилагательное  как часть речи.

Согласование прилагательных с существительными   в роде, числе, падеже. Грамматическая сказка.

ИКТ

6

Изменение прилагательных по числам и родам.

Дидактические игры, упражнения

ИКТ

7

Склонение имен прилагательных множественного числа.

Дидактические игры, упражнения.

8

Местоимение как часть речи. Грамматическая сказка.

ИКТ

9

Местоимения 1,,2, 3  л.ед.ч и мн.ч.

Склонение личных местоимений 1л.,2л.,3л.ед.ч. и мн.ч.

Дидактические игры, упражнения.

10

«Господин Глагол» Грамматическое значение и морфологические признаки глагола, его отличие от именных частей речи.  

Грамматическая сказка, игры.

ИКТ

11

Изменение глаголов по временам, числам и по лицам.

Игры, упражнения.

12

Неопределенная форма глагола. Грамматическая сказка.

Упражнение в определении глаголов неопределенной формы.

Дидактические игры, головоломки.

ИКТ

13

Правописание –тся –ться в глаголах. Упражнения, игры. Весёлый диктант.

ИКТ

3 триместр – 11 часов

1

Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам.

ИКТ

2

Упражнение в правописании личных окончаний глаголов 2л и 3 л ед.ч.и мн.ч.Упражнения. Тесты по теме глагол.

3

Простое и сложное предложение.

Грамматическая основа предложения. Упражнения.

ИКТ

4

Союзная и бессоюзная связь при однородных членах предложения. Упражнения. Весёлый диктант.

ИКТ

5

Сложные предложения с союзами –и, -а, -но. Упражнения. Весёлый диктант.

ИКТ

6

Обращение. Упражнение в определении обращения. Грамматическая сказка. Игры и упражнения.

ИКТ

7

Части речи. Существительное, прилагательное, глагол.

ИКТ

8

Род, число, падеж, склонение существительных. Дидактические игры, головоломки, упражнения.

9

Лицо, число, время глаголов.

Не с глаголами. Упражнения, игры.

10

Местоимение. Правописание местоимений с предлогами. Дидактические игры, головоломки.

ИКТ

11

Закрепление знаний о частях речи. Упражнения. Тесты.

Беседа «Чему мы научились за этот год?»

                                                                                           8 класс

№ п/п

Дата

Тема урока

Количество часов

Примечание

1 триместр – 10часов

1

Предложение. Простые и  сложные предложения.

ИКТ

2

Знаки препинания при однородных членах предложения.

3

Корень слова. Однокоренные слова. Образование новых слов с помощью суффиксов и приставок. Окончание.

ИКТ

4

Правописание приставок и предлогов.

ИКТ

5

Имя существительное как часть речи.

Грамматические категории существительного.

ИКТ

6

Склонение имен существительных.

7

Несклоняемые имена существительные.

8

Имя прилагательное  как часть речи. Согласование прилагательных с существительными. Упражнения, игры.

ИКТ

9

Коллективное составление рассказа по картине.

2 триместр – 13 часов

1

Местоимение как часть речи. Лицо и число местоимений.

ИКТ

2

Склонение личных местоимений 1л,2л.,3л..ед.ч. мн.ч.

Упражнения, игры.

3

Правописание местоимений с предлогами. Веселый диктант «Кто умеет  объяснить?»

4

Глагол как часть речи.  Грамматические категории глагола. Грамматическая сказка.

ИКТ

5

Изменение глаголов по временам.

6

Употребление глаголов прошедшего времени . Упражнения, игры, головоломки.

7

Правописание безударных личных

окончаний  глаголов 1 спряжения. Упражнения, игры.

ИКТ

8

Правописание безударных окончаний глаголов 2 спряжения. Упражнения, игры.

ИКТ

9

Упражнение в правописании безударных личных окончаний глаголов. Упражнения, игры.

10

Коллективное составление рассказа по картине.

11

Спряжение глагола. Разноспрягаемые глаголы. Определяем спряжение глагола. Викторина «Глаголы-исключения».

ИКТ

12

Правописание глагола: личные окончания, чередование гласных в корне,  тся и ться в глаголах. Веселый диктант«Почему так пишется?»

ИКТ

13

Весёлый диктант.

3 триместр – 11 часов

1

Простое предложение.

Грамматическая основа предложения

ИКТ

2

Однородные члены предложения.

3

Обращение.

Знаки препинания при обращении.

ИКТ

4

Сложные предложения.

Бессоюзные сложные предложения

ИКТ

5

Текст. Чтение и пересказ познавательных текстов разных стилей речи.

6

Сложные предложения с союзами что, чтобы, который, где, когда.

ИКТ

7

Части речи. Существительное, прилагательное, глагол.

ИКТ

8

Род, число, падеж, склонение существительных.

        

ИКТ

9

Коллективное составление рассказа по картине.

10

Закрепление знаний о частях речи. Упражнения. Тесты

11

Беседа «Чему мы научились за этот год?»

                                                                                                 

                                                                                        9 класс

№ п/п

Дата

Тема урока

Количество часов

Примечание

1 триместр – 10 часов

1

Простое предложение с однородными членами. Занимательные упражнения.

ИКТ

2

Обращение. Знаки препинания при обращении. Занимательные упражнения.

ИКТ

3

Сложное предложение. Союзные слова в сложном предложении.

4

Алфавит. Правописание ударных и безударных гласных.

5

Правописание разделительного Ъ и Ь знаков.

6

Правописание приставок ОБ, ОТ, ПОД,БЕЗ( БЕС),

ВОЗ (ВОС), ИЗ(ИС), РАЗ (РАС).

7

Существительное как часть речи. Склонение имён существительных. Грамматическая сказка, упражнение.

ИКТ

8

Правописание падежных окончаний имён существительных в единственном и множественном числе. Игры, головоломки.

ИКТ

9

Несклоняемые имена существительные. Грамматическая сказка.

ИКТ

2 триместр – 13 часов

1

Прилагательное как часть речи. Согласование прилагательных с существительными. Грамматическая сказка.

ИКТ

2

Правописание падежных окончаний имён прилагательных ед.ч и мн.ч.

ИКТ

3

Местоимение как часть речи. Лицо и число личных местоимений.

ИКТ

4

Падежные окончания личных местоимений. Занимательные упражнения.

5

Глагол как часть речи. Неопределённая форма глагола. Занимательные упражнения.

ИКТ

6

Спряжение глаголов настоящего и будущего времени. Дидактические игры.

7

Изменение глаголов по лицам и числам. Глаголы 2 лица ед.ч. Занимательные упражнения.

ИКТ

8

Употребление глаголов повелительной формы.

9

Наречие как часть речи. Согласование наречий с глаголами. Грамматическая сказка.

ИКТ

10

Наречия времени, места, способа действия. Занимательные упражнения.

11

Правописание наречий с О и А на конце. Занимательные упражнения.

ИКТ

12

Наречия с приставками ИЗ-, ДО-, С-, В-, НА-, ЗА-. Занимательные упражнения.

13

 Текст. Чтение и пересказ познавательных текстов разных стилей речи.

3 триместр – 11 часов

1

Имя числительное как часть речи. . Разряды числительных. Слова и числа в нашей речи.

Роль числительного в предложении. Грамматическая сказка.

ИКТ

2

Правописание мягкого знака в количественных числительных.  Дидактические игры.

3

Упражнение в правописании мягкого знака в числительных от 90 до 900. Занимательные упражнения.

4

Простые  и сложные предложения. Занимательные упражнения.

5

Знаки препинания в предложениях с однородными членами предложения.

ИКТ

6

Обращение. Знаки препинания при обращении. Дидактические игры.

ИКТ

7

Сложное предложение с союзами и союзными словами. Упражнения, игры.

ИКТ

8

Предложения с прямой речью. Дидактические игры.

ИКТ

9

Правописание безударных  окончаний глаголов 1 и 2 спряжения. Упражнения, головоломки.

11

Закрепление знаний о частях речи. Игры, упражнения.

12

Итоговый урок. Весёлая грамматика. Беседа «Чему мы научились за этот год?»

                                                                                       Литература.

 

  1. Аксенова А.К. Методика обучения русскому языку в коррекционной школе/А.К.Аксёнова. –М.:. Владос, 2001
  2. Бетенькова Н.М. Конкурс грамотеев/Н.М.Бетенькова, Д.С.Фомин. – М.: Просвещение, 1995

3.   Вартаньян Э. Путешествие в слово/Э.Вартанян.- М.,1979.

4   .Волина В.В. Весёлая грамматика/В.В.Волина. – М.: Знание, 1995

5.  Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. –М.:. Владос, 2001

6..  Зикеев А.Г. Практическая грамматика на уроках русского языка. 1 – 4 часть.-М,: Владос,2004

7.  Чендулаева Е.Г. Грамматика русского языка в таблицах.- М.:Материк-Альфа,2005

                                                                                                     

                                                                                               Средства обучения

Наглядный учебный материал.

Таблицы.

Репродукции.

Иллюстрации.

Дидактический материал.

Учебно- методический  комплекс по теме: Имя существительное.

Учебно- методический  комплекс по теме:  Имя прилагательное.

Учебно-методический комплекс по теме: Коррекция зрительного восприятия.

Учебно – методический комплекс по теме: Коррекционные упражнения по русскому языку.

 Дидактический материал    по теме:  Глагол.

Дидактический материал    по теме:  Местоимение.

Карточки.

Перфокарты.

Учебные пособия.

Галунчикова Н.Г. Русский язык. 5 класс.Учебник для специальных (коррекционных)образовательных учреждений VIII вида/Н.Г. Галунчикова, Э.В.Якубовская. –М.: Просвещение, 2012

Галунчикова Н.Г.,Якубовская Э.В..Русский язык 6 класс. Учебник для специальных (коррекционных)образовательных учреждений VIII вида /Н.Г.Галунчикова, Э.В. Якубовская.–М.: Просвещение, 2010.

                                                                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по русскому языку (9 класс) на тему: "Русский язык - национальный язык русского народа".

Приобретение учащимися знаний об особенностях национального языка, его назначении, развитии....

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"

Цель данного мероприятия в занимательной форме  показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"

Цель данного мероприятия в занимательной форме  показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...

Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Учитель русского языка и литературы Созинова И.Н.

В Стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из...

ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В УСЛОВИЯХ ОЧНО-ЗАОЧНОЙ ШКОЛЫ в условиях очно-заочной школыПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В УСЛОВИЯХ ОЧНО-ЗАОЧНОЙ ШКОЛЫ Подготовка к ЕГЭ по русскому языку

ПОДГОТОВКА К ЕГЭ  ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В УСЛОВИЯХ ОЧНО-ЗАОЧНОЙ ШКОЛЫиз опыта работы Черкасовой Н.Д., учителя вечерней школы с. Тополево Хабаровского района Хабаровского края   ...

Презентация к уроку русского языка в 5 классе "Русский язык- национальный язык русского народа"

Презентация к первому уроку русского языка в 5 классе по программе под редакцией Быстровой...