Факультатив "Занимательный русский язык"
рабочая программа (5, 6, 7, 8, 9 класс)
Предварительный просмотр:
казенное специальное
(коррекционное) образовательное учреждение
Ханты-Мансийского округа - Югры
для обучающихся, воспитанников
с ограниченными возможностями здоровья
«Радужнинская специальная (коррекционная) общеобразовательная
школа VIII вида».
Утверждена
Приказом директора
КУ «Радужнинская специальная
(коррекционная ) общеобразовательная
школа VIII вида
От ______________2013 г. № _________
Рабочая программа факультатива
«Занимательный русский язык»
5, 6,7,8,9 классы
Составитель: Л.Ш.Гусенова
учитель русского языка и литературы
2013-2014 учебный год
Рабочая программа
факультатива по русскому языку «Занимательный русский язык»
2. Пояснительная записка.
Рабочая программа по факультативу «Занимательный русский язык» составлена в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта на основании следующих нормативно-правовых документов:
Основания для написания рабочей учебной программы
- Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 5 – 11 классы. /Под ред. И.М. Бгажноковой.- М.: Просвещение, 2008
- Приказ Департамент образования и молодежной политики от 31.08.2013 №1046 «О внесении изменений в приказ от 07.09.2011 №706 «Об утверждении примерных учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений (классов) для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья Ханты-Мансийского автономного округа – Югры»
- Приказ по школе от 05.04.2013 №086 «Об утверждении учебного плана на 2013-2014 учебный год»
- Приказ по школе от 08.08.2013 №175 «Об утверждении образовательной программы на 2013-2014 учебный год»
- Приказ по школе от 15.08.2013 №178 «Об определении перечня учебников на 2013-2014 учебный год»
Настоящая программа составлена на основе Базисного учебного плана для специальных (коррекционных) учреждений 8 вида. Особенностью учебного плана является то, что этот предмет решает в основном общеразвивающие, социокультурные и практические задачи. Программа раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения предмета.
Структура документа
Структура рабочей программы по факультативу является формой представления учебного предмета как целостной системы, отражающей внутреннюю логику организации учебно-методического материала, и включает в себя следующие элементы:
- титульный лист;
- пояснительную записку;
- требования к уровню подготовки учащихся;
- основное содержание тем учебного курса;
- календарно-тематический план;
- перечень учебно-методического обеспечения;
- список литературы (основной и дополнительной);
Настоящая программа по факультативу «Занимательный русский язык» составлена на 34 часа (1 час в неделю) и в соответствии с учебным планом школы, рассчитана на 1 год обучения и является программой базового уровня обучения.
Обучение русскому языку детей с интеллектуальными нарушениями предполагает формирование у них коммуникативно-речевых умений, владение которыми в дальнейшем поможет выпускникам специальных (коррекционных) учреждений VIII вида максимально реализоваться в самостоятельной жизни, занять адекватное социальное положение в обществе.
Специфика
отражается не только в системе обучения данному предмету, но и в содержании материала, в структуре его размещения.
Изучение русского языка в школе направлено на достижение следующих целей:
- воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
- совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
- освоение знаний о русском языке, его устройстве; об особенностях функционирования русского языка в различных сферах и ситуациях общения; об основных нормах русского литературного языка; об особенностях русского речевого этикета;
- формирование умений опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации, сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.
Реализация указанных целей достигается в процессе формирования и развития следующих предметных компетенций: коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой), культуроведческой. Коммуникативная компетенция предполагает овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения. Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции предполагают освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов. Культуроведческая компетенция предполагает осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения. Учебный предмет «Русский язык» в школе выполняет цели, обусловленные ролью родного языка в развитии и воспитании личности ребенка, а также ролью родного языка в усвоении всех изучаемых предметов в школе.
«Русский язык» в школе выполняет дополнительные цели, обусловленные его статусом государственного языка, средства межнационального общения в повседневной жизни и профессиональной деятельности; приобщает учащихся к культуре русского народа, обеспечивает их готовность к межнациональному общению. Программа факультатива направлена на развитие познавательного интереса обучающихся.
Учащиеся должны:
- Получить достаточно прочные навыки грамотного письма на основе изучения элементарного курса грамматики;
- Научиться правильно и последовательно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
- Быть социально адаптированными в плане общего развития и сформированности нравственных качеств.
Данная программа включает в себя разделы: грамматика, правописание и развитие речи. Обучение русскому языку носит коррекционную и практическую направленность, что определяется содержанием и структурой учебного предмета. Программа формулирует следующие задачи преподавания русского языка:
- Вырабатывать достаточно прочные навыки грамотного письма на основе усвоения звукового состава языка, элементарных сведений по грамматике и правописанию;
- Повышать уровень общего развития учащихся;
- Учить школьников последовательно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
- Развивать нравственные качества школьников.
Методы обучения русскому языку Словесные, наглядные, практические: объяснение, рассказ, беседа, демонстрация, работа с учебником, наблюдения, упражнение, игра, самостоятельная работа, практическая работа, обучающий контроль, экскурсия, ситуационный метод и т.д.
Приёмы работы:
- постановка перед учащимися цели урока;
- дидактические игры;
- проблемная ситуация;
- игровые приёмы;
- занимательные упражнения;
- создание увлекательных ситуаций;
- сравнение (один из важных приёмов обучения);
- материализация, т. е. умение конкретизировать любое отвлечённое понятие, использовать его в жизненной ситуации;
- использование «опорных схем»;
- приём наглядности и иллюстрированности;
- приём обратной связи;
- приём контроля качества знаний, умений и навыков;
- приём контроля и самоконтроля и т. д.
На данном этапе обучения основной метод работы – упражнения, которые служат целям закрепления изученного материала. Учебный материал каждого класса делится на следующие разделы:
- Грамматика и правописание.
- Звуки и буквы.
- Слово.
- Предложение.
- Связная речь, культура речи
В процессе изучения грамматики и правописания у школьников развивается устная и письменная речь, формируются практически значимые орфографические и пунктуационные навыки, воспитывается интерес к родному языку. Элементарный курс грамматики направлен на коррекцию высших психических функций учащихся с целью более успешного осуществления их умственного и речевого развития. В 5—9 классах продолжается работа по звукобуквенному анализу. Учащиеся овладевают правописанием значимых частей слова и различных частей речи. Большое внимание при этом уделяется фонетическому разбору. С 5 класса начинается систематическое изучение элементарного курса грамматики и правописания. Основными темами являются состав слова и части речи. Изучение состава слова, словообразующей роли значимых частей слова направлено на обогащение и активизацию словаря учащихся. В процессе упражнений формируются навыки правописания (единообразное написание гласных и согласных в корне слова и приставке). Большое значение для усвоения правописания имеет морфемный разбор, сравнительный анализ слов, различных по произношению, сходных по написанию (подбор гнезд родственных слов) и др. Части речи изучаются в том объеме, который необходим учащимся для выработки практических навыков устной и письменной речи — обогащения и активизации словаря, формирования навыков грамотного письма. Изучение предложений имеет особое значение для подготовки школьника с психическим недоразвитием к самостоятельной жизни, к общению. Эта тема включена в программу всех лет обучения. Работа организуется так, чтобы в процессе упражнений формировать у школьников навыки построения простого предложения разной степени распространенности и сложного предложения. Одновременно закрепляются орфографические и пунктуационные навыки. Большое внимание уделяется формированию навыков связной письменной речи, т. к. возможности школьников с нарушением интеллекта излагать свои мысли в письменной форме весьма ограничены. В связи с этим ведется постоянная работа над развитием их фонематического слуха и правильного произношения, обогащением и уточнением словаря, обучением построению предложений, связному устному и письменному высказыванию. Подготовительные упражнения — ответы на последовательно поставленные вопросы, подписи под серие рисунков, работа с деформированным текстом создают основу, позволяющую учащимся овладеть такими видами работ, как изложение и сочинение. В 5–9 классах школьникам прививаются навыки делового письма. Обучение осуществляется по двум направлениям: учащиеся получают образцы и упражняются в оформлении деловых бумаг (бланков, квитанций и др.); в то же время предусматривается формирование навыков четкого, правильного, логичного и достаточно краткого изложения своих мыслей в письменной форме (при составлении автобиографии, заявления, расписки и др.). Дети с задержкой психического и умственного развития имеют свои специфические особенности и требуют особых методических приёмов в работе с ними. Необходим индивидуальный подход при выборе места в классе (наиболее удобное, светлое или ближе к учителю). Им чаще нужно напоминать о технике безопасности.
В результате изучения русского языка в школе ученик должен
знать:
- смысл понятий речь устная и письменная; текст, его функционально-смысловые типы;
- основные единицы языка, их признаки;
- нормы речевого этикета;
уметь
- объяснять роль языка в жизни человека и общества; роль русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения;
- определять тему, основную мысль текста; опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа.
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
- -адекватно понимать информацию устного сообщения;
- осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения в собственной речевой практике; - - правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдая нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.);
- -соблюдать этические нормы речевого общения (нормы речевого этикета);
- - соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
- - соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;
- - владеть навыками речевого самоконтроля: оценивать свою речь с точки зрения ее правильности, находить грамматические и речевые ошибки и недочеты, исправлять их, совершенствовать и редактировать собственные тексты. У детей с нарушением интеллекта, как правило, в процессе обучения выявляются следующие проблемы и трудности:
Проблема | Пути решения |
Замедление процесса усвоения и запоминания учебного материала | Применение разнообразных методов объяснения материала(предпочтительно игровых), использовании е различных мнемотехник |
Нарушение (иногда отсутствие) ассоциативного, абстрактного мышления | Расширение общего кругозора, наглядная демонстрация связей между различными предметами окружающего мира, между буквой и звуком, словом и его значением |
Малый словарный запас, однообразие и предельная простота грамматических конструкций, употребляемых в речи | Приобщение к чтению, работа над художественным словом, а также текстами различных стилей речи |
Нарушение процесса концентрации внимания | Чередование форм работы, активное вклчение в учебный процесс элементов игры, соревнования, самостоятельного поиска информации |
Низкая мотивация к обучению | Преобладание в обучении поощрительных методов над методами порицания, создание ситуации успеха, всемерная поддержка чувства собственного достоинства ученика |
Программа коррекционного обучения предполагает курс дополнительных коррекционно-развивающих занятий по основным предметам. На факультативе по русскому языку, темы которых связаны с тематикой основных уроков русского языка, учащимся оказывается помощь в усвоении основных тем школьной программы, происходит углубление изучаемого материала, развитие устной и письменной речи, проводятся викторины, дидактические игры, «веселые диктанты» и т.д. Большое внимание уделяется развитию абстрактно-ассоциативного и творческого мышления.
Основные требования к умениям учащихся.
Учащиеся должны уметь:
1-й уровень
• списывать текст целыми словами и словосочетаниями, структурно сложные слова — по слогам;
• писать под диктовку текст, включающий слова с изученными орфограммами ;
• участвовать в обсуждении темы текста, в выделении основной мысли;
• коллективно составлять текст и записывать его под руководством учителя ;
• подбирать однокоренные слова, разбирать слова по составу с помощью учителя;
• различать части речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол) по вопросам, с опорой на таблицу;
• находить решение орфографической задачи (с помощью учителя);
• пользоваться школьным орфографическим словарем под руководством учителя.
2-й уровень
• списывать текст целыми словами, структурно сложные слова — по слогам;
• писать под диктовку текст с предварительным разбором изученных орфограмм;
• участвовать в обсуждении темы и идеи текста;
• подбирать однокоренные слова с помощью учителя;
• проверять безударные гласные, сомнительные согласные на основе изменения формы слова (с помощью учителя);
• учиться пользоваться школьным орфографическим словарем под руководством учителя.
Календарно – тематическое планирование.
34 часа в год (1 час в неделю)
1 триместр – 10 часов
2 триместр – 13часов
3 триместр – 11 часов
Календарно – тематическое планирование
5 класс
№ п/п | Дата | Тема урока | Количество часов | Примечания |
1 триместр – 10ч | ||||
1 | Предложение как единица речи. История слов. | 1ч | ИКТ | |
2 | Главные члены предложения. | 1ч | ||
3 | Повествовательные, вопросительные и восклицательные предложения. | 1ч | ИКТ | |
4 | Буквенная азбука — алфавит. История алфавита. | 1ч | ||
5 | Словообразование и орфография . Как проверить «упрямую» букву? Правописание звонких и глухих согласных на конце и в середине слова. | 1ч | ИКТ | |
6 | Ударные и безударные гласные. Дидактические игры, упражнения, головоломки | 1ч | ИКТ | |
7 | Корень слова. Однокоренные родственные слова. Грамматические сказки, дидактические игры, упражнения, головоломки | 1ч | ИКТ | |
8 | Роль окончания в слове. Дидактические игры, упражнения. | 1ч | ||
9 | Образование слов с помощью приставки. Упражнения, игры. Образование слов с помощью суффиксов. Грамматические сказки, дидактические игры, упражнения. | 1ч | ||
10 | Непроверяемые гласные и согласные в корне слова. Дидактические игры, упражнения. | |||
2 триместр – 13Ч. | ||||
1 | Приставка и предлог. Дидактические игры, упражнения. | 1ч | ИКТ | |
2 | Упражнение в правописании ъ твердого знака после приставок. | 1ч | ||
3 | Части речи. Королевство «Грамматика».Имя существительное как часть речи. Грамматическая сказка, дидактические игры, упражнения, головоломки | 1ч | ИКТ | |
4 | Одушевлённые и неодушевлённые, собственные и нарицательные имена существительные. Дидактические игры, упражнения. | 1ч | ||
5 | Изменение имён существительных по числам. Грамматическая сказка, дидактические игры, упражнения, головоломки | 1ч | ИКТ | |
6 | Род имён существительных. Грамматические сказки, дидактические игры, упражнения, головоломки. | 1ч | ИКТ | |
7 | Беседа о падежах имён существительных. Грамматическая сказка. Именительный падеж. | 1ч | ИКТ | |
8 | Родительный падеж. Дательный падеж. Дидактические игры, упражнения. | 1ч | ||
9 | Винительный падеж. Творительный падеж. Предложный падеж .Дидактические игры, упражнения. | 1ч | ||
10 | Три склонения имён существительных. Грамматическая сказка, дидактические игры, упражнения. | 1ч | ИКТ | |
11 | Коллективное составление рассказа по картине. | 1ч | ||
12 | Упражнение на определение рода, числа, падежа имён существительных. | |||
13 | Весёлый диктант. Именительный, родительный падежи существительных 1-го склонения. Дидактические игры, упражнения. | ИКТ | ||
3 триместр – 11 ч. | ||||
1 | Дательный и винительный падежи имён существительных 1-го скл. Дидактические игры, упражнения. | 1ч | ИКТ | |
2 | Творительный и предложный падежи. Дидактические игры и упражнения. | 1ч | ||
3 | Второе склонение имён существительных в ед.ч. Именительный и родительный падежи. | 1ч | ИКТ | |
4 | Дательный и винительный падежи. Дидактические игры и упражнения. | 1ч | ||
5 | Творительный и предложный падежи. Дидактические игры и упражнения. | 1ч | ||
6 | Третье склонение имён существительных в ед.ч. Именительный и родительный падежи. | 1ч | ||
7 | Дательный и винительный падежи. Дидактические игры и упражнения. | 1ч | ||
8 | Творительный и предложный падежи. Дидактические игры и упражнения. | 1ч | ||
9 | Главные и второстепенные члены предложения. Грамматическая сказка. | 1ч | ИКТ | |
10 | Однородные члены предложения. Грамматическая сказка. Дидактические игры и упражнения. | 1ч | ИКТ | |
11 | Итоговое занятие. Беседа «Чему мы научились за этот год?» | 1ч | ИКТ |
Календарно – тематическое планирование
6 класс
№ п/п | Дата | Тема урока | Количество часов | Примечание |
1 триместр -10ч | ||||
1 | Связь частей и предложений в тексте. | 1ч |
| |
2 | Главные и второстепенные члены предложения. Текст | 1ч | ИКТ | |
3 | Однородные члены предложения. Интонация сопоставления. | 1ч | ИКТ | |
4 | Правописание ударной и безударной гласной. Основная мысль текста. Дидактические игры, упражнения. | 1ч | ||
5 | Корень слова. Приставка. Суффикс. Окончание. Грамматическая сказка, игры, упражнения. | 1ч | ИКТ | |
6 | Правописание безударной гласной. Части текста Дидактическая сказка, игры, упражнения, головоломки. | 1ч | ИКТ | |
7 | Правописание звонких и глухих согласных в корне слова. Дидактическая сказка, игры, упражнения, головоломки. | 1ч | ||
8 | Непроизносимые согласные в корне слова. Дидактическая сказка, игры, упражнения, головоломки. | 1ч | ИКТ | |
9 | Части речи. Дидактическая сказка. Коллективное составление рассказа по картине | 1ч | ИКТ | |
10 | Грамматические признаки существительного. Дидактические игры, упражнения. | |||
2 триместр - 13часов. | ||||
1 | Падежные окончания существительных. История падежей. Игры, упражнения. Веселый диктант «Кто умеет объяснить?» | 1ч | ||
2 | Имя прилагательное как часть речи. Дидактическая сказка. Его морфологические признаки. «Вечный спутник существительного». Устное сочинение на грамматическую тему. Развитие устной речи . | 1ч | ||
3 | Согласование прилагательных с существительными в роде и числе. Сопоставление окончаний прилагательных среднего рода ед.ч. | 1ч | ИКТ | |
4 | Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода. Дидактические упражнения, игры. | 1ч | ИКТ | |
5 | Правописание безударных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода. | 1ч | ||
6 | Склонение имён прилагательных женского рода. Грамматическая сказка, игры. | 1ч | ИКТ | |
7 | Морфологические признаки имени прилагательного. Грамматическая сказка. | 1ч | ИКТ | |
8 | Падежные окончания имён прилагательных. Сказка, игры, упражнения. | 1ч | ИКТ | |
9 | Самостоятельное составление текста – описания предмета с предварительным разбором темы, подбором лексики и средств связи | 1ч | ||
10 | Склонение имён прилагательных во множественном числе. Упражнения , игры. | 1ч | ||
11 | Деление текста на части по плану, озаглавливание текста. | 1ч | ||
12 | Правописание безударных окончаний имён прилагательных множественного числа. Упражнения. | 1ч | ||
13 | Тренировочные упражнения по написанию окончаний имён прилагательных. Игры, сказки, головоломки. | 1ч | ||
3 триместр – 11 часов | ||||
1 | Однородные члены предложения. Интонация сопоставления. | 1ч | ИКТ | |
2 | Составление предложений с различными группами однородных членов. | 1ч | ||
3 | Сопоставление простого и сложного предложения. Нахождение в тексте речевых недочётов. | 1ч | ||
4 | Сложное предложение с союзом И, А,НО. Упражнения, игры. | 1ч | ИКТ | |
5 | Знаки препинания в сложном предложении. Изложение по плану и опорным словам. | 1ч | ||
6 | Культура речи при обращении. Место обращения в предложении. | 1ч | ИКТ | |
7 | Безударная гласная в корне слова. Составление текстов по теме. | 1ч | ИКТ | |
8 | Падежные окончания существительных. Дидактические игры, упражнения. | 1ч | ||
9 | Простое и сложное предложение. Структура текста. | 1ч | ИКТ | |
10 | Выделение главных членов предложения. Упражнения. | 1ч | ||
11 | Итоговое занятие. Беседа «Чему мы научились за этот год?» | 1ч | ИКТ |
7 класс
№ п/п | Дата | Тема урока | Количество часов | Примечание |
1 триместр – 10 часов | ||||
1 | Предложение. Знаки препинания в конце предложения. Грамматическая сказка. Дидактические игры и упражнения, головоломки. | 1ч | ИКТ | |
2 | Однородные члены предложения. Знаки препинания при однородных членах предложения. Грамматическая сказка. Дидактические игры и упражнения, головоломки. | 1ч | ||
3 | Сложное предложение. Сложное предложение с союзами –и, а, но. Грамматическая сказка. Дидактические игры и упражнения, головоломки. | 1ч | ||
4 | Корень слова. Однокоренные слова. Грамматическая сказка. Дидактические игры и упражнения, головоломки. | 1ч | ИКТ | |
5 | Приставка. Образование новых слов с помощью приставок. Суффикс. Образование новых слов с помощью суффикса. Окончание. Связь слов в предложении. Дидактические игры и упражнения, головоломки. | 1ч | ИКТ | |
6 | Правописание безударных гласных в корне. Звонкие и глухие согласные в корне. Грамматическая сказка. Дидактические игры и упражнения, головоломки. | 1ч | ||
7 | Непроизносимые согласные в корне. Грамматическая сказка. Дидактические игры и упражнения. | 1ч | ИКТ | |
8 | Приставка и предлог. Грамматическая сказка. Дидактические игры и упражнения.
| 1ч | ИКТ | |
9 | Сложные слова. Грамматическая сказка. Дидактические игры и упражнения. | 1ч | ||
10 | Словообразовательный разбор слова. Занимательное словообразование. Командная игра | 1ч | ||
2 триместр – 13 часов | ||||
1 | Имя существительное как часть речи. Имена существительные собственные и нарицательные. Грамматическая сказка, игры. | 1ч | ИКТ | |
2 | Род, число, падеж имен существительных. Дидактические игры, упражнения. | 1ч | ИКТ | |
3 | Склонение имен существительных. Дидактические игры, упражнения. | 1ч | ИКТ | |
4 | Правописание имен существительных с шипящей на конце. Упражнения, игры. | 1ч | ||
5 | Имя прилагательное как часть речи. Согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже. Грамматическая сказка. | 1ч | ИКТ | |
6 | Изменение прилагательных по числам и родам. Дидактические игры, упражнения | 1ч | ИКТ | |
7 | Склонение имен прилагательных множественного числа. Дидактические игры, упражнения. | 1ч | ||
8 | Местоимение как часть речи. Грамматическая сказка. | 1ч | ИКТ | |
9 | Местоимения 1,,2, 3 л.ед.ч и мн.ч. Склонение личных местоимений 1л.,2л.,3л.ед.ч. и мн.ч. Дидактические игры, упражнения. | 1ч | ||
10 | «Господин Глагол» Грамматическое значение и морфологические признаки глагола, его отличие от именных частей речи. Грамматическая сказка, игры. | 1ч | ИКТ | |
11 | Изменение глаголов по временам, числам и по лицам. Игры, упражнения. | 1ч | ||
12 | Неопределенная форма глагола. Грамматическая сказка. Упражнение в определении глаголов неопределенной формы. Дидактические игры, головоломки. | 1ч | ИКТ | |
13 | Правописание –тся –ться в глаголах. Упражнения, игры. Весёлый диктант. | 1ч | ИКТ | |
3 триместр – 11 часов | ||||
1 | Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам. | 1ч | ИКТ | |
2 | Упражнение в правописании личных окончаний глаголов 2л и 3 л ед.ч.и мн.ч.Упражнения. Тесты по теме глагол. | 1ч | ||
3 | Простое и сложное предложение. Грамматическая основа предложения. Упражнения. | 1ч | ИКТ | |
4 | Союзная и бессоюзная связь при однородных членах предложения. Упражнения. Весёлый диктант. | 1ч | ИКТ |
5 | Сложные предложения с союзами –и, -а, -но. Упражнения. Весёлый диктант. | 1ч | ИКТ | |
6 | Обращение. Упражнение в определении обращения. Грамматическая сказка. Игры и упражнения. | 1ч | ИКТ | |
7 | Части речи. Существительное, прилагательное, глагол. | 1ч | ИКТ | |
8 | Род, число, падеж, склонение существительных. Дидактические игры, головоломки, упражнения. | 1ч | ||
9 | Лицо, число, время глаголов. Не с глаголами. Упражнения, игры. | 1ч | ||
10 | Местоимение. Правописание местоимений с предлогами. Дидактические игры, головоломки. | 1ч | ИКТ | |
11 | Закрепление знаний о частях речи. Упражнения. Тесты. Беседа «Чему мы научились за этот год?» | 1ч |
8 класс
№ п/п | Дата | Тема урока | Количество часов | Примечание |
1 триместр – 10часов | ||||
1 | Предложение. Простые и сложные предложения. | 1ч | ИКТ | |
2 | Знаки препинания при однородных членах предложения. | 1ч | ||
3 | Корень слова. Однокоренные слова. Образование новых слов с помощью суффиксов и приставок. Окончание. | 1ч | ИКТ | |
4 | Правописание приставок и предлогов. | 1ч | ИКТ | |
5 | Имя существительное как часть речи. Грамматические категории существительного. | 1ч | ИКТ | |
6 | Склонение имен существительных. | 1ч | ||
7 | Несклоняемые имена существительные. | 1ч | ||
8 | Имя прилагательное как часть речи. Согласование прилагательных с существительными. Упражнения, игры. | 1ч | ИКТ | |
9 | Коллективное составление рассказа по картине. | 1ч | ||
2 триместр – 13 часов | ||||
1 | Местоимение как часть речи. Лицо и число местоимений. | 1ч | ИКТ | |
2 | Склонение личных местоимений 1л,2л.,3л..ед.ч. мн.ч. Упражнения, игры. | 1ч | ||
3 | Правописание местоимений с предлогами. Веселый диктант «Кто умеет объяснить?» | 1ч | ||
4 | Глагол как часть речи. Грамматические категории глагола. Грамматическая сказка. | 1ч | ИКТ | |
5 | Изменение глаголов по временам. | 1ч | ||
6 | Употребление глаголов прошедшего времени . Упражнения, игры, головоломки. | 1ч | ||
7 | Правописание безударных личных окончаний глаголов 1 спряжения. Упражнения, игры. | 1ч | ИКТ | |
8 | Правописание безударных окончаний глаголов 2 спряжения. Упражнения, игры. | 1ч | ИКТ | |
9 | Упражнение в правописании безударных личных окончаний глаголов. Упражнения, игры. | 1ч | ||
10 | Коллективное составление рассказа по картине. | 1ч | ||
11 | Спряжение глагола. Разноспрягаемые глаголы. Определяем спряжение глагола. Викторина «Глаголы-исключения». | 1ч | ИКТ | |
12 | Правописание глагола: личные окончания, чередование гласных в корне, тся и ться в глаголах. Веселый диктант«Почему так пишется?» | 1ч | ИКТ | |
13 | Весёлый диктант. | 1ч | ||
3 триместр – 11 часов | ||||
1 | Простое предложение. Грамматическая основа предложения | 1ч | ИКТ | |
2 | Однородные члены предложения. | 1ч | ||
3 | Обращение. Знаки препинания при обращении. | 1ч | ИКТ | |
4 | Сложные предложения. Бессоюзные сложные предложения | 1ч | ИКТ |
5 | Текст. Чтение и пересказ познавательных текстов разных стилей речи. | 1ч | ||
6 | Сложные предложения с союзами что, чтобы, который, где, когда. | 1ч | ИКТ | |
7 | Части речи. Существительное, прилагательное, глагол. | 1ч | ИКТ | |
8 | Род, число, падеж, склонение существительных.
| 1ч | ИКТ | |
9 | Коллективное составление рассказа по картине. | 1ч | ||
10 | Закрепление знаний о частях речи. Упражнения. Тесты | 1ч | ||
11 | Беседа «Чему мы научились за этот год?» | 1ч |
9 класс
№ п/п | Дата | Тема урока | Количество часов | Примечание |
1 триместр – 10 часов | ||||
1 | Простое предложение с однородными членами. Занимательные упражнения. | 1ч | ИКТ | |
2 | Обращение. Знаки препинания при обращении. Занимательные упражнения. | 1ч | ИКТ | |
3 | Сложное предложение. Союзные слова в сложном предложении. | 1ч | ||
4 | Алфавит. Правописание ударных и безударных гласных. | 1ч | ||
5 | Правописание разделительного Ъ и Ь знаков. | 1ч | ||
6 | Правописание приставок ОБ, ОТ, ПОД,БЕЗ( БЕС), ВОЗ (ВОС), ИЗ(ИС), РАЗ (РАС). | 1ч | ||
7 | Существительное как часть речи. Склонение имён существительных. Грамматическая сказка, упражнение. | 1ч | ИКТ | |
8 | Правописание падежных окончаний имён существительных в единственном и множественном числе. Игры, головоломки. | 1ч | ИКТ | |
9 | Несклоняемые имена существительные. Грамматическая сказка. | 1ч | ИКТ | |
2 триместр – 13 часов | ||||
1 | Прилагательное как часть речи. Согласование прилагательных с существительными. Грамматическая сказка. | 1ч | ИКТ | |
2 | Правописание падежных окончаний имён прилагательных ед.ч и мн.ч. | 1ч | ИКТ | |
3 | Местоимение как часть речи. Лицо и число личных местоимений. | 1ч | ИКТ | |
4 | Падежные окончания личных местоимений. Занимательные упражнения. | 1ч | ||
5 | Глагол как часть речи. Неопределённая форма глагола. Занимательные упражнения. | 1ч | ИКТ | |
6 | Спряжение глаголов настоящего и будущего времени. Дидактические игры. | 1ч | ||
7 | Изменение глаголов по лицам и числам. Глаголы 2 лица ед.ч. Занимательные упражнения. | 1ч | ИКТ | |
8 | Употребление глаголов повелительной формы. | 1ч | ||
9 | Наречие как часть речи. Согласование наречий с глаголами. Грамматическая сказка. | 1ч | ИКТ | |
10 | Наречия времени, места, способа действия. Занимательные упражнения. | 1ч | ||
11 | Правописание наречий с О и А на конце. Занимательные упражнения. | 1ч | ИКТ | |
12 | Наречия с приставками ИЗ-, ДО-, С-, В-, НА-, ЗА-. Занимательные упражнения. | 1ч | ||
13 | Текст. Чтение и пересказ познавательных текстов разных стилей речи. | 1ч | ||
3 триместр – 11 часов | ||||
1 | Имя числительное как часть речи. . Разряды числительных. Слова и числа в нашей речи. Роль числительного в предложении. Грамматическая сказка. | 1ч | ИКТ | |
2 | Правописание мягкого знака в количественных числительных. Дидактические игры. | 1ч | ||
3 | Упражнение в правописании мягкого знака в числительных от 90 до 900. Занимательные упражнения. | 1ч | ||
4 | Простые и сложные предложения. Занимательные упражнения. | 1ч |
5 | Знаки препинания в предложениях с однородными членами предложения. | 1ч | ИКТ | |
6 | Обращение. Знаки препинания при обращении. Дидактические игры. | 1ч | ИКТ | |
7 | Сложное предложение с союзами и союзными словами. Упражнения, игры. | 1ч | ИКТ | |
8 | Предложения с прямой речью. Дидактические игры. | 1ч | ИКТ | |
9 | Правописание безударных окончаний глаголов 1 и 2 спряжения. Упражнения, головоломки. | 1ч | ||
11 | Закрепление знаний о частях речи. Игры, упражнения. | 1ч | ||
12 | Итоговый урок. Весёлая грамматика. Беседа «Чему мы научились за этот год?» | 1ч |
Литература.
- Аксенова А.К. Методика обучения русскому языку в коррекционной школе/А.К.Аксёнова. –М.:. Владос, 2001
- Бетенькова Н.М. Конкурс грамотеев/Н.М.Бетенькова, Д.С.Фомин. – М.: Просвещение, 1995
3. Вартаньян Э. Путешествие в слово/Э.Вартанян.- М.,1979.
4 .Волина В.В. Весёлая грамматика/В.В.Волина. – М.: Знание, 1995
5. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. –М.:. Владос, 2001
6.. Зикеев А.Г. Практическая грамматика на уроках русского языка. 1 – 4 часть.-М,: Владос,2004
7. Чендулаева Е.Г. Грамматика русского языка в таблицах.- М.:Материк-Альфа,2005
Средства обучения
Наглядный учебный материал.
Таблицы.
Репродукции.
Иллюстрации.
Дидактический материал.
Учебно- методический комплекс по теме: Имя существительное.
Учебно- методический комплекс по теме: Имя прилагательное.
Учебно-методический комплекс по теме: Коррекция зрительного восприятия.
Учебно – методический комплекс по теме: Коррекционные упражнения по русскому языку.
Дидактический материал по теме: Глагол.
Дидактический материал по теме: Местоимение.
Карточки.
Перфокарты.
Учебные пособия.
Галунчикова Н.Г. Русский язык. 5 класс.Учебник для специальных (коррекционных)образовательных учреждений VIII вида/Н.Г. Галунчикова, Э.В.Якубовская. –М.: Просвещение, 2012
Галунчикова Н.Г.,Якубовская Э.В..Русский язык 6 класс. Учебник для специальных (коррекционных)образовательных учреждений VIII вида /Н.Г.Галунчикова, Э.В. Якубовская.–М.: Просвещение, 2010.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка по русскому языку (9 класс) на тему: "Русский язык - национальный язык русского народа".
Приобретение учащимися знаний об особенностях национального языка, его назначении, развитии....
Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"
Цель данного мероприятия в занимательной форме показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...
Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"
Цель данного мероприятия в занимательной форме показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...
Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Учитель русского языка и литературы Созинова И.Н.
В Стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из...
ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В УСЛОВИЯХ ОЧНО-ЗАОЧНОЙ ШКОЛЫ в условиях очно-заочной школыПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В УСЛОВИЯХ ОЧНО-ЗАОЧНОЙ ШКОЛЫ Подготовка к ЕГЭ по русскому языку
ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В УСЛОВИЯХ ОЧНО-ЗАОЧНОЙ ШКОЛЫиз опыта работы Черкасовой Н.Д., учителя вечерней школы с. Тополево Хабаровского района Хабаровского края ...
Интегрированный урок русского и французского языков"Заимствования (из русского языка фо французский, из французского в русский), их роль в межкультурном обогащении языков двух стран"
Конспект урока, проведенный с французскими и русскими детьми...
Презентация к уроку русского языка в 5 классе "Русский язык- национальный язык русского народа"
Презентация к первому уроку русского языка в 5 классе по программе под редакцией Быстровой...