методическая разработка игры по Правилам дорожного движения
методическая разработка (5, 6 класс)
Интерактивная игра по Правилам дорожного движения, в ходе которой проверяется и оценивается не только знание ПДД, но и владение велосипедом, умение применять знания на практике.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_po_pdd.docx | 377.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Игра-соревнование
«Тише едешь – дальше будешь»
Авторы-составители:
Замазкина Ксения Викторовна,
педагог-организатор, педагог дополнительного образования
Саликова Наталья Алексеевна,
педагог-организатор, педагог дополнительного образования
ГБОУ СОШ № 51 Петроградского района Санкт-Петербурга
Возраст участников: 5-6 класс
Пояснительная записка
Велосипед сейчас является популярным транспортным средством для многих подростков. На нем они ежедневно совершают поездки в школу, на прогулку, на дополнительные занятия, в магазин… Управляя велосипедом, на своем пути они встречаются с другими транспортными средствами: автомобилями, мотоциклами, другими велосипедами, а также пешеходами, движущимися в попутном и встречном направлениях. Очень часть пути велосипедиста и других участников дорожного движения пересекаются…
Поэтому очень важно уметь грамотно и сознательно управлять велосипедом, не создавая аварийных ситуаций и различного рода помех движению, осознанно выполнять правила дорожного движения. Ведь от этого часть зависит жизнь и здоровье, как самого велосипедиста, так и оказавшихся рядом людей.
Цель игры-соревнования: проверка и закрепление у учащихся 5-6х классов знаний по безопасному поведению на дорогах и соблюдению правил дорожного движения.
Задачи:
- расширение интереса к правилам дорожного движения;
- формирование навыков самостоятельной работы и принятия коллективных решений;
- формирование навыков вождения велосипеда;
- развитие умений логически рассуждать и делать выводы из ситуаций на дороге.
Игра-соревнование «Тише едешь – дальше будешь» предназначена для учащихся 5-6х классов. Хотя можно использовать и для учащихся других возрастов, усложнив или упростив сами задания, увеличив или уменьшив территорию автогородка.
Данная игра разрабатывалась для проведения в Автогородке детского образовательно-оздоровительного лагеря «Солнечный», где имеются проезжая часть с разметкой и пешеходными переходами, установлены светофоры, макеты различные дорожных знаков, туннелей, железнодорожных переездов, мостов, обозначены места остановок или зданий (см. рис.1).
Рис. 1. Автогородок в ДООЛ «Солнечный»
Возможно также проведение в актовом или спортивном зале образовательного учреждения, где также с помощью плакатов, импровизированной разметки, макетов, пособий будет воссоздана часть городской улицы.
Кроме оборудованного автогородка также необходимо:
- велосипеды – по числу команд, не менее одного на команду;
- элементы защиты велосипедистов (шлемы, возможно наколенники и велоперчатки);
- свисток;
- протокол игры (см. приложение 3), ручка для главного судьи;
- схема автогородка, расположенная на месте старта команд;
- различные задания для команд, разложенные на территории автогородка в определенном порядке. Задания разных команд должны различаться цветом бумаги, на которой они напечатаны;
- любая книга для выполнения одного из заданий, распечатанная азбука Морзе (см. приложение 1).
Время проведения зависит от возраста участников, количества и уровня сложности заданий. Рекомендуемое время – не более 1 часа.
Участники игры-соревнования:
- команды двух-трех классов (8-10 человек). От количества участников зависит количество записок с заданиями;
- главный судья соревнований, фиксирующий время старта и финиша, следящий за порядком старта участников;
- 2-3 судьи, находящихся на территории автогородка и следящих за соблюдением участниками правил дорожного движения.
Ход игры: в игре использованы элементы эстафеты и квеста.
После ознакомления участников с планом автогородка, проведения главным судьей инструктажа по технике безопасности, подгонке элементов защиты и высоты сиденья велосипеда команды выстраиваются на месте старта.
Одновременно судьи вручают всем командам лист с заданием № 1. Если помещение небольшое, то команды могут стартовать не одновременно, а по очереди. Тогда листы с заданиями № 1 команды тоже получают не одновременно, а непосредственно перед стартом. Заданиями могут быть загадки, ребусы, каверзные вопросы, пазлы и т.п. Ответами являются какие-либо объекты, находящиеся на территории автогородка: дорожный знак, остановка, «здание» и т.д. Команда вместе выполняет задание, и первый участник на велосипеде, выбирая самый быстрый, правильный и безопасный маршрут, соблюдая правила дорожного движения, едет к тому объекту, который был загадан в задании. Самостоятельно находит лист со следующим заданием и также, соблюдая правила, едет к старту. На месте старта вся команда выполняет второе задание, после чего второй участник, сев на велосипед, выбирая самый быстрый, правильный и безопасный маршрут, соблюдая правила дорожного движения, едет к тому объекту, который был загадан в задании. Самостоятельно находит третье задание и возвращается к команде. И так далее, пока не будут собраны и выполнены все задания. Задание, которое находит последний участник, дано в виде теста из 10 вопросов, которые команда решает вместе. На одном объекте могут находиться задания для разных команд: в этом случае участник должен взять задание только своего цвета и не трогать (не срывать, не перекладывать, не выбрасывать) задания других команд.
Время команды засекается по поднятой руке, когда команда ответила на все вопросы теста.
Ошибки, совершенные участниками во время передвижения по автогородку, оцениваются штрафными секундами, которые суммируются со временем выполнения заданий (см. приложение 2). Лучшая команда определяется по наименьшему суммарному времени. При равенстве суммарного времени предпочтение отдаётся команде, затратившей наименьшее время на выполнение задания.
В ходе игры учащиеся смогут не только проявить свою смекалку, поработать в команде, показать свое умение оценивать обстановку и принимать решения, но и смогут на практике продемонстрировать свои навыки вождения велосипеда в различных дорожных ситуациях. Выезжая на улицы города, учащиеся будут обращать более пристальное внимание на дорожные знаки, внимательнее относиться к другим участникам дорожного движения, соблюдать правила движения, касающиеся велосипедистов.
Приложение 1
Примеры заданий
Для разных команд могут быть разные задания, или те же самые, но в другом порядке.
№ зада-ния | Задание | Ответ | Комментарий к заданию |
№ 1 | Отгадайте загадку: «Наш автобус ехал-ехал и к площадочке подъехал. А на ней народ скучает, Молча транспорт ожидает» | Остановка автобуса и/или троллейбуса | |
№ 2 | Ответьте на вопросы, и из цифр сложится номер телефона, позвонив на который, узнаете, где искать следующую записку: - сумму чисел 189 и 78 умножить на 6 и разделить на 18 - нежелательная оценка в школе - бывший кабинет Светланы Александровны - фильм про Штирлица - номер школы, развернутый на 180 градусов - самый крутой агент без нуля | Пост ДПС | Из полученных участниками цифр складывается номер телефона одного из организаторов, педагогов, с которыми есть предварительная договоренность. |
№ 3 | С 17, С 16, С 9, Б 3 С 149, С 21, С 5, Б 3 С 88, С 16, С 4, Б 7 С 152, С 25, С 4, Б 9 | СТОП | На старте команде выдается книга. Учащиеся должны догадаться, что первая «с» - это страница, вторая «с» - строка, третья «с» - слово, «б» - буква в этом слове. |
№ 4 | Школа | ||
№ 5 | «С того места, где ты сейчас находишься, покажи жестами, без звуков, своей команде, куда нужно ехать следующему участнику. Показывать рукой на этот знак нельзя!!!» | Знак «Главная дорога» | На внешней стороне записке крупными буквами должно быть написано «ВНИМАНИЕ! ЗАДАНИЕ ПРОЧИТАТЬ НА ЭТОМ МЕСТЕ!!!» |
№ 6 | Знак «Круговое движение» | ||
№ 7 | Расшифруйте послание: .-- .--.-. . --.. -.. --.. .- .--. .-. . --.- . -. | Знак «Въезд запрещен» | Дать участникам распечатанную азбуку Морзе |
№ 8 | Найдите лишнее: | Знак «Железнодорож-ный переезд без шлагбаума» | |
№ 9 | Тест на знание правил дорожного движения (приложение 2). |
Приложение 2
Вариант тестовых вопросов.
- Что означает термин «Проезжая часть»?
А) расстояние между зданиями, включая и тротуары.
Б) часть дороги, предназначенная для движения всех участников дорожного движения.
В) элемент дороги, предназначенный для движения безрельсовых транспортных средств.
- Какие лица отнесены правилами дорожного движения к «участникам дорожного движения»?
А) пешеходы.
Б) дорожные рабочие, водители, пассажиры.
В) водители, пешеходы, пассажиры.
Г) все перечисленные лица.
- Значение термина «велосипед»:
А) двухколесное транспортное средство без мотора для взрослых и детей.
Б) двух – или трехколесное средство для детей и взрослых.
В) транспортное средство, кроме инвалидных колясок, имеющее два колеса и более и приводимое в движение мускульной силой людей, находящихся на нем.
- Каким правилам подчиняется человек, ведущий велосипед?
А) правилам для водителей.
Б) правилам для пешеходов.
- Где следует переходить дорогу, если обозначенного пешеходного перехода нет?
А) на перекрестках по линии тротуаров и обочин.
Б) в любом месте, если поблизости нет перекрестка и дорога просматривается в обе стороны.
В) во всех перечисленных случаях.
- Имеет ли право пешеход переходить дорогу, если в основном светофоре включен зеленый сигнал, а в пешеходном – красный сигнал?
А) не имеет права.
Б) имеет право.
В) имеет, если поблизости нет движущихся в его направлении автомобилей.
- Выберите правильный ответ: Дорожно-транспортное происшествие – это:
А) чрезвычайная ситуация.
Б) любое, даже незначительное нарушение правил дорожного движения.
- Пешеход переходит дорогу в неположенном месте. Сотрудник ГИБДД не имеет права:
А) остановить и предупредить его.
Б) оштрафовать нарушителя.
В) арестовать нарушителя.
- Как могут наказать человека, который портит дорожные знаки?
А) никак.
Б) оштрафовать.
В) посадить в тюрьму.
- Если велосипедист нарушил ПДД, инспектор ДПС имеет право:
А) предупредить нарушителя.
Б) оштрафовать нарушителя.
В) арестовать нарушителя.
Список использованных источников:
- https://klub-drug.ru/doshkolniki/zagadki-pdd
- https://multiurok.ru/blog/riebusy-pro-shkolu
- https://ru.wikipedia.org/wiki/Азбука_Морзе
- http://mytopgear.ru/interesting/raznoe/znaki-prioriteta-dorozhnogo-dvizheniya-i-ih-znachenie/
- https://pdd-russia.com/pdd-russia/pdd/pdd/russia.html
Приложение 2
Возможные нарушения и штрафное время
Вид нарушения | Штрафное время |
Наезд на другого участника или столкновение с велосипедом другого участника (ДТП) | 10 сек. |
Пересечение сплошной линии разметки с выездом на полосу встречного движения | 10 сек. |
Срыв чужого задания, использование задания не своего цвета | 10 сек. |
Падение с велосипеда во время движения | 5 сек. |
Непредоставление преимущества проезда | 5 сек. |
Несоблюдение требований дорожных знаков или разметки | 3 сек. |
Не посмотрел назад и не убедился в безопасности, отъезжая от КП | 3 сек. |
Не убедился в безопасности проезда поворотом головы вправо/влево на нерегулируемом перекрёстке | 2 сек. |
Несоблюдение правил очерёдности проезда | 2 сек. |
Совершение манёвра без подачи сигнала рукой о повороте или остановке | 1 сек. |
Подача сигнала рукой об остановке, которая может ввести в заблуждение других участников дорожного движения | 1 сек. |
Приложение 3
Протокол игры (вариант)
Команда (название или номер) | Время прохождения дистанции | Штрафное время | Суммарное время | Итог (место) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока для учащихся 5 класса по правилам дорожного движения «ДОРОЖНЫЙ МАРАФОН»
Методическая разработка проведения урока или внеклассного мероприятия для обучающихся 5 класса по правилам дорожного движения "Дорожный марафон" в игровой форме....
Методическая разработка по правилам дорожного движения: Сценарий "Светофорики"
Классный час по правилам дорожного движения (5 класс) на тему: "Светофорик"....
Конспект НОД по правилам дорожного движения в старшей группе Тема: «Путешествие в страну правил дорожного движения»
учить практически применять их в различных ситуациях. Развивать логическое мышление, зрительное внимание, умение ориентироваться в окружающем мире. Воспитывать чувство ответственности.Задачи:Образоват...
Сценарий агитбригады по правилам дорожного движения "Вместе- к безопасности дорожного движения"
Сценарий разработан для выступления на районном конкурсе агитбригад по правилам дорожного движения "Светофор"....
Методическая разработка КВЕСТ-игры по Правилам Дорожного Движения «Школа Дорожных Наук»
Методическая разработка квест-игры в 2017 году заняла 1место в Республиканском конкурсе методических разработок по ПДД....
Открытое занятие по правилом дорожного движения. Тема: «Маша и Медведь знакомятся с правилами дорожного движения»
Тема: «Маша и Медведь знакомятся с правилами дорожного движения»Цель: повторить правила дорожного движения: значение сигналов светофора, правила безопасности на улицах и дорогах, дорожные ...
ПРОГРАММА внеурочной деятельности по правилам дорожного движения «Правила дорожного движения» направление «Общекультурное» для обучающихся (6 – 9 классов)
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе программы «Я – пешеход и пассаж...