В каждой семье из поколения в поколение дети играют в куклы. Тряпичная кукла - это наша история, традиции, культура, она имела несколько назначений и была неотъемлемой частью быта людей. Кукла оказывала покровительство и помощь, в ней причудливо сплелись отголоски древних верований и народный идеал красоты. Народная память пронесла традиционные образы кукол через века и поколения. Всегда дети любили эту игрушку, а взрослые верили, что кукла охраняет детский сон ребенка и оберегает его. Издавна в семьях обско-угорских народов девочки играли тряпичными куклами, которые им шили бабушка или мама, в дальнейшем девочка сама училась изготавливать себе куклу; по ней судили о вкусе и мастерстве хозяйки. Куклу шили, орнаментировали как одежду взрослых, но лицо не рисовали. По народным поверьям кукла с лицом приобретала душу и могла повредить ребенку. Эта игрушка являлась партнером детей в игре, учила понимать внутренний мир человека и служила оберегом от напастей. Обычно у девочек был целый набор различных кукол, кукольный гардероб и хозяйство (предметы домашнего обихода из бересты, дерева, меха, кожи, сукна и т.д.). Для игр взрослые делали девочкам берестяную посуду и утварь, колыбель, постель, колотушки для трепания оленьих сухожилий, скребки для выделки кожи, ступки и пестики для получения порсы (муки из сушеной рыбы). Всего было достаточно, чтобы девочка усвоила основы женского труда, стала в будущем хорошей матерью и хозяйкой.Куклы казымских и обских ханты, северных манси называются акань, а куклы юганских ханты. Эта народная игрушка ярка, красочна, выразительна. Цветовая гамма узоров, орнаментация выполнены в соответствии с народными традициями. В этнографической литературе описаны два типа традиционных кукол кукла, головку которой заменяет клюв водоплавающей птицы с прилегающей к нему шкуркой; на нее нашивались полоски из сукна, сверху надевалась меховая одежда, имитирующая взрослую. Люди и дети меняются, но природа детства остаётся прежней, как и 100-200 лет назад: дети растут, играют, познают мир.Порой поток информации поступает большой и очень сложный. Дети, окунувшись в него, плывут, как взрослые, по течению. Теряется интерес к нашим народным сказкам, традиционным играм, национальным игрушкам. Им на смену приходят иностранные мультфильмы и компьютерные игры. В семье, да и в детском саду изобилие игрушек, которые покупают постоянно и не несут художественного смысла и выражения. Отношение к ним у ребёнка спонтанное: поиграл и забросил, порвал и забыл. А родителям легче выбросить, чем отремонтировать вместе с ребёнком, привить любовь и доброе отношение к труду человека. Взрослые и сегодня не интересуются своей историей, не знают древо своего рода и не передают детям навыки и умения старшего поколения. Между тем в любой стране чтят и бережно относятся к своей истории и традициям.Недаром говорят: если вы хотите узнать душу народа, приглядитесь, как и во что играют ваши дети. В современной коррекционной психологии рассматривается роль кукол в различных аспектах. Куклы имеют особое значение для эмоционального и нравственного развития .Роль куклы заключается в обеспечении диалога, в котором происходит замена реального контакта с человеком на опосредованный контакт через куклу. Оживляя куклу, ребенок ощущает взрослую ответственность за действия куклы, за ее жизнь, слова, поведение; учится находить адекватное телесное выражение различным эмоциям, чувствам, состояниям, развивать произвольное внимание и способность к концентрации.Вышеизложенные факты определили выбор темы данного проекта.
Цель проекта; формирование у обучающихся интереса к истории и культуре русского народа через изготовление образцов тряпичной народной куклы севера.
Тип проекта: педагогический
Задачи;
Обучающая - изучить народные традиции, связанные с историей русской тряпичной куклы на занятиях
- научить работать с тканью при создании выразительных образов через участие в мастер-классах по изготовлению тряпичных кукол.
Развивающая:
- Развивать познавательную активность учащихся через расширение кругозора об истории возникновении тряпичной куклы и ее роли в современной жизни человека.
- Раскрывать творческий потенциал участников проекта через свободу творчества при создании образов кукол.
-Воспитательная
- Воспитывать на народных традициях чувство уважения к обычаям нашего народа.
- Прививать интерес к народно-прикладному творчеству через использование старинного вида рукоделия.
Обеспечение проекта: материально-техническое оснащение текстильный лоскут,отделочные материалы/, швейные нитки, ручные инструменты и приспособления, электрический утюг;
учебно-методическое оснащение :конспекты-занятия о тряпичных куклах, методические рекомендации (мастер-классы) по изготовлению тряпичных кукол, натуральные образцы тряпичных кукол, информационное-техническое обеспечение ;компьютеры, тематические презентации, видеоролики (мастер-классы по изготовлению тряпичных кукол), фотографии образцов тряпичных кукол.
Участники проекта;обучающиеся творческого объединения
"Паучок"
Форма организации участников проекта;индивидуальная работа, групповая работа.
Предполагаемые превращения:Новое содержание по теме: изучение истории возникновения народной куклы, её видов, назначении и технологии изготовления;
Новые практические приёмы:освоение старинных техник изготовления тряпичных кукол;Обобщающие понятия, представления, знания, на получение которых нацелен результат проекта:традиционная тряпичная кукла как часть культуры русского народа, как самобытный сувенир в современном мире.
Развитие навыков, самостоятельная работа с источниками информации, текстильными материалами и технологиями изготовления тряпичной куклы;мыслительной деятельности (при проектировании, планировании, анализе, синтезе, структурировании материала);самоанализа и рефлексии;презентации результатов своей работы;эмоциональной и моторной адекватности.Воспитание толерантности.Расширение кругозора.
Время работы над проектом 3 месяца
Режим работы ;урочный
Предметно-содержательная область межпредметный основная предметная область:технология дополнительные предметные области: история;декоративное творчеств, ;литература Доминирующий вид деятельности;практико-ориентированный;творческий;
Форма продуктов-проектной деятельности натуральные образцы тряпичных кукол;творческие работы;мультимедийные презентации.
Этапы проведения проекта I этап ; подготовительный; ii этап поисково-исполнительский.III обобщающий IV этап - заключительный
I этап ; подготовительный. 1. Погружение в проблему:Знакомство творческого объединения с темой, проблемой, целью, задачами, сроками проекта.;Выдача индивидуальных заданий каждому творческому объединению.Примерное содержание проекта (творческой работы); история возникновения и назначение северной куклы; фотографии, схемы, рисунки кукол; материалы; план изготовления куклы, готовые образцы кукол.
2. Организация деятельности: Мероприятия 1.Рассказ -экскурсия в Мир северных жителей.(рассказ и слайды).
2.Сбор и обработка информации.
3.Проведение беседы с использованием ИКТ;Шаманы северных народов .Конструирование деталей тряпичной куклы (изготовление деталей геометрической формы).
II Поисково - исполнительский этап. На данном этапе осуществляется работа согласно календарно-тематическому планированию,а также с учетом индивидуального плана.Работа над проектом участниками исследования началась с изучения соответствующей литературы, теоретического анализа источников. Участники проекта читали энциклопедии, рассматривали иллюстрации с изображением различных видов северных кукол;Руководителем проекта был разработан план работы с обучающимися. Работу над проектом Куклы народов севера; мы решили начать с изучения истории одежды ,утвари , игрушек, ткани. Изучили из чего и как изготавливают ткани, меховые изделия... Творческая работа сопровождается чувством эмоционального подъема и приливом физических сил, что является защитной для здоровья ребёнка реакцией.Посмотрели мастер -классы , фото изделий и образцы меха. Дети заинтересовались, и мы начали собирать материал о различных видах народов кукол.Изготовлением куклы своими руками начали с куклы. Северная берегиня, так как она самая простая в изготовлении и не требует особых усилий. Одна из таких кукол-оберегов для дома Северная берегиня; изготавливалась из небольших лоскутов ткани, ярких расцветок, от ношеной одежды, впитавшей в себя энергетику хозяина. Считалось, что она приносит благополучие в дом и охраняет его покой. Её ставили в северный угол избы. Многослойность этой куклы указывала на множество тел человека, множество миров, множество воплощений души. Кукла распространена в северном Прикамье. Кукла берегла народы севера от злых духов, которыми северная земля была полна, так как считалось, что все зло находиться в северных широтах и людям там приходится очень нелегко, защищаясь от злых духов. Считалось, чем ярче лоскутки ткани, тем сильнее кукла и ее магическая сила.Знакомство со следующей куклой которая- считается традиционной куклой народа ханты. Кукла Акань. Хантыйская кукла Акань представляет собой фигурку женщины, девушки, мужчины, ребенка, старика и старухи.Первую куклу Акань девочке шил кто-либо из взрослых. Родители, наблюдая за изготовлением девочками тряпичной одежды для кукол, а, нередко участвуя в этом процессе и в самой игре, строго следили за тем, чтобы Акань шилась только из обрывков новой ткани, ни в коем случае нельзя было использовать лоскутки от одежды, которая кем-либо носилась. По поверьям одежда, пропитанная запахом живого человека, является его тенью. Считается, что, закопав в землю куклу, одетую в такую одежду, можно наслать неминуемую болезнь или даже гибель на её реального двойника. Обычай не расписывать лицо куклы был распространен в древнейшей Руси, сохранился у многих народов на долгое время. Так, и лицо у Акань обозначалось белым либо светлым фоном, или разноцветными полосками ткани.Третья кукла Кукла НГУХУКА. Такие куклы делали ненецкие народы, живущие по берегам реки Оби и ее притоков. -Мы отправимся в путешествие в тундру, узнаем чем, ненецкие дети играю в тундре в чуме или название традиционной ненецкой куклы-игрушки. В переводе с ненецкого языка значит . Ее внешний вид приковывает внимание, и это не случайно, ведь она выполнена из костяной пластины клюва и ткани.Четвёртая кукла Шаман на палочке.ШАМАН (по-алтайски КАМ); целитель и жрец, обладающий сакральными знаниями, посредник между людьми и духами. Наиболее распространенная функция шаманов - врачевание.Пятая кукла Белый шаман. Кукла у которой можно попросить любое желание. Этап обобщающий в дальнейшем, в ходе реализации данного проекта, обучающиеся приходят к самостоятельной деятельности, выступают инициатором творческого процесса. У них формируется воля, речь, эмоции, а также развиваются творческие способности. Продолжается формирование навыков изготовления народной куклы, расширение знаний, правил и приемов выполнения различных операций при условии большей самостоятельности.
IV этап; заключительный. В результате реализации проекта дети узнали, во что и как играли их бабушки и прабабушки и убедились в том, что играть с куклами, изготовленными своими руками очень интересно.По окончанию работы над проектом дети сделали вывод, что куклы наших предков ничуть не хуже наших современных игрушек, играя в них, наши бабушки выросли хорошими, добрыми и трудолюбивыми людьми.Результаты:Создано пособие для изучения различных видов кукол.Собрана мультипрезентаации.Созданы мастер классы и технологические карты. Выставка кукол народов севера в творческом объединении, Дома детского творчества.Перспектива: Презентация выставки Кулы народов севера для всех в социальных сетях Контакт. Изучение истории изготовления куклы ее производство.Изучить какие были куклы у коренных народов севера.