Формирование новой модели аттестации учителей и подготовка наборов ЕФОМ – одно из направлений планируемой работы в период с 2017 по 2020 г.
статья

Статья о новой модели аттестации

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx23.52 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование новой модели аттестации учителей и подготовка наборов ЕФОМ – одно из направлений  планируемой работы в период с 2017 по 2020 г.

В июле 2018 года завершился этап апробации новой модели аттестации педагогических работников,

в которой на добровольной основе приняли участие более 600 учителей из 104 школ 19 регионов, а также свыше 400 студентов выпускных курсов, обучающихся по педагогическим специальностям, из 11 вузов 10 регионов.

О том, как проходила апробация новой модели аттестации педагогических работников, о ее преимуществах по сравнению со старой моделью, а также о том, что она даст педагогическим работникам (учителям) речь пойдет в данном материале.

Почему возникла необходимость отказаться от действующей модели аттестации педагогических работников

Для начала рассмотрим почему возникла необходимость отказаться от действующей модели аттестации педагогических работников, к которой педагогические работники привыкли, и которая многих педагогических работников вполне устраивала.

По итогам заседания Государственного совета по вопросам совершенствования системы общего образования Президент РФ 23 декабря 2015 года дал поручение Правительству РФ: обеспечить формирование национальной системы учительского роста, направленной, в частности, на установление для педагогических работников уровней владения профессиональными компетенциями, подтверждаемыми результатами аттестации, а также на учет мнения выпускников общеобразовательных организаций.

Иными словами, руководством страны была определена задача гарантировать возможность каждому желающему педагогическому работнику расти и развиваться в своей профессии.

Сегодняшняя модель аттестации педагогических работников со сбором огромного количества сертификатов для портфолио, с многочисленными аттестационными комиссиями дает в результате педагогического работника какого-то конкретного региона РФ (например, учитель Калужской области, Республики Дагестан, Краснодарского края или Республики Крым и т.д.), но никак не российского педагогического работника.

Как только у педагогического работника возникает необходимость переехать из одного региона РФ в другой регион:

  • ему снова приходится проходить аттестацию по новым правилам;
  • то есть действующая модель аттестации педагогических работников не предполагает единого образовательного пространства;
  • причем документы для аттестации педагогических работников в каждом из регионов РФ пусть незначительно, но все же отличаются.

Единые федеральные оценочные материалы (ЕФОМ)

В основу разработки новой модели аттестации педагогических работников были положены, так называемые, единые федеральные оценочные материалы (ЕФОМ), которые в свою очередь коррелируются с Федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС).

Эта модель аттестации педагогических работников очень долго обсуждалась в педагогическом сообществе и была признана оптимальной, чтобы создать все условия для системы роста педагогических работников.

Оценка аттестации квалификации педагогических работников является независимой и осуществляется на основе единых федеральных оценочных материалов (ЕФОМ) по четырем компетенциям:

  • предметной,
  • методической,
  • психолого-педагогической и
  • коммуникативной.

Если педагогический работник действительно хочет профессионально расти, то благодаря аттестации, проводимой в новом формате:

  • он сможет выявить свои дефициты в той или иной области знаний и
  • получить конкретные рекомендации, как их восполнить, то есть какие дополнительные профессиональные программы для выявления и заполнения личных дефицитов стоит выбрать.

Составлением оценочных материалов по разным компетенциям занимались различные организации. Так, к примеру, психолого-педагогическим направлением занимался Московский государственный психолого-педагогический университет (МГППУ).

Разрабатывая «дорожную карту» по внедрению новой модели аттестации педагогических работников, сразу предусматривалось, что:

  • педагогические работники, справившиеся с едиными федеральными оценочными материалами (ЕФОМ), будут получать серьезные надбавки к своей заработной плате,
  • особенно много заманчивых возможностей открывается перед молодыми педагогическими работниками. Благодаря новой модели аттестации педагогическим работникам не надо будет ждать 3-5 лет, чтобы аттестоваться на повышающую категорию.

Внедрение этой модели аттестации педагогических работников должно сказаться (по задумке авторов) на благосостоянии педагогических работников:

  • в первую очередь, конечно, это коснется активных педагогических работников,
  • которые хотят чего-то добиться в своей профессии.

Безусловно, будут и недовольные, те, кто хочет жить спокойной жизнью, «катиться по накатанным рельсам». Однако новая модель аттестации никак не ухудшит материального положения и этой категории педагогических работников.

Апробация новой модели аттестации педагогических работников уже прошла, посмотрим, как отнеслись к новой модели педагогические работники

Во-первых, апробация новой модели аттестации проходит на исключительно добровольных началах. Осенью 2017 года были апробированы предметные единые федеральные оценочные материалы (ЕФОМ). Тогда было определенное недовольство среди педагогических работников. Возможно, не везде оценочные материалы были совершенными, или, к примеру, было неудачно выбрано время апробации.

В 2018 году все прошло более спокойно. При проведении апробации новой модели аттестации педагогические работники получили возможность оценивать сами аттестационные материалы и процедуры.

Координацию апробации обеспечивали:

  • представители региональных министерств и департаментов образования,
  • директора и сотрудники школ,
  • представители Общероссийского профсоюза образования и иных общественных организаций.

Педагогические работники сразу оценили огромные возможности новой модели аттестации, увидев в ней для себя определенную выгоду:

  • это не только реальные надбавки к заработной плате, но и возможность профессионального роста,
  • получения званий и наград, возможность участвовать в конкурсах.

Безусловно, изменится и система дополнительного последипломного образования. Сейчас перевес уже на стороне новой модели аттестации, в то время как в 2017 году больше педагогических работников отдавало предпочтение старой модели. Педагогические работники стали понимать, что благодаря этой модели аттестации они могут показать, что владеют определенными знаниями и компетенциями, что могут сформулировать конкретное задание, скажем, для слабослышащего или слабовидящего ребенка.

В то же время педагогический работник может увидеть, какие темы у него западают, и усилить соответственно подготовку. Сейчас стоит важная задача по трансформированию системы дополнительного профессионального образования (ДПО), начать готовить тьюторов по новой модели аттестации.

На данный момент привлеченные эксперты проводят обработку результатов апробации новой модели аттестации педагогических работников:

  • завершение этой работы и подготовку анализа итогов апробации новой модели аттестации педагогических работников планировалось провести до конца августа 2018 года;
  • в настоящее время идет формирование состава апробационной экспертной аттестационной комиссии;
  • предполагается, что в состав комиссии должны войти представители Министерства просвещения, федеральных государственных образовательных организаций, Общероссийского профсоюза образования, представители субъектов, вузов, принимавших участие в апробации новой модели аттестации, представители педагогического сообщества.

В начале сентября на заседании Апробационной экспертной аттестационной комиссии должно было пройти рассмотрение результатов проведенной апробации новой модели аттестации педагогических работников, в октябре 2018 года проведение общественно-профессионального обсуждения с привлечением федеральных и региональных средств массовой информации. Результаты обсуждения новой модели аттестации педагогических работников должны быть представлены на всероссийской конференции в ноябре 2018 года.

Переход к новой модели аттестации педагогических работников в штатном режиме

В соответствии с утвержденной «дорожной картой» по формированию и введению национальной системы роста педагогических работников:

  • 2018 год является годом апробации и доработки новой модели аттестации педагогических работников;
  • до декабря 2019 года должна пройти разработка и апробация единых федеральных оценочных материалов по всем предметам;
  • в первом полугодии 2020 года должна быть проведена итоговая апробация новой модели аттестации педагогических работников;
  • в штатный режим новая модель аттестации педагогических работников должна войти в 2022 году.

К 2022 году должна пройти серьезная реконструкция системы дополнительного профессионального образования и переподготовки педагогических работников:

  • будет предложена целая система мер, реестр программ повышения квалификации педагогических работников;
  • ведущую роль в этом вопросе будет играть Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПК и ППРО). Предполагается, что в будущем она станет называться Центром реализации государственной образовательной политики и информационных технологий. Его главная задача - создать пространство дополнительного образования, где аттестация будет проходить по единым требованиям в стране, и станет не важно, где педагогический работник ее прошел - в Хабаровске или Калининграде.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Новый порядок аттестации учителей.

Презентация знакомит с новыми требованиями проходящих аттестацию учителей....

«Формирование экспериментальных умений учащихся в ходе подготовки к государственной итоговой аттестации за курс основной школы в новой форме»

В 2008 г. впервые в ряде регионов государственная итоговая аттестация выпускников 9-го класса по физике проводилась в новой форме. КИМ представляет собой письменную работу, которая оценивает общеобраз...

Семинар «Новый порядок аттестации и поэтапная подготовка учителя физической культуры и ОБЖ к процедуре аттестации»

  Рассмотренные вопросы: Аттестация на соответствие занимаемой должности (выступающий: Кабилов Б.Г.).Аттестация учителя на I квалификационную категорию: заполнение карты результативности (...

Модель аттестации учителей на основе использования единых федеральных оценочных материалов

Разработанная модель аттестации учителей на основе использования проектов типовых комплектов ЕФОМ для проведения аттестации педагогических работников, замещающих должность «учитель»...