Программа кружка "Традиции русской культуры"
рабочая программа
Дополнительная общеразвивающая программа
художественной направленности
«Традиции русской культуры»
Возраст учащихся: 7 - 14 лет
Срок реализации: 2 года
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kirienko_programma_2018.docx | 110.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное учреждение
дополнительного образования Кыштовского района
Дом детского творчества
Принята на заседании Утверждаю:
методического совета ________________
от « » ___________2018г. Директор МКУ ДО ДДТ
Протокол № Федоренко Е.В.
______ Приказ № от_________
Дополнительная общеразвивающая программа
художественной направленности
«Традиции русской культуры»
Возраст учащихся: 7 - 14 лет
Срок реализации: 2 года
Автор-составитель:
Кириенко Ирина Александровна,
педагог дополнительного образования
с. Верх-Майзас, 2018 г.
Пояснительная записка
Дополнительная общеразвивающая программа «Традиции русской культуры» разработана на основе нормативных документов:
- Федерального Закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ».
- Концепции развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р).
- Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».
- Методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеобразовательных программ (Проект Минобрнауки РФ ФГАУ «ФИРО» 2015 г.)
- Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. № 1008 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам.
- Устава МКУ ДО ДДТ.
Направленность программы – художественная.
Сложные социально-экономические и политические изменения, происходящие в стране, усугубляются кризисом в нравственной и духовной сфере жизни человека. Мы сегодня отчетливо осознаем, насколько важна роль духовно-нравственных ценностей в развитии общества, ибо будущее нашего Отечества в первую очередь зависит не от инвестиций или новых технологий, а от духовно-нравственного потенциала молодежи, от ее доброты, честности, справедливости, трудолюбия, от ее любви к своей Родине.
Нравственное, духовное формирование личности ребенка происходит путем освоения им общественно-исторического опыта человечества в процессе предметно-практической деятельности, усвоения социально-этических норм и общечеловеческих гуманистических отношений в целом. Эти нормы четко зафиксированы в народных традициях и выступают как образцы, где в концентрированном виде сосредоточены лучшие черты, качества личности, нравственные эталоны, принятые в социуме, обеспечивающие его выживание и активное функционирование. Народные традиции, в которых аккумулируется коллективное знание этноса, являются хранилищем коллективной памяти, проявляющей себя в формах духовной и материальной культуры: устных и письменных произведениях народного творчества, диалектной речи, художественно-прикладном искусстве. Любая народная традиция является уникальным феноменом общечеловеческой культуры, её истоком и вершиной. Она пронизана свойством формировать все важнейшие черты личности. Народное творчество как феномен культуры обучает, развивает, воспитывает, социализирует, развлекает, даёт отдых, то есть выполняет все функции, которые присущи дополнительному образованию.
Актуальность программы в том, что современное общественное развитие России остро поставило задачу духовного возрождения нации. Сегодня этот вопрос приобрёл особую актуальность в сфере воспитания подрастающего поколения на базе национальных традиций. К сожалению, со временем мы утратили черты характера, отличающие исконно русского человека: доброту, сострадание, милосердие, трудолюбие и многое другое. Настало время, когда об утраченном, нужно вспомнить, иначе будет слишком поздно. Наша задача - возродить исконно русские традиции и обычаи. Мы должны воспитать людей высоконравственных, образованных, духовно богатых, обладающих чувством гражданского долга и любовью к Родине. Прежде всего, нашим детям нужно «образование» сердца, оно должно предшествовать умственному познанию.
Мы предполагаем, что, воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, - задача особенно актуальная сегодня, не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры. В настоящее время получили широкое распространение проблемы в отношениях семьи и школы. Деформация семьи, низкий общекультурный уровень, "падение нравов", происходящее в условиях трансформации общества, усугубляют разрыв семьи и школы. Пытаясь исправить создавшееся положение, считаем важным обращение к семейным ценностям, народному педагогическому наследию и его фундаментальным принципам.
Программа «Традиции русской культуры», реализуемая нами, призвана хотя бы частично, решить эту задачу. Дети, занимающиеся в объединении, должны больше узнать об истории родного края, культуре своих предков, о традициях и особенностях языка. Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Без знания своих корней и традиций своего народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну, с уважением относящегося к другим народам. Приобщение к ценностям народной культуры должно начинаться с колыбели и красной нитью пронизывать все слои образования. Именно так ставится вопрос о правах ребёнка (1991 г.), где об образовании сказано, что оно должно быть направлено на «воспитание уважения к родителям, его культурной самобытности, в которой ребёнок проживает, стране его происхождения, и к цивилизациям, отличным от его собственной».
Уровень сложности – стартовый.
Отличительные особенности программы заключаются в опоре на современные педагогические теории, анализ имеющихся педагогических ресурсов, знакомство с современными технологиями воспитательной работы в условиях дополнительного образования.
В основу данной программы положены календарно-традиционные праздники и обычаи русского народа, взятые в том виде, в каком они существуют сейчас, в живой культуре – как синтез древнейших фольклорных форм и возрожденных православных устоев бытия.
Разработанный курс даст возможность познакомить детей с праздниками народного календаря, которые отмечались не только церковью, но и просто селянами. Познакомить с традициями этих праздников. Обучать ручному труду, изготовлению сувениров и поделок к народным и календарным праздникам, обращаясь к народным ремёслам, не исключая влияния моды и наличия современных материалов. Такая программа будет способствовать восстановлению самой главной общественной ценности - семьи. Ребёнок, воспринимая на занятиях поучительный материал, будет делиться дома со своими близкими полученными знаниями и умениями. И влияние старших в роду на младших дополнятся обратным - от ребёнка к взрослому.
Адресатом программы являются дети 7 – 14 лет. В данном возрасте ребёнок проявляет интерес к творчеству, у него развито воображение, выражено стремление к самостоятельности. Ребенок нацелен на достижение положительных результатов в новой социальной роли - учащегося. Это качество очень важно для формирования художественной культуры, творческого потенциала каждого ребенка: фантазии, наблюдательности. Учебная деятельность в этом возрасте стимулирует, прежде всего, развитие психических процессов непосредственного познания окружающего мира – ощущений и восприятий. Дети 7 - 14 лет отличаются остротой и свежестью восприятия, своего рода созерцательной любознательностью. Младший и средний школьный возраст – возраст достаточно заметного формирования личности. Для него характерны новые отношения со взрослыми и сверстниками, включение в целую систему коллективов, включение в новый вид деятельности – учение, которое предъявляет ряд серьёзных требований к учащемуся. Всё это решающим образом сказывается на формировании и закреплении новой системы отношений к людям, коллективу, к учению и связанным с ними обязанностям, формирует характер, волю, расширяет круг интересов, развивает способности. В этом возрасте у детей закладывается фундамент нравственного поведения, происходит усвоение моральных норм и правил поведения, начинает формироваться общественная направленность личности.
Объем и срок освоения программы составляет 108 часов
1 год-72 ч.
2 год- 36 ч.
Формы обучения - очная.
Особенности организации образовательного процесса в том, что занятия проводятся с детьми разного возраста в разновозрастных группах, а также индивидуально - с отстающими детьми и детьми с ограниченными возможностями. Состав группы постоянный, не изменяется на протяжении всего срока реализации программы. Состав группы может меняться, если дети выбывают из группы.
- потребности, интересы учащихся;
- уровень развития первичного коллектива;
- уровень развития и самооценка ребенка, его социальный статус.
К каждому ребенку применяется индивидуальный подход
- осознание и признание права личности быть не похожей на других;
- проявление уважения к личности;
- оценка не личности ребенка, а его деятельности, поступков;
- умение смотреть на проблему глазами ребенка;
- учет индивидуально-психологических особенностей ребенка (тип нервной системы, темперамент, особенности восприятия и памяти, мышления, мотивы, статус в коллективе, активность).
Личностный подход требует от педагога создания на занятиях условий, при которых ученик чувствует себя личностью, ощущает внимание наставника лично к нему.
Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий
Занятия с учащимися 2 года обучения проводятся один раз в неделю по 1 часу.
Цель и задачи программы:
Цель программы: создание условий для активного приобщения детей к культурным традициям русского народа и содействие на этой основе формированию у них национального самосознания.
Задачи:
Личностные:
-формировать у детей уважительное отношение к народной культуре, традициям, обычаям русского народа, народному творчеству; развивать навыки общения, культуры поведения в среде сверстников; воспитание усидчивости, аккуратности, ответственности.
Метапредметные:
- развивать творческие способности и эмоциональную сферу детей.
Предметные:
- познакомить детей с бытом, традициями и обычаями русской деревни, с фольклорными произведениями, национальным бытом, обрядами праздников, народной психологией.
- создать у детей определенный запас русских народных песен, стихов, потешек, хороводных игр.
- ознакомить с предметным миром русского крестьянства; обучить народным играм, праздничным обрядам.
Содержание программы
Учебный план
1 года обучения
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Формы контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
Введение. Инструктаж по ТБ | 2 | 1 | 1 | Тест | |
1 | Раздел 1. «Мир русской деревни». | 18 | 4 | 12 | |
1.1. | Выйду на улицу, гляну на село. | 4 | 1 | 3 | |
1.2. | Крестьянский дом | 5 | 2 | 3 | |
1.3. | Печь нам мать родная | 4 | 1 | 3 | |
1.4. | Своя избушка – свой простор | 3 | 1 | 2 | |
1.5 | Итоговое занятие по теме «Мир русской деревни» | 2 | 2 | Викторина «Бабушкин сундук» | |
2 | Раздел 2. «Русский фольклор» | 16 | 7 | 10 | |
2.1 | Детский фольклор | 3 | 1 | 2 | |
2.2 | Игровой фольклор | 3 | 1 | 2 | |
2.3 | Потешный фольклор | 2 | 1 | 1 | |
2.4 | Народный календарь | 3 | 1 | 2 | |
2.5 | Вокально-хоровая работа | 2 | 1 | 1 | |
2.6 | Народный танец | 2 | 1 | 1 | |
2.7 | Народные инструменты | 2 | 1 | 1 | |
2.2. | Итоговое занятие по теме «Русский фольклор, мифы и легенды». | 2 | 2 | Кроссворд | |
3 | Раздел 3. «Русские традиции». | 34 | 7 | 27 |
|
3.1. | Земля-кормилица. Ремесла. | 5 | 2 | 3 | |
3.2. | По одежке встречают | 6 | 2 | 4 | |
3.3 | Всякая душа празднику рада | 6 | 6 | ||
3.4 | Большая родня | 6 | 2 | 4 | |
3.5 | Русская кухня | 5 | 2 | 3 | |
3.6 | Декоративно-прикладное искусство (лепка, роспись, природные материалы) | 2 |
| 2 | |
3.7 | Итоговое занятие по теме «Русские традиции». | 2 | 2 | Выставка работ | |
4 | Итоговое занятие «Культурные традиции русских людей» | 2 | 2 | Защита проекта | |
Итого | 72 | 17 | 55 |
Содержание программы
1 года обучения
Вводное занятие
Теория: Цели и задачи коллектива. Формы предстоящей работы. Знакомство с режимом работы детского объединения. Ознакомление с основными разделами и темами программы. Инструктаж по ТБ.
Практика: Начальная диагностика.
Раздел 1. «Мир русской деревни»
Тема 1. «Выйду на улицу, гляну на село»
Теория: Различные типы поселений на Руси.
Практика:
Создание презентации «Убранство церкви»
Составление словаря терминов (Церковь, крестьянское подворье, община, толока, хоровод, посиделки, вечерки и т.д.)
Осенние посиделки.
Тема 2. «Крестьянский дом»
Теория: Зачем человеку дом? Русское деревянное зодчество.
Практика:
Рисование дома с убранством.
Проигрывание обряда «Влазины»
Изготовление куклы-домовенка
Тема 3. «Печь нам мать родная»
Теория: Печь как наиболее значимый элемент жилища.
Практика:
Сбор материала о поверьях и обрядах, связанных с печью.
Выставка «Печная утварь».
Тема 4. «Своя избушка – свой простор»
Теория: «Убранство русской избы»
Практика:
Выставка домашней утвари.
Рисование посуды с росписью.
Раздел 2. «Русский фольклор, мифы и легенды»
Тема 1. «Детский фольклор»
Теория: Знакомство с устным фольклором. Прибаутки как жанр фольклора, их место в жизни детей. Загадка как вид фольклора, ее назначение и место в жизни детей. Небылицы, дразнилки, скороговорки, молчанки. Их назначение, особенности данного вида творчества. Колыбельные песни, сказки (докучные сказки), сказки с музыкальными припевками.
Практика:
Разучивание слов и мелодий прибауток. Освоение песенного материала посиделок. Освоение песенного материала посиделок и его реализация в досуговых формах осенних посиделок в праздниках Покрова, Кузьмы-Демьяна. Разучивание песен-небылиц и их обыгрывание. Разучивание музыкальных скороговорок. Освоение святочного репертуара с последующим исполнением на Рождество, Васильев вечер, Крещение. Освоение масленичного репертуара, веснянок. Разучивание музыкальных молчанок. Освоение масленичного репертуара, веснянок.
Тема 2. «Игровой фольклор»
Теория: Виды игр, воплощение художественного образа в драматическом действии; обрядовые игры, соответствие игр календарному годовому кругу; музыкальные припевы в играх, их особенности. Считалки как вид народного творчества, их назначение.
Практика:
Разучивание игр; работа над выразительным исполнением. Разучивание музыкальных считалок, умение применять их на практике, жеребьевок, игровых песен с припевами.
Раздел 3. «Русские традиции».
Тема 3. «Потешный фольклор»
Теория: Потешки как один из видов народного творчества, их назначения.
Практика:
Разучивание слов, работа над выразительным исполнением. Освоение песенного материала посиделок.
Тема 4. «Народный календарь»
Теория: Заклички как жанр фольклора, их назначение и виды.
Древнее происхождение жнивных песен, припевок, сопровождающих физическийтруд и помогающих ему. Мужские, женские и детские жнивные песни. Организующая роль ритма в процессе труда. Эстетическое отношение к труду, его идеализация в фольклоре. Разновидности жнивных песен.Разнообразие жанров колядок: щедровки, овсени, таусени, усени, величальные, виноградья, подблюдные. Образное содержание, народная символика. Лаконизм формы и поэтичность содержания. Узкий диапазон- трихордовые попевки. Происхождение, разучивание масленичных песен.. Характерные ритмоформулы масленичных песен. Особенности исполнения, ладовая окраска.Традиция волочебных обрядов: действующие лица, атрибуты обряда.
Практика:
Разучивание слов и мелодий. Работа над выразительным исполнением. Разучивание слов и мелодий жнивных песен, трудовых песен русского народа; их выразительное исполнение. Театрализация праздника «Жниво». Разучивание слов и мелодий колядок, пение «а капелла» и с музыкальным сопровождением. Игра на простейших музыкальных инструментах. Разыгрывание обряда «коляда». Разучивание слов и мелодий. Работа над выразительным исполнением. Игра на простейших музыкальных инструментах. Разыгрывание масленичных гуляний. Разучивание волочебных песен, работа над выразительным исполнением, разыгрывание волочебного обряда. Освоение свадебного, масленичного репертуара, веснянок и реализация его в рамках свадебного мясоеда, масленицы, праздника Сорок Сороков, Красной горки, Зеленых святок, реализация его в рамках праздничной весенне-летней обрядности. Разучивать песни, заклички, которые соответствуют календарному времени: жнивные песни, колядки, масленичные заклички, веснянки и др.
Тема 5. «Вокально-хоровая работа»
Теория: Особенности народного пения; техника исполнения (правильное дыхание, звукоизвлечение).
Практика:
Развитие певческих навыков: упражнения на дыхание, звукообразование, ритм, пение в унисон. Разучивание произведений.
Тема 6. «Народный танец»
Теория: Знакомство с бытовыми танцами: «Во саду ли…», «Светит месяц», «Чижик».
Практика:
Освоение элементов русской пляски: притоп, хлопки, хороводный и дробный шаг. Знакомство с бытовыми танцами: «Во саду ли…», «Краковяк», «Светит месяц».
Теория 7. «Народные инструменты»
Теория: История возникновения традиционных русских народных музыкальных инструментов.
Практика:
Обучение простейшим приёмам игры на ложках, свистульках, бубне, трещотках. Сочетание игры на инструментах с пением. Ансамблевое исполнение.
Раздел 3. «Русские традиции»
Тема 1. Земля-кормилица. Ремесла.
Теория: Почему земля – кормилица?
Практика:
Составление презентации: «Хлеб – основа жизни» и « Земледелие». Подбор пословиц о хлебе, приметы, верования. Рассказы учащихся о вспашке, севе, жатве, молотьбе, помоле.
Тема 2. «По одежке встречают».
Теория: Из истории русской одежды.
Практика:
Изготовление элементов одежды. Подготовка сообщений: «Поверия, обычаи, обряды, связанные с шитьем». «Виды женской и мужской одежды в разных губерниях». «Головной убор». «Роль одежды в жизни человека».
Тема 3. «Всякая душа празднику рада».
Теория: Теоретические сведения о праздниках осени, обычаи,
обряды. Октябрь – «Осенины», праздник Воздвижения (Капустинские
посиделки). Ноябрь - «Покров», «Заповедный леший день», «Осенние ярмарки». Устный фольклор: пословицы, поговорки, приметы, загадки, сказки, шутки, скоморошины.Музыкальный фольклор: « «Золотые ворота», «Вью я капусточку», «Осень».Музыкально – фольклорные игры: «Ткачиха», «Месим тесто».Театрализация: представление «Осенние посиделки»Пришла коляда - отворяй ворота Народный календарь: теоретические сведения о зимних праздниках, обычаях, обрядах. Ноябрь – «Кузьма и Демьян», Декабрь – «Спиридон-Солнцеворот», «Святки».
Устный фольклор: загадки, поговорки, приметы, потешки, шутки, небылицы.Музыкальный фольклор: колядки «Сею – вею, посеваю, с Новым годом поздравляю».Музыкально – фольклорные игры: «Два мороза». Заклички как жанр фольклора, их назначение и виды.
Народный календарь: теоретические сведения о праздниках конца зимы - начала весны, обычаях, обрядах. Январь – «Рождество», «Крещение». Февраль – «Масленица»Март - «Сороки», «Встреча весны», «Пасха».
Устный фольклор: заклички, попевки, колядки, дразнилки, голосянки, сказки, небылицы.Музыкальный фольклор: « В хороводе были мы», «Прялица», «Мак-маковистый» Музыкально – фольклорные игры: «Марома», 14Народный календарь – праздники весны и лета, обычаи, обряды. Апрель – «Красная Горка», «Благовещенье» (встреча весны).
Музыкально – фольклорные игры: «Ручеек».
Тема 4. «Большая родня»
Теория: Полна изба ребятишек. Честным пирком да за свадебку.
Практика:
Подбор пословиц о семье. Составление родословной.
Тема 6.Русская кухня
Теория: Знакомство с традиционными блюдами русской кухни.
Практика:
Обмен рецептами блюд русской кухни. Составление викторины «что ели наши предки?»
Тема 7. «Декоративно-прикладное искусство (лепка, роспись, природные материалы)».
Теория: Декоративно-прикладное искусство. Виды ДПИ.
Практика:
Выполнение работ с элементами ДПИ
Учебный план
2 года обучения
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Формы контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
Введение. Инструктаж по ТБ Начальная диагностика. | 2 | 1 | 1 | Тест | |
1 | Раздел 1 «Осень - жница» | 10 | 4 | 6 | |
1.1. | Оспожинки - праздик хлеба. | 3 | 1 | 2 | |
1.2. | Семенов день. | 3 | 1 | 2 | |
1.3. | Кузьминки - по лету поминки. | 3 | 1 | 2 | |
1.4 | Итоговое занятие по теме «Осень – жница» | 1 | 1 | Викторина | |
1 | Раздел 1. «Мир русской игрушки» | 12 | 4 | 8 | |
2.1. | Что же такое кукла? | 2 | 1 | 1 | |
2.2. | Виды традиционной куклы | 2 | 1 | 1 | |
2.3. | Русские народные игрушки | 2 | 1 | 2 | |
2.4. | Изготовление обрядовой куклы | 2 | 1 | 2 | |
2.5 | Итоговое занятие по теме «Мир русской игрушки» | 2 | 2 | Выставка работ | |
3 | Раздел 3 «Делу - время, потехе - час» | 10 | 3 | 7 |
|
3.1. | Игрища. Игрищенские песни. | 3 | 1 | 2 | |
3.2. | Страшные(чудные) вечера. | 3 | 1 | 2 | |
3.3 | Круга. | 3 | 1 | 2 | |
3.4 | Итоговое занятие по теме «Делу - время, потехе - час» | 1 |
| 1 | Викторина |
Итоговое занятие «Традиции русских людей». Итоговая диагностика. | 2 | 2 |
| Защита проекта | |
Итого | 36 | 16 | 20 |
Содержание программы
2 года обучения
Тема: Введение. Инструктаж по ТБ
Теория: Цели и задачи коллектива. Формы предстоящей работы. Знакомство с режимом работы детского объединения. Ознакомление с основными разделами и темами программы. Инструктаж по ТБ.
Практика: Начальная диагностика.
Тема 1.Оспожинки - праздник хлеба.
Теория: Беседа на тему «Праздник хлеба»
Практика: Обряд чествования Богородицы.
Тема 2: Семенов день.
Теория: Народное название дня памяти преподобного Симеона Столпника, основателя подвижничества, именуемого столпничеством (IV-V века)
Практика: Рисование узоров тканых полотен, иллюстрации пословиц
Тема 3: Кузьминки - по лету поминки.
Теория: Кузьминки.
Практика: (с помощью родителей) накрыть праздничный стол угощениями.
Тема4: Итоговое занятие по теме «Осень – жница»
Практика: разгадывание викторины.
Тема 5: Что же такое кукла?
Теория: Что же такое кукла? На этот вопрос можно ответить по-разному. Толковый словарь С. Ожегова объясняет: кукла - это «детская игрушка в виде фигурки человека». По мнению некоторых учёных-археологов и искусствоведов, кукла-это любая фигурка человека, даже если она и не является детской игрушкой. Судя по археологическим раскопкам, национальная игрушка _на протяжении многих лет не претерпевала существенных изменений.
Практика: рисование кукол и других игрушек.
Тема 6: Виды традиционной куклы.
Теория: Соломенная кукла (дожинальная, коляда, стригуша); травяная (мокрида, кукушка); лыковая (стригуша, звери); берестяная; крестец (масленка, Масленица); скрутка; набивная или насыпная.
Практика: оформление презентации «Русская народная кукла»
Тема 7: Русские народные игрушки.
Теория: Виды игрушек, способы изготовления, их значение.
Практика: изготовление игрушек из подручного материала.
Тема 8: Изготовление обрядовой куклы.
Теория: Выбор куклы, объяснение способа изготовления.
Практика: изготовление куклы.
Тема 9: Итоговое занятие по теме «Мир русской игрушки»
Практика: Выставка игрушек с демонстрацией.
Тема 10: Игрища. Игрищенские песни.
Теория: Святочные игрища (вечеринки, вечерки, пляски, повада, посиделки, посидки, сборище, субботка)- форма проведения молодежных собраний во время Святок.
Практика: игры на тему праздника
Тема11: Страшные (чудные) вечера.
Теория: Сочельник. Святочные вечера с 7 по 13 января (Васильевский вечер, Новый год) считались святыми, а с 13 по 19 — страшными.
Практика: Святочные гадания, обряды.
Тема 12: Круга.
Теория: Неделя «семиковая», «русальная», «зеленая», «гряная
Считалки.
Практика: разучивание считалок и игры с ними.
Тема13: Итоговое занятие по теме «Делу - время, потехе - час»
Практика: конкурс пословиц.
Тема14: Итоговое занятие «Традиции русских людей»
Теория :Защита проектов.
Планируемые результаты
В результате изучения программы 1 года обучения
учащиеся будут знать:
- какие типы поселений на Руси и их особенности, как устроен крестьянский дам;
- детский фольклор ;
- основные русские традиции и обряды.
Учащиеся будут уметь:
- исполнять малые фольклорные жанры;
- исполнять хороводные и народно – плясовые движения;
- делать поделки из природных материалов;
- изготавливать игрушки.
- научатся создавать сообщения и проекты, готовить и проводить небольшие презентации.
В результате изучения программы 2 года учащиеся будут знать:
Основные традиционные праздники осени, значения русских игрушек, зимние и весенние праздники и обряды.
Учащиеся будут уметь:
исполнять обряды, изготовлять обрядовую куклу, научатся играть в русские народные игры.
В результате освоения программы «Традиции русской культуры» учащиеся освоят следующие компетенции и получат личностные результаты:
1.Основы российской гражданской идентичности, чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;
2. Целостный, социально ориентированный взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; 3.Уважительное отношение к истории и культуре, как своего народа, так и других народов;
4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
6.Этетические потребности, ценности и чувств;
7. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
8. Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10. Установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к
материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты:
Регулятивные:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи деятельности, поиска средств ее осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
Познавательные
1) формирование знаний, понимание и принятие личностью ценностей, освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
2) использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
3) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации
Коммуникативные:
1) способность учитывать позицию собеседника, уважительное отношение к иному мнению, организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию и отображать предметное содержание и условия деятельности.
2) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
3) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о
распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
4) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета
интересов сторон и сотрудничества.
Условия реализации программы
Материально – техническое обеспечение:
Необходимым условием для реализации программы является наличие оборудованной материально-технической базы. Просторное, светлое помещение, отвечающее современным санитарно-гигиеническим нормам. Учебное оборудование кабинета: комплект мультимедийного оборудования, инструменты и приспособления, необходимые для организации занятий, хранения и показа наглядных пособий.
Для наиболее успешного усвоения материала имеются наглядные пособия: таблицы, чертежи, образцы готовых работ, иллюстративный и фотоматериал и др. Для работы учебных групп имеются следующие материалы, инструменты и приспособления: ткани для вышивки, бисер, иглы, нитки мулине и швейные нитки разных цветов, леска и проволока разного диаметра, ножницы, пяльцы, мука и соль, чашки для замеса теста, формочки, стеки, скалки, кисти, гуашь, стаканчики для воды, досточки для лепки, клей, линейки и карандаши, цветная бумага и картон, копировальная бумага, калька, крепированная бумага и др.
Для реализации образовательной программы «Традиции русской культуры» имеется дидактическое обеспечение:
- предметы быта прошлых лет;
- русские народные костюмы;
- наглядные пособия, специальная литература;
- образцы изделий, изготовленные кружковцами;
- слайды, видео-аудио пособия;
- иллюстрации изделий мастеров;
- схемы изготовления изделий, технологические карты;
- индивидуальные карточки;
- анкеты, сводные таблицы, используемые для проведения диагностики.
Реализует программу учитель русского языка и литературы первой квалификационной категории.
Формы аттестации
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов.
Аттестация обучающихся проводится три раза в год в виде мониторингов (вводный мониторинг, текущий и итоговый). С помощью мониторингов выявляется уровень обученности, воспитания и развития детей. Форму аттестации выбирает педагог - народный праздник, календарный праздник, вечерка, концертная программа, тестовые задания. Народные праздники отражают уровень практических навыков, т.е. как дети умеют общаться с аудиторией, объяснить игру, вовлечь слушателей в обрядовое действо.
Мониторинги содержат перечень заданий, направленных на выявление таких качеств как:
- самостоятельность;
- инициативность и творчество;
- осознание значимой деятельности;
- соблюдение культуры поведения;
- самооценка;
- стремление к совершенствованию.
Уставом организации предусмотрена промежуточная аттестация по итогам
прохождения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы.
Диагностические материалы для проведения промежуточной аттестации
составляются педагогом д/о.
Методические материалы
Методы обучения:
Словесные: рассказ, объяснение, поощрения,
Наглядные: демонстрация инструментов, народных костюмов, предметы быта.
Практические: игра на народных инструментах (ложки), пение музыкального
материала (песен, закличек, игровой фольклор), народный танец, метод
создания ситуации успеха.
Аналитические: наблюдение, анкетирование, опрос, самоконтроль, самоанализ.
Методы воспитания: беседа, пример, стимулирование, убеждение.
Формы организации образовательного процесса: групповая, индивидуальная, фронтальная.
Формы организации учебного занятия: занятие-путешествие, занятие-игра, практическое занятие, репетиционное занятие, викторина, интегрированное занятие, концерт.
Элементы педагогических технологий: педагогическое общение, оценка, похвала, игровая технология, творческая.
Оценочные материалы
Отслеживание результата - это видение того, насколько идет продвижение к
цели. Оценивание результата - это сопоставление полученного результата с предполагаемым или заданным, качественный анализ деятельности относительно целей. Первичный контроль проводится на первых занятиях с целью выявления образовательного и творческого уровня детей, их способностей. Он может быть в форме собеседования или тестирования. В качестве промежуточного контроля используются викторины, мультимедиаигры в рамках итоговых занятий по той
или иной теме. Оптимальным вариантом итогового контроля в фольклорном ансамбле могут стать игровые программы (моделирование форм традиционной жизни и инсценирование обрядов), отчётные концерты, а так же анализ концертного выступления в форме беседы.
- ФОЛЬКЛОРНАЯ ВИКТОРИНА (Приложение 1)
- Тест «Народоведение» (Приложение 2)
- Викторина «Народные праздники» (Приложение 3)
- Вопросы по промежуточной аттестации учащихся (Приложение 4)
- Краеведческая игра «Дорогой предков» (Приложение 5)
- Для аттестации учащихся (Приложение 6)
- Диагностические критерии (Приложение 7)
- Диагностические материалы (Приложение 8)
- Карта одаренности учащихся (Приложение 9)
Список литературы
- Александрова Л. А. Деревянное зодчество Руси. – М.: Белый город, 2003.
- Антонов Ю.Е. Левина Л.В., Сувениры к любым праздникам. М., 2003.
- Бабина Н.Ф. Развитие творческого мышления учащихся при решении кроссвордов. – Воронеж 2000.
- Балашов М, Е. Костюм Киевской Руси. – СПб.: Детство – Пресс, 2002.
- Блинова Г.П. Русские народные праздники – М,: Вузовская книга, 2000.
- Богданов В.В., Попова С.Н. Истории обыкновенных вещей. – М., 1992.
- Воробьёва О.Я. Декоративно – прикладное творчество. Традиционные народные куклы. – Волгоград, 2009.
- Грачёва Г.В. Альбом поделок мастерицам. М., 1989
- Гребёнкина Л.К. Формирование профессионализма учителя в системе непрерывного педагогического образования. – Рязань, 2000.. – Волгоград, 2009.
- Гурбина Е. А. Занятия по прикладному искусству: работа с солёным тестом, аппликация из ткани, лоскутная техника, рукоделие из ниток
- Искунина М.К. Приятные сюрпризы к праздникам. М., 1989.
- Ищук В.В., Нагибина М.И. Народные праздники. Ярославль, 2000.
- Жарова Л.В. Учить самостоятельности. – М.: «Просвещение», 1993.
- Кискальт И. Солёное тесто. М., 2002.
- Князева О.Л, Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – СПб.: Детство – Пресс, 1998.
- Коноплева Н.П. Секреты домашнего хозяйства. – М., 1991.
- Короткова М. В. Путешествие в историю русского быта. М.: Русское слово. 1998.
Литература рекомендуемая для учащихся:
1. Антонов Ю.Е. Левина Л.В., Сувениры к любым праздникам. М., 2003
2. Бондарь Е.Ю. Герук Л. Н. 100 поделок из яиц. Ярославль, 2000
3. Искунина М.К. Приятные сюрпризы к праздникам. М., 1989.
4. Ищук В.В., Нагибина М.И. Народные праздники. Ярославль, 2000.
Видеоматериалы:
- Русский народный костюм.
- Русские народные промыслы.
- Сокровища народного творчества.
- Видеоматериалы с праздников и различных мероприятий объединения.
Приложение 1
ФОЛЬКЛОРНАЯ ВИКТОРИНА
«Народоведение»
- Назвать 3 – 4 народных праздника.
- Загадать загадки и времени года /3 – 4/.
- Назвать заклички осени, зимы, весны.
- Вспомнить считалки /3 – 4/.
- Проговорить скороговорки /3 – 4/.
- Назвать пословицы, поговорки и временах года /3 – 4/.
- Покажи игру, которая тебе больше всего запомнилась.
- Проведи любимый хоровод.
Приложение 2
Т Е С Т
ТЕСТ 1 | ТЕСТ 1 |
Выбери названия осенних месяцев | Выбери названия весенних месяцев |
Хмурень | Хмурень |
Снегого | Снегого |
Бокогрей | Бокогрей |
Полузимник | Полузимник |
Травень | Травень |
Листопадник | Листопадник |
Грязник | Грязник |
Водолей | Водолей |
Студень | Студень |
ТЕСТ 2 | ТЕСТ 2 |
Какой из этих праздников не является народным | Какой из этих народных праздников лишний |
Рождество | Пасха |
Покров | Масленица |
Кузьминки | Сретенье |
Святого Валентина | Татьянин день |
Вербное воскресенье | Благовещение |
ТЕСТ 3 | ТЕСТ 3 |
1. В какой народный праздник ходят со звездой? | 1. В какой народный праздник сжигают чучело женщины? |
2. В какой народный праздник приносят вербу? | 2. В какой народный праздник выпускают на волю птиц? |
ТЕТС 4 | ТЕСТ 4 |
Составь пословицу | Составь пословицу |
1. пруд, труд, вытянуть, из, без, рыбку | 1. журавль, рука, небо, в, лучше, синица, чем, в |
2. кормит, труд, лен, человек, портит, а | 2. гость, татарин, хуже, незваный |
ТЕСТ 5 | ТЕСТ 5 |
Закончи поговорку | Закончи поговорку |
1. Сорока на хвосте…………………... | 1. Соловья баснями …………………. |
2. Цыплят по осени ………………….. | 2. Всяк кулик свое болото ………….. |
ТЕСТ 6 | ТЕСТ 6 |
Исправь ошибку | Исправь ошибку |
1. Аппетит во время еды проходит. | 1. Готовь сени летом, а телегу зимой. |
2. Не в свои бани не садись. | 2. Лес рубят – кепки летят. |
Приложение 3
Викторина народные праздники
Подведение итогов по программе «Народный праздник»
- В каких народных праздниках ты принимал участие?
- Что ты можешь сделать для подготовки и проведения народных праздников: Масленица, Пасха?
- Какую народную игру ты можешь провести с ребятами?
- Назови любимый народный праздник твоих родителей, бабушки, дедушки?
- Какой подарок ты можешь приготовить для мамы, бабушки, своих друзей к Новому году?
- Что интересного для себя ты узнал о народных праздниках?
- Какие народные игры тебе больше всего нравятся?
- Какие народные праздники ты знаешь?
- Какие народные праздники ты хочешь, чтобы были проведены в следующем году?
Приложение 4
ВИКТОРИНА
/вопросы к промежуточной аттестации учащихся/
- Что было на территории Сибири много веков назад?
- Почему древние жители нашего края селились на берегах рек и озер?
- Откуда мы знаем о жизни людей в далеком прошлом?
- Основное занятие коренного населения в прошлом?
- Какие народы населяли Сибирь в далеком прошлом?
- Откуда пришли русские племена в Сибирь?
- С кем воевала Россия в 1700 году? Как называлась эта война?
- Сколько боевых кораблей было у российского флота? Где они находились на момент начала военных действий?
- Какая сила волокла 1 корабль по Осударевой дороге?
- С какого места волокли и до какого?
- Способ доставки кораблей по Осударевой дороге?
Приложение 5
Краеведческая игра «Дорогой предков»
Задание: ответить на вопросы
- Как называлась система земледелия, где земля для полей освобождалась из-под леса?
- Назовите хлебные растения, выращиваемые сибиряками?
- Какие два растения использовал карел для получения волокна?
- Как называлась сибирская коса?
- Каким инструментом обмолачивали хлеб?
- Смолокурение давало деревне смазочный материал. Как он назывался?
- Для чего сибиряк в избытке заготавливал ивовую кору?
- Как называлось орудие рыбной ловли, которым лучили щук?
- Какие виды рыб выделяли по магическим им свойствам?
- Назовите три вида дичи – добыча карела охотника?
- Какой чай пили сибиряки?
- Какая лесная ягода помогала сохранить хорошее зрение?
- как спасались от цинги?
- Голову какой рыбы прикладывали к телу, чтоб прошел озноб?
- Каким веником парили больные ноги?
- Основными путями сообщения у сибиряков были ……
- Как назывались лодки у сибиряков?
- На чем передвигались сибиряки зимой?
Приложение 6
Для аттестации учащихся.
- В каких народных праздниках ты принимал участие?
- Что ты сам можешь сделать для подготовки и проведения народных праздников: Масленицы, Красной горки?
- Какую народную игру ты можешь провести с дошкольниками или шестилетками?
- Назови любимый народный праздник твоих родителей, бабушки, дедушки?
- Какой подарок ты можешь приготовить для мамы, бабушки, своих знакомых, друзей к Новому году или ко дню рождения?
- Что интересного для себя ты узнал о народных праздниках?
- Какие народные игры тебе больше нравятся?
- Какие народные праздники ты знаешь?
- Какие народные праздники ты хочешь, чтоб были проведены в следующем учебном году?
- Назови количество своих близких родственников.
Близких Дальних
- Часто ли собираются у вас родственники?
- К кому из родственников вы чаще ездите?
- Поют ли у вас в семье народные песни? Как часто?
- Какие народные праздники отмечают у вас в семье?
- В какие народные игры ты играл со своими родственниками?
- Кто читал или рассказывал тебе сказки в детстве? Какие?
- Какие нравственные качества ты хоте бы передать своим детям: уважение к старшим, трудолюбие, честность, умение приспособиться к жизни, практичность, патриотизм? (поставьте номера по степени важности).
- Какое место ты считаешь своей родиной?
- По какому принципу ты выбираешь себе друзей:
1. по личным симпатиям;
2. по желанию и совету родителей;
3. по национальной принадлежности;
4. по месту жительства.
- Что в жизни ты считаешь главным: материальный достаток, воспитание детей, труд, власть, авторитет, деньги, любимое занятие, самореализацию, др.? (поставь номера по степени важности).
Метод «незаконченных предложений» позволяет выявить значение детьми народных праздников, игр, сказок, творческих умений. Дети должны закончить каждое предложение в соответствие с текстом сказки, народной игры, праздника.
- Гори, гори ясно…
- Яблоня ей говорит …
- Только сел ….. и вдруг слышит….
- Позвал он …
- Первым весенним народным праздником является …
- Зиму в России провожают народным праздником …
- Блины всегда пекут на праздник …
- Венки начинают плести с народного праздника …
Приложение 7
Диагностические критерии оценки усвоения детьми содержания программы по приобщению к традициям русской народной культуры «Шкатулка»:
• Знает основные народные праздники и обычаи с ними связанные.
• Знает название и назначение предметов русского народного быта.
• Знает русские народные и музыкально- фольклорные игры, изучаемые в рамках программы.
• Знает русские народные песни, потешки, заклички, изучаемые в рамках программы.
• Имеет представление о народных промыслах; называет их, узнает материал, из которого сделано изделие;
• Умеет провести анализ изделия; выделяет характерные средства выразительности (элементы узора, колорит,
сочетание цветов).
Методы диагностики:
собеседование с детьми;
наблюдения в свободной деятельности, во время проведения занятий и открытых мероприятий; анализ результатов продуктивной деятельности.
Приложение 8
Диагностические
материалы
Тесты для проверки знаний учащихся о русской народной культуре
1. Человек, умеющий класть печь.
а) Пекник;
б) печекладочник;
в) печник.
2. Знак, символизирующий у славян солнце.
а) Квадрат;
б) треугольник;
в) круг.
3. Резные доски по окантовке крыши.
а) Причелины;
б) прикрышники;
в) надкрышники.
4. Козырьки над окнами.
а) Надоконники;
б) наличники;
в) подоконники.
5. Первоначальная дата празднования Нового года.
а) 1 марта;
б) 1 июня;
в) 1 января.
6. Месяц, названный в честь императора Гая Юлия Цезаря.
а) Июнь;
б) июль;
в) май.
7. Музыкальные инструменты, изготовленные из березовой древесины.
а) Скрипка, гитара;
б) дудочка, свистулька;
в) барабан, бубен.
8. Короткая, состоящая из двух или четырех строчек, шутливая песенка.
а) Шутилка;
б) частушка;
в) веселушка.
9. Протяжные ласковые песни для маленьких детей.
а) Баюкалки;
б) ласкалки;
в) колыбельные.
10. Бег, которым беэюит коренник в русской тройке.
а) Галоп;
б) рысь;
в) иноходь.
11. Самый большой в мире колокол.
а) Великий колокол;
б) Иван-колокол;
в) Царь-колокол.
12. Как назывались на Руси божества неба, земли, воды?
а) Ярило, Купала, Перун;
б) Марс, Афродита, Зевс;
в) Аполлон, Гермес, Ра.
13. Для чего использовался деготь березовой коры?
а) Для погружения в бочку с медом;
б) для смазки осей у колес;
в) для смоления бочек.
14. В чем раньше хранили мед и ягоду?
а) В туесках из бересты;
б) в банках;
в) в корзинах.
15. Из какого материала плели лапти?
а) Из коры дуба;
б) из коры ивы;
в) из лыка и бересты.
16. Какие инструменты использовали резчики по дереву в своей работе?
а) Нож и стамески;
б) ложки;
в) утюги.
17. Чем покрывали мастера деревянные изделия для придания им цвета?
а) Маслом;
б) дегтем;
в) морилкой.
18. Где зародился один из наиболее старых промыслов резьбы по дереву?
а) В Москве;
б) в Санкт-Петербурге;
в) в подмосковном селе Богородское.
19. Породы каких деревьев использовали больше всего резчики по дереву?
а) Дуб;
б) ива;
в) липа, ольха, осина.
20. В какой росписи применяются термины «купавка», «розан»?
а) Гжельская;
б) городецкая;
в) дымка.
21. С какой матрешки мастера начинают изготовление?
а) С большой;
б) с маленькой;
в) средней.
22. В каком веке и где появилась первая матрешка?
а) В конце XIXвека в Абрамцево;
б) в конце XVII века в Кустодиеве;
в) в конце XX века в Ясной Поляне.
23. По эскизу какого художника была сделана первая матрешка?
а) Сергея Малютина;
б) Ивана Стрельца;
в) Петра Первого.
24. Дополните словосочетание «Золотая...»:
а) Гжель;
б) Хохлома;
в) Городец.
25. В каких областях изготавливали матрешек?
а) Полково-Майдан, Загорок, Абрамцево, Семеново;
б) Иваново, Дымково, Жостово;
в) Филимоново, Богородское, Мстера
26. В каких областях велось изготовление лаковой живописи?
а) Гжель, Хохлома;
б) Дымково, Иваново;
в) Палех, Федоскино, Холуй, Мстера.
27. Какую роспись называют «сине-белым чудом»?
а) Жостово;
б) Хохлому;
в) Гжель.
28. Какое сукно в далекие времена называли «сермяга»?
а) Грубое, неокрашенное, домотканое;
б) из дорогого шелка;
в) из шерстяного волокна.
29. В памятнике русской литературы XVI в. в «Домострое» упоминалось о ветшанном платье. Что это такое?
а) Платье для работы (то есть для повседневной носки);
б) старое платье;
в) праздничное платье.
30. Какой был первоначально покрой рубах?
а) Без рукавов;
б) с рукавами до запястья;
в) с рукавами, значительно длиннее рук.
31. Что такое понёва?
а) Одежда типа юбки, края которой не сшиты между собой;
б) праздничный сарафан;
в) одежда с воротником и рукавами.
32. Детскую одежду в древности кроили:
а) из одежды родителей;
б) из вновь сотканного материала;
в) из материала, который покупали в лавках и т. д.
33. Представление о занятии и статусе человека на Руси выражалось:
а) в эстетической функции;
б) религиозно-магической функции;
в) социальной функции.
34. Валенки изготавливали:
а) из войлока;
б) овечьей шерсти;
в) конопляной веревки.
35. Для прочности и утепления лаптей внутрь стелили:
а) солому:
б) куски плотной ткани;
в) вату.
36. Горлатные шапки носили только:
а) бедные люди;
б) купцы;
в) князья и бояре.
37. Замужняя женщина на Руси:
а) обязательно должна иметь головной убор;
б) могла ходить с непокрытой головой;
в) носила головной убор только в холодное время года.
38. Наши предки:
а) верили в магическую силу игрушек;
б) не придавали значения «злым» и «добрым» силам;
в) использовали игрушки только для забавы.
39. Матрешка:
а) изготовлена из глины;
б) изготовлена из пластмассы;
в) выточена из деревянного бруска.
40. При изготовлении тряпичной куклы:
а) лицо никогда не рисовали;
б) лицо рисовали обязательно;
в) лицо могли рисовать, либо не рисовать - в зависимости от желания.
41. Согласно известной поговорке, что являлось главным на столе русских людей?
а) хлеб;
б) мясо;
в) фрукты, овощи.
42. Главным угощением на Руси в праздник Масленицы были:
а) конфеты;
б) блины;
в) каша.
43. Основой для окрошки был (было):
а) молоко;
б) бульон;
в) квас.
44. Первоначально чай употребляли:
а) только богатые слои населения;
б) только бедные слои населения;
в) все люди, кому он нравился.
45. Самовар изобрели:
а) во Франции;
б) в Германии;
в) в России.
46. Согласно светскому чайному этикету XIX в. чай наливает:
а) прислуга;
б) хозяйка дома;
в) любой из гостей.
47. В давние времена на Руси:
а) жениться или выходить замуж было необязательно;
б) семью иметь было необходимо;
в) заводили семью в крайнем случае.
48. Домашнее хозяйство в семье вела:
а) хозяйка дома;
б) глава семьи;
в) старшая дочь или старший сын.
49. Приданое для дочери в семье:
а) было необязательным;
б) готовилось заранее несколько лет.
50. Обряд «рукобитье» знаменовал собой:
а) знак закрепления договора о будущей свадьбе;
б) знак расторжения договора о свадьбе;
в) знак того, что свадьба откладывается до лучших времен.
51. Сватовство сопровождалось:
а) только серьезным разговором;
б) плясками;
в) пением песен и причитаниями.
52. В канун свадьбы:
а) для невесты устраивались баня и девичник;
б) невеста выходила на гулянье с подругами и родственниками;
в) невеста сидела дома в одиночестве.
53. Самые ранние сведения о русских сказках относятся:
а) к Х в.;
б) к XII в.;
в) к XV в.
54. В древние времена былины исполнялись:
а) под аккомпанемент гуслей;
б) без музыкального сопровождения;
в) под аккомпанемент гармони.
55. Сказителями называли:
а) людей, которые рассказывали сказки;
б) людей, которые сочиняли и рассказывали интересные истории;
в) знатоков, которые знали и исполняли эпические песни.
56. Преданиями принято называть:
а) рассказы о событиях, которые происходили на самом деле с жителями Древней Руси;
б) сказки, которые были придуманы народом, но не имели место быть в настоящей жизни.
57. Как, согласно преданиям, выбирали место для строительства церкви?
а) Строили там, где была большая заселенность территории;
б) отпускали на волю волн срубленное дерево (куда оно попадало, там и строили храм);
в) не было определенных правил - строили там, где считали нужным.
58. Среди преданий об исторических лицах есть цикл, связанный с именами:
а) советских военачальников XX в.;
б) российских политических деятелей ХХ-ХХ1 вв.;
в) русских полководцев ХУП-ХУШ вв.
Приложение 9
КАРТА ОДАРЁННОСТИ УЧАЩИХСЯ
1. Общая характеристика.
Методика рассчитана на выполнение двух основных функций:
• Первая и основная функция - диагностическая.
С помощью данной методики можно количественно оценить степень выраженности у ребёнка различных видов одаренности и определить, какой вид одаренности у него преобладает в настоящее время. Сопоставление всех десяти полученных оценок позволит увидеть индивидуальный, свойственный только данному ребёнку «портрет» развития его дарований.
• Вторая функция -развивающая.
Утверждения, по которым придётся оценивать ребёнка, можно рассматривать как программу его дальнейшего развития.
Конечно, эта методика не охватывает всех возможностей проявлений детской одаренности. Но она и не претендует на роль единственной. Её следует рассматривать как одну из составных частей общего комплекта методик диагностики детской одаренности.
2. Инструкция.
Перед нами 80 вопросов, сгруппированных таким образом, что каждые 10 вопросов карты одаренности выявляют знания обучающихся по относительно самостоятельным областям поведения и деятельности ребенка.
ШКАЛА:
(++) - если оцениваемое свойство личности развито хорошо, четко выражено, проявляется часто;
(+) - свойство заметно выражено, но проявляется непостоянно;
(0) - оцениваемое и противоположное свойства личности выражены нечетко, в проявлениях редки, в поведении и деятельности уравновешивают друг друга;
(-) - более ярко выражено и чаще проявляется свойство личности, противоположное оцениваемому.
Оценки ставьте на листе ответов. Оценку по первому утверждению помещайте в первую клетку листа ответов, оценку по второму - во вторую и т. д. Всего у вас на это должно уйти 10-15 минут. Если вы затрудняетесь дать оценку, оставьте соответствующую клетку пустой.
3. Лист вопросов.
1. Склонен к логическим рассуждениям, способен оперировать абстрактными понятиями.
2. Нестандартно мыслит и часто предлагает неожиданные оригинальные решения.
3. Учится новым знаниям очень быстро, все «схватывает на лету».
4. В рисунках нет однообразия. Оригинален в выборе сюжетов. Обычно изображает много разных предметов, людей, ситуаций.
5. Проявляет большой интерес к музыкальным занятиям.
6. Любит сочинять, писать рассказы и стихи.
7. Легко входит в роль какого-либо персонажа: человека, животного и др.
8. Интересуется механизмами и машинами.
9. Инициативен в общении со сверстниками.
10. Энергичен, производит впечатление ребёнка, нуждающегося в большом объеме движений.
11. Проявляет большой интерес и исключительные способности к классификации.
12. Не боится новых попыток, стремится всегда проверить новую идею.
13. Быстро запоминает услышанное и прочитанное без специального заучивания, не тратит много времени на то, что нужно запомнить.
14. Становится вдумчивым и очень серьёзным, когда видит хорошую картину, слышит музыку, видит необычную скульптуру.
15. Чутко реагирует на характер и настроение музыки.
16. Может легко построить рассказ, начиная от завязки сюжета и кончая решением какого-либо конфликта.
17. Интересуется актерской игрой.
18. Может легко чинить испорченные приборы, использовать старые детали для создания новых поделок, игрушек, приборов.
19. Сохраняет уверенность в окружении незнакомых людей.
20. Любит участвовать в спортивных играх и состязаниях.
21. Умеет хорошо излагать мысли, имеет большой словарный запас.
22. Изобретателен в выборе и использовании различных предметов (например, использует в играх не только игрушки, но и мебель, предметы быта и др.)
23. Знает много о таких событиях и проблемах, о которых его сверстники обычно не знают.
24. Способен составлять оригинальные композиции из цветов, рисунков, камней, марок, открыток и т. д.
25. Хорошо поет.
26. Рассказывая о чем-то, умеет хорошо придерживаться выбранного сюжета, не теряет основной мысли.
27. Меняет тональность и выражение голоса, когда изображает другого человека.
28. Любит разбираться в причинах неисправностей механизмов, любит загадочные поломки и вопросы на «поиск».
29. Легко общается с детьми и взрослыми.
30. Часто выигрывает в разных спортивных играх у сверстников.
31. Хорошо улавливает связь между одним событием и другим, между причиной и следствием.
32. Способен увлечься, уйти «с головой» в интересующее его занятие.
33. Обгоняет своих сверстников по учебе на год или два, то есть реально должен бы учиться в более старшем классе, чем учится сейчас.
34. Любит использовать какой-либо новый материал для изготовления игрушек, коллажей, рисунков, в строительстве детских домиков на игровой площадке.
35. В игру на музыкальном инструменте, в песню или танец вкладывает много энергии и чувств.
36. Придерживается только необходимых деталей в рассказах и событиях, все несущественное отбрасывает, оставляет главное, наиболее характерное.
37. Разыгрывая драматическую сцену, способен понять и изобразить конфликт.
38. Любит рисовать чертежи и схемы механизмов.
39. Улавливает причины поступков других людей, мотивы их поведения. Хорошо понимает недосказанное.
40. Бегает быстрее всех в классе.
41. Любит решать сложные задачи, требующие умственного решения.
42. Способен по-разному подойти к одной и той же проблеме.
43. Проявляет ярко выраженную, разностороннюю любознательность.
44. Охотно рисует, лепит, создает композиции, имеющие художественное значение (украшения для дома, одежды).
45. Любит музыкальные записи. Стремится пойти на концерт или туда, где можно слушать музыку.
46. Использует в своих рассказах такие слова, которые хорошо передают эмоциональное состояние героев, их переживания и чувства.
47. Склонен передавать чувства через мимику, жесты, движения.
48. Читает (любит, когда ему читают) журналы и статьи о создании новых приборов, машин, механизмов.
49. Часто руководит играми и занятиями других детей.
50. Движется легко, грациозно. Имеет хорошую координацию движений.
51. Наблюдателен, любит анализировать события и явления.
52. Способен не только предлагать, но и разрабатывать собственные и чужие идеи.
53. Читает книги, статьи, научно-популярные издания с опережением своих сверстников на год или два.
54. Обращается к рисунку или лепке для того, чтобы выразить свои чувства и настроение.
55. Хорошо играет на каком-либо музыкальном инструменте.
56. Умеет передавать в рассказах такие детали, которые важны для понимания события (чего обычно не умеют делать его сверстники), и в то же время не упускает основной линии событий, о которых рассказывает.
57. Стремится вызывать эмоциональные реакции у других людей, когда о чем-то с увлечением рассказывает.
58. Любит обсуждать научные события, изобретения, часто задумывается об этом.
59. Склонен принимать на себя ответственность, выходящую за рамки, характерные для его возраста.
60. Любит ходить в походы, играть на открытых спортивных площадках.
61. Способен долго удерживать в памяти символы, буквы, слова.
62. Любит пробовать новые способы решения жизненных задач, не любит уже испытанные варианты.
63. Умеет делать выводы и обобщения.
64. Любит создавать объемные изображения, работать с глиной, пластилином, бумагой и клеем.
65. В пении и музыке стремится выразить свои чувства и настроение.
66. Склонен фантазировать, старается добавить что-то новое и необычное, когда рассказывает о чем-то уже знакомом и известном всем.
67. С большой легкостью драматизирует, передаёт чувства и эмоции, переживания.
68. Проводит много времени над конструированием и воплощением собственных «проектов» (модели летательных аппаратов, авто, кораблей).
69. Другие дети предпочитают выбирать его в качестве партнёра в подвижных играх (хоккей, футбол).
70. Предпочитает проводить свободное время в подвижных играх (хоккей, футбол).
71. Имеет широкий круг интересов, задает много вопросов о происхождении и функциях предметов.
72. Продуктивен, чем бы ни занимался (рисование, сочинение историй, конструирование и др.), способен предложить большое количество самых разных идей и решений.
73. В свободное время любит читать научно-популярные издания (детские энциклопедии и справочники), делает это с большим интересом, чем читает художественные книги.
74. Может высказать свою собственную оценку произведениям искусства, пытается воспроизвести то, что ему понравилось в своем рисунке, игрушке, скульптуре.
75. Сочиняет собственные, оригинальные мелодии.
76. Умеет в рассказе изобразить своих героев очень живыми, передает их характер, чувства, настроение.
77. Любит игры-драматизации.
78. Быстро и легко осваивает компьютер.
79. Обладает даром убеждения, способен внушить свои идеи другим.
80. Физически выносливее сверстников.
4. Обработка результатов.
Сосчитайте количество плюсов и минусов по вертикали (плюс и минус взаимно сокращаются). Результаты подсчетов внизу, под каждым столбцом. Полученные суммы баллов характеризуют вашу оценку степени развития у ребёнка следующих видов одарённости:
1. Интеллектуальная.
2. Творческая.
3. Академическая (научная).
4. Художественно-изобразительная.
5. Музыкальная.
6. Литературная.
7. Артистическая.
8. Техническая.
9. Лидерская.
10.Спортивная.
Для большей наглядности начертим «графический профиль одарённости». По оси У будем откладывать количество полученных балов. Соединив поставленные точки, мы получим «графический профиль одарённости».
Графический профиль одаренности
(Лист ответов)
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 |
41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 |
51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 |
61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 |
71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 | 80 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа по русскому языку и культуре речи
РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИПрограмма дисциплины ,планы семинарских занятий, практикум, вопросы выходного контроля для подготовки к зачету, литература для учащихся 10-11 классов....
Программа факультатива «Основы традиционной русской культуры»
Программа факультативного курса "Основы традиционной (православной) русской культуры" рассчитана на учащихся 5,6 классов, количество часов в каждом классе – 34. Данная программа - один из ...
рабочая программа по русскому языку и культуре речи для специальности "Производство тугоплавких неметаллических и силикатных материалов и изделий"
Рабочая программа предназначена для преплдавателей русского языка и культуры речи ССУЗов...
Рабочая программа по русскому языку. Внеурочная деятельность. "Русский язык и культура речи". 9 класс.
Рабочая программа. Внеурочная деятельнсть. "Русский язык и культура речи". 9 класс....
Приказ № 161-О от 16.09. 2022 г. Об определении состава жюри муниципального этапа Всероссийского конкурса на лучшее сочинение о своей культуре на русском языке и лучшее описание русской культуры на родном языке
Приказ № 161-О Об определении состава жюри муниципального этапа Всероссийского конкурса на лучшее сочинение о своей культуре на русском языке и лучшее описание русской культуры на родном я...
Приказ № 169-О от 23.09. 2022 г. Об итогах проведения муниципального этапа Всероссийского конкурса на лучшее сочинение о своей культуре на русском языке и лучшее описание русской культуры на родном языке
Приказ № 169-О от 23.09. 2022 г. Об итогах проведения муниципального этапа Всероссийского конкурса на лучшее сочинение о своей культуре на русском языке и лучшее описание русск...
Всероссийский конкурс на лучшее сочинение о своей культуре на русском языке и лучшее сочинение русской культуры на родном языке.
Донская земля – колыбель казачества...