Программа дополнительного образования«Проектная и исследовательская деятельность» для 5-7 классов
рабочая программа (5, 6, 7 класс)

Подгорбунская Ирина Викторовна

Программа курса «Проектная и исследовательская деятельность» предназначена для работы с детьми 5-7 х классов, и является механизмом интеграции, обеспечения полноты и цельности содержания программ по разным предметам, расширяя и обогащая его. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_dopolnitelnogo_obrazovaniya.doc153 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение:

средняя общеобразовательная школа №47

Дополнительная образовательная программа

 «Проектная и исследовательская деятельность»

для 5-7 классов

Составители: ТГ «Искорки»

Подгорбунская И.В.

Руководитель ТГ, учитель математики

2018 г.

Структура рабочей программы

1) пояснительная записка, в которой конкретизируются общие цели основного общего образования с учётом специфики курса;

2) общая характеристика курса;

3) описание места курса в учебном плане;

4) личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса;

5)  содержание курса;

6) тематическое планирование с определением основных видов учебной

    деятельности;

7) описание учебно-методического и материально-технического обеспечения

    образовательного процесса;

8) планируемые результаты изучения курса.

1.Пояснительная записка

            Успех в современном мире во многом определяется способностью человека организовать свою жизнь: определить цели, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий и, осуществив его, проанализировать, удалось ли достичь поставленных целей. Многочисленные исследования, проведенные как в нашей стране, так и за рубежом, показали, что большинство современных лидеров в политике, бизнесе, искусстве, спорте - люди, обладающие проектным, исследовательским типом мышления. Сегодня в школе есть все возможности для развития такого мышления с помощью особого вида деятельности обучающихся – проектной и исследовательской деятельности. Разработанный еще в первой половине XX века метод проектов вновь становиться актуальным в современном информационном обществе.

Обеспечение выполнения требований Стандарта предусматривает решение множества задач. Часть из них может решаться через организацию проектной и исследовательской деятельности обучающихся. В ходе реализации программы «Проектная и исследовательская деятельность» решаются такие задачи ООП ООО, как:

  • формирование общей культуры, духовно-нравственное, гражданское, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, самосовершенствование обучающихся, обеспечивающие их социальную успешность, развитие творческих способностей, сохранение и укрепление здоровья;
  • обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником целевых установок, знаний, умений, навыков, компетенций и компетентностей, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями обучающегося среднего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья;
  • становление и развитие личности в её индивидуальности, самобытности;
  • установление требований к воспитанию и социализации обучающихся как части образовательной программы и соответствующему усилению воспитательного потенциала школы, обеспечению индивидуализированного психолого-педагогического сопровождения каждого обучающегося, формированию образовательного базиса, основанного не только на знаниях, но и на соответствующем культурном уровне развития личности, созданию необходимых условий для её самореализации;
  • обеспечение эффективного сочетания урочных и внеурочных форм организации образовательного процесса, взаимодействия всех его участников;
  • выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе одарённых детей, детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, их профессиональных склонностей, в том числе социальной практики;
  • организация интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества, проектной и учебно-исследовательской деятель-ности;
  • участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды, школьного уклада;
  • включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды (населённого пункта, района, города) для приобретения опыта реального управления и действия;
  • социальное и учебно-исследовательское проектирование, профессиональная ориентация обучающихся при поддержке педагогов, психологов, социальных педагогов, сотрудничестве с базовыми предприятиями.

          Программа курса «Проектная и исследовательская деятельность» предназначена для работы с детьми 5-7 х классов, и является механизмом интеграции, обеспечения полноты и цельности содержания программ по разным предметам, расширяя и обогащая его. Проектная и исследовательская деятельность является обязательной и предусматривает участие в ней всех обучающихся.

       Курс «Проектная и исследовательская деятельность» построен на основе системы заданий для организации образовательного процесса на деятельностной основе и нацелен на формирование у школьников проектных умений минимального уровня сложности.

       Начальное обучение проектированию и исследованию закладывает необходимый фундамент для дальнейшего развития проектных, исследовательских умений и использования учебных проектов, исследований на предметных интегрированных занятиях для организации самостоятельного добывания знаний обучающимися и эффективного их усвоения, для формирования компетентностей обучающихся и решения воспитательных задач в основной школе.

Цель программы «Проектная и исследовательская деятельность» - трансформация процесса развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка путем совершенствования его исследовательских способностей в процессе саморазвития; создание условий для выполнения каждым обучающимся индивидуального проекта, исследования по итогам учебного года.

Задачи программы «Проектная и исследовательская деятельность»

1.Личностные: формирование позитивной самооценки, самоуважения школьника, развитие образовательной успешности каждого ученика.

2. Коммуникативные: формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве:

 - умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности;

 - способности доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать;
- формирование социально адекватных способов поведения.
3.
Регулятивные: формирование способности к организации деятельности и управлению ею:

 -  воспитание целеустремленности и настойчивости;

 - формирование навыков организации рабочего пространства и   рационального использования рабочего времени;

 -  формирование умения самостоятельно и совместно планировать

 деятельность и сотрудничество;
-  формирование умения самостоятельно и совместно принимать решения,

 добиваться поставленной цели.
4.
Познавательные: формирование умения решать интегрированные проектные задачи;  умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование).

2. Общая характеристика

      Важнейшей педагогической задачей в условиях реализации ФГОС ООО стало внедрение в образовательный процесс средств и методик, помогающих детям «открывать» себя, раскрывать свою личность. Критерием успешности ученика становится не столько результативность в изучении школьных предметов, сколько отношение человека к возможностям собственного познания и преобразования природы, истории, самого себя. Важную роль в достижении успешности каждого ученика играет реализация доступного проектного замысла по выбору ребенка, на основании сферы его интересов и личностных возможностей.

     Программа «Проектная и исследовательская деятельность» призвана обеспечить освоение наиболее актуальных для работы над проектами, исследованиями способов деятельности обучающимися основной школы и подготовку их к разработке и реализации собственных, индивидуальных проектов, исследований.

     Проектная, исследовательская деятельность направлена на духовное и профессиональное становление личности ребёнка через активные способы действий. Ученик, работая над проектом, исследованием проходит стадии определения проблемы, планирования, сбора информации, ее анализа и преобразования (синтеза), активной деятельности по созданию задуманного продукта, его презентации, разработки портфолио проекта. Проектная деятельность предполагает  освоение способов деятельности, положенных в основу формирования ключевых компетентностей (информационной, коммуникативной, исследовательской и т.п.).
       При организации работы обучающихся по методу проектов, исследований возможна не только индивидуальная самостоятельная работа, но и групповая. Это позволяет приобретать коммуникативные навыки и умения: работа в группе в разнообразных качествах (ролях) , рассмотрение различных точек зрения на одну проблему, организация взаимодействия между участниками проекта.
         Учебные проекты, исследования, как правило, содержат в себе проблему, требующую решения, а значит, формулируют одну или несколько задач. Используя проектный, исследовательский метод обучения, дети постигают всю технологию решения задач – от постановки проблемы до представления результата. Метод проектов, исследований имеет богатые дидактические возможности как для внутрипредметного, так и для межпредметного обучения.
            Выполняемые обучающимися проекты, исследования позволяют выявить интерес каждого школьника по уровню успешности различных видов учебной деятельности, по отношению к процессу деятельности и её результатам. Проектирование, исследование практически помогает обучающимся осознать роль знаний в жизни и обучении. Знания перестают быть целью, а становятся средством в подлинном образовании, помогая овладевать культурными образцами мышления, формировать свои мыслительные стратегии, что позволяет каждому самостоятельно осваивать накопления культуры.
           Проектная, исследовательская деятельность предусматривает поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в Интернете, СМИ и т.д. Источником нужной информации могут быть взрослые: представители различных профессий, родители, увлеченные люди, а также другие дети.

3. Описание места курса в учебном плане


Рабочая программа «Проектная и исследовательская деятельность» составлена в целях реализации требований ФГОС ООО к достижению метапредметных результатов. Согласно основной образовательной программе основного общего образования МОУ: "Шерловогорская средняя общеобразовательная школа №47" курс «Проектная, исследовательская деятельность» входит в состав внеурочной деятельности по общекультурному направлению, одному из пяти направлений духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся.

            Проектная, исследовательская деятельность включает проведение наблюдений, экскурсий, реализации и презентации проектов, исследований в классе, на школьной и районной конференции ученических исследовательских и проектных работ.

4. Личностные, метапредметные и предметные результат

Личностные результаты освоения программы отражают:

  • воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
  • освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
  • развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

Метапредметные результаты отражают:

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
  • умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
  • смысловое чтение;
  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
  • умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
  • формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции);
  • формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

Предметные результаты освоения программы «Проектная, исследовательская деятельность» с учётом общих требований Стандарта должны обеспечивать успешное обучение на следующей ступени общего образования. Ученик, освоивший программу, должен освоить начальные умения и навыки в проектной, исследовательской деятельности от постановки проблемы до создания портфолио проекта.

5.Содержание программы

5.1. Введение – знакомство с содержанием проекта, исследования.

Проект, исследование – это образ будущего продукта; работа, направленная на решение конкретной проблемы, на достижение оптимальным способом заранее запланированного результата.  Проект, исследование обязательно должен иметь ясную, реально достижимую цель. В самом общем смысле целью проекта, исследования всегда является решение исходной проблемы, но в каждом конкретном случае это решение имеет собственное неповторимое решение имеет собственное, неповторимое воплощение. Этим воплощением является продукт, который создается автором в ходе его работы и также становится средством решения проблемы проекта, исследования.

5.2. Виды проектов

По времени: краткосрочные, среднесрочные, длительный проект.

По количеству участников: индивидуальные, групповые, коллективные.

По содержанию: монопредметный, межпредметный, надпредметный.

Классификация проектов по ведущим видам деятельности: 

учебные исследования;

информационный (сбор и обработка информации);

игровые (занятия в форме игры);

творческие проекты;

практико - ориентированные (практические).  

         Проект может включать элементы докладов, рефератов, исследований и любых других видов самостоятельной творческой работы учащихся, но только как способов достижения результата проекта

        Проектная, исследовательская деятельность направлена на сотрудничество педагогов и обучающихся, развитие творческих способностей, является формой оценки в процессе непрерывного образования, дает возможность раннего формирования профессионально-значимых умений учащихся. Проектная технология нацелена на развитие личности школьников, их самостоятельности, творчества. Она позволяет сочетать все режимы работы: индивидуальный, парный, групповой, коллективный.

5.3. Этапы проекта, исследования

Первым этапом работы над проектом, исследованием является проблематизация - необходимо оценить имеющиеся обстоятельства и сформулировать проблему. На этом этапе возникает первичный мотив к деятельности, так как наличие проблемы порождает ощущение дисгармонии и вызывает стремление ее преодолеть.

Второй этап работы - целеполагание. На этом этапе проблема преобразуется в личностно значимую цель и приобретает образ ожидаемого результата, который в дальнейшем воплотится в проектном продукте.

Важнейший этап работы над проектом, исследованием – это планирование, в результате которого ясные очертания приобретает не только отдаленная цель, но и ближайшие шаги. Когда имеется план работы, в наличии ресурсы (материалы, рабочие руки, время) и понятная цель, можно приступить к работе.

Следующий этап - реализация имеющего плана.

Непременным условием проекта, исследования является его публичная защита, презентация результаты работы. В ходе презентации автор не только рассказывает о ходе работы и показывает ее результаты, но и демонстрирует собственные знания и опыт проблемы проекта, исследования, приобретенную компетентность. Элемент самопрезентации - важнейшая сторона работы над проектом, исследованием, которая предполагает рефлексивную оценку автором всей проделанной им работы и приобретенного ее в ходе опыта.

По завершении работы необходимо сравнить полученный результат со своим замыслом, если есть возможность, внести исправления. Это этап коррекции - осмысления, анализа допущенных ошибок, попыток увидеть перспективу работы, оценки своих достижений, чувств и эмоций, возникших в ходе и по окончании работы.

 Завершающий этап работы - самооценка и рефлексия.

5.4. Портфолио проекта, исследования

Составление письменного отчета о ходе реализации проекта, исследования, представление отчета в виде портфолио (титульный лист, введение, проблематика, актуальность, целеполагание, методы работы, форма проекта, исследования, результаты, фото-подтверждения, иллюстрации (рисунки), компьютерная презентация).

6. Тематическое планирование с определением основных

 видов учебной деятельности

6.1. Соответствие тем разделам программы

 

№ п/п

Раздел курса

Кол-во часов

Тема

Кол-во часов теории

Кол-во часов практики

1

Введение

1

1.Введение в проектную, исследовательскую деятельность

0,5

0,5

2

Виды проектов

2

2.Виды проектов

1

1

3

Этапы проекта, исследования

18

3.Проблематизация

1

1

4.Планирование

1

1

5.Поиск информации и ее обработка

1

2

6.Реализация проекта, исследования

1

5

7.Презентация проекта, исследования

1

2

8.Коррекция проекта , исследования самооценка и рефлексия

1

1

4

Портфолио проекта, исследования

10

9.Требования к оформлению работы

2

2

10.Оформление портфолио проекта, исследования

2

4

11.Презентация портфолио проекта, исследования

1

1

ИТОГО:

34

11,5

22,5

6.2. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности

№ занятия

Тема

Кол-во часов теории

Кол-во

 часов

практики

Основные виды деятельности

Обучающихся (УУД)

1.Введение-1 час

1

1.Введение в проектную, исследовательскую деятельность – 1 час

Смыслообразование (Л)

Знакомство с понятием проект.

0,5

Формулирование познавательной цели (П)

Выполнение мини-проектов

0,5

Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера

( П)

2.Виды проектов -2 часа

2.Виды проектов – 2 часа

2

Виды проектов по времени, по количеству участников, по предметному содержанию, по ведущему виду деятельности

1

Классификация объектов ( П)

3

Отбор предметных предпочтений для выбора проекта. исследования ( тестовые таблицы и рисунки)

1

Выбор оснований и критериев для сравнения; доказательство (П)

3.Этапы проекта, исследования – 18 час

3.Проблематизация-2 ч

4

Понятие проблемы проекта, исследования

1

Подведение под понятие, выведение следствий (П) выдвижение гипотез и их обоснование ( П)

5

Определение значимых школьных проблем: мусор, дисциплина, гардероб, курение, форма.

1

Постановка вопросов

( К)

4.Планирование-2 ч

6

Значение планирования в проектной, исследовательской деятельности

1

Определение  цели, функций участников, способов взаимодействия (К), (Р)

7

Составление плана мини-проекта. Детализация планов конкретных проектов

1

Планирование (Р)

5.Поиск информации и ее обработка – 3 ч

8

Виды информации и способы ее получения

1

Поиск и выделение информации ( П)

9

Анкетирование, интервьюирование, опрос: выход  с вопросами на группы информаторов – участников образовательного процесса в школе.

1

Поиск и выделение информации (П), постановка вопроса

( К)

10

Обработка информации (статистическая и аналитическая). Составление и решение задачи с полученными в ходе анкетирования, опроса и интервьюирования данными.

1

Анализ, синтез ( П)

6.Реализация проекта, исследования-6 ч

11

Значение графика работ для выполнения плана

1

Планирование, контроль (Р)

12

Консультации руководителя – учителя предметника, родителя. Поиск и отбор информации. Составление плана-графика реализации проекта, исследования

1

Поиск и выделение информации (П), постановка вопроса

( К)

13

Консультации руководителя проекта, исследования. Формирование  структуры проекта, исследования

1

Построение логической цепи доказательств ( П)

14

Консультации руководителя. Работа над содержанием проекта. исследования.

1

Построение логической цепи доказательств (П) Поиск и выделение информации (П), постановка вопроса

( К)

15

Консультации руководителя. Работа над содержанием

1

Построение логической цепи доказательств (П) Поиск и выделение информации (П), постановка вопроса

( К)

16

Составление отчета о ходе реализации проекта, исследования

1

Умение с достаточной полнотой выражать свои мысли ( К)

7.Презентация работы-3 ч

17

Требования к презентации.

1

Нравственно-этическое оценивание (Л)

Умение с достаточной полнотой выражать свои мысли ( К)

18

Выбор формы презентации. Плакат, буклет, сценарий, информация на сайт, статья в газету, доклад, презентация, стенгазета и т.п.

1

Умение с достаточной полнотой выражать свои мысли ( К)

19

Выбор формы и отработка презентации: стендовый доклад, театрализованное выступление, медиапрезентация и т.п.

1

Умение с достаточной полнотой выражать свои мысли ( К)

8.Коррекция работы, самооценка и рефлексия-2 ч

20

Для чего нужна коррекция

1

Коррекция и оценка

( Р)

21

Соотнесение замысла проекта, исследования с полученным продуктом

1

Коррекция и оценка, волевая саморегуляция

( Р)

4.Портфолио проекта-10 часов

9.Требования к оформлению -3 ч

22

Требования к оформлению портфолио

1

Контроль, оценка, волевая саморегуляция (Р)

23

Отбор содержания для портфолио

1

Умение с достаточной полнотой выражать свои мысли ( К)

24

Оформление портфолио работы

1

Знаково-символические, моделирование ( П) Умение с достаточной полнотой выражать свои мысли ( К)

10.Оформление портфолио работы-5 ч

25

Материалы и способы оформления портфолио

1

Знаково-символические, моделирование ( П) Умение с достаточной полнотой выражать свои мысли ( К)

26

Знакомство с существующими портфолио проектов и исследовательских работ

1

Знаково-символические, моделирование ( П) Умение с достаточной полнотой выражать свои мысли ( К)

27

Консультации руководителя. Оформление портфолио

1

Знаково-символические, моделирование ( П) Умение с достаточной полнотой выражать свои мысли ( К)

28

Консультации руководителя. Оформление портфолио

1

Знаково-символические, моделирование ( П) Умение с достаточной полнотой выражать свои мысли ( К)

29

«Сборка» портфолио работы

1

Контроль, оценка, волевая саморегуляция (Р)

11.Презентация портфолио работы-2 ч

30

Требования к презентации

1

Умение с достаточной полнотой выражать свои мысли ( К)

31

Составление презентации

1

Умение с достаточной полнотой выражать свои мысли ( К)

Итого: 34 ч

11,5

22,5

7.Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения

образовательного процесса

7.1.Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса: ФГОС ООО, ООП ООО МОУ "Шерловогорская средняя общеобразовательная школа №47" .

7.2. Материально - техническое обеспечения образовательного процесса:

Учебный кабинет, медиапроектор, наборы карандашей, ПК, принтер, цветная бумага, ножницы, фотоаппарат.

8. Планируемые результаты изучения курса.

Программа предусматривает достижение 3 уровней результатов:

   Первый уровень результатов предполагает приобретение обучающимися новых знаний, опыта коллективного решения проектных задач по различным направлениям.  Результат выражается в понимании учениками сути проектной, исследовательской деятельности, умении поэтапно решать проектные задачи.

  Второй уровень результатов предполагает позитивное отношение щкольников к базовым ценностям общества, в частности к образованию и самообразованию.  Результат проявляется в активном использовании обучающимися метода групповых проектов, исследований, самостоятельном выборе тем (подтем), приобретении опыта самостоятельного поиска, систематизации и оформлении интересующей информации.

  Третий уровень результатов предполагает получение школьниками самостоятельного социального опыта. Проявляется в участии обучающихся в реализации индивидуальных учебных или социальных проектов по самостоятельно выбранному направлению.

          Планируемые результаты обучения определяются по каждому уровню на основе конкретизации умений, необходимых для работы над проектом, исследованием. Поскольку основная часть работы в рамках программы основывается на работе малых групп, контроль за достижением планируемых результатов осуществляется непосредственно при выполнении заданий: в процессе презентаций, представления обучающимися результатов групповой работы.

Обучающиеся 5-7 х классов должны уметь различать и реализовывать самостоятельно разные виды работ и разные виды ответственности за них. Они постепенно учатся планировать свои действия и двигаться к осуществлению проектного замысла.

Планируемые результаты

Должны научиться

Сформированные действия

Обучающиеся должны научиться

  •  видеть проблемы;
  • ставить вопросы;
  • выдвигать гипотезы;
  •  давать определение понятиям;
  •  классифицировать;
  •  наблюдать;
  •  проводить сбор информации и обрабатывать ее;
  •  делать умозаключения и выводы;
  •  структурировать материал;
  •  готовить тексты собственных докладов;
  •  объяснять, доказывать и защищать свои идеи;
  • принимать критику, использовать замечания для совершенствования проекта.

В ходе решения системы проектных задач у школьников должны сформироваться следующие способности:

  • Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);
  • Целеполагать (ставить и удерживать цели);
  • Планировать (составлять план своей деятельности);
  • Моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);
  • Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;
  • Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).
  • Контролировать ход реализации своего проекта на практике.

Итоговый результат:

Обучающиеся должны разработать и реализовать

свой индивидуальный проект или исследовательскую работу.

Место представления результата: презентации проектов, исследований, участие в конкурсах , выставках, конференциях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская программа курса "Основы проектно-исследовательской деятельности учащихся 6 - 8 классов"

Данная программа может способствовать тому, чтобы подготовить обучающихся к проектной и научной деятельности, обучить их азам проектно-исследовательской работы, развить самостоятельность в этом виде д...

Программа дополнительного образования. Проектно-исследовательская работа по литературе «Отцы и дети: от русской литературы к современности»

Программа позволяет оказывать образовательные услуги в интересах личности ребенка, направлена на обеспечение собственного образовательного процесса, исходя из запросов социального окружения и его стат...

Программа по внеурочной деятельности "Проектно-исследовательская деятельность" для 5-7 классов по ФГОС ООО

Программа по внеурочной деятельности "Проектно-исследовательская деятельность" для 5-7 классов по ФГОС ООО...

Рабочая программа предмета "Проектная и учебно-исследовательская деятельность" для 8-9 классов

Рабочая программа предмета «Проектная и учебно-исследовательская деятельность» разработана с учетом требований ФГОС ООО, является логическим продолжением программы «Основы проектной ...

Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования «Проектная деятельность обучающихся по профориентационной тематике как технология педагогического сопровождения процессов их профессионального самоопределения»

Цель предлагаемого материала - оказать педагогам дополнительного образования  методическую помощь  в области педагогического сопровождения процессов профессионального самоопределения детей и...

Рабочая программа по исследовательской деятельности Физика 10-11 классы (ФГОС) Среднее общее образование (10-11 классы)

Рабочая программа предмета «Индивидуальный проект» для 10 – 11 классов разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, тре...

Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования: «Проектная деятельность обучающихся с применением современного педагогического инструментария»

Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования: «Проектная деятельность обучающихся с применением современного педагогического инструментария»...