«Первые ступеньки нравственности. Символы России»
план-конспект
Описание занятия
Быть патриотом – значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Чувство патриотизма многогранно: это любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и стремление изучать его культуру и историю, и желание сохранить и приумножить богатство своей страны. Это чувство возникает еще в дошкольном детстве.
Задача педагогов – формировать у детей 6-7 лет интерес к малой родине, расширять представления о родной стране, государственных и народных праздниках, знакомить с символикой России и ее городов.
Данное занятие проводится с детьми в общественно-политические праздники: День Конституции, День Победы и День Защиты Отечества. Во время проведения данного занятия, можно пригласить гостей: родителей, героев ВОВ, знатных людей известных в территории и т.д.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pervye_stupenki_nravstvennosti._simvoly_rossii.doc | 925.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Название работы:
«Первые ступеньки нравственности. Символы России»
Возраст детей: 6-7 лет
Описание занятия
Быть патриотом – значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Чувство патриотизма многогранно: это любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и стремление изучать его культуру и историю, и желание сохранить и приумножить богатство своей страны. Это чувство возникает еще в дошкольном детстве.
Задача педагогов – формировать у детей 6-7 лет интерес к малой родине, расширять представления о родной стране, государственных и народных праздниках, знакомить с символикой России и ее городов.
Данное занятие проводится с детьми в общественно-политические праздники: День Конституции, День Победы и День Защиты Отечества. Во время проведения данного занятия, можно пригласить гостей: родителей, героев ВОВ, знатных людей известных в территории и т.д.
Ожидаемые результаты: расширение кругозора воспитанников, активизация познавательной и творческой активности детей, формирование уважительного отношения к современной Государственной символике; воспитание духовно-нравственной личности.
Задачи:
1) Обучающие:
1. 1. Помочь ребенку приобрести четкие представления о государственных символах России, обобщить понятие «Родина».
1.2. Учить культуре установления межличностных контактов: способствовать выражению словами событий внутренней жизни, осознанию своих чувств, мыслей.
1.3. Учить отображению времени событий на оси времени, соблюдая временные рамки.
2) Развивающие:
1.1. Развитие познавательного интереса к историческому наследию прошлого России, эмоционально- патриотического восприятия символики России, чувства любви и гордости к Отечеству.
1.2. Развивать у детей умение соотносить действия и события прошлого с современностью, делать умозаключения, выводы, умение пользоваться осью времени с опорой на знание большего (двузначного) и меньшего (однозначного) числа.
1.3. Развивать память, коммуникативные навыки, эмпатию, творческое воображение
3 ) Воспитывающие:
1.1. Воспитание познавательного интереса и уважения к
символам России.
1.2. Воспитание эмоционально-чувственного отношения к музыке.
Методические приемы
1 . Беседа - обращение к личному опыту детей.
2. Хоровод, как средство улучшения эмоционального состояния детей.
3. Знакомство с осью времени, как средство активизации познавательной активности.
4. Участие детей в поисковой деятельности (Моделирование по оси времени)
5. Слушание гимна (средство привития гордости за Отечество)
6. Рассматривание флага и герба - символов России.
7. Рассматривание иллюстраций.
8. Творческая работа с использованием практического опыта детей работы с трафаретом.
Материалы и оборудование:
глобус, уголок «моя Россия», уголок «Символы России», атрибуты для украшения березы, оси времени, модели, иллюстрации стяга, знамен, флага, Москвы, гербы России, материалы для творческой работы: шаблоны, ножницы, карандаши, фломастеры.
Ход занятия
I. Организационный момент.
-Я узнал, что у меня
Есть огромная родня:
И тропинка, и лесок.
В поле - каждый колосок.
Речка, небо надо мною.
Это всё моё, родное!
Педагог:
-Как вы думаете, о чём это стихотворение? (о Родине) - Что такое Родина? (Ответы детей)
-Родина для Миши это мама,
Старый дом и вишня у забора.
А для Вани - речка и пригорок,
На травинке Божья коровка.
И страна, где мы живем все вместе,
Самая цветущая, красивая,
Самая прекрасная на свете,
Это наша Родина - Россия.
II. Основная часть.
Беседа
- Россия. Вслушайтесь в звучание этого слова.
- Издавна русский народ воспевал красоту нашей земли в песнях. Воспевает и по сей день. Послушайте «Песню о России». (звучит «Песня о России» Г. Струве)
- Какая музыка прозвучала? (тихая, спокойная, плавная, нежная. . . )
- Многим знаменита Россия: людьми добрыми и сердечными, мастерами умелыми, песнями душевными.
- А какое дерево славит Россию своей царственной красотой? (Береза)
- Как вы думаете, за что русские люди любят березу? (за красоту, за доброту ..)
- Верно. За красоту, за доброту, за березовый сок, дающий бодрость и силу, за бересту, давшую знания, за березовые почки и веники, сохраняющие здоровье.
- А весной березу наряжали, как невесту и водили вокруг нее хороводы.
- Чем можно ее нарядить? (варианты детей)
- На столе у вас есть все, что может для этого понадобиться. Наряжайте березку.
- Давайте отойдем, полюбуемся. (Звучит фрагмент Г. Струве «Песня о России»)
- Что вам нравится в березке? (Красивая, нарядная, стройная. . . )
- У красы березки платье серебрится
У красы березки зелены косицы
Предлагаю детям в круг всем встать,
У березки станцевать.
Хоровод
(Звучит песня Т. Попатенко «Ай да березка». Дети выполняют движения по образцу)
- Ребята, русская красавица береза - это краса и гордость России.
- Но есть у нашего государства и другая гордость - это флаг, герб и гимн, символы нашей России, при виде которых человек любой страны мира может догадаться, о какой стране идет речь.
- Давайте подойдем к ним ближе.
- Какие символы России вы здесь видите? (Флаг, герб)
- Давайте рассмотрим флаг.
- Что вы можете о нем сказать? Какой он? (Торжественный, нарядный, трехцветный, большой. . . )
- Что вы можете сказать о гербе? (красивый, интересный. . . )
- Ребята, флаг и герб - это символы России.
- И сегодня мы с вами узнаем историю появления этих символов России. - Пройдите на стулья.
Знакомство с осью времени. Моделирование по оси времени
- Мы будем путешествовать во времени, а поможет нам ось времени.
- Давайте ее рассмотрим.
- В каком году мы живем? (В 2015 году)
- Обозначим его на оси времени. Я поставлю компьютер, т.к. это машина 21 века.
- Вы можете отметить любой из трех картинок, которые лежат в нижней части тарелки. Какие картинки вы там видите? (Спутник, ракета, компьютер)
- Какую картинку вы поставили?
- Много лет прошло с Рождества Христова. На оси времени это событие мы обозначим 8-конечной звездой.
- Отметьте у себя на оси времени.
- С этого момента стали отсчитывать «новую эру» или «нашу эру».
- Каким цветом она изображена на оси времени? (Красным)
- Покажите ее.
- А время до рождения Христа называется «до нашей эры».
- Каким цветом оно изображено (Синим цветом)
- Покажите ее на оси времени.
- И до Рождества Христова существовала жизнь.
- Как вы думаете, кто населял землю миллионы лет назад? (Динозавры)
- Верно, землю населяли древние растения и животные.
- Отметим их в самом начале оси времени.
- Чуть позже, чем динозавры, примерно вот здесь на оси времени жили древние люди. Жители древнего Египта строили пирамиды. Давайте их обозначим.
- Именно древние люди начали складывать историю всего человечества, историю России.
- История флага России началась очень давно.
- И сейчас мы с вами переместимся по оси времени в 4 век.
- Вместо флага люди тогда использовали шест, т.е. ровную палку.
- Посмотрите, что привязывали к шесту? (Варианты детей)
- К верхушке шеста привязывали пучки травы, веток или конский хвост, окрашенный яркой краской. Называлось это стягом.
- Отметьте стяг на оси времени в 4 веке.
- Двигаемся дальше в 6 век.
- Именно тогда стяги стали делать из ткани и стали называться - знамена.
- Посмотрите, какие цвета имели тогда знамена. (Ответы детей)
- Знамена имели тогда разные цвета: зеленый, желтый, красный, сиреневый, оранжевый и др.
- Чем украшали знамена? (Ответы детей)
- Верно, различными узорами, ликами святых, звездами и крестами. Они блестели золотом и серебром.
- Обозначим появление знамен в 6 веке. ,
- Как вы думаете, для чего были! нужны стяги и знамена?
- Главным назначением стяга и знамени было собрать, стянуть к себе воинов для защиты русской земли.
- Не даром гласит народная мудрость: Родина мать - умей за нее постоять. Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей. (Дети повторяют пословицы)
- А сейчас мы движемся дальше, сразу в 17 век.
- Именно в 17 веке славу защитника Руси, который превратил Россию в крепкую, сильную страну, досталась Петру 1.
- Именно он, во времена походов российских морских кораблей ввел для них единый флаг, который стал флагом России.
Какие цвета вы видите на флаге?
Белый - обозначает мир и чистоту совести,
Синий - обозначает верность и правду,
Красный - это огонь и отвага.
- И сейчас этот трехцветный флаг является флагом России.
- По цветам флага можно рассказать о том, какие люди живут в нашей стране. Если красный цвет означает мужество и отвагу, значит, какие люди живут в России? (Мужественные, отважные).
- А по синему цвету определите, какие люди живут в нашей стране?
(Верные и правдивые).
- Если белый цвет означает мир, чистоту совести, то какие люди живут в России?
(Миролюбивые, честные, справедливые)
- Когда люди относятся друг к другу по-доброму, то, какое у них тогда настроение? (Веселое, счастливое, жизнерадостное).
-Люди радуются мирному небу, яркому солнцу! Давайте и мы порадуемся солнышку
Физкультминутка «Солнечные зайчики».
- Обозначим появление флага на оси времени в 17 веке.
- Мы с вами познакомились с историей флага - символа нашей России.
- История российского герба получает свое развитие с 12 века.
- Мы перемещаемся по оси времени в 12 век.
- Именно тогда на берегу Москвы - реки родилось новое русское поселение, которое выросло в огромный город и сейчас является столицей России.
- Что это за город? (Москва)
- Обозначим его появление на оси времени.
- Сегодня, как и в 12 веке, герб Москвы - столицы России украшает образ Георгия Победоносца.
- Серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий копьем черного дракона символизирует победу добра и справедливости над силами зла.
- Есть герб и у России. Он является символом нашего государства.
- Перемещаемся в 15 век. Вот сюда по оси времени.
- Жил тогда Русский государь. И была в его владениях вся русская земля. Но пришло время царю жениться. Стал выбирать он себе невесту. Чтобы увеличить силу и славу родной земли, выбрал царевну не простую, царевну Византийскую. Она привезла в Россию герб родного города - двуглавого орла.
- Вот так и получилось, что в гербе нашего государства в 15 веке соединились древний символ Москвы - Георгий Победоносец и двуглавый орел.
- Отметим появление герба России на оси времени.
- Это герб - символ России.
- А сейчас пора возвращаться в 21 век.
- Наша ось времени заполнена.
- Историю каких символов России мы отразили на оси времени? (Флага, герба)
- В каком веке появился трехцветный Российский флаг? (В 17)
- В каком веке появился герб? (в 15)
- Как он появился?
- На оси времени мы отразили и теорию герба и флага - символов России. Гражданин любой страны помнит, что эти символы обозначают не просто интересную картинку или кусок ткани, а что-то гораздо более важное, что на всех языках называется Родина.
Слушание гимна
- А сейчас мы услышим гимн. Это музыкальный символ России. Гимн невозможно отразить на оси времени. Он звучит так торжественно и гордо, что россияне встают, слушая его). Давайте встанем.
(Звучит гимн России)
- Сейчас прозвучал гимн - символ России.
- Что является символами любого государства?
- Сегодня вы возьмете ось времени домой. Вечером, собравшись вместе с родителями, вы поведете их по оси времени в увлекательное путешествие, которое расскажет об истории символов России.
III. Итог занятия.
Творческая работа
- Герб, гимн и флаг - это символа России, которые есть у каждого государства. Но есть символы, которые едины для всех стран. Один из них - символ мира.
- Символом мира называют белого голубя, который несет чистоту, доброту, светлый мир.
- Вы хотите, чтобы был мир без войны?
- И сейчас я предлагаю вам сделать белого голубя - символ мира.
- Для этого у вас есть все необходимое: трафареты, по которым вы обведете голубя, ножницы - они понадобятся нам, чтобы его вырезать, фломастеры, карандаши - если вы захотите срисовать его.
- Вы можете взять все, что вам понравится, но не забывайте об осторожности, работая с ножницами и об аккуратности. Будьте добры и внимательны друг к другу.
- Что вы держите в руках? (Голубь, символ мира)
- Я хочу подарить вам шары цвета флага России. Сегодня на прогулке, привязав голубя к шарикам, отпустите его в свободном полете. И пусть он парит в небе России, как символ мира на всей земле.
Литература:
- В.В.Васькин Детская энциклопедия «Российская Государственная символика», 2002.
- Е.К.Ривина «Герб и флаг России» Знакомим дошкольников и младших школьников с Государственными символами. 2003.
- О.Н.Баранникова «Уроки гражданственности и патриотизма в детском саду». 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Флаг- государственный символ России"
Мероприятие, посвященное государственному символу России, с использованием ИКТ...
Символы России. Россия всё -чем я живу.
Патриотическая игра, состоящая из нескольких этапов. победитель определяется путем проверочного экзамена по билетам....
Моя родина - Россия. Государственные символы России
В доступной форме дети знакомятся с понятиями малая и большая Родина, с государственными символами России...
Дополнительная общеобразовательная программа «Основы хореографической пластики на начальном этапе обучения. Первая ступенька"
Программа по обучению детей 1-3 классов в студии современной хореографии "Олимп" ГБОУ Зеленогрдского дворца творчества детей и молодёжи....
Символы России, символы Воронежской области
Урок обществознания в 6 классе, краеведение...
Рабочая программа по хореографии «Первая ступенька в хореографическое искусство» (возраст детей от 7 до 10 лет)
Стремление к прекрасному не всегда даже осознанно живёт в каждом из нас. Безвозвратно ушло время, породившее античную мифологию, и все же она остаётся в художественном сознании человечества. А искусст...
Рабочая программа по духовно-нравственной культуре России для 9ых классов по учебнику Логинова А.А., Данилюк А.Я. «Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся. Книга моих размышлений. 9 класс»
Цели программы - сформировать у учащихся целостное представление о традиционных общечеловеческих ценностях и их взаимосвязь с духовной сферой деятельности человека ;- осветить наиболее важн...