Доклад на тему: "Приобщение детей с ОВЗ к основам национальной русской культуры через ознакомление с традиционными русскими оберегами"
статья

Позднякова Наталья Николаевна

«Народ, который не знает своей культуры и истории презрен и легкомыслен» Н. М. Карамзин Мы живем в очень сложное время. Бурный поток западной культуры, вливающийся в нашу жизнь с экранов телевизоров и других средств массовой информации, привел к тому, что подрастающее поколение предпочитает ее ценности российским, исконно русским, забывая о родной к играми, что, несомненно, дает возможность познать удивительный мир славянской культуры. На занятиях в творческом объединении «Природа и творчество» (лепка) учащиеся имеют возможность не только обучаться лепному искусству, но и изучать народное творчество: знакомиться с традиционными русскими оберегами, народными поверьями, приметами и обрядами, связанными с этим знанием. С целью активизации интереса учащихся к русской народной культуре, проводится работа по изучению и изготовлению традиционных русских оберегов. Для достижения поставленной цели предусматривается решение следующих задач: 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Доклад на тему: «Приобщение детей к основам национальной русской культуры через ознакомление с традиционными русскими оберегами»

Выступила: Н.Н. Позднякова

Педагог дополнительного образования

 «Народ, который не знает своей культуры и истории презрен и легкомыслен» Н. М. Карамзин Мы живем в очень сложное время. Бурный поток западной культуры, вливающийся в нашу жизнь с экранов телевизоров и других средств массовой информации, привел к тому, что подрастающее поколение предпочитает ее ценности российским, исконно русским, забывая о родной к играми, что, несомненно, дает возможность познать удивительный мир славянской культуры. На занятиях в творческом объединении «Природа и творчество» (лепка) учащиеся имеют возможность не только обучаться лепному искусству, но и изучать народное творчество: знакомиться с традиционными русскими оберегами, народными поверьями, приметами и обрядами, связанными с этим знанием. С целью активизации интереса учащихся к русской народной культуре, проводится работа по изучению и изготовлению традиционных русских оберегов. Для достижения поставленной цели предусматривается решение следующих задач:  Изучить историю происхождения оберегов  Познакомить с видами и правилами изготовления оберегов своими руками  Развивать у детей творческие способности, стремление к самостоятельному творчеству  Формировать у детей эмоционально-положительное отношение к традиционной народной культуре. Одним из направлений работы по приобщению детей к основам национальной русской культуры является воспитание патриотических чувств и гражданственности у детей. Реализация данного направления предполагает расширение знаний детей о народных традициях, обрядах, приметах, поверьях и их месте в жизни человека посредством ознакомления с традиционными русскими оберегами, духовно-историческим наследием народа. Ведь работа по изготовлению оберегов – это не только источник эмоционального переживания радости, важно, что в процессе творчества происходит приобщение детей к традициям русской народной культуры. Для обеспечения успешного решения поставленных задач в творческом объединении «Природа и творчество» были созданы следующие условия: - уголок фотовыставки и рисунков различных видов оберегов; - демонстрация готовых домашних оберегов, изготовленных педагогом и самими детьми; - сборник пошаговых технологий изготовления оберегов своими руками; - памятка «Правила изготовления оберегов своими руками»; - поиск учащимися информации об оберегах в интернет - и других источниках; - привлечение родителей к изготовлению традиционных русских оберегов через индивидуальные консультации. Особая прелесть славянских оберегов в том, что они открывают безграничный простор для творчества, являясь одновременно украшением и красивой сказкой, придумать и рассказать которую каждый может сам. Чтобы начать изготовление оберегов своими руками, нужно узнать историю их происхождения, изучить их корни. Многовековая история культуры традиционных русских оберегов неразрывно связана с народными поверьями и приметами. Они пришли к нам из глубины времен, как память о наших предках. Люди верили, что обереги охраняют их от болезней, «дурного глаза», хищных зверей, стихийных бедствий и разных напастей. Самым простым оберегом с давних времен считалась вышивка, она традиционно присутствовала на любой ткани, полотенце, одежде. Главное в вышивке-обереге - цвет и узор. В те далекие времена символами и узорами украшали все предметы быта, которыми пользовались. Так и появились на Руси обереги. Одно из старых названий оберегов – наузы - узлы, плетенные обереги, а также завязанные на особый узел мешочки с заговоренными травами, освещенной родной землицей. Чем сложнее, чем путанее, вычурнее плетенный узел, тем больше в нем силы. Обычно такие обереги с наузами носили на шее, они имели вид разных подвесок (кулоны, ладанки и т. п.). Уже в эпоху христианства в наузах часто стали носить ладан, откуда и пошло другое его название - ладанка. Носили обереги на цепочках или шнурках на шее, пришивали к одежде, цепляли к поясу, вешали у дверей, прибивали к порогу, клали малым детям под подушку, брали с собой в дорогу. В окружении оберегов люди жили, как бы в защищенном мире. Обереги можно разделить на 4 вида: тряпичные куклы-обереги - изготавливались из цветных тряпок, без иголки и без ножниц, лицо не изображалось, чтобы в них не могла вселиться нечистая сила; оберегидомовушки (для дома) - охраняют всех живущих в доме, отгоняют нечистую силу; обереги-минералы (украшения) оберегают лишь своего владельца; семейные обереги-реликвии - самые сильные обереги, например, оружие, передаваемое в семье по мужской линии или всевозможные семейные украшения, передаваемые по женской линии. Создавая обереги, необходимо соблюдать некоторые правила: Правило первое. Обереги не могут быть изготовлены для себя. Правило второе. Никто не может заставить кого-либо изготовить для себя оберег или упросить сделать это. Обереги изготавливаются только по доброй воле и от чистой души. Правило третье. Самые сильные обереги - те, которые изготовлены, сделаны для вас вашими кровными родственниками: отцом, матерью, братом, детьми. Супружеские связи по традиции не считаются кровным родством, но, если супружество гармоничное и счастливое, взаимно созданные обереги тоже имеют большую силу. Правило четвертое. Нужно очень тщательно относиться к выбору материалов для оберегов. Лучше использовать природные материалы, синтетика – мертвое вещество, оно не подходит для изготовления оберегов. Правило пятое. В процессе создания оберега вы должны постоянно думать о том человеке, для которого вы его делаете, держать перед мысленным взглядом его образ, ощущать его энергетику, настрой, характер, тогда связь человека с оберегом будет очень сильной и он сможет его защищать. Если неукоснительно соблюдать все правила, то сделанный вами оберег действительно сумеет защитить своего хозяина от множества бед и напастей. Почему мне кажется таким важным приобщение детей к знанию наших предков? Да потому, что как бы мы ни старались забыть об этом, все равно наши корни уходят именно в эти славянские обычаи и традиции. Возрождая древние традиции, мы приобщаемся к незаслуженно забытым знаниям, становимся частью рода, вспоминаем наши корни – кто мы и откуда. Ведь наша сила – это сила рода, сила предшествующих поколений, сила накопленных нашими предками знаний. О защитной силе оберегов и о славянах вообще, мы знаем не так уж и много. Учащиеся, изучая историю происхождения оберегов, выполняя работу по их изготовлению, приобщаются к традиционной бытовой культуре русского народа. Освоение детьми культурного наследия прошлого, формирование интереса к нему способствует духовно-нравственному развитию личности. Работа по приобщению детей к русской народной культуре еще не закончена, но уже сегодня можно утверждать, что результаты проводимой работы положительные. У детей появился живой, устойчивый интерес к русской народной культуре, они с удовольствием изготавливают обереги своими руками, участвуют в развлечениях, посвященных народным праздникам и традициям. Анализ данной деятельности показывает необходимость включения декоративно-прикладного искусства русского народа, имеющего самобытные многовековые традиции и обычаи в содержание дополнительного образования, так как сохранение русских народных традиций имеет большое воспитательное значение. Опыт, накопленный веками и сбереженный народом, способствует воспитанию гуманизма, гражданственности и любви к Отечеству. Список использованной литературы 1. Артемьева Е. Алешинский наряд. Чудесные мгновения. Серия: Традиционный костюм. [Текст] / Е. Артемьева. – 2005. – С. 5-34 2. Ивановская В.И. Русские орнаменты [Текст] / В.И. Ивановская. - М.: Издательство «В. Шевчук», 2006. – 224 с. 4. Хранитель традиции: [Электронный ресурс] / art/ 1september.ru / - 2007. – 14 февраля


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа факультатива «Основы традиционной русской культуры»

Программа факультативного курса "Основы  традиционной (православной) русской  культуры" рассчитана на учащихся 5,6 классов, количество часов в каждом классе – 34. Данная программа - один из ...

«Воспитание детей средствами традиционной русской культуры и декоративно-прикладного искусства через изучение дисциплины «Народный костюм»»

Народный костюм это бесценное неотъемлемое достояние культуры народа, накопленная веками. Народный костюм не только яркий самобытный элемент культуры, но и синтез различных видов декоративного т...

Мозговой штурм: «Развитие чувства патриотизма через ознакомление с традиционной народной культурой»

Мозговой штурм: «Развитие чувства патриотизма через ознакомление с традиционной народной культурой», мероприятие  в рамках проблемно-целевого семинара«Деятельность классного руководителя в реализ...

Ознакомление детей с традиционной русской культурой. Пасха

(методическое пособие для педагогов дополнительного образования, воспитателей, учителей начальных классов)...