музыкальное воспитание дошкольников путем приобщения к традиционной русской культуре.
статья по музыке на тему

статья о роли фольклора в музыкальном воспитании.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл статья из опыта работы19.04 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Музыкальное воспитание дошкольников путем  приобщения к традиционной русской                                                 культуре.  

                                                                                                                                                        Музыка - источник особой детской радости. Ребенок открывает для себя красоту музыки, ее волшебную силу, а в различной музыкальной деятельности раскрывает себя, свой творческий потенциал. Большие потенциальные возможности эстетического воздействия заключаются в народной музыке.

Приобщение детей к традиционной русской культуре способствует формированию человеческой личности, способной осуществлять свою историческую принадлежность к родному народу, жить в гармонии с окружающим миром. Народные традиции необходимы для разностороннего развития ребёнка, формирования патриотических чувств и духовно-нравственных качеств. Вводя детей в народную культуру, мы помогаем им войти в мир прекрасного.

Следует помнить, что не зная прошлого, нельзя любить настоящее, думать о будущем. И именно родная культура должна найти дорогу к сердцу, душе ребёнка и лежать в основе его личности.

 В воспитательно-образовательной работе по музыкальному воспитанию предусмотрены различные виды деятельности: игра, беседа, прослушивание музыки, пение, работа с музыкально-шумовыми инструментами, разучивание основ народного танца, театрализация игровых песен. Применение на музыкальных занятиях элементов фольклора эмоционально раскрепощают и снимают психологическое напряжение у детей. Фольклор близок детям по содержанию. С его помощью нам взрослым легче установить с ребенком эмоциональный контакт.

В процессе музыкальной деятельности, следуя русской культурной традиции, решаются не только задачи развития музыкальных способностей, но и эстетические задачи (научить ребенка слушать музыку, понимать ее язык, эмоционально реагировать на ее изменения), одновременно активизируется  внимание, собранность, интеллектуальная, речевая нагрузка, расширяются  знания  детей о музыкальных народных произведениях – песнях и хороводах. Народные музыкальные произведения ненавязчиво, часто в веселой игровой форме, знакомят детей с обычаями и бытом русского народа, трудом, бережным отношением к природе, жизнелюбием, чувством юмора.

Первые детские впечатления о музыкальном фольклоре дети получают в младших группах. Это колыбельные песни,песни-потешки. Народная песня как одно из ярких произведений музыкального фольклора входит как основа русской музыкальной культуры в жизнь ребенка. Правдивость, поэтичность, богатство мелодий, разнообразие ритма, ясность, простота формы - характерные черты русского песенного народного творчества.. Даже наиболее простые из песен, доступные маленьким детям, отличаются высокими художественными качествами.

В средней группе  добавляю  хороводные песни, появляется новый жанр - игровая песня.

В старшей группе вводится новый жанр - частушка. Частушка достаточно сложный жанр при кажущейся простоте и легкости. Ребенок должен понять каждую частушку, прожить и показать характер героя, вложенный всего в четыре строчки. Мало того спеть, надо показать, сплясать, а еще подыграть на доступных музыкальных инструментах. Доступность народных инструментов (трещетки, погремушки, бубенцы, деревянные ложки) привлекательность и лёгкость игры на них в ансамбле приносят детям радость, создают предпосылки для дальнейших занятий музыкой, формируют интерес к познанию мира музыки в разных его проявлениях.

Сила воздействия на ребенка произведений народного творчества возрастает, если ознакомление с  ним осуществляется на основе собственной деятельности дошкольника. Народная мудрость гласит: «Когда я слушаю – узнаю, когда делаю – запоминаю». Поэтому я стараюсь,  чтобы дети были не только активными слушателями и зрителями, но и активными исполнителями песен, хороводов, игр, активно включались в работу на занятиях, в том числе и по подготовке к праздникам.  

 В детском саду мы проводим Осенние ярмарки, на которых дети показывают драматизации, кукольные спектакли по русским народным сказкам, играют в народные подвижные, музыкально- дидактические игры, водят хороводы, танцуют, играют на народных музыкальных инструментах.

По традиции русской культуры провожаем зиму и встречаем весну на празднике Масленица.

Занимательной и привлекательной формой досуга являются посиделки, где каждый участник получает эмоциональный настрой и приобщается к народной культуре.

Обязательным элементом всех народных праздников является хоровод. Он дает уроки общения и взаимодействия с людьми в коллективе. Робкий, застенчивый ребенок смелеет в хороводе, у него появляется возможность проявить способность к пению и пляске.

Фольклор – душа народа, произведения народа бесценны. В них сама жизнь. Знакомство с музыкальными фольклорными произведениями всегда обогащает. И чем раньше соприкасается с ним человек, тем лучше. От того, что слышит и видит ребенок с детства, зависит формирование его сознания и отношения к окружающему.

                                     

        

                               

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Нравственное воспитание детей через приобщение их к народной культуре"

Приобщение детей к народной культуре является средством формирования их нравственных чувств и развития духовности. Данный опыт направлен на активное приобретение детьми культурного богатства рус...

«Воспитание детей средствами традиционной русской культуры и декоративно-прикладного искусства через изучение дисциплины «Народный костюм»»

Народный костюм это бесценное неотъемлемое достояние культуры народа, накопленная веками. Народный костюм не только яркий самобытный элемент культуры, но и синтез различных видов декоративного т...

аттестационный материал по теме: «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через приобщение к народному творчеству».

В работе отражена теоретическая и практическая сторона вопроса о нравственно-патриотическом воспитании дошкольников через приобщение к народному творчеству. Не секрет, что современная Россия прео...

ПУТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА «FOLK ГЛАЗАМИ ДЕТЕЙ» В МУЗЫКАЛЬНОМ ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ

Фольклор актуален в наши дни, и совершенно реально возродить интерес к нему у детей и  их родителей...