музыкальное воспитание дошкольников путем приобщения к традиционной русской культуре.
статья по музыке на тему
статья о роли фольклора в музыкальном воспитании.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
статья из опыта работы | 19.04 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Музыкальное воспитание дошкольников путем приобщения к традиционной русской культуре.
Музыка - источник особой детской радости. Ребенок открывает для себя красоту музыки, ее волшебную силу, а в различной музыкальной деятельности раскрывает себя, свой творческий потенциал. Большие потенциальные возможности эстетического воздействия заключаются в народной музыке.
Приобщение детей к традиционной русской культуре способствует формированию человеческой личности, способной осуществлять свою историческую принадлежность к родному народу, жить в гармонии с окружающим миром. Народные традиции необходимы для разностороннего развития ребёнка, формирования патриотических чувств и духовно-нравственных качеств. Вводя детей в народную культуру, мы помогаем им войти в мир прекрасного.
Следует помнить, что не зная прошлого, нельзя любить настоящее, думать о будущем. И именно родная культура должна найти дорогу к сердцу, душе ребёнка и лежать в основе его личности.
В воспитательно-образовательной работе по музыкальному воспитанию предусмотрены различные виды деятельности: игра, беседа, прослушивание музыки, пение, работа с музыкально-шумовыми инструментами, разучивание основ народного танца, театрализация игровых песен. Применение на музыкальных занятиях элементов фольклора эмоционально раскрепощают и снимают психологическое напряжение у детей. Фольклор близок детям по содержанию. С его помощью нам взрослым легче установить с ребенком эмоциональный контакт.
В процессе музыкальной деятельности, следуя русской культурной традиции, решаются не только задачи развития музыкальных способностей, но и эстетические задачи (научить ребенка слушать музыку, понимать ее язык, эмоционально реагировать на ее изменения), одновременно активизируется внимание, собранность, интеллектуальная, речевая нагрузка, расширяются знания детей о музыкальных народных произведениях – песнях и хороводах. Народные музыкальные произведения ненавязчиво, часто в веселой игровой форме, знакомят детей с обычаями и бытом русского народа, трудом, бережным отношением к природе, жизнелюбием, чувством юмора.
Первые детские впечатления о музыкальном фольклоре дети получают в младших группах. Это колыбельные песни,песни-потешки. Народная песня как одно из ярких произведений музыкального фольклора входит как основа русской музыкальной культуры в жизнь ребенка. Правдивость, поэтичность, богатство мелодий, разнообразие ритма, ясность, простота формы - характерные черты русского песенного народного творчества.. Даже наиболее простые из песен, доступные маленьким детям, отличаются высокими художественными качествами.
В средней группе добавляю хороводные песни, появляется новый жанр - игровая песня.
В старшей группе вводится новый жанр - частушка. Частушка достаточно сложный жанр при кажущейся простоте и легкости. Ребенок должен понять каждую частушку, прожить и показать характер героя, вложенный всего в четыре строчки. Мало того спеть, надо показать, сплясать, а еще подыграть на доступных музыкальных инструментах. Доступность народных инструментов (трещетки, погремушки, бубенцы, деревянные ложки) привлекательность и лёгкость игры на них в ансамбле приносят детям радость, создают предпосылки для дальнейших занятий музыкой, формируют интерес к познанию мира музыки в разных его проявлениях.
Сила воздействия на ребенка произведений народного творчества возрастает, если ознакомление с ним осуществляется на основе собственной деятельности дошкольника. Народная мудрость гласит: «Когда я слушаю – узнаю, когда делаю – запоминаю». Поэтому я стараюсь, чтобы дети были не только активными слушателями и зрителями, но и активными исполнителями песен, хороводов, игр, активно включались в работу на занятиях, в том числе и по подготовке к праздникам.
В детском саду мы проводим Осенние ярмарки, на которых дети показывают драматизации, кукольные спектакли по русским народным сказкам, играют в народные подвижные, музыкально- дидактические игры, водят хороводы, танцуют, играют на народных музыкальных инструментах.
По традиции русской культуры провожаем зиму и встречаем весну на празднике Масленица.
Занимательной и привлекательной формой досуга являются посиделки, где каждый участник получает эмоциональный настрой и приобщается к народной культуре.
Обязательным элементом всех народных праздников является хоровод. Он дает уроки общения и взаимодействия с людьми в коллективе. Робкий, застенчивый ребенок смелеет в хороводе, у него появляется возможность проявить способность к пению и пляске.
Фольклор – душа народа, произведения народа бесценны. В них сама жизнь. Знакомство с музыкальными фольклорными произведениями всегда обогащает. И чем раньше соприкасается с ним человек, тем лучше. От того, что слышит и видит ребенок с детства, зависит формирование его сознания и отношения к окружающему.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Детский музыкальный фольклор как средство приобщения к истокам русской народной культуры в дошкольном образовании
Материал предназначен для воспитателей и музыкальных руководителей....
Презентация "Нравственное воспитание детей через приобщение их к народной культуре"
Приобщение детей к народной культуре является средством формирования их нравственных чувств и развития духовности. Данный опыт направлен на активное приобретение детьми культурного богатства рус...
«Воспитание детей средствами традиционной русской культуры и декоративно-прикладного искусства через изучение дисциплины «Народный костюм»»
Народный костюм это бесценное неотъемлемое достояние культуры народа, накопленная веками. Народный костюм не только яркий самобытный элемент культуры, но и синтез различных видов декоративного т...
«Актуальность формирования у детей духовно-нравственного отношения к окружающему миру путем приобщения к истокам народной культуры, духовным традициям и обучения ремеслу посредством знакомства и проведения Православных праздников»
Аргументированное рассуждение на обозначенную тему....
аттестационный материал по теме: «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через приобщение к народному творчеству».
В работе отражена теоретическая и практическая сторона вопроса о нравственно-патриотическом воспитании дошкольников через приобщение к народному творчеству. Не секрет, что современная Россия прео...
Сретенские чтения - 2015. Тема выступления на семинаре: "Музыкальное искусство как способ приобщения детей к православной культуре"
Духовная музыка - "камертон" всей музыкальной культуры России...
ПУТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА «FOLK ГЛАЗАМИ ДЕТЕЙ» В МУЗЫКАЛЬНОМ ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ
Фольклор актуален в наши дни, и совершенно реально возродить интерес к нему у детей и их родителей...