Обобщение опыта "Реализация темы по самообразованию в условиях внедрения профессионального стандарта"
статья
обобщение опыта работы Дискуссионного клуба старшеклассников
Скачать:
Предварительный просмотр:
Реализация темы по самообразованию в условиях подготовки к введению профессионального стандарта.
Елена Игоревна Луканина
учитель истории и обществознания
МКОУ «Лесниковский лицей имени Героя России Тюнина А.В.»
Кетовский район
тел: 89630033432
e-mail: skrepa1812@mail.ru
На одном из заседаний методического объединения учителей истории и обществознания в нашем лицее была создана таблица «Самооценка готовности педагога к введению профессионального стандарта».
На основании результатов этой таблицы я сделала вывод: не могу похвастаться полным соответствием всем критериям профстандарта.
После анализа своих недочётов, мною была выстроена индивидуальная педагогическая образовательная траектория, в которой основное внимание было уделено поиску методов и способов преподавания предмета в старших классах.
В современном информационном, постиндустриальном обществе все большее влияние на мировоззрение человека оказывает слово.
Как правильно относиться к свободе изложения своих мыслей, как сформулировать собственное мнение о факте, явлении, событии? Как не потеряться во множестве оценок и «кричащих» заголовков? Где граница свободы мнения одного человека и личного комфорта другого?
Учиться всему этому необходимо как можно раньше, пока психика человека находится на стадии становления и активного развития. В этом суть запроса общества к современной школе – давать практические, жизненные знания и навыки. То есть не просто изучать теорию об обществе и человеке, но и обучать активной гражданской и личностной позиции.
При рассмотрении спорных, обсуждаемых вопросов, я столкнулась с тем, что обучающиеся старших классов зачастую с трудом формулируют и озвучивают свои мысли, либо совсем не стремятся к этому. Часть старшеклассников повторяли ранее услышанные оценки, не пытаясь осмыслить их самостоятельно. Часто споры при обсуждении роли личности в истории, например, Петра I, Ивана Грозного, причин и следствий революции 1917 г., могли перерасти в перепалку, где каждый был уверен в своей правоте и не обращал внимания на то, что ему пытаются сказать, или класс не проявлял никакого интереса То есть возникли противоречия между требованиями социального заказа на личность, имеющую чёткую гражданскую позицию и отсутствием условий для её формирования в семье: родители практически не обсуждают с детьми вопросы, связанные с историей и развитием общества. К тому же, в основной массе современные школьники – дети родителей, получивших образование в годы перестройки и переходного этапа от советской системы образования к современной. В результате передо мной возник вопрос – как заинтересовать обучающихся? Я изучила опыт таких известных педагогов как Короткова М.В. , Полынина Л.В, Резчикова Е.А. и пришла к выводу, что для развития учебных познавательных интересов как нельзя лучше может подойти современная технология «Дебаты».
Я убеждена, мы живем в эпоху глобальных перемен. Поэтому особенно важно уметь ориентироваться в потоке информации, оценок, интерпретаций. Важно отличать факт от оценки, причину от следствия.
Цель моей работы - развить интеллектуальные, творческие инициативы и учебных познавательных интересов учащихся через реализацию технологии «Дебаты»
Для достижения цели мною были поставлены следующие задачи:
1. включить ученика в учебно-познавательную деятельность;
2. развить коммуникативные умения и способности;
3. организовать совместную деятельность (учитель → ученик; ученик → ученик);
4. обеспечить прямой диалог между учителем и учеником.
Как известно, в споре рождается истина. Но для того чтобы правильно излагать свою позицию, необходимо хорошо разбираться в вопросе, который является предметом дискуссии.
Кроме этого, нужно иметь представление о позиции и аргументах своего оппонента, уметь его выслушать, не дать дискуссии превратиться в монолог или стремление к самоутверждению, то есть настаивать на своем мнении, не взирая на аргументы оппонента.
Рассматриваемая технология в современной школе давно завоевала заслуженное место в копилке учителя. Теоретическое обоснование данной технологии представлено следующими работами
Дебаты, как педагогическая технология, основываются на следующих принципах:
1. Универсальность;
2. Целостность;
3. Ориентация на демократизацию учебного процесса;
4. Личностная ориентированность;
5. Гуманистический характер и гуманитарная направленность.
Реализация данной технологии может осуществляться следующим образом.
1. Утверждение темы. В начале изучения блока тем, например, «Эпоха преобразований Петра I» классу предлагается следующий проблемный вопрос:
«Роль Петра I в становлении и развитии России – реформатор или разрушитель традиционных устоев?».
2. Формирование команд. Класс делится на группы: Защитники и Оппоненты; учитель учитывает желания обучающихся выступить в защиту конкретной позиции. Несколько человек составляет судейскую коллегию. Команды определяют спикеров (выступающих)
3. Подготовка к дебатам. Командам предлагаются вопросы, для углубления, дополнения полученных знаний, накопления аргументов для отстаивания своей позиции.
На подготовку к дебатам дается неделя
А судьи изучают обе позиции. Их роль особенно значимая – беспристрастно оценить ход дискуссии и умение преподнести отстаиваемую позицию.
4. Проведение дебатов. Слово учителя, цель вступительного слова - создать общий эмоциональный настрой, напомнить правила поведения во время дебатов и постановка интересующей проблемы. Например, Эпоха Петра I – время становления Российской империи, время, когда было «прорублено окно в Европу». Его деятельность оценивали неоднозначно как его современники, так и исследователи, и обыватели последующих эпох.
Давайте рассмотрим как плюсы, так и минусы, характеризующие личность Петра Великого и результаты его деятельности
Выступление участников проходит с соблюдением очередности, за которой следит учитель. Так же педагог координирует процесс хода обсуждения.
После выступления спикеров участники команд и судьи имеют возможность задать уточняющие вопросы.
Выяснив все интересующие или неясные моменты, слово переходит судьям, которые могут так же обратиться к участникам дебатов с вопросом или уточнением. Их роль – оценить умение одноклассников отстаивать свою позицию.
Далее судьи выставляют оценки и оглашают результаты. Главное – оценить дискуссию, а не тему, которой она посвящена, попытаться беспристрастно взглянуть на ситуацию, отказавшись от личных предпочтений.
В заключении слово вновь переходит к учителю, который подводит итог как самого обсуждения, так и изучения всей темы.
Как показывает практика, в результате реализации данной технологии, обучающиеся получают:
1. Навык устной речи;
2. Способность с уважением относиться к различным взглядам;
3. Умение концентрироваться на сути проблемы;
4. Возможность демонстрировать высокие показатели по изучаемым предметам.
Дебаты развивают логическое и критическое мышление, способствуют преодолению страха выступления перед публикой.
Замечается более глубокое погружение обучающихся в изучаемый предмет, выход за рамки школьного предмета, скучной теории, стремление реализовать в повседневной жизни полученные знания, то есть – превратить их в опыт.
Полученные умения, например – проявлять интерес к собеседнику и его словам, навыки в поиске информации, правильное использование источников – полезны в любом изучаемом в рамках школы предметы.
Предметные результаты: наблюдается повышение уровня знаний обучающихся, что прослеживается по результатам участия в олимпиадах и по результатам ЕГЭ. Кроме того, ежегодно в нашем образовательном учреждении проходит научно-практическая конференция, на которой обучающиеся представляют свои исследования.
В 2016-2017 учебном году интерес к дискуссионным вопросам достиг такого размаха, что было решено выйти за рамки конференции и организовать дискуссионный клуб для обучающихся 9-11 классов в виде реализации инновационной площадки.
В настоящее время клуб является важной площадкой для развития и углубления полученных на уроке знаний. Заседания клуба проходят с периодичностью – 1 раз в четверть.
В них принимают участие как ученики, так и учителя.
Дебаты способствуют формированию и становлению
Гражданско-патриотической позиции;
Нравственного «стержня»;
Навыков жизнедеятельности в демократическом обществе;
Интереса к общественно-политической жизни (к в прошлом, так и в настоящем);
Ответственного отношения к решению поставленных проблем.
Таким образом, реализация технологии «Дебаты» как на уроках, так и во внеурочное время, может успешно применяться как в изучении гуманитарных наук, так и в естественнонаучном цикле. В ходе работы над реализацией данной технологии, замечено развитие критического мышления у обучающихся, стремление к рассмотрению поставленных вопросов под разными углами. Учащиеся проявляют творческую активность при подготовке к дебатам, стремятся обогатить свой словарный запас, стремятся принять участие в очередном заседании дискуссионного клуба, предлагают свои темы. Можно с уверенностью сказать, что поставленные цели находят реализацию в полной мере.
Итак, мне, как учителю, необходимо шагать в ногу со временем. Поэтому, в своей работе я стремлюсь реализовать тройственную структуру:
1. эффективное обучение;
2. воспитание уверенной в себе, способной принимать решения и отвечать за свои поступки личности;
3. всестороннее развитие.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа с учебником «Литература. 6 класс» А.В. Гулина, А.Н. Романовой в условиях внедрения нового стандарта. (практическая работа)
Работа с учебником «Литература. 6 класс» А.В. Гулина, А.Н. Романовой в условиях внедрения нового стандарта: воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому...
Проблемы среднего профессионального образования в условиях внедрения образовательных стандартов третьего поколения.
Условия глобальной конкуренции требуют усиления практической направленности образования, а это в первую очередь означает повышение требований к профессиональному образованию...
К ВОПРОСУ О ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ «ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА ПЕДАГОГА»
В настоящей статье рассматривается вопрос о профессиональных компетенциях учителя русского языка в условиях введения «Профессионального стандарта педагога» с января 2017 года. Самой важной компетенцие...
Презентация на тему: "Внедрение профессионального стандарта педагога. Проблемы и перспективы"
Внедрение профессионального стандарта педагога. Проблемы и перспективы...
Развитие профессиональных компетенций в контексте внедрения профессионального стандарта педагога
Выступление адресовано учителям русского языка и литературы, интересующимися вопросами развития профессиональных компетенций в контексте внедрения профессионального стандарта педагога. Вторая часть по...
«Профессионально – личностный потенциал педагога дополнительного образования как условие введения профессионального стандарта»
Профессиональная компетентность педагога дополнительного образования в условиях внедрения нового профессионального стандарта – это совмещение профессионализма педагога (специальная, методи...