Программа по учебному предмету «МУЗЫКАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ» Инструментальное музицирование (ФЛЕЙТА) (7 лет)
рабочая программа по музыке
Программа по учебному предмету «МУЗЫКАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ»
Инструментальное музицирование
(ФЛЕЙТА)
(7 лет)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_fleyta.doc | 276.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
ПРОГРАММА
«МУЗЫКАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ»
Инструментальное музицирование
(ФЛЕЙТА)
(7 лет)
Преподаватель
Анастасия Владимировна Мартынова
Когалым-2018
Оглавление
- Пояснительная записка……………………………………….3
- Учебно-тематический план………………………………….10
- Содержание курса…….………………………………………11
- Требования к уровню подготовки выпускника…………….14
- Программно-методическое обеспечение……………………15
6. Список литературы…………………………………………...18
Пояснительная записка
Направление рабочей программы (Инструментальное музицирование) по предмету «Музыкальный инструмент – флейта» - художественно-эстетическое, рассчитанное на обучение учащихся, обладающих «средними», но поддающимися развитию и «хорошими» музыкально-слуховыми данными, достаточным уровнем мышления. В системе других дисциплин учебного плана занимает ведущее место.
Проблема музыкального развития детей со средними и слабыми природными музыкальными данными не является новой. Но то, что этим развитием надо заниматься со всеми детьми, желающими обучаться музыке — несомненно.
А. Гольденвейзер писал: «Почти каждый человек, за исключением глухих от рождения, обладает в той или иной мере музыкальностью и способностью ее развивать. Поэтому, чем шире сеть музыкальных школ и чем распространеннее учение музыке, тем лучше. Но я думаю, что в построении педагогического процесса в музыкальных школах мы недостаточно различаем понятия — общее музыкальное воспитание и обучение музыкантов. Музыке нужно учить всех в той или иной форме и степени, а воспитывать профессионалами-музыкантами нужно не только не всех, но лишь очень немногих».
Настоящая программа разработана с целью активизации учебно-воспитательного процесса в классе, систематизации процесса воспитания творческой инициативы и активной музыкальной деятельности учащихся.
Тип программы - адаптированная.
Разработана на основе Программы для детских музыкальных школ (музыкальных отделений школ искусств) 1988 год.
Составители: профессора Ю.Н.Должиков, И.Ф. Пушечников, М.К. Шапошникова, М.А. Корольков, А.И. Фролов/
Главная цель программы - дать общее музыкальное образование и научить ребенка игре на флейте.
Основные задачи:
ОБУЧАЮЩИЕ
1. Знакомство с инструментом.
2. Правильная постановка губного аппарата и исполнительского дыхания.
3. Выработка точной интонации через развитие музыкального слуха ученика.
РАЗВИВАЮЩИЕ
1. Привить любовь к классической музыки.
2. Развивать музыкальные способности детей (слух, память, ритм)
3. Дать основные знания, умения и навыки по предмету.
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ
1. Научить трудолюбию, умению работать самостоятельно.
2. Развить интеллектуальные способности ученика.
3. Привить художественный вкус и расширить музыкальный кругозор ребенка.
Программа разработана для детей со средними музыкальными данными цель
обучения которых – развитие навыков любительского музицирования.
Специфика деревянных духовых инструментов определяет различные сроки обучения игре на этих инструментах. Оптимальный срок обучения игре на флейте - 7 лет. Возраст с7 до 16 лет.
Организационной формой учебного процесса – является урок.
Виды урока:
1. урок беседа
2. урок репетиция
3. урок игровой
4. урок иллюстративный
Педагогические принципы:
1. принципы взаимопонимания педагога и ученика
2. подражательный принцип
3. принцип постепенности и доступности в обучении
Процесс обучения делится на два этапа:
I Начальный (1-4 класс). Основными задачами которого являются:
- привить основные навыки игры на флейте
- научить основам домашней работы
- активизировать желание учиться
- определить дальнейшее направление обучения каждого ученика.
II Общеэстетический (5-7 класс). «Инструментальное музицирование»
В связи с определившимися целями и задачами, главным на этом этапе становится целесообразный подбор репертуара.
Используется метод доступности и постепенности.
Требования по программе
I класс
1.Объем: в течение учебного года педагог должен проработать 3-4 мажорные, 2-3 минорные гаммы (в пределах диапазона, достигнутого за период обучения), 18 -24 этюдов и упражнений, 12-16 разнохарактерных пьес.
2.Технические требования:
- освоение навыков опорного дыхания, звукоизвлечения, метроритма;
- укрепление губного аппарата;
- первоначальные навыки чтения нот с листа;
- штрихи: деташе, легато;
- начальные навыки артикуляции.
З.Контроль и учет успеваемости:
I полугодие -- зачет в форме концерта: исполняются 2 разнохарактерные пьесы.
II полугодие — академический концерт: 2 разнохарактерные пьесы (зачет по предмету «Чтение нот с листа»).
II класс
1.Объем: в течение учебного года педагог должен проработать 12-18 этюдов и упражнений, 8-10 разнохарактерных пьес (в том числе ансамблей)
2. Технические требования:
- мажорные и минорные гаммы с одним знаком включительно;
- укрепление губного аппарата;
- опорное дыхание;
- навыки чтения нот с листа;
« штрихи: деташе, легато, стаккато;
• навыки артикуляции.
З.Контроль и учет успеваемости:
I полугодие - технический зачет: гамма мажорная (Соль, деревянно-духовые Фа), трезвучие; этюд, чтение нот с листа;
-академический концерт: 2 разнохарактерные пьесы.
II полугодие -технический зачет: гамма минорная (ре), трезвучие; этюд, термины, чтение нот с листа;
-академический концерт: 2 разнохарактерные пьесы.
III класс
1. Объем: в течение учебного года педагог должен проработать 10-12 этюдов, 8-10 разнохарактерных пьес (в т.ч. ансамбли).
2.Технические требования:
• мажорные и минорные гаммы до двух знаков включительно;
- укрепление губного аппарата;
- опорное дыхание;
- навыки чтения нот с листа;
- штрихи: деташе, легато, стаккато, нон легато, маркато;
- трезвучия в прямом движении штрихами деташе, легато.
З.Контроль и учет успеваемости:
I полугодие - технический зачет: гамма мажорная (Си Ь, деревянно-духовые
Ре); этюд, чтение нот с листа;
-академический концерт: 2 разнохарактерные пьесы.
II полугодие -технический зачет: гамма минорная (соль); этюд, термины, чтение нот с листа;
-академический концерт: 2 разнохарактерные пьесы.
IV класс
1.Объем: в течение учебного года педагог должен проработать 12-14 этюдов, 8-10 разнохарактерных пьес,3-4 ансамбля.
2.Технические требования:
• мажорные и минорные гаммы до трех знаков включительно;
- штрихи: деташе, легато, стаккато, нон легато, маркато;
- трезвучия с обращениями в прямом движении четвертными и восьмыми
длительностями (деревянно-духовые - шестнадцатыми) в умеренном темпе.
З.Контроль и учет успеваемости:
I полугодие - технический зачет: гамма мажорная (Ми Ь, деревянно-духовые
Фа #); этюд, чтение нот с листа;
-академический концерт: 2 разнохарактерные пьесы.
II полугодие-технический зачет: гамма минорная (до, деревянно-духовые фа #); этюд, термины, чтение нот с листа;
-академический концерт: произведение крупной формы (часть концерта, сонаты) и пьеса.
V класс
1.Объем: в течение учебного года педагог должен проработать 10-12 этюдов, 8-10 разнохарактерных пьес,3-4 ансамбля.
2. Технические требования:
• мажорные и минорные гаммы до четырех знаков включительно;
- штрихи: деташе, легато, стаккато, нон легато, маркато;
- трезвучия с обращениями в прямом движении четвертными и восьмыми
длительностями (деревянно-духовые - шестнадцатыми) в умеренном темпе; - хроматическая гамма.
З.Контроль и учет успеваемости:
I полугодие - технический зачет: гамма мажорная (Ля Ь, деревянно-духовые
Ми); этюд, чтение нот с листа;
-академический концерт: 2 разнохарактерные пьесы.
Пполугодие-технический зачет: гамма минорная (фа); этюд, термины, чтение нот с листа;
-академический концерт: 2 разнохарактерные пьесы
VI класс
1.Объем: в течение учебного года педагог должен проработать 5-6 этюдов, 6-8 разнохарактерных пьес; 6-8 ансамблей.
2. Технические требования:
- мажорные и минорные гаммы до пяти знаков включительно - четвертными,
восьмыми, шестнадцатыми нотами в умеренном темпе; - штрихи: деташе, легато, стаккато, нон легато, маркато;
- трезвучия с обращениями в прямом движении восьмыми длительностями;
- хроматическая гамма.
З.Контроль и учет успеваемости:
I полугодие - технический зачет: гамма мажорная (Си, деревянно-духовые
Ре Ь); этюд, чтение нот с листа;
- зачет в форме концерта: 1 пьеса
II полугодие – технический зачет: гамма минорная (соль#); этюд, термины, чтение нот с листа;
- академический концерт: 2 разнохарактерные пьесы
VII класс
1.Объем: в течение учебного года педагог должен проработать 3-4 этюдов, 4-5 разнохарактерных пьес; 4-5 ансамблей.
2. Технические требования:
- мажорные и минорные гаммы до пяти знаков включительно.
- штрихи: деташе, легато, стаккато, нон легато, маркато;
- трезвучия с обращениями в прямом движении четвертными, восьмыми, шеснадцатыми длительностями;
- Д7, УмII7 в прямом виде и с обращениями восьмыми нотами;
- хроматическая гамма.
З.Контроль и учет успеваемости:
I полугодие - технический зачет: гамма мажорная (Си, деревянно-духовые
Ре Ь) трезвучие, Д7, УмVII7 с обращениями;
-первое прослушивание: 1 пьеса и произведение по предмету«Ансамбль»).
II полугодие – технический зачет: гамма минорная (соль#);
- второе прослушивание: одна пьеса и произведение по предмету «Ансамбль»
-третье прослушивание: вся программа; две разнохарактерные пьесы, два произведения по предмету «Ансамбль» ;
- итоговая аттестация: исполнение экзаменационной программы из 4-х произведений.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
название | 1кл | 2кл | 3кл | 4кл | 5кл | 6кл | 7кл |
Постановка дыхания, губного аппарата | 6 | 4 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 |
Нотная грамота | 8 | 5 | 2 | ||||
Техническое развитие | 10 | 15 | 19 | 19 | 19 | 8 | 5 |
Теоретический материал (знание о произ., о композиторе и т.д.) | 3 | 3 | 2 | 5 | 7 | 5 | 2 |
Чтение с листа | 4 | 4 | 8 | 8 | 6 | 4 | 2 |
Накопление репертуара | 5 | 3 | 5 | 5 | 9 | 5 | 3 |
Выполнение индивидуального плана | 15 | 16 | 29 | 29 | 24 | 10 | 20 |
Слушание музыки | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
Всего часов | 51 | 51 | 68 | 68 | 68 | 34 | 34 |
Содержание предмета.
- ПОСТАНОВКА ДЫХАНИЯ И ГУБНОГО АППАРАТА
На флейте можно играть высококачественным звуком, без лишнего шипа и свиста, но для этого нужно овладеть большим мастерством, которое формируется с помощью рациональных методов обучения. В исполнительской практике флейтисты, как и все духовики, а также вокалисты, должны пользоваться грудобрюшным (смешанным) дыханием. Трудность овладения смешанным грудобрюшным исполнительским дыханием объясняется тем, что работа дыхательных мышц при нем быть самой разнообразной. Опорой дыхания всегда должны служить напряженные, сознательно сжатые мышцы брюшного пресса, то есть мускулы живота, окружающие диафрагму и воздействующие на нее при дыхании. Что касается опертого дыхания, то у флейтистов есть свое определение этого физиологического состояния. Опертое дыхание с практической точки зрения, - давление воздуха легких, в полости рта и перед губами, сознательно созданное, постоянно поддерживаемое и управляемое сжатыми, напряженными, сокращающимися сильными выдыхательными мышцами брюшного пресса и сопротивляющимися упругими, тренированными губами на всем протяжении выдоха.
Важнейшим исполнительским органом при игре на флейте являются губы. Флейта должна находится на нижней губе выше или ниже, в зависимости от ее полноты и объема. Вдувательное отверстие «губок» закрывается примерно на 1\3, а 2\3 открыто для заполнения воздухом, выходящим из выдувательного отверстия. При вдувании воздуха в инструмент обязательно надо пользоваться как губами, и это естественно, так и голосовыми связками, которые, смыкаясь, выдувают теплый воздух, в отличие от холодного губного.
2.Нотная грамота.
Освоение музыкальной грамоты на начальном этапе обязательна. В связи с тем что нотная грамота переплетается с начальной стадией обучения: постановки дыхания, постановки губного аппарата, моторикой и комбинаций пальцев и языка, в навыках чтения с листа нотная грамота особенно полезна, если она хорошо изучена на начальном этапе.
3. Техническое развитие.
Техническое развитие должно уже начинаться с простого извлечения качественного звука и тембра инструмента, плавно преходящего в технику дыхания (полного вдоха и выдоха), технику губ, технику языка, технику пальцев, и конечно же комбинированную технику: дыхания, губ, языка, пальцев. Техническое развитие важно начинать с начального этапа.
- техника дыхания: (научить ребенка брать дыхание правильно и быстро)
- техника губ: научить правильной концентрации, как в последовательном движении, так и в скачкообразном (игра терций, арпеджио, Д7, октав (добавление техники челюсти.))
- техника языка:
1. научить и добиваться качественных штрихов(деташе, легато, стаккато, тенуто, портато, залигованное стаккато, тенуто стаккато, маркато, мартеле, маркированное стаккато, маркированное тенуто, фрулато и т.д.).
2.Двойное стаккато на слоги («тю» и «кю», добиваться остроты исполнения штриха).
- техника пальцев: (научить ребенка добиваться наименьшей амплитуды движения пальцев от клапанов, от этого зависит быстрота техники; быстроте комбинации пальцев).
Работа над техникой в гамме:
- Выравнивание звука.
- Четкое исполнение ритмического рисунка.
- Синхронное движение языка и пальцев.
4.Теоретический материал.
Приобщение ученика к развитию музыкального и творческого восприятия произведений с помощью рассказов о композиторах, о времени, когда они творили, о танцах, которые танцевали в разные эпохи, о жанрах и стилях музыки.
5. Чтение с листа.
Это навык приобретаемый в процессе познания нотной грамоты и развития исполнительской техники и помогает расширить музыкальный кругозор.
Навык чтения с листа имеет огромное значение для учащихся играющих на духовых инструментах в частности на флейте. Дети владеющие этим навыком быстро разбирают произведения, что окажет им большую помощь в оркестровой практике. Необходимо всячески поощрять творческую инициативу учащихся, прививать интерес и любовь к чтению с листа.
6.Накопление репертуара.
Накопление репертуара – это создание концертной программы, которая помогает ученику с легкостью подготавливаться к концертам, конкурсам, к выступлениям на праздниках в общеобразовательной школе, в кругу семьи. Концертная практика хороший стимул в обучении учащихся.
- Выполнение индивидуального плана.
Индивидуальное обучение и воспитание учащихся осуществляется на основе индивидуального плана, в котором прослеживается и планируется его развитие за все годы обучения в школе. Индивидуальный план учащегося – это нечто гораздо большее, чем список произведений, намеченных к изучению. План это педагогический диагноз и прогноз. Планирование и индивидуальный подход к ученику должны быть неразрывно связаны. Умение подобрать для каждого ученика удачный репертуар – важный показатель педагогического мастерства. Программа каждого ученика должна быть разнообразна по стилям и жанрам. На ряду с трудными произведениями, требующими напряжения всех сил ученика, включаются в план и более легкие, которые могут быть быстро разучены. Каждый новый стиль расширяет не только художественный, но и технический кругозор юного музыканта.
8. Слушание музыки.
В процессе обучения учащихся необходимо научить детей слушать музыку привлечь к посещению концертов классической музыки оказать помощь в создании собственной фонотеки.
Беседы о музыке – это первые прослушивания произведений в исполнении педагогом или в записи, беседы о жанрах и стилях музыки, о жизни и творчестве известных музыкантов – исполнителей, о великих композиторах.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКА.
- самостоятельно разучивать и грамотно, выразительно, технически свободно исполнять на инструменте произведения из репертуара музыкального отделения ДШИ
- иметь навыки чтения нот с листа, подбора по слуху, транспонирования, игры в различных ансамблях, оркестре
- уметь понимать художественный образ исполняемого произведения, выявлять его выявлять идейно-эмоциональный смысл, представлять характерные черты важнейших жанров и особенности стилей композиторов
- быть знакомым с различными типами мелодии, гармонии, полифонии, метроритма, фактуры: иметь представление о музыкальных формах, владеть навыками исполнительского анализа уметь применять теоретические знания в исполнительской практике
- иметь достаточный объем репертуара классической и популярной музыки
- знать историю своего инструмента, народное творчество, шедевры мировой художественной культуры, лучшие образцы музыки быта, народного творчества, знать имена выдающихся музыкантов, быть знакомыми с их исполнительским искусством.
ПРОГРАММНО МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
- Инструмент (флейта).
- Нотно-методические пособия для преподавателя
а) Сборники «Этюдов» составитель В.Ф. Дроботушенко
б) Сборник «Этюдов и ансамблей» составитель Ю.Н. Должиков
в) Сборник «Школа игры на флейте» составитель Н.Платонов
3. Проигрыватель аудио и компакт дисков
4. Пособие по игре гамм, арпеджио, Д7, УмVII7 составитель Г. Платонов.
Список нотной литературы для учащихся
1.Составитель и редактор профессор Ю.Н. Должиков.
2.«Школа игры на флейте» составитель Н.Платонов.
3.Сборники «Этюдов» составитель В.Ф. Дроботушенко.
4. Нотная папка флейтиста № 1 Методика, упражнения, этюды.
5. Нотная папка флейтиста № 2 Методика, упражнения, этюды.
6. Музыка для флейты выпуск №1 Санкт-Петербург составление переложение Е Зайвей.
7. А.Гофман Альбом переложений популярных пьес для флейты и фортепиано.
8.Хрестоматия для флейты Пьесы составитель Ю.Должиков
Список методической литературы для преподавателей
1. Апатский В.Н. О совершенствовании методов музыкально-исполнительской подготовки./ Исполнительство на духовых инструментах. История и методика. Киев, 1986. С.24-39; 1983. Вып. 4. С. 6-19
- Апатский В.Н. Опыт экспериментального исследования дыхания и амбушюра духовика. /Методика обучения игре на духовых инструментах. Вып. 4. М., 1976. С.11-31.
- Арчажникова Л.Г. Проблема взаимосвязи музыкально-слуховых представлений и музыкально-двигательных навыков. Автореф. канд. искусствоведения. М., 1971
- Асафьев Б. Музыкальная форма как процесс. Т. 1, 2. 2-е изд. Л., 1971.
- Барановский П., Юцевич Е. Звуковысотный анализ свободного мелодического строя. Киев, 1956
- Березин В. Некоторые проблемы исполнительства в классическом духовом квинтете (флейта, гобой, кларнет, валторна, фагот) / Вопросы музыкальной педагогики. Вып. 10. М., 1991
- Волков Н.В. Проблемы и методы эффективного обучения музыканта-духовика / Проблемы педагогической подготовки студентов в контексте среднего и высшего музыкального образования. Материалы научно-практической конференции. М., 1997. С 45-47.
- Волков Н.В. Проблемы развития творческого мышления музыканта-духовика/. Наука, искусство, образование на пороге третьего тысячелетия. Тезисы доклада на II международном конгрессе. Волгоград, 6-8 апреля 2000. С. 140-142.
- Володин А. Роль гармонического спектра в восприятии высоты и тембра звука /. Музыкальное искусство и наука. Вып. 1. М., 1970. С. 11-38
- Володин А. Вопросы исполнительства на духовых инструментах. Сб. тр. Л., 1987. С.96.
- Гарбузов Н. Зонная природа тембрового слуха. М., 1956
- Григорьев В. Некоторые проблемы специфики игрового движения музыканта-исполнителя /Вопросы музыкальной педагогики. Вып. 7, М., 1986. С. 65-81
- Грищенко Л.А. Психология восприятия внимания, памяти. Екатеринбург, 1994
- Диков Б. О дыхании при игре на духовых инструментах. М.,1956
18. Евтихиев П.Н., Карцева Г.А. Психолого-педагогические основы работы учащегося над музыкально-исполнительским образом / Музыкальное воспитание: опыт, проблемы, перспективы. Сборник трудов. Тамбов, 1994. С.43-54.
19. Зис А.Я. Исполнительство на духовых инструментах (история и методика). Киев, 1986
20. Исполнительство на духовых инструментах и вопросы музыкальной педагогики. Сборник трудов. Вып. 45. М., 1979
21. Комплексный подход к проблемам музыкального образования. Сборник трудов. М., 1986
- Логинова Л.Н. О слуховой деятельности музыканта-исполнителя. Теоретические проблемы. М., 1998
- Маркова Е.Н. Интонационность музыкального искусства. Киев, 1990
- Материалы Всесоюзного семинара исполнителей на духовых инструментах. М., 1988
- Работа над чистотой строя на духовых инструментах (методические рекомендации ). Минск, 1982
- Рагс Ю. Интонирование мелодии в связи с некоторыми ее элементами. /Труды кафедры теории музыки. Московская государственная консерватория имени П.И. Чайковского. М., 1960. Вып. 1. С. 338-355.
- Совершенствование методики обучения игре на духовых инструментах (методические рекомендации). Минск, 1982
- Современное исполнительство на духовых и ударных инструментах. Сборник трудов. Вып. 103, М., 1990
- Теория и практика игры на духовых инструментах. Сборник статей. Киев, 1989
- Усов Ю.А. История отечественного исполнительства на духовых инструментах. М., 1986
- Федотов А.А. Методика обучения игре на духовых инструментах. М., 1975
- Федотов А.А. О выразительных средствах кларнетиста в работе над музыкальным образом. Сборник статей. Вып. 4., М., С.86-109
Примерные репертуарные списки
1 класс | 2 класс |
*** | *** |
Этюд (по выбору) | Г.Гендель Адажио |
Б.Дварионас Прелюдия | И.Гайдн Немецкий танец |
*** | *** |
Ю.Шапорин Колыбельная | П.Чайковский Колыбельная в бурю |
В.Моцарт Майская песня | В.Моцарт Аллегретто из оперы «Волшебная флейта» |
3 класс | 4 класс |
*** | *** |
Менуэт из «Маленькой ночной серенады» | Н.Раков Скерцино |
А.Гедике Танец | И Кванц Прелюдия и гавот |
*** | *** |
Этюд (по выбору) | М. Перцхаладзе Весёлая прогулка |
А.Верстовский Вальс | В.Цыбин Старинный танец |
5 класс | 6 класс |
Я.Ванхаль «Престо» | Дж. Перголези «Сицилиана» |
В.Коровицын «Гавот» | Г. Синисало «Миниатюра № 1» |
*** | *** |
Ю.Должиков «Элегия» | Г. Форе «Сицилиана» |
Ж.Металлиди «Танцующие светлячки» | Я. Ванхаль «Менуэт с вариациями» |
7 класс | |
Дж. Перголези «Адажио» | |
Й. Гайдн Концерт D dur | |
*** | |
Л. Обер «Престо» | |
В. Мурзин «Зимняя песня» |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Методика обучения игре на флейте составитель – профессор ГНПИ им. Гнесиных Л.И. Пушечников.
- Золотая библиотека педагогического репертуара «Методика, упражнения, этюды» составитель Автор методики и редактор профессор Ю.Н. Должиков
- Иванов В. Становление профессионального обучения на флейте в Москве Вопросы методики преподавания музыкально-исполнительских дисциплин. Вып.4.М., 2002.
- Маслов Р. История исполнительства на флейте (XVIII в. – начало XX в.). М., 2002.
- Методика обучения игре на духовых инструментах. Сборники статей. Вып. 1-4. М., 1964,1966,1971,1976.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА ПРОГРАММА по учебному предмету МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ ДЕТСКОГО ОРКЕСТРА
Срок освоения учебного предмета составляет 3 года. Возраст для начала освоения программы – от 7 лет....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «МУЗЫКАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ (ГИТАРА)»
Программа учебного предмета «Музыкальный инструмент (гитара)» разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвив...
Программа по учебному предмету: Музыкальный инструмент (гитара)
Программа для обучения детей в детской школе искусств....
Программа по учебному предмету «МУЗЫКАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ» Музыкальное исполнительство (ФЛЕЙТА) (7 лет)
Программа по учебному предмету «МУЗЫКАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ»Музыкальное исполнительство(ФЛЕЙТА)(7 лет)...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «МУЗЫКАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ» (аккордеон) для дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы художественной направленности в области музыкального искусства «Основы музыкального исполнительства»
Программа учебного предмета «Музыкальный инструмент (аккордеон)» разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общераз...
АДАПТИРОВАННАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «МУЗЫКАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ (ФОРТЕПИАНО)» для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
Музыка широко применяется в специальной педагогике в коррекционно-развивающей работе с детьми с нарушением слуха. Для детей с нарушением слуха музыка влияет на психологические процессы: переживание, м...