Дидактические театральные игры и тренинги
учебно-методический материал
Занятия направлены на групповое взаимодействие, на развитие уверенности в себе, на снятие страха работы с аудиторией.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
didakticheskie_igry_i_treningi_dlya_zanyatiy_po_defile.docx | 40.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Дидактические театральные игры и тренинги
Занятия направлены на групповое взаимодействие, на развитие уверенности в себе, на снятие страха работы с аудиторией.
«Пластилиновые куклы»
«В ходе этюда вам предстоит превратиться в пластилиновую куклу. В упражнении три этапа. По моему первому хлопку вы становитесь пластилиновой куклой, которая хранилась в холодном месте. Понятно, что материал утратил свою пластичность, он тверд, жесток. Второй хлопок педагога знаменует собой начало работы с куклами. Я буду менять их позы, но не забудьте, что застывшая форма осложнит мою задачу, и я должен буду почувствовать определенное сопротивление материала. Третий хлопок – начало последнего этапа упражнения. Представьте себе, что в комнате, где находятся наши пластилиновые куклы, одновременно включили все обогревательные приборы. Куклы начинают размягчаться. Это процесс, а не мгновенная реакция. В первую очередь оплывают от тепла те части кукольного тела, где пластилина меньше (пальцы рук, руки, шея), затем размякают ноги. И в итоге кукла «стекает» на пол и превращается в горку, бесформенную массу.Размягчение кукол до состояния полной утраты формы – абсолютное мышечное освобождение»;
«Атомы и молекулы»
Представим себе, что все мы — атомы. Атомы выглядят так (показывает, согнув руки в локтях и прижав кисти к плечам). Атомы постоянно двигаются и время от времени объединяются в молекулы. Число атомов в молекуле может быть разное, оно будет определяться тем, какое число я назову. Мы все сейчас начнем быстро двигаться по этой комнате, и я время от времени буду говорить какое-то число, например «три». И тогда атомы должны объединиться — по три атома в каждой молекуле. Молекулы выглядят так (ведущий вместе с двумя участниками группы показывает, как выглядят молекулы): они стоят лицом друг к другу в кругу, касаясь друг друга предплечьями. В конце упражнения ведущий называет число, равное количеству всех учащихся, участвующих в упражнении.
Релаксация «Золотая жидкость»
«Вздохните несколько раз глубоко, и, если вы чувствуете где-то в своем теле напряжение, выведите его вместе с выдохом из своего тела. Почувствуйте, как вас держит пол. Представьте себе комнату, в которой вы находитесь. В этой комнате вас никто не побеспокоит. Мысленно взгляните на свои ноги и представьте, что через пальцы ног в тело проникает Золотая жидкость. И эта жидкость, куда бы она не попадала, приносит прекрасное чувство расслабления и оставляет ощущение спокойствия. Заметьте, как Золотая жидкость постепенно проникает в ступни, через щиколотки дальше, в голень и колени. Она течет дальше, через колени в бедра. Почувствуйте, как они при этом расслабляются. Разрешите Золотой жидкости проникнуть в область таза и заполнить все внутренние органы. Почувствуйте, как Золотая жидкость и здесь оставляет волны приятных ощущений. Она проникает дальше в органы живота, обволакивает и наполняет их. Позвольте Золотой жидкости через диафрагму заполнить грудную клетку. Вздохните глубоко, так чтобы грудь полностью смогла наполниться этой жидкостью. Она доходит до сердца, ополаскивает его, успокаивает и сердцебиение становится тише. Сердце бьется ровно и спокойно. Золотая жидкость течет дальше, наполняет плечи. Почувствуйте, как они расслабляются… Жидкость приникает дальше в руки, наполняя их, расслабляет локти, запястья и кисти рук вплоть до кончиков пальцев.Золотая жидкость поднимается выше, в затылок, заполняя заднюю часть головы, она течет дальше ко лбу, и вы чувствуете приятное расслабление. Золотая жидкость омывает глаза, расслабляет их и вливается медленно и спокойно в щеки; в верхнюю и нижнюю челюсти; в подбородок и расслабляет их…И, теперь, когда вы наполнены Золотой жидкостью, вы знаете, что защищены и охраняемы, и что с вами ничего не может случиться плохого … Вы расслаблены, вы спокойны. Дыхание ровное, глубокое и спокойное».
«Прорыв»
Цель: осознать приемы действий в трудных ситуациях.3 добровольца покидают комнату, приглашаем по одному. Вся группа становится в тесный круг и старается не пустить внутрь добровольца. Ему необходимо любыми способами прорваться в круг. Разрешается применять хитрость, уговоры, подкуп, но не грубую физическую силу.После игры идет обсуждение ощущений воспитанников.
«Броуновское движение»
Участники начинают сначала медленно, а затем во все убыстряющемся темпе двигаться навстречу друг другу, стараясь избежать столкновения. Доходя до границ круга, они разворачиваются и выполняют движение по обратной траектории. Задание имеет несколько уровней сложности: на первом этапе перемещение осуществляется с открытыми глазами лицом друг к другу. Постепенно скорость увеличивается и доходит до бега, в работу вовлекаются руки, которые помогают играющим лавировать. На втором этапе участники движутся спиной друг к другу, изредка используя поворот головы для ориентации в пространстве. На третьем – с закрытыми глазами. Для безопасности перемещения руки участников выдвинуты вперед на уровне груди.
Релаксация «Напряжение и расслабление»
Цель: С помощью поочередного напряжения и расслабления мышц тела добиться релаксации.
«Закройте глаза, направьте свое внимание вовнутрь. Проверьте свое тело, найдите удобное положение. Пол служит вам надежной опорой. Я буду называть части тела. Вы сначала напрягаете, а затем расслабляете их. Ступни – с силой напрягите их, потяните на себя и резко расслабьте. Напрягите нижние части ног … Расслабьте. Напрягаются колени … расслабляются. Напрягите бедра… Резко расслабьте. Ноги полностью расслаблены, ноги теплые и тяжелые. Напрягаем глубокие мышцы ягодиц … Расслабляем. Напрягаем поясницу… расслабляем. Чувствуем как тепло медленно поднимается вверх по позвоночнику, позвонок за позвонком погружается в матрац, находя свое естественное положение, поддерживаемое опорой.
Теперь напряжены плечи… Расслабляем плечи, верхние части рук. Напряжены нижние части рук, кисти… Расслабляем, чувствуем тепло и приятную тяжесть. Пусть расслабление выходит наружу через кончики пальцев. Почувствуйте, как ваше внимание перемещается по задней стороне шеи, расслабляя мышцы, соединяющие тело и голову. Пусть расслабление распространяется вверх по шее, по задней части к самой макушке, расслабляя мышцы скальпа. Позвольте расслаблению перейти на лоб. Расслабьте глаза. Пусть на вашем лице не будет никакого выражения. Расслабьте челюсти. Расслабьте рот, и пусть ваш язык отдыхает, покоясь на верхнем небе. Расслабьте горло… и откройте область горла. Расслабьте грудь и дыхательные мышцы. Расслабьте и откройте самый центр груди. Расслабьте и откройте солнечное сплетение. Расслабьте и откройте живот. Расслабьте все органы вашего тела».
«Пустой сосуд»
«Разделитесь на группы по четыре человека в каждой. Один из группы выходит и становится лицом к остальным. Именно его называют пустым сосудом. Трое оставшихся по очереди предлагают «пустому сосуду» различные действия и состояния. Кто-то один подходит к «пустому сосуду» с предложением, и последний мгновенно начинает воспроизводит состояние. Двое взаимодействуют, оставаясь внутри данного образа действия. Следующий партнер перехватывает внимание «пустого сосуда» и предлагает ему другой образ действия. Три партнера сменяют друг друга в случайном порядке и достаточно быстро. Поменяйтесь и повторяйте этот процесс, пока каждый из четырех не побывает в роли «пустого сосуда».
«Контакт»
«Встаньте рядом с партнером, плечом к плечу. Не теряя этого контакта, начинайте идти. Иногда останавливайтесь, чтобы почувствовать, насколько сильное давление вы оказываете на партнера. Отметьте, что заставило вас усилить давление. Как изменится контакт, если вы будете касаться партнера только «кожей». Попробуйте установить контакт мышцами, костями.
Теперь попробуйте вращаться, не теряя контакта с телом партнера, от положения «плечом к плечу» к положению «спина к спине» и далее до установления контакта с другим плечом партнера. Проделайте это с легким или сильным давлением. Попрактикуйтесь в плавном перекате. Теперь осуществляйте контакт при ходьбе, при этом постоянно изменяя направление движения».
«Невербальные символы»
Что такое невербальные символы? Это произвольные и непроизвольные движения тела (в том числе и рук), при помощи которых человек выражает свои слова, мысли и эмоции. Например, взмах рукой означает приветствие, если ребенок топает ногами, значит, он чем-то недоволен, что-то ему не нравится и т.д.Попробуйте всей группой вспомнить наибольшее количество известных вам невербальных символов. Их использование на сцене поможет вам играть в пантомиме.Можно даже сделать это в виде игры. Все по очереди показывают какой-то жест, говорят, что он означает. Итак, пока не вспомнят все, что можно.
«Игра в жесты»
В эту игру играют 7-15 человек. Каждый игрок выдумывает себе жест. Например: почесать ухо, хлопнуть в ладоши, показать рожки и т.д. Все садятся в круг, игра начинается. Кто-то начинает. Он показывает сначала свой жест, а потом чужой. Тот человек, жест которого показали, должен тут же повторить его сам, а потом опять показать чей-то жест. Если кто-то сбился, то он выходит из игры. Должно остаться два победителя.
«Игра Крокодил»
Для игры требуется как минимум 4 человека. Игроки делятся на две команды с примерно одинаковым количеством человек. Первая команда загадывает какое-нибудь слово, например, "ученик". Затем они вызывают одного любого игрока из противоположной команды и говорят ему это загаданное слово. Задача этого игрока - в пантомиме изобразить это слово для своей команды, чтобы та угадала его. Когда игрок будет показывать загаданное слово, то его команда вслух начинает угадывать. Например: ты показываешь школу? На что игрок может отвечать кивком головы, но не должен произносить никаких слов или звуков. Когда слово угадано, команды меняются ролями.
«Красим забор»
Это упражнение на развитие пластики рук. Вся группа одновременно или по очереди делает следующие движения:
Красит забор (кисточка – это ваша кисть руки)
Пускает волны через плечо (волна должна быть плавной)
Трогает невидимую стену (ладони должны как будто прикасаться к плоскости, ладонь и пальцы должны распластаться по «стене»)
Гребет на веслах
Перетягивает невидимый канат (при этом вся группа разбивается на две части)
«Собери по частям»
Каждому члену театральной группы на листочке раздается задание изобразить следующее:
· Собираешь велосипед по частям
· Устанавливаешь все четыре колеса на легковую машину
· Собираешь по частям самолет
· Собираешь по частям вертолет
· Делаешь из досок лодку с веслами
· Собираешь по частям другую технику (придумайте сами, у меня фантазия в этом вопросе не работает)
Делать это упражнение нужно так. Когда берешь какую-то запчасть, то показываешь ее форму (ощупываешь ее всю руками), чтобы у зрителей сложилось ясное представление, что находится в руках у актера. А потом уже устанавливаешь. Вся группа должна угадать, что сейчас собрал актер.
«Гладим животное»
Как и в предыдущем упражнении, все актеры театральной группы получаю задания на листочках. На этот раз им нужно изобразить, что они гладят животное или берут его на руки. Здесь опять должны главным образом работать руки, ладони. Предлагают «погладить» следующих животных:
· Хомячка (изобразите, как он выскальзывает у вас из рук, бегает по плечу и т.д.)
· Кошку
· Змею (она опутывается вокруг вашей шеи)
· Слона
· Жирафа
Задача всей группы – угадать животное.
«Настроения»
«Начните ходить по комнате, при этом ощутите все свое тело, свои ноги и кисти, позвоночник и голову … Заметьте, какие части тела вы ощущаете как бодрствующие, а какие – как сонные. А теперь подумайте о настроении, с которым вы начали упражнение, и выразите это настроение походкой. Пожалуйста, при этом не разговаривайте и не обращайте внимания на других.
А теперь походкой выразите другое настроение. Представьте, что вы совсем обессилели. Ходите некоторое время как человек, который очень устал.
А теперь идите как совершенно счастливый человек, получивший чудесное известие.
Теперь – как очень пугливый человек
Дальше идите как лунатик, бредущий во сне с открытыми глазами.
А теперь – как тот, у кого нечистая совесть.
А теперь станьте канатоходцем, идущим по проволоке.
А сейчас идите как гений – вы только что получили Нобелевскую премию.
И в заключение вы можете сами придумать, что вам хотелось бы выразить своей походкой…
Остановитесь на минуту и попытайтесь понять, как вы себя чувствуете в данный момент».
«Марионетки»
Участники разбиваются на пары. Одному из участников завязывают глаза. Другой ведет его, держа за палец. Оба участника сохраняют молчание. Ведущий обводит партнера вокруг препятствий, стараясь предоставить ему как можно больше прикосновений, запахов, звуков и т.п. Затем поменяться местами.
«Разговор руками»
Цель: Интериоризация телесного облика друг друга, активизация обратной связи по поводу телесных ощущений.
Пробовать что-то «сказать» своей рукой руке партнера (при закрытых глазах). Если партнер четко представляет что ему «говорят», он «отзеркаливает» эту фразу. Через 15 минут – смена ролей; затем смена партнеров
«Доверие»
Цель: Объективация уровня межличностного доверия между участниками
Упражнение «Обопрись на мое плечо». Два участника опираются на ладони партнера, чуть переплетая пальцы. Делает шаг назад. Медленно сгибая руки в локтях, но, оставаясь прямым, медленно приближаются друг к другу как можно ближе. Можно положить голову на плечо партнера. Далее предстоит помочь друг другу выпрямиться. Смена партнеров.
«Ведущий и ведомые»
Цель: Снятие напряжения у членов группы, создание доброжелательной атмосферы; экспериментирование участников с различными движениями и межличностными позициями ведущего и ведомого.
В качестве ведущего участник тренинга спонтанно и свободно самовыражается, остальные члены группы повторяют движения за ним. Упражнение продолжается до тех пор, пока каждый из участников не побывает в роли ведущего.
«Увеличительное стекло»
Цель: Стимуляция общения в парах, интенсификация обратной связи.
Разбивка на пары. Один из партнеров двигается спонтанно и свободно, другой – отражает его движения в гипертрофированно виде, т.е. так, как если бы между ними находилось увеличительное стекло.
«Лучи солнца»
«Кто хочет побыть солнцем? А мы все будем лучами солнца. Участник стоит с закрытыми глазами в центре круга. Сейчас каждый из вас очень медленно и бесшумно подойдет к тому, кто стоит в центре. Остановитесь там, на таком расстоянии от центра, которое соответствует вашему отношению к человеку в центре.
На упражнение дается 1-2 минуты. Группа замирает, чтобы запечатлеть взаимное расположение в пространстве. Затем по команде ведущего, медленно и бесшумно возвращаются на первоначальные позиции.
Стоящий в центре открывает глаза. Ведущий предлагает ему отгадать, кто как к нему относится, если мерой отношения будет расстояние от него до человека. Стоящий в центре просит каждого медленно приближаться и останавливает его там, где считает нужным. Группа опять замирает так, как расставило «солнце». Затем ведущий просит его последовательно посмотреть в глаза каждому, а того, на кого он смотрит, тут же занять позицию, которая соответствует первоначальной расстановке. Необходимо дать выговориться стоящему в центре: что его больше всего поразило? Чего он никак не ожидал?»
«Коктейль движений»
«Мы часто делаем одновременно несколько разных дел. Например, когда человек ведет автомобиль, то его руки держат руль, переключают скорость; уши контролируют число оборотов, слышат сирену; глаза наблюдают за движением, и при этом человек может беседовать с попутчиками. Если долго тренироваться, то можно делать все одновременно. А сейчас я хочу предложить вам попробовать выполнить одновременно несколько действий, которые, вероятно, не так уж часто делаются одновременно.
Представьте, что ногами нажимаете на педали огромного органа и одновременно пальцами рук что-то кромсаете.
Делайте большой круг руками и в то же время подмигиваете одним глазом и еще киваете головой.
Дирижируйте «оркестром» и шевелите при этом ушами.
Глазами следите за секундной стрелкой, при этом качайтесь из стороны в сторону
Считайте от 20 до 0 и при этом представьте себе белого медведя, который ест землянику из миски.
Бегите на месте и при этом похлопывайте себя левой рукой по голове, а правой рукой потирайте себе живот.
А теперь придумайте какие-нибудь действия, которые вы могли бы делать одновременно».
«Скульптуры»
Работают в парах. Сначала один выполняет роль модели, потом другой. Один из участников пары «лепит» одно из чувств на «модели». Через три-четыре минуты ведущий предлагает партнерам поменяться ролями.
«Карниз»
Цель: укрепление в коллективе доброжелательности, взаимопомощи. Участники встают друг за другом, соприкасаясь плечами и ориентируясь на меловую прямую линию. «Эта черта – карниз высотного дома. Носки ваших туфель – край этого карниза. Один человек из нашей группы, по желанию, конечно, должен пройти по карнизу и не упасть вниз. Задача группы – помочь ему в этом. Разрешается поддержка в виде физических контактов, краткие разговоры. Главное – это пройти по карнизу!» Затем, участник, который шел по «карнизу», делится впечатлениями: на каких отрезках пути он чувствовал поддержку, где ему было трудно справиться с игровой задачей. Члены группы также обмениваются мнениями, почему в одних случаях поддержка была успешной, а в других – нет.
«Яйцо»
Участник садится на пол, подтягивает колени к животу, обхватывает их руками, голову прячет в колени (“поза эмбриона”). В такой позе дети находятся в течение 1 минуты в расслабленном состоянии.
«А сейчас к нам придет мышка, она будет раскачивать и крутить в разные стороны “яйцо” чтоб разбить его». Дети по одному садятся, а “мышка” начинает их качать и крутить. Все остальные дети наблюдают за “яйцом”. В роли мышки – психолог. В роли “яйца” должны побывать все
«Падения и подхваты»
Участники делятся на группы по трое. В каждой группе двое стоят приблизительно на расстоянии в 4 шага. Лицом друг к другу. Третий стоит между ними, лицом к одному из них. Он поочередно падает назад, где его подхватывает стоящий сзади, и вперед, где его подхватывает стоящий перед ним. Он должен держать свое тело натянутым, не позволяя ему провисать. Подхватывая кого-то, участник должен вначале держать руки достаточно близко к себе, Ладоги раскрыты. Он должен подхватить человека выше пояса, делая шаг назад с согнутыми коленями, и затем поставить партнера вертикально. Участники меняются ролями и повторяют упражнение.
«Падающие листья»
«Найдите себе место в комнате. Закройте глаза. Наблюдайте за своим дыханием. Направляйте свое внимание туда, где вы особенно ощущаете дыхание: на ноздри, диафрагму или живот. Наблюдайте, как воздух входит внутрь вас и выходит. Наблюдайте за паузами между вдохом и выдохом.
Каждые 5 минут я буду вслух называть явления природы. Каждое из этих явлений «движется» определенным образом. У каждого своя скорость, свой способ перемещения, свой вес, форма и динамика. Позвольте своему воображению исследовать эти явления и движения, отражающие их качества. Не нужно никакой пантомимы или актерства, не нужно изображать из себя это явление. Исследуйте то качество движения, что возникает в теле в ответ на данный образ: падающие листья; электричество; скала; свет; грязь; гром; ветерок.
Во время движения, осознавая все мысли, чувства, отношения к явлению природы, позвольте им влиять на то, что вы делаете; уровень напряжения вашего тела, выражение лица, взгляд могут меняться. Не задерживайтесь ни на одном из этих состояний, не старайтесь их удержать или «рассказать историю», просто оставайтесь каждым чувством ровно столько, сколько требуется для того, чтобы внутренне прояснить его. Позвольте своему воображению свободно откликаться на движение тела.
Скала, падающие листья, водоворот, свет, гром, смерч, электричество, скала, падающие листья, скала, электричество, грязь.
В следующие несколько минут присоединитесь к кому-нибудь из зала, образовав группы из 2-3 человек, и продолжите исследование этих качеств, вступив во взаимоотношения друг с другом. Вы с партнером можете пребывать в одном и том же качестве или в разных. Откликайтесь на поведение партнера и собственные реакции».
«Актер и режиссер»
«Найдите партнера. Один из вас будет «актером», другой – «режиссером». Режиссер может говорить только одно слово «сдвиг». Актер, когда вы слышите слово «сдвиг», вы изменяете свое состояние, перестаете делать о, что вы делали до этого. Мгновенно начинаете делать совсем иное. Если вы стояли на месте или медленно двигались, вы можете начать порывисто передвигаться или лечь на пол. Когда вы слышите слово «сдвиг», оставайтесь внутри и откликайтесь на то, что вы чувствуете в настоящий момент: на ощущение, которое у вас есть; на то, что вы видите и слышите; на то, к чему прикасаетесь; на свои фантазии и мысли. Вы можете быть смешны, безумны, свободны. Будьте обычными, экстраординарными, драматичными.
Режиссер, играйте со временем между командами. Вы можете сказать «сдвиг» сразу же или немного подождать. Поменяйтесь ролями и повторите это упражнение».
«Попугай в клетке»
Когда профессионал исполняет эту мини-сценку, то кажется, что сделать это очень просто. Однако вы попробуйте сами.
Итак, нужно сделать следующее:
· Подойти к клетке (все предметы воображаемые, в том числе и попугай)
· Ощупать ее руками
· Взять и переставить на другое место
· Подразнить попугая
· Найти дверцу и открыть ее
· Насыпать зернышек в ладонь и покормить птицу
· Погладить попугая (после этого он вас должен укусить)
· Одернуть руку
· Закрыть побыстрее клетку
· Помахать угрожающе пальцем
· Переставить клетку в другое место
«Биологические часы»
«Закройте глаза и сядьте поудобнее. Услышав хлопок, попытайтесь, пользуясь лишь внутренними ощущениями, определить длительность минуты. Тот, кто решит, что с момента хлопка уже прошло 60 секунд, встает.
В конце упражнения выясняем, кому удалось правильно определить длительность минуты». (Обычно, когда упражнение проводится в первый раз, таких участников бывает очень мало. В основном, все ошибаются в ту или иную сторону почти на 20 секунд).
«Встреча»
«Начинаем свободное движение по комнате. Не смотрим на партнеров. Двигаемся, как бы погруженные в собственные мысли. Избегаем не только столкновений, но даже касаний. Движения легкие и свободные. Не снижая темпа, пробуем заполнить равномерно все части комнаты. Даже углы не оставляем пустыми.
Теперь встречаемся глазами с каждым, кто проходит рядом с нами. Секундная задержка – остановка на зрительный контакт – и вновь движение к следующей встрече. Приостановились – взгляд – движение.
Если до сих пор наш зрительный контакт с партнерами был чисто механической фиксацией, то теперь давайте наполним встречу эмоциями. Что выражает ваш взгляд при каждой новой встречи: радость, удивление, приветствие, безразличие и др.
Продолжаем движение и каждому, кто встретится нам на пути, пожимаем руку. Темп не снижается, поэтому вам придется быть достаточно расторопными, чтобы успеть здороваться и с теми, кто проходит справа от вас, и с теми, кто пробегает слева. Попытайтесь не пропустить ни одного человека, никого не оставить без приветствия. Ходить кругами совсем не обязательно: вся комната в нашем распоряжении. Импровизируем в выборе маршрута.
Теперь вместо рукопожатия касаемся каждого встречного той частью тела, которую называет педагог. «Локоть!» - значит, к локтю встречного прикладываем свой локоть и останавливаем бег, пока я не проверю, все ли нашли себе пару. «Плечо!» - значит, стоим плечом к плечу»;
«Десять масок»
Каждую маску обязательно обсудите с группой. Обсудите в подробностях: как актер должен смотреть? Должен ли он моргать глазами? Должен ли он опускать глаза? Открывать ли рот? Поднимать ли брови? И т.д.
1. Страх
2. Злость
3. Любовь (влюбленность)
4. Радость
5. Смирение
6. Раскаяние, угрызение совести
7. Плач
8. Стеснение, смущение
9. Раздумье, размышление
10. Презрение
11. Равнодушие
12. Боль
13. Сонливость
14. Прошение (вы кого-то о чем-то просите)
Чтобы лучше получалось изображать, к примеру, презрение, говорите про себя соответствующие слова (ты посмотри, на кого ты похож? да я тебя терпеть не могу, ты посмотри, что ты на себя одел? И не стыдно тебе, что от тебя так воняет? И т.п.). Может, это не совсем этично, зато помогает.
«Десять секунд»
«Сейчас вы начнете быстрое спонтанное движение по комнате. Будьте внимательны, потому что время от времени вам придется реагировать на мои разнообразные задания и выполнять их в кратчайший срок – в течение десяти секунд».
Развитию навыков собранности, сосредоточенности помогут, например, такие упражнения:
а) встаньте в строй по росту, в алфавитном порядке (по фамилиям, именам), по цвету волос (от самых светлых к самым темным);
б) назовите самый дальний и самый близкий объекты в поле вашего зрения;
в) перечислите в аудитории все предметы определенного цвета и оттенка; предметы, названия которых начинаются с одной буквы алфавита;
г) точно воспроизведите ряд движений, проделанных товарищем;
д) рассмотрите глаза товарищей, расскажите, какой они формы, цвета, каково их выражение, по памяти. Затем проверьте наблюдения, найдите тонкости, не замеченные с первого раза.
«Конфликт»
Показать несколько пластических мизансцен (в статике), изображающих конфликтную ситуацию. Найти внутреннее оправдание каждой мизансцене тела. Дать название конфликтным ситуациям.
«Ощущения»
- Посидеть на стуле так, как сидит царь на троне; пчела на цветке; побитая собака; наказанный ребенок; бабочка, которая сейчас взлетит; наездник на лошади; космонавт в скафандре.
- Пройтись, как ходит младенец, который только что начал ходить; старый человек; гордец; артист балета.
- Улыбнуться, как улыбается очень вежливый японец, Жан Поль Бельмондо, собака своему хозяину, кот на солнышке, мать младенцу, ребенок матери.
- Нахмуриться, как хмурится ребенок, у которого отняли игрушку; как человек, желающий скрыть смех.
«Передача позы»
Участники становятся в шеренгу. Первый придумывает какую-либо сложную позу (остальные не видят какую) и по сигналу ведущего «передает» ее второму (тот за 10-15 секунд должен максимально точно запомнить ее). По следующему сигналу ведущего, первый «снимает», а второй «принимает» эту позу, Далее происходит передача позы от второго к третьему участнику и т. д. Задачей является максимально точная передача позы от первого до последнего исполнителя. Если участников достаточно, лучше разбиться на две команды и «передавать» одну, заданную ведущим позу - кто точнее.
«Потянулись – сломались»
Исходное положение - стоя, руки и все тело устремлены вверх, пятки от пола не отрывать. Ведущий: «Тянемся, тянемся вверх, выше, выше… Мысленно отрываем пятки от пола, чтобы стать еще выше (реально пятки на полу)… А теперь наши кисти как бы сломались, безвольно повисли. Теперь руки сломались в локтях, в плечах, упали плечи, повисла голова, сломались в талии, подогнулись колени, упали на пол… Лежим расслабленно, безвольно, удобно… Прислушайтесь к себе. Осталось ли где напряжение? Сбросили его!» Во время выполнения упражнения ведущий должен обратить внимание учащихся на два следующих момента: показать разницу между выполнением команды «опустите кисти» и «сломались в кистях» (расслабление кистей достигается только во втором случае); 2) когда учащиеся лежат на полу, ведущий должен обойти каждого из них и проверить, полностью ли расслаблено его тело, указать места зажимов.
«Растем»
Учащиеся в кругу. Исходное положение - сидя на корточках, голову нагнуть к коленям, обхватив их руками. Ведущий: «Представьте себе, что вы маленький росток, только что показавшийся из земли. Вы растете, постепенно распрямляясь, раскрываясь и устремляясь вверх. Я буду помогать вам расти, считая до пяти. Постарайтесь равномерно распределить стадии роста». Усложняя в будущем упражнение, ведущий может увеличить продолжительность «роста» до 10-20 «стадий».
«Ртуть»
Учащиеся стоят в кругу. Ведущий предлагает учащимся представить свое тело в виде механизма, который нуждается в смазке, или в виде сосуда, который должен быть полностью наполнен жидкостью, например ртутью. «Я ввожу ртуть (или масло) в ваш указательный палец. Вы должны заполнить жидкостью все суставы вашего тела. Упражнение выполняйте медленно и сосредоточенно, чтобы ни один участок не остался без смазки».
«Сиамские близнецы»
Учащиеся разбиваются на пары. Ведущий предлагает каждой паре представить себя сиамскими близнецами, сросшимися любыми частями тела. «Вы вынуждены действовать как одно целое. Пройдитесь по комнате, попробуйте сесть, привыкните друг к другу. А теперь покажите нам какой-нибудь эпизод из вашей жизни: вы завтракаете, одеваетесь и т.д.» Упражнение тренирует навыки взаимосвязи и взаимозависимости в едином взаимодействии.
«Чувства»
Учащиеся должны изобразить, то, что им предлагает преподаватель: радостную улыбку (приятная встреча); утешительную улыбку (все будет хорошо); счастливую улыбку (наконец-то, какой успех); удивленную улыбку (не может быть); огорченную улыбку (как же так, ну вот опять).
- Выразить одними глазами и бровями: огорчение, радость, осуждение, восхищение, строгую сосредоточенность, недовольство, удивление.
- Только жестами и мимикой выразить следующие задачи: прогнать, пригласить, оттолкнуть, привлечь, указать, остановить, предупредить.
- Выразить одним жестом: отвращение, ужас, благодарность.
Тренировка лобных мышц
1. Начните с активного сокращения лобных мышц. Энергично вскиньте брови кверху. «Раскрепостите» мышцы - брови возвращаются в обычное положение.
2. Тренаж «мышц боли» (мышцы сморщивания бровей) и «мышц угрозы» (пирамидальные). Сокращение - брови книзу и к переносью. Раскрепощение - исходное положение. Упражнение заключается в многократном и энергичном, постепенно убыстряющемся подтягивании бровей книзу.
3. Соедините движения лобных мышц с движением «мышц боли» и «мышц угрозы». Поочередно сокращая мышцы, энергично вскидывайте брови вверх и энергично опускайте их (помните об автономности мышц)
4. Тренаж сухожильного шлема. Положите руки на темя и энергично при помощи лобных, затылочных мышц и мышц угрозы» заставьте сухожильный шлем подвигаться вперед - назад.
5. Добиваемся раздельного движения левой и правой бровью.
Вскидывая левую бровь, необходимо следить за тем, чтобы правая как бы упиралась в переносицу. Аналогично с правой бровью.
6. Быстро поднимать то одну, то другую бровь вразбивку.
7. «Трагический излом бровей» (брови «домиком»). Сократив «мышцы боли», начните сводить брови к переносице. Мгновением позднее включается сильная лобная мышца, которая совместно с сухожильным шлемом, как бы перехватив движение «мышцы боли», повлечет внутренние края бровей вверх. Важно, чтобы движение внутренних краев бровей пролегало строго по центральной вертикальной линии лба. Добиться умения закреплять, удерживать это мимическое выражение.
Тренировка глазных мышц
1. Простое, все убыстряющееся движение век (мигание).
2. Попеременно закрывать веки. Добиться, чтобы брови в этом движении не участвовали, чтобы закрывался один глаз (а веко второго находилось в покое).
3. В то время как один глаз закрыт, веком другого (автономно) производить мигание. Потом то же с другим веком, а затем - поочередно.
Тренировка мышцы верхней губы
(Три части этой мышцы, сокращаясь, поднимают верхнюю губу в ее средней части)
Тренировать следует подъем верхней губы без участия углов рта. Крылья носа несколько приподнимаются, расширяя ноздри. При активном подъеме верхней губы нужно сильно обнажать клыки и следить, чтобы нижняя губа оставалась в покое.
Затем надо тренировать поочередно левую и правую половину верхней губы, попеременно сокращая мышцы, расположенные слева и справа (выполняя упражнение, нужно мысленно разделить губу на две части).
Тренировка круговой мышцы рта.
(Эта мышца окружает рот. При сокращении она изменяет форму губ: вытягивает их вперед «надутые губы» или подтягивает «поджатые губы»)
Сначала следует натренировать активное вытягивание губ вперед (хоботком). Затем производить маятниковые движения в обе стороны, с вытянутыми губами, а после - круговые движения в обе стороны поочередно. Голова неподвижна.
Еще упражнения.
Вытянув губы до предела вперед, энергично раскрывайте их наподобие распускающихся лепестков цветка.
Поджав губы (не очень плотно), энергично направляйте их углы в левую и правую стороны. Поджатые губы помогают передавать разные оттенки выражения надменности.
Тренировка четырехугольной мышцы нижней губы
(Эта мышца, сокращаясь, опускает книзу и выворачивает нижнюю губу)
Следует, выпятив нижнюю губу, энергично вывернуть ее, как бы отваливая книзу. Далее делайте то же самое, но раздельно левым и правым краями губ (при участии мышц шеи). Вывернув губу, произведите маятниковые движения из стороны в сторону.
Важна регулярность занятий.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Театральные игры как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста.
Психологами доказано, что дошкольники очень впечатлительны, быстро поддаются эмоциональному воздействию, активно включаются в действие, отвечают на вопросы персонажей, охотно выполняют их поруче...
Обобщение опыта по теме самообразования "Театральная игра в духовно-нравственном воспитании ребёнка в современной действительности"
Работа над темой велась в течение 5 лет. Изучена методическая литература, в изложении материала использованы практические упражнения, методы и приёмы организации духовно-нравственного воспитания детей...
Статья на тему "Театральная игра как средство коррекции и развития ребенка с нарушенными слуховыми возможностями "
Данная статья поможет начинающему педагогу организовать правильно досуг ребенка с нарушением слуха...
Театральные игры
Рабочая программа на один год "Театральные игры" для детей от 8 до 10 лет...
Дополнительная общеразвивающая программа "Театральная игра"
Программа для детей 7-10 лет, рапсчитана на 72 часа в год....
Открытый урок по предмету "Театральные игры"1 класс дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области театрального искусства «ИСКУССТВО ТЕАТРА»
Методика и проведение урока по предмету "Театральные игры" в 1 классе дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области театрального искусства «ИСКУССТВО ТЕАТРА»...
Дидактическое пособие «Театральные игры» к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Театральный каламбур»
Дидактическое пособие«Театральные игры»к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Театральный каламбур» Пособие предназначено для руководителей ...