Знатоки литературных героев
методическая разработка (5 класс)
Предварительный просмотр:
СЦЕНАРИЙ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ИГРЫ
«ЗНАТОКИ ЛИТЕРАТУРНЫХ ГЕРОЕВ»,
ПОСВЯЩЕННОЙ ГОДУ ЛИТЕРАТУРЫ
Как хорошо, что есть на Земле
Сказки чудесные эти!
Сказку возьмём, вместе прочтём
И про неё пропоём!
Пусть живут вечно сказки,
Пусть они дарят людям
Волшебство, справедливость,
Красоту и добро!
Участники: детские объединения ДДТ, от кружка 2 человека-
младшего (2-4 класс) и среднего возраста (5-7 класс).
Оборудование: сцена, пуфики, проектор, компьютер презентация; иллюстрации сказок; таблички, карточки с заданиями; «волшебный мешок» с предметами и т.п.,
Звучит музыка сказка. Выходит ведущий
Вед: Здравствуйте дорогие ребята! Добрый день, уважаемые педагоги!
Вед: А говорить сегодня мы с вами будем о сказках. Вы любите сказки? Еще бы, в них столько разных чудес! (слайды меняются – на них сказочные персонажи, предметы) Хотя некоторые из чудес уже стали былью. Например, ковер-самолет или сапоги-скороходы. Раньше люди путешествовали очень медленно и придумывали такие чудеса. А сейчас? Что заменяет нам ковер-самолет? Правильно, самолеты и вертолеты. А сапоги-скороходы? Да, у нас есть машины и поезда, а также другой транспорт. А помните яблочко, которое каталось по тарелочке и показывало разные чудеса? Сейчас его заменяет телевизор. Люди создали больше чудес, чем сказочные герои. Но почему же мы все равно так любим сказки? Почему их до сих пор сочиняют? Дело в том, что все взрослые когда-то были детьми, а детям обязательно рассказывают сказки. Сказка родилась с человеком, и, пока живет человек, жива и сказка. Сегодня нам, ребята, предстоит еще раз встретиться со сказкой и пройти сложные интеллектуальные испытания.
Вед: Итак, друзья, начнем игру
Затей у нас большой запас
А для кого они? Для вас!
Вед: В игре принимают участие команда кружка –
(ребята поднимаются на сцену и присаживаются на пуфики, на груди у ребят бейджи с именами)
Вед: Нашу сказочную игру будет оценивать жюри в составе:
__________________________________________________________________
Вед: Нередко сказки начинаются с присказки. Они облегчают рассказчику переход от обыденной жизни к сказочной обстановке «Скоро сказка сказывается…».
Или «Жили – были…», «Жил – был…». В волшебных сказках: «В некотором царстве, некотором …», закончите фразу.
В некотором царстве…(в некотором государстве).
По щучьему велению…(по моему хотению).
Стали они жить - поживать…(и добра наживать).
Скоро сказка сказывается…(да не скоро дело делается).
Молодцы! Итак, первый конкурс.
1 КОНКУРС «СКАЗОЧНЫЙ АЛФАВИТ»
Вед: Дорогие конкурсанты вам предлагается ответить на вопросы, ответ на которые начинается с определенной буквы алфавита. Каждый правильный ответ в любом конкурсе – 1 балл. Сначала возьмите из корзинки буквы алфавита.
Итак, у вас буква А, вопрос следующий
Все старшие игроки одновременно вытягивают буквы из корзинки и по очереди отвечают на вопросы.
А - сказочное существо, которое умело чеканить золотые монеты, ударом копыта. Антилопа
Б -Чип и Дейл известные спасатели мультяшного мира были этими животными. Бурундуками
В -имя змеи из книги «Гарри Потер и тайная комната». Василиск
Г - он побывал в стране великанов и лилипутов. Гуливер
Д -этот персонаж занимался торговлей пиявками. Дуремар
Е -он использовал обогревательный прибор в качестве транспорта. Емеля
Ё -этот известный путешественник привязал лошадь в крыше колокольни. Мюнхаузен
Ж -жених Дюймовочки. Жук
З -в сказках его произносят, чтобы случилось чудо. Заклинание
И -былиный богатырь из города Мурома. Илья
Й-прибаутка перед сказкой. Присказка
К-ему удалось перехитрить двух людей и трех животных. Колобок
Л-фруктовый принц съедобной страны. Лимон
М-такой титул присвоил кот своему хозяину. Маркиз
Н-известный житель солнечного города. Незнайка
О-кусок камня, который не только добывал огонь, чтобы обогреть своего хозяина, но и помог ему жениться. Огниво
П-влюбленный поклонник Мальвины. Пьеро
Р-мангуст спасатель. Рики-тики-Тави
С-растаявшая внучка. Снегурочка
Т-маленький песик, который путешествовал со своей хозяйкой в унесенном урагоном домике. Тотошка
У- медвеженок, нашедший себе двухголового друга. от которого пахло молоком. Умка
Ф- о горе этой женщины поведал детям К.И.Чуковский. Федорино горе
Х-Джин из бутылки, совершивший много чудес для своего спасителя. Хоттабыч
Ц- именно там попробовал свои артистические способности поросенок Фунтик. Цирк
Ч мальчик-луковичка. Чипполино
Ш-крыса. чуть не погубившая Буратино. Шушера
Щ-сказочный герой. победивший трехголового мышинного короля. Щелкунчик
Ъ-Город, прославившийся поющими животными. Бремен
Ы-это растение помогло сказочной героине доказать, что она настоящая принцесса. Горошина
Ь-царь с сыном, король с сыном и ремесленник сидели здесь. На золотом крыльце
Э-сказочные существа, живущие в лесу. Эльфы
Ю-должность Фукса на яхте "Беда". Юнга
Я-именно она спасла двоих детей от погони. Яблоня
Вед: Молодцы ребята! А следующий конкурс для всей команды.
А называется он ГЕРОЙ + ПРЕДМЕТ = СКАЗКА
2 КОНКУРС «ГЕРОЙ + ПРЕДМЕТ = СКАЗКА»
Вед: Дорогие игроки решите, пожалуйста эти нетрудные примеры, в результате у вас должно получится название сказки, в которой есть все слагаемые. Задание для всей команды. Смотрим на экран .На слайде:
1. КОТ + КОРОВА + МАЛЬЧИК + ГУТАЛИН + ФОТОРУЖЬЕ = ?
2. СЛОН + УДАВ + ПРИНЦ + ЛИС + РОЗА = ?
3. САНКИ + РОЗЫ + ОЛЕНЬ + ВОРОН + ДЕВОЧКА = ?
4. ЗЕРКАЛО + ТЕРЕМ + ПЁС + ЯБЛОКО + ГРОБ = ?
5. КУШАК + УТЮГИ + КНИЖКА + МОЧАЛКА + КРОКОДИЛ = ?
6. КОЛОДЕЦ + ВЕРЕТЕНО + ДЕВУШКА + ПЕРИНА + ПЕТУХ = ?
7. ПОЛЕНО + СВЕРЧОК + АЗБУКА + ТЕАТР + ПОГОНЯ = ?
8. МЕЛЬНИЦА + КОРОЛЬ + ЛЮДОЕД + ЗАЯЦ + МЫШЬ = ?
9.НОРА+ ВОДА+ ЛЯГУШКА+ МЫШЬ+ ЖУК + КРЫЛО,+ЧЕРНАЯ МЯГКАЯ ШУБКА=?
10. КОЛОДЕЦ+ ВЕДЬМА+ СОБАКИ+ СОЛДАТ+ ПРИНЦЕССА+ КРЫША= ?
11. ВЕТЕР+ МОРЕ+ БОЛЬ+ КОЛДОВСКОЙ НАПИТОК+ ЦВЕТОК+ ПРИНЦ СИРЕНЬ+ КОРОНА=?
12. КАЛОШИ+ ЛИВЕНЬ+ КАРЕТА+РЕКА+ ГОРОШИНА+ КРЕСЛО=?
13. ТЕРПЕНИЕ+ КРАПИВА+ КАРУСЕЛЬ+ ТРАВА+ ЖАБА+ СВЕТ+ КОЛЬЦО=?
14.
ОТВЕТЫ: ГЕРОЙ + ПРЕДМЕТ = СКАЗКА
1. «Дядя Федор, пес и кот. Простоквашино»
2. Антуан де Сент Экзюпери «Маленький принц»
3. «Снежная королева»
4. «Сказка о мертвой царевне»
5. «Мойдодыр»
6. «Госпожа Метелица»
7. «Приключения Буратино»
8 «Кот в сапогах»
9. «Дюймовочка»
10. «Огниво»
11. «Русалочка»
12. «Принцесса на горошине»
13. «Снежная королева»
14.» Дикие лебеди»
Вед: Позади трудное задание – Что ж, ребята, немного отдохните. Ребята поднимите руки те, кто любил в детстве манную кашу?
А, понятно - просто вы не умели её есть, а вот … расскажет нам как с ней надо было поступать!
Стих в исполнении …..из театральной студии «Страна чудес»
Ура, вперёд! Атака, смертный бой,
Победа непременно будет нашей!
Сижу перед тарелкой с манной кашей,
Баталия, конечно, не впервой.
И времени лишь минимум мне дан,
Доставили из штаба телеграмму –
Сердит главнокомандующий (мама).
Разбить врага – единственный мой план!
Подмоги (к сожаленью) вовсе нет,
Придётся разбираться в одиночку –
Противника крушить, крошить – и точка!
Ах, если бы не каша – винегрет!
Пора! На правом фланге самолёт –
Взмывает (ложка) быстро над врагами,
Пикирует, справляется с комками,
Отправив мигом первых пленных в рот!
Задача, доложу вам, нелегка,
Но вот уже видны на левом фланге
Стремительные гренки, то есть танки,
А я готовлюсь снова для броска!
Удар, опять удар! Ещё чуть-чуть!
Я пальцем прорываю катакомбы,
Метаю грозно сверху сахар – бомбы!
Взорвалось всё! Я ранен прямо в грудь!
Но мне не до ранения сейчас,
И боли я не чувствую ни грамма,
Что скажет генерал (она же – мама),
Ведь сын геройски выполнил приказ?!
Вед : Вот такие боевые действия можно совершать с кашей , а говорили мы о ней потому, что впереди конкурс «Сказочная кулинария» .А играть сейчас предстоит младшим участникам команды.
3 КОНКУРС «СКАЗОЧНАЯ КУЛИНАРИЯ»
1. Закончите фразу Малыша из сказки «Карлсон, который живёт на крыше»: «Лучше умереть, чем есть…капусту 2. Какое средство помогло Карлсону избавиться от высокой температуры? (Банка варенья). 3. Что купила на базаре Муха-Цокотуха? Самовар. 6.Сколько зёрнышек в день ела Дюймовочка, когда жила у крота? (нисколько: она улетела с ласточкой) 7.Что выращивали для продажи в столице братья из сказки Ершова «Конёк-Горбунок»? (Пшеницу) 9. Кто хотел накормить мышонка червяком в стихотворении С.Я. Маршака «Сказка о глупом мышонке»? (утка) 10.Сказочная луковичка. (Чиполлино.) 11. Традиционное блюдо Эников-Беников. (Вареники.) 12.Яблоки, дающие молодость? (Молодильные). 13.С помощью данного предмета Винни-Пух пытался добыть мед. (Воздушный шарик.) 14.Что было в корзинке у Красной Шапочки? (пирожки и горшочек масла) 21.Сколько чашек и с чем выпивали букашки? (3 чашки с молоком и крендельком.) |
Вед : Молодцы! Звучит музыка «Бюро находок»
4 КОНКУРС «БЮРО НАХОДОК»
Вед: Следующий конкурс как вы поняли, называется “Бюро находок”. Участвует в нём вся команда. Из Бюро находок нам передали волшебный мешок в нем - потерянные вещи. Мы попытаемся найти хозяев. Сможем ? Тогда доставайте по 1 предмету и определяйте хозяина вещи.
(каждый ребенок достаёт из мешка 1 предмет и определяют хозяина)
(В мешке лежат: ЯБЛОКО, ЗЕРКАЛЬЦЕ, орехи, корыто, РЫБКА, веревка, звезда, зайчик, собачка, спица, крапива, чистейший янтарь, музыкальный горшочек, бумажный кораблик, СКОРЛУПА ОРЕХА, санки, ковёр-самолёт, МЕЧ - КЛАДЕНЕЦ, шапка-невидимка, сапоги скороходы, ИГЛА, ГОРОШИНА, СТРЕЛА, КЛЮЧ, ТУФЕЛЬКА
Вед: Ну, вот все молодцы! Все вещи нашли хозяев. Пусть они их больше не теряют! А отгадайте ка вы загадку
Игра с залом Многоногая загадка
Две ноги на трёх ногах,
А четвёртая в зубах.
Вдруг четыре прибежали
И с одною убежали.
Подскочили две ноги,
Ухватили три ноги,
Закричали на весь дом –
Да тремя по четырём!
Но четыре завизжали
И с одною убежали.К. Чуковский
Вед:– Сколько было ног и у кого? (Две – у мальчика, три – у табуретки, четыре – у собаки, одна – куриная нога.)
Вед: Как вы думаете, для чего мы с вами вспомнили счет? Правильно Следующий конкурс «Числа в сказках»
5 КОНКУРС. «ЧИСЛА В СКАЗКАХ »
Вед: Уважаемые команды ваша задача выбрать правильный ответ из 3 предложенных, на вопрос, который вы видите на экране.
1.Сколько лет жили старик со старухой в своей землянке «у самого синего моря»?
1) 7 лет
2) 33 года
3) 12 лет
2.Сколько раз приплывала рыбка к старику?
1) 6
2) 3
3) 5
3.Сколько братьев – богатырей было у царевны – лебедь?
1) 13
2) 7
3) 33
4.Сколько раз князь Гвидон летал к отцу?
1) 8
2) 1
3)3
5.Сколько раз приплывали заморские гости к острову князя Гвидона «в царство славного Салтана»?
1)3
2) 5
3) 12
6.Сколько раз злая царица спрашивала зеркальце о своей красоте?
1) 7
2) 5
3) 4
7. Сколько желаний было у Страшилы?
1) 3
2) 11
3) 4
8.Сколько братьев и сестёр было у Чиполлино?
1)33
2) 2
3) 7
9.Сколько лет длился сон спящей красавицы?
1)33
2) 100
3) 86
10.Сколько ударов пробили часы, когда Золушка была на балу?
1) 12
2) 3
3) 9
11.Сколько лет в услужении у старухи провёл Карлик Нос?
1) 7
2) 99
3) 64
12.Сколько пуховиков и тюфяков положила королева на горошину?
1)33+33
2) 20+20
3) 55+55
13.Сколько оловянных солдатиков было в коробке?
1)33
2) 25
3)11
14.Сколько братьев было у Элизы, которая вязала братьям рубашки из крапивы?
1)33
2) 11
3) 9
15.Сколько собак увидел солдат в подземелье?
1) 9
2) 3
3) 12
Вед: Прежде чем начать следующий конкурс, хочется сказать о том , что ваши педагоги очень переживают за вас ребята, и тоже хотят добавить в копилку баллов свою лепту. Поэтому я объявляю конкурс для педагогов. Уважаемые педагоги, вы также поможете заработать дополнительный балл для своих команд. Ответьте письменно, вы наверняка знаете, чему учит сказка?
Подсказка педагогам - Чему учит сказка
- Сказки учат делить мир на хороших и плохих людей. Но так как добрых людей больше, то удача на их стороне.
- Сказка формирует положительный образ – доброго, умного, верного своему слову, сильного.
- Сказки учат не бояться трудностей. Главные герои не бояться работы, какой бы тяжелой она не была.
- Сказка учит – не имей сто рублей, а имей сто друзей. А самый верный способ не остаться без друга – это помогать ему в нужный момент. У главных героев сказок всегда много друзей – птицы, животные, растения и т.д.
- Сказка учит не судить по внешности о человеке. Царевна-лягушка – Царевна, Иван-дурак – Иван царевич.
- Сказка учит, что не все всегда получается с первого раза. Смелость и упорство вознаграждаются победой.
- Сказка учит любить родителей – тот, кто выполняет поручения родителей в сказках, всегда почитаем у родителей.
- Сказка всегда содержит скрытую мораль: не обманывай, не жадничай и не предавай.
- Главное чему учит сказка – добро всегда возвращается добром.
- Делать добро, не быть злыми, жестокими
- Сказка заставляет и смеяться, и радоваться, грустить и сопереживать.
- Учит быть снисходительным к другим и самокритичным по отношению к себе.
- Сказка учит добиваться своей цели несмотря ни на что.
Вед: В сказках часто встречается и песня. Герои сказок через песню выражают горе и радость, песня помогает в дороге и трудном путешествии. Итак конкурс «Музыкальный»
6 КОНКУРС «МУЗЫКАЛЬНЫЙ»
Вед: Сейчас вам, ребята, предлагается послушать песни сказочных героев и отгадать, кто их исполняет. Запишите ответы и сдайте листочки в жюри.
(Предлагается прослушать 5 песен. Ребята записывают героя на листах бумаги и сдают листочки в жюри.
Вед: Правильные ответы скажем все вместе
1 исполняет –
2-
3-
4-
5-
Уважаемые педагоги зачитайте, пожалуйста, свои ответы. Спасибо вам за помощь! Пожалуйста, отдайте свои ответы в жюри.
Вед: А наша игра подходит к концу – последнее испытание.
7 КОНКУРС «СКАЗОЧНЫЕ ОБЪЯВЛЕНИЯ»
Вед : (Держит в руках газету) Задание для всей команды
Кто из сказочных персонажей мог бы разместить в газете эти объявления?
(Объявления высвечиваются на экране)
- Предлагаю услуги секретаря-референта с моментальным уничтожением конкурентов и оппонентов. За харчи. (Змей Горыныч.)
- Пайдите туда, низнаю куда, принисите то, низнаю што. Вознаграждение — низнаю какое. (Незнайка.)
- Профессионально обучаю художественному свисту. (Соловей-разбойник.)
- Меняю шило на мыло. Хозяйственное мыло не предлагать. (Мойдодыр.)
- Угнавшему ковер-самолет просьба немедленно вернуть его, вознаграждение гарантирую. Покатались — и хватит! (Старик Хоттабыч.)
6. Требуется работник, который умеет вкусно готовить, ухаживать за лошадьми, умело орудовать топором и молотком. В качестве оплаты предоставляю свой лоб для тренировки ловкости пальцев. (Поп.)
7. Производится конкурсный набор в школу выживания в экстремальных условиях. Вечную жизнь — гарантирую! (Кощей Бессмертный.)
8. Продаю пиявки по бросовой цене. Излечивают от ста болезней. (Дуремар.)
9. Отдам в хорошие руки шапку-ушанку для процеживания макарон. (Почтальон Печкин.)
10. Ищу серую во всех отношениях личность для работы в артели по ловле рыбы из проруби. (Лиса.)
11. Продаю семена корнеплода сказочного сорта, трудновытягиваемого, зато высокоурожайного и укрепляющего семейные связи. (Дедка.)
12. Срочно куплю вкусный и питательный продукт — калоши. За ценой не постою! (Крокодил.)
13. За хорошее вознаграждение укажем укромное местечко, куда богатенькие могут вкладывать свои денежки. (Лиса Алиса и кот Базилио.)
14. За умеренную плату наймусь няней в приличный дом без летающего мужчины с пропеллером. (Фрекен Бок.)
15. Обучаю уникальному трюку — хождению по цепи с одновременным исполнением номеров художественной самодеятельности. Тех, кому медведь на ухо наступил, прошу не беспокоить. (Кот ученый.)
16. Желающим поменять старое, разбитое корыто на новое, просьба обращаться ко мне. (Золотая рыбка.)
Вед: Молодцы какие! Все объявления расшифровали
Вед: Вот закончилось испытание ребят, мы приглашаем их в зал, пока жюри подводит итоги мы поиграем и нам поиграют.
Вед: На сцене инструментальный ансамбль народной музыки
«Русский сувенир» руководитель Павлов С.П.
Вед: Итак, слово для оглашения результатов игры предоставляется
_________________________________________________________________
Каждая команда получает приз и грамоту.
Вед: Сказки имеют и своеобразные концовки. Вот как традиционно заканчиваются сказки?
«Живут, поживают и добра наживают»,
«Я там был, мёд-пиво пил. По усам текло, в рот не попало».
Вед: мне очень хочется, чтобы сказка для каждого из вас открыла удивительный мир волшебства, где добро побеждает зло, где каждый получает то, что заслуживает, где сбываются мечты. Сказка помогает нам поверить в себя и свои силы, помогает преодолевать трудности, воспитывать в себе силу духа и смелость. Дарит надежду, а иногда, даже помогает принять верное решение в сложной жизненной ситуации.
До новых встреч!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интервью у литературных героев (По сказкам М. Е. Салтыкова-Щедрина для учащихся 7 класса)
Кто из вас хочет побыть генералом? А помещиком? А на должность крестьянина-труженика есть желающие?Ведущий приглашает для участия в конкурсе по одному игроку от каждой команды и предлагает ребятам, ...
ИП "Портрет литературного героя в художественном произведении"
Интерактивные плакаты необходимы: 1.Информация, представленная на них, охватывает темы нескольких классов. Этим создается огромная экономия времени по созданию презентации по данной теме в ...
Конспект учебного занятия по изобразительному искусству на тему: "Портрет литературного героя"
Учебное занятие с применением ИКТ....
Интеллектуальный марафон. Памятники литературным героям
Материал подготовлен для проведения внеклассного мероприятия по литературе в рамках предметной недели...
Литературная игра " По следам литературных героев"
Игра предназначена для учащихся 8-9 классов. В данном внеклассном мероприятии учащиеся должны проявить не только свои познания в истории литературы, но и актёрские способности.Литературные произведени...
Литературная композиция по страницам произведений о детстве "В стране литературных героев"
quot;Какой великий праздник - хорошая, правильная книга...Эти книги вымыли мне душу, очистив от шелухи впечатлений нищей и горькой действительности; я почувствовал, что такое хорошая книга, и понял е...
Путь героя. Личностный потенциал литературного героя.
Урок «Путь героя», позволяет на примере литературных героев или биографии известных личностей показать, какие качества необходимы человеку для самостоятельного совершения выборов, пр...