Профилактика речевых расстройств у детей младшего школьного возраста
статья
Профилактика нарушений речи у детей младшего школьного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statchlukyanovaprofilaktikarechevyh_rasstroystv.docx | 26.34 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОФИЛАКТИКА РЕЧЕВЫХ РАССТРОЙСТВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Профилактика нарушений речи, так же как и профилактика любых заболеваний или патологических состояний, строится на устранении, по возможности, из жизни ребёнка тех причин, которые могут приводить к возникновению нарушений. К сожалению, иногда всё же не удаётся полностью предупредить возникновение речевой патологии, и в этих случаях задача профилактики сводится к возможно большему смягчению неблагоприятных последствий уже подействовавших вредоносных факторов и к предупреждению появления вторичных и третичных нарушений речи на основе уже имеющихся. Именно на эту сторону вопроса мне хотелось бы обратить особое внимание родителей: надо приложить все усилия к тому, чтобы своевременно выровнять положение дел и уж во всяком случае его не усугубить. Проследим поэтапно, как бы по ходу развития ребёнка содержание профилактических мероприятий. Поскольку многое в развитии ребёнка может предопределить наследственность, то будущим родителям нужно очень серьёзно подойти к этому вопросу. При наличии особо неблагоприятной наследственности по материнской или отцовской линии необходимо обратиться за консультацией к специалистам, после чего тщательно взвесить все «за» и «против». Как показывает жизнь, в некоторых случаях бывает лучше полностью отказаться от намерения иметь ребёнка, чем обречь его на тяжёлую инвалидность.
Что касается состояния здоровья самих будущих родителей, то здесь очень важно не допускать бездумного отношения к жизни и приобретения разного рода вредных привычек, о которых мы уже говорили при рассмотрении причин речевых расстройств. Если же такие привычки уже приобретены, то от них необходимо обязательно отказаться хотя бы за некоторое время до рождения ребёнка. Даже такая, как многие считают, «безобидная» вещь, как курение матери во время беременности, отрицательно сказывается на всём ходе внутриутробного (а значит и последующего) развития ребёнка, о чём также уже говорилось выше. С очень тяжёлыми случаями речевой и другой патологии нам неоднократно приходилось встречаться и у детей, родившихся от отцов, которые за некоторое время до рождения ребёнка принимали непосредственное участие в ликвидации Чернобыльской аварии. Это касается и многих других профессиональных вредностей.
Особого внимания в смысле профилактики речевых нарушений требует период беременности. Большая забота об обеспечении нормального протекания этого ответственнейшего периода в жизни женщины проявляется у нас в общегосударственном масштабе - через сеть женских консультаций, где с будущими мамами планомерно проводится разъяснительно-профилактическая работа. Однако очень многое зависит и непосредственно от самой женщины, от соблюдения ею необходимых мер личной предосторожности. Чтобы было понятно, о чём идёт речь, приведу только один конкретный пример.
В декретный отпуск уходила одна молодая сотрудница, у которой беременность протекала на редкость хорошо. Она очень ждала ребёнка, в семье всё обстояло благополучно и, казалось бы, ничто не предвещало беды. Прощаясь с нею, мы все просили её быть как можно осторожнее. Но поскольку она чувствовала себя вполне нормально, то по выходе в декрет решила в первый же день начать в квартире генеральную уборку: перестирать все занавеси, которая сама сняла с высоких окон, и пр. В конце третьего «рабочего» дня она по скорой помощи попала в больницу, где с серьёзными осложнениями родила семимесячного ребёнка. А дальше у ребенка потянулся длинный хвост не только речевой, но и различной нервно-психической патологии. Вот такой дорогой ценой нередко приходится расплачиваться за свои необдуманные действия. Поэтому так важно понять, что даже самое хорошее самочувствие в период беременности может оказаться обманчивым и что на протяжении всего этого периода необходимо соблюдать предельную осторожность.
Очень отрицательно сказываются на будущем ребёнке и возникающие в семье разного рода стрессовые ситуации, тем более если они приобретают затяжной характер. Поэтому все члены семьи должны хорошо понимать важность момента и необходимость создания в доме возможно более спокойной обстановки. Разрешение всякого рода конфликтов должно быть отложено не только на время беременности, но и на весь послеродовой период. Нет таких житейских проблем, которые были бы важнее нервно-психического здоровья будущего ребёнка и полноценности его речи - это в конечном итоге всегда осознаётся всеми родителями, но нередко такое осознание приходит слишком поздно.
Что касается разного рода несчастных случаев, многие из которых предотвратить не в нашей власти, то и здесь очень важна разумность поведения самой женщины и её ближайших родственников и друзей. Ведь всем нам хорошо известно, что любое несчастье можно переживать по-разному: мысленно как бы сглаживая его (всё равно оно уже произошло и изменить ничего невозможно), или, наоборот, усугубляя, «накручивая». Важно понять, что последнее в данном случае совершенно недопустимо и что для будущей матери должны быть, по возможности, созданы самые щадящие условия её нужно всеми возможными способами постараться как-то устранить от непосредственного участия в нежелательных событиях и максимально успокоить.
Сам процесс родов также во многом зависит от самой женщины. Разумное и правильное поведение будущей матери во время беременности во многом предопределяет нормальное протекание родов. В ближайший перед родами период необходимо полностью исключить якобы неотложные переезды и перелёты в другие города, поскольку не столь редки случаи начала родов непосредственно в поезде или самолёте. Вряд ли нужно объяснять, с каким невообразимым риском это сопряжено не только для будущего ребёнка, но и для самой матери. Нередко о такой поездке потом приходится сожалеть всю жизнь. Что касается поведения женщины непосредственно во время родов, то очень важно заблаговременно приобрести о них все нужные сведения. К счастью, необходимая работа в этом плане проводится женскими консультациями, нужно лишь отнестись к этому с полной ответственностью.
После рождения ребёнка следует очень внимательно наблюдать за протеканием его раннего развития, отмечая любое отставание в этом развитии или отклонение от его нормального хода. Так, если ребёнок в положенное время не начинает держать головку или самостоятельно садиться, если у него задерживается начало ходьбы или появление первых слов и фразовой речи, то причины этих отставаний необходимо своевременно выяснять у специалистов и безотлагательно принимать рекомендуемые ими меры по выравниванию положения. В этом отношении обычно действует такое общее правило: чем меньше по времени продолжается отставание от нормы, тем легче его преодолеть.
Что касается профилактики непосредственно речевых нарушений, то она складывается в основном из таких двух моментов:
- забота о физическом и нервно-психическом здоровье ребёнка и о сохранности его речевых органов.
- забота о правильном речевом развитии ребёнка, включая и создание необходимых для этого социально-бытовых условий.
Решение первой из названных задач конкретно выражается в следующем:
- предупреждение ушибов в области головы;
- предупреждение различных заболеваний и детских инфекций, протекающих с высокой температурой (соблюдение сроков профилактических прививок, исключение непосредственных контактов с больными и пр.); охрана органа слуха от простудных заболеваний, от попадания инородных тел, от излишнего шума (даже во время сна), а также своевременное лечение и обязательное долечивание ушных заболеваний;
- охрана артикуляторных органов, состоящая в следующем:
а) предупреждение (и лечение) рахита и возможного появления аномалий костных частей речевого аппарата;
б) исключение случаев сосания пальца или постоянного подкладывания руки под щёку во время сна (последнее может повести к образованию так называемого перекрёстного прикуса);
в) раннее протезирование зубов в случае их преждевременной потери, поскольку потеря зубов у детей вызывает значительную деформацию соседних зубов и челюстей (здесь не имеется в виду возрастная смена зубов);
г) своевременное оперирование расщелин верхней губы и нёба;
д) своевременное подрезание короткой уздечки языка (не позднее 4—5 лет, поскольку к этому времени в речи должны появиться те звуки, правильному артикулированию которых мешает короткая уздечка);
- охрана голосового аппарата от простуды, попадания пыли, голосовой перегрузки (чрезмерные крики, излишне громкая и напряжённая речь и т. п.);
- охрана нервной системы ребёнка (исключение громких окриков, страшных рассказов и разного рода запугиваний, щадящий подход к ребёнку во время любой болезни и в течение некоторого времени после её окончания, борьба с аскаридами и т. д.); этот вид профилактики особенно важен для предупреждения всякого рода невротических речевых расстройств и в первую очередь - заикания.
Забота о правильном речевом развитии ребёнка должна выражаться в следующем:
- обеспечение благоприятного речевого окружения как необходимого образца для подражания (в плане отсутствия речевых нарушений у окружающих ребёнка людей);
- поощрение лепета ребёнка мимикой радости;
- воспитание направленности на восприятие речи окружающих, для чего нужно как можно больше разговаривать с ребёнком начиная с первых дней его жизни;
- медленное и чёткое произношение взрослыми простых слов, связанных с конкретной жизненной ситуацией, а также называние окружающих предметов и производимых действий, что поможет ребёнку «приступить» к постепенному овладению речью;
- отчетливое произнесение взрослыми неправильно сказанных ребёнком слов, рассчитанное на ненавязчивое и постепенное исправление его неправильного произношения;
- приучение ребёнка смотреть во время разговора в лицо собеседника, поскольку зрительное восприятие артикуляции способствует более точному и более быстрому её усвоению;
- систематическое создание таких ситуаций, при которых ребёнок должен выразить свою просьбу словесно (взрослым не следует стремиться «понимать его с полуслова» и тем более с одного только жеста или взгляда); необходимо организовать жизнь ребёнка таким образом, чтобы сама обстановка вызывала у него необходимость речевого общения, включая «разговор» с животными, игрушками и пр.; полное исключение случаев «сюсюкания» с ребёнком, лишающего его правильного образца для подражания;
- занятия ритмикой, музыкой и пением; последнее способствует развитию правильного дыхания и достаточно гибкого и сильного голоса, а также предупреждает невнятность речи;
- развитие тонкой ручной моторики, играющей чрезвычайно важную роль в овладении полноценной речью.
Если несмотря на принятые профилактические меры случилось так, что в период беременности, родов или раннего развития ребёнка какие-то неблагоприятные факторы всё же имели место, то не нужно думать, что у Вашего ребёнка обязательно появятся расстройства речи. Родителям необходимо знать, что детский мозг обладает очень большой пластичностью, гибкостью и имеет выраженную тенденцию к развитию. В силу этого многие его повреждения могут почти бесследно сглаживаться, не оставляя после себя заметных следов. Огромная и ничем не заменимая роль в такой компенсации принадлежит благоприятным социально-бытовым условиям, в которых растёт и развивается ребёнок. Если же эти условия оставляют желать лучшего, то на компенсацию рассчитывать не приходится, скорее наоборот - уже имеющиеся отклонения в развитии можно усугубить. Таким образом, если у Вас не всё благополучно обстояло с протеканием беременности, родов или самого раннего периода развития ребёнка, то нужно, не впадая в панику, приложить все усилия к тому, чтобы обеспечить возможно более благоприятные социально - бытовые условия для дальнейшего развития ребёнка. Не менее важное значение имеет и своевременное принятие лечебно-профилактических мер, рекомендуемых по линии детской консультации при поликлинике. В настоящее время существует много медикаментозных средств, способствующих более быстрому созреванию определённых мозговых структур и нормализации имеющихся в них патологических процессов. В подавляющем большинстве случаев всё это вместе взятое позволяет полностью преодолеть или значительно смягчить негативное влияние имевшихся вредностей на весь ход дальнейшего развития ребёнка.
Нельзя не упомянуть и ещё об одном виде профилактики - о профилактике рецидивов (возвратов) речевых расстройств. Такие рецидивы речевых нарушений могут иметь место в случае недостаточно прочного закрепления результатов логопедической работы или при особо неблагоприятных жизненных ситуациях, срывающих механизмы компенсации. Из всех случаев речевой патологии такие рецидивы чаще всего наблюдаются при заикании. Здесь важно понимать, что вновь воспитанный навык правильной речи является ещё очень непрочным и поэтому для его полной автоматизации необходимо определённое время и непрерывная работа по закреплению. Даже при нарушениях звукопроизношения может произойти возврат к старой дефектной артикуляции, являющейся более упроченной, чем вновь воспитанная. По этой причине и после прекращения логопедических занятий родители должны в течение некоторого времени проводить с ребёнком специальные упражнения и осуществлять контроль за его речью. На заключительном занятии логопеды обычно обязательно дают такие рекомендации, но, к сожалению, некоторые родители недооценивают их важность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация "Профилактика речевых нарушений у детей младшего дошкольного возраста"
Развитие общих речевых навыков по следующим направлениям: развитие правильного дыхания, мелкой, общей и артикуляционной моторики, чувства ритма, понимания речи, слухового внимания....
Методическая разработка "Роль педагога в профилактике речевых нарушений у детей младшего дошкольного возраста по средствам игротренинга"
В данной методической разработке вы найдете полный перечень игр и их содержание, которые помогут вам в профилактике речевых нарушений у детей дошкольного возраста. Надеюсь моя разработка будет вам пол...
Речевая игра для детей младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью «Помощники»
Цель: вызывать потребность в деловом общении. Задачи:формировать умение использовать при общении простейшие слова и выражения «дай», «на», «дай это», «не...
Речевая игра для детей младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью «Хлопушки»
Цель: развитие фонематического слуха.Задачи: · упражнять ребенка в восприятии речи говорящего;· закреп...
Речевая игра для детей младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью «Зоопарк»
Цель: развитие умений в имитации звуков и движений.Задачи: активизация речевой деятельности,расширение словаря и понятий по теме «Животные»,развитие умения имитировать особенные повадки жи...
Речевая игра для детей младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью «Домашние животные и их детеныши»
Цель: активация и расширение словаря по теме «Домашние животные». Задачи: познакомить с названиями детенышей домашних животных;формирование умения различать взрослую особь и детеныша...
Речевая игра для детей младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью. Игра «Поварёнок»
Цель – обучение правильному употреблению существительных в винительном падеже.Задачи: Активация и расширение словаря по теме «продукты», «кухонные принадлежности»Достижен...