Музыкальная гостиная "Звучит нестареющий Моцарт"
учебно-методический материал на тему
Цель мероприятия:
- Познакомить учащихся и их родителей с творчеством Вольфганга Амадея Моцарта, с эпохой, в которую он творил, с жанровым разнообразием его музыки.
- Освоить с юными пианистами основы произведения крупной формы стиля Моцарта и особенности клавирной музыки эпохи классицизма.
- Способствовать формированию исполнительской и слушательской культуры учащихся ДШИ.
- Объединит учащихся разного возраста, создать условия для личностного развития, раскрыть их творческий потенциал.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
muzykalnaya_gostinaya.doc | 57 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Славгородская детская школа искусств»
Музыкальная гостиная
«Звучит нестареющий Моцарт»
Выполнила: преподаватель
по классу фортепиано Дамер С. В.
г. Славгород
2018 г.
Цель мероприятия:
- Познакомить учащихся и их родителей с творчеством Вольфганга Амадея Моцарта, с эпохой, в которую он творил, с жанровым разнообразием его музыки.
- Освоить с юными пианистами основы произведения крупной формы стиля Моцарта и особенности клавирной музыки эпохи классицизма.
- Способствовать формированию исполнительской и слушательской культуры учащихся ДШИ.
- Объединить учащихся разного возраста, создать условия для личностного развития, раскрыть их творческий потенциал.
Предварительная работа
- Разучивание на уроках специальности произведения В.А. Моцарта.
- Прослушивание в записи сочинений композитора.
- Чтение и обсуждение музыковедческой и художественной литературы о В.А. Моцарте.
Слайд 1 Тихо звучит музыка «Симфония № 40»
Слайд 2
1вед.
Добрый день, дорогие друзья, уважаемые гости нашей музыкальной гостиной «Звучит нестареющий Моцарт».
Известно, что есть люди (не обязательно музыканты), обладающие способностью отчетливо слышать внутренним слухом звучание знакомой мелодии. А некоторые композиторы – и это гораздо более удивительно! – столь же отчетливо слышали музыку, которой еще нет, которую они только сочиняют (или – записывают). К таким композиторам относится В.А. Моцарт, который говорит о еще большем и несравненно более удивительном, чья музыка удивляет нас и восхищает вот уже 260 лет.
Слайд 3
И сегодня в нашей музыкальной гостиной мы будем говорить о Вольфганге Амадее Моцарте, великом австрийском композиторе – о его жизни, творчестве, личности и об его таинственной смерти в возрасте 36 лет.
(Музыка заканчивается)
Но как же все начиналось?
Вед.
1) Детские годы. Вольфганг Амадей Моцарт родился в старинном гористом городе Зальцбурге.
Слайд 4
Отец Моцарта был образованным серьезным музыкантом. Он служил при дворе князя, правителя Зальцбурга. Леопольд Моцарт играл на скрипке, органе. Руководил оркестром, церковным хором, писал музыку. Кроме того. Он был прекрасным педагогом. Обнаружив талан сына, он сразу же стал с ним заниматься. С этого и начинается чудесное, похожее на сказку. Детсво Моцарта.
Слайд 5
Звучит отрывок «Мальчик резвый кудрявый».
Сценка
Маленький Моцарт сидел в кресле, дремал.
(Музыка выключается)
Вдруг услышал какой-то шум за камином. Моцарт подумал, что луна своим лучиком постучалась в окошко. Из-за камина появился сверчок со своей флейтой.
Сверчок: Добрый вечер!
Моцарт: Добрый вечер!
(Сверчок заиграл небольшую мелодию Моцарта)
Моцарт: Какая чудесная музыка! Никто в нашем городе так чудесно не играет, Вот бы мне научиться так играть!
Сверчок: А что же вам мешает? У вас есть слух и есть сердце?
Моцарт: Но я еще маленький!
Сверчок: Стыдитесь! Вам уже 4 года!
Моцарт: Вы правы! Но ноты, я все время забываю их! Учу, но забываю!
Сверчок: Я сыграю вам небольшую мелодию, запомните ее, и тогда вы будете помнить все остальные! Слушайте!
Номер: Сафонов Егор «Алегретто»
Слайд 6
В 3 года Вольфганг уже находил на клавесине консонирующие интервалы и радовался их благозвучию. С четырех лет он повторял за старшей сестрой маленькие пьесы.
Слайд 7
В 4 года Вольфганг пытался сочинить концерт для клавесина! Обладая природной беглостью пальцев, которую он непрерывно развивал, к шести годам маленький музыкант исполнял сложные виртуозные произведения.
Слайд 8
За это время незаметно даже для отца, мальчик овладел игрой на скрипке и органе. Шестилетним музыкантом Моцарт отправился завоевывать мир. Его концерты вызывали бурю восторга, удивление и восхищение.
Ради забавы слушатели заставляли ребенка играть по клавишам, закрытым полотенцем или платком, исполнять трудные пассажи.
В Париже Вольфганг написал свои первые сонаты для скрипки с клавиром, а в Лондоне – симфонии.
Слайд 9
А сейчас, ребята, давайте-ка попросим нашего маленького Моцарта исполнить сонатину «До мажор» (Гартман Арина)
(Во время исполнения заходят 2 дамы и прогуливаются)
Сценка придворных дам
Слайд 10
Вед.: Сударыни, мы слышали, что во время концерта при королевском дворе вас ожидал сюрприз?
1-я дама: О да! Эти маленькие музыканты!
2-я дама: Господи, Моцарт устроил для нас небывалое увеселение!
1-я дама: Концерты детей Моцартов вызвали восхищение. Особенно исполнение маленького Моцарта – Вольфганга.
2-я дама: Он играл на клавесине, скрипке и органе. Он придумывал музыкальные произведения с ходу, без репетиции играл незнакомые. Это настоящий вундеркинд, то есть «чудо-ребенок»!
1-я дама: Мальчик был одет в придворный костюм, на голове был большой парик.
2-я дама: Концерты продолжались по 4-5 часов. А гости все слушали и слушали, заставляя Вольфганга играть с завязанными глазами или исполнять трудные пассажи одним пальцем.
1-я дама: И вот маленький Моцарт, утомленный долгим выступлением вышел из-за клавесина и упал. На помощь ему поспешила придворная дама…
2-я дама: Да – да, я вспоминаю! Она помогла ему подняться. А ребенок важно поблагодарил и сказал: «Когда я вырасту большой, я женюсь на вас!» (Эти слова говорит Моцарт.)
(Дамы смеются и выходят. Выходит и Моцарт.)
Звучит «Менуэт» Моцарта. Учащиеся хореографического отделения исполняют танец «Менуэт».
Вед. А бал продолжается.
Слайд 11
Вед.: На балах танцы чередовались с исполнение музыкальных произведений. И сейчас мы услышим Турецкое рондо в исполнении Сурковой Анны.
Слайд 12
Вед.: Маленький виртуоз и композитор окончательно покорил Европу. А тем временем шли заказы на новые произведения, и маленький композитор наравне со взрослыми усиленно сочинял музыку.
Так отец решает везти Вольфганга в Италию. Его симфонии, оперы и другие произведения, написанные в Италии позже, свидетельствуют о глубоком проникновении юного композитора в характер и склад итальянской музыки.
Но все попытки молодого музыканта, имя которого было у всех на устах, найти работу в Италии, были безуспешны. Итальянцев настораживала серьезность и вдумчивость его музыки.
(Выходят 2 гвардейца с приказом, становятся рядом с ведущим).
Вед.: Что у тебя в руках?
1 гв.: Это – шкатулка.
Вед.: В подобной шкатулке в одной из церквей Рима (Рим – это столица Италии) прятали ноты прекрасной музыки. Она считалась собственностью церкви и исполнялась всего два раза в год. Выносить ноты из церкви или переписывать их запрещалось под страхом тяжелого наказания. День и ночь на страже стояли два гвардейца, оберегая ее. Однажды Моцарт пришел, послушал музыку во время церковной службы и ушел. На другой день во дворце был переполох, все кричали, суетились.
2 гвардейца: «Музыка! Пропала музыка! Прекрасную музыку похитили!»
Вед.: Виновником переполоха был маленький Моцарт. Он запомнил всю музыку от начала до конца! Вольфганг вернулся в гостиницу и записал все 9 голосов этого произведения. Теперь его распевал весь Рим! Римский папа отдал приказ (Зачитывает один из гвардейцев):
2 гв.: «Арестовать уши Моцарта!»
Вед.: Но весь город стал смеяться. Римский папа думал день, думал два, а на третий день решил: лучше быть добрым, чем смешным! И маленького Моцарта не только простили, но и наградили орденом «Золотая шпора». А Моцарту только-только исполнилось 14 лет.
(Звучит отрывок из оперы «Свадьба Фигаро»)
(Гвардейцы уходят, входят 2 дамы, обмахиваясь веерами, беседуют)
Слайд 13
1-я дама: Слышали новость? Когда Моцарт играл в Неаполе концерт, слушатели вообразили, что такая игра невозможна без волшебства и потребовали снять с пальца перстень, утверждая, что он волшебный. Но и без кольца мальчик продолжал играть также превосходно.
2-я дама: А в Болонье маленький гений был избран магистром Академии. По традиции его заперли одного, и через каких-то полчаса он написал многоголосное произведение.
Номер: Сонатина №6 до мажор (Левкович Марина)
Вед.: «Счастье мое начинается только теперь»2, - писал Моцарт отцу. Так началось последнее десятилетие Моцарта, годы наивысшего рассвета его таланта.
В эти годы он достиг вершины мастерства в области оперной, инструментальной музыки. В течение одного лета 1788 года он написал три свои последние лучшие симфонии, одна из них – симфония № 40 соль минор. Большую популярность симфония приобрела благодаря необычно искренней музыке, понятной самому широкому кругу слушателей.
Слайд 14
5) ЧТЕЦ
***
Была аудитория мала,
И музыка не в филармонии звучала –
С простого школьного стола
Я тут симфонию впервые услыхала.
И мир иной возник передо мной –
Какой-то вдруг неповторимый.
Шквал звуков захлестнул волной,
Сверкающей, ничем неодолимой.
Ликующий восход в душе возник, -
То Моцарт был – живых мелодий гений.
И в нем открывался мне целительный родник.
Всегда со мной он в минуты озарений.
Отрывок из симфонии №40 (исп. Гусева Татьяна и Тивикова Юлиана)
Слайд 15
Вед.: С величайшим трудом двадцатидвухлетний Моцарт едет вместе с матерью в Париж. Но и в Париже не нашлось места для Моцарта. Он жил в скромном номере гостиницы и добывал средства к жизни, давая за гроши уроки музыки.
Унизительное положение музыканта – слуги делало жизнь Моцарта невыносимой. Не имея уверенности в постоянном заработке, Моцарт рассчитывал только на свой талант.
Слайд 10
Вед.: Однажды в Париже Моцарт встретил бедного мальчика, мальчик был голоден, плохо одет. А на улице была зима. Моцарт снял свой нарядный кафтан и отдал бедняге.
И спустя много лет Моцарт написал песню – воплощение нежности, любви и ласки. В этой песне и радость, и грусть, печаль и надежда. Вы эту мелодию слушаете каждый вечер в передаче «Спокойной ночи, малыши!», и даже не подозревали, кто ее написал.
Слайд 16
Звучит колыбельная «Спи, моя радость, усни» в исполнении хора младших классов музыкального отделения.
Слайд 17
3) ЧТЕЦ
Со мною музыка и ты.
Мне хорошо так в этом окруженье.
Несешь ты ноты доброты
И даришь, даришь вдохновенье.
Лишь ты, лишь ты, лишь ты одна
Меня от скорби той сокрыла.
Вновь в сердце расцвела весна,
Лишь ты одна дала мне силы
На новый творческий полет
К дерзаньям новым с кистью смелой.
Ты растопила в сердце лед,
Прошла в душе метелью белой!
Яркая, интересная, полная творческих достижений жизнь композитора имела и другую сторону. Это материальная обеспеченность, нужда. С годами интерес публики к выступлениям Моцарта снизился, так как композитор не хотел подчиняться вкусам придворной знати, считавшей его музыку слишком серьезной и глубокой.
Слайд 18
Последним произведением Моцарта был Реквием, что от латинского означает «покой». Хоровое произведение траурного характера исполняется в церкви в память умершего. Таинственные обстоятельства заказа сочинения сильно поразили воображение уже больного в то время композитора. Незнакомый ему человек, одетый в черное, не захотел назвать своего имени. Впоследствии выяснилось, что это был слуга знатного вельможи, графа Вальзега. Граф хотел исполнить Реквием по случаю смерти своей жены, выдав его за собственное сочинение. Моцарт всего этого не знал. Ему казалось, что музыку он пишет на свою кончину.
В величественной и трогательной музыке композитор передал глубокое чувство любви к людям.
6) Слушание Лакримозы из Реквиема В.А. Моцарта в исполнении хора Турецкого (видео)
Создание Реквиема отняло у Моцарта последние силы. Он уже не мог присутствовать на представлении своей последней оперы «Волшебная флейта»
Слайд 19
Моцарт был похоронен в общей могиле для бедняков. Так печально закончилась жизнь великого австрийского композитора. Моцарт прожил 36 лет. За это время он создал около 50 симфоний. 19 опер, сонаты, квартеты, квинтеты, Реквием и другие произведения различных жанров.
Слайд 20
Вед.: Если вам понравилась история композитора Моцарта и вам не хочется расставаться с ним, то слушайте его музыку. Моцарт сказал: «Музыка – голос нашего сердца».
Тихо звучит музыка «Реквием по мечте»
Я слышу музыку повсюду:
Среди ветров, в бурленье вод.
С восходом солнца она будит, а на закате спать кладет.
Она идет со мной по лесу,
И через поле, где цветы,
Она под радужным навесом
Мелькнет, и прячется в пути.
Она как верная подруга,
Меня не бросит, не предаст.
Она и в дождь со мной, и всюду
И в праздник, и в тревожный час.
Ребята, когда вы вернетесь в свою школу, в свой класс, вы можете поделиться впечатлениями, поговорить о нашем мероприятии или нарисовать услышанную музыку. А сейчас подошло время расставаться. До новых встреч!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация и план-конспект урока "Звучит нестареющий Моцарт
Материал презентации может использоваться на уроке в 6 классе . Цель: Раскрыть образный и содержательный смысл творчества Моцарта и влияния его музыки на людей. Задачи: 1. Выделить основны...
Открытый урок "Звучит нестареющий Моцарт"
Методическая разработка Открытого урока "Звучит нестареющий Моцарт" с конспектом и презентацией...
2 класс "Нестареющий Моцарт"
Презентация к уроку музыки во 2 классе, содержит материал о композиторе В. А. Моцарте, так же дети знакомятся с такими его произведениями как 1 часть симфонии № 40, увертюра к опере "Свадьба Фигаро"В....
Викторина по теме "Звучит нестареющий Моцарт"
Викторина с тестовыми заданиями...
Архипова Н. И. 2 кл. "Звучит нестареющий Моцарт"
Урок музыки во 2-м классе, 4-я четверть...
МУЗЫКАЛЬНАЯ ГОСТИНАЯ «ЗВУЧИТ НЕСТАРЕЮЩИЙ МОЦАРТ»
МУЗЫКАЛЬНАЯ ГОСТИНАЯ «ЗВУЧИТ НЕСТАРЕЮЩИЙ МОЦАРТ»...
«Звучит нестареющий Моцарт». Симфония №40. Увертюра
Презентация к уроку музыки во 2 классе, содержит материал о композиторе В. А. Моцарте, так же дети знакомятся с такими его произведениями как 1 часть симфонии № 40, увертюра к опере "Свадьба Фига...