Рабочая программа элективного курса «Школа - резерв МЧС »
элективный курс (11 класс) по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_elektivnogo_kursa.docx | 29.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Бюджетное образовательное учреждение Омской области
"Многопрофильный образовательный центр развития одаренности № 117"
Рабочая программа элективного курса
«Школа - резерв МЧС »
Разработала: Замараева Елена Валерьевна
руководитель ДЮП,
учитель физической культуры,
первая квалификационная категория
Омск 2016 г
Пояснительная записка.
Программа «Школа - резерв МЧС» направленно на развитие чувства собственной безопасности и безопасности близких, формированию у подростков гражданской ответственности и правового воспитания и самосознания. Программа рассчитана на 68 часов и рассчитана для работы с детьми старшего возраста.
С развитием общества и изменениями, происходящими в его социальной жизни, возрастает роль образования и воспитания как фактора развития и становления личности. Расширяются функции образования и воспитания. Они охватывают все основные сферы жизнедеятельности человека. Среди них есть и такие сферы, состояние которых имеет высочайшую социальную значимость, поскольку представляют серьезную угрозу здоровью и самой жизни человека.
К ним следует отнести сложившееся весьма неблагополучное положение дел с обеспечением пожарной безопасности.
По всей стране и во всем мире от халатного отношения к требованиям пожарной безопасности ежегодно гибнет более 100 тысяч человек, в основном это дети до 10 лет, которые не могут адекватно оценить сложившеюся ситуацию, теряют контроль над собой и начинают паниковать, что приводит зачастую к гибели.
В условиях современной обстановки воспитание и обучение безопасному поведению в пожароопасной ситуации катастрофически отстает от реально необходимых требований.
Следствием отсутствия системы в работе с детьми является незнание ими правил пожарной безопасности и неумение ориентироваться в пожароопасной обстановке.
Правила пожарной безопасности (далее ППБ) не должны существовать самостоятельно, отдельно от образовательного и воспитательного процесса и отдельно от проблем общего комплекса обеспечения безопасности жизнедеятельности ребенка и защиты его прав.
Ситуация требует комплексного решения проблемы воспитания и обучения детей правилам пожарной безопасности. Одним из возможных и наиболее коротких путей, позволяющих избежать каких – либо формальных проволочек – использовать для этих целей имеющиеся потенциальные возможности дополнительного образования.
Как известно, познавательный интерес, присущий детям от природы, обязательными программами обучения в школе успешно затормаживается и даже уничтожается. При работе по дополнительным программам изучение материала носит неформальный характер, поэтому он ближе к природным основаниям развития детей.
По образовательной и воспитательной специфике процесс обучения и воспитания по дополнительным программам гораздо более близок к принципам развивающего обучения, чем это имеет место в школе. В учебном процессе приоритет переходит от дидактики к психологии. Достижения определенного уровня «знаний – умений – навыков» не столько сама цель учебного процесса, сколько средство развития личности ребенка и его способностей.
Все эти особенности образовательного и воспитательного процесса чрезвычайно важны и как нельзя более соответствуют специфике целей и задач обучения детей правилам личной и общественной безопасности.
Также немаловажно формирование у молодежи высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Знание и выполнение правил личной и общественной безопасности направленно на развитие личности, обладающей качествами гражданина-патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время. Системообразующим направлением в области воспитания патриотизма и гражданственности можно считать воспитание на боевых и трудовых традициях российского народа и его силовых структур.
Старшие школьники, стремятся к выработке собственных идеалов, определению жизненных целей, которые помогают найти место в жизни, выбрать профессию и реализовать себя как личность и индивидуальность. Основная масса современных юношей и девушек способна к глубокому освоению идеи гражданственности и политических демократических ценностей, отстаиванию своих убеждений, к самостоятельной оценке политической информации. Целью данной программы является также оказание помощи старшеклассникам в выборе профессии.
Основные аспекты программы:
В основу программы положены методические рекомендации по изучению с учащимися правил пожарной безопасности в общеобразовательных учреждениях. В процессе изучения программы «Школа - резерв МЧС » используются наглядные пособия, учебное оборудование. Для повышения эффективности образования старшеклассников по основам безопасности проводятся практические занятия с применением специальной системы упражнений и учебных заданий, разбором конкретных ситуаций, встреч со специалистами пожарной службы, посещение пожарных частей, центров противопожарной пропаганды, просмотр тематических учебных фильмов служб.
Эта программа имеет социально – педагогическую и воспитательную направленность, рассчитана на обучение детей правилам пожарной безопасности, так как дети - это одна из наименее защищенных от пожаров групп населения из-за отсутствия знаний и навыков в области пожарной безопасности.
Цель программы:
- формирование у старшеклассников правильного представления о профессии пожарного, спасателя и понимание необходимости соблюдения правил личной и общественной безопасности
Задачи программы:
- совершенствовать знания, умения и навыки детей по ППБ;
- формировать и воспитывать уважение к соблюдению ППБ;
- выработать у старшеклассников устойчивые навыки правильного применения знаний правил пожарной безопасности, понимание и контролирование процессов, происходящих в чрезвычайных ситуациях;
- воспитать законопослушных граждан;
- научить детей правильно оценивать ситуации и отрабатывать навык грамотного поведения при их возникновении:
По прохождении программы «Школа - резерв МЧС »
старшеклассник должен знать:
- основные правила пожарной безопасности;
- средства пожаротушения;
- основные причины пожаров;
- историю развития пожарного дела;
- основные аспекты работы пожарных, их профессиональные действия, взаимосвязь пожарных подразделений (диспетчер-пожарный расчет), служб спасения «01», «02», «03», «04».
Уметь:
- правильно оценивать пожароопасную ситуацию;
- соблюдать правила пожарной безопасности;
- пользоваться первичными средствами пожаротушения;
- оказывать первую доврачебную помощь пострадавшим в экстремальных ситуациях;
Содержание курса
№ п/п | Наименование темы | Кол-во часов | Перечень основных вопросов изучаемых на занятиях |
1. | Введение. | 1 | Безопасность. Жизнедеятельность. Среда обитания. |
2. | Изучение основных документов по пожарной безопасности. | 1 | ФЗ-69 от 26.12.1994 года «О пожарной безопасности». Правила Противопожарного режима в Российской федерации; ФЗ-123 от 22.07.2008 года «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности». |
Единая система предупреждения и ликвидации ЧС (РСЧС). Законодательство РФ по обеспечению безопасности. Основные документы в области гражданской обороны и в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций | 1 | РСЧС. Координационный орган единой системы. Органы управления единой системы. Положения Конституции РФ. ФЗ-28 от 12.02.1998 года «О гражданской обороне». ФЗ-68 от 21.12.1994 года «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». | |
2. | История развития пожарной охраны в России и Омской области. | 2 | Пожарная охрана России и Омской области, история её возникновения и развития. Значение пожарной охраны в жизни страны и каждого гражданина. Оперативная обстановка с пожарами в мире, стране и в городе. Посещение центра противопожарной пропаганды и общественных связей ГУ МЧС России по Омской области (г. Омск, ул. Интернациональная, 41). |
3. | Гражданская оборона, основные цели и задачи. | 2 | Гражданская оборона – составная часть системы обороноспособности страны. История создания. Структура ГО. Основные задачи |
4. | Оповещение и информирование населения об опасностях, возникающих в ЧС военного и мирного времени. | 2 | Территориальные системы централизованного оповещения. Сигнал «Внимание всем». Просмотр фильма. |
5. | Организация инженерной защиты населения от поражающих факторов при ЧС военного и мирного времени. | 2 | Защитные сооружения. Убежища. ПРУ. Коэффициент защиты сооружений. Ознакомление с перечнем существующих защитных сооружений на территории города Омска. Посещение одного из защитных сооружений предприятий г. Омска( по договоренности) |
6. | Организация проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в зоне ЧС. | 2 | Аварийно-спасательные работы. Неотложные работы. Проведение мероприятий медицинской защиты. Посещение аварийно-спасательной службы города Омска (г. Омск, ул. Тимуровский проезд, 2) |
7. | Средства индивидуальной защиты. | 2 | СИЗ. Фильтрующие противогазы. ГП-5, ГП-7. Производственная спецодежда. АИ-2,4. ИПП-8. .................................... |
8. | Травмы, полученные при пожарах, отравлениях, отморожении, тепловом и солнечном ударах, ожогах, авариях. | 6 | Оказание первой медицинской помощи при кровотечениях и переломах. Ожоги. Отравление угарным газом. Поражение электрическим током. Четыре степени отморожений. Тепловой удар. Солнечный удар. Ожоги, ожоговый шок. Первая помощь. Десмургия. Антисептика. Асептика. Обучение реанимационным действиям на манекене-тренажере сердечно - легочной и мозговой реанимации. Посещение БУЗОО «Территориальный центр медицины катастроф» (г. Омск, ул. 22 Партсъезда, 98 корп.2) |
9. | Строевая подготовка и пожарно-прикладной спорт. | 10 | Строевая подготовка. История возникновения пожарно-прикладного спорта. Показательные выступления спортсменов. Прохождение этапов : башни и 100 м полосы с препятствиями. Сдача нормативов. Участие в соревнованиях. Испытательный учебно-тренировочный полигон ФПС МЧС России по Омской области(спортивный манеж). Остановка ДСК-2 (ул. 2-я Солнечная 48) |
10. | Классификация пожаров. Виды пожаров и их причины возникновения. Действия и правила поведения при пожаре. | 5 | Стадии развития пожара и условия, способствующие его распространению. Последствия пожаров. Способы и приемы тушения огня. Характеристика основных огнетушащих веществ. Техника, используемая для тушения пожаров. Способы эвакуации населения Правила вызова пожарных и сообщения о пожаре. Способы эвакуации из помещения. План эвакуации детей при пожаре. Эвакуационные выходы. Требования пожарной безопасности к путям эвакуации и эвакуационным выходам. Просмотр фильма. |
Первичные средства пожаротушения. Правила пользования первичными средствами пожаротушения. Системы противопожарной защиты. | 3 | Пожарные щиты, их назначение. Внутренний противопожарный водопровод. Наружный противопожарный водопровод. Пожарные водоемы. Типы систем автоматической пожарной сигнализации. Система оповещения о пожаре. Просмотр фильма. | |
Работа пожарного расчета и пожарных. | 8 | Боевая одежда пожарных. Боевая техника пожарных. Ручной пожарный инструмент, его виды и назначение. Аварийно-спасательное оборудование. Подсобные средства тушения пожара. Пожарный топор. Пожарный лом. Пожарный багор. Пожарный крюк. Прокладка рукавной линии. ( работа со стволом, сбивание мишеней) Посещение 6ПЧ ФГКУ «4ОФПС по Омской области» (г. Омск, ул. 20-го Партсъезда, 37) | |
12. | Виды и назначение огнетушителей. | 4 | Правила эксплуатации огнетушителей. Огнетушители: виды, применение и принцип действия. Посещение цеха перезарядки огнетушителей ОООООО ВДПО (г. Омск, ул. 2-ая Солнечная 46) |
13. | Знаки пожарной безопасности. | 1 | Знаки для использования на путях эвакуации. |
14. | Чрезвычайные ситуации мирного времени природного и техногенного характера. | 2 | Техногенные аварии. Промышленные взрывы. Пожары на промышленных объектах. Аварии с выбросом вредных веществ. |
16. | Стихийные явления и бедствия. | 2 | Землетрясения. Вулканические извержения. Сели. Оползни. Наводнения. |
17. | Технические средства предотвращения техногенных аварий. | 2 | Средства взрывозащиты. Предохранительные устройства. |
18. | Чрезвычайные ситуации военного времени. | 2 | Общие сведения о средствах поражения. Ядерное оружие. Химическое оружие. Бактериологическое оружие. Общие сведения о средствах поражения |
19. | Охрана окружающей среды. | 2 | Законодательство об охране окружающей среды. Защита в ЧС. |
20. | Ознакомление с учебными заведениями МЧС России | 1 | Основные требования для абитуриентов учебных заведений МЧС |
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ
После изучения программы учащиеся должны:
ЗНАТЬ:
1.Основные причины пожаров в жилом доме.
2.Правила сообщения о пожаре и вызова пожарных.
- Сведения о подсобных средствах тушения пожара.
4. Правила пожарной безопасности в общественных местах.
- Виды травм, полученных при пожаре.
- Знаки пожарной безопасности.
- Как применяется пожарная техника и ПТВ.
УМЕТЬ:
- Эвакуироваться из здания школы.
- Пользоваться всеми видами огнетушителей.
- Уметь оказывать посильную первую медицинскую помощь при травмах, полученных во время пожара.
5. Развивать познавательный интерес учащихся в процессе организации встреч с работниками пожарной охраны.
Ожидаемые результаты:
- Научить сознательно выполнять в школе, на улице, дома правила пожарной безопасности;
- развитие у детей навыков правильного и осторожного обращения с огнём;
- будут созданы условия для социализации личности ребёнка, его самореализации;
- успешная организация поможет поступить в учреждения связанные с пожарно-спасательным делом.
Публикации в изданиях, рекомендованных ВАК
1. Скрипник, Л.Ю. Программа профильного лагеря "Юные пожарные": из опыта работы [Текст] /Л.Ю. Скрипник // Воспитание школьников. - 2009. - №5. С.44-48
2. Скрипник, Л.Ю. Исторические аспекты развития отечественного образования в области пожарной безопасности [Текст] / Е.И.Торохова, Л.Ю.Скрипник // Военно-исторический журнал. – 2009 - № 9. С. 74-76
3. Скрипник, Л.Ю. Пожарная безопасность: образовательные проекты [Текст] / Л.Ю. Скрипник, Л.В. Эюбова. // Народное образование. – 2010 - №3. С. 150-153
4. Скрипник, Л.Ю. Дружины юных пожарных [Текст] / Л.Ю. Скрипник, Л.В. Эюбова // Народное образование. – 2010 - №3. С. 185- 186
5. Алтунина А.Т. Гражданская оборона / под ред. генерала армии – М.: Воениздат, 1982.
6. Справочные данные о ЧС природного, техногенного и экологического происхождения. – Ч. 2. – М.: МЧС, 1995.
7. А. Бондаренко. Чрезвычайные ситуации и защита от них / . -.М. 1998.
8. Теребнев В.В., Артемьев Н.С., Шадрин К.В. Основы пожарного дела. - М.: Центр Пропаганды, 2006.
9. Собурь С.В. Пожарная безопасность общественных и жилых зданий/Справочник/Под ред. д.т.п., профессора Е.А. Мешалкина. - М.: Академия ГПС, 2003. - 228 с. (серия "Библиотека нормативно-технического работника"). ISBN 5-922900-31-5
10. Степанов К.Н., Повзик Я.С., Рыбкин И.В. Справочник: Пожарная техника. К.Н. Степанов, Я.С. Повзик, И.В. Рыбкин Справочник: М.: ЗАО "Спецтехника", 2003, 400 с.
11. Пожарно-техническое вооружение. Учебное пособие для пожарно-технических училищ.М., Стройиздат, 1974, 372 с. с ил. На обороте тит. л. авт.: Н.А. Минаев, М.Н. Исаев, А.Ф. Иванов и др.
12. Подготовка спасателей-пожарных. Пожарно-профилактическая подготовка. - Теребнев В.В., Шадрин К.В., Москва, 2008
13.История пожарной охраны : курс лекций. МВД РФ; Академия Государственной противопожарной службы; под ред. В. А. Абрамова. - М. : Академия ГПС, 2001. - 152 с. ;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая тетрадь элективного курса "Школа увлекательных проектов"
Элктивный курс экологической тематики для 5-7 классов. Удостоен диплома 3 степени Республиканского конкурса "Инноватика в образовании"...
Учебная программа элективного курса "Школа увлекательных проектов"
Описание и программа элективного курса для 5-7 классов....
программа элективного курса "Школа юного исследователя"
Программа дает возможность обучающимся осознать свою значимость, свою принадлежность к большой науке, она знакомит их с методами научной и творческой работы, развивает познавательный интерес, любозна...
Рабочая программа развивающего курса «Школа памяти:Мнемотехника»
Программа факультатива для развития метапредметных умений таких как память и творческое мышление в рамках дополнительного образования...
Реализация программы элективного курса "Школа дизайна" посредством творческого проектирования
В данном материале обобщен опыт реализации программы элективного курса "Школа дизайна"...
Рабочая программа элективного курса "Школа будущего журналиста"
Формирование и развитие у учащихся литературных, творческих способностей, практической ориентации, коммуникативных навыков, необходимых для продолжения образования в соответствующей сфере профессионал...