Рабочая программа элективного курса «Школа - резерв МЧС »
элективный курс (11 класс) по теме

Замараева Елена Валерьевна
 
 
Программа  «Школа - резерв МЧС» направленно на развитие чувства собственной безопасности и безопасности близких, формированию у подростков гражданской ответственности и правового воспитания и самосознания. Программа рассчитана на 68 часов и рассчитана для работы с детьми старшего возраста. 
 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_elektivnogo_kursa.docx29.69 КБ

Предварительный просмотр:

Бюджетное образовательное учреждение Омской области

"Многопрофильный образовательный центр развития одаренности № 117"

Рабочая программа элективного курса

 «Школа - резерв МЧС »

Разработала: Замараева Елена Валерьевна

руководитель ДЮП,

 учитель физической культуры,

 первая квалификационная категория

Омск  2016 г

Пояснительная записка.

 

Программа  «Школа - резерв МЧС» направленно на развитие чувства собственной безопасности и безопасности близких, формированию у подростков гражданской ответственности и правового воспитания и самосознания. Программа рассчитана на 68 часов и рассчитана для работы с детьми старшего возраста.

     С развитием общества и изменениями, происходящими в его социальной жизни, возрастает роль образования и воспитания как фактора развития и становления личности. Расширяются функции образования и воспитания. Они охватывают все основные сферы жизнедеятельности человека. Среди них есть и такие сферы, состояние которых имеет высочайшую социальную значимость, поскольку представляют серьезную угрозу здоровью и самой жизни человека.

    К ним следует отнести сложившееся весьма неблагополучное положение дел с обеспечением пожарной безопасности.

    По всей стране и во всем мире от халатного отношения к требованиям пожарной безопасности ежегодно гибнет более 100 тысяч человек, в основном это дети до 10 лет, которые не могут адекватно оценить сложившеюся ситуацию, теряют контроль над собой и начинают паниковать, что приводит зачастую к гибели.

    В условиях современной  обстановки воспитание и обучение безопасному поведению в пожароопасной ситуации катастрофически отстает от реально необходимых требований.

    Следствием отсутствия системы в работе с детьми является незнание ими правил пожарной безопасности и неумение ориентироваться в пожароопасной обстановке.

    Правила пожарной безопасности (далее ППБ) не должны существовать самостоятельно, отдельно от образовательного и воспитательного процесса и отдельно от проблем общего комплекса обеспечения безопасности жизнедеятельности ребенка и защиты его прав.

    Ситуация требует комплексного решения проблемы воспитания и обучения детей правилам пожарной безопасности. Одним из возможных и наиболее коротких путей, позволяющих избежать каких – либо формальных проволочек – использовать для этих целей имеющиеся потенциальные возможности дополнительного образования.

    Как известно, познавательный интерес, присущий детям от природы, обязательными программами обучения в школе успешно затормаживается и даже уничтожается. При работе по дополнительным программам изучение материала носит неформальный характер, поэтому он ближе к природным основаниям развития детей.

     По образовательной и воспитательной специфике процесс обучения и воспитания по дополнительным программам гораздо более близок к принципам развивающего обучения, чем это имеет место в школе. В учебном процессе  приоритет переходит от дидактики к психологии. Достижения определенного уровня «знаний – умений – навыков»   не столько сама цель учебного процесса, сколько средство развития личности ребенка и его способностей.

     Все эти особенности образовательного и воспитательного процесса чрезвычайно важны и как нельзя более соответствуют специфике целей и задач обучения детей правилам личной и общественной  безопасности.

    Также немаловажно формирование у молодежи высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Знание и выполнение правил личной и общественной  безопасности направленно на развитие личности, обладающей качествами гражданина-патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время. Системообразующим направлением в области воспитания патриотизма и гражданственности можно считать воспитание на боевых и трудовых традициях российского народа и его силовых структур.  

     Старшие школьники, стремятся к выработке собственных идеалов, определению жизненных целей, которые помогают найти место в жизни, выбрать профессию и реализовать себя как личность и индивидуальность. Основная масса современных юношей и девушек способна к глубокому освоению идеи гражданственности и политических демократических ценностей, отстаиванию своих убеждений, к самостоятельной оценке политической информации. Целью данной программы является также оказание помощи старшеклассникам в выборе профессии.

Основные аспекты программы:

     В основу программы положены методические рекомендации по изучению с учащимися правил пожарной безопасности в общеобразовательных учреждениях.     В процессе изучения программы «Школа - резерв МЧС » используются наглядные пособия, учебное оборудование. Для повышения эффективности образования старшеклассников по основам безопасности проводятся практические занятия с применением специальной системы упражнений и учебных заданий, разбором конкретных ситуаций, встреч со специалистами пожарной службы, посещение пожарных частей, центров противопожарной пропаганды, просмотр тематических учебных фильмов служб.

         Эта программа имеет социально – педагогическую и воспитательную направленность, рассчитана на обучение детей правилам пожарной безопасности, так как дети - это одна из наименее защищенных от пожаров групп населения из-за отсутствия знаний и навыков в области пожарной безопасности.

Цель программы: 

- формирование у старшеклассников правильного представления о профессии пожарного, спасателя и понимание необходимости соблюдения правил личной и общественной безопасности

            Задачи программы:

- совершенствовать знания, умения и навыки детей по ППБ;

- формировать и воспитывать уважение к соблюдению ППБ;

- выработать у старшеклассников устойчивые навыки правильного применения знаний  правил пожарной безопасности, понимание и контролирование  процессов, происходящих в чрезвычайных ситуациях;

- воспитать законопослушных граждан;

- научить детей правильно оценивать ситуации и отрабатывать навык грамотного поведения при их возникновении:

По прохождении программы «Школа - резерв МЧС »

 старшеклассник должен знать:

- основные правила пожарной безопасности;

- средства пожаротушения;

- основные причины пожаров;

- историю развития пожарного дела;

- основные аспекты работы пожарных, их профессиональные действия, взаимосвязь пожарных подразделений (диспетчер-пожарный расчет), служб спасения «01», «02», «03», «04».

Уметь:

- правильно оценивать пожароопасную ситуацию;

- соблюдать правила пожарной безопасности;

- пользоваться первичными средствами пожаротушения;

- оказывать первую доврачебную помощь пострадавшим в экстремальных ситуациях;

Содержание курса

№ п/п

Наименование темы

Кол-во часов

Перечень основных вопросов изучаемых на занятиях

1.

Введение.

1

 Безопасность. Жизнедеятельность. Среда обитания.

2.

Изучение основных документов по пожарной безопасности.

1

ФЗ-69 от 26.12.1994 года «О пожарной безопасности».

Правила Противопожарного режима в Российской федерации;

ФЗ-123 от 22.07.2008 года «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».

Единая система предупреждения и ликвидации ЧС (РСЧС).

Законодательство РФ по обеспечению безопасности. Основные документы в области  гражданской обороны                    и в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

1

РСЧС. Координационный орган единой системы.  

Органы управления единой системы.

Положения Конституции РФ.                              ФЗ-28 от 12.02.1998 года                                  «О гражданской обороне».

ФЗ-68 от 21.12.1994 года «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

2.

История развития пожарной охраны                          в России и Омской области.

2

Пожарная охрана России и Омской области, история её возникновения и развития.

Значение пожарной охраны в жизни страны и каждого гражданина. Оперативная обстановка с пожарами в мире, стране и в городе.

Посещение центра противопожарной пропаганды и общественных связей ГУ МЧС России по Омской области               (г. Омск, ул. Интернациональная, 41).

3.

Гражданская оборона, основные цели и задачи.

2

Гражданская оборона  – составная часть системы обороноспособности страны.  

История создания.

Структура ГО.

Основные задачи

4.

Оповещение и информирование населения об опасностях, возникающих в ЧС военного и мирного времени.

2

Территориальные  системы централизованного оповещения. Сигнал «Внимание всем».

Просмотр фильма.

5.

Организация инженерной защиты населения от поражающих факторов при ЧС военного и мирного времени.

2

Защитные сооружения.

Убежища. 

ПРУ. Коэффициент защиты сооружений.

Ознакомление с перечнем существующих защитных сооружений на территории города Омска.

Посещение одного из защитных сооружений предприятий г. Омска( по договоренности)

6.

Организация проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в зоне ЧС.

2

Аварийно-спасательные работы. Неотложные работы.

Проведение мероприятий медицинской защиты.

Посещение аварийно-спасательной службы города Омска                             (г. Омск, ул. Тимуровский проезд, 2)

7.

Средства индивидуальной защиты.

2

СИЗ. Фильтрующие противогазы.                    ГП-5, ГП-7. Производственная спецодежда. АИ-2,4. ИПП-8.

....................................

8.

Травмы, полученные при пожарах, отравлениях, отморожении, тепловом и солнечном ударах, ожогах, авариях.

6

Оказание первой медицинской помощи при кровотечениях и переломах. Ожоги. Отравление угарным газом.

Поражение электрическим током. Четыре степени отморожений. Тепловой удар. Солнечный удар. Ожоги, ожоговый шок.

Первая помощь. Десмургия. Антисептика. Асептика. Обучение реанимационным действиям на манекене-тренажере сердечно - легочной и мозговой реанимации.

Посещение БУЗОО «Территориальный центр медицины катастроф»                                                     (г. Омск, ул. 22 Партсъезда, 98 корп.2)

9.

Строевая подготовка и пожарно-прикладной спорт.

10

Строевая подготовка. История возникновения пожарно-прикладного спорта. Показательные выступления спортсменов. Прохождение этапов : башни и 100 м полосы с препятствиями.  Сдача  нормативов.

Участие в соревнованиях.

Испытательный учебно-тренировочный полигон ФПС МЧС России по Омской области(спортивный манеж). Остановка ДСК-2 (ул. 2-я Солнечная 48)

10.

Классификация пожаров.

Виды пожаров и их причины возникновения.

Действия и правила поведения при пожаре.

5

Стадии развития пожара и условия, способствующие его распространению. Последствия пожаров.

Способы и приемы тушения огня. Характеристика основных огнетушащих веществ.

Техника, используемая для тушения пожаров.

Способы эвакуации населения

Правила вызова пожарных и сообщения о пожаре.                              Способы эвакуации из помещения. План эвакуации детей при пожаре. Эвакуационные выходы.                      Требования пожарной безопасности к путям эвакуации и эвакуационным выходам.

Просмотр фильма.

Первичные средства пожаротушения. Правила пользования первичными средствами пожаротушения.

Системы противопожарной защиты.

3

Пожарные щиты, их назначение. Внутренний противопожарный водопровод. Наружный противопожарный водопровод.  Пожарные водоемы.

Типы систем автоматической пожарной сигнализации.

Система оповещения о пожаре.

Просмотр фильма.

Работа пожарного расчета и пожарных.

8

Боевая одежда пожарных.

Боевая техника пожарных. 

Ручной пожарный инструмент, его виды и назначение. Аварийно-спасательное оборудование.

Подсобные средства тушения пожара. Пожарный топор. Пожарный лом. Пожарный багор. Пожарный крюк.

Прокладка рукавной линии. ( работа со стволом, сбивание мишеней)

Посещение 6ПЧ ФГКУ «4ОФПС по Омской области»                                                (г. Омск, ул. 20-го Партсъезда, 37)

12.

Виды и назначение огнетушителей.

4

 Правила эксплуатации огнетушителей. 

Огнетушители: виды, применение и принцип действия.

Посещение цеха перезарядки огнетушителей ОООООО ВДПО                                                     (г. Омск, ул. 2-ая Солнечная 46)

13.

Знаки пожарной безопасности.

1

Знаки для использования на путях эвакуации.

14.

Чрезвычайные ситуации мирного времени природного и техногенного характера.

2

Техногенные аварии.

Промышленные взрывы.

Пожары на промышленных объектах. Аварии с выбросом вредных веществ.

16.

Стихийные явления и бедствия.

2

Землетрясения.

Вулканические извержения.

Сели. Оползни. Наводнения.

17.

Технические средства предотвращения техногенных аварий.

2

Средства взрывозащиты. Предохранительные устройства.

18.

Чрезвычайные ситуации военного времени.

2

Общие сведения о средствах поражения. Ядерное оружие. Химическое оружие. Бактериологическое оружие. Общие сведения о средствах поражения

19.

Охрана окружающей среды.

2

Законодательство об охране окружающей среды. Защита в ЧС.

20.

Ознакомление                             с учебными заведениями  МЧС России

1

Основные требования для абитуриентов учебных заведений МЧС

КРИТЕРИИ  ОЦЕНКИ

                        После изучения программы учащиеся должны:

ЗНАТЬ:

1.Основные причины пожаров в жилом доме.

2.Правила сообщения о пожаре и вызова пожарных.

  1.  Сведения о подсобных средствах тушения пожара.

4. Правила пожарной безопасности в общественных местах.

  1.  Виды травм, полученных при пожаре.
  2.  Знаки пожарной безопасности.
  3. Как применяется пожарная техника и ПТВ.

УМЕТЬ:

  1. Эвакуироваться из здания школы.
  2. Пользоваться всеми видами огнетушителей.
  3. Уметь оказывать посильную первую медицинскую помощь при травмах, полученных во время пожара.

5.  Развивать познавательный интерес учащихся в процессе организации встреч с работниками пожарной охраны.

Ожидаемые результаты:

  • Научить сознательно  выполнять в школе, на улице,  дома правила пожарной безопасности;
  • развитие у детей навыков правильного и осторожного обращения с огнём;
  • будут созданы условия для социализации личности ребёнка, его самореализации;
  • успешная организация поможет поступить в учреждения связанные с пожарно-спасательным делом.

Публикации в изданиях, рекомендованных ВАК

1. Скрипник, Л.Ю. Программа профильного лагеря "Юные пожарные": из опыта работы [Текст] /Л.Ю. Скрипник // Воспитание школьников. - 2009. - №5. С.44-48

2. Скрипник, Л.Ю. Исторические аспекты развития отечественного образования в области пожарной безопасности [Текст] / Е.И.Торохова, Л.Ю.Скрипник // Военно-исторический журнал. – 2009 - № 9. С. 74-76

3. Скрипник, Л.Ю. Пожарная безопасность: образовательные проекты [Текст] / Л.Ю. Скрипник, Л.В. Эюбова. // Народное образование. – 2010 - №3. С. 150-153

4. Скрипник, Л.Ю. Дружины юных пожарных [Текст] / Л.Ю. Скрипник, Л.В. Эюбова // Народное образование. – 2010 - №3. С. 185- 186

5. Алтунина А.Т. Гражданская оборона / под ред. генерала армии – М.: Воениздат, 1982. 

6. Справочные данные о ЧС природного, техногенного и экологического происхождения. – Ч. 2. – М.: МЧС, 1995.

 7. А. Бондаренко. Чрезвычайные ситуации и защита от них /  . -.М. 1998.

8. Теребнев В.В., Артемьев Н.С., Шадрин К.В. Основы пожарного дела. - М.: Центр Пропаганды, 2006.

9. Собурь С.В. Пожарная безопасность общественных и жилых зданий/Справочник/Под ред. д.т.п., профессора Е.А. Мешалкина. - М.: Академия ГПС, 2003. - 228 с. (серия "Библиотека нормативно-технического работника"). ISBN 5-922900-31-5

10. Степанов К.Н., Повзик Я.С., Рыбкин И.В. Справочник: Пожарная техника. К.Н. Степанов, Я.С. Повзик, И.В. Рыбкин Справочник: М.: ЗАО "Спецтехника", 2003, 400 с.

11. Пожарно-техническое вооружение. Учебное пособие для пожарно-технических училищ.М., Стройиздат, 1974, 372 с. с ил. На обороте тит. л. авт.: Н.А. Минаев, М.Н. Исаев, А.Ф. Иванов и др.

12. Подготовка спасателей-пожарных. Пожарно-профилактическая подготовка. - Теребнев В.В., Шадрин К.В., Москва, 2008

13.История пожарной охраны : курс лекций. МВД РФ; Академия Государственной противопожарной службы; под ред. В. А. Абрамова. - М. : Академия ГПС, 2001. - 152 с. ;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая тетрадь элективного курса "Школа увлекательных проектов"

Элктивный курс экологической тематики для 5-7 классов. Удостоен диплома 3 степени Республиканского конкурса "Инноватика в образовании"...

Учебная программа элективного курса "Школа увлекательных проектов"

Описание и программа элективного курса для 5-7 классов....

программа элективного курса "Школа юного исследователя"

 Программа дает возможность обучающимся осознать свою значимость, свою принадлежность к большой науке, она знакомит их с методами научной и творческой работы, развивает познавательный интерес, любозна...

Рабочая программа развивающего курса «Школа памяти:Мнемотехника»

Программа факультатива для развития метапредметных умений таких как память и творческое мышление в рамках дополнительного образования...

Реализация программы элективного курса "Школа дизайна" посредством творческого проектирования

В данном материале обобщен опыт реализации программы элективного курса "Школа дизайна"...

Рабочая программа элективного курса "Школа будущего журналиста"

Формирование и развитие у учащихся литературных, творческих способностей, практической ориентации, коммуникативных навыков, необходимых для продолжения образования в соответствующей сфере профессионал...

Рабочая программа Элективного курса «Школа лидера»

Рабочая программа Элективного курса«Школа лидера»...