Рабочая программа развивающего курса «Школа памяти:Мнемотехника»
рабочая программа на тему
Программа факультатива для развития метапредметных умений таких как память и творческое мышление в рамках дополнительного образования
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prilozhenie5_rabochaya_programma_shkola_pamyati.doc | 415 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №9 города Коврова
РАССМОТРЕНО на заседании УМК: протокол №, от « » __________ 2014г Зав. кафедрой ___________________ | СОГЛАСОВАНО: Заместитель директора по УР: -------------------------------------- | УТВЕРЖДАЮ: приказ № от « » ___________ 2014г Директор МБОУ СОШ № 9 _______________________ |
Рабочая программа развивающего курса
«Школа памяти:Мнемотехника»
Автор: учитель математики
Жукова Марина Валентиновна
Ковров 2014-2015 год
Пояснительная записка
Актуальность проблемы развития памяти у школьников связана не только с тем, что мнемические процессы (процессы запоминания) это одни из важнейших процессов человеческой психики, но и с тем, что в современном обществе происходит информационный «бум»: количество радиостанций, телеканалов, газет увеличилось в численном и качественном объеме. Соответственно, увеличилась нагрузка на процессы запоминания информации, сохранения и воспроизведения той или иной информации. Это должно учитываться при организации учебной деятельности. Одной из часто встречающейся причиной низкой обучаемости и успеваемости школьников является слабое развитие памяти, т.е. плохое запоминание учебного материала. Существенную отрицательную роль в отставании мнемической деятельности школьников, по мнению А.А.Смирнова, играет неумение построить способ эффективного осмысленного запоминания. Поэтому формирование таких способов должно осуществляться еще в школьном возрасте, а в рамках первых трех классах школы следует обратить на них особое внимание, предприняв максимум усилий для того, чтобы они как можно скорее были сформированы у детей. От знания этих приемов и успешного овладения ими зависит успех учебной деятельности и общий уровень психического развития ребенка.
Развитие памяти у школьников повышает функциональную и общую грамотность. Школьники с хорошо развитой памятью быстрее читают, повышая тем самым свой уровень знаний и успеваемость. Так же у них хорошо развиты творческие способности, они показывают более высокий уровень интеллекта. Отметим, что проблемы развития памяти всегда волновали человечество. Сегодня, когда человечество достигает все новых и новых вершин в образовательном и информационном пространстве нагрузка на мозг человека возрастает, и следовательно, мнемические процессы приобретают важное значение в психическом развитии индивида.
Цели программы:
- Развитие памяти обучаемых путем формирования у них специальных приёмов и навыков запоминания информации различного рода (числовой, текстовой, запоминание формул, исторических дат, имён собственных, иностранных слов и т.д.)
- Развитие творческих способностей учащихся.
Задачи программы:
·
- Развивать возможности памяти, воображения, логического и творческого мышления каждого ребенка
- изучить науку «Мнемотехника», применять основные её методы при развитии памяти
- воспитывать гармонически развитую личность в процессе сотворчества и сотрудничества
- популяризация приобретённых знаний
- создание банка мнемотехнических приемов (приёмов запоминания информации)
- Формировать коллектив
Занятия в кружке затрагивают многие образовательные области такие как, словесность, искусство, культурная антропология, духовная антропология, социальная практика, физическая антропология, математика, естествознание.
Возраст детей: 1-ый год обучения – 10-11 лет.
Вид детской группы – профильная, постоянная, свободный набор детей.
Основные формы работы:
- 1. Мастер – классы – это занятия, где с помощью различных интерактивных средств с применением приемов мнемотехники проходит изучение основ процессов памяти, её тренировки и развития.
- 2. Игровые занятия – занятия, проводимые в игровой форме.
- 3. Индивидуальные занятия – беседы, консультации.
- 4. Показ собственных мастер-классов – публичные выступления обучаемых с целью демонстрации собственных достижений.
Различные формы работы направлены на сплочение ребят в один дружный, работоспособный творческий коллектив, что предполагает разно уровневое общение в атмосфере творчества.
Результатом данной программы является развитие у обучаемых , наряду с памятью, таких важных качеств личности, как внимание, мышление, воображение, творческие способности. И как следствие формирование полноценной, всесторонне развитой личности.
Программа кружка рассчитана на 35 недель с учётом занятий 1 час в неделю итого 35 часов в год.
Ожидаемые результаты:
Развитие памяти способствует развитию внимания, мышления, воображения, творческой деятельности, защищает мозг от возрастных изменений.
- Внимание. Необходимость контролировать ход своих мыслей, постоянная концентрация на объектах запоминания приводит к улучшению внимания. В результате человеку становится легче сосредоточиваться на текущих делах и проблемах, его жизнь становится гораздо организованнее, меньше подверженной влиянию помех.
- Мышление. Развитие памяти улучшает и мышление за счет того, что постоянно приходится работать с мысленными объектами, придумывать связывающие их ассоциации. В результате развивается ассоциативное мышление - ответственное за обобщение и абстракцию и наглядно-образное - использование которого помогает целостному восприятию реальности и интуитивному решению проблем. Ну и, разумеется, просто сама способность к запоминанию помогает мышлению. Если все необходимые факты оказываются под рукой, то в процессе мышления оказывается меньше необходимости задерживаться на решении второстепенных проблем, по получению необходимой информации. Не секрет, что пока найдёшь нужную информацию, забудешь зачем она нужна. Особенно если ищешь её с помощью интернета - попутно попадается столько интересного, что процесс поиска оказывается “важнее” результата и когда найдёшь искомое, уже забываешь с чего же всё начиналось.
- Воображение и творческая деятельность. Ассоциации, придумываемые мнемонистом, часто необычны и абсурдны. Связывая объекты приходится создавать невероятное. Уже через некоторое время после начала занятий можно заметить, что при решении своих проблем начинаешь использовать методы, раньше казавшиеся слишком нестандартными. А неразрешимые проблемы вдруг получают простое и элегантное решение.
- Защита мозга человека от возрастных изменений. То, что мы не используем, мы теряем. Это хорошо видно на примере физических способностей человека. В какой бы хорошей физической форме вы не находились если вести малоподвижный образ жизни, не давать своему организму физической нагрузки, то через некоторое время мышцы атрофируются и станут дряблыми, появится одышка, и куча других проблем связанных с сердцем, давлением и т.д. Если же вести активный образ жизни, совершать длительные прогулки, посещать в бассейн или тренажерный зал, то проблем со здоровьем можно избежать. То же самое относится и к ментальным возможностям организма. Широко распространено мнение, что с возрастом умственные способности человека ухудшаются. Как показывают исследования часто, действительно, так и происходит. Но ухудшение способностей человека не является таким уж необратимым. Если продолжать использовать свой мозг, давать ему нагрузку, то его состояние как минимум не будет ухудшаться. Ухудшению способностей мозга можно воспрепятствовать, решая кроссворды или логические задачи. Выполняя упражнения по развитию памяти также можно воспрепятствовать ухудшению умственных способностей - памяти, концентрации внимания, мышления и пр.
Как видим, развитие памяти помогает не только памяти, но и способствует гармоничному развитию других способностей человека.
Учебно – тематический план кружка «Школа памяти»
№ п/п | Тема раздела (занятия) | Дата | Кол-во часов | ||||
теория | практика | всего | |||||
I | Введение | 2ч. | 2 ч. | ||||
1 | Вводное занятие «Что такое память? Особенности человеческого мозга» | 1 ч. | |||||
2 | Наука «Мнемотехника». Её цели и приёмы. Игра «Открытки». | 1 ч. | |||||
II | Приёмы запоминания «Ассоциация» | 3ч. | 3ч. | ||||
3 | Создание ассоциативных образов для запоминания. Групповая игра ассоциация «Придумай себе образ» Приём «Я беру с собой в поход» - для запоминания имён, отчеств, фамилий. | П 1ч. | |||||
4 | Приём «рассказ» или «весёлая история» - для запоминания картинок. Запоминание длинных последовательностей изображений в определенном порядке. | П1 ч | |||||
5 | Приём «Цепочка» - для запоминания слов. «Последовательное соединение образов» -т.е.запоминания длинного списка несвязанных между собой слов. | П1 ч | |||||
III | Приём «Интерьер» - для запоминания слов в определённой последовательности под заданными номерами. | Т 1 ч. | П 1Ч. | 2Ч. | |||
6 | Изучение приема «Интерьер» | Т 1 ч. | |||||
7 | Запоминание последовательности слов с помощью приёма «Интерьер». | П 1 ч. | |||||
IV | Цифро-образы | Т. 1ч. | П. 1ч. | 2ч. | |||
8 | Цифро - образы. Запоминание числовой информации на основе цифро-образов. | Т 1 ч. | |||||
9 | Практические занятия – запоминание числового ряда, состоящего из 20-ти и более цифр. | П 1 ч | |||||
V | Приём «Календарик» (Запоминание дат календаря) | Т 1 ч | П 1ч. | 2ч. | |||
10 | Кодирование месяцев года в ассоциативные образы. | Т 1 ч. | |||||
11 | Кодирование и запоминание дат календаря на 2014 год. Приём «Календарик». | П 1 ч | |||||
VI | Повторение пройденного материала. | П 2 ч | 2ч. | ||||
12 | Индивидуальные занятия по пройденному материалу. | П 1 ч | |||||
13 | Групповые обобщающие уроки по пройденному материалу в форме изученных ранее игр. | П 1 ч | |||||
VII | Приём «ЦБК» (Цифро-буквенный код) | Т 1 ч | П 6ч. | 7ч. | |||
14 | Цифро-буквенный код. Запоминание чисел на основе ЦБК. | Т 1 ч | |||||
15 | Кодирование двухзначных чисел от 10 до 25 в образы и их запоминание. | П 1 ч | |||||
16 | Кодирование двухзначных чисел от 26 до 50 в образы и их запоминание. | П1 ч | |||||
17 | Кодирование двухзначных чисел от 11 до 75 в образы и их запоминание. | П 1 ч | |||||
18 | Кодирование двухзначных чисел от 76 до 100 в образы и их запоминание. | П 1 ч | |||||
19-20 | Запоминание числа «Пи» с помощью символов-кодов двухзначных чисел по ЦБК.. | П2 ч | |||||
VIII | Повторение пройденного материала. | П 4 ч | 4ч. | ||||
21 | Индивидуальные занятия по пройденному материалу. | П 1 ч | |||||
22 | Групповые обобщающие уроки по пройденному материалу. | П 1 ч | |||||
23 | Повторение приёма «Календарик». Мастер-класс на воспроизведение по памяти всех дат 2014 года. | П 1 ч | |||||
24 | Повторение приёма «Интерьер». Мастер-класс по запоминанию с однократного произнесения 25 слов в заданном порядке. | П 1 ч | |||||
IX | Приёмы запоминания точной (цифровой и знаковой) информации | П 4 ч | 4ч. | ||||
25-26 | Приём «формула»- для запоминания знаковой информации формул, таблиц и т.д. | П 2 ч | |||||
27-28 | Прием запоминания исторических дат. | П 2 ч | |||||
X | Запоминание иностранных слов | Т 1ч. | П 2 ч | 3ч. | |||
29 | Прием запоминания иностранных слов. | Т 1ч. | |||||
30-31 | Практические занятия по запоминанию иностранных слов. | П 2 ч | |||||
XI | Приём «Пиктограмма» для запоминания стихов и текстов. | П2ч. | 2ч. | ||||
32 | Запоминание стихотворений с помощью приёма «Пиктограмма» Шифрование стихов. | П 1 ч | |||||
33 | Запоминание текстов с помощью приёма «Пиктограмма» | П 1 ч | |||||
XII | Повторение пройденного материала. | П 2 ч | 2ч. | ||||
34-35 | Итоговые занятия. Групповые обобщающие уроки по пройденному материалу в форме изученных ранее игр. | П 2 ч | |||||
Итого: | 35 ч |
IV Содержание программы
Теоретическая подготовка.
Теоретическая подготовка предусматривает обучение основным приёмам мнемотехники.
Практическая подготовка.
Практическая подготовка предусматривает перенесение полученных теоретических знаний в практику: развитие навыков запоминания информации различного рода.
Вводное занятие.
Знакомство с планом работы кружка. Первичный инструктаж по технике безопасности. Вводное занятие «Что такое память? Особенности человеческого мозга»
Наука «Мнемотехника»
Мнемоника, мнемотехника — совокупность специальных приёмов и способов, облегчающих запоминание нужной информации и увеличивающих объём памяти путём образования ассоциаций. Замена абстрактных объектов и фактов на понятия и представления, имеющие визуальное, аудиальное или кинестетическое представление, связывание объектов с уже имеющейся информацией в памяти различных типов для упрощения запоминания.
Также термин «мнемоника» (аналог пиктограммы) употребляется как обозначение визуализации (в виде изображения, набора символов либо предметов) некоего объекта, субъекта либо явления, достаточно полно описывающей его и облегчающей его запоминание.
Слова с неизвестным, абстрактным значением запомнить большинству людей сложно. Если такое слово «зазубрить», то оно исчезает из памяти через несколько дней. Для прочного и одновременно лёгкого запоминания следует наполнить слово содержанием — чем-то, что связано с конкретными яркими зрительными, звуковыми образами, с сильными ощущениями.
Мнемотехника — система «внутреннего письма», основанная на непосредственной записи в мозг связей между зрительными образами, обозначающими значимые элементы запоминаемой информации. Мнемоническое запоминание состоит из четырёх этапов: кодирование в образы, запоминание (соединение двух образов), запоминание последовательности, закрепление в памяти.
Приёмы запоминания «Ассоциация»
Понятие «ассоциация» - центральное понятие в мнемотехнике. В большинстве случаев для запоминания создаются связи только между зрительными образами. В основном, в мнемотехнике ассоциации применяются для формирования в памяти большого количества вспомогательных (опорных) образов, с помощью которых осуществляется запоминание и припоминание любой другой информации. Метод выделения отличительного признака. Механизм образования естественных ассоциаций можно использовать сознательно. В частности, с таким методом мы познакомимся в технике запоминания лиц людей. Метод запоминания лиц очень простой. Необходимо несколько секунд разглядывать фотографию (или лицо человека), обращая внимание на выделенный вами ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЙ ПРИЗНАК. Никаких специальных действий при этом делать не нужно. Так как глаза воспринимают уже соединенные образы - связь между ними фиксируется автоматически. И в дальнейшем, по отличительному признаку мозг воспроизведет образ лица. Вот так все просто. Таким же способом, используя механизм автоматического запоминания воспринимаемых взаимосвязей, можно запоминать последовательность иллюстраций в учебнике.
Приём «весёлая история» - для запоминания длинной последовательности образов
Приём заключается в следующем: для того, чтобы запомнить длинную последовательность несвязанных между собой (образов) картинок нет смысла запоминать их по отдельности, как мы обычно поступаем. Так как память работает только тогда, когда есть СВЯЗЬ образов, то в данном случае необходимо связать все образы между собой с помощью придуманной истории, которая будет их все объединять в один рассказ. Желательно, чтобы получившаяся придуманная «весёлая история» была необычной и красочной. Так как, чем ярче образы, тем лучше работает процесс запоминания.
Приёмы запоминания «Интерьер»
Данный приём основан на знаменитом методе «Цицерона» В нём для запоминания используются связи между объектами, находящимися в знакомых помещения или на знакомой улице. Эти связи не нужно образовывать, то есть их не нужно запоминать. Они образовались в мозге автоматически благодаря многократному и регулярному восприятию связанных объектов в вашей квартире, на работе, на знакомой улице. Данный приём применяется для последовательного запоминания длинного списка слов, путём соединения образов, обозначающих данные слова с имеющимися предметами интерьера в определенном помещении(хорошо знакомом и фиксированном).
Цифро-образы.
Данный приём основан на ассоциативном соответствии каждой цифре определенного образа – символа (картинки) и в дальнейшем при запоминании длинного числа запоминается не само это число (т.к. наш мозг не способен запоминать числовую информацию в большом количестве), а определенная последовательность образов (картинок). Ниже на рисунке изображены все цифры и соответствующие им образы, с помощью которых цифровая информация перекодируется в образную
Цифро-буквенный код (ЦБК)
В данном приёме каждой цифре ставится в соответствие пара согласных букв, а затем с помощью данного кода все двухзначные числа кодируются в слова (образы.)
ЦБК
1 – ГЖ 6 - ШЛ
2 – ДТ 7 - СЗ
3 – КХ 8 - ВФ
4 – ЧЩ 9 - ЦР
5 – ПБ 0 – МН
Например, используя данный код, число 25 кодируется словом ТоПор (по согласным буквам): т.к. 2-Т, 5-П. Гласные буквы в словах не учитываются. Вместо числа 10 запоминаем образ ГНездо : т.к. 1- Г, 0-Н и т.д. При кодировании таким образом чисел, у детей очень сильно развивается правое полушарие мозга и как следствие улучшается память, воображение, логика и. т.д.
Мозг может запоминать связи непроизвольно, автоматически. В этом случае человеку нет необходимости прикладывать какие-либо усилия для запоминания. Автоматически запоминается дорога на улице, интерьер помещения. Автоматически запоминаются внутренние связи объектов. Самопроизвольно образуются связи между образами и словами, их обозначающими, при многократном восприятии связи в течение жизни.
Однако, когда речь идет о запоминании знаковой (точной) информации, которая при восприятии не вызывает зрительных образов в воображении, автоматическое, непроизвольное запоминание не срабатывает. Если нет образов - мозг не может образовать связи. И тогда психологи говорят о произвольном, сознательном запоминании.
При произвольном запоминании человеку приходится прикладывать усилия для запоминания, осуществлять какие-то внутренние действия для преобразования знаковой информации в образную форму. Либо многократно повторять маленькие фрагменты информации до тех пор, пока она не запомнится - так называемая зубрежка. Поэтому , для того, чтобы запоминать информацию такого рода так же необходимо перекодировать её в образы, которые мозг запоминает автоматически.
Приёмы запоминания точной (цифровой и знаковой) информации
Приём «формула» - применяется для запоминания символьной информации в виде формул. Принцип запоминания состоит в том, чтобы каждый символ в формуле перекодировать в зрительный образ, затем связать все придуманные образы в один общий с помощью приёма «весёлая история».
Приём «Пиктограмма»
Мнемотехника не требует дословного запоминания текстовой информации. Совершенно очевидно, что человек воспроизводит текстовые сведения по припоминаемым картинкам. Когда вы читаете книгу, воссоздающее воображение автоматически переводит слова в зрительные образы и создает СВЯЗИ между зрительными образами. Благодаря этому процессу вы запоминаете как бы отдельные кадры из "просмотренного кино", вызванного в вашем воображении читаемым текстом. Процесс пересказа прочитанного напоминает рассказ по картинкам.
Данный приём подразумевает запоминание стихов и больших текстов с помощью составления «пиктограмм», т.е. кратких «зарисовок» запоминаемого текста, который так же основан на основной функции памяти создания ассоциативных образов.
Запоминание иностранных слов и исторических дат.
Для того, чтобы запоминать иностранные слова, нужно разбивать его на слоги, созвучные с русскими словами, затем связывать полученные образы в одну общую картину, которая содержит общий групповой образ, состоящий из и самого иностранного слова и его перевода.
V Методическое обеспечение программы.
По организации образовательного процесса используются как традиционные формы занятий, так и нетрадиционные. Их структура:
1. вводная часть
2. повторение пройденного
3. основная часть, ознакомление с новым материалом
4. подведение итогового занятия с участием детей.
На занятиях активно используются следующие методы активизации обучения детей
- наблюдения
- сравнения
- приёмы образного сравнения
- методы ассоциации и др.
В ходе организации занятия используются наглядные пособия, дидактические игры, эскизы и т.д.
Материально – техническое обеспечение:
- ноутбук с программным обеспечением
- проектор, экран
- цветные карандаши, фломастеры
- ручки, маркеры цветные
- бумага для рисования
Литература:
- Козаренко В.А. Учебник мнемотехники// Москва - 2002.
- Гарибян С.А. Школа памяти (Суперактивизация памяти через возрождение эмоций) // Издательство «Цицеро», Москва-1992
- Чепурной Г. А. Школа эйдотехники. //http://www.eidotehnika.org
- Зиганов М.А., Козаренко В.А. Мнемотехника. Запоминание на основе визуального мышления // М.: Школа рационального чтения , 2001.- 173 стр.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа профориентационного курса "Школа выбора"
Цель программы - сформировать у старшеклассников готовность к профессиональному самоопределению через учет индивидуальных особенностей...
Рабочая тетрадь элективного курса "Школа увлекательных проектов"
Элктивный курс экологической тематики для 5-7 классов. Удостоен диплома 3 степени Республиканского конкурса "Инноватика в образовании"...
Рабочая программа развивающего курса "Коррекция фонематической стороны речи. Коррекция произношения и слоговой структуры слова"
Рабочая программа развивающего курса "Коррекция фонематической стороны речи. Коррекция произношения и слоговой структуры слова" направлена на исправление неправильного произношения звуков у учащихся н...
Рабочая программа элективного курса "Школа будущего журналиста"
Формирование и развитие у учащихся литературных, творческих способностей, практической ориентации, коммуникативных навыков, необходимых для продолжения образования в соответствующей сфере профессионал...
Рабочая программа элективного курса «Школа - резерв МЧС »
Программа «Школа - резерв МЧС» направленно на развитие чувства собственной безопасности и безопасности близких, формированию у подростков гражданской ответственности и пр...
Рабочая программа развивающего курса внеурочной деятельности "Мой край: живая география" для обучающихся 5-7 классов.
Рабочая программа развивающего курса внеурочной деятельности "Мой край: живая география" направлена на углубленное изучение родного края. Главной задачей этого курса являет...