Проект воспитательно-образовательного курса культурологической направленности «Культура семьи и искусство семейной жизни»
методическая разработка (7, 8, 9 класс) на тему

Андреева Полина Валерьевна

В системе общего образования всё больше внимание уделяется процессу воспитания. По своему содержанию система образования способствует формированию, прежде всего, научной картины мира личности, между тем, как основа воспитания, как и базовые мировоззренческие установки, закладывается у ребенка в семье.

Картина мира, формирующаяся в процессе семейного воспитания, весьма индивидуальна и субъективна для каждого школьника в отличие от единообразия той научной картины мира, которую предлагает детям стандартизированная система образования.

Неизвестно, пригодятся ли в жизни будущим выпускникам предметные знания, но вопросы, касающиеся семьи, будут одинаково актуальны для каждого человека на любом этапе личностного развития. При этом в школе вопросу семейного воспитания отводят весьма малозначительную роль. Те знания о семье, что эпизодически представлены в курсах обществознания, истории, литературы, права и технологии, вряд ли помогут ребенку сформировать целостное представление о культуре семейной жизни. Поэтому преимущественно оно формируется на основании личного опыта. И хорошо, если он позитивный, а если нет, то придется обращаться к цитате  Л. Н. Толстого из романа «Анна Каренина»: «Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастная семья несчастлива по-своему».

Таким образом, возникает противоречие между насущной задачей, стоящей перед системой образования, уделять внимание процессу воспитания личности и реальным отсутствием в содержании образования предмета, дающего целостное представление о семье, как значимом институте воспитания.

Для преодоления данного противоречия представляется актуальным предложить проект культурологического курса «Культура семьи и искусство семейной жизни», который бы способствовал целостному пониманию смысла, назначения и ценности семьи в жизни человека, смог бы стать практическим руководством к созданию или преобразованию культурной среды в своей семье.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_kulturologicheskogo_kursa.docx18.91 КБ

Предварительный просмотр:

Проект воспитательно-образовательного курса культурологической направленности «Культура семьи и искусство семейной жизни»

Автор проекта: Андреева Полина Валерьевна, методист ГБУ ДО ДДЮТ Красногвардейского района Санкт-Петербурга «На Ленской».

Идея: Создание воспитательно-образовательного курса культурологической направленности «Культура семьи и искусство семейной жизни».

Концепция: Курс «Культура семьи и искусство семейной жизни» станет для школьников воспитательно-образовательной средой, способствующей целостному пониманию смысла, назначения и ценности семьи в жизни каждого человека. Преподавание ведется не одним педагогом, а супружеской парой, которая и через содержание образования, и собственным  примером сможет донести истинные ценности семьи и брака. Преподавание в зависимости от темы проводится или для всех обучающихся вместе, или отдельно для мальчиков и девочек. Содержание курса реализуется в процессе теоретических, практических занятий и самостоятельной работы. Помимо традиционных уроков в процессе обучения предполагаются иные организационные формы учебных занятий: экскурсии, праздники, семейные посещения социальных, культурных и досуговых учреждений.

Обоснование значимости.

В системе общего образования всё больше внимание уделяется процессу воспитания. По своему содержанию система образования способствует формированию, прежде всего, научной картины мира личности, между тем, как основа воспитания, как и базовые мировоззренческие установки, закладывается у ребенка в семье.

Картина мира, формирующаяся в процессе семейного воспитания, весьма индивидуальна и субъективна для каждого школьника в отличие от единообразия той научной картины мира, которую предлагает детям стандартизированная система образования.

Неизвестно, пригодятся ли в жизни будущим выпускникам предметные знания, но вопросы, касающиеся семьи, будут одинаково актуальны для каждого человека на любом этапе личностного развития. При этом в школе вопросу семейного воспитания отводят весьма малозначительную роль. Те знания о семье, что эпизодически представлены в курсах обществознания, истории, литературы, права и технологии, вряд ли помогут ребенку сформировать целостное представление о культуре семейной жизни. Поэтому преимущественно оно формируется на основании личного опыта. И хорошо, если он позитивный, а если нет, то придется обращаться к цитате  Л. Н. Толстого из романа «Анна Каренина»: «Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастная семья несчастлива по-своему».

Таким образом, возникает противоречие между насущной задачей, стоящей перед системой образования, уделять внимание процессу воспитания личности и реальным отсутствием в содержании образования предмета, дающего целостное представление о семье, как значимом институте воспитания.

Для преодоления данного противоречия представляется актуальным предложить проект культурологического курса «Культура семьи и искусство семейной жизни», который бы способствовал целостному пониманию смысла, назначения и ценности семьи в жизни человека, смог бы стать практическим руководством к созданию или преобразованию культурной среды в своей семье.

Территория и форма.

В системе общего образования культурологический курс «Культура семьи и искусство семейной жизни» может быть представлен и реализован в виде объединения или клуба по интересам в рамках внеурочной деятельности.

Также курс может быть реализован в рамках дополнительной образовательной программы и апробирован в системе дополнительного образования детей или в подростково-молодежных клубах, в большей степени ориентированной на воспитание личности и свободный выбор подростками и молодежью наиболее интересных и актуальных видов деятельности.

Партнерами данного проекта могут выступать:

  • Отдел образования;
  • Сектор социальной защиты семьи и детства;
  • Семейные клубы и клубы многодетных семей;
  • Воскресные школы для детей и взрослых;
  • Социально-культурные досуговые центры для всей семьи;
  • Центры развития семьи и ребенка;
  • Семейные психологи;
  • Музей древнерусской семьи;
  • Музей «Русская изба»
  • Музей христианской культуры;
  • Музей Святой царской семьи;
  • Музеи-квартиры известных семей.

Описание плана реализации.

Первый этап: разработка годичного курса и сбор необходимых для обучения материалов – от 1 до 2-х месяцев.

Второй этап: Презентация образовательной программы курса для  образовательных учреждений – 2 месяца.

Третий этап: Установление связей с партнерами – 2 месяца.

Четвертый этап: реклама и привлечение первой группы обучающихся – 1 месяц.

Пятый этап: работа с первой (пробной) группой обучающихся – 9 месяцев.

Шестой этап: Диагностика представлений о семье, исследование семейных ценностей, целей, обычаев, традиций, особенностей проведения свободного времени, наличия общих увлечений, принятой манеры общения и взаимоотношения внутри семейной иерархии, анализ внешнего культурного окружения и внутрисемейной культурной среды, беседа с членами семей обучающихся – 2 месяца (в процессе обучения).

Седьмой этап: анализ результатов обучения по программе,  диагностика представлений о семье, исследование семейных ценностей, целей, обычаев, традиций, особенностей проведения свободного времени, наличия общих увлечений, принятой манеры общения и взаимоотношения внутри семейной иерархии, анализ внешнего культурного окружения и внутрисемейной культурной среды, беседа с членами семей обучающихся – 1 месяц.

Восьмой этап: Разработка долгосрочной воспитательно-образовательной программы на несколько лет, внесение предложения о введении курса в систему общего образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская программа по курсу "Основы христианской культуры семьи" для детей 15-17 лет

В данной публикации представлена авторская программа по "Основам христианской культуры семьи" для детей 15-17 лет, то есть для обучающихся 9-11 классов общеобразовательных учреждений, срок р...

Методическая разработка раздела учебной программы по мировой художественной культуре «Красота в искусстве и жизни»

Рабочая учебная программа разработана на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта   основного  образования по искусству.  Примерной учебной програ...

Встреча со священником. Прочная семья и счастливая семейная жизнь…

Прочная семья и счастливая семейная жизнь…...

Программа факультативного курса по физической культуре "Здоровье и здоровый образ жизни"

В условиях усиливающейся тенденции ухудшения состояния здоровья подрастающего поколения, деятельность по его сохранению и укреплению рассматривается как необходимое условие национальной безопасности и...

"Формирование нравственных основ брака и семьи и этико-психологической готовности учащихся к семейной жизни в рамках курса обществознания"

В публикации представлены теоретические аспекты нравственной и этико-психологической подготовки школьников к семейной жизни и к пониманию нравственных основ брака и семьи учащимися посредством уроков ...

Приказ департамента образования и молодёжной политики администрации города Нефтеюганска от 04.03.2021 № 190-п «Об организации и проведении муниципального конкурса ученических проектов по учебному курсу «Основы религиозных культур и светской этики»

Приказ департамента образования и молодёжной политики администрации города Нефтеюганска от 04.03.2021 № 190-п «Об организации и проведении муниципального конкурса ученических проектов по учебном...