Проект воспитательно-образовательного курса культурологической направленности «Культура семьи и искусство семейной жизни»
методическая разработка (7, 8, 9 класс) на тему
В системе общего образования всё больше внимание уделяется процессу воспитания. По своему содержанию система образования способствует формированию, прежде всего, научной картины мира личности, между тем, как основа воспитания, как и базовые мировоззренческие установки, закладывается у ребенка в семье.
Картина мира, формирующаяся в процессе семейного воспитания, весьма индивидуальна и субъективна для каждого школьника в отличие от единообразия той научной картины мира, которую предлагает детям стандартизированная система образования.
Неизвестно, пригодятся ли в жизни будущим выпускникам предметные знания, но вопросы, касающиеся семьи, будут одинаково актуальны для каждого человека на любом этапе личностного развития. При этом в школе вопросу семейного воспитания отводят весьма малозначительную роль. Те знания о семье, что эпизодически представлены в курсах обществознания, истории, литературы, права и технологии, вряд ли помогут ребенку сформировать целостное представление о культуре семейной жизни. Поэтому преимущественно оно формируется на основании личного опыта. И хорошо, если он позитивный, а если нет, то придется обращаться к цитате Л. Н. Толстого из романа «Анна Каренина»: «Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастная семья несчастлива по-своему».
Таким образом, возникает противоречие между насущной задачей, стоящей перед системой образования, уделять внимание процессу воспитания личности и реальным отсутствием в содержании образования предмета, дающего целостное представление о семье, как значимом институте воспитания.
Для преодоления данного противоречия представляется актуальным предложить проект культурологического курса «Культура семьи и искусство семейной жизни», который бы способствовал целостному пониманию смысла, назначения и ценности семьи в жизни человека, смог бы стать практическим руководством к созданию или преобразованию культурной среды в своей семье.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_kulturologicheskogo_kursa.docx | 18.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект воспитательно-образовательного курса культурологической направленности «Культура семьи и искусство семейной жизни»
Автор проекта: Андреева Полина Валерьевна, методист ГБУ ДО ДДЮТ Красногвардейского района Санкт-Петербурга «На Ленской».
Идея: Создание воспитательно-образовательного курса культурологической направленности «Культура семьи и искусство семейной жизни».
Концепция: Курс «Культура семьи и искусство семейной жизни» станет для школьников воспитательно-образовательной средой, способствующей целостному пониманию смысла, назначения и ценности семьи в жизни каждого человека. Преподавание ведется не одним педагогом, а супружеской парой, которая и через содержание образования, и собственным примером сможет донести истинные ценности семьи и брака. Преподавание в зависимости от темы проводится или для всех обучающихся вместе, или отдельно для мальчиков и девочек. Содержание курса реализуется в процессе теоретических, практических занятий и самостоятельной работы. Помимо традиционных уроков в процессе обучения предполагаются иные организационные формы учебных занятий: экскурсии, праздники, семейные посещения социальных, культурных и досуговых учреждений.
Обоснование значимости.
В системе общего образования всё больше внимание уделяется процессу воспитания. По своему содержанию система образования способствует формированию, прежде всего, научной картины мира личности, между тем, как основа воспитания, как и базовые мировоззренческие установки, закладывается у ребенка в семье.
Картина мира, формирующаяся в процессе семейного воспитания, весьма индивидуальна и субъективна для каждого школьника в отличие от единообразия той научной картины мира, которую предлагает детям стандартизированная система образования.
Неизвестно, пригодятся ли в жизни будущим выпускникам предметные знания, но вопросы, касающиеся семьи, будут одинаково актуальны для каждого человека на любом этапе личностного развития. При этом в школе вопросу семейного воспитания отводят весьма малозначительную роль. Те знания о семье, что эпизодически представлены в курсах обществознания, истории, литературы, права и технологии, вряд ли помогут ребенку сформировать целостное представление о культуре семейной жизни. Поэтому преимущественно оно формируется на основании личного опыта. И хорошо, если он позитивный, а если нет, то придется обращаться к цитате Л. Н. Толстого из романа «Анна Каренина»: «Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастная семья несчастлива по-своему».
Таким образом, возникает противоречие между насущной задачей, стоящей перед системой образования, уделять внимание процессу воспитания личности и реальным отсутствием в содержании образования предмета, дающего целостное представление о семье, как значимом институте воспитания.
Для преодоления данного противоречия представляется актуальным предложить проект культурологического курса «Культура семьи и искусство семейной жизни», который бы способствовал целостному пониманию смысла, назначения и ценности семьи в жизни человека, смог бы стать практическим руководством к созданию или преобразованию культурной среды в своей семье.
Территория и форма.
В системе общего образования культурологический курс «Культура семьи и искусство семейной жизни» может быть представлен и реализован в виде объединения или клуба по интересам в рамках внеурочной деятельности.
Также курс может быть реализован в рамках дополнительной образовательной программы и апробирован в системе дополнительного образования детей или в подростково-молодежных клубах, в большей степени ориентированной на воспитание личности и свободный выбор подростками и молодежью наиболее интересных и актуальных видов деятельности.
Партнерами данного проекта могут выступать:
- Отдел образования;
- Сектор социальной защиты семьи и детства;
- Семейные клубы и клубы многодетных семей;
- Воскресные школы для детей и взрослых;
- Социально-культурные досуговые центры для всей семьи;
- Центры развития семьи и ребенка;
- Семейные психологи;
- Музей древнерусской семьи;
- Музей «Русская изба»
- Музей христианской культуры;
- Музей Святой царской семьи;
- Музеи-квартиры известных семей.
Описание плана реализации.
Первый этап: разработка годичного курса и сбор необходимых для обучения материалов – от 1 до 2-х месяцев.
Второй этап: Презентация образовательной программы курса для образовательных учреждений – 2 месяца.
Третий этап: Установление связей с партнерами – 2 месяца.
Четвертый этап: реклама и привлечение первой группы обучающихся – 1 месяц.
Пятый этап: работа с первой (пробной) группой обучающихся – 9 месяцев.
Шестой этап: Диагностика представлений о семье, исследование семейных ценностей, целей, обычаев, традиций, особенностей проведения свободного времени, наличия общих увлечений, принятой манеры общения и взаимоотношения внутри семейной иерархии, анализ внешнего культурного окружения и внутрисемейной культурной среды, беседа с членами семей обучающихся – 2 месяца (в процессе обучения).
Седьмой этап: анализ результатов обучения по программе, диагностика представлений о семье, исследование семейных ценностей, целей, обычаев, традиций, особенностей проведения свободного времени, наличия общих увлечений, принятой манеры общения и взаимоотношения внутри семейной иерархии, анализ внешнего культурного окружения и внутрисемейной культурной среды, беседа с членами семей обучающихся – 1 месяц.
Восьмой этап: Разработка долгосрочной воспитательно-образовательной программы на несколько лет, внесение предложения о введении курса в систему общего образования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская программа по курсу "Основы христианской культуры семьи" для детей 15-17 лет
В данной публикации представлена авторская программа по "Основам христианской культуры семьи" для детей 15-17 лет, то есть для обучающихся 9-11 классов общеобразовательных учреждений, срок р...
Методическая разработка раздела учебной программы по мировой художественной культуре «Красота в искусстве и жизни»
Рабочая учебная программа разработана на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного образования по искусству. Примерной учебной програ...
Встреча со священником. Прочная семья и счастливая семейная жизнь…
Прочная семья и счастливая семейная жизнь…...
Программа факультативного курса по физической культуре "Здоровье и здоровый образ жизни"
В условиях усиливающейся тенденции ухудшения состояния здоровья подрастающего поколения, деятельность по его сохранению и укреплению рассматривается как необходимое условие национальной безопасности и...
АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА ПО ВОСПИТАТЕЛЬНО – ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ ИНСТРУКТОРА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ
......
"Формирование нравственных основ брака и семьи и этико-психологической готовности учащихся к семейной жизни в рамках курса обществознания"
В публикации представлены теоретические аспекты нравственной и этико-психологической подготовки школьников к семейной жизни и к пониманию нравственных основ брака и семьи учащимися посредством уроков ...
Приказ департамента образования и молодёжной политики администрации города Нефтеюганска от 04.03.2021 № 190-п «Об организации и проведении муниципального конкурса ученических проектов по учебному курсу «Основы религиозных культур и светской этики»
Приказ департамента образования и молодёжной политики администрации города Нефтеюганска от 04.03.2021 № 190-п «Об организации и проведении муниципального конкурса ученических проектов по учебном...