Программа учебного предмета "Рисунок"
рабочая программа на тему
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
«САФОНОВСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ №1»
ПРОГРАММА
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«РИСУНОК»
2015 г.
Программа учебного предмета «Рисунок» разработана для отделения «Изобразительное искусство» детской школы искусств.
Занятия по предмету «Рисунок» проводятся в объеме, определенном действующими Учебными Планами МБОУДОД «Сафоновская ДШИ №1».
Срок обучения – 4 года.
Данная программа разработана на основе:
- Программы «Рисунок» для детских художественных школ и художественных отделений школ искусств, утвержденной Управлением учебных заведений и научных учреждений Министерства культуры СССР, 1982 г.;
- Примерной программы «Рисунок» для детских художественных школ и художественных студий детских школ искусств, одобренной Научно-методическим центром по художественному образованию Министерства культуры РФ, 2002 г.
Объем знаний, умений и навыков,
получаемых учащимися 1-2 года обучения.
1. Знания по перспективе, с учетом которых анализируются и строятся предметы, расположенные в пространстве.
2. Умение анализировать, видеть и правильно передавать форму предмета, грамотно располагая его на плоскости данного листа бумаги.
3. Знание правил при работе над рисунком: выбор места относительно натуры, расположение листа бумаги по отношению к глазу рисующего (высота, расстояние), правильная осанка, использование графических материалов и умение их использовать.
4. Знание правил построения предметов и передачи их объема с помощью светотеневых отношений.
5. Умение грамотно строить предметы в соответствии с их различным расположением к линии горизонта.
6. Умение передавать фактуру предмета, доводить работу до определенной степени законченности рисунка.
7. Умение последовательно вести работу по рисунку.
Объем знаний, умений и навыков,
получаемых учащимися 3-4 года обучения.
1. Закрепление и углубление практических знаний по предмету. Построение точной формы и характера предметов на листе бумаги с выявлением при помощи светотени объема, тона, фактуры и освещенности изображаемого.
2. Умение самостоятельно анализировать конструктивно-пространственные свойства изображаемого предмета или группы предметов.
3. Знание принципов последовательности ведения рисунка, применять из в работе.
4. Владение навыками в определении размеров предметов, их пропорций, навыками целостного видения натуры.
5. Ознакомление с основами пластической анатомии, правилами и особенностями линейного и тонального рисования головы человека.
6. В рисовании фигуры человека – выявление самого характерного и индивидуального, смелая конструктивность, соблюдение пропорций.
7. Изучение строения головы человека, мимических мышц лица, костей черепа.
8. Умение вести конструктивное построение и лепку светотенью гипсовой головы и портрета. Владение линией, штрихом, пятном.
9. Умение осознанно и грамотно использовать приемы линейной и воздушной перспективы в натюрмортах, поставленных в интерьере, уверенно моделировать формы сложных предметов тоном.
Основными видами контроля полученных умений и навыков по предмету, а также формами промежуточной и итоговой аттестации являются просмотры и выставки.
Тематические планы
1 класс
№ п\п | Наименование тем | Задачи темы | Кол-во часов |
1 | Вводная беседа о рисунке. | Знакомство с материалами и принадлежностями. Композиция листа, формат. Понятия о линии, штрихе, пятне, тоне. | 1 час |
2 | Зарисовки плоских предметов (листья, бабочки). | Композиция рисунка, выразительность силуэта. Понятие симметрии. Линия, штрих, тон. | 3 часа |
3 | Зарисовки бытовых предметов, имеющих разный силуэт и характер. | Знакомство с понятием «пропорция». Представление о конструкции предмета. | 3 часа |
4 | Рисунок одного предмета на разных высотах по отношению к горизонту. | Беседа о наглядной перспективе. Линейное построение. | 6 часов |
5 | Рисунок геометрического тела: куб, параллелепипед, призма. | Закрепление правил по перспективе. Передача объема средствами светотени. | 6 часов |
6 | Натюрморт из двух предметов, контрастных по форме и тону на светлом фоне. | Понятие о светотени, выявлении формы средствами штриха, пятна. | 5 заданий по 6 часов |
7 | Рисунок чучела птицы в двух положениях. | Компоновка рисунка на листе бумаги. Передача пропорций, характера движения, особенности строения птицы. Передача штрихом фактуры оперения. | 2 задания по 6 часов |
8 | Натюрморт из 2-3 предметов, включающий чучело птицы. | Усвоение знаний по передаче объема в пространстве. Цельность и завершенность светотеневого рисунка. | 9 часов |
9 | Наброски фигуры человека. | Передача основных пропорций человека. Знакомство с работой мягкими материалами (уголь, сангина) | 6 часов |
10 | Постановка из 2-3 предметов, включая гипсовое геометрическое тело. | Закрепление знаний по передаче объема в пространстве. | 9 часов |
11 | Наброски по памяти отдельных предметов. | Развитие зрительной памяти | 2 задания по 3 часа |
12 | Итоговый рисунок натюрморта из 2-3 предметов более сложной формы с драпировкой без складок. | Проведение мероприятий промежуточной аттестации. | 11 часов |
2 класс
№ п\п | Наименование темы | Задачи темы | Кол-во часов |
1 | Зарисовки каркасных геометрических тел. | Беседа о целях и задачах рисунка во 2 классе. Повторение правил перспективы. | 3 часа |
2 | Натюрморт из 2-3 геометрических тел, а также близких к ним по форме бытовых предметов (гипсовый шар, светлая коробка, книги и т. п.) Фон гладкий. | Ознакомление с особенностями передачи объема формы шара (представление о рефлексе, как части тени). Связь предметов в пространстве, обобщение тоном. | 6 часов |
3 | Зарисовки фигуры человека в спокойной позе. | Передача характера модели, ее пропорций, расположение складок, подчеркивающих движение человека. | 2 задания по 3 часа |
4 | Зарисовка однотонной драпировки, повешенной вертикально к поверхности стола. | Построение складок, передача объема посредством светотени. Освещение боковое. | 6 часов |
5 | Рисунок несложного орнамента (гипс) или розетки. | Изучение конструкции орнамента, его формы, пропорций. Лепка формы светотенью. | 9 часов |
6 | Постановка в интерьере из предметов крупной формы (Ящик, ведро, садовый инвентарь и др.) Освещение верхнее рассеянное. | Построение интерьера с использованием правил перспективы. Компоновка и выбор формата для рисунка. | 9 часов |
7 | Зарисовки по памяти. Наброски фигуры человека. | Тренировка зрительной памяти. | 3 задания по 3 часа |
8 | Натюрморт из 3 предметов: чучело птицы, геометрическое тело, бытовые предметы, близкие по форме к геометрическим телам. | Передача фактуры и материала предметов натюрморта. | 2 задания по 12 часов |
9 | Натюрморт из 3-х предметов, включающий несложный орнамент. | 12 часов | |
10 | Итоговая постановка из 3-х предметов быта на фоне драпировки с 2-3 складками. | Суммирование приобретенных навыков и знаний за учебный год. Проведение мероприятий промежуточной аттестации | 15 часов |
3 класс
№ п\п | Наименование темы | Задачи темы | Кол-во часов |
1 | Рисунок ассиметричного орнамента (гипс). | Размещение на листе, построение, выявление формы светом и тенью. Умение цельно видеть и передавать большой объем изображаемого. | 12 часов |
2 | Зарисовки несложного интерьера. | Применение основных правил перспективы в изображении ограниченного пространства. | 8 часов |
3 | Натюрморт из 2-3 предметов, включающий орнамент (гипс) и драпировку. | Требование максимальной законченности. | 12 часов |
4 | Части лица (гипс): нос, глаз, ухо. | Размещение, построение, передача характера формы. | 3 задания по 7 часов |
5 | Натюрморт из 5-8 предметов, различных по форме, объему, материалу, расположенных в глубоком пространстве, с применением драпировок. | Передача пространства, фактуры и материала предметов. | 24 часа |
6 | Зарисовки фигуры человека. | Конструктивное построение. Передача пропорций, позы, одежды. Грамотная композиция. | 20 часов |
7 | Тематическая постановка из 3-4 предметов на фоне ткани со складками. | Требование максимальной законченности при передаче фактуры предметов и пространства. Освещение контрастное. | 16 часов |
8 | Натюрморт, состоящий из гипсовой розетки высокого рельефа или гипсовой античной вазы и других бытовых предметов из различного материала (керамика, стекло, металл, дерево) | Максимальная законченность рисунка. Проведение мероприятий промежуточной аттестации. | 23 часа |
4 класс
№ п\п | Наименование темы | Задачи темы | Кол-во часов |
1 | Рисунок черепа человека в двух проекциях | Изучение строения черепа человека. Компоновка и построение на листе. Светотеневая моделировка. | 2 задания по 4 часа |
2 | Рисунок анатомической гипсовой головы человека. | Знакомство с анатомическим строением головы человека. | 16 часов |
3 | Рисунок гипсовой античной головы. | Требование законченности. | 16 часов |
4 | Рисунок головы с живой модели. | Изучение пластической формы головы человека. | 16 часов |
5 | Рисунок натюрморта в интерьере | Передача ограниченного пространства. | 16 часов |
6 | Рисунок головы человека в различных ракурсах (на одном листе бумаги) | Компоновка листа, правильное размещение. | 16 часов |
7 | Рисунки фигуры человека. | Передача характерных черт натуры. | 12 часов |
8 | Гипсовая голова римского периода или эпохи Возрождения. | Передача объема, формы. | 16 часов |
9 | Рисунок натюрморта с включением гипсового слепка с античных произведений. | Проведение мероприятий итоговой аттестации. | 20 часов |
Содержание предмета
Рисунок – один из основных предметов в системе обучения изобразительному искусству. Учебный рисунок раскрывает перед учащимися принципы построения реалистического изображения на плоскости, дает знания, навыки, необходимые для самостоятельной творческой работы.
Задача рисунка – научить учащихся видеть и изображать на плоскости предметы окружающего нас мира посредством передачи их формы, объема, материала, фактуры, их положения относительно друг друга и глаза рисующего в световоздушной среде различными средствами: линией, штрихом, пятном.
Рисунок – это, прежде всего, передача на двухмерной плоскости листа всего многообразия окружающего мира. Поэтому курс обучения рисунку включает в себя такие темы как «Натюрморт», «Интерьер», «Пейзаж», «Изображение человека, животных, птиц и растений».
Основой обучения является рисование с натуры. Работа с натуры начинается с рисования простых предметов и завершается рисованием гипсовой и живой головы
Человека.
Изображение может быть тональным и линейным.
Изучение формы изображаемого и основ изображения – главное в процессе рисования. Одно из центральных мест в учебном рисунке занимает изучение формы. Изучение законов изображения формы предметов в пространстве на примере геометрических тел необходимо вести таким образом, чтобы учащиеся понимали, что это не самоцель. Практика показывает, что учащиеся, изучив правила построения геометрических тел, часто не могут полученные знания в рисунке. Для понимания пространства и формы используются знания перспективы, геометрической конструкции предметов, основ анатомического строения человека, животных, птиц. Необходимо подчеркнуть, что геометрические тела, проволочные каркасы, экорше и т. д. лишь помогают понять строение формы, перспективу, закономерности распределения светотени, развивают пространственное воображение, умение видеть предмет.
Работа должна вестись по степени усложнения заданий, формы изображаемых предметов и методов графического выполнения.
Основным видом учебной работы является натюрморт. Продуманная, ясная по цели, хорошо видимая с места учащимся постановка, воспитывает у них художественный вкус и культуру восприятия. Натюрморты, особенно в начале обучения, должны быть интересными, посильными, дающими возможность учащимся использовать знания и умения, проявить свои творческие способности. Длительные постановки – основа образования художника. В процессе длительной работы над постановкой учащиеся не только осваивают технические приемы от самых простых до сложных, но и получают комплекс необходимых упражнений для формирования навыков восприятия формы и пространства.
Помимо способности целостного видения, умения наблюдать и запоминать увиденное, сюда входят развитие точности глазомера в определении пропорции и светотеневых отношений. С самых первых заданий необходимо требовать от учащихся передачи пространственной связи предметов друг с другом и плоскостью, на которой они стоят, передачи характера, выразительности формы, точности пропорций, стремиться к тому, чтобы рисунок был целостным на всех этапах работы и требовать его посильной законченности.
Рисунки должны быть размещены в листе грамотно и интересно. Формы крепко построены, проработаны детали при сохранении общего, решена тональная задача. Работу необходимо вести по всему листу, работать не «в упор», а тональными отношениями (от самого светлого до самого темного).
Методика обучения рисунку предусматривает следующие этапы работы:
1) выбор формата листа для данной постановки и общее композиционное размещение изображения на листе;
2) построение формы предмета с использованием знаний конструкции предмета, с применением осевых конструктивных, вспомогательных линий;
3) решение объема с помощью светотени, передача фактуры, тона предмета, его освещенности.
Анализ формы предметов и пропорций, тонального характера постановки, положение предметов в пространстве относительно точки зрения учащегося – необходимое условие начала работы. Необходимо следить за тем, чтобы учащийся учился видеть свой рисунок, сравнивая его с другими работами, видеть его положительные и отрицательные качества. Заключительная стадия работы над рисунком: проверка общего состояния рисунка, подчинение деталей целому, уточнение рисунка в тоне.
При рисовании гипсовой головы необходимо развивать понимание пластики формы. Здесь требуется еще большая степень точности и завершенности рисунка. Для объяснения пластических особенностей формы необходимо познакомить учащихся с элементарными сведениями по пластической анатомии (череп, скелет).
Основными материалами рисования является графитный карандаш (М-3М). Для гризайли используется акварель, отдельные задания выполняются углем, сангиной, пером.
Краткосрочные рисунки, зарисовки, наброски являются необходимыми заданиями, активизирующими учебный процесс, содействуют воспитанию остроты зрительного восприятия, расширению кругозора, развивают наблюдательность и зрительную память.
В связи с тем, что уже в первом классе учащиеся, работая над композицией, должны нарисовать человеческую фигуру и портрет, необходимо на уроке рисунка дать соответствующие навыки, практикуя наброски друг с друга в классе, и наброски человеческой фигуры дома. Для этого нужно кратко, схематично объяснить строение человеческой фигуры и головы в различных ракурсах.
В качестве натуры при выполнении набросков необходимо рисовать людей различного пола, возраста и телосложения. Необходимо развивать у учащихся наблюдательность, умение рисовать фигуру и голову человека по памяти и представлению. Наброски должны быть содержательными и выразительными. Если на одном листе делается несколько набросков, то их необходимо размещать с учетом листа в целом.
Рекомендуется находить возможность рисовать на пленэре в течение года. Процесс обучения рисунку включает в себя и домашнюю работу учащихся, и летнюю практику. Самостоятельные домашние работы должны систематически просматриваться и оцениваться преподавателем. Уже с первого класса надо приучать детей работать самостоятельно и при выполнении классных постановок. Развитие самостоятельности в работе – важнейшее условие в обучении учащихся.
В процессе обучения рисованию рекомендуется использовать работы методического фонда и репродукции рисунков мастеров.
В первом классе даются начальные сведения о рисунке. Очень важно с первых уроков научить детей эмоционально воспринимать натуру и посильно изображать ее на плоскости листа. Во всех работах необходимо решать задачу композиционной цельности листа. С первого задания необходимо учить умению выбирать формат в зависимости от характера постановки.
Основное место в обучении занимает длительный тональный рисунок натюрморта, составленный из предметов быта. Необходимо ставить постановки таким образом, чтобы учащиеся осваивали изображение предметов различных по форме, светлоте, материалу, фактуре.
Освещение предпочтительнее искусственное, верхнее, боковое, наиболее четко выявляющее форму предметов. В первом классе учащиеся овладевают выразительными возможностями графических материалов, приобретают навыки передачи формы, характера предметов (в начале обучения преимущественно плоскостное, силуэтное решение). В течение первого года обучения учащиеся должны освоить последовательность ведения длительной работы.
Во втором классе учащиеся получают дальнейшее развитие навыков и умений, приобретенных в первом классе. Необходимо развить стремление оформить лист как законченную эстетическую форму. Расширяется диапазон овладения графическими возможностями рисовальных материалов.
В третьем классе много времени уделяется рисованию гипсовых архитектурных деталей, их построению и светотеневой разработке. Углубляются навыки в построении формы головы человека.
Воспитывая творческое отношение к реальному миру, необходимо развивать умение выбирать объект изображения с учетом выразительности и содержания рисунка.
Следует помнить, что в связи с индивидуальными особенностями учащихся усвоение материала может идти неравномерно. Преподаватель должен для отстающих учеников ограничивать задачи постановки, но добиваться выполнения основной. Полезными могут быть отдельные задания и упражнения, выполняемые индивидуально в классе или дома. Необходимо требовать доступной для данного возраста степени завершенности работы и качества ее выполнения.
Список литературы
- Рисунок. Программа для детских художественных школ и художественных отделений школ искусств. Министерство культуры СССР. Всесоюзный методический кабинет по учебным заведениям искусства и культуры. 1982.
- Рисунок. Примерная программа для детских художественных школ и художественных студий детских школ искусств. Министерство культуры Российской Федерации. Научно-методический центр по художественному образованию. 2002.
- «Юный художник», ежемесячный журнал, 1997 – 2014.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учебного курса «Информатика и ИКТ» для 6 класса на 2012-2013 уч.год. Программа составлена на основе авторской программы Босова Л.Л. для базового уровня 6 класса. Рассчитана на 35 учебных часа
Рабочая программа учебного курса «Информатика и ИКТ» для 6 класса на 2012-2013 уч.год. Программа составлена на основе авторской программы Босова Л.Л. для базового уровня...
ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Группы начальной подготовки туристско-краеведческой направленности туризм (наименование учебной дисциплины, курса) 2 года (срок реализации программы) модифицированная
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАТуристско-краеведческая деятельность во всех её формах способствует всестороннему развитию личности ребенка и направлена на совершенствование его интеллектуального, духовно...
Программа учебной дисциплины разработана на основе примерной программы учебной дисциплины «Физика» по профессиям начального профессионального образования.
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программой в соответствии с примерной программой Министерства образования и науки Российской Федерации Феде...
Рабочая программа учебных предметов, календарный учебный график как структурные элементы основной образовательной программы
материал для методического объединения...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета: биология 6 «А Б В Г» класс основного общего образования Срок реализации программы 2018/2019 учебный год
Рабочая программа используется к УМК автора В.В. Пасечника. Составлена в соответствии с планированием автора....