Программа учебного предмета "Пленер"
рабочая программа на тему
Адаптированная программа учебного предмета "Пленер"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
progrpmma_po_pleneru.doc | 850.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«САФОНОВСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ № 1»
ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
ПЛЕНЭР
2015 г.
Данная программа по предмету «Пленэр» предполагает содержание четырехлетнего курса обучения детей (4 – 7 классы).
Ступень обучения – основная;
Количество часов: две недели летней учебной практики по 28 часов, - 56 часов в учебный год.
Программа разработана на основе
типовой программы: «Учебная практика - пленэр для преподавателей детских художественных школ и художественных отделений школ искусств (I-IV КЛАССЫ) (руководитель авторской группы В. Н. Афанасьев), Москва – 1989.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Учебная практика (пленэр) является частью процесса обучения в детских художественных школах, отделениях изобразительного искусства детских школ искусств. Она проводится, обычно, после годовых итоговых работ, в начале лета, и является продолжением классных учебных занятий по рисунку, живописи и композиции.
На пленэре дети учатся изображать окружающую действительность, передавая при этом световоздушную перспективу и естественную освещенность. Выполнение этих сложных даже для профессионального творчества задач связано с глубоким изучением натуры в естественной природной среде. Здесь необходимы навыки по всем творческим дисциплинам (рисунку, живописи, композиции). Пленэр является хорошей школой для дальнейшего развития этих навыков.
При обучении навыкам передачи световоздушной перспективы педагог должен учитывать индивидуальные качества ребенка, возрастные особенности его психики. Во время пленэра учащиеся собирают материал для работы над композицией, изучают объекты живой природы, особенности работы над пейзажем; познают способы передачи большого пространства, движущейся и постоянно меняющейся натуры, законы линейной перспективы, равновесия, плановости. На пленэре учащиеся изображают архитектурные мотивы, городские и сельские пейзажи и т. п. При этом длительные задания чередуются с краткосрочными, живописные работы с работами по рисунку.
В настоящей рабочей программе представлен подробный перечень заданий и тем, определен характер каждого из них, а также материал и время его выполнения.
Методические указания к основным заданиям.
4 класс
Этюд дерева (куста)
Прежде, чем начать работу, внимательно рассмотрите натуру. Вместе с ребятами обсудите форму дерева, вызовите определенные ассоциации (например: береза может напоминать пламя свечи, крона тополя – очертания животного, группы животных и т. п.).
Следует оценить эстетическую сторону натуры: нежная «дымчатая» зелень, кряжистый ствол, ветви-руки, тянущиеся к небу, к свету; плавные «текучие» ветви или резкие, узловатые; бархатистая кора, глянцевая зелень и т. п. Здесь очень уместны поэтические сравнения. Такая подготовка активизирует восприятие учащимися натуры, дает хороший творческий импульс.
Нужно проследить за правильностью размещения композиции в листе, продуманностью решения. Для определения цветовых отношений зелени к небу и к земле в углу планшета можно поместить кусочек бумаги, окрашенной в яркий зеленый цвет. Этот «камертон» не дает раскрашивать открытым цветом – краской. Не бойтесь даже излишней дробности, разноцветности в разборе зелени. Можно поставить условие: кто больше оттенков увидит в кроне дерева; попробовать писать зелень без зеленой краски. Размер 1/8 листа.
Этюды камней; пейзажа с архитектурной постройкой, лодкой
Для выбора композиции воспользуйтесь видоискателем – листочком бумаги с вырезанным прямоугольным отверстием. Глядя через это «окошко», ребята легче представят будущий этюд, его композицию. Не злоупотребляйте этим приемом. Его можно применять в 1-2 классах, но постепенно следует приучать детей компоновать без вспомогательных средств.
Мотивы для этюдов на первых занятиях педагог указывает сам. В дальнейшем приучайте ребят к самостоятельному выбору мотивов в соответствии с заданием. Педагог следит за тем, чтобы ребята не ставили непосильных задач.
Этюды пейзажа с ярко выраженной плановостью
Более углубленно нужно изучать воздушную перспективу, изменения цветовых отношений в световоздушной среде, проследить за последовательностью в работе. Начинать этюд следует с определения основных контрастов, переднего плана, самого темного пятна; смотреть через передний план на последующие.
Зарисовки надо выполнять различными материалами использованием тонированной бумаги (пастели, туши, кисти). При этом необходимо обратить внимание на линейную перспективу в большом пространстве, на умение обобщать выявлять основные светотеневые отношения; разнообразить технические приемы: линию, штрих, пятно и т. п.
При включении в этюд фигуры человека и животных нужно избегать излишней деталировки, решать их в связи с окружением, с учетом освещения.
Этюды характерных уголков природы.
Эти задания направлены на развитие наблюдательности, остроты восприятия, раскрытие индивидуальных способностей учащихся. Мотивы для работы ребята выбирают самостоятельно (в пределах обусловленного места).
6-7 классы
Длительные этюды желательно выполнять на натянутой бумаге. Для этого используйте стиратор или планшет.
Нужно соблюдать последовательность в работе: продумать композицию. Этюд следует сопровождать композиционными зарисовками, цветовыми эскизами – «нашлепками»; сознательно подходить к изображению; избавляться от случайного, подчеркивать характерное.
Композиционные зарисовки выполняются различными материалами в зависимости от мотива. Важно почувствовать характер мотива; выявить его композиционный центр, ритмическое построение, расставить акцент. Зарисовки выполняются на улице, на вокзале, на стройке; носят характер набросков с частичной проработкой существенных деталей.
Этюды на состояние полезно писать с одного мотива, сопоставлять различные колористические решения.
Композиционные эскизы нужно выполнять по этюдам, композиционным зарисовкам, наброскам. Выбрав определенную тему, например, «На рыбалке», «Стройка», «Летний день на озере» и т. п., следует решать эскиз в тоне и в цвете: определить пластический мотив, ритм, композиционный центр, основной колорит.
Необходимо выполнить несколько вариантов решения. Эскизы выявляют недостающий материал и определяют направление поиска. В конце каждого рабочего дня желательно вместе с ребятами проводить просмотр, обсуждение и оценку работ.
За пропущенные по каким-либо причинам дни ученик должен представить выполненные домашние работы. В конце пленэра проводится общешкольный просмотр работ с участием администрации и всех преподавателей. На нем утверждаются оценки за практику, отбираются работы на отчетную выставку.
Задачи обучения:
4 класс
Преодоление стереотипа в цветовом решении пейзажа. Приобретение навыка передачи освещения, состояния воздуха; многокрасочность палитры, тоновые отношения. Изучение последовательности в работе. «Постановка глаза».
Решение зелени, как отражение сложного взаимодействия различных оттенков зеленого, обусловленного световоздушной средой. Изучение воздушной перспективы, технических приемов решения травы, деревьев, неба, воды и т. п.
5 класс
Решение больших цветовых и тоновых отношений неба, земли, зелени, воды и т. д. Освоение принципов выбора мотива, его композиционного решения. Совершенствование техники работы акварелью. Решение пространственных задач. Выполнение зарисовок архитектурных построек, набросков животных в движении.
6 - 7 классы
Колористическое решение пейзажа, передача состояния: пасмурно, солнечно, вечер, утро и т. п. Изучение особенностей выбора характерных мотивов, их тематическая направленность. Совершенствование техники работы: выполнение a`la prima коротких этюдов на состояние, многослойной живописи с лессировками, с подробной проработкой деталей.
Перед выходом на пленэр необходимо настроить ребят на серьезную, увлекательную работу, создать творческую атмосферу: провести небольшую беседу с показом этюдов из методического фонда, репродукций работ мастеров акварельной живописи, графики (например: этюдов Т. Остроумовой-Лебедевой, В. Серова, М. Врубеля, В. Сурикова, рисунков И. Шишкина).
Формы и организационные методы занятий.
Основная форма организации деятельности учащихся на занятии – групповая. В рабочей программе инициируются следующие формы проведения занятий: беседа; вернисаж; обсуждение; ситуативная игра; коллективный проект; мастер-класс; наблюдение; практическое занятие; размышление; творческая мастерская; совместный просмотр; экскурсия и др.
По способу организации занятий применяются следующие методы обучения:
- словесные (устное изложение, беседа, объяснение, анализ текста и др.); наглядные (показ приемов исполнения, видеоматериалов, иллюстраций; наблюдение); практические (практические занятия).
По уровню деятельности учащихся предусмотрены такие методы обучения, как:
- объяснительно-иллюстративные (воспринимается и усваивается готовая информация);
- репродуктивные (воспроизводятся полученные знания через освоение способов действий);
- частично-поисковые (решаются поставленные задачи совместно с педагогом);
- исследовательские (ведется самостоятельная творческая работа с элементами метода научного познания).
Учебно-тематический план
1 год обучения
№ п\п занятий | Наименование темы и содержание программы | Кол-во часов |
1 | Этюды цветов и трав Задачи: выбор характерного растения; передача пропорций, движения; цветовое решение без связи с фоном (силуэт); изучение разнообразия растительного мира, передача характерных особенностей цветов и трав. Материалы: бумага, акварель. | 5 |
2 | Зарисовки листьев и ветвей различных пород деревьев Задача: изучение и передача характерных особенностей листьев различных пород деревьев. Материалы: перо, тушь, карандаш. | 6 |
3 | Зарисовка и этюд цветущих растений в среде Задача: Изучение и передача характерных особенностей цветка в среде, выбор группы цветов с листьями, передача пропорций, выявление главного, обобщение окружающего пространства. Материалы: бумага, акварель, карандаш. | 6 |
4 | Этюд стволов деревьев Задачи: развитие наблюдательности и выбор выразительного ствола березы: изучение особенностей и характер ствола березы, выделение главного, влияние среды на цвет. Материалы: бумага, акварель. | 5 |
5 | Этюд чучела птицы на фоне травы Задачи: изучение влияния среды на предмет: передача характера чучела птицы, рефлексов, связи со средой. Материалы: бумага, акварель. | 6 |
6 | Рисунок веток сосны Задачи: выбор характерной ветки, изучение и передача особенностей конструктивного построения ветки, расположения иголок. Материалы: бумага, карандаш. | 5 |
7 | Зарисовки деревьев разных пород Задачи: развитие наблюдательности, изучение различных пород деревьев, выбор композиции, передачи пропорций и характерных особенностей строения ствола и ветвей деревьев. Материалы: бумага, карандаш, перо, тушь. | 5 |
8 | Этюды с деревьями Задачи: развитие наблюдательности, изучение различных пород деревьев; выбор композиции, передача пропорций и характерных особенностей различных пород деревьев; решение работы в цвете, изображение листьев на фоне неба и дальнего плана. Материалы: бумага, акварель. | 6 |
9 | Рисунки людей и животных Задачи: развитие наблюдательности и остроты восприятия предметов, навыков в работе кистью, передача пропорций и движения. Материалы: бумага, акварель, кисть. | 6 |
10 | Этюд поляны в окружении деревьев Задачи: развитие способности цельного восприятия натуры; выбор композиционного решения этюда; передача пространства, глубины. Материалы: бумага, акварель. | 6 |
Всего: | 56 |
Содержание предмета
В 4 классе изучается многообразие растительного мира; характерные особенности отдельных растений, цветов, деревьев; выполняются этюды пейзажа. Задачами этого периода являются: развитие наблюдательности, изучение природы родного края, обретение навыка передачи связи изображаемых объектов со средой, воздушной перспективы, выделении главного. На всех этапах работы нужно обращать внимание на выразительность композиции листа.
Учебно-тематический план занятий
2 год обучения.
№ п\п занятий | Наименование темы и содержание программы | Кол-во часов |
1 | Этюд предметов домашнего обихода на фоне сельской постройки (сарая, гаража, изгороди). Предварительно составить палитру зеленых тонов. Задачи: проследить изменение цвета зелени под действием воздуха; передать связь предметов с окружающей средой, ее влияние на цветовую характеристику предметов. Материал: акварель. | 6 |
2 | Зарисовки деревьев и их частей. Задачи: изучать породы деревьев, их части (ветки, листья); передать характер ствола и кроны деревьев, силуэт. Материалы: карандаш, тушь, уголь. Этюд дерева на фоне неба Задачи: дать цветовую характеристику ствола и кроны дерева; проследить касание изображения дерева с фоном. Материал: акварель. | 6 |
3 | Зарисовки групп деревьев Задачи: передать связь деревьев в группе; выявить ее главные особенности, обобщить детали; передать перспективное сокращение величины деревьев в зависимости от расстояния. Материалы: карандаш, тушь. Этюд группы деревьев и кустарников Задачи: дать цветовую характеристику групп деревьев; проследить влияние освещения на цветовую гамму, воздушной среды на цветовую характеристику деревьев. Материал: акварель. | 6 |
4 | Рисунок строения (группы строений) с отдельными деревьями, кустарниками и их группами Включение переднего плана (дороги, тропинки). Задачи: научиться передавать связь архитектуры с природой, освоить законы линейной и воздушной перспективы. Материалы: карандаш, тушь. | 6 |
5 | Этюд пейзажа с деревьями и архитектурными сооружениями Задачи: выявить связь архитектуры с окружающей средой и передать влияние состояния погоды на характер цветовой гаммы мотива; уметь применять воздушную перспективу при решении планов. Материал: акварель. | 5 |
6 | Зарисовки деревьев, строений и их отражений в спокойной воде Задача: научиться передавать характер отражений объектов в воде. Материал: карандаш. | 5 |
7 | Этюды с изображением глади воды (с передним планом) Задачи: через передний план, используя законы линейной и воздушной перспективы, передать плоскость воды и цветовые отношения изображаемого. Материал: акварель. | 5 |
8 | Зарисовки лодок, судов на воде Задачи: научить особенности изображения сооружений на воде, на берегу (мосты, причалы и т. д.); научится правильно размещать различные объекты на горизонтальной поверхности воды. Материалы: карандаш, тушь. | 5 |
9 | Этюд пейзажа с изображением водной поверхности и плавающих объектов на ней Задачи: научить различные приемы живописи акварелью, передачи воздушной перспективы. Материал: акварель | 6 |
10 | Рисунки жилых домов, прилегающих построек, предметов быта. Задачи: закрепить знания линейной перспективы, умение из применять при рисовании с натуры; изучить сельскую и городскую архитектуру. | 6 |
Всего: | 56 |
Содержание предмета
В 5 классе учащиеся продолжают углубленно изучать природу, свой край. Дети учатся более выразительно передавать характер растений и деревьев, сельских и городских построек; планы с соблюдением линейной и воздушной перспективы; изучают влияние воздушной среды на тональную и цветовую характеристику предметов. При этом учащиеся используют графические материалы и акварельную технику, совершенствуют навыки рисования карандашом, тушью и другими материалами, приемы проработки отдельных деталей предметов.
В работе акварелью учащиеся овладевают приемами письма по-сырому и навыками многослойной живописи, расширяют цветовую палитру. Прослеживается влияние атмосферных условий (времени дня, погоды) на окружающую среду, воздушной среды на цветовую характеристику предметов.
В 5 классе дети учатся изображать воду, передавать отражение неба и предметов в ней. Заключительное задание - выполнение композиции по сделанным этюдам. Учащиеся используют в своих композициях этюды, зарисовки и наброски (фигуры человека, животного, построек и деталей строений). Наброски и зарисовки, рассчитанные на 20-30 минут, чередуются с длительными заданиями.
Учебно-тематический план занятий
3 год обучения.
№ п\п занятий | Наименование темы и содержание программы | Кол-во часов |
1 | Зарисовки городских (сельских) мотивов. Выполнить быстрые зарисовки в ходе экскурсий по городу, по местам предполагаемых занятий на пленэре. Задачи: познакомиться с характерными для города (села) историческими памятниками архитектуры, научиться цельному восприятию конструкций памятников. Материалы: карандаш, перо, уголь. | 5 |
2 | Рисунок фрагмента архитектурного сооружения. Задачи: изучить особенности конструктивного построения объекта, соотношение его больших и малых форм. Материалы: перо, карандаш. | 5 |
3 | Зарисовки архитектурных деталей. Задача: Изучить детали архитектурного памятника. Материал: карандаш. | 5 |
4 | Рисунок деревьев на фоне деревянной постройки. Задачи: передать особенности изображения деревянной постройки, его связь с живым деревом. Обратить внимание на материал, в котором решается конструктивный замысел архитектуры. Материалы: карандаш, перо, уголь. | 5 |
5 | Рисунок архитектурного сооружения. Задачи: передать ритм пропорций, единство больших и малых форм, характер конструкции. Материал: карандаш. | 6 |
6 | Этюды панорамные. Задачи: проследить законы воздушной перспективы; влияние воздушной среды на изображение переднего и дальнего планов. Материал: акварель. | 6 |
7 | Этюд деревьев на фоне каменного архитектурного сооружения. Задача: проследить взаимосвязь природных и архитектурных форм. Материал: карандаш. | 6 |
8 | Этюд с деревьями на фоне деревянного сооружения. Задачи: передать связь деревянного сооружения с окружающей средой, световоздушную среду. Материал: акварель. | 6 |
9 | Этюд архитектурного сооружения Задачи: передать большие цветовые отношения архитектурного памятника, добиться цельности в изображении. Материал: акварель. | 6 |
10 | Этюд городского, сельского пейзажа по выбору учащегося (С человеческими фигурами, архитектурным памятником) для итоговой композиции. Задачи: обобщить знания и навыки, приобретенные на занятиях по пленэру; выполнить эскиз композиции. Материалы: акварель, гуашь. | 6 |
Всего: | 56 |
Содержание предмета
Учащиеся 6 класса на занятиях по пленэру продолжают изучать воздушную и линейную перспективу; роль тональной и цветовой среды в изображении природы; особенности изображения архитектурных сооружений; связи их с окружающей средой.
Дети знакомятся с памятниками архитектуры, особенностями их конструкции; связью их с историческим прошлом, что является важным фактором в идейно-воспитательной работе.
Приобретенные навыки и знания используются в дальнейшей работе над композицией. Для изображения педагог выбирает объекты, наиболее методически целесообразные (выразительные, доступные), позволяющие сочетать длительные и короткие зарисовки; художественно-эстетические, с ясно выраженными конструктивными стилевыми особенностями.
Учебно-тематический план занятий
4 год обучения.
№ п\п занятий | Наименование тем и содержание программы | Кол-во часов |
1 | Зарисовка группы деревьев различных пород. Задачи: передать разницу в характере форм и строения различных деревьев. Материал: карандаш. Краткосрочный этюд облаков. Задачи: закрепить навыки передачи воздушной перспективы, изучить на практике законы тоновых отношений и усвоить понятие глубинности цвета. | 6 |
2 | Зарисовка пейзажа с деревянными постройками. Задачи: выработать навык использования линейной и воздушной перспективы для передачи натуры; умение ставить и решать творческие задачи в условиях пленэра. Материал: карандаш. Наброски фигуры человека. Задачи: умение схватывать сиюминутное положение человека и его внешние характеристики, владение пластикой линии и организация пятен в изображении фигуры. Материал: карандаш, мягкие мелки. | 6 |
3 | Этюд городского, сельского пейзажа. Задачи: обобщить знания и навыки, приобретенные на занятиях по пленэру; выполнить эскиз композиции. Материалы: акварель, гуашь. Зарисовки головы человека. Задачи: верная передача основных пропорций головы и характера модели, передача портретного сходства натуры. Материал: карандаш. | 6 |
4 | Этюд индустриального (сельскохозяйственного) пейзажа. Задачи: функциональная убедительность выбранного мотива, соподчинение частей изображения общему замыслу работы; передача свето-воздушной среды и плановости. Материалы: акварель, гуашь. Зарисовки предметов различной техники. Задачи: построить сложные по форме объекты с учетом законов линейной перспективы; выработать навыки изображения транспортных объектов с учетом их строения. Материал: карандаш. | 6 |
5 | Этюд головы натурщика. Задачи: изучить особенности передачи натуры в условиях пленэра. Материалы: акварель. | 5 |
6 | Этюд фигуры человека в пейзаже. Задачи: найти и передать выразительные позы и движения человека в свето-воздушной среде. Материалы: акварель. | 6 |
7 | Зарисовка лодок. Задачи: построить сложные по форме объекты с учетом законов линейной перспективы; выработать навыки изображения крупногабаритных объектов с учетом их конструктивных особенностей. Материал: карандаш. Краткосрочный этюд на состояние свето-воздушной среды. Задачи: развить способность видения и передачи основных тоновых отношений объектов пейзажа; выявить общее цветовое решение. Материалы: акварель. | 5 |
8 | Наброски и зарисовки транспорта. Задачи: закрепить навыки линейно-конструктивного рисунка с натуры. Материал: карандаш. Этюд аллей. Задачи: глубже изучить взаимосвязь линейной и воздушной перспективы при изображении уходящей вдаль аллеи; передать характерные тоновые и цветовые контрасты при изображении уходящего в глубину пространства; проследить изменения цвета натуры в зависимости от ее удаленности от зрителя. Материалы: акварель. | 6 |
9 | Наброски и зарисовки животных и птиц в движении. Этюды с натуры животных и птиц. Задачи: глубже сформировать представления о лепке формы цветом; овладеть приемами быстрого изображения животных и птиц; выполнить наброски выразительного силуэта фигур животных; передать их характерный облик и типичные особенности. Материалы: мягкие мелки, карандаш, акварель. | 5 |
10 | Этюд группы деревьев возле реки. Задачи: познакомить учащихся с приемами построения рисунка отражения деревьев на водной глади; научить их находить большие тонально-цветовые отношения; передавать освещенность в пейзаже. Материалы: акварель. Этюд пейзажа с отражением в воде. Задачи: совершенствовать целостное видение тоновых и цветовых отношений в природе; закрепить специальные знания и практические навыки работы на пленэре. Материалы: акварель. | 5 |
Всего: | 56 |
Содержание предмета.
Летняя практика в 7 классе расширяет представления учащихся об окружающей действительности, закрепляет основные понятия о законах «пленэра».
Список литературы.
1. Беда Г. В. Живопись: Учеб. для студентов пед. ин-тов по спец. № 000 «Черчение, изобраз. искусство и труд». – М.: Просвещение, 1986. – 192 с., ил.
2. Волков И. П. Приобщение школьников к творчеству: Из опыта работы. – М.: Просвещение, 1982. – 144 с.
3. Волков Н. Н. Цвет в живописи. М., 1984.
4. Сокольникова Н. М. Изобразительное искусство: Учебник для уч. 5-8 кл.: В 4 ч. Ч. 3. Основы композиции. – Обнинск: Титул, 1996. – 80 с.: цв. ил.
5. Сокольникова Н. М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе: Учеб. пособие для студ. пед. вузов. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 368 с., 12 л. ил.: ил.
6. Сокольникова Н. М. Изобразительное искусство: Учебник для уч. 5-8 кл.: В 4 ч. Ч. 4. Краткий словарь художественных терминов. – Обнинск: Титул, 2000. – 80 с.: цв. ил.
7. Школа изобразительного искусства: Вып. 5: Учеб.-метод. пособие / Российская акад. художеств. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Изобраз. искусство, 1994. – 200 с.: ил.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учебного курса «Информатика и ИКТ» для 6 класса на 2012-2013 уч.год. Программа составлена на основе авторской программы Босова Л.Л. для базового уровня 6 класса. Рассчитана на 35 учебных часа
Рабочая программа учебного курса «Информатика и ИКТ» для 6 класса на 2012-2013 уч.год. Программа составлена на основе авторской программы Босова Л.Л. для базового уровня...
ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Группы начальной подготовки туристско-краеведческой направленности туризм (наименование учебной дисциплины, курса) 2 года (срок реализации программы) модифицированная
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАТуристско-краеведческая деятельность во всех её формах способствует всестороннему развитию личности ребенка и направлена на совершенствование его интеллектуального, духовно...
Программа учебной дисциплины разработана на основе примерной программы учебной дисциплины «Физика» по профессиям начального профессионального образования.
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программой в соответствии с примерной программой Министерства образования и науки Российской Федерации Феде...
Рабочая программа учебных предметов, календарный учебный график как структурные элементы основной образовательной программы
материал для методического объединения...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета: биология 6 «А Б В Г» класс основного общего образования Срок реализации программы 2018/2019 учебный год
Рабочая программа используется к УМК автора В.В. Пасечника. Составлена в соответствии с планированием автора....