Прграмма учебного предмета "Живопись"
рабочая программа на тему
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
"САФОНОВСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ №1"
ПРОГРАММА
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
"ЖИВОПИСЬ"
2014 г.
Программа учебного предмета "Живопись" разработана для отделения "Изобразительное искусство" детской школы искусств.
Занятия по предмету "Живопись" проводятся в объеме, определенном действующими Учебными Планами МБОУДОД «Сафоновская ДШИ №1».
Срок обучения – 4 года.
Данная программа разработана на основе:
- Программы "Живопись" для детских художественных школ и школ искусств, утверждённой Управлением учебных заведений и научных учреждений Министерства культуры СССР, 1982 г.;
- Примерной программы "Живопись" для детских художественных школ и изобразительных отделений детских школ искусств, одобренной Научно-методическим центром по художественному образованию Министерства культуры РФ, 2002 г.
Объем знаний, умений, навыков,
получаемых учащимися 1-2 года обучения.
- Умение "лепить" форму цветом.
- Владение основами цветоведения, знание основных терминов (цветовой круг, спектр, цвета теплые и холодные, основные и дополнительные цвета, тон, как светлота, три характеристики цвета).
- Владение техническими приемами акварельной живописи: заливка, размывка, вливание цвета в цвет, работа по-сырому и по-сухому, а-ля прима, лессировка, мазок.
- Знакомство с работами мастеров русского и зарубежного искусства.
- Особое и осмысленное восприятие формата, ритма, закона соподчинения и контраста, целого и детали, колористической целостности листа.
- Умение видеть отношение, анализировать влияние одного цвета на другой, чувствовать изменение цвета предмета в зависимости от окружающей среды и характера освещенности.
Объем знаний, умений, навыков,
получаемых учащимися 3-4 года обучения.
- Умение видеть отношениями, владение приемом "расфокусированного" зрения. Анализ влияния одного цвета на другой. Умение передать изменение цвета предмета в зависимости от окружающей среды и освещенности.
- Умение последовательно вести этюд, брать большие цветовые отношения, передавать свето-воздушную среду, ставить творческие задачи.
- Владение навыками передачи объема и формы, четкой конструкции предметов, передачи их материальности, фактуры с выявлением планов, на которых они расположены.
- Знакомство с работами мастеров акварели: Герасимова, Фонвизина, Остроумовой-Лебедевой, Врубеля и др. Знание репродукций мастеров натюрморта: Шардена, Ван-Гога, малых голландцев, Стожарова и др.
- Умение выразить свое индивидуальное отношение к изображаемому, передать меру условности, "режиссуру" видения работы. При этом техническая сторона должна соответствовать творческой.
Основными видами контроля полученных умений и навыков по предмету, а так же формами промежуточной и итоговой аттестации являются просмотры и выставки.
Тематические планы
1 класс
№ п\п | Наименование тем и их краткое содержание. Техника исполнения. | Цели и задачи темы. Способы решения. | Кол-во часов на тему |
1 | Предмет "Живопись". Знакомство с инструментами и материалами. Спектр. Основные цвета. Растяжки тоновые и цветовые по вертикали и по горизонтали. Акварель. | Сообщение теоретических сведений из материаловедения чередуется сообщением сведений из цветоведения. Выполняются упражнения на смешение цветов, заливки и растяжки цвета. | 3 часа |
2 | Основные характеристики цвета. Спектр. Сближенные цвета. Акварель. | Выполнение упражнения в цвете на относительность цвета в тоне, по насыщенности и по тепло-холодности. Упражнение на поиск сближенных оттенков цветов. Решение – заливки. | 3 часа |
3 | Изображение плоских предметов (листья деревьев). Акварель. Упражнения по вливанию цвета в цвет | Работа по-сырому. Выполнение цельной, уравновешенной по цвету работы. | 3 часа |
4 | Цветовое взаимовливание. Постановка из 3-4 драпировок. Акварель. | Выяснение изменения цвета предмета от окружающей среды. Способ перенесения цветового влажного мазка с одного локального пятна на другой. | 3 часа |
5 | Натюрморт, составленный из предыдущих драпировок и одного сосуда. | Изменение цвета предмета от окружающей среды. Постепенный переход от плоского изображения к объемному. Прием влажного мазка. | 3 часа |
6 | Распределение светотени на шаре. Работа по плакату (цилиндр, конус, пирамида). Исполняется 2 задания: по-сухому и по-сырому. Акварель. | Знакомство с основными элементами цветовой светотени на шаре (блик, свет, полутень, тень собственная, рефлекс, тень падающая). Фон контрастный по отношению к цвету шара. | 3 часа |
7 | Изображение круглых предметов при боковой подсветке с натуры (овощи, фрукты, мячи). Понятие о цветовых отношениях. Вариации цветового рефлекса. | Передача объема предмета с натуры. Цветовой рефлекс. | 3 часа |
8 | Постановка из 2 предметов на цветном фоне (круглый горшок и яблоко). | Передача цветовых отношений. Работа с палитрой. Повторение темы "Основные цвета". | 3 часа |
9 | Натюрморт из 2-3 предметов при боковом освещении, на нейтральном фоне (темные предметы на светлом фоне) | Повторение темы "Объем шара". Техничность исполнения работы. | 9 часов |
10 | Натюрморт из 2-3 предметов при боковом освещении, на нейтральном фоне (светлые предметы на темном фоне). Теплохолодность. | Повторение темы объем предмета с шарообразной поверхностью, с вводом более сложных форм (введение цилиндра, усеченного конуса, куба и т.д.). Передача теплохолодности. | 3 часа |
11 | Натюрморт, составленный из форм сложной конфигурации (крынка, груша) при боковом освещении на белом фоне. | Передача светотени на объемных формах в связи с теплохолодностью. | 3 часа |
12 | Натюрморт из 2-3 предметов на цветном фоне. Понятие о цветовом рефлексе. | Попытка передать изменение цвета предмета в зависимости от окружающей среды. Теплое освещение – холодные тени. | 3 часа |
13 | Наброски цветом простейших натюрмортов (по 3о мин.) | Передача общего цветового тона. Работа с палитрой. Поиск цветовых оттенков. Цельность. | 9 часов |
14 | Натюрморт из 2-3 предметов. Палитра ограничена 3-мя красками (желтой, синей, черной). | Повторение темы. Передача формы предмета с передачей пространства. Поиск тончайших цветовых оттенков. | 3 часа |
15 | Натюрморт из 3 предметов. Палитра ограничена 3-мя красками (зеленой, красной черной). | Использование технических возможностей акварели. Фактура, мазок, направление, размер и форма мазка. | 3 часа |
16 | Несложный контрастный натюрморт. Выполнить в мозаичной технике. | Разбить все формы на плоскости их покрывающие. Проанализировать изменение цвета плоскостей в зависимости от поворота, удаленности от источника света и цвета. | 3 часа |
17 | Натюрморт из 2-х гладкоокрашенных предметов на пестром фоне (ваза и яблоко). | Уметь расфокусированно смотреть на натуру. Увидеть пестрый фон через предметы. Уметь обобщать несущественное ради выделения главного. | 3 часа |
18 | Натюрморт из 2-х предметов на контрастном фоне. | Знакомство с приемом работы по-сырому. | 3 часа |
19 | Наброски цветом фигуры человека. Акварель. Композиция "Художники", "Музыканты". | Предварительно первые наброски выполняются карандашом и более длительное время. Затем время сокращается до 5-7 минут. Последние наброски делаются цветом без предварительного рисунка. | 3 часа |
20 | Постановка из 3-4 предметов нейтральной окраски на нейтральном фоне при теплом боковом освещении. Акварель. | Повторение и усложнение темы №11. | 3 часа |
21 | Постановка из 3-4 предметов более сложной формы на контрастном фоне. (3 задания). Акварель. | Цветовая гармония. Теплохолодность. Пространство. | 9 часов 9 часов 9 часов |
22. | Итоговая постановка. Акварель | Проверка приобретенных знаний, умений и навыков. | 3 часа |
Итого: | 102 часа |
Дополнительные упражнения
1. Упражнение на цветовое мерцание. Растяжка от светлой теплохолодности через цветовой контраст к сближенной темной теплохлодности.
2. Натюрморт, поставленный на пары дополнительных цветов. Голубой с золотым, зеленый с красным, салатовый с пурпурным и т.д.
3. Упражнения на характеристики цвета (один натюрморт в шести вариантах: теплый – холодный, темный – светлый, насыщенный по цвету и слабо насыщенный).
2 класс
№ п\п | Наименование тем и их краткое содержание. Техника исполнения. | Цели и задачи темы. Способы решения. | Кол-во часов на тему |
1 | Постановка из 3 предметов с ясно выраженным цветом (фрукты, овощи, посуда) на нейтральном фоне. Непестрые драпировки, боковая подсветка. | Цветовая характеристика предметов и их связь с окружающей средой. Поиск композиции, работа над рисунком под живопись. Поиск больших цветовых отношений. Продолжение работы в цвете. Уточнение деталей. Обобщение. Подведение итогов. Обсуждение. | 3 часа 3 часа 3 часа |
2 | Постановка из 3-4 предметов на цветном фоне. Однотонные драпировки. Наглядные пособия: иллюстрации работ Машкова, Стожарова, Кончаловского. | Передача цветовой характеристики предметов. Цветовое взаимовлияние, пространство. Рисунок эскиза, поиск композиции, цветовое решение эскиза. Начало работы на формате. Первые цветовые пятна, поиск цветовых отношений. Продолжение работы над деталями, прописка главного в работе. Завершение работы. Обобщение. Подведение итогов. Обсуждение. | 3 часа 3 часа 3 часа 3 часа |
3 | Декоративный натюрморт из игрушек и декоративных тканей. Техника – гуашь. Колорит ограничен 4-5 цветами. | Организация цветового пространства. Равновесие и гармония цвета. Поиск динамической композиции. Составление колеров. Первые цветовые прокладки. Цветовое равновесие. Детализация. Завершение работы. Оформление. | 3 часа 3 часа 3 часа 3 часа |
4 | Постановка на цветном фоне 4-5 предметов. | Передача пространства (объема предметов), цветовых рефлексов. Поиск композиции и формата листа. Цветовой эскиз. Рисунок под живопись на основном формате. Начало работы цветом. Прописка деталей, поиск общих цветовых отношений. Завершение. Подведение итогов. | 3 часа 3 часа 3 часа |
5 | Постановка из нескольких предметов более сложных по форме, на цветном фоне. | Передача характера предметов и их цветовых отношений. Поиск композиции и формата листа. Рисунок на основном формате под живопись. Начало работы цветом. Продолжение работы. Завершение. Подведение итогов. | 2 задания по 6 часов |
6 | Постановка из предметов, близких по цвету. В теплой и холодной цветовой гамме. | Поиск оттенков одного и того же цвета, разных по тону, теплохолодности и насыщенности. Поиск композиции на заданном формате. Рисунок натюрморта на основном формате. Первые цветовые пятна. Общие цветовые отношения. Работа над деталями. Синтез и анализ этюда. Завершение. Подведение итогов. | 2 задания по 9 часов |
7 | Постановка из 3-4 предметов, различных по материалу. | Передача формы одним цветом (монохром). Возможный цвет – сиена, умбра. Поиск композиции. Рисунок под живопись. Начало работы цветом. Продолжение работы в цвете. Поиск тоновых отношений. Работа над деталями. Завершение. Обобщение. Подведение итогов. | 3 часа 3 часа 3 часа |
8 | Постановка из нескольких различных по материалу предметов (дерево, металл, стекло, керамика). | Передача материальности, фактуры. Поиск композиции в эскизах. Цветовой эскиз. Рисунок под живопись. Начало лессированных прокладок. Поиск больших цветовых отношений. | 2 задания по 9 часов |
9 | Итоговая постановка, суммирующая полученные знания, 3-4 предмета, 3-4 драпировки, сближенная цветовая гамма. | Требования: единая цветовая гамма, светотеневая моделировка формы. Передача пространства цветом. Теплохолодность, цельность листа. Техничность | 6 часов |
Итого: | 102 часа |
3 класс
№ п/п | Наименование тем и их краткое содержание. Техника исполнения. | Цели и задачи темы. Способы решения. | Кол-во часов на тему |
1 | Постановка из живых цветов. Используется техника по-сырому. В качестве наглядных пособий можно показать репродукции Фонвизина. | Выявить характер букета, оригинальную композицию, передать цветовую гармонию. Знакомство и углубление знаний о различных приемах работы акварелью, применение их на практике. Рисунок под живопись. Работа по-сырому. | 6 часов |
2 | Натюрморт с веткой рябины | Выделение главного, режиссура процесса работы, мера обобщения и детализация в работе. Рисунок под живопись. Начало работы цветом. Продолжение. Завершение. Подведение итогов. | 6 часов |
3 | Натюрморт, составленный из нескольких предметов, различных по окраске и форме, на нейтральном фоне. | Передача тональных и цветовых отношений (боковая подсветка). Рисунок под живопись. Начало работы цветом. Продолжение цветовых прокладок. Завершение. | 6 часов |
4 | Краткосрочные этюды с чучелом птиц. | Передача выразительности характера и цвета птицы. Прием а-ля прима. Этюды с грача в разных поворотах на фоне разных по цвету драпировок. Этюд чайки в трех ракурсах на светлом и темном фоне. Обсуждение работ | 2 этюда по 3 часа |
5 | Постановка из нескольких предметов, разных по материалу (дерево, стекло). Показ репродукций Машкова, Кончаловского. | Передача фактуры предмета (материальности). Условная передача пространства. Цветовой эскиз с распределением основных цветовых отношений. Рисунок на основном формате. Начало работы цветом. Анализ. Передача плановости. Детализация. Синтез обобщения. Подведение итогов. | 2 задания по 9 часов. |
6 | Декоративный натюрморт (плоское решение). Работа гуашью, колерами в 4-5 цветов. | Дать понятие о цветовом равновесии, о динамике в композиции. Передать эмоциональное состояние и цельность. Работа над эскизом композиции. Рисунок на основном формате. Начало работы цветом. Подбор колеров и их подготовка. Равновесие каждого цвета – цель второго занятия. Продолжение работы в цвете по всей плоскости листа. Отделка деталей. Завершение. Подведение итогов. | 12 часов |
7 | Постановка из предметов, сближенных по окраске. | Передача колорита, поиск богатства цветовых оттенков. Выразительность и целостность композиции. Закрепление знаний по цветоведению. Цветовой эскиз. Поиск композиции. Передача сближенной цветовой гаммы. Рисунок на основном формате. Постоение цветовых отношений. Работа с палитрой. Начало работы цветом. Поиск основных цветовых отношений. Анализ. Завершение. | 2 задания по 12 часов |
8 | Наброски цветом фигуры человека. | Минимум средств. Максимум выразительности. Передача теплохолодности. | 12 часов в течение года |
9 | Постановка с введением чучела птицы и узорной драпировки. | Суммирование накопленных знаний и умений. Цветовой эскиз. Выполнение в технике акварели. Рисунок на основном формате под живопись. Первые цветовые прокладки. Поиск цветовых отношений. Работа над деталями. Синтез. Обобщение, завершение. | 12 часов |
Итого: | 102 часа |
4 класс
№ п/п | Наименование тем и их краткое содержание. Техника исполнения. | Цели и задачи темы. Способы решения. | Кол-во часов на тему |
1 | Постановка из цветов, свежих овощей, фруктов. Для показа приема вливания цвета в цвет используется | Повторение технических приемов акварели, цельность, колористическое единство работы, декоративность решения. Упражнение по-сырому. Вливание цвета в цвет. Поиск оптимального решения обобщенной формы цветка. Изображаются только цветы без вазы и т.д. Поиск композиционного решения натюрморта. Рисунок под живопись. Начало работы цветом. Прописка деталей. Обобщение и завершение. | 9 часов |
2 | Этюд – растение подсолнух. | Повторение технических приемов акварели. По-сырому. Выполнение выразительной композиции в быстром темпе. | 3 часа |
3 | Букет с веткой рябины. | Передача пространства. Взаимодействие предметов с фоном. Рисунок под живопись. Начало работы. Композиционное решение. Прописка деталей. Анализ. Завершение работы. Обобщение. Подведение итогов. | 9 часов |
4 | Натюрморт из нескольких предметов, разных по материалу, усложненных по форме, с богатой по фактуре драпировкой. | Гармоничное решение композиции, богатство нюансов. Передача световоздушной среды. Цветовой этюд композиции. Рисунок под живопись. Работа в цвете над композицией. Продолжение работы в цвете над деталями. Завершение. Обобщение. Подведение итогов. | 12 часов |
5 | Этюд головы человека. | Индивидуальная цветовая характеристика. Элементы моделировки головы цветом. Несколько цветовых набросков головы человека (5-6 на занятие) по цветовой прокладке. Прием по-сырому. Рисунок головы человека под живопись. Начало лессировочных прокладок. Продолжение работы в цвете. Моделирование лессировкой частей головы. | 12 часов |
6 | Фигура человека. Несложная тематическая постановка. | Цветовое единство работы. Пластическая завершенность форм. Моделировка головы, передача пропорций фигуры. Работа над подготовительными эскизами. Композиционное решение. Поиск. Рисунок под живопись. Начало широких лессировочных прокладок. Продолжение работы в цвете под детали. Завершение работы. Подведение итогов. | 12 часов |
7 | Постановка из 3-4 предметов, разнообразных по фактуре, с введением гипсового орнамента или маски на дальнем плане. | Умение последовательно вести длительную постановку. Лепка формы цветом. Передача материальности предметов. Пространственное решение планов. Объяснение темы с постановкой задач. Композиционное решение. Построение предметов. Выбор цветовой гаммы. Начало работы цветом. Работа над деталями по всей плоскости листа. | 2 задания по 12 часов |
8 | Фрагмент интерьера (ясный по теме). Угол мастерской. | Передача пространственных планов цветом, передача световоздушной среды. Цветовой эскиз. Поиск выразительной композиции. Выбор точки зрения. Рисунок под живопись. Начало работы цветом. Прописка деталей лессировкой. Обобщение работы (синтез). Подведение итогов. | 12 часов |
9 | Итоговая экзаменационная постановка. | Выявление качества полученных умений и навыков: - умение последовательно вести работу над длительной постановкой, выдерживать цветовое единство этюда; - умение завершить работу, показав владение "режиссурой", то есть выделять главное в натюрморте и "списывать" неглавное, передавая световоздушную среду и пространство. | 12 часов |
Итого: | 102 часа |
Методические рекомендации.
Учебный год в 1 классе начинается со знакомства с материалами и принадлежностями для живописи, начальных упражнений в технике акварели, смешении красок, растяжках цвета непрерывных и прерывистых, заливках. Затем выполняются этюды осенних листьев. Характер листьев подскажет метод технического исполнения, растяжку цвета от светлого к темному или мягкий переход от одного цвета к другому, перекрытие одного слоя другим и т.д.
Следующее задание – три характеристики цвета. Необходимо внимательно рассмотреть цветовой круг и понять, что каждый цвет теплее или холоднее соседнего. Теплохолодность относительна. Целесообразно ознакомить учащихся с распределением светотеней на шаре: сначала в черно-белом варианте, а потом сделать несколько упражнений в разных техниках: по-сырому и по-сухому, с цветными шариками на цветном фоне. Выделить шесть элементов светотени, в том числе цветовой рефлекс.
Первое задание по теме – задание по плакатам, второе – с натуры. Объектами могут быть круглые овощи, фрукты, мячи, шары, сначала единичные, затем их объединяют в группы и составляют мини-натюрморты из 2-3 предметов округлой формы на цветном фоне с боковой подсветкой. Постепенно количество предметов в натюрморте увеличивают. К концу 1-го класса они состоят из 3-4 предметов. Формат небольшой 30*40 см, изображение не должно быть больше натуральной величины предметов.
Следует чаще напоминать, что важно не раскрашивать рисунок, сделанный под живопись, а брать цветовые отношения, сравнивая пятна по светлоте, насыщенности и теплохолодности. Полезно давать возможность по-разному начинать этюд:
- с самого яркого;
- темных мест (свет не трогать);
- написать натюрморт только на спектральных цветах;
- на слабонасыщенных (на земляных);
- написать небольшие постановки только двумя цветами (охра – синий, зеленый – красный, салатовый – пурпурный).
Начинать живопись лучше с первого плана, с самого яркого предмета - пусть он будет эталоном яркости. Затем вместе с детьми необходимо посмотреть на весь натюрморт: какими кажутся цвета остальных двух предметов по отношению к цвету самого яркого предмета, друг к другу, к фону; внимательно проанализировать цветовые отношения.
Далее следует обратить внимание на падающую тень: под самим предметом она темнее, у переднего края четче, по мере удаления контраст её ослабевает, изменяется тон, цвет зависит от освещения, цвета ткани, на которой лежат предметы, и от окраски предметов (они также отражают легкий цвет на горизонтальную плоскость)
Мазки следует накладывать по форме предмета, как бы ощупывая его кистью в пространстве. Желательно не смешивать более трех красок; если не получается, то нужно искать на палитре другое сочетание красок и пропорций при их смешивании. Такой способ ведения работы от центрального, самого яркого пятна можно назвать работой от "куска".
Предметы второго плана пишутся несколько шире, более крупным мазком. Очень важно точно передать уход формы от нас в глубину, края предметов часто принимают рефлексы рядом лежащих. Тональный контраст блик – полутон и его теплота и яркость дадут ощущение выступающей формы. Ведь то, что теплее, звонче по цвету и контрастнее по тону, кажется ближе, а то, что холоднее, спокойнее по цвету и легче по тону – дальше.
Обобщим: чтобы передать пространство, надо по мере удаления предмета в глубину снижать яркость цвета, т. е. насыщенность и тоновой контраст относительно первого плана. Так же воспринимается и горизонтальная плоскость: та её часть, которая ближе к нам, - ярче, светлее, а с постепенным уходом в глубину она становится темнее, сдержаннее по цвету и мягче по тону.
Это метод подхода к работе с натуры. Последующие занятия – на нейтральном, цветном, контрастном фоне – будут подобны описанному выше методу. И в каждом решается комплекс задач: освещение, цвет, тон, пространство, форма.
Если на первых порах, ученики сумели грамотно по форме класть мазки, если акварель прозрачна, если есть попытка разобрать цветовые и тональные отношения, передать пространство, то это уже хорошо, даже если работа не доделана.
Учебный год во 2-м классе обычно начинается с задания интересного и приятного для всех ребят – этюды живых цветов без вазы на светлом нейтральном фоне. Для натуры лучше брать крупные цветы с ярко выраженной чашечкой цветка. Крупные массы свяжутся с тоном, если к ним добавить мелкие травинки и листья. Помогают "расписаться" короткие привлекательные постановки только из фруктов и овощей. Это может быть большой ломоть тыквы или арбуза, перцы, помидоры, яблоки, поставленные на листе лопуха или куске цветной бумаги. Такие задания носят этюдный характер, каждое по три часа. Цель – хорошо продумать последовательность ведения этюда, цветовые и тональные отношения, обобщенно вылепить форму предметов, рассматривая её как площадки, различно повернутые к свету. Необходимо приучить учащихся "лепить форму" раздельными мазками, как бы ощупывая её в пространстве, добиваться плавного перехода от одного цветового оттенка к другому.
Следующие задания усложняются вводом в натюрморт двух предметов (бутылки, банки, горшки). Натюрморт ставится на светлом нейтральном фоне. Таких заданий тоже должно быть два. Первое можно скомпоновать по горизонтали, второе – по вертикали, сделать различной цветовую гамму. Сложность заключается в том, чтобы суметь в светлое окружение вписать темные предметы. Для облегчения работы натюрморты освещают боковым светом.
Следующее задание – написать светлые предметы на темном фоне. Задание довольно сложное. Объем светлого предмета на темном фоне нелегко вылепить, но особая сложность состоит в нахождении общей тональности натюрморта, таким образом, чтобы светлые предметы постановки органично "вошли" в живопись. Для этого вводится 3-4 светлых предмета разной тональности.
Можно поставить серию краткосрочных мини-натюрмортов с одним и тем же светлым предметом на различно окрашенных интенсивных тонах – красном, зеленом, синем, фиолетовом, оранжевом. Следует следить, чтобы учащиеся не раскрашивали, а писали обобщенно, выделяя цветом самое характерное. Можно использовать знакомое задание – натюрморт в теплом колорите, например в золотисто-коричневой гамме (чугунок, рыба, картофель, луковица на желтой бумаге).
Учащиеся должны помнить, что успех живописи зависит от определенно выраженной теплохолодности, игры холодного света на теплой поверхности. Если такой натюрморт писать только одними теплыми красками, он будет вялым, неживописным; здесь надо быть предельно внимательным, сравнивать относительную меру теплохолодности на каждом предмете, искать эти холодноватые оттенки.
Длительные задания надо чередовать с краткосрочными этюдами. После натюрморта в теплой цветовой гамме, по контрасту, ставят натюрморт в холодном колорите. Холодные цвета – это не только голубые, синие, зеленые: ими могут быть и красные. Можно ставить такой натюрморт, который бы включал холодные розовые, красные, коричневые, нейтральные цвета – это расширит понятие учащихся об относительности восприятия цвета. Необходимо осторожно вводить складки: они должны быть простыми, недлинными, без резких теней. Нужно особенно тщательно подбирать фон для постановки. Во 2-м классе он может состоять из 2-3 близких по тону драпировок.
Следующий этап – натюрморт из предметов быта, различных по материалу. Цель занятия – найти живописный язык для изображения стекла, дерева, металла, ткани, усвоить технические приемы. Учащиеся внимательно сравнивают предметы. Например, стеклянная банка и деревянная миска по-разному отражают световые лучи, по-разному принимают рефлексы. На стекле рефлексы четкие, хорошо видны; на матовой поверхности деревянной миски они едва заметны, мягко входят в основной цвет полутона и тени. Следовательно, писать надо по-разному. Стекло – мазками сочными, звонкими, передающими все разнообразие гладкой, блестящей поверхности. Деревянная поверхность пишется шире, мягче, мазок втекает без контрастов, рефлексы тонкие, едва заметные. В таких предметах форма главенствует над цветом. И чтобы остро характеризовать в одном натюрморте разные по фактуре предметы, надо почувствовать меру живописного обобщения стекла и очень тонко увидеть цветовые и тональные нюансы матового предмета.
Следующий этап – натюрморт на контрастных цветовых отношениях с предварительным этюдом. Задание на 9 часов. Такую постановку сложно организовать, есть опасность сделать её неинтересной по цвету. Чтобы этого избежать, необходимо задать определенную колористическую гамму, например, красно-зелено-золотистую (гамма новгородских икон). Надо стремиться их подчеркнуть, стараться тоньше, мягче передать цветовые оттенки, сохраняя особый насыщенный колорит. Большие затруднения испытывают учащиеся в написании складок драпировок в натюрмортах. Поэтому необходимо ввести в учебный процесс задания на отдельное написание складок.
Завершает год контрольное задание, обобщающее знания, умения и навыки, полученные за год. Это может быть натюрморт из предметов быта, различных по материалу. В основном во 2 классе используется формат ¼ листа (30*40 см). Если композиция требует другого формата, можно взять лист больше, и то лишь в том случае, если учащиеся справляются с большим размером работы.
Каждый учебный год начинается с задания, где в качестве натуры используются богатые по цвету и разнообразные дары осени. Хороши для натурной постановки кочан капусты, помидоры, перцы, грибы, тыква, яблоки, гроздья рябины, калины. Самое главное – натюрморт должен быть красивым, чтобы появилось желание поработать над ним. Фон желателен светлый или нейтральный, однотонный. Его легко прописать между цветами и листьями, а мелкие детали можно прописать по уже сделанному фону.
Всю первую четверть в 3 классе, пока есть возможность использовать в качестве натуры овощи и фрукты, можно проводить задания в 2-3 сеанса, работать над аналитическим этюдом.
Следующее занятие – натюрморт, в который входит темный предмет на светлом фоне. На вертикальной плоскости 2-3 складки, а на горизонтальной – ткань с простым орнаментом. Поверхность предмета гладкая и хорошо принимает рефлексы от окружающих предметов. На светлой ткани фона светотень прослеживается лучше, чем на темной. Трудность изображения складок состоит в том, чтобы они были написаны в пространстве, т. е. степень сделанности, цвет и тон должны быть найдены точно в отношениях к первому и второму плану. На первом плане может лежать полотенце, целиком светлое и прозрачное, а затем поверх первой складки осторожно наносится орнамент. Чтобы хорошо сделать такую постановку, понадобится 12 часов с предварительным одночасовым этюдом.
Одну из постановок можно посвятить передаче плановости в натюрморте. В начале темы целесообразно выполнить серию упражнений на светлой бумаге (12*15 см), на свободную тему, с передачей шести - восьми планов. Это может быть аллея, пещера, тоннель с дверями, узкий проход со ступеньками. Важно понять, как строить пространственно планы или кулисы, ослабляя контраст в глубину. Если ученик справляется с заданием, ему предлагается написать натюрморт, где предметы тщательно подобраны так: на переднем плане имеются самые сильные контрасты, игра преимущественно теплых тонов; на втором плане контрасты слабее, мягче, и есть еще третий и даже четвертый планы, которые почти сливаются с фоном, плоские необъемные; они холоднее, чем передние планы.
После задания на контрастные отношения можно перейти к натюрморту на сближенных цветовых сочетаниях в теплой гамме. В этой постановке будут родственные по окраске предметы. Например, темно-зеленая крынка, зеленоватые драпировки, зеленые яблоки, светло-зеленая керамическая миска. Рефлексные связи здесь совсем иные, чем в контрастном натюрморте; они носят тональный характер: нужно увидеть тонкие и сложные цветовые градации.
Перед длительной работой над постановкой в 3-м классе необходимо делать маленький этюд для памяти, т. к. может помешать цветовая и тональная адаптация и можно упустить важные моменты, которые трудно исправить в акварели.
Для ребенка увидеть цвет гораздо легче, чем тон, разницу тонов. Длительные постановки по живописи чередуются с короткими 3-х или 6-ти часовыми заданиями.
Следующее задание – натюрморт на сложных цветовых отношениях из предметов быта, различных по материалу и сдержанных по цвету. Количество предметов в постановке – 3-4, все близки к геометрическим формам (медный чайник, бутылка, деревянная доска, луковица, три-четыре драпировки). Работая, нужно стараться не "запестрить" форму, не разрушить ее грубой цветовой разработкой. К концу года задания немного изменяются, так как, в связи с удлинением светового дня, появляется возможность работать при дневном свете.
Если к этому времени появляются цветы, можно рисовать постановки с нарциссами в стеклянном сосуде, тюльпанами, сиренью. Если цветов нет, можно выполнить натюрморт в холодной цветовой гамме. Усложняется это задание складками фона, которые продолжаются на горизонтальной плоскости. Сочетаний оттенков цвета, материалов, фактур великое множество, в любом случае, потребуется напряженный поиск живописного языка, наиболее выразительных приемов живописи и колористического решения.
В выпускном классе не следует переходить к более сложным натурным постановкам, не достигнув желаемого результата в простых. Поэтому начинать учебный год лучше с натюрмортов, составленных из ярких, сочных плодов осени, где у учащихся после летнего перерыва, проявляется радостное желание поработать, "расписаться". Для того, чтобы вспомнить и закрепить теоретические знания и различные технические приемы акварельной живописи, предлагаются красивые натюрморты. Задачи при этом ставятся разные: передать различные цветовые решения – контрастные, сближенные, теплые, холодные; передать особое эмоциональное состояние ("Торжественный букет", "Мерцающая осень", "Грустное окно").
Затем на 12 часов ставится натюрморт из нескольких предметов, усложненных по форме с богатой по фактуре драпировкой. Прежде чем писать, надо разобраться в характере цветовых отношений натуры. Необходимо сделать цветовой эскиз. После компоновки и рисунка первыми лучше покрывать предметы, имеющие наиболее насыщенную окраску. Если начинать работу с менее насыщенных объектов, можно преувеличить их цветность и затем окажется невозможным подобрать насыщенные цвета других предметов, т. е. передать правильные цветовые отношения. Все предметы нужно писать одновременно, сравнивая пятна по светлоте, цвету и насыщенности цвета. При этом надо стараться смотреть на предметы не поочередно, а на всю группу в целом. Цельность восприятия позволит правильно определить отношения. Когда цвета взяты сразу и близко к их полному звучанию, то легче угадать и соседние. Кроме того, положенные в полную силу цвета гораздо лучше передают первое и непосредственное впечатление художника от натуры.
Прорабатывая объемную форму каждого предмета, необходимо внимательно следить за наличием теплых и холодных оттенков на его поверхности. Особенно важно не упустить колористическое единство (общую цветовую и тоновую гамму всех красок). Без этого невозможно передать формы в условиях определенного освещения. Каждое пятно краски, каждый мазок необходимо класть по рисунку, согласно поверхностям, которые ограничивают предмет. Цвет может иметь смысл лишь в том случае, если он не воспринимается как краска, а превращается в материал, лепит объем и создает пространство.
Надо знать, какими способами можно изобразить предметы в пространстве, нужно умело "отдалять" на этюдах один предмет и "приближать" другой. Ослабление и усиление цвета предметов можно корректировать в процессе работы над натюрмортом; чистой кистью с водой смягчаются краски и контур того предмета, который должен отойти вглубь. Если же передние предметы получились слишком слабые, то можно "приблизить" предметы переднего плана, усилив их яркость и подчеркнув определённее тоном и цветом.
Принцип шара используется не только при изображении объемной формы, но и при завершении композиции. Края картинной плоскости уходят под раму, а главное в картине выделяется контрастами и детализацией.
Следующая тема – "Этюд головы человека".
Смысл этого задания состоит в изучении формы головы человека, лепке формы цветом, выявлению индивидуальных качеств. Чтобы приступить к этой теме, надо иметь навыки тонового рисования головы, знать строение черепа. Объем целого и деталей образуют плоскости, находящиеся в разных поворотах. Если учащийся не подготовлен в тоновом рисунке головы, не имеет развитого чувства формы, конструкции, он не сумеет положить найденный цвет на нужное место по форме, не сможет сделать этюд собранным и цельным.
Нужно уметь рисовать кистью, если необходимо поправить или восстановить сбитый в процессе рисунок. Для этой цели полезны наброски в рисунке головы двумя цветами или одним цветом. При выполнении этюда головы следует помнить, что в натуре не существует контура, линии, а существует только граница объемной формы, пространственных плоскостей, поэтому линии карандаша в рисунке под акварель не должны быть жесткими и толстыми.
Начинать этюд нужно с тех мест, которые имеют легко определяемые красочные характеристики, и дальше ориентироваться на них при определении цветовых отношений.
Новая тема в программе 4-го класса – "Фрагмент интерьера". Ставится задача передать планы в пространстве и световоздушную среду. Пространство интерьера более глубокое, чем в натюрморте, но менее глубокое, чем в пейзаже. В этом отношении интерьер является как бы промежуточным звеном в изучении законов цвета и тона в пространстве.
Прежде чем приступить к этюду интерьера, необходимы предварительные зарисовки, композиционные поиски в карандаше. Обычно размер зарисовок и схем композиции не превышает размера почтовой открытки. В первых эскизах обычно схвачено самое острое впечатление, которое необходимо сохранить до завершения этюда. Задание рассчитано на двенадцать часов. В школе этюд обычно выполняется в условиях освещения лампами накаливания, поэтому освещенные части предметов в целом теплее находящихся в тени, но не настолько сильно, как кажется на первый взгляд. Наиболее распространенная ошибка при работе над этюдом интерьера в этих условиях – слишком теплый колорит ("пережаренный"). Вопросы колорита, согласованности красок изображения лучше всего познаются при изображении следующих натурных постановок.
- Один и тот же натюрморт надо выполнить при дневном, вечернем и сумеречном освещении (или два варианта – искусственное освещение и дневное).
- Натюрморты в сближении цветовых отношений (одни из предметов теплой окраски, другие – холодной).
- Условия разного спектрального состава освещения создаются искусственно.
Возможен одновременный показ трех одинаковых постановок. Одна постановка освещена боковым светом, вторая теплым светом, а третья – холодным. Первая постановка – это эталон для сравнения разных условий освещения, для изменений локального цвета. Время исполнения работ три-шесть часов.
- Теплохолодность цветовой лепки объемной формы можно усвоить, если написать учебный натюрморт с двумя источниками света: холодным из окна и слабым, теплым (электрическим) с теневой стороны.
Контраст холодного света и теплой тени имеется и в натуре без искусственного освещения, только он менее заметен.
Список литературы:
- Живопись. Программа для детских художественных школ и художественных отделений школ искусств. Министерство культуры СССР. Всесоюзный методический кабинет по учебным заведениям искусства и культуры. 1982.
- Живопись. Примерная программа для детских художественных школ и изобразительных отделений школ искусств. Министерство культуры Российской Федерации. Научно-методический центр по художественному образованию. 2002.
- Ревякин П.П. "Техника акварельной живописи", Москва. 1959.
- "Юный художник", ежемесячный журнал, 1997 – 2014.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно - методическое пособие "Модульная образовательная прграмма для педагогов( биология)
"Модульная образовательная прграмма для педагогов( биологии. географии) для проведения курсв для учителей...
Рабочая прграмма К учебному пособию Spotlight
Рабочая программа...
Рабочая прграмма по предмету "Профильный труд" 9 класс на 2014-2015 учебный год
Рабочая программа для 9 класса по учебному предмету «Профильный труд» составлена в соответствии с учебным планом ОУ на 2014-2015 учебный год, рассчитана на 136 часов (исходя из 34 учебных ...
СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ПРГРАММЫ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ
Система оценки по физической культуре имеет комплексный подход к оценке результатов образования, позволяющий вести оценку достижения обучающимися всех трёх групп результа...
СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ПРГРАММЫ КУРСА "ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА"
У учителя физической культуры часто возникает конфликтная ситуация по поводу оценивания обучающихся. Проблема в том, что не понятно кому и за что ставить ту или иную оценку. ФГОС требует от учителя ко...
СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ПРГРАММЫ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ
СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ПРГРАММЫ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ...
СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ПРГРАММЫ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ
Система оценки достижений планируемых результатов...