Публикация "Гражданско -патриотическое воспитание учащихся дополнительного образования естественно- научной направленности"
статья по теме

Костырченко Светлана Николаевна

Основной задачей дополнительного образования является создание условий для социальной адаптации учащихся объединений естественно- научной направленности через систему гражданско-патриотического воспитания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kostyrchenko_s.n._statya.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

Костырченко Светлана Николаевна,

педагог дополнительного образования

МБУ ДО «Станция юных натуралистов»

(Бирюч, Россия)

ГРАЖДАНСКО -ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

Аннотация

Основной задачей дополнительного образования является создание условий для социальной адаптации учащихся объединений естественно- научной направленности через систему гражданско-патриотического воспитания.

Ключевые слова

Гражданское воспитание, патриотическое воспитание, дополнительное образование.

Гражданское и патриотическое воспитание учащихся в настоящее время является одним из важнейших приоритетов содержания образования. Ведь именно воспитание гражданина – это систематическая и целенаправленная  деятельность не только государства, институтов гражданского общества, но и семьи по формированию готовности к выполнению гражданского долга, высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, защита своей Родины. Образовательная система России отметила важность этого направления в работе и  деятельности педагогов школ, учреждений дополнительного образования, детских садов.

Задача дополнительного образования – создать условия для социальной адаптации учащихся объединений естественно- научной направленности через систему гражданско-патриотического воспитания, развивать интерес к  истории и культуре Отечества, формировать у детей нравственность, духовность, справедливость, любовь к Родине и готовность ее защищать. Как и все направления воспитательной деятельности, гражданско-патриотическое воспитание предполагает формирование и развитие личности ребёнка, учет его индивидуально-психологических особенностей, социального опыта, мотивов, потребностей, способностей и т. д.

Патриотизм должен проявляться как в поступках, так и в деятельности человека, а при умелом воспитании пройти через целый ряд этапов на пути к своей зрелости и закрепиться на конечном результате.  

Для достижения этой цели воспитание гражданской ответственности учащихся объединений дополнительного образования  предполагает участие в социально-полезной деятельности. Например, это мероприятия, посвященные важным датам России, которые объединяют общественность, родителей, педагогов и учащихся: День Конституции, День Победы, а так же участие в акциях и конкурсах. Например, «Алая гвоздика», где дети благоустраивают памятные места, выращивают рассаду цветов, саженцы деревьев, кустарников и озеленяют мемориальные и социальные объекты. Учащиеся так же оказывают шефскую помощь ветеранам Великой Отечественной войны, матерям погибших воинов, принимают активное участие в реализации проектов: «Марафон добрых дел», «Сделаем Вместе», «Письмо ветерану», «Бессмертный полк», а также посещают музеи, памятные места. Участвуя в акции «Георгиевская ленточка» дети вручают этот символ памяти, связи поколений и воинской славы всем  неравнодушным жителям нашего города.

Содержательная работа по патриотическому воспитанию ведется в ходе подготовки проектов и исследовательских работ, которые посвящены истории, событиям, знаменитостям нашего родного города и края. Так при проведении Всероссийской акции «Я- гражданин России!», учащимися были реализованы проекты «Моя малая Родина», «История победы- Курская дуга», посвящённые 75-й годовщине Победы в Курской битве.

Посещая занятия дополнительного образования, у детей развивается интерес к народному творчеству. Выставка работ учащихся, родителей и педагогов, приуроченная к данным праздникам, обычно поражает своим разнообразием. Дети создают необычайно красивые и неординарные композиции из природного материала, которые вполне можно назвать произведениями декоративно – прикладного искусства.

Любовь к природе является так же одним из проявлений патриотизма. Ведь именно экологическое образование это непрерывный процесс обучения, направленный на усвоение, систематизацию знаний об окружающей среде, приобретение умений и навыков природоохранной деятельности и формирование общей экологической культуры [2]. В данном случае, именно экологическая грамотность, заинтересованность в улучшении экологической обстановки, неравнодушие к происходящему на планете учит детей любить и уважать страну, в которой ты родился. Занимаясь в объединениях дополнительного образования ествественно -научной направленности дети участвуют в природоохранных мероприятиях, конкурсах, выставках, тематических эколого-просветительных классных часах, беседах, лекциях, открытых уроках, викторинах, театрализованных представлениях, «Круглых столах», изготавливают и распространяют листовки, выступают на телевидении, пишут публикации в районную газету «Знамя труда», в областной детский журнал «Большая переменка» и местный «Зелёный остров», а так же размещают информацию на своих сайтах на экологическую тему. Уже традиционными в наших объединениях стали такие природоохранные акции и марафоны, как «Земля - наш дом», «Птицы - наши друзья», «Первоцвет», «Голубая лента», где дети создают экспедиционные отряды зимних учетов птиц, на которых развешивают и подкармливают наших пернатых друзей, участвуют в фотоконкурсах, флеш -мобах, создают эколого-просветительские видеоролики в защиту природы, участвуют в конкурсах на  лучший экологический логотип или плакат.  Дети так же принимают активное участие и в экологических субботниках «Зелёная весна», десантах по уборке территории от мусора, «Зеленых» и «Голубых» патрулях,  призывающие защищать и охранять природу, свою малую Родину и стараться сберечь все, что дорого ему с детства.

Гражданское и патриотическое воспитание учащихся начинается в семье. Поэтому деятельность педагогов дополнительного образования включает в себя работу с родителями, которые являются помощниками и единомышленниками в воспитательном и образовательном процессе- это семейные праздники «Моя семья в истории Великой Отечественной войны», «Семейные радости», классные часы «Духовные традиции семьи», «Семья, ценности и цели», «Какой Вы родитель?», которые учат ценить, любить и дорожить своими близкими.

Таким образом, мы видим, что человек без патриотизма и чувства гражданственности не имеет своей страны, Родины, а она дается только раз в жизни. Ведь Родина – это дом человека, в котором он живёт, а наша задача, чтобы каждый ребёнок смог построить себе такой дом из добра, веры, уважения и любви к своему народу, своей стране.

Список использованных источников:

1. Данилюк, А. Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. – М.: Просвещение, 2009.

2. Экологическое сознание и экологическое образование [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ru.wikiversity.org/wiki/Экологическое сознание и экологическое образование


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

На современном этапе развития системы образования, деятельность учреждений дополнительного образования детей в реализации патриотического воспитания детей, приобретает особый смысл, так как именно зде...

Гражданско-патриотического воспитания через дополнительное образование детей

В статье  описывается опыт работы ОДОД "Город мастеров"  в области гражданско- патриотического воспитания....

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ...

Дополнительная общеразвивающая программа естественно-научной направленности "Природа и человек" стартовый уровень Автор-составитель Майджи О.В., педагог дополнительного образования

Дополнительная общеразвывающая программа естественно-научной направленности  "Природа и человек", стартовый уровень. Возраст обучающихся 13-14 лет. Срок реализации 1 год. Автор-составит...

Дополнительная общеразвивающая программа естественно-научной направленности "Природа и человек" базовый уровень. Автор-составитель Майджи О.В., педагог дополнительного образования

Дополнительная общеразвивающая программа естественно-научной направленности "Природа и человек", базовый уровень. Возраст обучающихся 15-17 лет. Срок реализации 2 года. Автор-составитель Май...

ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

За последние годы в России были предприняты значительные усилия по укреплению и развитию системы патриотического воспитания граждан Российской Фе...

Проект «Использование ресурсов центра образования естественно-научной направленности «Точка роста»

Данный проект будет полезен учителям, работающим в центрах образования "Точка роста". Содержит КТП и примеры уроков с использование цифровой лаборатории....