ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
статья на тему

Соловьева Наталья Борисовна

На современном этапе развития системы образования, деятельность учреждений дополнительного образования детей в реализации патриотического воспитания детей, приобретает особый смысл, так как именно здесь обеспечивается возможность детям быть активными участниками личностно значимой и социально активной деятельности, что, собственно, и способствует формированию патриотических качеств у детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soloveva_n.b._statya.docx25.15 КБ

Предварительный просмотр:

ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

Соловьева Наталья Борисовна,

   МКУ ДО «СЮТ» городского округа Ревда

заместитель директора по УВР

         За последние годы в России были предприняты значительные усилия по укреплению и развитию системы патриотического воспитания граждан Российской Федерации. В 2001 - 2015 годах реализованы 3 государственные программы патриотического воспитания. Патриотическое воспитание представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность органов государственной власти, институтов гражданского общества и семьи по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству,  готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

        Следует отметить, что это направление деятельности педагогов школ всегда было актуальным и важным, занимало ведущее положение, но еще недавно оно недостаточно было востребовано обществом, обделено должным вниманием со стороны государства, хотя и общественные, и государственные структуры сетовали на отсутствие системы патриотического воспитания.

        Стало очевидным, что решение ряда проблем в жизни страны во многом зависят от уровня сформированности гражданской позиции у подрастающего поколения, потребности в духовно-нравственном совершенствовании, уважения к историко-культурному наследию своего народа и народов России.

        Среди причин, обусловливающих необходимость активизации патриотического воспитания молодежи, можно выделить: развитие процессов деполитизации системы образования и демократизации общества, увеличение потока информации, сложность процессов преобразований, происходящих в обществе, расширение международных связей, усиление внимания к внутренним факторам развития личности в процессе воспитательной работы с подрастающим поколением и др.

        Реализация государственной программы "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 - 2015 годы" создала предпосылки по дальнейшему совершенствованию системы патриотического воспитания. В стране действует более 22000 патриотических объединений, клубов и центров, в том числе детских и молодежных.

         В этих условиях вновь утверждена государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы». Государственная программа "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы"  подготовлена на основе накопленных за последние десятилетия знаний, опыта и традиций патриотического воспитания граждан с учетом важности обеспечения российской гражданской идентичности, непрерывности воспитательного процесса, направленного на формирование российского патриотического сознания в сложных условиях экономического и геополитического соперничества. Программа ориентирована на все социальные слои и возрастные группы граждан при сохранении приоритета патриотического воспитания детей и молодежи [1].

       На современном этапе развития системы образования, деятельность учреждений дополнительного образования детей в реализации патриотического воспитания детей, приобретает особый смысл, так как именно здесь обеспечивается возможность детям быть активными участниками личностно значимой и социально активной деятельности, что, собственно, и способствует формированию патриотических качеств у детей.

      Патриотическое воспитание - это многоплановая, систематическая, целенаправленная и скоординированная деятельность государственных органов, общественных объединений и организаций, образовательных учреждений по формированию у детей и подростков высокого патриотического сознания.

       К  сожалению  не  все  учреждения  дополнительного  образования  имеют  хорошую  материально-техническую  базу,  разрабатывают  программы  деятельности  и  программы  дополнительного  образования,  соответствующие  предъявляемым  требованиям,  форме  и  содержанию.  Так  же,  отмечается  недостаточный  уровень  подготовки  к  такой  работе  у  педагогов  дополнительного  образования.

       Основными  задачами,  которые  ставят  себе  учреждения  дополнительного  образования  в  патриотическом  воспитании,  являются:

1.  Разработать  и  внедрить  эффективные  методы  и  формы  работы,  способствующие  развитию  патриотизма  через  разнонаправленную,  активную,  практическую  деятельность.

2.  Развить  национальное  и  гражданское  самосознание  учащихся,  патриотическую  направленность  личности,  обладающую  качествами  патриота.

3.  Сформировать  патриотическое  мировоззрение,  направленное  на  воспитание  гражданина-патриота.

4.  Создать  условия  для  проявления  патриотических  знаний  и  способностей.

       На  сегодняшний  день,  большое  распространение  получили  модели  патриотического  воспитания,  которые  встречаются  в  учреждениях  дополнительного  образования  в  разных  вариантах:  предметно-тематическая,  межпредметная,  институциональная,  проектная.

      Широкие  возможности,  для  патриотического  воспитания  детей,  имеют  педагоги,  связанные  с  деятельностью  военно-спортивных  объединений,  музеев  боевой  славы,  объединений  по  краеведению,  в  которые  входят  различные  направления,  такие  как:  военно-патриотическое,  краеведческое,  духовно-нравственное,  гражданское,  спортивное,  героико-историческое.

     Нельзя  оставить  без  внимания  и  психолого-педагогические  особенности  детей.  В  среднем  школьном  возрасте  начинают  меняться  критерии,  по  которым  дети  оценивают  себя,  окончательно  формируется  самооценка  и  самосознание.  У  подростков  обостряется  желание  выделиться  чем-то  среди  сверстников,  они  становятся  более  критичными.  В  такой  период,  важным  является  выявить  группу  риска.  К  группе  риска  относятся  подростки,  которые  нуждаются  в  психологической  поддержке.  В  эту  группу,  прежде  всего,  входят  дети,  которые  испытывают  трудность  в  самоутверждении  [2,  с.  109].

       На  качество  и  результат  в  процессе  патриотического  воспитания,  влияние  оказывают  некоторые  факторы:  индивидуально-психологический,  социально-психологический,  материально-технический,  педагогический.

        В  условиях  современного  общества,  программы  военно-патриотического  направления  для  подростков  являются  школой  гражданского  становления,  а  для  общества  в  целом  —  механизмом  и  возможностью  влияния  на  детей  младше  [4,  с.  407].

      Каждая  из  разрабатываемых  программ  интересна  по  своему,  готовится  на  результатах  многолетней  работы  с  детьми.  В  готовые  программы  часто  вносятся  изменения,  в  связи  с  постоянными  переменами  в  жизни  общества.  Так  же  дополняются  новыми  методами  и  формами,  которые  используются  в  воспитании  подрастающего  поколения  [5,  с.  62].

       Сама  деятельность,  по  формированию  гражданско-патриотического  воспитания  должна  иметь  более  конкретную,  определенную  структуру.  А  новые  формы  и  методы  должны  стать  началом  новых  принципов  и  подходов  современного  патриотического  воспитания,  что  будет  способствовать  самореализации  личности,  ее  обогащению  и  развитию.

        В  результате  гражданско-патриотического  воспитания,  ребенок  должен  быть  сформирован  как  жизнеспособная,  социализированная  личность  с  активной,  твердой  гражданской  позицией,  обладающая  социально-нравственными,  ценностными  качествами,  с  развитыми  способностями  к  саморазвитию  и  творческим  потенциалом.

        Роль дополнительного образования в воспитании патриотизма и гражданственности обучающихся в   на примере деятельности Станции юных техников, имеет большое значение.  Основной путь формирования и развития творческих способностей детей - включение их в активную творческую деятельность. Над формированием патриотической позиции обучающихся учреждение дополнительного образования работает во взаимодействии с общеобразовательными учреждениями: образуется единое образовательное пространство, где каждое учреждение, являясь уникальным по своим целям, содержанию, методам и приемам деятельности, дополняет другие, вносит свой вклад в развитие личности ребенка.

      Деятельность МКУ ДО «СЮТ» охватывает более 700 детей и подростков, которые занимаются в 20 творческих объединениях  по различным направлениям, нацеленным на духовно-нравственное и творческое развитие личности. Гибкие, инновационные формы обучения и воспитания в сочетании с традиционными подходами работы с детьми дают высокие результаты: ежегодные победы обучающихся  и творческих коллективов на  всероссийских, региональных, областных и городских конкурсах, в частности, посвященных патриотической проблематике.  

       В МКУ ДО «СЮТ» реализуется второй год проект «Я – Человек. Гражданин. Патриот».   Цель: выявить уровень проявления интереса обучающихся к «малой родине» и ее истории, частоту проявляемых стремлений обучающихся к патриотической деятельности. В ходе реализации проекта была проведена диагностика с обучающимися «Я – патриот» (М.Ю. Новицкая, С.Ю. Афанасьева). По результатам диагностики видно, что у большинства обучающихся нравственные качества личности проявляются лишь под контролем педагога. Обучающиеся проявляют чувство привязанности  и уважительное отношение к своей семье, дому, СЮТ, и выражают желание заботиться о других людях.

       Также особое внимание уделяется изучению семейных традиций. Изучение основ семейных взаимоотношений, понятий “любовь”, “дружба”, “уважение”.

Педагоги дополнительного образования активно взаимодействуют с работниками городской библиотеки. Организуют экскурсии  в Демидов центр. Проводятся добровольческие акции «Ветеран живёт рядом» и др. - символ доброты и заботы о ветеранах, тружениках тыла. В  учреждение ведется шефская работа с ветераном ВОВ – Шмелевым А.А., жителями Дома Ветеранов  и  пожилыми людьми «Острова  доброй надежды». Для них обучающиеся  готовят  подарки своими руками, стенгазеты,   собирают теплые  вещи, в рамках акции «10000 добрых дел».

Традиционной стала «Военно-спортивная эстафета», проводимая МКУ ДО «СЮТ» для учащихся города, посвященная празднованию  Великой Победы.  Проводится она в целях привлечения внимания общественности к проблемам воспитания мальчиков, как граждан, патриотов, защитников Отечества; развития инновационных форм и методов работы педагогических коллективов образовательных учреждений по формированию активной гражданской позиции, воспитанию молодежи в духе патриотизма; повышения уровня знаний у учащихся по основам военной службы, истории Отечества, истории Российской армии, истории Ревды.

Проводится военно-спортивная эстафета при участии следующих организаций: Отдел  военного  комиссариата Свердловской области по г. Ревда, городской  Совет  Ветеранов, НОУ Ревдинская СТШ ДОСААФ России, Отдел  надзорной деятельности ГО  Ревда и ГО Дегтярска,  МКУ «Центр по работе с молодежью»,   МАОУ «СОШ № 3», ГБУЗ СО  «Ревдинская станция скорой медицинской помощи», ОГИБДД ММО МВД России «Ревдинский», Отдел по ФКиС администрации  ГО Ревда.

        За работой ребят наблюдают почетные гости – ветераны войны и труда. Присутствие представителей старшего поколения помогает школьникам.

        Команды-участницы показывают свое мастерство на девяти этапах эстафеты. Необходимо отметить, что победители определяются не только по общим результатам. На каждой испытательной площадке   выбираются свои чемпионы.

        На эстафете школьники ходили строем и стреляли из винтовок, ребятам удалось побывать в роли пожарных и специалистов безопасности дорожного движения. Еще участники соревнований выполнили упражнения нормативов ГТО. Конечно же, не обошлось без традиционной сборки-разборки автомата «Калашникова».

Проводят педагоги тематические занятия с обучающимися, посвященные истории государственной символики Российской Федерации, которые    направлены на:

 -популяризацию государственных символов Российской Федерации – Флага Российской Федерации, Герба Российской Федерации, Гимна Российской Федерации;

 - изучение обучающимися и педагогами истории государственных символов Российской Федерации, их исторической преемственности, сущности и значения в различные периоды истории.

Традиционно проводится   конкурс «Моя семья в истории города» (цель: приобщение обучающихся к изучению истории семьи как составляющей  истории Отечества, бережное отношение к историческому наследию нашего общества).

       С целью активизации познавательной, исследовательской деятельности обучающихся, формирования  их гражданской позиции и  на изучение родного края, педагоги с обучающимися посещают городские краеведческие музеи.

        Конечно, на местном уровне над формированием патриотической позиции детей и молодежи учреждения дополнительного образования работают не сами по себе, а во взаимодействии с общеобразовательными учреждениями. Дополнительное образование стремится заполнить пространство знаний, которое ребенок не дополучает в детском саду, школе, и вследствие своей мобильности расширяет возможности для развития школьников. В частности, это касается знаний по истории и культуре родного края, формирующих гражданскую позицию ребенка.

       Таким образом, учреждение дополнительного образования в масштабах города может выступать в роли центра, координирующего усилия учреждений образования, культуры, основного и дополнительного образования детей и подростков, в формировании гражданской позиции и воспитании патриотизма молодежи.

Список  литературы:

 

  1. Государственная программа "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы"
  2. Алтунина  И.Р.  Мотивы  и  мотивация  социального  поведения  детей  /  И.Р.  Алтунина.  М.:  2008.  —  256  с.
  3. Быков  А.К.  Современное  состояние  и  проблемы  формирования  патриотического  сознания  молодежи  /  А.К.  Быков  //  Молодёжь  и  общество.  —  2010.  —  №  4.  —  С.  72—86.
  4. Буйлова  Л.Н.  Актуальные  проблемы  организации  патриотического  воспитания  в  системе  дополнительного  образования  детей  /  Л.Н.  Буйлова  //  Молодой  ученый.  —  2012.  —  №  5.  —  С.  405—412.
  5. Сало-Фоот  Ю.А.  Воспитание  патриота.  Практика,  основанная  на  тероии  /  Ю.А.  Сало-Фоот  //  Молодежь  и  общество.  —  2011.  —  №  1.  —  С.  54—64.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологическое воспитание: опыт дополнительного образования

В статье описывается содержание деятельности Центра детского творчества по эколого - биологическому направлению....

Духовно-нравственное воспитание через дополнительное образование. Комплексная дополнительная образовательная программа по краеведению.

Комплексная дополнительная образовательная программа по краеведению расширяет, обобщает и систематизирует знания по краеведению, раскрывает новые содержательные аспекты предмета, опираясь на интеллект...

Гражданско-патриотического воспитания через дополнительное образование детей

В статье  описывается опыт работы ОДОД "Город мастеров"  в области гражданско- патриотического воспитания....

Эффекты воспитания и дополнительного образования в реализации идей общего образования

Сферу образования, которая находится за пределами общеобразовательного государственного стандарта, современная педагогика характеризует термином «дополнительное образование».Что такое допо...

Современная гражданско-патриотическая система воспитания граждан России в кадетском классе

Современная гражданско-патриотическая система воспитания граждан России в кадетском классе на базе кадетского корпуса интернатного типа...

Публикация "Гражданско -патриотическое воспитание учащихся дополнительного образования естественно- научной направленности"

Основной задачей дополнительного образования является создание условий для социальной адаптации учащихся объединений естественно- научной направленности через систему гражданско-патриотического воспит...

ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

За последние годы в России были предприняты значительные усилия по укреплению и развитию системы патриотического воспитания граждан Российской Фе...