ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
статья на тему
На современном этапе развития системы образования, деятельность учреждений дополнительного образования детей в реализации патриотического воспитания детей, приобретает особый смысл, так как именно здесь обеспечивается возможность детям быть активными участниками личностно значимой и социально активной деятельности, что, собственно, и способствует формированию патриотических качеств у детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
soloveva_n.b._statya.docx | 25.15 КБ |
Предварительный просмотр:
ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
Соловьева Наталья Борисовна,
МКУ ДО «СЮТ» городского округа Ревда
заместитель директора по УВР
За последние годы в России были предприняты значительные усилия по укреплению и развитию системы патриотического воспитания граждан Российской Федерации. В 2001 - 2015 годах реализованы 3 государственные программы патриотического воспитания. Патриотическое воспитание представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность органов государственной власти, институтов гражданского общества и семьи по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.
Следует отметить, что это направление деятельности педагогов школ всегда было актуальным и важным, занимало ведущее положение, но еще недавно оно недостаточно было востребовано обществом, обделено должным вниманием со стороны государства, хотя и общественные, и государственные структуры сетовали на отсутствие системы патриотического воспитания.
Стало очевидным, что решение ряда проблем в жизни страны во многом зависят от уровня сформированности гражданской позиции у подрастающего поколения, потребности в духовно-нравственном совершенствовании, уважения к историко-культурному наследию своего народа и народов России.
Среди причин, обусловливающих необходимость активизации патриотического воспитания молодежи, можно выделить: развитие процессов деполитизации системы образования и демократизации общества, увеличение потока информации, сложность процессов преобразований, происходящих в обществе, расширение международных связей, усиление внимания к внутренним факторам развития личности в процессе воспитательной работы с подрастающим поколением и др.
Реализация государственной программы "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 - 2015 годы" создала предпосылки по дальнейшему совершенствованию системы патриотического воспитания. В стране действует более 22000 патриотических объединений, клубов и центров, в том числе детских и молодежных.
В этих условиях вновь утверждена государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы». Государственная программа "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы" подготовлена на основе накопленных за последние десятилетия знаний, опыта и традиций патриотического воспитания граждан с учетом важности обеспечения российской гражданской идентичности, непрерывности воспитательного процесса, направленного на формирование российского патриотического сознания в сложных условиях экономического и геополитического соперничества. Программа ориентирована на все социальные слои и возрастные группы граждан при сохранении приоритета патриотического воспитания детей и молодежи [1].
На современном этапе развития системы образования, деятельность учреждений дополнительного образования детей в реализации патриотического воспитания детей, приобретает особый смысл, так как именно здесь обеспечивается возможность детям быть активными участниками личностно значимой и социально активной деятельности, что, собственно, и способствует формированию патриотических качеств у детей.
Патриотическое воспитание - это многоплановая, систематическая, целенаправленная и скоординированная деятельность государственных органов, общественных объединений и организаций, образовательных учреждений по формированию у детей и подростков высокого патриотического сознания.
К сожалению не все учреждения дополнительного образования имеют хорошую материально-техническую базу, разрабатывают программы деятельности и программы дополнительного образования, соответствующие предъявляемым требованиям, форме и содержанию. Так же, отмечается недостаточный уровень подготовки к такой работе у педагогов дополнительного образования.
Основными задачами, которые ставят себе учреждения дополнительного образования в патриотическом воспитании, являются:
1. Разработать и внедрить эффективные методы и формы работы, способствующие развитию патриотизма через разнонаправленную, активную, практическую деятельность.
2. Развить национальное и гражданское самосознание учащихся, патриотическую направленность личности, обладающую качествами патриота.
3. Сформировать патриотическое мировоззрение, направленное на воспитание гражданина-патриота.
4. Создать условия для проявления патриотических знаний и способностей.
На сегодняшний день, большое распространение получили модели патриотического воспитания, которые встречаются в учреждениях дополнительного образования в разных вариантах: предметно-тематическая, межпредметная, институциональная, проектная.
Широкие возможности, для патриотического воспитания детей, имеют педагоги, связанные с деятельностью военно-спортивных объединений, музеев боевой славы, объединений по краеведению, в которые входят различные направления, такие как: военно-патриотическое, краеведческое, духовно-нравственное, гражданское, спортивное, героико-историческое.
Нельзя оставить без внимания и психолого-педагогические особенности детей. В среднем школьном возрасте начинают меняться критерии, по которым дети оценивают себя, окончательно формируется самооценка и самосознание. У подростков обостряется желание выделиться чем-то среди сверстников, они становятся более критичными. В такой период, важным является выявить группу риска. К группе риска относятся подростки, которые нуждаются в психологической поддержке. В эту группу, прежде всего, входят дети, которые испытывают трудность в самоутверждении [2, с. 109].
На качество и результат в процессе патриотического воспитания, влияние оказывают некоторые факторы: индивидуально-психологический, социально-психологический, материально-технический, педагогический.
В условиях современного общества, программы военно-патриотического направления для подростков являются школой гражданского становления, а для общества в целом — механизмом и возможностью влияния на детей младше [4, с. 407].
Каждая из разрабатываемых программ интересна по своему, готовится на результатах многолетней работы с детьми. В готовые программы часто вносятся изменения, в связи с постоянными переменами в жизни общества. Так же дополняются новыми методами и формами, которые используются в воспитании подрастающего поколения [5, с. 62].
Сама деятельность, по формированию гражданско-патриотического воспитания должна иметь более конкретную, определенную структуру. А новые формы и методы должны стать началом новых принципов и подходов современного патриотического воспитания, что будет способствовать самореализации личности, ее обогащению и развитию.
В результате гражданско-патриотического воспитания, ребенок должен быть сформирован как жизнеспособная, социализированная личность с активной, твердой гражданской позицией, обладающая социально-нравственными, ценностными качествами, с развитыми способностями к саморазвитию и творческим потенциалом.
Роль дополнительного образования в воспитании патриотизма и гражданственности обучающихся в на примере деятельности Станции юных техников, имеет большое значение. Основной путь формирования и развития творческих способностей детей - включение их в активную творческую деятельность. Над формированием патриотической позиции обучающихся учреждение дополнительного образования работает во взаимодействии с общеобразовательными учреждениями: образуется единое образовательное пространство, где каждое учреждение, являясь уникальным по своим целям, содержанию, методам и приемам деятельности, дополняет другие, вносит свой вклад в развитие личности ребенка.
Деятельность МКУ ДО «СЮТ» охватывает более 700 детей и подростков, которые занимаются в 20 творческих объединениях по различным направлениям, нацеленным на духовно-нравственное и творческое развитие личности. Гибкие, инновационные формы обучения и воспитания в сочетании с традиционными подходами работы с детьми дают высокие результаты: ежегодные победы обучающихся и творческих коллективов на всероссийских, региональных, областных и городских конкурсах, в частности, посвященных патриотической проблематике.
В МКУ ДО «СЮТ» реализуется второй год проект «Я – Человек. Гражданин. Патриот». Цель: выявить уровень проявления интереса обучающихся к «малой родине» и ее истории, частоту проявляемых стремлений обучающихся к патриотической деятельности. В ходе реализации проекта была проведена диагностика с обучающимися «Я – патриот» (М.Ю. Новицкая, С.Ю. Афанасьева). По результатам диагностики видно, что у большинства обучающихся нравственные качества личности проявляются лишь под контролем педагога. Обучающиеся проявляют чувство привязанности и уважительное отношение к своей семье, дому, СЮТ, и выражают желание заботиться о других людях.
Также особое внимание уделяется изучению семейных традиций. Изучение основ семейных взаимоотношений, понятий “любовь”, “дружба”, “уважение”.
Педагоги дополнительного образования активно взаимодействуют с работниками городской библиотеки. Организуют экскурсии в Демидов центр. Проводятся добровольческие акции «Ветеран живёт рядом» и др. - символ доброты и заботы о ветеранах, тружениках тыла. В учреждение ведется шефская работа с ветераном ВОВ – Шмелевым А.А., жителями Дома Ветеранов и пожилыми людьми «Острова доброй надежды». Для них обучающиеся готовят подарки своими руками, стенгазеты, собирают теплые вещи, в рамках акции «10000 добрых дел».
Традиционной стала «Военно-спортивная эстафета», проводимая МКУ ДО «СЮТ» для учащихся города, посвященная празднованию Великой Победы. Проводится она в целях привлечения внимания общественности к проблемам воспитания мальчиков, как граждан, патриотов, защитников Отечества; развития инновационных форм и методов работы педагогических коллективов образовательных учреждений по формированию активной гражданской позиции, воспитанию молодежи в духе патриотизма; повышения уровня знаний у учащихся по основам военной службы, истории Отечества, истории Российской армии, истории Ревды.
Проводится военно-спортивная эстафета при участии следующих организаций: Отдел военного комиссариата Свердловской области по г. Ревда, городской Совет Ветеранов, НОУ Ревдинская СТШ ДОСААФ России, Отдел надзорной деятельности ГО Ревда и ГО Дегтярска, МКУ «Центр по работе с молодежью», МАОУ «СОШ № 3», ГБУЗ СО «Ревдинская станция скорой медицинской помощи», ОГИБДД ММО МВД России «Ревдинский», Отдел по ФКиС администрации ГО Ревда.
За работой ребят наблюдают почетные гости – ветераны войны и труда. Присутствие представителей старшего поколения помогает школьникам.
Команды-участницы показывают свое мастерство на девяти этапах эстафеты. Необходимо отметить, что победители определяются не только по общим результатам. На каждой испытательной площадке выбираются свои чемпионы.
На эстафете школьники ходили строем и стреляли из винтовок, ребятам удалось побывать в роли пожарных и специалистов безопасности дорожного движения. Еще участники соревнований выполнили упражнения нормативов ГТО. Конечно же, не обошлось без традиционной сборки-разборки автомата «Калашникова».
Проводят педагоги тематические занятия с обучающимися, посвященные истории государственной символики Российской Федерации, которые направлены на:
-популяризацию государственных символов Российской Федерации – Флага Российской Федерации, Герба Российской Федерации, Гимна Российской Федерации;
- изучение обучающимися и педагогами истории государственных символов Российской Федерации, их исторической преемственности, сущности и значения в различные периоды истории.
Традиционно проводится конкурс «Моя семья в истории города» (цель: приобщение обучающихся к изучению истории семьи как составляющей истории Отечества, бережное отношение к историческому наследию нашего общества).
С целью активизации познавательной, исследовательской деятельности обучающихся, формирования их гражданской позиции и на изучение родного края, педагоги с обучающимися посещают городские краеведческие музеи.
Конечно, на местном уровне над формированием патриотической позиции детей и молодежи учреждения дополнительного образования работают не сами по себе, а во взаимодействии с общеобразовательными учреждениями. Дополнительное образование стремится заполнить пространство знаний, которое ребенок не дополучает в детском саду, школе, и вследствие своей мобильности расширяет возможности для развития школьников. В частности, это касается знаний по истории и культуре родного края, формирующих гражданскую позицию ребенка.
Таким образом, учреждение дополнительного образования в масштабах города может выступать в роли центра, координирующего усилия учреждений образования, культуры, основного и дополнительного образования детей и подростков, в формировании гражданской позиции и воспитании патриотизма молодежи.
Список литературы:
- Государственная программа "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы"
- Алтунина И.Р. Мотивы и мотивация социального поведения детей / И.Р. Алтунина. М.: 2008. — 256 с.
- Быков А.К. Современное состояние и проблемы формирования патриотического сознания молодежи / А.К. Быков // Молодёжь и общество. — 2010. — № 4. — С. 72—86.
- Буйлова Л.Н. Актуальные проблемы организации патриотического воспитания в системе дополнительного образования детей / Л.Н. Буйлова // Молодой ученый. — 2012. — № 5. — С. 405—412.
- Сало-Фоот Ю.А. Воспитание патриота. Практика, основанная на тероии / Ю.А. Сало-Фоот // Молодежь и общество. — 2011. — № 1. — С. 54—64.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экологическое воспитание: опыт дополнительного образования
В статье описывается содержание деятельности Центра детского творчества по эколого - биологическому направлению....
Духовно-нравственное воспитание через дополнительное образование. Комплексная дополнительная образовательная программа по краеведению.
Комплексная дополнительная образовательная программа по краеведению расширяет, обобщает и систематизирует знания по краеведению, раскрывает новые содержательные аспекты предмета, опираясь на интеллект...
Гражданско-патриотического воспитания через дополнительное образование детей
В статье описывается опыт работы ОДОД "Город мастеров" в области гражданско- патриотического воспитания....
Эффекты воспитания и дополнительного образования в реализации идей общего образования
Сферу образования, которая находится за пределами общеобразовательного государственного стандарта, современная педагогика характеризует термином «дополнительное образование».Что такое допо...
Современная гражданско-патриотическая система воспитания граждан России в кадетском классе
Современная гражданско-патриотическая система воспитания граждан России в кадетском классе на базе кадетского корпуса интернатного типа...
Публикация "Гражданско -патриотическое воспитание учащихся дополнительного образования естественно- научной направленности"
Основной задачей дополнительного образования является создание условий для социальной адаптации учащихся объединений естественно- научной направленности через систему гражданско-патриотического воспит...
ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
За последние годы в России были предприняты значительные усилия по укреплению и развитию системы патриотического воспитания граждан Российской Фе...