Открытая образовательная среда учреждения дополнительного образования детей
статья на тему
Материал из опыта создания образовательной среды , ориентированной на творческое сотрудничество с образовательными организациями
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytaya_obrazovatelnaya_sreda_udod.doc | 86.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Сидорова Наталия Алексеевна
ГБОУДО Дворец творчества детей и молодежи «Преображенский»
«Открытая образовательная среда Дворца»
Особая миссия дополнительного образования детей по отношению к человеку и обществу состоит:
- в создании условий продуктивной и успешной деятельности, вне которых невозможно личностное, профессионального и культурного самоопределение человека, его Я – строительство и самореализация;
- в организации культурной среды образования, общения, сотрудничества, совместного творчества детей и взрослых на основе общего интереса, открытого понимания других.
- педагогической поддержке сложного и внутренне противоречивого процесса «строительства собственного достоинства» (А.Г. Асмолов) у каждого ребенка и подростка, осознания им смысла жизни и персональной ответственности за право свободного выбора.
На выполнение этой социокультурной миссии и ориентировано Государственное образовательное учреждение Дворец творчества детей и молодежи.
Педагогический коллектив принимает следующие принципиальные положения:
- образовательная среда – это часть социокультурного пространства, с объемным и многообразным характером взаимосвязи его компонентов. Она создается каждым человеком и всеми, зависит от индивидуальных особенностей развития и способов вхождения каждого человека в культуру, вносимого набора ценностей и приоритетов. Образовательная среда является одной из важных, в которой происходит социализация ребенка, обретение им собственного социального опыта и активного личностного самостроительства.
- культурная среда – конкретное, непосредственно данное каждому ребенку социальное пространство, посредством которого он активно включается в культурные связи общества. Культурная среда Дворца – это не формальное сохранение традиций, но и развивающееся пространство культурного развития детей и подростков в собственной общности и событийной общности детей и взрослых (В.И. Слободчиков), соединяющее воедино отношения, ценности, символы, предметы, организацию разнообразной деятельности и общности.
Опираясь на данные положения, соотнося их со своими традициями и сложившимся стилем жизнедеятельности, мы считаем важным создавать такую образовательно-культурную среду учреждения, которая в максимальной степени была открыта для детей и взрослых; в какой –то степени представляла некий идеал свободы, творческую среду, в которой формируется основа для общекультурного развития путем того, что человек включается не только в свою деятельность (предметную), но и участвует в праздниках, конкурсах, конференциях, игровых программах, он общается в одном и том же замкнутом пространстве, обретая различный опыт взаимодействия,.
Дворец сегодня. прежде всего, открыт для творческого взаимодействия с образовательными учреждениями округа.
В этом есть много положительного для учреждения.
- Педагогический коллектив через систему различных мероприятий имеет возможность демонстрировать результаты своих воспитанников перед учителями школы и одноклассниками. Тем самым еще поднимается авторитет ребенка в глазах школьного сообщества. Педагоги могут увидеть другую сторону личности своего ученика: понять-принять-поддержать.
- Каждое открытое действо - это всегда пропаганда деятельности Дворца в целом. Может благодаря этому, у нас нет острых проблем в формировании учебных групп на первый год обучения. У педагогов школы, знающих Дворец, есть возможность направлять своих учеников целенаправленно на конкретную образовательную программу или вид творчество, соответствующий его способностям и возможностям.
- Все, что предлагает Дворец школам это формы и способы деятельности, поддерживающие ребенка и провоцирующие его на творчество, обеспечивающие ситуацию успеха каждому. При этом любые результаты ребенка не только имеют безоценочную форму выражения, но они должны эмоционально – положительно приниматься. На таком положительном фоне мы способствуем классному руководителю в формировании классного коллектива, межличностных отношений.
- Неформальные структуры, отличающиеся от привычной классно-урочной системы, позволяют повысить мобильность, доступность источников образования для каждого ребенка, гарантируя педагогическую и психологическую поддержку.
Специальной формой и действенным инструментом «выращивания» со- бытийной общности Дворца стала разработка и реализация комплексных программ.
Комплексная программа Дворца - это особый тип программ, соединяющий в систему разные области, направления, виды деятельности и процессы в некое целое. Все компоненты программы взаимозависимы, основанием и условием этого являются цель, единая концепция, общие принципы отбора содержания, организации, определения путей и способов реализации, прогнозирования и диагностики результатов.
Программа «Истоки»
Цель программы: Приобщение к духовным ценностям Российской истории.
Основные задачи:
- Формирование общей культуры, способствующей преобразованию личностной духовной сферы, ведущей к пониманию мира, осмыслению себя в нем
- Расширение представлений детей в области отечественной истории и этнографии;
- Знакомство с краеведением Москвы;
Основные направления:
- «Познание». Экскурсионное, лекционное изучение родного города, регионов России. Работа экскурсионного бюро школы-студии «Мысль».
- «Созидание». Мероприятия, включающие воспитанников в традиционные народные праздники, игры, гуляния.
Программа «Здоровье»
Цель программы: Восстановление и восполнение психофизических сил воспитанников.
Основные задачи:
- Повышение двигательной активности воспитанников;
- Расширение представлений воспитанников о преимуществах здорового образа жизни;
- Развитие форм оздоровительной работы с воспитанниками Дворца творчества.
Основные направления:
- Массовые спортивные мероприятия. Популяризация различных видов физкультуры и спорта. Формирование культуры болельщика.
- Оздоровительные занятия. Занятия различными видами спорта для развития общих и специальных физических качеств.
Программа «Золотой ключик»
Цель программы: Приобщение воспитанников к ценностям мировой и
отечественной культуры
Основные задачи:
- Формирование общей культуры у детей и подростков;
- Активизация познавательных интересов детей в сфере искусства и художественной культуры.
- Реализация творческих способностей детей в тех видах деятельности, которые связаны с художественной культурой.
Основные направления:
- «Познавай и учись». Знакомство с высокими образцами художественной культуры, приобщение к культурному достоянию Москвы.
- «Учись и твори». Творческое содружество мастеров культуры и воспитанников Дворца.
- «Твори и совершенствуйся». Демонстрация достижений воспитанников на концертах, фестивалях, смотрах, конкурсах, спектаклях, праздниках и т.п.
Программа «Умелец»
Цель программы: Развитие интереса воспитанников к моделированию, конструированию и эстетике быта.
Основные задачи:
- Расширение представлений воспитанников в сфере техники и декоративно-прикладного искусства;
- Активизация детского творчества в сфере декоративно-прикладного искусства и техники;
- Проведение творческих мероприятий для демонстрации достижений воспитанников.
Основные направления:
- «Умелые руки». Учусь здесь и сейчас :мастерить, создавать эстетику быта, осваивать новые технологии;
- «Есть идея!». Могу воплотить свои идеи на конкурсах, в познавательных программах;
- «Мастерство и фантазия». Демонстрация мастерства воспитанников профильных объединений, учащихся специализированных учебных заведений, профессиональных мастеров.
Программа «Экология: мир будущего»
Цель программы: Формирование экологической культуры личности.
Основные задачи:
- Формирование потребности в новой культуре взаимоотношений со средой обитания;
- Развитие чувства отзывчивости и сопереживания;
- Привлечение к практическому участию в решении экологических проблем.
Основные направления:
- «Образы и чувства». Научить увидеть красоту окружающего мира и отобразить её в творческих работах.
- «Мой маленький друг». Забота о животных и растениях
- «Действуем вместе». Организация природоохранительных мероприятий.
- «В знании сила». Просвещение в области предметов естественнонаучного цикла.
Программа «Каникулы»
Цель программы: Удовлетворение разнообразных интересов ребенка в каникулярное время
Основные задачи:
- Расширение кругозора, интересов воспитанников;
- Включение детей и подростков в систему социальных связей и отношений;
- Создание положительных эмоций.
Основные направления:
- «Общение». Творческие встречи, праздники, вечера, эстафеты.
- «Здоровый образ жизни». Спортивно-оздоровительные мероприятия, игры и праздники на свежем воздухе. Походы, экспедиции, лагеря.
- «Познание». Интеллектуальные игры, творческие мастерские, концерты - представления
Разработка и реализация таких программ осуществляется педагогами – организаторами отдела организационно – массовой работы. В составе отдела есть штат профессионально подготовленных к проведению массовых форм работы людей: режиссер, техники звуко - свето аппаратуры, костюмер. Такой состав организаторов любого мероприятия с детьми дает возможность учителям школы, освободившись от организационных обязанностей, более целенаправленно вести наблюдения за детьми, корректировать их поведение, прослеживать межличностные отношения.
Взаимодействие Дворца и школы выстраивается на принципах взаимоинтересов, основанных на целях и задачах учреждения в данный учебный год, в данный период развития. Поэтому Дворец лишь предлагает школе набор различных форм по комплексным программам, а администрация вправе сделать свой выбор. Календарь массовых дел на полугодие выглядит следующим образом:
КАЛЕНДАРЬ МАССОВЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
Дворца творчества детей и молодежи
Для школы ___________________________________________________
№ | Наименование мероприятия | Дата | Время | Условия | Участие школы |
1. | Выставка ИЗО и фото работ «Волшебная палитра»(в рамках фестиваля «Золотой ключик») | 15.01-29.01 | 16.00 | ||
2. | Фестиваль моды «Шарм» | 20.01 | 16.00 | 6-18 лет (по заявкам) | |
3. | Фестиваль «Спорт. Красота. Здоровье» | 26.01 | 16.00 | 7-18 лет (по заявкам) | |
4. | Выставка художника монументалиста Трегубова А.И. | 9.02-26.02 | 16.00 | ||
5. | День творчества «В мире музыки»(в рамках фестиваля «Золотой ключик») | 13.02 14.02 16.02 | 16.00 16.00 16.00 | 6-9 лет 10-13 лет 14-18 лет (по заявкам) | |
6. | Народные гуляния «Масленица» | 17.02 | 12.00 | ||
7. | Выставка «Рукотворное чудо»(в рамках фестиваля «Золотой ключик») | 12.03-26.03 | 16.00 | ||
8 | Игровая программа «Весну встречаем» | 20.03 21.03 | По заявкам | ||
9 | Театральный фестиваль»(в рамках фестиваля «Золотой ключик») | с 13.03 по 17 .0 | 16.00 | По заявкам | |
10 | Концертная программа «Весенняя мозаика» | 24.03- | 13.00 | ||
11 | Экологическая эстафета | 28.03 | 12.00 | 14.00 | |
12 | Спортивная игра «Скок-бол» | 29.03 | 11.00 | По заявкам | |
13 | Конкурс «Лего» | 27.03 | 12.00 | По заявкам | |
14 | Игровая программа «Таинственный остров» | 29.03 | 12.00 | 7-12 лет (по заявкам) | |
15 | Межрайонный турнир по стритболу между детскими дворовыми командами под девизом «Каникулы – пора спортивная» | 27.03 | 10.00 | По заявкам | |
16 | Районный турнир по мини-футболу между детскими дворовыми командами «Каникулы – пора спортивная» | 30.03 | 10.00 | По заявкам | |
17 | Оздоровительное плавание | 26-30.03 | 10.00-13.00 | 9-18 лет(по медицинским справкам) | |
18 | Выставка студии «Печки-лавочки» ГУДДЦ «Росинка» | 9.04-23.04 | 16.00 | ||
19 | «День культурного наследия Москвы»: -Экскурсия в музей «Истоки» -краеведческая игра «Вперед, Преображенцы» | 18.04 | По заявкам | ||
20 | Заключительный концерт фестиваля «Золотой ключик» | 20.04 | 16.00 | По пригласительным билетам | |
21 | Ритуал памяти у вечного огня на Преображенском кладбище. Минута молчания «Вспомним всех поименно» | 9.05 | с 10.00 до16.00 | ||
В течение года: | |||||
1 | Занимательные опыты по темам: -Воздух и его работа -Что мы знаем о воде? | По средам | По заявкам | ||
2 | Экскурсии в выставочный зал | По заявкам 161-14-14 | |||
3 | Экскурсии в музей «Истоки» | Предварительная запись161-14-60 | |||
4. | Методические семинары | Вторник | График-заявка |
М.П. Директор школы (______________________________)
На наш взгляд, такой подход «выборности участия» дает свободу школе для творческого взаимодействия, а Дворцу – рационально использовать организационные ресурсы с конкретными участниками. В целом – процесс образования и развития личности детей более эффективен.
Образовательная и культурная среда Дворца – суть многомерности и целостности его пространства, адекватного современным потребностям детей и подростков, соответствующего тенденциям развития современного общества и гуманистическим приоритетам Российского образования, собственным нормам – ориентирам взаимодействия и соуправления.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ «ЮНОСТЬ» - Открытая социально-педагогическая система с развитой инфраструктурой подростковых клубов по месту жительства
Презентация к областному семинару для директоров дополнительного образования....
Выступление на Круглом столе по теме: "Подготовка и проведение открытого занятия в учреждении дополнительного образования детей" 28.11.2012 г.
Выступление представлено в форме презентации, в которой подробно описана методика организации и проведения открытого занятия в учреждении дополнительного образования детей....
Экспериментальное исследование «Современные запросы подростков на образовательные услуги учреждений дополнительного образования детей»
Актуальность. В настоящее время социокультурная ситуация характеризуется целым рядом негативных процессов, наметившихся в сфере духовной жизни – утратой духовно-нравственных ориентиров, отчужден...
Цифровая образовательная среда отделения дополнительного образования детей ГБОУ СОШ №349 с углубленным изучением английского языка Красногвардейского района.
использование цифровых и дистанционных технологий в работе педагога дополнительного образования....
Статья на тему «Роль музейной педагогики в образовательном процессе учреждения дополнительного образования детей» (на примере Музея истории путешествий ДЮЦ «ПЕТЕРГОФ»)
Статья описывает роль музейной педагогики в образовательном процессе учреждения дополнительного образования детей на примере деятельности Музея истории путешествий Детско-юношеского центра «ПЕТЕ...
Возможности реализации федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования в информационной образовательной среде учреждения дополнительного образования детей.
Практика функционирования информационной образовательной среды сектора туризма Государственного бюджетного учреждения дополнительного образования Детско-юношеского центра Петродворцового ра...
СЕТЕВОЕ СООБЩЕСТВО ПЕДАГОГОВ УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ГБУ ДО ДД(Ю)Т МОСКОВСКОГО РАЙОНА И ОТДЕЛЕНИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ МОСКОВСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
СЕТЕВОЕ СООБЩЕСТВО ПЕДАГОГОВ УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ГБУ ДО ДД(Ю)Т МОСКОВСКОГО РАЙОНА И ОТДЕЛЕНИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ МОСКОВСКОГО РАЙОНА С...