Экспериментальное исследование «Современные запросы подростков на образовательные услуги учреждений дополнительного образования детей»
материал по психологии
Актуальность. В настоящее время социокультурная ситуация характеризуется целым рядом негативных процессов, наметившихся в сфере духовной жизни – утратой духовно-нравственных ориентиров, отчуждения от культуры и искусства подростков
Использование свободного времени подростков является своеобразным индикатором её культуры, круга духовных потребностей и интересов конкретной личности подростка или социальной группы.
Решение этого вопроса должно идти активно по всем направлениям: совершенствование хозяйственного механизма, разработка концепций учреждений дополнительного образования в новых условиях, планирование и управление учреждений сферы дополнительного образования детей.
Для решения этих вопросов нами и проводится исследование.
Основная масса детей, задействованных в дополнительном образовании – 58% детей от общего количества, в возрасте 9 лет - начальное звено.
Основная проблема – дети в возрасте 12-14 лет (7-9 классы) мало задействованы в дополнительном образовании, всего 10% от общего количества задействованных образовательными услугами в дополнительном образовании.
В своем исследовании мы ставим следующие задачи:
- Выявить интересы подростков;
- Определить чем хотят заниматься подростки;
- Выяснить чем занимаются в свободное время подростки.
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Современные запросы подростков на образовательные услуги учреждений дополнительного образования детей. Исследование»
Педагог-психолог МОУ ДОД ДТД и М г.Волжска Николаева Елена Викторовна
Актуальность. В настоящее время социокультурная ситуация характеризуется целым рядом негативных процессов, наметившихся в сфере духовной жизни – утратой духовно-нравственных ориентиров, отчуждения от культуры и искусства подростков
Использование свободного времени подростков является своеобразным индикатором её культуры, круга духовных потребностей и интересов конкретной личности подростка или социальной группы.
Решение этого вопроса должно идти активно по всем направлениям: совершенствование хозяйственного механизма, разработка концепций учреждений дополнительного образования в новых условиях, планирование и управление учреждений сферы дополнительного образования детей.
Для решения этих вопросов нами и проводится исследование.
Основная масса детей, задействованных в дополнительном образовании – 58% детей от общего количества, в возрасте 9 лет - начальное звено.
Основная проблема – дети в возрасте 12-14 лет (7-9 классы) мало задействованы в дополнительном образовании, всего 10% от общего количества задействованных образовательными услугами в дополнительном образовании.
В своем исследовании мы ставим следующие задачи:
- Выявить интересы подростков;
- Определить чем хотят заниматься подростки;
- Выяснить чем занимаются в свободное время подростки.
Для решения этих задач нами была разработана анкета по выявлению современных запросов подростков на образовательные услуги учреждений дополнительного образования.
Было выделено 33 направления как уже существующих, так и новых.
Подросткам предлагалась инструкция:
«Здравствуй! Предлагаем тебе ответить на вопросы этой анкеты. Это займет только несколько минут.
1) Проставьте напротив каждой из нижеприведенных направлений в первом столбце цифры 1, 2, 3, 4 в зависимости от степени их привлекательности для Вас в соответствии со следующей градацией:
1 - совершенно неприемлемо,
2 - неинтересно,
3 - интересно,
4 - весьма интересно».
2) В столбце 2 отметьте знаком «+» те направления, которые ты бы хотел изучить.
3) В столбце 3 проставьте знак «+», если ты готов для изучения данных направлений посещать занятия.
Обработка результатов осуществлялась по 3 блокам:
- Дети выразили интерес (среднее значение в баллах), оценка производилась следующим образом:
ниже 2 б. – выраженная незаинтересованность;
2,5 б. и выше – выраженная заинтересованность.
- Хочу изучить данное направление (в %, от количества опрошенных);
- Буду посещать занятия по данному направлению (в %, от количества опрошенных).
Экспериментальную базу составили – СОШ № 2, СОШ № 4, ВГЛ, 7-9 классы, всего 377 детей.
По результатам анкетирования были выявлены интересы и составлен рейтинг направлений с выраженной заинтересованностью среди подростков (среднее значение в баллах):
1 - летний туризм (походы) и английский язык - 3 б.;
2 - игровые мастерские – 2,8 б.;
3 – волейбол – 2,7 б.;
4 - работа ди-джея, работа с фотошоп, гитара, информатика, актерское мастерство – 2,6 б.;
5 - мульти-студия, настольный теннис, публичные выступления – 2,5 б.
Направления с выраженной незаинтересованностью среди подростков (среднее значение в баллах):
- вязание, хоровая деятельность – 1,7 б.
- краеведение, традиции народов Поволжья, бисероплетение – 1,8 б.
Из тех направлений, которые интересны подросткам, на данный момент в сфере дополнительного образования детей во ДТД и М реализуются- походы, гитара, на базе школ – волейбол, английский язык, информатика., а остальные не функционируют ни в школе, ни на базе ДТД и М. Помимо этого, мы предлагаем направления, которые не интересны подросткам - вязание, хоровая деятельность, краеведение, традиции народов Поволжья, бисероплетение.
Подростки хотели бы изучать: работу с фотошоп (48,2%), работу ди-джея (46,9%), летний туризм, походы (43,8%), английский язык (41,6%), волейбол (39,5%), гитару (36,3%), игровые мастерские (36,2%), настольный теннис (33,4%), актерское мастерство (30,5%), информатику (30%), мульти-студии (27,8%), хореографию (27,1%), журналистику (25,7%), работу видео-оператора (24,4%), волонтерскую деятельность (23,08%), театр (22,02%), вокал (21,5%), военно-патриотический клуб (21%), публичные выступления (19,9%), дизайн костюма (19,9%), изо-деятельность (18,8%),
А готовы посещать подростки занятия по следующим направлениям:
- ди-джеи
- фотошоп
- гитара
- вокал
- походы
- игровые мастерские
- публичные выступления
- английский язык
- настольный теннис
- хореография
- журналистика
- актерское мастерство
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Охват образовательными услугами детей в дополнительном образовании (на примере МОУ ДОД ДТД и М) 57% детей в возрасте до 9 лет
Проблема! Дети 7-9 классов мало задействованы в дополнительном образовании Чем занимаются в свободное время ? Интересы Чем хотят заниматься
Анкета по выявлению современных запросов подростков на образовательные услуги дополнительного образования Нами было выделено 33 направления, как уже существующих в дополнительном образовании, так и новых 3 блока:
«Здравствуй! Предлагаем тебе ответить на вопросы этой анкеты. Это займет только несколько минут. 1) Проставьте напротив каждой из нижеприведенных направлений в первом столбце цифры 1, 2, 3, 4 в зависимости от степени их привлекательности для Вас в соответствии со следующей градацией: 1 - совершенно неприемлемо, 2 - неинтересно, 3 - интересно, 4 - весьма интересно». 2) В столбце 2 отметьте знаком «+» те направления, которые ты бы хотел изучить. 3) В столбце 3 проставьте знак «+», если ты готов для изучения данных направлений посещать занятия. Инструкция.
Экспериментальная база МОУ СОШ № 4 ВГЛ МОУ СОШ № 2 7 – 9 классы В исследовании на данный момент приняли участие 377 детей 7-9 классов
Интересы Рейтинг направлений (среднее значение в баллах) 1. летний туризм (походы) 3 2. английский язык 3 3. игровые мастерские 2,8 4. волейбол 2,7 5. работа ди-джея 2,6 6. работа с фотошоп 2,6 7. актерское мастерство 2,6 8. информатика 2,6 9. гитара 2,6 10. публичные выступления 2,5 11. мульти-студия 2,5 12. настольный теннис 2,5
Интересы подростков гитара английский язык походы игровые мастерские волейбол ди-джеи мульти-студия фотошоп информатика публичные выступления актерское мастерство
Чем хотят заниматься ?
публичные выступления актерское мастерство хореография настольный теннис информатика игровые мастерские журналистика Буду посещать волейбол мульти-студии вокал
Чем занимаются в свободное время ?
Охват образовательными услугами детей в дополнительном образовании (на примере МОУ ДОД ДТД и М) 57% детей в возрасте до 9 лет
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ «ЮНОСТЬ» - Открытая социально-педагогическая система с развитой инфраструктурой подростковых клубов по месту жительства
Презентация к областному семинару для директоров дополнительного образования....
Отчет о результатах деятельности ГБОУ Детско-юношеского центра в экспериментальной площадке по теме "Социокультурное воспитание детей, подростков и молодежи в учреждении дополнительного образования детей"
В 2012 - 2013 учебном году ГБОУ Детско-юношеский центр участвовал в экспериментальной деятельности с ФГНУ "Институтом социальной педагогики" РАО . В данном документе представлен подробный отчет о совм...
Открытая образовательная среда учреждения дополнительного образования детей
Материал из опыта создания образовательной среды , ориентированной на творческое сотрудничество с образовательными организациями...
План исследования рынка образовательных услуг в учреждении дополнительного образования детей
План включает исследования, позволяющие изучить степень удовлетворенности потребителей (детей и родителей) качеством предоставляемых образовательных услуг; социальные мотивы посещения детских творческ...
Статья на тему «Роль музейной педагогики в образовательном процессе учреждения дополнительного образования детей» (на примере Музея истории путешествий ДЮЦ «ПЕТЕРГОФ»)
Статья описывает роль музейной педагогики в образовательном процессе учреждения дополнительного образования детей на примере деятельности Музея истории путешествий Детско-юношеского центра «ПЕТЕ...
Возможности реализации федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования в информационной образовательной среде учреждения дополнительного образования детей.
Практика функционирования информационной образовательной среды сектора туризма Государственного бюджетного учреждения дополнительного образования Детско-юношеского центра Петродворцового ра...
СЕТЕВОЕ СООБЩЕСТВО ПЕДАГОГОВ УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ГБУ ДО ДД(Ю)Т МОСКОВСКОГО РАЙОНА И ОТДЕЛЕНИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ МОСКОВСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
СЕТЕВОЕ СООБЩЕСТВО ПЕДАГОГОВ УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ГБУ ДО ДД(Ю)Т МОСКОВСКОГО РАЙОНА И ОТДЕЛЕНИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ МОСКОВСКОГО РАЙОНА С...