Внеклассное мероприятие «Умеем ли мы общаться?»
план-конспект занятия (5 класс) на тему
- Познакомить учащихся с общепринятыми нормами поведения.
- Научить анализировать конкретные ситуации.
- Научить выходить из конфликтных ситуаций без применения силы, т.е. конструктивно реагировать на агрессию.
- Развивать способность к выработке собственной точки зрения.
- Воспитывать умение работать в команде.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneklassnoe_meropriyatie_po_russkomu_yazyku.doc | 43.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Внеклассное мероприятие «Умеем ли мы общаться?»
Учитель: Паршина Т.А.
Цели:
- Познакомить учащихся с общепринятыми нормами поведения.
- Научиться анализировать конкретные ситуации.
- Научиться выходить из конфликтных ситуаций без применения силы, т.е. конструктивно реагировать на агрессию.
- Развивать способность к выработке собственной точки зрения.
- Воспитывать умение работать в команде.
Структура урока:
- Мотивация. Постановка проблемы. (Анкетирование) – 7 мин.
- Изучение основной проблемы. Что такое общение? Проблема подросткового общения. (Работа в группах. Игра) – 20 мин.
- Выработка способов конструктивного реагирования на агрессию. (Работа в группах. Разбор ситуаций) – 5 мин.
- Выработка и принятие свода законов общения в классе. (Дискуссия) – 5-6 мин.
- Заключительные выводы. Рефлексия – 7 мин.
Ход классного часа
Вступительное слово учителя: Человеческое поведение, его образ жизни и действий зависит не только от характера человека, его привычек, но и от того, как он следует определенным правилам и нормам, установленным обществом. С детства мы знакомимся с правилами общения. Знание этих правил позволяет нам управлять своим поведением, контролировать его. Ваш жизненный опыт еще мал, и часто вы не знаете, как вести себя в разных ситуациях, кА поступить, чтобы не было конфликтов. Попробуем с помощью анкеты выяснить, конфликтная ли вы личность?
АНКЕТА
- В классе идет спор на повышенных тонах. Какова Ваша реакция?
А) не участвую в споре;
Б) кратко высказываюсь в защиту той точки зрения, которую поддерживаю;
В) активно включаюсь и «вызываю огонь на себя».
- Выступаете ли Вы на классных собраниях с критикой руководства?
А) нет;
Б) да, если имею для этого веские основания;
В) критикую всегда (по поводу или без повода).
- Часто ли Вы спорите с друзьями?
А) только в шутку, если эти люди не обидчивые;
Б) лишь по принципиальным вопросам;
Споры – моя стихия.
- Вы стоите в очереди. Как Вы реагируете на тот факт, что кто-то хочет пролезть без очереди?
А) возмущаюсь в душе, но молчу;
Б) делаю замечание, ведь надо проучить грубияна;
В) прохожу вперед и начинаю наблюдать за порядком.
- Дома на обед подали недосоленный суп. Какова Ваша реакция?
А) не буду возмущаться из-за пустяка;
Б) молча возьму солонку;
В) не удержусь от едких замечаний.
- На улице Вам наступили на ногу…
А) с возмущением посмотрю на обидчика;
Б) сухо без эмоций сделаю замечание;
В) выскажусь, не стесняясь в выражениях.
- В семье купили вещь, которая Вам не нравится. Вы:
А) промолчу;
Б) коротко прокомментирую (тактично);
В) скажу об этом все, что я думаю.
- На улице Вы проиграли в лотерею хорошую сумму денег. Вы:
А) постараюсь казаться равнодушным, но дам себе слово никогда больше так не делать;
Б) не скрою досаду, но отнесусь к этому случаю с юмором, пообещав взять реванш;
В) проигрыш испортит мне настроение, подумаю, как отомстить лохотронщикам.
Подсчитайте баллы по схеме: а – 4 балла, б – 2 балла, в – 0 баллов.
Результат:
22 – 32 балла: Вы миролюбивы и тактичны, уходите от споров и конфликтов, избегаете критических ситуаций дома и в школе. Вас иногда называют приспособленцем. Наберитесь смелости, высказывайтесь принципиально, не взирая на лица.
12 – 21 балл: Вы конфликтный человек, так думают о вас другие. Но это преувеличение – Вы спорите, если нет другого выхода, когда все другие средства исчерпаны. При этом Вы не «выходите за рамки», не унижаетесь до оскорблений. Все это вызывает уважение к Вам.
До 11 баллов – споры и конфликты – Ваша стихия. Вы любите критиковать других, но если услышите замечание в свой адрес, можете «съесть человека живьем». Это критика ради критики. Не будьте эгоистом. Очень трудно приходится тем, кто рядом с Вами – Ваша несдержанность отталкивает людей. Постарайтесь обуздать свой крутой нрав.
Учитель: Всем вам, наверное, хочется стать лучше. Есть множество способов научиться жить бесконфликтно. Для этого нужно уметь трезво оценивать свое поведение. Поиграем в игру «Свет мой зеркальце».
Ребята рассаживаются по парам. Один ученик выполняет роль зеркала (берет в руки зеркало с ручкой). Другой ученик, обращаясь к зеркалу, спрашивает: «Свет мой, зеркальце, скажи, в каких ситуациях я бываю агрессивным?» ученик-зеркало описывает ситуации, обращаясь к помощи класса. Затем спрашивающий тоже становится чьим-нибудь зеркалом.
Есть еще один способ – умение делать комплименты. Давайте поучимся говорить друг другу приятные слова. (выходят два человека – ученик и ученица, делая вперед по одному шагу, они говорят друг другу комплименты).
Умение высказать свое расположение к собеседнику – это еще не все. Каждому человеку надо уметь вести диалог, т.е. поддерживать беседу, не отвлекаясь от основной темы.
Конкурс «Культурная беседа» - два человека садятся друг против друга. Письменно на бумаге в течение двух минут каждый должен изложить тему и цель разговора. Например, я хочу знать, какой фильм посмотрел мой собеседник последний раз и что он думает об этом фильме.
В речи культурного человека обязательно должны быть вежливые слова. Вежливость – важное качество общения.
Поиграем в речевой этикет. Разделимся на три группы и выполним письменные задания.
I группа – Назовите слова приветствия (Доброе утро! Здравствуйте! Добрый день! Добрый вечер! Салют! Приветствую Вас! Привет!)
- Выскажите просьбу (Разрешите Вас спросить? Будьте так добры… Скажите, пожалуйста… Вы можете мне сказать? Не могли бы Вы мне подсказать?)
II группа – Как лучше начать знакомство? (Разрешите представить Вам…, Разрешите познакомить Вас…, Как тебя зовут? Вы знакомы?)
- Как принято извиняться в культурном обществе? (Простите пожалуйста… Позвольте мне извиниться… Приношу Вам свои поведения… Не могу не принести свои изменения…)
- Утешьте, ободрите своего друга (Не огорчайся… Нет повода для беспокойства… Успокойся… все будет хорошо…)
III группа – Выскажите слова благодарности (Спасибо… Благодарю Вас… Разрешите поблагодарить Вас… Примите мою благодарность… Признательны Вам за…)
- Попрощайтесь так, чтобы вас вновь было приятно встретить (Всегда рад вас видеть… приятно было с Вами общаться… Надеюсь увидеть Вас еще раз… Доброго пути!)
Учитель: При общении часто возникают трудные ситуации. Нужно уметь находить выход из них. Попытаемся это сделать.
Каждая группа предлагает свое решение проблемы.
А) Лена обижена: «Вчера ты, Саша, шел мне навстречу и не поздоровался. Это невежливо.» Саша удивлен: «А почему я должен здороваться? Ты меня первая увидела, вот бы и поздоровалась!» Кто прав?
Б) Тебя обозвали. Что ты сделаешь? Ответы: отделаюсь шуткой, отблагодарю тем же (обзову в ответ), пожалуюсь старшим.
Давайте создадим коллективный портрет человека, с которым нам приятно общаться: каждая группа пусть разберет карточки с положительными и отрицательными качествами на две стопки, а затем мы выберем из них 7 наиболее важных.
Положительные: доброжелательность, тактичность, безотказность, миролюбие, вежливость, честность, гостеприимность, деликатность, жизнерадостность, инициативность, остроумие, отзывчивость, справедливость, неподкупность, любовь к родине.
Отрицательные: грубость, придирчивость, агрессивность, зависть, равнодушие, болтливость, ехидность, жадность, злопамятность, небрежность, обидчивость, назойливость.
Учитель: Выполним самое серьезное задание. В течение 5 минут группы напишут предложения в общий свод законов общения класса.
ЗАКОНЫ КЛАССА
- Самый главный человек на свете – это тот, кто перед тобой. Полюби его, дари ему знаки уважения.
- Ищи то, что вас сближает, не противоречь по любому поводу.
- Не отзывайся о людях дурно, не обвиняй собеседника
- Строй общение на равных, а не с позиции сверху.
- Не спорь по мелочам.
- Не спорь с тем, с кем спорить бесполезно.
- Стремись не к победе, а к истине и миру.
Учитель: Давайте поговорим о том, какую пользу вы получили от нашего сегодняшнего занятия, какой след в вашей душе оставил наш общий разговор?
Ответы: научились обнаруживать проблемы, появилось желание узнать о возможных путях решения проблем, научились аргументировать свою точку зрения, принимать аргументы других, показали умение составлять правила поведения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"
Цель данного мероприятия в занимательной форме показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...
Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"
Цель данного мероприятия в занимательной форме показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...
Внеклассное мероприятие, посвященное 23 февраля (военно-спортивный праздник). Внеклассное мероприятие, посвященное 23 февраля (военно-спортивный праздник). Внеклассное мероприятие, посвященное 23 февраля (военно-спортивный праздник).
-соединить спортивно-оздоровительную работу с патриотическим воспитанием школьников -развивать у детей мотивацию к занятию спортом - формирование спортивных к...
Внеклассное мероприятие по математике для учащихся 7-х классов « Математическое кафе» Внеклассное мероприятие по математике для учащихся 7-х классов « Математическое кафе» Внеклассное мероприятие по математике "Математическое каые" 7 кл.
В интересной форме представлены задания для трех команд, например, для классов на параллели....
Внеклассное занятие «Умеем ли мы правильно питаться?»
Внеклассное занятие по теме: «Умеем ли мы правильно питаться?» формирует у учащихся представления о правильном питании как составной части сохранения и укрепления здоровья. В ходе мероприятия уд...
Внеклассное мероприятие по химии "Урок — турнир по химии "Что мы знаем, что мы умеем" 8 класс
Внеклассное мероприятие по химии "Урок — турнир по химии "Что мы знаем, что мы умеем" 8 класс...