"ЛЮДИ, ЧТО ДЕРЕВЬЯ В ЛЕСУ..."
учебно-методический материал по обществознанию (11 класс) по теме
Интегрированное творческое задание по литературе и обществознанию для старшеклассников.
Материал из учебного блога Александра Чернышева.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lyudi.docx | 14.93 КБ |
Предварительный просмотр:
"Люди, что деревья в лесу..."
Давайте посмотрим видеофрагмент. Вспомните и напишите автора и название литературного произведения, отрывок из которого он воспроизводит, имена главных героев, ведущих разговор.
А теперь прочитайте этот отрывок целиком в самом романе.
"Анна Сергеевна помолчала.
— И так-таки у вас ни капельки художественного смысла нет? — промолвила она, облокотясь на стол и этим самым движением приблизив свое лицо к Базарову.
— Как же вы это без него обходитесь?
— А на что он нужен, позвольте спросить?
— Да хоть на то, чтоб уметь узнавать и изучать людей. Базаров усмехнулся. — Во-первых, на это существует жизненный опыт; а, во-вторых, доложу вам, изучать отдельные личности не стоит труда. Все люди друг на друга похожи как телом, так и душой; у каждого из нас мозг, селезенка, сердце, легкие одинаково устроены; и так называемые нравственные качества одни и те же у всех: небольшие видоизменения ничего не значат. Достаточно одного человеческого экземпляра, чтобы судить обо всех других. Люди, что деревья в лесу; ни один ботаник не станет заниматься каждою отдельною березой.
Катя, которая, не спеша, подбирала цветок к цветку, с недоумением подняла глаза на Базарова — и, встретив его быстрый и небрежный взгляд, вспыхнула вся до ушей.
Анна Сергеевна покачала головой.
— Деревья в лесу, — повторила она. — Стало быть, по-вашему, нет разницы между глупым и умным человеком, между добрым и злым?
— Нет, есть: как между больным и здоровым. Легкие у чахоточного не в том положении, как у нас с вами, хоть устроены одинаково. Мы приблизительно знаем, отчего происходят телесные недуги; а нравственные болезни происходят от дурного воспитания, от всяких пустяков, которыми сызмала набивают людские головы, от безобразного состояния общества, одним словом. Исправьте общество, и болезней не будет.
Базаров говорил все это с таким видом, как будто в то же время думал про себя: «Верь мне или не верь, это мне все едино!» Он медленно проводил своими длинными пальцами по бакенбардам, а глаза его бегали по углам.
— И вы полагаете, — промолвила Анна Сергеевна, — что, когда общество исправится, уже не будет ни глупых, ни злых людей?
— По крайней мере, при правильном устройстве общества совершенно будет равно, глуп ли человек или умен, зол или добр.
— Да, понимаю; у всех будет одна и та же селезенка.
— Именно так-с, сударыня.
Одинцова обратилась к Аркадию.
— А ваше какое мнение, Аркадий Николаевич?
— Я согласен с Евгением, — отвечал он. Катя поглядела на него исподлобья.
— Вы меня удивляете, господа, — промолвила Одинцова, — но мы еще с вами потолкуем. А теперь, я слышу, тетушка идет чай пить; мы должны пощадить ее уши".
Напишите главный тезис (утверждение), который аргументирует главный герой и вокруг которого строится разговор действующих лиц.
Докажите утверждение главного героя: "все люди друг на друга похожи, как телом, так и душой". А теперь попробуйте опровергнуть это суждение. Обязательно иллюстрируйте свои аргументы примерами.
Какой смысл вкладывает главный герой в понятие "нравственные болезни"? В чем он видит их причины и как предлагает их лечить? Дайте оценку предложенному им способу лечения? Разработайте свою программу лечения этих болезней.
Можно ли утверждать, что героиня, к которой главный герой адресует свои слова, не согласна с ним? Сравните их точки зрения.
Как вы думаете, какое отношение к нашей дисциплине имеет этот отрывок? Какая проблема обществознания поднимается в нем? Сформулируйте ее. В задании 29 (мини-сочинение или эссе) на едином государственном экзамене вам могут встретиться высказывания, затрагивающие данную проблему. Приведите несколько таких высказываний.
А теперь сформулируйте тему нашего урока. Найдите эту тему в кодификаторе элементов содержания единого государственного экзамена и сравните обе формулировки темы. Составьте список понятий, относящихся к данной теме и выучите их определения. По учебнику ознакомьтесь с теоретическим материалом.
Сочините новый текст для героев, используя современную научную терминологию, распределите роли и инсценируйте этот диалог в классе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
сочинение эпистолярного жанра "Вообрази себя деревом,растущим в лесу"
Сочинение на экологическую тему.Автор пишет письмо от имени дерева, это крик о помощи......
Внеклассное занятие по экологии в 6 классе. Тема: Леса России. Основные породы деревьев.
Внеклассное занятие по экологии в 6 классе. Тема: Леса России. Основные породы деревьев....
Сказкотерапевтический тренинг «Деревья характеры из волшебного леса»
сказкотерапевтический тренинг "Сказка о деревьях-характерах"...
Урок литературного чтения по произведению М. Пришвина «Деревья в лесу»
Урок литературного чтения по произведению М. Пришвина «Деревья в лесу»...
Игротека для детей «Деревья - характеры из волшебного леса».
Цели и задачи:- составить у детей представление о характере и темпераменте;-познакомить детей с характерными особенностями людей и возможностями учета этих особенностей в общении....
Внеклассное занятие по биологии для 5, 6 класса. Прогулка по лесу. (Сезонные изменения в жизни растений. Определение деревьев.) Игра-соревнование.
Методическая разработка внеклассного мероприятия по биологии для учащихся 5, 6 классов "Прогулка по лесу". Первая часть компьютерной презентации содержит фотоматериалы с изображением растений в разное...
Сценарий агитбригады "Юграши" в защиту хвойных деревьев "В лесу родилась ёлочка"
В наше время актуальна проблема вырубки леса, а для Ханты-Мансийского автономного округа - проблема охраны хвойных деревьев. Данный сценарий агитбригады предназначен для постановки кружка куколь...