Фольклорный праздник "Лен-леночек"
методическая разработка (5 класс) на тему
Фольклорные праздники - это часть духовного наследия народа (обрядов, ритуалов, традиций).
Издавна на Руси они играли очень большую роль в жизни русского народа:
- сближали людей, поддерживали в них чувство коллективизма;
- способствовали укреплению родственных связей, так как обычно собирали всю ближнюю и дальнюю родню;
- радостная атмосфера праздника снимала чувство неловкости и стеснения во взаимоотношениях;
- общение с гостями позволяло узнавать новости о событиях в стране, получать знания о далеких странах и народах, удивляться заморским чудесами странным обычаям.
Фольклорные праздники способствуют эстетическому развитию - формированию эстетического отношения к миру, в том числе к освоению и активному преобразованию окружающего пространства; художественному развитию - приобщение к искусству и художественной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
folklornyy_prazdnik.docx | 30.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Фольклорный праздник «Лен - леночек».
- Пояснительная записка
Фольклорные праздники - это часть духовного наследия народа (обрядов, ритуалов, традиций).
Издавна на Руси они играли очень большую роль в жизни русского народа:
- сближали людей, поддерживали в них чувство коллективизма;
- способствовали укреплению родственных связей, так как обычно собирали всю ближнюю и дальнюю родню;
- радостная атмосфера праздника снимала чувство неловкости и стеснения во взаимоотношениях;
- общение с гостями позволяло узнавать новости о событиях в стране, получать знания о далеких странах и народах, удивляться заморским чудесами странным обычаям.
Фольклорные праздники способствуют эстетическому развитию - формированию эстетического отношения к миру, в том числе к освоению и активному преобразованию окружающего пространства; художественному развитию - приобщение к искусству и художественной деятельности.
Фольклорный праздник предназначен для учащихся 5-6 классов
Цели:
- приобщение детей к русской народной культуре,
- знакомство обучающихся с растением «лён», связанными с ним приметами, поговорками, песнями, и его использовании.
Задачи:
- развивать познавательную активность, любознательность при ознакомлении с бытом и жизнью русского народа, присущими ему нравственными ценностями, традициями, особенностями культуры;
- расширить знания учащихся об истории выращивания льна на Руси и его применении;
- способствовать воспитанию этического отношения к русской культуре.
Развитие УУД
Регулятивные УУД:
- эмоционально-положительный настрой на проведение фольклорного праздника, создание ситуации успеха, доверия;
- выделение и осознание того, что усвоено во время праздника, осознание качества и уровня усвоенного.
Познавательные УУД:
- расширение знаний о русской культуре и народных традициях;
- извлечение необходимой информации из театрализованного представления об употреблении и пользе льна в питании.
Личностные УУД:
- воспитание уважения к укладу жизни, быту, обычаям предков, чувства общности со своими истоками и гордости за них;
- смыслообразование, т.е. ученик задаётся вопросом: какое значение и какой смысл имела для него фольклорный праздник?
- нравственно – этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающего личностный социальный выбор.
Коммуникативные УУД.
- сотрудничество, высказывание своего мнения, обсуждение.
Методы и приёмы, использованные во время проведения фольклорного праздника:
- использование русских народных костюмов;
- вовлечение в прошлое;
- театрализация;
- рассказ о народных обычаях и традициях;
- применение изделий народных промыслов;
- использование загадок, пословиц, поговорок;
- использование русских народных песен;
- опросно-ответная беседа;
- ролевая игра;
- использование музейных предметов.
- Этапы организации, место проведения праздника
I этап - предварительное планирование. Определение места и срока проведения.
II этап - работа над сценарием. На данном этапе подготовки создается сценарий праздника, включающий речевой, музыкальный и игровой материал.
Ребята предварительно разучивают русские народные песни «Посеяли девки лён», «У нас нынче субботея», «Пошла Дуня из ворот…», частушки.
III этап - предварительное знакомство детей со сценарием праздника, определение целей и задач. Осознание обучающими своей роли в процессе подготовки и проведения праздника, чтобы в ходе разучивания стихов, песен, постановки танцев, подготовки зала они видели и понимали, для чего они это делают
IV этап - репетиции. На этом этапе идет работа над сценарием, в который вносятся изменения и коррективы, появившиеся во время работы.
V этап - проведение праздника. Выступление перед учащимися 5 класса и родителями.
VI этап - подведение итогов. Проведение беседы, в которой дети вспоминают, что им понравилось, выделяют наиболее важные и главные моменты праздника. Отражение итогов в школьной газете.
Место проведения: школьный краеведческий музей.
В краеведческом музее созданы все условия для знакомства с народными традициями, бытом русских крестьян, их питанием. Все это способствует развитию интереса к русской национальной культуре, формирует художественный вкус, эмоционально-оценочные суждения по поводу увиденного, вызвать желание отражать полученные эстетические представления в собственной художественно-творческой деятельности, т.е. формировать визуальную культуру и опыт в условиях музейной коммуникации, содействует воспитанию бережного отношения к народным традициям и их сохранению.
Комната оформлена в русском стиле: на полу домотканые половики; стол, накрытый льняной скатертью, самовар, выпечка с добавлением льна, масло льняное; вещи льняные (полотенце, рубашка, наволочка, простыня, платье); на скамейках веретена и прялки; на полу стоит коробка, стилизованная под старинный сундук; на отдельном столе — стилизованные орудия труда для обработки льна: железный гребень, мялка, ткацкий станок.
Действующие лица:
- дедушка Федор;
- бабушка Агафья;
- внучки Аня и Юля;
- девочки и мальчики
III. План праздника
1. Вступление. Дедушка с бабушкой в русских народных костюмах под музыку встречают гостей.
2. Угощение гостей выпечкой с добавлением льна.
3. Исполнение русской народной песни «У нас нынче субботея».
4. Театрализованное представление об истории выращивания и обработке льна на Руси, народных поверьях и приметах.
5. Хоровод «Я посеяла ленку»
6. Разгадывание загадок и демонстрация льняных предметов «из сундука».
7. Исполнение русской народной песни «Пошла Дуня из ворот…»
8. Рассказ об использовании льна в питании.
9. Угощение гостей кондитерскими изделиями с добавлением льна.
10. Хоровод «Посеяли девки лён».
11. Исполнение группой ребят частушек.
12. Завершение фольклорного праздника чаепитием.
13. Рефлексия. Подведение итогов. Написание отзывов учащихся и родителей в школьную газету.
IV. Сценарий фольклорного праздника «Лен - леночек»
Дедушка, бабушка, их внучки одеты в русские костюмы. Звучит русская народная музыка. Входят ребята Их встречают дедушка и бабушка.
Дедушка. Добро пожаловать, гостюшки дорогие парнишки удалые, девчонки заводные! С чем пожаловали?
Девочка. Чайку попить, хозяев повеселить.
Мальчик. Рассказы послушать, пироги покушать
Девочка. Попеть, поплясать, себя показать.
Бабушка.
Хлебосольством и радушием
Славен наш край.
Здесь для вас и песни русские,
И медовый каравай!
Входят внучки (Аня и Юля) с подносами угощают ребят булочками с льняной присыпкой
Юля. Мир вам, гости дорогие, Вы явились в добрый час.
Песней русской да народной Мы встречаем нынче вас.
Исполнение русской народной песни «У нас нынче субботея».
Дедушка. Расцвели девчата наши,
Как ромашки на лугу,
Ну а песни распевают,
Словно пташечки в саду.
Бабушка. Ребятки, не распотешиться ли нам загадкой? А загадка простая, любой отгадает:
Мал малышок
Сквозь землю прошел,
Синю шапочку нашел. (Лён.)
А отгадаете по шифрограмме: по последующей букве алфавита отгадать слово.
Бабушка: Сегодня, ребятки, мы будем говорить о льне, о его обработке и назначении.
- Что такое лён? (растение)
- Видел ли кто из вас это растение?
- Сможете ли узнать лён среди всех растений?
Предлагаются иллюстрации с цветами: василёк, лён, колокольчик. Ребята отгадывают.
- Вот он, лён-леночек, голубой цветочек. (Показывает растение). При ветре до земли сгибается и снова выпрямляется.
Дедушка. Лён — древнее растение, его возделывают более двух тысяч лет. В старину на Руси лён начинали сеять 27 мая, в день Сидора-огуречника. Помнишь, Агафья, как тогда говорили: «Сидор-огуречник не сидит на печке, огурцы сажает, лён засевает»?
Бабушка. А в день Федота-овсяника, 31 мая , лён сеяли уже везде. Другое название этого дня — «семь дев». В народе такие приметы были: кукушка закуковала — пора сеять лён,
рябина зацветает — начинай сеять лён.
Сеяли его до третьего июня.
Дедушка. А помнишь, Агафья, как вы с подружками лён обманывали? (Смеется.)
Бабушка. Ну, тебя, старый, нашел, о чем вспоминать!
Юля. Расскажи, Бабушка! Ну, пожалуйста!
Бабушка. Ну, если смеяться не будете, то расскажу. Это ведь не я придумала, обычай такой был. Перед тем как сеять лён, мы раздевались донага прямо в поле. А лён, глядя на нашу наготу, жалел нас, думал: «Это девки бедные — у них даже рубашек на теле нет, надо будет получше уродиться». Вот так мы лён и обманывали.
Аня. Посей-ка, батюшка, ленку
В середнем поле, в уголку,
На мою долиночку,
На шелкову шапиночку.
Так пели девушки в стародавние времена.
Бабушка. В наших краях был обычай при посеве льна задабривать мужиков — класть в мешок с семенами вареные яйца.
Дедушка. Поэтому мы и любили сеять лён. Бывало, отец высыпает в лукошко (показывает) семена, а с ними яйцо за яйцом вылетает. «Ребята, берите!» Прямо взять да и съесть яйцо нельзя, нужно его сначала подбросить да сказать: «Вырасти, лён, выше лесу стоячего!»
Бабушка. Стебель у льна высотой до ста шестидесяти сантиметров. Голубые цветочки придают особое очарование цветущему льняному полю. Встречаются белые и розовые цветки, но редко. Когда лён отцветает, образуется плод — коробочка, в которой прячутся блестящие семена.
Аня. Как интересно! А где лён растет лучше?
Дедушка. Сеют его на хорошо удобренной земельке. Вы же тоже в огороде работаете, на хорошо обработанной земле и урожай хорошим вырастает.
Бабушка. Лён — водохлеб, очень любит влагу. Где сеяли лён, просили: «Матушка - водица, надо с неба пролиться на нашу льняницу». Посеяв лён, у поля девушки водили хоровод. Давайте и мы вспомним старину.
Хоровод «Я посеяла ленку»
Дедушка. На Луппу - брусничника, 5 сентября, лён убирали, выдергивали из земли с корнем, теребили, освобождали от коробочек, а оставшуюся солому вязали в снопы. Потом их мочили, опускали в пруд, чтобы волокно легко отделить от древесины.
А с Симеона Столпника (14 сентября), стебли льна МЯЛИ.
Бабушка. Да, помню, как мама мне говорила: «Мни лён доле, волокна будут боле». Затем его теребили на гребнях (показывает гребень), получая длинное волокно и кудель. А потом уж пряли нитки, а из ниток ткали полотно (показывает полотно). В народе всегда говорили: «Кого лён вымотает, того и озолотит».
Бабушка: Какие старинные инструменты запомнили для обработки льна? (щётка. Чесало, трепетало).
- Как вы думаете, ручная обработка льна была сложной работой? ( И руки ранили, и недосыпали) Не зря в народе говорят «Труд всё побеждает». Объясните значение этой пословицы. А в чём заключается ваш труд?
Дедушка: А кто скажет, как по приметам урожай льна угадать? (распределить детям)
-Длинные сосульки - долгий лён.
-Лён надо сеять, когда на кустах цветут последние цветы.
-Если бельё зимой не сохнет - льны хорошие будут.
-Лён две недели цветет, четыре недели спеет, на седьмую семя летит.
Бабушка. Не пора ли, Федор, гостей за стол приглашать, а то мы их только рассказами угощаем.
Дедушка. Еще чуток поговорим, потом и чаем угостим. А ты заметила, Агафья, какие гости-то нарядные, рубахи из нейлона, куртки из синтепона, платья еще из какого-нибудь «пона»? Умные-то люди сроду такую одежду не наденут: одно нездоровье для организма. То ли дело одежда изо льна: натуральная, практичная и, как принято сейчас говорить, экологически чистая, приличная.
Бабушка. И то правда, Федор. Лён-долгунец, который и сейчас выращивают в нашей стране, дает натуральное волокно.
Дедушка (внучкам). Покажите - ка нам, внученьки, бабушкин сундук. Откройте его, пусть гости полюбуются на красоту льняную.
Аня. А давайте поиграем. Мы с Юлей будем ребятам загадывать загадки о вещах изо льна, которые есть в нашем сундуке, а они — отгадывать, тогда и отгадки покажем.
Девочки загадывают загадки и после отгадки достают из «сундука» тот или иной предмет.
- На стене висит, болтается,
За него всяк хватается. (Полотенце.)
- Меня били, колотили,
А за стол с царем посадили. (Скатерть.)
- Кожух для двух брюх
И четырех ух. (Наволочка.)
- Белая Ненила
Перину накрыла. (Простынь.)
- В будни простой,
В праздник баской
За плечи цепляется,
До земли болтается. (Сарафан.)
6.По дороге я шёл,
Две дороги нашёл,
По обеим пошёл.
(Штаны)
Юля. А с одной девушкой вот что приключилось: (исполнение песни «Пошла Дуня из ворот…»)
Дедушка. Ай да таракан! А Дуня-то сшила новый сарафан?
Юля. Да, Дедушка, сшила. И не только сарафан, но и рубашку. И на полотенце полотна хватило.
Дедушка. Вот видите, ребята, лён и дом украшал, и людей одевал. Из выращенного на одном гектаре земли, засеянном льном можно изготовить 1220 м ткани, 120 мешков, 110 кг верёвки, 9 кг особо тонкой сигаретной бумаги. А еще из него ткут прочные пожарные рукава, крутят верёвки. Делают паклю.
- А ну-ка, решите задачку: Сегодня из 1кг пряжи получают 40 километров нити. А из 5 кг. пряжи сколько километров нити получается? (200 км.)
Бабушка. Из льна изготавливают и грубые ткани технического назначения – мешковину, брезент, и тончайший батист (объяснить значение), и удивительные, почти невесомые кружева – блонды. С различных примесей и добавлений шьют постельное бельё, скатерти, портьеры, практичные и модные костюмы для молодёжи.
Лён ещё кормит: Выжимают душистое масло из семени. Семя используют даже в медицине и парфюмерии. Добавляют семя в самые дорогие конфеты, халву и печенье. Испробуйте наше угощение, гости дорогие! (Угощают гостей).
Юля: Лен в древности высоко ценился, стоимость рубашки из льняного полотна определялась по весу: на одну чашу весов клали изделие, а на другую золото.
Аня. До нынешних дней сохранились старинные народные приметы: если льняное семя положить в обувь, то она будет дольше носиться, а если несколько семян льна зашить в одежду, то можно защитить человека от порчи и сглаза.
Хоровод «Посеяли девки лён».
Исполнение частушек
1.Уж чья это прекрасна
В косе ленточка атласна?
Сарафан-то чей льняной?
Вы пожалуйте со мной.
- И-ха-ха да и-ха-ха
Чем я девочка плоха?
Юбочка льняная,
Сама я удалая!
3.Ветер дует, ветер дует,
Ветер дует без конца,
А казанские ребята
Ростом ниже долгунца.
4.Рос, рос, перерос,
Я таким родился,
Кабы до тебя дорос,
Я бы извинился.
- 5.Дайте лён, дайте лён,
Дайте десять веретен,
Буду я попрядывать,
На ребят поглядывать.
- 6.Если вышла ты плясать,
То давай доказывай,
А свое льняное платье
Нечего показывать.
- 7. Лён и прочен, и белён,
Для здоровья недурен.
Лишь одна беда — забыли,
Как его все встарь любили.
Дедушка: Спасибо, ребятки за веселье.
Бабушка: Вам понравился наш праздник? Чем? Что интересного узнали о льне?
Что готовят из льна?
Завершается фольклорный праздник чаепитием
V. Использованная литература:
- Гурьянова Г.И. Методическое пособие по фольклорной практике. Казань, ГКУ, 2006
2. Науменко Г.В. «Народные праздники» - Москва,1999 г.
3.Науменко Г. Н. «Фольклорная азбука». Учебное пособие. М. 1996.
4.Релли Н. «Русские обряды и традиции». - С-Петербург, 2002 г.
5. Чистов К.В. Народные традиции и фольклор. - С-Петербург, 2002 г.
6. http://azbukalna.ru/article/3000/scenariy-prazdnika-paraskeva-pyatnica-lnyanica.html
7. https://урок.рф/library/professionalnaya_prigodnost_i_samootcenka_223748.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
фольклорный праздник "Как на масленой неделе"
дети знакомятся с обычаями и традициями русского народа при встрече весны и проводов зимы...
Фольклорный праздник "Посиделки".
Это заключительный урок литературы в 5 классе по теме "Фольклор"....
Типы фольклорных единиц, используемых Н.А. Некрасовым в поэме «Кому на Руси жить хорошо»
Презантация по теме: Типы фольклорных единиц, используемых Н.А. Некрасовым в поэме «Кому на Руси жить хорошо» ...
Показательный (открытый) урок в 5 классе по разделу «Богатство русского фольклора и виды фольклорных жанров»
Обобщение и систематизация знаний учащихся по вышеуказанному разделуРазвитие навыков монологической речи учащихся, актёрского мастерства, свободного владения теоретическим материаломВоспитать у ...
Сценарий внеклассного мероприятия в 0-1 классах фольклорного праздника "Масленица".
Цель:Совершенствовать выразительное, ритмичное исполнение танцевальных движений под музыку различного характера; ритмичное исполнение на музыкальных инструментах в ансамбле ритмического аккомпан...
Спортивно-фольклорный праздник "День рыбака"
Спортивная игровая программа создана на основе праздника народного календаря - Алексей Теплый. Этот праздник проводится, как День рыбака. В сценарии кратко дается историческая справка и описание конку...