Кружок по физике "Юный физик"
рабочая программа на тему

Татаренкова Людмила Петровна

Программа составлена на основе программы по физике для 7-х классов, используемой в настоящее время. Программа кружка базируется на программе факультативного курса, составленной Н.К. Гладышевой, Ю. И. Дик, Ю.А. Коварским, Г. Г. Никифоровым (Москва, НИИ СиМО  АПН СССР, 1986год). Направленность данной программы заключается в реализации системы естественнонаучных знаний в 7 классе посредством экспериментальной и исследовательской деятельности учащихся, что способствует сознательному и прочному овладению школьниками методами научного познания и обеспечивает формирование у них целостного представления о физической картине мира.


 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_po_fizike.docx321.95 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\Пользователь\Pictures\2018-10-17\001.jpg

Пояснительная записка

Программа составлена на основе программы по физике для 7-х классов, используемой в настоящее время. Программа кружка базируется на программе факультативного курса, составленной Н.К. Гладышевой, Ю. И. Дик, Ю.А. Коварским, Г. Г. Никифоровым (Москва, НИИ СиМО  АПН СССР, 1986год)

Программа имеет социально-педагогическую направленность.

Направленность данной программы заключается в реализации системы естественнонаучных знаний в 7 классе посредством экспериментальной и исследовательской деятельности учащихся, что способствует сознательному и прочному овладению школьниками методами научного познания и обеспечивает формирование у них целостного представления о физической картине мира.

Программа также нацелена на выявление у ребенка склонности к изучению физики и дальнейшего ее развития.

Актуальность, педагогическая целесообразность, новизна программы

Актуальность данной программы заключается в прививании интереса у школьников к точным наукам, начиная уже со средней школы. Занятия в кружке позволяют пробудить в учащихся интерес к физике, понять суть ее явлений с помощью решения простых занимательных задач. Правильное понимание физики и методов ее изучения позволяют учащемуся сделать осознанный выбор дальнейшего направления обучения. На сегодняшний день данная задача стоит особо остро, поскольку в стране есть необходимость в стабильном притоке молодых специалистов в области высоких наукоемких технологий.

Новизна программы заключается в первую очередь в подходе к процессу обучения. Здесь учащимся сначала демонстрируется некое физическое явление, затем им самим предлагается самостоятельно, базируясь на сообразительности и ранее полученных знаниях объяснить его суть, выдвинуть версию, высказать свою точку зрения, а только после этого преподавателем дается правильное толкование, объяснение данного явления. Такой подход не только прививает интерес к науке, но и воспитывает умение самостоятельно решать задачи и аргументировать принятое решение. В зависимости от того, насколько правильно и насколько аргументировано они излагали свою мысль, им ставится определенное количество баллов. Кроме этого, все эксперименты безопасны и не требуют дорогого оборудования, что позволяет всем желающим повторить их самостоятельно в домашних условиях.

Цели и задачи программы

Цели программы:

  1. Помочь учащимся освоить материал программы, необходимой для дальнейшего изучения физики;
  2. Воспитать у учащихся устойчивый интерес к предмету;
  3. Привить учащимся интерес к науке, помочь им приобрести уверенность и настойчивость в самостоятельной работе для дальнейшей успешной реализации своих возможностей;
  4. Помочь учащимся самостоятельно сделать выбор профиля дальнейшего обучения.

Задачи программы

Образовательные:

  • Развитие самостоятельного мышления у учащихся;
  • Знакомство учащихся с методом научного познания и методами исследования объектов и явлений природы;
  • Помощь в дальнейшем изучении физики;
  • Повышение уровня научной грамотности.

Воспитательные:

  • Воспитание усидчивости и скрупулезности при проведении исследований;
  • Воспитание аккуратности при работе в лабораторных условиях;
  • Воспитание самостоятельности при принятии решений и способности к аргументированному доказательству собственных гипотез;
  • Развитие навыков сотрудничества.

Развивающие:

  • Развитие естественнонаучных компетенций учащихся;
  • Развитие способностей к самостоятельному наблюдению и анализу;
  • Развитие нетривиального подхода к решению физических задач;
  • Развитие исследовательских навыков;
  • Развитие у учащихся навыков критического мышления.

Сроки реализации программы

Образовательная программа рассчитана на 1 год обучения. Общая продолжительность обучения составляет 35 часов (1 час в неделю). Возраст детей, участвующих в реализации данной программы: 12-13 лет.

Формы и режим занятий

Работа кружка предусматривает специальную организацию регулярных факультативных занятий, на которых учащиеся могут работать в группах, парами, индивидуально. Также другими формами организации учебного процесса являются: дискуссия, наблюдение, лабораторная работа, эксперимент, творческий проект, тестирование.

В результате  реализации данной программы обучающиеся

будут знать:

  • Технику безопасности при проведении физического эксперимента;
  • Основы простейшего эксперимента;
  • Основные методы исследовательской работы;

уметь:

  • Самостоятельно проводить собственное наблюдение за физическими процессами, сопровождая его фиксированием полученной информации;
  • Самостоятельно составить план наблюдения при физическом эксперименте;
  • Самостоятельно анализировать результаты наблюдения за физическими явлениями;
  • Работать с литературой.

Сроки реализации: Программа рассчитана на один год обучения.

Форма и режим занятий: Занятия будут проходить один час в неделю по 45 минут.  В начале года и во втором полугодии с обучающимися проводится вводный и повторный инструктаж по правилам поведения в кабинете физики. Так проводятся текущие инструктажи при проведении экспериментов.

Занятия будут проходить в форме бесед, наблюдений за происходящими явлениями, постановки эксперимента, решения экспериментальных задач, конструирования приборов, демонстрационных опытов, презентаций, будет включать в себе проектную деятельность,консультация с учителем; работа в малых группах (2-3 человека) при выполнении исследовательских заданий; подготовка отчетных материалов по результатам проведения исследований.

1.Планируемые результаты реализации программы

Личностные результаты

  • развитие любознательности и формирование интереса к изучению природы методами естественных наук;
  • развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся;
  • воспитание ответственного отношения к природе, осознания необходимости защиты окружающей среды, стремления к здоровому образу жизни;
  • развитие мотивации к изучению в дальнейшем различных естественных наук.

Метапредметные результаты

  • овладение способами самоорганизации учебной и внеурочной деятельности;
  • освоение приемов исследовательской деятельности;
  • формирование приемов работы с информацией;
  • развитие коммуникативных умений и овладение опытом межличностной коммуникации, корректное ведение диалога и участие в дискуссии; участие в работе группы в соответствии с обозначенной ролью.

Воспитательные результаты:

  • формирование у подростков потребности познания окружающего мира и своих связей с ним;
  • формирование экологически обоснованных потребностей, интересов, норм и правил (в первую очередь, гуманного отношения к окружающим людям, живым существам, природному окружению);
  • активное участие в природосберегающей деятельности;
  • осознанный выбор здорового образа жизни;
  • развитие эмоциональной сферы, способности к сопереживанию, состраданию;
  • развитие настойчивости и воли в достижении целей самообразования и улучшения состояния окружающей природной среды.

3.Планирование работы кружкового объединения рассчитано на 35 занятий

№ занятия

Тема

Дата

1

Вводное занятие. Инструктаж по ТБ на занятиях кружка. Физические величины и их измерение.

2

Единицы и эталоны физических величин.

3

О точности измерений

4

Абсолютная и относительная погрешности

5

Методы оценки погрешности косвенных измерений

6

Л/р «Определение цены деления шкалы и инструментальной погрешности приборов»

7

История метра. Измерение длины. Эхолот и радиолокатор.

8

Пространственные масштабы в природе. Л/р «Измерение длины с помощью масштабной линейки».

9

Л/р «Изучение правил пользования штангенциркулем. Измерение диаметра и глубины отверстия, диаметра шарика и проволоки».

10

Измерение времени. Временные масштабы природных явлений.

11

Л/р «Изучение правил пользования секундомером. Измерение времени падения шарика в вязкой жидкости».

12

Методы измерения скорости. Скорости, встречающиеся в природе и технике.

13

Практикум по решению задач повышенной сложности на расчет пути, времени и скорости движения.

14

Практикум по решению задач повышенной сложности на расчет пути, времени и скорости движения.

15

Л/р «Определение максимальной скорости движения тела».

16

Масса. Способы измерения массы тела и плотности твердых тел и жидкостей.

17

Практикум по решению задач повышенной сложности на расчет массы, плотности и объема твердых тел и жидкостей.

18

Практикум по решению задач повышенной сложности на расчет массы, плотности и объема твердых тел и жидкостей.

19

Сила. Виды сил. Измерение силы.

20

Л/р «Исследование правила сложения двух сил».

21

Давление твердых тел, способы уменьшения и увеличения давления.

22

Гидростатическое давление. Л/р «Исследование зависимости давления в жидкости от глубины».

23

Давление газов. Атмосферное давление, история его открытия.

24

Опыт Торричелли. Современные барометры. Л/р «Измерение атмосферного давления барометром-анероидом».

25

Сообщающиеся сосуды. Гидравлические машины и механизмы.

26

Практикум по решению задач повышенной сложности на гидро- и аэростатику.

27

Закон Архимеда. Задача царя Герона.

28

Л/р «Выяснение условий плавания тела в жидкости».

29

Практикум по решению задач повышенной сложности на закон Архимеда.

30

Простые механизмы в природе и технике.

31

«Золотое» правило механики.

32

Л/р «Определение КПД различных простых механизмов».

33

Центр тяжести тела. Л/р «Определение центра тяжести тела неправильной формы».

34

Практикум по решению задач повышенной сложности на простые механизмы.

35

Практикум по решению задач повышенной сложности на простые механизмы.

2.Содержание курса

Учимся изготавливать простейшие приборы и учимся измерять (4 часа)

Основные методы научного познания: наблюдение, опыт, эксперимент. Простейшие измерительные приборы. Цена деления шкалы прибора. Измерительный цилиндр (мензурка). Определение размера малых тел. Определение объема тел правильной формы.

Лабораторные работы:

  1. Градуирование мензурки.
  2. Определение теоретического размера малых тел.
  3. Измерение объема тел правильной формы.

Первоначальные сведения о строении вещества  (11 часов)

Строение вещества. Броуновское движение. Диффузия. Диффузия твердого тела в жидкости. Агрегатные состояния вещества. Интересные свойства некоторых веществ: воды, воздуха. Огонь и его свойства.

Лабораторные работы:

  1. Условия наблюдения диффузии.
  2. Наблюдение за диффузией в жидкости (изменение положения границы окрашенной и неокрашенной жидкости).
  3. Определение времени прохождения диффузии.
  4. Измерение объема твердого и растворенного в воде льда.
  5. Объем растворенных и нерастворенных в воде веществ.

Взаимодействие тел (9 часа)

Положение тел в пространстве. Система координат. Прямолинейное движение. Равномерное и неравномерное движение. Путь, скорость, время. Скорость равномерного движения. Средняя скорость неравномерного прямолинейного движения. Масса. Объем и плотность. Сила. Сила тяжести. Вес тела. Сила упругости и сила трения. Центр тяжести.

Лабораторные работы:

  1. Определение скорости равномерного движения.
  2. Определение средней скорости неравномерного прямолинейного движения.
  3. Определение плотности различных жидкостей.
  4. Определение объема и плотности человеческого тела.
  5. Определение времени реакции человека.
  6. Обнаружение и измерение веса тела.
  7. Изучение зависимости силы трения скольжения от рода трущихся поверхностей.

Давление твердых тел, жидкостей и газов (6 часов)

Давление. Давление твердых тел. Закон Паскаля. Давление в жидкости. Атмосферное давление. Закон Архимеда. Условия плавания тел.

Лабораторные работы:

  1. Наблюдение плавания тел в зависимости от плотности вещества, из которого состоит тело, и плотности жидкости

Работа, мощность, энергия (2 часа)

Механическая работа и мощность. Механическая энергия. Закон сохранения механической энергии.

Лабораторные работы:

  1. Наблюдение превращения потенциальной энергии в кинетическую и обратно при колебании тела, подвешенного на нити
  2. Определение мощности, развиваемой человеком

Простые механизмы (1 час)

Виды простых механизмов. Выигрыш в силе. Золотое правило механики.

Механические колебания и волны. Звук (1 час)

Механические колебания. Продольные и поперечные волны. Характеристики волны. Звук.

Современная физика (1 час)

Различные направления современной физики: нанотехнологии, медицинская физика, ядерная физика, физика плазмы.

Методическое обеспечение

  1. Аганов А.В., Сафиуллин Р.К., Скворцов А.И., Таюрский Д.А. Физика вокруг нас: Качественные задачи по физике. Изд. 3-е, испр..-М.: Дом педагогики, 1998.-336 с.: ил.
  2. Волков В.А, Универсальные поурочные разработки по физике. 8 класс.- 3-е изд., перераб. И доп.- М.: ВАКО, 2015. – 368 с. – (В помощь школьному учителю).
  3. Горлова Л.А. Занимательные внеурочные мероприятия по физике: 7-11 классы.- М.: ВАКО, 2010.-160 с.- (Мастерская учителя физики).
  4. Ковтунович М.Г. Домашний эксперимент по фиике: пособие для учителя / М.Г. Ковтунович. – М.: Гуманитар.изд.центр ВЛАДОС, 2007. – 207 с. (Библиотека учителя физики).
  5. Перельман Я. И. Занимательные задачи и опыты. – М.: Детская литература, 1972.
  6. Современная физика в школе. / Б.Н. Иванов. – М.: Лаборатория базовых знаний, 2002 г.-160 с.: ил.
  7. Шилов В.Ф. Домашние экспериментальные задания по физике. 7-9 классы.- М.: Школьная пресса, 2003. - 64 с.

Литература:

  1. Блудов М.И. Беседы по физике. – М.: Просвещение, 1984 –Ч.1; 1985. – Ч.2
  2. Кириллова И.Г. Книга для чтения по физике. 6 – 7 классы. – М.:Просвещение, 1986.
  3. Г.Н. Степанова.Ошибки измерения физических величин. С. – П., 1992.
  4. Фронтальные лабораторные занятия по физике в 7 – 11 классах общеобразовательных учреждений. /В.А. Буров, Ю. И. Дик, Б. С. Зворыкин. М.:Просвещение 1996.
  5. Виртуальная школа Кирилла и  Мефодия.Уроки физики Кирилла и Мефодия(7 -11классы) .(CD-R)
  6. Я.И Перельман «Занимательная физика», Чебоксары, 1994
  7. Я.И Перельман «Занимательная механика. Знаете ли вы физику?», М, АСТ, 1999
  8. Курс видеоуроков по отдельным разделам физики(DVDдиски)
  9. Сайт федерального центра информационных образовательных ресурсов http://www.fcior.edu.ru/
  10. Сайт единой коллекции цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

кружок Удивительная физика 5-6 класс

Кружок «Удивительная физика» предназначен для ознакомления учащихся 5 –6 классов средней школы с широким кругом явлений физики, с которыми учащиеся непосредственно сталкиваются в повседневной жи...

кружок по физике

рабочая программа  по математике 11 класс...

кружок по физике

рабочая программа  по математике 11 класс...

Кружок по физике "Учимся решать задачи"

Кружок комплектуется из учащихся 9 класса, так как содержание его работы связано с  программой по физике в этом классе. Однако кружок могут посещать и учащиеся 10 – 11 классов. Для них реше...

Кружок "Экспериментальная физика" (для учащихся 7 классов)

Факультатив предназначен для учащихся 7 классов (1 час в неделю). Ресурс содержит пояснительную записку, программу, тематическое планирование....

Кружок по физике для 10-11класса : "Физика в задачах"

Данный материал представляет собой рабочую программу кружка по физике....

Кружок "Чудеса? Нет, физика!"

Кружок "Чудеса? Нет, физика!" 7-9 классы...