Кружок по физике "Юный физик"
рабочая программа на тему
Программа составлена на основе программы по физике для 7-х классов, используемой в настоящее время. Программа кружка базируется на программе факультативного курса, составленной Н.К. Гладышевой, Ю. И. Дик, Ю.А. Коварским, Г. Г. Никифоровым (Москва, НИИ СиМО АПН СССР, 1986год). Направленность данной программы заключается в реализации системы естественнонаучных знаний в 7 классе посредством экспериментальной и исследовательской деятельности учащихся, что способствует сознательному и прочному овладению школьниками методами научного познания и обеспечивает формирование у них целостного представления о физической картине мира.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_po_fizike.docx | 321.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Программа составлена на основе программы по физике для 7-х классов, используемой в настоящее время. Программа кружка базируется на программе факультативного курса, составленной Н.К. Гладышевой, Ю. И. Дик, Ю.А. Коварским, Г. Г. Никифоровым (Москва, НИИ СиМО АПН СССР, 1986год)
Программа имеет социально-педагогическую направленность.
Направленность данной программы заключается в реализации системы естественнонаучных знаний в 7 классе посредством экспериментальной и исследовательской деятельности учащихся, что способствует сознательному и прочному овладению школьниками методами научного познания и обеспечивает формирование у них целостного представления о физической картине мира.
Программа также нацелена на выявление у ребенка склонности к изучению физики и дальнейшего ее развития.
Актуальность, педагогическая целесообразность, новизна программы
Актуальность данной программы заключается в прививании интереса у школьников к точным наукам, начиная уже со средней школы. Занятия в кружке позволяют пробудить в учащихся интерес к физике, понять суть ее явлений с помощью решения простых занимательных задач. Правильное понимание физики и методов ее изучения позволяют учащемуся сделать осознанный выбор дальнейшего направления обучения. На сегодняшний день данная задача стоит особо остро, поскольку в стране есть необходимость в стабильном притоке молодых специалистов в области высоких наукоемких технологий.
Новизна программы заключается в первую очередь в подходе к процессу обучения. Здесь учащимся сначала демонстрируется некое физическое явление, затем им самим предлагается самостоятельно, базируясь на сообразительности и ранее полученных знаниях объяснить его суть, выдвинуть версию, высказать свою точку зрения, а только после этого преподавателем дается правильное толкование, объяснение данного явления. Такой подход не только прививает интерес к науке, но и воспитывает умение самостоятельно решать задачи и аргументировать принятое решение. В зависимости от того, насколько правильно и насколько аргументировано они излагали свою мысль, им ставится определенное количество баллов. Кроме этого, все эксперименты безопасны и не требуют дорогого оборудования, что позволяет всем желающим повторить их самостоятельно в домашних условиях.
Цели и задачи программы
Цели программы:
- Помочь учащимся освоить материал программы, необходимой для дальнейшего изучения физики;
- Воспитать у учащихся устойчивый интерес к предмету;
- Привить учащимся интерес к науке, помочь им приобрести уверенность и настойчивость в самостоятельной работе для дальнейшей успешной реализации своих возможностей;
- Помочь учащимся самостоятельно сделать выбор профиля дальнейшего обучения.
Задачи программы
Образовательные:
- Развитие самостоятельного мышления у учащихся;
- Знакомство учащихся с методом научного познания и методами исследования объектов и явлений природы;
- Помощь в дальнейшем изучении физики;
- Повышение уровня научной грамотности.
Воспитательные:
- Воспитание усидчивости и скрупулезности при проведении исследований;
- Воспитание аккуратности при работе в лабораторных условиях;
- Воспитание самостоятельности при принятии решений и способности к аргументированному доказательству собственных гипотез;
- Развитие навыков сотрудничества.
Развивающие:
- Развитие естественнонаучных компетенций учащихся;
- Развитие способностей к самостоятельному наблюдению и анализу;
- Развитие нетривиального подхода к решению физических задач;
- Развитие исследовательских навыков;
- Развитие у учащихся навыков критического мышления.
Сроки реализации программы
Образовательная программа рассчитана на 1 год обучения. Общая продолжительность обучения составляет 35 часов (1 час в неделю). Возраст детей, участвующих в реализации данной программы: 12-13 лет.
Формы и режим занятий
Работа кружка предусматривает специальную организацию регулярных факультативных занятий, на которых учащиеся могут работать в группах, парами, индивидуально. Также другими формами организации учебного процесса являются: дискуссия, наблюдение, лабораторная работа, эксперимент, творческий проект, тестирование.
В результате реализации данной программы обучающиеся
будут знать:
- Технику безопасности при проведении физического эксперимента;
- Основы простейшего эксперимента;
- Основные методы исследовательской работы;
уметь:
- Самостоятельно проводить собственное наблюдение за физическими процессами, сопровождая его фиксированием полученной информации;
- Самостоятельно составить план наблюдения при физическом эксперименте;
- Самостоятельно анализировать результаты наблюдения за физическими явлениями;
- Работать с литературой.
Сроки реализации: Программа рассчитана на один год обучения.
Форма и режим занятий: Занятия будут проходить один час в неделю по 45 минут. В начале года и во втором полугодии с обучающимися проводится вводный и повторный инструктаж по правилам поведения в кабинете физики. Так проводятся текущие инструктажи при проведении экспериментов.
Занятия будут проходить в форме бесед, наблюдений за происходящими явлениями, постановки эксперимента, решения экспериментальных задач, конструирования приборов, демонстрационных опытов, презентаций, будет включать в себе проектную деятельность,консультация с учителем; работа в малых группах (2-3 человека) при выполнении исследовательских заданий; подготовка отчетных материалов по результатам проведения исследований.
1.Планируемые результаты реализации программы
Личностные результаты
- развитие любознательности и формирование интереса к изучению природы методами естественных наук;
- развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся;
- воспитание ответственного отношения к природе, осознания необходимости защиты окружающей среды, стремления к здоровому образу жизни;
- развитие мотивации к изучению в дальнейшем различных естественных наук.
Метапредметные результаты
- овладение способами самоорганизации учебной и внеурочной деятельности;
- освоение приемов исследовательской деятельности;
- формирование приемов работы с информацией;
- развитие коммуникативных умений и овладение опытом межличностной коммуникации, корректное ведение диалога и участие в дискуссии; участие в работе группы в соответствии с обозначенной ролью.
Воспитательные результаты:
- формирование у подростков потребности познания окружающего мира и своих связей с ним;
- формирование экологически обоснованных потребностей, интересов, норм и правил (в первую очередь, гуманного отношения к окружающим людям, живым существам, природному окружению);
- активное участие в природосберегающей деятельности;
- осознанный выбор здорового образа жизни;
- развитие эмоциональной сферы, способности к сопереживанию, состраданию;
- развитие настойчивости и воли в достижении целей самообразования и улучшения состояния окружающей природной среды.
3.Планирование работы кружкового объединения рассчитано на 35 занятий
2.Содержание курса
Учимся изготавливать простейшие приборы и учимся измерять (4 часа)
Основные методы научного познания: наблюдение, опыт, эксперимент. Простейшие измерительные приборы. Цена деления шкалы прибора. Измерительный цилиндр (мензурка). Определение размера малых тел. Определение объема тел правильной формы.
Лабораторные работы:
- Градуирование мензурки.
- Определение теоретического размера малых тел.
- Измерение объема тел правильной формы.
Первоначальные сведения о строении вещества (11 часов)
Строение вещества. Броуновское движение. Диффузия. Диффузия твердого тела в жидкости. Агрегатные состояния вещества. Интересные свойства некоторых веществ: воды, воздуха. Огонь и его свойства.
Лабораторные работы:
- Условия наблюдения диффузии.
- Наблюдение за диффузией в жидкости (изменение положения границы окрашенной и неокрашенной жидкости).
- Определение времени прохождения диффузии.
- Измерение объема твердого и растворенного в воде льда.
- Объем растворенных и нерастворенных в воде веществ.
Взаимодействие тел (9 часа)
Положение тел в пространстве. Система координат. Прямолинейное движение. Равномерное и неравномерное движение. Путь, скорость, время. Скорость равномерного движения. Средняя скорость неравномерного прямолинейного движения. Масса. Объем и плотность. Сила. Сила тяжести. Вес тела. Сила упругости и сила трения. Центр тяжести.
Лабораторные работы:
- Определение скорости равномерного движения.
- Определение средней скорости неравномерного прямолинейного движения.
- Определение плотности различных жидкостей.
- Определение объема и плотности человеческого тела.
- Определение времени реакции человека.
- Обнаружение и измерение веса тела.
- Изучение зависимости силы трения скольжения от рода трущихся поверхностей.
Давление твердых тел, жидкостей и газов (6 часов)
Давление. Давление твердых тел. Закон Паскаля. Давление в жидкости. Атмосферное давление. Закон Архимеда. Условия плавания тел.
Лабораторные работы:
- Наблюдение плавания тел в зависимости от плотности вещества, из которого состоит тело, и плотности жидкости
Работа, мощность, энергия (2 часа)
Механическая работа и мощность. Механическая энергия. Закон сохранения механической энергии.
Лабораторные работы:
- Наблюдение превращения потенциальной энергии в кинетическую и обратно при колебании тела, подвешенного на нити
- Определение мощности, развиваемой человеком
Простые механизмы (1 час)
Виды простых механизмов. Выигрыш в силе. Золотое правило механики.
Механические колебания и волны. Звук (1 час)
Механические колебания. Продольные и поперечные волны. Характеристики волны. Звук.
Современная физика (1 час)
Различные направления современной физики: нанотехнологии, медицинская физика, ядерная физика, физика плазмы.
Методическое обеспечение
- Аганов А.В., Сафиуллин Р.К., Скворцов А.И., Таюрский Д.А. Физика вокруг нас: Качественные задачи по физике. Изд. 3-е, испр..-М.: Дом педагогики, 1998.-336 с.: ил.
- Волков В.А, Универсальные поурочные разработки по физике. 8 класс.- 3-е изд., перераб. И доп.- М.: ВАКО, 2015. – 368 с. – (В помощь школьному учителю).
- Горлова Л.А. Занимательные внеурочные мероприятия по физике: 7-11 классы.- М.: ВАКО, 2010.-160 с.- (Мастерская учителя физики).
- Ковтунович М.Г. Домашний эксперимент по фиике: пособие для учителя / М.Г. Ковтунович. – М.: Гуманитар.изд.центр ВЛАДОС, 2007. – 207 с. (Библиотека учителя физики).
- Перельман Я. И. Занимательные задачи и опыты. – М.: Детская литература, 1972.
- Современная физика в школе. / Б.Н. Иванов. – М.: Лаборатория базовых знаний, 2002 г.-160 с.: ил.
- Шилов В.Ф. Домашние экспериментальные задания по физике. 7-9 классы.- М.: Школьная пресса, 2003. - 64 с.
Литература:
- Блудов М.И. Беседы по физике. – М.: Просвещение, 1984 –Ч.1; 1985. – Ч.2
- Кириллова И.Г. Книга для чтения по физике. 6 – 7 классы. – М.:Просвещение, 1986.
- Г.Н. Степанова.Ошибки измерения физических величин. С. – П., 1992.
- Фронтальные лабораторные занятия по физике в 7 – 11 классах общеобразовательных учреждений. /В.А. Буров, Ю. И. Дик, Б. С. Зворыкин. М.:Просвещение 1996.
- Виртуальная школа Кирилла и Мефодия.Уроки физики Кирилла и Мефодия(7 -11классы) .(CD-R)
- Я.И Перельман «Занимательная физика», Чебоксары, 1994
- Я.И Перельман «Занимательная механика. Знаете ли вы физику?», М, АСТ, 1999
- Курс видеоуроков по отдельным разделам физики(DVDдиски)
- Сайт федерального центра информационных образовательных ресурсов http://www.fcior.edu.ru/
- Сайт единой коллекции цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
кружок Удивительная физика 5-6 класс
Кружок «Удивительная физика» предназначен для ознакомления учащихся 5 –6 классов средней школы с широким кругом явлений физики, с которыми учащиеся непосредственно сталкиваются в повседневной жи...
кружок по физике
рабочая программа по математике 11 класс...
кружок по физике
рабочая программа по математике 11 класс...
Кружок по физике "Учимся решать задачи"
Кружок комплектуется из учащихся 9 класса, так как содержание его работы связано с программой по физике в этом классе. Однако кружок могут посещать и учащиеся 10 – 11 классов. Для них реше...
Кружок "Экспериментальная физика" (для учащихся 7 классов)
Факультатив предназначен для учащихся 7 классов (1 час в неделю). Ресурс содержит пояснительную записку, программу, тематическое планирование....
Кружок по физике для 10-11класса : "Физика в задачах"
Данный материал представляет собой рабочую программу кружка по физике....
Кружок "Чудеса? Нет, физика!"
Кружок "Чудеса? Нет, физика!" 7-9 классы...