Кружок "Чудеса? Нет, физика!"
материал по физике (7, 8, 9 класс) на тему

Гавронова Ольга Ивановна

Кружок "Чудеса? Нет, физика!" 7-9 классы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Кружок "Чудеса? Нет, физика!"39.1 КБ

Предварительный просмотр:

Кружок «Чудеса? Нет, физика!»

Пояснительная записка

Кружок «Чудеса? Нет, физика!»» способствует развитию и поддержке интереса учащихся к физике, дает возможность расширить и углубить знания и умения, полученные в процессе учебы, и создает условия для всестороннего развития личности. Занятия кружка являются источником мотивации учебной деятельности учащихся, дают им глубокий эмоциональный заряд, способствуют развитию межпредметных связей, формируются такие качества личности, как целеустремленность, настойчивость, развиваются эстетические чувства, формируются творческие  способности.

Воспитание творческой активности учащихся в процессе изучения ими физики является одной из актуальных задач, стоящих перед учителями физики в современной школе. Основными средствами такого воспитания и развития способностей учащихся являются экспериментальные исследования и задачи. Умением решать задачи характеризуется в первую очередь состояние подготовки учащихся, глубина усвоения учебного материала. Решение нестандартных задач и проведение занимательных экспериментальных заданий способствует пробуждению и развитию у учащихся устойчивого интереса к физике.

ЦелиРеализуемая цель данной программы: создать условия для формирования и развития у учащихся интереса к изучению предмета; учить умению самостоятельно приобретать и применять на практике знания по теории предмета; развивать творческие способности учащихся, коммуникативные навыки по умению работать в группе, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения.

 Задачи:

  1. Образовательные: способствовать самореализации учащихся в изучении конкретных тем физики, развивать и поддерживать познавательный интерес к изучению физики как науки, знакомить учащихся с последними достижениями науки и техники, развитие познавательных интересов при выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий.
  2. Воспитательные: воспитание убежденности в возможности познания законов природы, в необходимости разумного использования достижений науки и техники, воспитание уважения к творцам науки и техники, отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры.
  3. Развивающие: развитие умений и навыков учащихся самостоятельно работать с научно-популярной литературой,
    умений практически применять физические знания в жизни, развитие творческих способностей, формирование у учащихся активности и самостоятельности, инициативы. Повышение культуры общения и поведения.

Виды деятельности:

  • Занимательные опыты по разным разделам физики;
  • Применение ИКТ;
  • Занимательные экскурсии в область истории физики;
  • Применение физики в практической жизни;
  • Наблюдения за явлениями природы.


Форма проведения занятий кружка: занятия проводятся в виде бесед, демонстрационных экспериментов, самостоятельной работы учащихся по конструированию приборов и технических устройств, практических работ по изготовлению самодельных приборов,

Тематический план

№ занятия

Тема

Используемый наглядный материал

Кол-во часов

1

Вводное занятие. Инструктаж по охране труда на занятиях кружка. Основы эксперимента.

Правильность формулировки цели эксперимента.

1 опыт: графин с водой, бумага.

2 опыт: бутылка с широким горлышком, бумага, круто сваренное очищенное яйцо.

3 опыт: тарелка с водой, бумага, стакан, монета.

1

  1. Механические явления

2

Инерция

Эксперимент 1: ученическая линейка, несколько шашек, можно использовать монеты.

Эксперимент 2: яйцо, стакан с водой, карточка, кольцо.

1

3

Инерция

Эксперимент 1: две длинные палки, два бумажных кольца.

Эксперимент 2: Понадобятся два карандаша и две палки.

1

4

Центробежная сила

Эксперимент 1: зонт, скомканный лист бумаги, резиновый мяч, носовой платок.

Эксперимент 2: детское ведро с водой с привязанной к нему веревкой.

1

5

Равновесие

Эксперимент 1: пластилин, семечко подсолнуха, спички, перышки, проволока.

Эксперимент 2: картон неправильной формы, нить, штатив, линейка, толстая иголка.

1

6

Поверхностное натяжение

Эксперимент 1: нетолстая игла от швейной машинки, стакан с водой, капля масла.

Эксперимент 2: бокал с водой, булавки или скрепки.

Эксперимент 3: детская игрушка для выдувания мыльных пузырей, небольшая проволочная рамка разных форм, мыльный раствор с добавлением глицерина.

1

7

Реактивное движение

Эксперимент 1: воздушные шарики.

Эксперимент 2: пустая консервная банка, молоток да небольшой гвоздь.

1

8

Волны на поверхности жидкости

Эксперимент 1: большая ванна с вертикальными стенками, заполненная водой.

1

  1. Тепловые явления

9

Способы теплопередачи

Эксперимент 1: тонкий картон, источник тепла (светильник, плитка), спица, воткнутая в пробку.

1

10

Способы теплопередачи

Эксперимент 1: тонкий картон, карандаш, линейка, клей, бумага, спички.

1

  1. Кристаллы

11

Кристаллы

Практическое изучение кристаллов, полученных заранее в домашних условиях.

1

  1. Давление

12

Давление твердых тел

Эксперимент 1: тетрадный лист в клетку, карандаш, формула для расчета давления твердого тела (p=mg/s, где p –давление, m-масса, s-площадь).

1

13

Давление жидкости

Эксперимент 1: стеклянная трубка большого сечения, картон, сосуд с водой, нитка.

Эксперимент 1: сосуды разной формы, но с одинаковыми отверстиями, большой сосуд с водой, бумажный кружок, метки.

1

14

Давление газа

Эксперимент 1: пластиковая бутылка, вода, пипетка с подкрашенной водой.

Эксперимент 2: стеклянная чашка с водой, кусочек пенопласта, кусочек сахара-рафинада, стеклянная банка.

Эксперимент 3: воронка с отверстием, сосуд с водой.

1

15

Атмосферное давление

Эксперимент 1: стакан с водой, лист бумаги.

Эксперимент 2: бутылка из-под кетчупа, сваренное яйцо, бумага, спички.

Эксперимент 3: стакан и сосуд с водой.

1

  1. Выталкивающее действие жидкости и газа

16-18

  1. Выталкивающее действие жидкости

Эксперимент 1: яйцо или средних размеров картофелина, сосуд с чистой водой, соль.

Эксперимент 2: кусочки пластилина, ванна с водой.

Эксперимент 3: Взять разные предметы, помещая в воду, проверить, тонут они или плавают, и вычислить объёмы предметов по количеству вытесненной ими воды.

  1. Подготовка проекта «Воздухоплавание.

19-21

  1. Выталкивающее действие газа

Эксперимент 1: папиросная бумага, ножницы, нитки, легкий грузик.

Эксперимент 2: шарик, бутылка с широким горлом, вода, пищевая сода.

  1. Подготовка проекта «Воздухоплавание».
  2. Защита проекта «Воздухоплавание».
  1. Световые явления

22

Образование тени и полутени

Эксперимент 1: настольная лампа с круглым плафоном (Солнце), маленький шарик на подставке (Луна) и шарик побольше (Земля).

1

23

Отражение света

Эксперимент 1: лазерная указка, зеркало, вода.

Эксперимент 2: стакан с водой.

Эксперимент 3: монета, чайная чашка, вода.

1

24

Оптические приборы

Эксперимент 1: лупа или линза в оправе.

Эксперимент 2: бинокль.

Эксперимент 3: телескоп.

1

VII. Оптические иллюзии

25-27

  1. Оптические иллюзии

Эксперимент 1: обман зрения.

Эксперимент 2: промасленная бумага, картон, две лампы.

  1. Подготовка проекта «М.В.Ломоносов. Практическое использование света».
  2. Защита проекта «М.В.Ломоносов. Практическое использование света».

Электрические явления

28-29

Электризация

Эксперимент 1: плоская пластмассовая расческа или линейка, кусочки бумаги, тонкая струйка воды, собственные волосы.

Эксперимент 2: гильза из фольги, подставка, стеклянная палочка.

Эксперимент 3: бумажное полотенце, 1 чайная ложка (5 мл) хрустящих рисовых хлопьев, воздушный шарик, шерстяной свитер.

Эксперимент 4: пластмассовая воронка, штатив, шар с электрометром, песок.

Эксперимент 5: два воздушных шарика.

Эксперимент 6: бумажное полотенце, 1 чайная ложка (5 мл) соли, 1 чайная ложка (5 мл) молотого перца, ложка, воздушный шарик, шерстяной свитер.

Эксперимент 7: клей, квадратный кусочек дерева размером 2,5х2,5 см или деревянный кубик, швейная игла, ножницы, кусочек писчей бумаги, стеклянный (не пластиковый) стакан диаметром (длина линии, проведённой через центр окружности, образованной верхней кромкой стакана) не менее 5см, шерстяной свитер.

1

30

Электрические цепи

Эксперимент 1: лимон, соленый огурец, электроды, раствор медного купороса, гвоздь, с намотанным проводом, металлические кнопки, фотоэлемент, провода, низковольтная лампочка, ключ, гальванометр.

1

31-32

Подготовка физического урока для малышей.

33- физический урок для малышей.

34- подведение итогов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Зачетный материал по физике для 12 класса по теме "Атомная физика. Физика атомного ядра".

Зачетный материал по физике для 12 класса вечерней (сменной) школы по теме "Атомная физика. Физика атомного ядра"...

Внеклассное мероприятие по физике.(Экскурсия в кабинет физики) "Путешествие по страницам устного журнала "Чудеса? Нет, физика""

Данное внеклассное мероприятие разработано мною в целях повышения у учащихся интереса к предмету "Физика". Занимательные опыты, интересные загадки о физических явлениях, увлекательные факты из мира фи...

формулы физики ОПТИКА, КВАНТОВАЯ ФИЗИКА, АТОМНАЯ ФИЗИКА

ВСЕ - формулы физики ОПТИКА, КВАНТОВАЯ ФИЗИКА,  АТОМНАЯ ФИЗИКА...

Конспект итогового урока по физике «О физике, о физиках и не только...» для 11 класса

Разработка последнего школьного урока по физике в 11 классе. Форма проведения: урок - игра. Ведь игра самое увлекательное из всех видов занятий и в любом возрасте. Игра состоит из пяти этапов. 1 этап:...

Рабочая программа по физике 10-11 класс (Базовый уровень) к учебнику "Физика 10" авт. Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев, Н.Н. Сотский, "Физика 11" авт. Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев

Программа по физике для полной общеобразовательной школы составлена на основе фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам полного общего образования,  представл...

Элективный курс по физике "Экспериментальная физика" для учащихся 8-9 классов как подготовка к экспериментальной части ОГЭ по физике.

Данная программа разработана для тогго, чтобы подготовить учащихся к выполнению экспериментальной части на ОГЭ по физике....

презентации: "Физика и искусство", "Знаешь ли ты физику", "Физика на весенней тропе", "Пословицы и поговорки"

Презентации   к недели физики: "Физика и искусство", "Знаешь ли ты физику", "Физика на весенней тропе", "Пословицы и поговорки"...