"Шрифт на основе прямоугольника"
методическая разработка на тему

Королева Елена Эмильевна

Методическая разрабртка открытого урока в з классе по предмету "Прикладное творчество" на тему Рисованный шрифт на основе прямоугольника".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shrift.docx22 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  учреждение

дополнительного образования

«Сафоновская ДШИ №1»

Издешковское отделение

КОНСПЕКТ

открытого урока в 3 классе

по предмету «Прикладное творчество».

Тема: «Рисованный шрифт на основе прямоугольника»

Королева Елена Эмильевна

преподаватель отделения

изобразительного искусства

Тема: «Рисованный шрифт на основе прямоугольника»

Цель: Выполнение образца шрифта – алфавита и цифр для его дальнейшего творческого использования каждым учеником.

Задачи урока:

Образовательные:

- Сообщить новые знания о шрифтах. Познакомить с новым видом шрифта.

- Продолжить развивать навыки работы с чертёжными инструментами (линейкой, угольниками), с простым карандашом.

- Обобщить знания о выразительных возможностях фломастеров, цветных карандашей, гелевых ручек.

Развивающая:

-Развивать глазомер, внимание, аккуратность в работе.

-Развивать фантазию и умение творчески решать поставленные задачи.

Оборудование:

Для учителя: чертёжные инструменты (линейка, угольники), готовые образцы шрифта, наглядный материал по строению буквы, ПК.

Для учеников: тетрадь в клетку, чертёжные инструменты (линейка, угольники), простой карандаш, ластик, фломастеры, цветные карандаши.

План работы:

Построить сетку для основной группы букв шрифта (простой карандаш).

Прорисовать основную группу букв (простой карандаш).

Прорисовать широкие буквы, начертив для них отдельные “клетки” (простой карандаш).

Прорисовать цифры (простой карандаш).

Обвести контуры букв толстой линией (простой карандаш, цветной карандаш, фломастер, гелевая ручка).

Выполнить декоративное цветовое решение работы (простой карандаш, цветной карандаш, фломастер, гелевая ручка, мелок).

Тип урока: урок усвоения нового материала.

Вид урока: комбинированный (урок-объяснение; урок-практика)

План урока:

1.Организационный момент – 5 мин.

2.Беседа – 25 мин.

3.Физкультминутка – 5 мин.

4.Репродуктивная изобразительная деятельность – 20мин.

5.Самостоятельная работа – 30 мин.

6. Итог урока- 5 мин.

Литература:

Н.П. Костерин «Учебное рисование» М: «Просвещение», 1984г.

Ход урока

1. Организационный момент.

Приветствие детей, проверка готовности к уроку.

2. Беседа.

        В практике для решения различных задач необходимо создавать наглядные пособия, альбомы, стенные газеты, лозунги, плакаты, фотомонтажи, выставки. Чтобы эти работы отвечали своему назначению, их содержание определенным образом организуется, оформляется, т.е. приобретает наиболее наглядную и эмоционально-выразительную форму. Оформление осуществляется в основном графическими средствами, поэтому оно в быту часто называется оформительской графикой.

        Оформительская графика предполагает свободное владение шрифтовой работой. Шрифтом называют определенное начертание букв алфавита. Как известно, все буквы алфавита имеют свою форму и вместе с тем в начертании каждой из них есть общие признаки и закономерности, придающие шрифту целостный графический строй.

        Рисунок шрифта тесно связан с конструкцией букв алфавита. Каждая буква состоит из структурных элементов – штрихов. Они бывают трех видов: основные, соединительные и засечки.

        Основными называют штрихи, определяющие основу формы буквы. Поэтому их во многих шрифтах выделяют, увеличивая толщину. Основные штрихи бывают прямыми и кривыми, вертикальными и наклонными, тонкими и толстыми.

Соединительные штрихи – это элементы, соединяющие основные штрихи и образующие с ними конструктивную основу буквы. Соединительные штрихи во многих шрифтах тоньше основных. Отношение их толщин определяет контрастность шрифта. Отношение 1:2 характеризует малую контрастность, 1:3 – умеренную, а 1:5 – высокую.

Засечками называют дополнительные штрихи, завершающие основные и соединительные элементы. Они придают законченность букве, четкость строчке и единообразие шрифту. Засечки как элемент данного шрифта должны быть одинаковыми по толщине, длине, толщине, форме и способу соединения со штрихами букв. Толщина засечек обычно бывает равной толщине соединительных штрихов, а длина их боковых частей – равной толщине основных штрихов. Засечки бывают горизонтальные, наклонные и вертикальные. Они имеют форму прямого тонкого штриха, прямоугольника, параллелограмма, треугольника с прямыми и округлыми сторонами или более сложную форму. Одни из них плавно соединяются с основными и соединительными штрихами, а другие – резко.

Рассмотрим некоторые виды шрифтов.

Гротеск (рубленный) – самый простой и популярный вид шрифта. Широко применяется в плакатах, лозунгах, афишах. У гротеска основные и соединительные штрихи оптически имеют одинаковую толщину. Засечек нет. В рисунке букв преобладают прямые штрихи, а округлые могут заменяться прямыми с простыми скруглениями в местах излома.

Египетский (брусковый) шрифт: буквы имеют прямоугольные засечки, резко соединяющиеся с другими элементами. Все штрихи – основные, соединительные и засечки имеют одинаковую толщину.

Ленточная антиква – один из видов шрифта антиква, у которого основные и соединительные элементы изображаются толстыми и тонкими штрихами без засечек.

Итальянский шрифт – один из подвидов египетского шрифта. Отличается тем, что основные и соединительные элементы, будучи одинаковой толщины, украшаются широкими засечками прямоугольной формы. Шрифт декоративен. Применяется в афишах и заголовках стенгазет.

Новая антиква напоминает ленточную антикву. Элементы букв снабжены засечками. Соединительные штрихи и засечки одинаковой толщины, изображаются очень тонкими линиями. Штрихи засечек резко соединяются с основными и соединительными штрихами. Резкая разница в толщине элементов делает шрифт контрастным.

Стандартный шрифт прост и общедоступен. Основные и соединительные элементы одинаковой толщины, засечки отсутствуют. Широко применяется в учебно-оформительской и выставочной практике.

Декоративные шрифты используются при оформлении альбомов, стенгазет, тематических стендов. Элементы букв снабжаются фигурными засечками, получают обводку, объемность, штриховку, росчерки и завитки. При оформлении альбомов, пригласительных билетов, поздравительных открыток, адресов и этикеток часто обращаются к рукописным курсивам.

Построение того или иного шрифта обычно начинают с определения пропорций, то есть отношения ширины к высоте. Нередко оба размера берутся равными, тогда надпись кажется широкой, размашистой, свободной. Но чаще всего ширина берется меньше высоты, что делает надпись плотной, убористой. Наиболее удобочитаемую и гармоничную форму буквам придают пропорции, которые выражаются отношением 1:1 или 3:5.

3.Физкультминутка.

4.Репродуктивная изобразительная деятельность.

А теперь, ребята, поработаем, повторяя за мной.

Чтобы правильно понять, осмыслить и суметь  применить в дальнейшей практике этот материал необходимо «произвести упрощение». И поэтому, для простоты понимания формы и конструкции букв и цифр предлагаю пользоваться модульной сеткой. Модульная сетка представляет собой сетку, состоящую из квадратов, т.е. как бы канву, по которой можно выполнять построение букв и цифр шрифта. За толщину основного штриха берется модуль (единица измерения), равный ширине 1 клетки. Таким образом, по модульной сетке можно брать различные пропорции букв шрифта.

В качестве сетки для букв будем использовать лист в клетку, а модуль, т.е.  буквы возьмем  равным одной клетке и пропорции 3:5.

Горизонтали.

Сверху от края листа отступаем 2см и проводим горизонтальную линию вдоль всего листа. Все линии построения сетки выполняем тонкими линиями, не нажимая на карандаш. От первой горизонтали отступаем вниз 5 клеток и проводим вторую горизонталь, далее, отступив 2 клетки, проводим третью горизонтальную линию. Продолжаем расчерчивать лист, отступая по очереди то 5 клеток, то 2 клетки. Таким образом, нужно расчертить весь лист сверху донизу.

Вертикали.

Слева от края листа отступаем 2см и проводим вертикальную прямую вдоль всего листа. От этой вертикали отступаем вправо ещё 3 клетки и проводим вторую линию, параллельную первой. Третью вертикальную линию проводим на расстоянии в 2 клетки от второй. Далее чередуем отрезки в 3 клетки и 2 клетки до конца листа. Выполнив разметку, проводим все вертикали тонкими сплошными линиями.

Прочертив вертикали и горизонтали, мы выполнили первый этап работы – сетку для рисования букв шрифта. А теперь, ребята, рассмотрим особенности букв.

Выполнение рисунка букв и цифр.

Анализируем приёмы выполнения изучаемого шрифта, обращаем внимание на его особенности и отличительные признаки. Выделяем основные элементы, с помощью которых простой прямоугольник превращается в узнаваемую всеми букву. Таких элементов немного. В данном случае, это следующее: полукруглые и круглые вырезы, повторяющихся конфигурации и размеров.

Буквы алфавита делятся на симметричные и асимметричные

Симметричные буквы: А, Д, Ж, И, Л, М, Н, О, П, Т, Ф, Х, Ц, Ш

Асимметричные буквы, открытые вправо: Б, В, Г, Е, К, Р, С, Ы, Ю

Асимметричные буквы, открытые влево: З, У, Ч, Э, Я

Кроме того, буквы каждого шрифта подразделяются на три группы: узкие, нормальные и широкие. 

К узким буквам относятся: Б, В, Г, Е, Р, Ь, Ъ;

К нормальным: А, Д, 3, И, К, Л, Н, П, Т, У, Ч, Ц, Ч, Я;

К широким: Ж, М, О, С, Ф, Ш, Ы, Э, Ю.
Цифры будем выполнять в отдельном ряду. Они нормальной ширины. Только цифра 1 уже остальных в два раза.

Таким образом, сами по себе буквы, имея разные пропорции, создают впечатление разнообразия. Кроме того, буквы подразделяются на прямоугольные и округлые.
В зависимости от техники начертания шрифты бывают:

рукописные, их выполняют от руки с помощью плакатных перьев, кисти;

рисованные, их выполняют карандашом (а затем буквы заполняются краской).

К рисованным шрифтам относятся также шрифты, выполняемые с помощью трафаретов и  рельефно-объемный или гравированный (который выполняют на различных материалах — камне, дереве, металле с помощью специальных инструментов.

Чтобы шрифт хорошо читался, а буквы были узнаваемы, необходимо чётко и ярко выделить контур каждой из них толстой ясной линией.

Для создания впечатления единого стиля в оформлении данного вида шрифта необходимо выполнять все формообразующие элементы одинаковыми по размеру и форме, а горизонтальные штрихи у букв будем делать точно на середине их высоты.

5.Самостоятельная работа.

Декоративное цветовое решение композиции

После выполнения линейного рисунка алфавита и цифр, приступают к последнему этапу – цветовому решению, к декоративной работе. Именно этот этап работы в данном задании является наиболее творческим, где позволено выбирать цвет, декор, материалы, фактуру.

6. Итог занятия

В конце занятия проводим анализ работ учащихся. Поочередно предлагая вниманию учеников их работы, прошу найти ошибки и неточности самих учеников, но прежде всего, обращаем внимание на положительные стороны работы. Обсуждение должно быть тактичным, конструктивным, а тон беседы доброжелательным.

Необходимо отметить, что этот лист со шрифтом-алфавитом обязательно возвращается каждому ученику в качестве справочного пособия, так как следующей частью задания будет работа с использованием этого шрифта в оформлении тематической выставки работ учащихся при выпонении надписи – названия выставки «Я помню. Я горжусь!».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Прямоугольник. Площадь прямоугольника.

Комбинированный урок по теме "Прямоугольник. Площадь прямоугольника" с учетом требований ФГОС второго поколения. В ходе урока используются ЦОР единой коллекции цифровых образовательных  ресурсов...

Периметр прямоугольника.Площадь прямоугольника.Путь.

Данная презентация поможет в усвоении нового материала и во внеклассной работе....

Урок по теме: Прямоугольник. Площадь прямоугольника. 5 класс математика.

Главная дидактическая цель: формировать умение использовать формулы площади при решении задач; способность развитию математической речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенно...

"Шрифт. Виды шрифтов"

Презентация к уроку ИЗО 7 класс, тема: "Шрифт. Виды шрифтов" (раздел "Реальность жизни и художественный образ"). Данную презентацию можно использовать как фрагмент к уроку ИЗО в 8 классе ФГОС, Тема: "...

Прямоугольник. Площадь прямоугольника.

Урок по учебнику Математика-5 И.И.Зубаревой, А.Г.Мордковича...

Прямоугольник. Площадь прямоугольника.

приложение к уроку по теме: "Прямоугольник. Площадь прямоугольника."...