Рабочие программы по внеурочной деятельности.
рабочая программа (6 класс) на тему

Усачев Роман Александрович

 

 

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Гуманитарная математика».

Предназначена для учащихся 6 классов основного общего образования.

Программа разработана на основе  требований  Федерального государственного образовательного стандарта и Примерной программы по математике для 5-9 классов.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gumanitarnaya_matematika_usachev_ra_6b.docx30.13 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования Администрации  Аксайского района

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Аксайского района гимназия № 3 им. дважды Героя Советского  Союза Н.Д. Гулаева

                                 «Утверждаю»

Директор МБОУ Аксайского района гимназии № 3

________________ Т.М. Полтавская

Приказ от  «01» августа 2017 года  № 179

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по внеурочной деятельности

«Гуманитарная математика»

Предназначена для учащихся 6 классов основного общего образования

 6 «б» , 6 «д» классы

Программа разработана на основе  требований  Федерального государственного образовательного стандарта и Примерной программы по математике для 5-9 классов

По учебному плану гимназии программа рассчитана на  1 час в неделю, 34 часа в год для каждой параллели.

В соответствии с КУГ на 2018-2019 учебный год программа реализуется      в   объёме  35 часов в  6 «б» классе, в   объёме  34 часа в 6 «д» классе.

Программа реализуется по УМК для 6-го   класса  «Математика 6»/  А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир/ включенных в систему «Алгоритм успеха»/М.: Вентана-Граф, 2016.

Учитель  Усачев Р.А.

Планируемые результаты (в рамках ФГОС общего образования)

Формирование УУД на каждом этапе подготовки и проведения внеурочных занятий по математике

Личностные:

  • установление связи целью учебной деятельности и ее мотивом — определение того, - «какое значение, смысл имеет для меня участие в данном занятии»;
  • построение системы нравственных ценностей, выделение допустимых принципов поведения;
  • реализация образа Я-концепции, включая самоотношение и самооценку;
  • нравственно-этическое оценивание событий и действий с точки зрения моральных норм. Построение планов во временной перспективе.

        Регулятивные:

  • определение образовательной цели, выбор пути ее достижения;
  • рефлексия способов и условий действий; самоконтроль и самооценка; критичность;
  • выполнение текущего контроля и оценки своей деятельности; сравнивание характеристик запланированного и полученного продукта;
  • оценивание результатов своей деятельности на основе заданных критериев, умение самостоятельно строить отдельные индивидуальные образовательные маршруты.

        Коммуникативные:

  • планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, способов взаимодействия;
  • контроль и оценка своей деятельности, обращение по необходимости за помощью к сверстникам и взрослым;
  • формирование умения коллективного взаимодействия.

      Познавательные:

  • умение актуализировать математические знания, определять границы своего знания при решении задач практического содержания;
  • умение оперировать со знакомой информацией;  формировать обобщенный способ действия; моделировать задачу и ее условия, оценивать и корректировать результаты решения задачи.

Изучение курса дает возможность обучающимся достичь следующих результатов развития:

        1) в личностном направлении:

        умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи;

        умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;

        креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при применение математических знаний для решения конкретных жизненных задач;

2) в метапредметном направлении:

        умение видеть математическую задачу в конспекте проблемной ситуации в окружающей жизни;

        умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем;

        умение понимать и использовать математические средства наглядности (графики, диаграммы, таблицы, схемы и др.);

        умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений;

        умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;

        3) в предметном направлении:

        умение грамотно применять математическую символику, использовать различные математические языки;

        развитие направлений о числе, овладение навыками устного счета;

        овладение основными способами представления и анализа статистических данных; умение использовать геометрический язык для описания предметов окружающего мира, развитие пространственных представлений и изобразительных умений, приобретение навыков геометрических построений;

        умение применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера.

Требования к уровню подготовки учащихся.

( Результаты освоения курса)

  1. Личностные
  1. знакомство с фактами, иллюстрирующими важные этапы  развития математики (изобретение десятичной нумерации, обыкновенных дробей; происхождение геометрии из практических потребностей людей);
  2. способность к эмоциональному восприятию математических объектов, рассуждений, решений задач, рассматриваемых проблем;
  3. умение строить речевые конструкции (устные и письменные) с использованием изученной терминологии и символики, понимать смысл поставленной задачи. Осуществлять перевод с естественного языка на математический и наоборот.
  1. Метапредметные
  1. умение планировать свою деятельность при решении учебных математических задач, видеть различные стратегии решения задач, осознанно выбирать способ решения;
  2. умение работать с учебным математическим текстом (находить ответы на поставленные вопросы, выделять смысловые фрагменты);
  3. умение проводить несложные доказательные рассуждения, опираясь на изученные определения, свойства, признаки; распознавать верные и неверные утверждения; иллюстрировать примерами изученные понятия и факты; опровергать с помощью контрпримеров неверные утверждения;
  4. умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом, составлять несложные алгоритмы вычислений и построений;
  5. применение приёмов самоконтроля при решении учебных  задач;
  6. умение видеть математическую задачу в несложных практических ситуациях.
  1. Предметные
  1. владение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания;
  2. владение навыками вычислений с натуральными числами, обыкновенными и десятичными дробями, положительными и отрицательными числами;
  3. умение решать текстовые задачи арифметическим способом, используя различные стратегии и способы рассуждения;
  4. усвоение на наглядном уровне знаний о свойствах плоских и пространственных фигур; приобретение навыков их изображения; умение использовать геометрический язык для описания предметов окружающего мира;
  5. приобретение опыта измерения длин отрезков, величин углов, вычисления площадей и объёмов; понимание идеи измерение длин площадей, объёмов;
  6. знакомство с идеями равенства фигур, симметрии; умение распознавать и изображать равные и симметричные фигуры;
  7. умение проводить несложные практические расчёты (включающие вычисления с процентами, выполнение необходимых измерений, использование прикидки и оценки);
  8. использование букв для записи общих утверждений, формул, выражений, уравнений; умение оперировать понятием «буквенное выражение», осуществлять элементарную деятельность, связанную с понятием «уравнение»;
  9. знакомство с идеей координат на прямой и на плоскости; выполнение стандартных процедур на координатной плоскости;
  10. понимание и использование информации, представленной в форме таблиц, столбчатой и круговой диаграммы;
  11. умение решать простейшие комбинаторные задачи перебором возможных вариантов.

12)   вычислительные навыки: умение применять вычислительные навыки    при решении практических задач, бытовых, кулинарных и других расчетах.

        13)     геометрические навыки: умение рассчитать площадь, периметр при решении практических задач на составление сметы на ремонт помещений, задачи связанные с дизайном.

14)    анализировать и осмысливать текст задачи; моделировать условие с помощью схем, рисунков; строить логическую цепочку рассуждений; критически оценивать полученный ответ;

15)    решать задачи из реальной практики, используя при необходимости калькулятор;

16)    извлекать необходимую информацию из текста, осуществлять самоконтроль;

17)    извлекать информацию из таблиц и диаграмм, выполнять вычисления по табличным данным;

18)    выполнять сбор информации в несложных случаях, представлять информацию в виде таблиц и диаграмм, в том числе с помощью компьютерных программ;

19)    строить речевые конструкции;

  20)        изображать геометрические фигура с помощью инструментов и

   от руки, на клетчатой бумаге, вычислять площади фигур, уметь

  выполнять расчеты по ремонту квартиры, комнаты, участка земли и  др.;

         21)   выполнять вычисления с реальными данными;

         22)  проводить случайные эксперименты, в том числе с помощью   компьютерного моделирования, интерпретировать их результаты;

          23)   выполнять проекты по всем темам данного курса;

        моделировать геометрические объекты, используя бумагу, пластилин,

   проволоку и др.

Содержание учебного предмета, курса.

Математика (вычислительные навыки): применение чисел и

 действий над числами  в различных жизненных ситуациях.

1. Наглядная геометрия. Наглядное представление о фигурах на плоскости. Периметр многоугольника. Понятие площади фигуры.  Измерение площадей фигур на клетчатой бумаге. Наглядные представления

2. Комбинаторика и статистика. Понятие о случайном опыте и случайном событии. Решение комбинаторных задач перебором вариантов.

3. Преобразование графиков функций. Зависимости между величинами. Способы задания функции. График функции. Примеры графиков зависимостей, отображающих реальные события. Преобразования графиков функций.

4. Составление орнаментов, паркетов.

 5. Математические игры (математический бой)

6 класс

Название модуля, темы

Общее количество часов

Характеристика основных видов деятельности

Применение математики в различных жизненных ситуациях

34 часа

1

Графики улыбаются

17 часов

Строить графики линейной, квадратичной функций  описывать свойства этих функций. Понимать, как влияет знак коэффициента к на расположение в координатной плоскости графика функции Интерпретировать графики реальных зависимостей, проводить случайные эксперименты, в том числе с помощью компьютерного моделирования, интерпретировать их результаты; выполнять проекты по всем темам данного курса; Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и  установленными правилами. Развить поисковую деятельность учащихся, научить их пользоваться техническими средствами для получения информации.

Использовать различные коммуникативные средства для решения различных коммуникативных задач. Способность учащихся планировать свою деятельность и решать поставленные перед собой задачи.

1.1

Проверка владениями базовыми умениями

2 часа

1.2

Геометрические преобразования графиков функций

4 часа

1.3

Построение графиков, содержащих модуль, на основе геометрических преобразований

3 часа

1.4

Графики кусочно-заданных функций (практикум)

3 часа

1.5

Построение линейного сплайма

2 часа

1.6

Презентация проекта «Графики улыбаются»

2 часа

1.7

Игра «Счастливый случай»

1 час

2

Наглядная геометрия

18 часов

Конструировать алгоритм воспроизведения рисунков, построенных из треугольников, прямоугольников, строить по алгоритму, осуществлять самоконтроль, проверяя соответствие полученного изображения заданному рисунку.

 Конструировать орнаменты и паркеты, в том числе, с использованием компьютерных программ. Развить поисковую деятельность учащихся, научить их пользоваться техническими средствами для получения информации.

Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и  установленными правилами.

Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. Способность учащихся планировать свою деятельность и решать поставленные перед собой задачи.

2.1

Рисование фигур одним росчерком. Графы

2 часа

2.2

Геометрическая смесь. Задачи со спичками и счетными палочками

2 часа

2.3

Лист Мёбиуса. Задачи на разрезание и склеивание бумажных полосок

2 часа

2.4

Разрезания на плоскости и в пространстве

2 часа

2.5

Спортивный матч «Математический хоккей»

1 час

2.6

Геометрия в пространстве

2 часа

2.7

Решение олимпиадных задач

2 часа

2.8

Математический бой

2 часа

2.9

Защита проектов «Геометрическая смесь. Применение геометрии в создании паркетов, мозаик и др.»

3 часа

Управление образования Администрации  Аксайского района

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Аксайского района гимназия № 3 им. дважды Героя Советского  Союза Н.Д. Гулаева

                                 «Утверждаю»

Директор МБОУ Аксайского района гимназии № 3

________________ Т.М. Полтавская

Приказ от  «01» августа 2017 года  № 179

Календарно-тематическое планирование

по внеурочной деятельности

«Гуманитарная математика»

Предназначено для учащихся 6 классов основного общего образования

6 «б» , 6 «д» классы

Программа разработана на основе  требований  Федерального государственного образовательного стандарта и Примерной программы по математике для 5-9 классов

По учебному плану гимназии программа рассчитана на  1 час в неделю, 34 часа в год для каждой параллели.

В соответствии с КУГ на 2018-2019 учебный год программа реализуется      в   объёме  35 часов в  6 «б» классе, в   объёме  34 часа в 6 «д» классе.

Программа реализуется по УМК для 7-го   класса  «Математика 6»/ А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир/ включенных в систему «Алгоритм успеха»/М.: Вентана-Граф, 2016.

Учитель  Усачев Р.А.

Календарно – тематическое планирование

Гуманитарная математика

Название модуля, темы

Общее количество часов

Даты проведения

По программе

Фактическая

Применение математики в различных жизненных ситуациях

1

Графики улыбаются

17 часов

6 б

6 д

1.1

Проверка владениями базовыми умениями

2 часа

4.09, 11.09

5.09,12.09

1.2

Геометрические преобразования графиков функций

4 часа

18.09, 25.09, 2.10, 9.10

19.09

26.09

3.10,10.10

1.3

Построение графиков, содержащих модуль, на основе геометрических преобразований

3 часа

16.10, 23.10, 6.11

17.10

24.10

7.11

1.4

Графики кусочно-заданных функций (практикум)

3 часа

13.11, 20.11, 27.11

14.11

21.11

28.11

1.5

Построение линейного сплайма

2 часа

4.12, 11.12

5.12

12.12

1.6

Презентация проекта «Графики улыбаются»

2 часа

18.12,

25.12

19.12

9.01

1.7

Игра «Счастливый случай»

1 час

15.01

16.01

2

Наглядная геометрия

17 часов

2.1

Рисование фигур одним росчерком. Графы

2 часа

22.01, 29.01

23.01

30.01

2.2

Геометрическая смесь. Задачи со спичками и счетными палочками

2 часа

5.02, 12.02

6.02

13.02

2.3

Лист Мёбиуса. Задачи на разрезание и склеивание бумажных полосок

2 часа

19.02

26.02

20.02

27.02

2.4

Разрезания на плоскости и в пространстве

2 часа

5.03

12.03

6.03

13.03

2.5

Спортивный матч «Математический хоккей»

1 час

19.03

20.03

2.6

Геометрия в пространстве

2 часа

2.04

9.04

3.04

10.04

2.7

Решение олимпиадных задач

2 часа

16.04

23.04

17.04

24.04

2.8

Математический бой

2 часа

30.04

7.05

8.05

15.05

2.9

Защита проектов «Геометрическая смесь. Применение геометрии в создании паркетов, мозаик и др.»

3 часа

14.05

21.05

28.05

22.05

29.05

35 часов

34 часа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности (Проектная деятельность) «ВОЛШЕБНЫЙ МИР ГЕОМЕТРИИ»

Изучение геометрического материала в начальной школеиграет особую роль: с одной стороны, он помогает систематизировать и обобщить чувственный опыт ребенка, связанныйс восприятием предметов различной ф...

Рабочая программа по внеурочной деятельности «ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ» 5 класс, ФГОС

Материал предназначен для учителя-словесника.Цель программы: создание условий для успешного освоения учениками основ проектно-исследовательской деятельности...

Рабочая программа по ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Проектная деятельность учащихся»

Рабочая программа по ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ«Проектная деятельность учащихся» 5 класс...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Основы исследовательской деятельности по физике»

Программа «Основы исследовательской деятельности» разработана на основе Примерной программы учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся на ступени основного общего образо...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Сдаем ГТО » для 10-11 класса на 2022-2023 учебный год Шульдешов Иван Иванович (Ф.И.О. учителя, составителя рабочей программы)

Данная рабочая программа разработана на основе примерной программы «Внеурочная деятельность. Подготовка к сдаче комплекса ГТО»; учебное пособие для общеобразовательных организаций/ В.С. Ку...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Первая помощь» для 5 класса на 2022-2023 учебный год Шульдешов Иван Иванович (Ф.И.О. учителя, составителя рабочей программы)

Актуальность курса.  В современных условиях все возрастающей сложности и напряженности жизни, пребывания людей в стрессовых ситуациях, роста аварийности на предприятиях и дорогах, возрастает роль...