Рабочие программы по внеурочной деятельности.
рабочая программа (9 класс) по теме
Программа способствует развитию и поддержке интереса учащихся к деятельности определенного направления, дает возможность расширить и углубить знания и умения, полученные в процессе учебы, и создает условия для всестороннего развития личности. Воспитание творческой активности учащихся в процессе изучения ими физики является одной из актуальных задач, стоящих перед учителями физики в современной школе. Основными средствами такого воспитания и развития способностей учащихся являются экспериментальные исследования и задачи. Умением решать задачи характеризуется в первую очередь состояние подготовки учащихся, глубина усвоения учебного материала. Решение нестандартных задач и проведение занимательных экспериментальных заданий способствует пробуждению и развитию у них устойчивого интереса к физике.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
v_mire_fiziki._usachev_ra.docx | 42.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования Администрации Аксайского района
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Аксайского района гимназия № 3 им. дважды Героя Советского Союза Н.Д. Гулаева
«Утверждаю»
Директор МБОУ Аксайского района гимназии № 3
________________ Т.М. Полтавская
Приказ от «01» августа 2017 года № 179
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
кружок «В мире физики»
Предназначена для учащихся 9 классов основного общего образования
9 «А, Б, В, Г» классы
Программа разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта и Примерной программы по физике для 7-9 классов
По учебному плану гимназии программа рассчитана на 2 часа в неделю, 68 часов в год для параллели.
В соответствии с КУГ на 2017-2018 учебный год программа реализуется в объёме 66 часов.
Программа реализуется по УМК Физика 9 класс Перышкин А.В., Гутник Е.М., М. –Дрофа, 2016
Учитель Усачев Р.А.
Общая характеристика курса
Растущему человеку нужны не только знания по конкретному предмету, но и умение общаться, ставить и решать проблемы. Ему необходимы условия для самовыражения, которые мы можем и должны создавать как на уроке, так и вне его. Именно поэтому большое значение имеет вовлечение учащихся во внеурочную деятельность по предмету. Чтобы внеурочная работа способствовала развитию познавательного интереса к физике, в ее основе должна быть ориентация на активную самостоятельную познавательную и практическую деятельность учащихся.
Данная программа учитывает возрастные особенности детей, их интересы к предметам физико-математического цикла.
Методологическая основа программы базируется на личностно-ориентированном подходе с учётом возрастных особенностей обучающихся.
Программа позволяет подготовить ученика, способного гибко адаптироваться в меняющихся жизненных условиях, самостоятельно приобретать необходимые знания, умело применять их на практике для решения возникающих проблем. В ходе изучения данного курса учащиеся знакомятся с методикой ведения проектной деятельности, овладевают практическими умениями исследовательской работы и создают собственные проекты.
Программа способствует развитию и поддержке интереса учащихся к деятельности определенного направления, дает возможность расширить и углубить знания и умения, полученные в процессе учебы, и создает условия для всестороннего развития личности. Воспитание творческой активности учащихся в процессе изучения ими физики является одной из актуальных задач, стоящих перед учителями физики в современной школе. Основными средствами такого воспитания и развития способностей учащихся являются экспериментальные исследования и задачи. Умением решать задачи характеризуется в первую очередь состояние подготовки учащихся, глубина усвоения учебного материала. Решение нестандартных задач и проведение занимательных экспериментальных заданий способствует пробуждению и развитию у них устойчивого интереса к физике.
Цели и задачи программы
Цель: осмысление и расширение личного опыта обучающихся в области естествознания, приучение к научному познанию мира, развитие у обучающихся интереса к изучению физики и подготовка их к систематическому, углублённому изучению курса физики.
Задачи образовательные: способствовать формированию первоначальных представлений о физической сущности явлений природы (механических, тепловых, электромагнитных), ознакомить обучающихся с простейшими механизмами и увлекательно-познавательными опытами, в основе которых лежат физические законы. Раскрыть закономерности наблюдаемых явлений, их практическое применение.
Задачи развивающие: развивать внимание, умение наблюдать физические явления, проводить простейшие естественнонаучные эксперименты, сопоставлять экспериментальные и теоретические знания с объективными реалиями жизни.
Задачи воспитательные: способствовать формированию уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению; развивать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Ожидаемые результаты:
- повышение познавательного интереса учащихся к изучению физики;
- активное участие в конкурсах, олимпиадах, исследовательской работе.
Мониторинг отслеживания освоения программы базируется на:
- методах психолого-педагогической диагностики (наблюдение, анкетирование, собеседование);
- методе контроля и самоконтроля выполнения творческих заданий, практических работ.
Предметные, метапредметные, личностные
результаты освоения курса
Рабочая программа обеспечивает достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты:
- определять и высказывать под руководством учителя самые простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
- в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметные результаты:
- определять и формулировать цель деятельности на занятиях с помощью учителя;
- проговаривать последовательность действий на занятии;
- учить высказывать своё предположение (версию), учить работать по предложенному учителем плану;
- средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе знакомства с новым явлением;
- умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
- слушать и понимать речь других;
- средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог);
- совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Предметные результаты:
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя схемы-опоры, ПК, учебный текст, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятиях;
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей группы;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).
- Программа рассчитана на 1 год обучения для учащихся 9 класса. На изучение курса отводится 68 часов, по 2 часа в неделю.
Содержание программы
Содержание программы «В мире физики» отвечает требованию к организации внеурочной деятельности, соответствует курсу «Физика». Тематика задач и заданий отражает реальные познавательные интересы детей, содержит полезную и любопытную информацию, интересные научные факты, способные дать простор воображению. Программа состоит из 3 разделов.
Раздел 1. Люди науки
Вводное занятие. Знакомство с программой. |
Люди науки – рассказы о физиках. |
Проектная работа «Нобелевские лауреаты по физике». |
Решение задач. Подготовка к школьному этапу олимпиады по физике. |
Проектная деятельность «Люди науки – Архимед, Б.Паскаль и Ньютон». Защита проектов. |
Решение задач. Подготовка к муниципальному этапу олимпиады по физике. |
Проектная деятельность «Люди науки – А.Ампер, А.Вольт, Г.Ом». Защита проектов. |
Раздел 2. Решение задач
Решение олимпиадных задач муниципального этапа. |
Решение комбинаторных задач по теме «Тепловые явления». |
Решение задач по теме «Расчет сопротивление проводника. Удельное сопротивление». |
Сборка электрических цепей. Работа с измерительными приборами. |
Исследование электрических цепей. Решение задач. |
Раздел 3. Покорение космоса
Подготовка ко Дню космонавтики. 55 лет со дня полета человека в космос. |
Проектная деятельность «К.Э.Циолковский, Ю.А.Гагарин, С.П.Королев». |
Выступление перед учащимися. |
Электрические нагревательные приборы, их назначение. |
Эффективность использования электронагревательных приборов. |
Конкурс-игра «Что? Где? Когда?» |
Интересные явления в природе. |
Строение Солнечной системы. |
Подведение итогов работы. |
Управление образования Администрации Аксайского района
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Аксайского района гимназия № 3 им. дважды Героя Советского Союза Н.Д. Гулаева
«Утверждаю»
Директор МБОУ Аксайского района гимназии № 3
________________ Т.М. Полтавская
Приказ от «01» августа 2017 года № 179
Календарно-тематическое планирование
по внеурочной деятельности
кружок «В мире физики»
Предназначено для учащихся 9 классов основного общего образования
9 «А, Б, В, Г» классы
Программа разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта и Примерной программы по физике для 7-9 классов
По учебному плану гимназии программа рассчитана на 2 часа в неделю, 68 часов в год для параллели.
В соответствии с КУГ на 2017-2018 учебный год программа реализуется в объёме 66 часов.
Программа реализуется по УМК Физика 9 класс Перышкин А.В., Гутник Е.М., М. –Дрофа, 2016
Учитель Усачев Р.А.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
(2 часа в неделю – 66 часов)
№ п/п | Дата | Тема учебного занятия | Всего часов | Содержание занятия | |
план | факт | ||||
Раздел 1. Люди науки. | |||||
1,2 | 6.09, 7.09 | Вводное занятие. Знакомство с программой. | 2 | Вводное занятие | |
3,4 | 13.09, 14.09 | Люди науки – рассказы о физиках. | 2 | Познакомить с биографией известных физиков | |
5,6 | 20.09, 21.09 | Проектная работа «Нобелевские лауреаты по физике» | 2 | Что такое Нобелевская премия? Знакомство с историческими фактами | |
7,8 | 27.09, 28.09 | Проектная работа «Нобелевские лауреаты по физике» | 2 | Знакомство с Нобелевскими лауреатами по физике, их вкладом в науку | |
9,10 | 4.10, 5.10 | Решение задач. Подготовка к школьному этапу олимпиады по физике. | 2 | Решение задач. Групповая и игровая деятельность | |
11,12 | 11.10, 12.10 | Решение задач. Подготовка к школьному этапу олимпиады по физике. | 2 | Решение задач. Групповая и игровая деятельность | |
13,14 | 18.10, 19.10 | Проектная деятельность «Люди науки – Архимед, Б.Паскаль и Ньютон». Защита проектов. | 2 | Проектная деятельность. Защита проектов. | |
15,16 | 25.10, 26.10 | Решение задач. Подготовка к муниципальному этапу олимпиады по физике. | 2 | Решение задач. Подготовка к муниципальному этапу олимпиады по физике. | |
17,18 | 8.11, 9.11 | Решение задач. Подготовка к муниципальному этапу олимпиады по физике. | 2 | Решение задач. Подготовка к муниципальному этапу олимпиады по физике. | |
19,20 | 15.11, 16.11 | Проектная деятельность «Люди науки – А.Ампер, А.Вольт, Г.Ом» | 2 | Проектная деятельность. Защита проектов. | |
21,22 | 22.11, 23.11 | Проектная деятельность «Люди науки – А.Ампер, А.Вольт, Г.Ом». Защита проектов. | 2 | Проектная деятельность. Защита проектов. | |
Раздел 2. Решение задач | |||||
23,24 | 29.11, 30.11 | Решение олимпиадных задач муниципального этапа | 2 | Решение олимпиадных задач муниципального этапа | |
25,26 | 6.12, 7.12 | Решение олимпиадных задач муниципального этапа | 2 | Решение олимпиадных задач муниципального этапа | |
27,28 | 13.12, 14.12 | Решение комбинаторных задач по теме «Тепловые явления» | 2 | Решение комбинаторных задач. Контроль полученных знаний на основе самостоятельной работы | |
29,30 | 20.12, 21.12 | Решение комбинаторных задач по теме «Тепловые явления» | 2 | Решение комбинаторных задач. Контроль полученных знаний на основе самостоятельной работы | |
31,32 | 10.01, 11.01 | Решение задач по теме «Расчет сопротивление проводника. Удельное сопротивление» | 2 | Решение задач. Групповая и игровая деятельность | |
33,34 | 17.01, 18.01 | Решение задач по теме «Расчет сопротивление проводника. Удельное сопротивление» | 2 | Решение задач. Повторение формул | |
35,36 | 24.01, 25.01 | Сборка электрических цепей. Работа с измерительными приборами. | 2 | Сборка электрических цепей. Знакомство с измерительными приборами. | |
37,38 | 31.01, 1.02 | Сборка электрических цепей. Работа с измерительными приборами. | 2 | Самостоятельная работа с измерительными приборами. | |
39,40 | 7.02, 8.02 | Исследование электрических цепей. Решение задач. | 2 | Учащиеся проводят исследование в ходе групповой работы. Решение задач | |
41,42 | 14.02, 15.02 | Исследование электрических цепей. Решение задач. | 2 | Учащиеся представляют результаты своей работы в виде доклада. | |
Раздел 3. Покорение космоса | |||||
43,44 | 21.02, 22.02 | Подготовка ко Дню космонавтики. 55 лет со дня полета человека в космос. | 2 | Подготовка ко Дню космонавтики. | |
45,46 | 28.02, 1.03 | Подготовка ко Дню космонавтики. 55 лет со дня полета человека в космос. | 2 | Выступление учащихся | |
47,48 | 7,03 | Проектная деятельность «К.Э.Циолковский, Ю.А.Гагарин, С.П.Королев» | 1 | Проектная деятельность. Защита проектов. | |
49,50 | 14.03, 15.03 | Проектная деятельность «К.Э.Циолковский, Ю.А.Гагарин, С.П.Королев» | 2 | Проектная деятельность. Защита проектов. | |
51,52 | 21.03, 22.03 | Выступление перед учащимися | 2 | Выступление перед учащимися. Анализ проделанной работы | |
53,54 | 4.04, 5.04 | Выступление перед учащимися | 2 | Выступление перед учащимися. Анализ проделанной работы | |
55,56 | 11.04, 12.04 | Электрические нагревательные приборы, их назначение. | 2 | Познакомить с электрическими нагревательными приборами, их назначением. | |
57,58 | 18.04, 19.04 | Эффективность использования электронагревательных приборов. 2015 год – год света. | 2 | Доказать в ходе исследовательской работы эффективность использования электронагревательных приборов. | |
59,60 | 25.04, 26.04 | Конкурс-игра «Что? Где? Когда?» | 2 | Выявление лучшего физика | |
61,62 | 3.05, 10.05 | Интересные явления в природе | 2 | Познакомить с интересными явлениями в природе | |
63,64 | 16.05, 17.05 | Строение Солнечной системы | 2 | Вспомнить строение Солнечной системы | |
65,66 | 23.05, 24.05 | Строение Солнечной системы | 2 | Познакомить с интересными научными фактами | |
Планируемые результаты освоения программы
1 уровень результатов
- Учащиеся приобретают знания об интеллектуальной деятельности, о способах и средствах выполнения заданий.
- Формируется мотивация к учению через внеурочную деятельность.
2 уровень результатов
- Учащиеся самостоятельно могут выполнять задания нестандартного типа.
- Учащиеся могут высказывать мнение, обобщать, классифицировать, обсуждать.
3 уровень результатов
- Учащиеся могут самостоятельно применять изученные способы, аргументировать свою позицию, оценивать ситуацию и полученный результат.
- Участвовать в школьной научной конференции.
Методическое обеспечение
- Видео-, аудиоматериалы:
- видеофильмы, соответствующие тематике программы;
- демонстрационные таблицы;
- портрет ученых-физиков;
- телевизор;
- DVD;
3. Цифровые ресурсы:
- компьютер;
- презентационное оборудование;
- выход в Интернет.
4. Оборудование:
- классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, картинок;
- магнитная доска;
- физический эксперимент;
- ученические двухместные столы с комплектом стульев;
- стол учительский с тумбой;
- шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и др.
Список литературы:
1. Е.В.Алексеева, «Физика вокруг нас». Пропедевтический курс физики для среднего звена общеобразовательной школы, 5–6 кл. Журнал «Физика – Первое сентября», №12/2013.
2. Ландау Л.Д., Китайгородский А.И. Физика для всех: Физические тела. – 6-е изд., стер. – М.: Наука. Главная редакция физико-математической литературы, 1984.
3. Я.И.Перельман «Занимательная физика. В 2-х книгах». Издательство «Наука», Москва,1983.
4. Мария Рыбалкина. Нанотехнологии для всех. www/nanonewsnet.ru.
5. «Физика – Первое сентября».
Список литературы для учащихся:
1. Я.И. Перельман «Занимательная физика» (1-2ч).
2. М.И Блудов «Беседы по физике»
3. И.И. Эльшанский «Хочу стать Кулибиным»
4. А.С. Енохович « Справочник по физике и технике»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности (Проектная деятельность) «ВОЛШЕБНЫЙ МИР ГЕОМЕТРИИ»
Изучение геометрического материала в начальной школеиграет особую роль: с одной стороны, он помогает систематизировать и обобщить чувственный опыт ребенка, связанныйс восприятием предметов различной ф...
Рабочая программа по внеурочной деятельности «ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ» 5 класс, ФГОС
Материал предназначен для учителя-словесника.Цель программы: создание условий для успешного освоения учениками основ проектно-исследовательской деятельности...
Рабочая программа по ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Проектная деятельность учащихся»
Рабочая программа по ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ«Проектная деятельность учащихся» 5 класс...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Основы исследовательской деятельности по физике»
Программа «Основы исследовательской деятельности» разработана на основе Примерной программы учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся на ступени основного общего образо...
Приказы, рабочие программы по внеурочной деятельности и элективным курсам. Подтверждение реализации рабочих программ по доп. образованию находится в публичных докладах директора школы 2015-2016 (с.11), 2016-2017 (с.5,11,12), 2017-2018 (с.5,12-13)
Приказы, рабочие программы по внеурочной деятельности и элективным курсам...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Сдаем ГТО » для 10-11 класса на 2022-2023 учебный год Шульдешов Иван Иванович (Ф.И.О. учителя, составителя рабочей программы)
Данная рабочая программа разработана на основе примерной программы «Внеурочная деятельность. Подготовка к сдаче комплекса ГТО»; учебное пособие для общеобразовательных организаций/ В.С. Ку...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Первая помощь» для 5 класса на 2022-2023 учебный год Шульдешов Иван Иванович (Ф.И.О. учителя, составителя рабочей программы)
Актуальность курса. В современных условиях все возрастающей сложности и напряженности жизни, пребывания людей в стрессовых ситуациях, роста аварийности на предприятиях и дорогах, возрастает роль...