Рабочие программы по внеурочной деятельности.
рабочая программа (9 класс) по теме

Усачев Роман Александрович

Программа способствует развитию и поддержке интереса учащихся к деятельности определенного направления, дает возможность расширить и углубить знания и умения, полученные в процессе учебы, и создает условия для всестороннего развития личности. Воспитание творческой активности учащихся в процессе изучения ими физики является одной из актуальных задач, стоящих перед учителями физики в современной школе. Основными средствами такого воспитания и развития способностей учащихся являются экспериментальные исследования и задачи. Умением решать задачи характеризуется в первую очередь состояние подготовки учащихся, глубина усвоения учебного материала. Решение нестандартных задач и проведение занимательных экспериментальных заданий способствует пробуждению и развитию у них устойчивого интереса к физике.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v_mire_fiziki._usachev_ra.docx42.45 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования Администрации  Аксайского района

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Аксайского района гимназия № 3 им. дважды Героя Советского  Союза Н.Д. Гулаева

                                 «Утверждаю»

Директор МБОУ Аксайского района гимназии № 3

________________ Т.М. Полтавская

Приказ от  «01» августа 2017 года  № 179

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по внеурочной деятельности

 кружок «В мире физики»

Предназначена для учащихся 9 классов основного общего образования

 9 «А, Б, В, Г» классы

Программа разработана на основе  требований  Федерального государственного образовательного стандарта и Примерной программы по физике для 7-9 классов

По учебному плану гимназии программа рассчитана на  2 часа в неделю, 68 часов в год для параллели.

В соответствии с КУГ на 2017-2018 учебный год программа реализуется      в   объёме  66 часов.

Программа реализуется по УМК Физика 9 класс Перышкин А.В., Гутник Е.М., М. –Дрофа, 2016

Учитель  Усачев Р.А.

Общая характеристика курса

Растущему человеку нужны не только знания по конкретному предмету, но и умение общаться, ставить и решать проблемы. Ему необходимы условия для самовыражения, которые мы можем и должны создавать как на уроке, так и вне его. Именно поэтому большое значение имеет вовлечение учащихся во внеурочную деятельность по предмету. Чтобы внеурочная работа способствовала развитию познавательного интереса к физике, в ее основе должна быть ориентация на активную самостоятельную познавательную и практическую деятельность учащихся.

Данная программа учитывает возрастные особенности детей, их интересы к предметам физико-математического цикла. 

Методологическая основа программы базируется на личностно-ориентированном подходе с учётом  возрастных особенностей обучающихся.

Программа позволяет подготовить ученика, способного гибко адаптироваться в меняющихся жизненных условиях, самостоятельно приобретать необходимые знания, умело применять их на практике для решения возникающих проблем. В ходе изучения данного курса учащиеся знакомятся с методикой ведения проектной деятельности, овладевают практическими умениями исследовательской работы и создают собственные проекты.

Программа способствует развитию и поддержке интереса учащихся к деятельности определенного направления, дает возможность расширить и углубить знания и умения, полученные в процессе учебы, и создает условия для всестороннего развития личности. Воспитание творческой активности учащихся в процессе изучения ими физики является одной из актуальных задач, стоящих перед учителями физики в современной школе. Основными средствами такого воспитания и развития способностей учащихся являются экспериментальные исследования и задачи. Умением решать задачи характеризуется в первую очередь состояние подготовки учащихся, глубина усвоения учебного материала. Решение нестандартных задач и проведение занимательных экспериментальных заданий способствует пробуждению и развитию у них устойчивого интереса к физике.

Цели и задачи программы

Цель: осмысление и расширение личного опыта обучающихся в области естествознания, приучение к научному познанию мира, развитие у обучающихся интереса к изучению физики и подготовка их к систематическому, углублённому изучению курса физики.

Задачи образовательные: способствовать формированию первоначальных представлений о физической сущности явлений природы (механических, тепловых, электромагнитных), ознакомить обучающихся с простейшими механизмами и увлекательно-познавательными опытами, в основе которых лежат физические законы. Раскрыть закономерности наблюдаемых явлений, их практическое применение.

Задачи развивающие: развивать внимание, умение наблюдать физические явления, проводить простейшие естественнонаучные эксперименты, сопоставлять экспериментальные и теоретические знания с объективными реалиями жизни.

Задачи воспитательные: способствовать формированию уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению; развивать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Ожидаемые результаты:

  • повышение познавательного интереса учащихся к изучению физики;
  • активное участие в конкурсах, олимпиадах, исследовательской работе.

Мониторинг отслеживания освоения программы базируется на:

  • методах психолого-педагогической диагностики (наблюдение,  анкетирование, собеседование);
  • методе контроля и самоконтроля выполнения творческих заданий, практических работ.

Предметные, метапредметные, личностные

результаты освоения курса

     Рабочая программа обеспечивает достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты: 

  • определять и высказывать под руководством учителя самые простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
  • в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Метапредметные результаты:

  • определять и формулировать цель деятельности на занятиях с помощью учителя;
  • проговаривать последовательность действий на занятии;
  • учить высказывать своё предположение (версию), учить работать по предложенному учителем плану;
  • средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе знакомства с новым явлением;
  • умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
  • слушать и понимать речь других;
  • средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог);
  • совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

Предметные результаты:

  • добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя схемы-опоры, ПК, учебный текст, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятиях;
  • перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей группы;
  • преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).
  • Программа рассчитана на 1 год обучения для учащихся 9 класса. На изучение курса отводится 68 часов, по 2 часа в неделю.

Содержание программы

        Содержание программы «В мире физики» отвечает требованию к организации внеурочной деятельности, соответствует курсу «Физика». Тематика задач и заданий отражает реальные познавательные интересы детей, содержит полезную и любопытную информацию, интересные научные факты, способные дать простор воображению. Программа состоит из 3 разделов.

Раздел 1. Люди науки

Вводное занятие. Знакомство с программой.

Люди науки – рассказы о физиках.

Проектная работа «Нобелевские лауреаты по физике».

Решение задач. Подготовка к школьному этапу олимпиады по физике.

Проектная деятельность «Люди науки – Архимед, Б.Паскаль и Ньютон». Защита проектов.

Решение задач. Подготовка к муниципальному этапу олимпиады по физике.

Проектная деятельность «Люди науки – А.Ампер, А.Вольт, Г.Ом». Защита проектов.

        Раздел 2. Решение задач

Решение олимпиадных задач муниципального этапа.

Решение комбинаторных задач по теме «Тепловые явления».

Решение задач по теме «Расчет сопротивление проводника. Удельное сопротивление».

Сборка электрических цепей. Работа с измерительными приборами.

Исследование электрических цепей. Решение задач.

        Раздел 3. Покорение космоса

Подготовка ко Дню космонавтики. 55 лет со дня полета человека в космос.

Проектная деятельность «К.Э.Циолковский, Ю.А.Гагарин, С.П.Королев».

Выступление перед учащимися.

Электрические нагревательные приборы, их назначение.

Эффективность использования электронагревательных приборов.

Конкурс-игра «Что? Где? Когда?»

Интересные явления в природе.

Строение Солнечной системы.

Подведение итогов работы.

Управление образования Администрации  Аксайского района

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Аксайского района гимназия № 3 им. дважды Героя Советского  Союза Н.Д. Гулаева

                                 «Утверждаю»

Директор МБОУ Аксайского района гимназии № 3

________________ Т.М. Полтавская

Приказ от  «01» августа 2017 года  № 179

Календарно-тематическое планирование

по внеурочной деятельности

 кружок «В мире физики»

Предназначено для учащихся 9 классов основного общего образования

 9 «А, Б, В, Г» классы

Программа разработана на основе  требований  Федерального государственного образовательного стандарта и Примерной программы по физике для 7-9 классов

По учебному плану гимназии программа рассчитана на  2 часа в неделю, 68 часов в год для параллели.

В соответствии с КУГ на 2017-2018 учебный год программа реализуется      в   объёме  66 часов.

Программа реализуется по УМК Физика 9 класс Перышкин А.В., Гутник Е.М., М. –Дрофа, 2016

Учитель  Усачев Р.А.

                         КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

(2 часа в неделю – 66 часов)

п/п

Дата

Тема учебного занятия

Всего часов

Содержание занятия

план

факт

Раздел 1. Люди науки.

1,2

6.09, 7.09

Вводное занятие. Знакомство с программой.

2

Вводное занятие

3,4

13.09, 14.09

Люди науки – рассказы о физиках.

2

Познакомить с биографией известных физиков

5,6

20.09, 21.09

Проектная работа «Нобелевские лауреаты по физике»

2

Что такое Нобелевская премия? Знакомство с историческими фактами

7,8

27.09, 28.09

Проектная работа «Нобелевские лауреаты по физике»

2

Знакомство с Нобелевскими лауреатами по физике, их вкладом в науку

9,10

4.10, 5.10

Решение задач. Подготовка к школьному этапу олимпиады по физике.

2

Решение задач. Групповая и игровая деятельность

11,12

11.10, 12.10

Решение задач. Подготовка к школьному этапу олимпиады по физике.

2

Решение задач. Групповая и игровая деятельность

13,14

18.10, 19.10

Проектная деятельность «Люди науки – Архимед, Б.Паскаль и Ньютон». Защита проектов.

2

Проектная деятельность. Защита проектов.

15,16

25.10, 26.10

Решение задач. Подготовка к муниципальному этапу олимпиады по физике.

2

Решение задач. Подготовка к муниципальному этапу олимпиады по физике.

17,18

8.11, 9.11

Решение задач. Подготовка к муниципальному этапу олимпиады по физике.

2

Решение задач. Подготовка к муниципальному этапу олимпиады по физике.

19,20

15.11, 16.11

Проектная деятельность «Люди науки – А.Ампер, А.Вольт, Г.Ом»

2

Проектная деятельность. Защита проектов.

21,22

22.11, 23.11

Проектная деятельность «Люди науки – А.Ампер, А.Вольт, Г.Ом». Защита проектов.

2

Проектная деятельность. Защита проектов.

Раздел 2. Решение задач

23,24

29.11, 30.11

Решение олимпиадных задач муниципального этапа

2

Решение олимпиадных задач муниципального этапа

25,26

6.12, 7.12

Решение олимпиадных задач муниципального этапа

2

Решение олимпиадных задач муниципального этапа

27,28

13.12, 14.12

Решение комбинаторных задач по теме «Тепловые явления»

2

Решение комбинаторных задач. Контроль полученных знаний на основе самостоятельной работы

29,30

20.12, 21.12

Решение комбинаторных задач по теме «Тепловые явления»

2

Решение комбинаторных задач. Контроль полученных знаний на основе самостоятельной работы

31,32

10.01, 11.01

Решение задач по теме «Расчет сопротивление проводника. Удельное сопротивление»

2

Решение задач. Групповая и игровая деятельность

33,34

17.01, 18.01

Решение задач по теме «Расчет сопротивление проводника. Удельное сопротивление»

2

Решение задач. Повторение формул

35,36

24.01, 25.01

Сборка электрических цепей. Работа с измерительными приборами.

2

Сборка электрических цепей. Знакомство с измерительными приборами.

37,38

31.01,  1.02

Сборка электрических цепей. Работа с измерительными приборами.

2

Самостоятельная работа с измерительными приборами.

39,40

7.02, 8.02

Исследование электрических цепей. Решение задач.

2

Учащиеся проводят исследование в ходе групповой работы. Решение задач

41,42

14.02, 15.02

Исследование электрических цепей. Решение задач.

2

Учащиеся представляют результаты своей работы в виде доклада.

Раздел 3. Покорение космоса

43,44

21.02, 22.02

Подготовка ко Дню космонавтики. 55 лет со дня полета человека в космос.

2

Подготовка ко Дню космонавтики.

45,46

28.02, 1.03

Подготовка ко Дню космонавтики. 55 лет со дня полета человека в космос.

2

Выступление учащихся

47,48

7,03

Проектная деятельность «К.Э.Циолковский, Ю.А.Гагарин, С.П.Королев»

1

Проектная деятельность. Защита проектов.

49,50

14.03, 15.03

Проектная деятельность «К.Э.Циолковский, Ю.А.Гагарин, С.П.Королев»

2

Проектная деятельность. Защита проектов.

51,52

21.03, 22.03

Выступление перед учащимися

2

Выступление перед учащимися. Анализ проделанной работы

53,54

4.04, 5.04

Выступление перед учащимися

2

Выступление перед учащимися. Анализ проделанной работы

55,56

11.04, 12.04

Электрические нагревательные приборы, их назначение.

2

Познакомить с электрическими нагревательными приборами, их назначением.

57,58

18.04, 19.04

Эффективность использования электронагревательных приборов. 2015 год – год света.

2

Доказать в ходе исследовательской работы эффективность использования электронагревательных приборов.

59,60

25.04, 26.04

Конкурс-игра «Что? Где? Когда?»

2

Выявление лучшего физика

61,62

3.05, 10.05

Интересные явления в природе

2

Познакомить с интересными явлениями в природе

63,64

16.05, 17.05

Строение Солнечной системы

2

Вспомнить строение Солнечной системы

65,66

23.05, 24.05

Строение Солнечной системы

2

Познакомить с интересными научными фактами

Планируемые результаты  освоения программы

1 уровень результатов

- Учащиеся приобретают знания об интеллектуальной деятельности, о способах и средствах выполнения заданий.

- Формируется мотивация к учению через внеурочную деятельность.

2 уровень результатов

- Учащиеся самостоятельно могут выполнять задания нестандартного типа.

- Учащиеся могут высказывать мнение, обобщать, классифицировать, обсуждать.

3 уровень результатов

- Учащиеся могут самостоятельно применять изученные способы, аргументировать свою позицию, оценивать ситуацию и полученный результат.

- Участвовать  в школьной научной конференции.

Методическое обеспечение

  1. Видео-, аудиоматериалы:  
  • видеофильмы, соответствующие тематике программы;
  • демонстрационные таблицы;
  • портрет ученых-физиков;
  • телевизор;
  • DVD;

3.   Цифровые ресурсы:

  • компьютер;
  • презентационное оборудование;
  • выход в Интернет.

4.    Оборудование:

  • классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, картинок;
  • магнитная доска;
  • физический эксперимент;
  • ученические двухместные столы с комплектом стульев;
  • стол учительский с тумбой;
  • шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и др.

 

                     Список литературы:

1. Е.В.Алексеева, «Физика вокруг нас». Пропедевтический курс физики для среднего звена общеобразовательной школы, 5–6 кл. Журнал «Физика – Первое сентября», №12/2013.

2. Ландау Л.Д., Китайгородский А.И. Физика для всех: Физические тела. – 6-е изд., стер. – М.: Наука. Главная редакция физико-математической литературы, 1984.

3. Я.И.Перельман «Занимательная физика. В 2-х книгах». Издательство «Наука», Москва,1983.

4. Мария Рыбалкина. Нанотехнологии для всех. www/nanonewsnet.ru.

5. «Физика – Первое сентября».

                                Список литературы для учащихся:

1. Я.И. Перельман «Занимательная физика» (1-2ч).

2. М.И Блудов «Беседы по физике»

3. И.И. Эльшанский «Хочу стать Кулибиным»

4. А.С. Енохович « Справочник по физике и технике»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности (Проектная деятельность) «ВОЛШЕБНЫЙ МИР ГЕОМЕТРИИ»

Изучение геометрического материала в начальной школеиграет особую роль: с одной стороны, он помогает систематизировать и обобщить чувственный опыт ребенка, связанныйс восприятием предметов различной ф...

Рабочая программа по внеурочной деятельности «ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ» 5 класс, ФГОС

Материал предназначен для учителя-словесника.Цель программы: создание условий для успешного освоения учениками основ проектно-исследовательской деятельности...

Рабочая программа по ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Проектная деятельность учащихся»

Рабочая программа по ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ«Проектная деятельность учащихся» 5 класс...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Основы исследовательской деятельности по физике»

Программа «Основы исследовательской деятельности» разработана на основе Примерной программы учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся на ступени основного общего образо...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Сдаем ГТО » для 10-11 класса на 2022-2023 учебный год Шульдешов Иван Иванович (Ф.И.О. учителя, составителя рабочей программы)

Данная рабочая программа разработана на основе примерной программы «Внеурочная деятельность. Подготовка к сдаче комплекса ГТО»; учебное пособие для общеобразовательных организаций/ В.С. Ку...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Первая помощь» для 5 класса на 2022-2023 учебный год Шульдешов Иван Иванович (Ф.И.О. учителя, составителя рабочей программы)

Актуальность курса.  В современных условиях все возрастающей сложности и напряженности жизни, пребывания людей в стрессовых ситуациях, роста аварийности на предприятиях и дорогах, возрастает роль...