Внекл. мероприятие "Афганистан"
классный час (5 класс) по теме

Смыкалова Оксана Николаевна

Классный час

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon разработка клас часа 52 КБ

Предварительный просмотр:

Слайд1. Классный час "Афганистан болит в душе моей..."

Ход классного часа

1-й ведущий.

Так уж вышло, что история России - это история воинского подвига. Ни одно государство в мире не вынесло за свою историю столько войн, сколько довелось пережить России. Четыре мировых нашествия прокатились по нашей земле и, разбившись о стойкость русских, исчезли в безвестности. Хазарские полчища, монгольские орды, наполеоновские армии, германский вермахт - все они искали мирового господства. У всех на пути к нему встала Русь, Россия.

Слайд2.2-й ведущий.

Наша сегодняшняя встреча посвящена тем, кто в наше мирное время познал

тяготы войны, чьи нелегкие армейские дороги прошли через Афганистан.

Будем вспоминать о мужестве и героизме тех, кто выжил в пекле той войны и

тех, кто вернулся, чтобы навсегда лечь в родную землю.

Слайд3.«Афганистан болит в душе моей…» Так строчкой из песни назван классный час, посвященный воинам, служившим в Афганистане. Для нас эта тема – вечная боль: мы потеряли на афганской войне многих соотечественников.

На фоне мелодии «Джоконда» (музыкальный файл) идет рассказ учителя:

Каждый год 15 февраля мы проводим в школе торжественную линейку. 15 февраля 1989 года – вывод советских войск из Афганистана, когда из Термеза вышли последние колонны – видавшие виды грузовики, боевые машины, пехота, бронетранспортёры. Солдаты в кабинах, на броне. Лихо распахнуты зимние бушлаты, из-под них – уголки тельняшек.

Будто не они горели в БТРе, не они падали, сраженные осколками снарядов, не они страдали от жажды в Кандагаре, обмораживались в горах, болели тифом и малярией

Мальчишки 80-х смотрели смерти в лицо, теряли друзей. Простые безусые парни показывали примеры стойкости и героизма. Они доставляли продовольствие и медикаменты, прикрывали с воздуха автоколонны с мирными грузами, вывозили с поля раненых, штурмовали банды душманов. Перед глазами хроника тех дней: радостные, счастливые, улыбающиеся лица – всё позади: бои, потери, стрельба душманов из-за каждого угла и куста. Но этого счастливого дня дождались не все. Слайд4 Когда и как всё началось? 

1 ведущий  Афганская война. Героическая и трагическая не только из-за обелисков, она длилась в два раза дольше, чем Великая Отечественная война. Никем и никому не объявленная, она требует глубокого осмысления: что было, как было и так ли было?

2 ведущий В декабре 1978г. между СССР и Демократической республикой Афганистан был заключён Договор о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве. Афганское руководство обратилось к СССР с просьбой об оказании военной помощи в вооружённой борьбе с антиправительственной оппозицией. Наша страна откликнулась на просьбу правительства Афганистана - в эту страну, измученную кровопролитием, был направлен ограниченный состав Советских войск. Ввод войск оправдывался «некой внешней агрессией» против Афганистана.

Слайд 5-6-7. 1 ведущий 25 декабря 1979г. «ограниченный контингент советских войск» вступил на территорию Афганистана. Не всем об этом было известно. Даже некоторые члены советского руководства узнали об этом только из газет. Советское руководство так до конца и не сумело объяснить мировой общественности, кто же именно пригласил наш «ограниченный контингент», численность которого временами достигала 120 тысяч человек.

Слайд8. 2 ведущий Как правило, служить в Афганистан отправляли на год, прошедших полугодовую подготовку в учебной части. Условия жизни были тяжёлыми: бессонные ночи, ночёвки в палатках, летом пятидесятиградусная жара. Те, кто проходил солдатскую службу в Афганистане, знают о жизни, о мире, больше, чем их сверстники. Они знают настоящую цену жизни. Они знают и страшную боль, которую им по молодости лет не положено было знать - боль потери друзей.

Слайд9. 1 ученик   Мы учились в обычных школах. Там не учили воевать, не учили прятаться от взрывов, не учили ходить в штыковую. Многие из нас не знали даже, что есть такая страна Афганистан. И уж тем более мы не знали, что эту страну никто и никогда не смог завоевать. Нам сказали «надо», и мы пошли. В кровь, грязь и смерть этой никому не нужной войны.

Он был как все, – Заикин Женька,

Любил с мальчишками играть,

И летним днем за деревенькой

Футбол по полю погонять.

Любил читать часами книжки,

Любил зимой играть в снежки.

Девчонок дергать за косички,

И быть серьезным у доски.

Любил свой край, его просторы

И над каймой берез рассвет,

Его волшебные узоры,

Каких нигде на свете нет.

Он был как все, друзья, поверьте,

Герой сибирского села,

А пробил час его в бессмертье

Присяга властно позвала.

Слайд10-11. 1 ведущий    Война-то война, но какая-то странная. Поначалу в газетах писали, что наши солдаты в Афганистане строят мосты, садят деревья, закладывая аллеи дружбы, что наши врачи лечат афганских детей и женщин, то есть официально считалось, что воины, находившиеся там, исполняют интернациональный долг. А тем временем в Союз, на Родину шли часто пустые цинковые гробы. Для родных это было, как гром среди ясного неба. 1979 г. – 86 погибших, 1981 г. – 1200 погибших, 1982 г. – 1900 погибших, 1984 г. – 2343 погибших.

Слайд12-13. 2 ведущий   Девять лет продолжалась война в Афганистане. Официально это называлось «выполнением интернационального долга». Много наших ребят полегло на афганской земле. Свой долг они выполнили с честью. По официальным данным, за годы войны в Афганистане мы потеряли убитыми более 15 тысяч, 36 тысяч было ранено, пропало без вести более 300 военнослужащих. 

Слайд 14. Ученик:

9 лет твоих, Афганистан,
В чутком сердце моего народа,
Будто 9 незаживших ран,
Что саднит больнее год от года.
Были лицемерие, обман,
И до правды мы дошли непросто:
9 лет, как будто 90, 
9 лет твоих, Афганистан.
Вновь и вновь бредут по тем местам
Мальчики, не зная сна-покоя,
Проклиная времена застоя,
9 лет твоих, Афганистан!

2 ведущий  К середине 80-х годов очевидна стала бесперспективность советского военного присутствия в Афганистане.   14 апреля в Женеве заключено соглашение между Афганистаном, Пакистаном, СССР и США о политическом регулировании и объявлено, что советские войска покинут страну. 15    февраля    1989г.    завершился    вывод   советского    воинского    контингента    из Афганистана.   Командующий   генерал   Борис   Громов   завершил   колонну,   которая совершала переход пограничной реки Пяндж. Это событие давно ждала наша страна и весь мир.

Слайд 15.«Вывод контингента из Афганистана»

Чтец 4  Альберт Кравцов «Возвращение»

Парни возвращаются с войны    

досыта они навоевались.

Не увидят многие весны –

там, в ущельях, многие остались

без вести пропавшими.Другим –

памятники ставят из гранита. А живым,

Отечество, твой дым

часто горек: что-то в них убито!

Что убито? Выполнили долг,

все команды с честью выполняли...

Километры вздыбленных дорог,

 жженье в теле от осколков стали.

Ярость благородная порой,

 смерть за смерть и рокот автомата...

Всех прикрыл собой, и ты — герой.

И селенье с ходу с боем взято.

Каждый дом стреляет, каждый куст.

 В рай спешат из жизни мусульмане.

Прет десант. Не до гуманных чувств!

 Хочешь жить — и переходишь грани...

Слава тебе, армия! Сыны

доблести и чести, вы сражались,

чтоб вернуться наконец с войны –

досыта, до слез навоевались.

Слайд 16.

Слайд 17. Учитель: Мы знаем поименно многих героев-интернационалистов, совершивших подвиги на афганской земле. Они заслужили, чтобы их имена помнили. Среди них – наши земляки, выпускники нашей школы, жители нашего поселка. Непросто им пришлось на этой войне, но они сумели выжить и вернуться домой к своим семьям.

Слайд 18. Ученики называют фамилии:

Наши земляки , к счастью, выжили, но многие не вернулись с этой войны.

Слайд 24Ученики читают стихотворение  Зарипова Айрата, воевавшего в Афганистане. Оно посвящено погибшим.

На родину живыми 
Не все вернулись сыновья.
Их жизнь оборвала война.
В бою сердца их перестали биться,
А мне все кажется порой:
Они должны к нам возвратиться,
Но не смогли они вернуться
И в мир живой наш окунуться,
Обнять любимых матерей.

И в этом виновата лишь война -
Немало жизней унесла она.
И в горести рыдает мать-земля.
Боль обжигает материнские сердца,
Вас мамы вечно будут ждать,
И нет возможности вас на ноги поднять.
В сырой земле вечно будут спать
Твои, Отчизна, верные сыны,
Теперь их лица смотрят 
С мраморной плиты.
Немало будет пролито слезы.
Да, это все сумеет пережить
Лишь мать.
Она все сына будет ждать,
Афган, войну – все проклинать.
Как белый снег, седая мать.

Слайд25 . Чувство товарищества имело огромное значение во время войны, иногда приходилось рассчитывать только на помощь друга.

Тебя уж нет, не стало вдруг тебя.
Как будто кто-то головешку вынул из огня.
Смерть ходит по пятам у каждого из нас,
А выбрала тебя она сейчас

Тебя уж нет, погиб ты как герой,
И в песне под гитару не слышен голос твой.
Но в памяти моей не смолкнет никогда 
Твой голос в песне той, что пели мы всегда.

Ты был и другом, и певцом, бойцом ты был.
С тобою в рейды не страшася я ходил.
И в трудную минуту, в час лихой 
Уверен я, ты мог прикрыть меня собой.

Но нет тебя со мной, не будет никогда,
И время убегает, как в реке вода.
Винтовку уж твою другой в бою несет,
Что делать – жизнь сильней, она свое берет.

Пройдут года, вернемся мы домой
И будем жить, как и мечтали мы с тобой.
Но каждый праздник, каждый третий тост
Мы будем пить за вас, кто больше не придет.

О том, как тяжело приходилось мужчинам на этой войне, мы можем узнать из сохранившихся писем

Слайд 27. На фоне песни В.Леонова «Хочу домой» (музыкальный файл) учитель читает письмо: «Здравствуй, Лена! С огромным, как голубое небо Афганистана, приветом к тебе Костя.

Получил твое письмо, за него огромное спасибо. Дела у меня идут нормально, всё как в Польше. Служба перевалила на вторую половину, ещё 10 месяцев, и в следующем мае поедем и мы домой. О военной обстановке писать тебе не буду – незачем. А так все хорошо. Кругом фруктов валом – абрикосы, виноград, персики, яблоки и т.д. Варим варенье и компот из урюка. Недавно пригнали молодых бойцов, земляков пока нет. Ну как там у тебя дела? Чем занимаешься в свободное время?»

Веселое, задорное письмо, будто и нет войны.

Ученики зачитывают строчки из других писем:

- Служить здесь хоть трудно, но интересно.

- Попал я сюда добровольно, так что не подумай чего недостойного обо мне.

- Пиши о себе, о школе; очень интересно, стали ли ходить на свёклу? Как прошёл праздник?

- Привет учителям, несу службу, пусть спят спокойно по ночам.

- И не надо писать командиру, только лишняя суета, я не особый, чтобы за меня просить о чём-нибудь.

- Узнай адрес Алика Усова, может, мы рядом?

Учитель: А как мечтали они о доме! Послушаем выдержки из их писем.

Ученики:

- Временами думаю, куда пойти учиться. На физвоспитание пойду или на учителя биологии. (Костя)

- Света, ещё раз узнай насчёт музыкального училища, ведь служба подходит к концу, в мае или июне буду дома. (Олег).

- Пролетит ещё полгода и до дома рукой подать. (Костя)

- Домой хочется, по Родине соскучился. (Костя)

Учитель: А вот строчки из письма Олега Герасимова, тоже служившего в Афганистане, проживающего в нашем поселке: «За меня не переживайте, я постараюсь два года отслужить честно и добросовестно».

«Мама и папа, детство мое осталось позади. Суровая служба заставила меня стать мужчиной. Я часто вспоминаю свою землю, где я родился и вырос. Я думаю, какая она близкая и родная. Как мне её не хватает».

Нельзя без слез и гордости читать такие письма. Из них можно составить целые тома. В них предстает образ нашего современника, молодого солдата-патриота.

Слайд 28-29.Учитель: Память о воинах-афганцах живет в наших сердцах , во многих городах и селах есть улицы, названные в честь афганцев, им поставлены памятники, написано много стихотворений, спето много песен.

 



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ребёнок - главный пассажир. внекл мероприятияе

Внеклассное мероприятие по правилам безопасности пассажиров....

конспект коррекционного занятия (ГПД, внекл.занятие) 4-5 класс

Конспект коррекционного занятия. Игровое занятие на основе развивающих  игр и упражнений.Цели:  Формирование способности к индивидуальному интеллектуальному  усилию. Коррекция  инд...

Внекл. меропр. "Звездный час"

Внеклассное мероприятие...

Конспект урока литературы в 6 классе по рассказу А.Шадрина "Старая дорога"( внекл. чтение)

Конспект урока литературы в 6 классе по рассказу А.Шадрина "Старая дорога"( внекл. чтение)Цели:-вызвать интерес к личности и творчеству А.Шадрина, который радует и удивляет своих читателей острыми пси...

Внекл. мероприятие: День Святого Валентина

В данной работе представлен урок по иностранному (английскому) языку,  направление внеклассная деятельность. Тема внеклассного мероприятия «День Святого Валентина». Обычно проводиться во время пр...

Внекл. мероприятие на англ. и тат. языках для учащихся 2-8 кл.«Фестиваль сказочных персонажей «Мир волшебства и приключений». Авторы сцен.: преп.англ.яз. Амурова А.Г., МБОУ «СОШ № 15 ЗМР РТ», преп. англ.яз. Гумерова Н.А., преп. тат.яз. Гатауллина Р.Г.

Внеклассное мероприятие на английском и татарском языках для учащихся 2-8 классов (по мотивам зарубежных, русских народных и татарских сказок) «ФЕСТИВАЛЬ СКАЗОЧНЫХ ПЕРСОНАЖЕЙ «МИР ВОЛШЕБСТВ...

" Река Ашыт"презентация к внекл. меропр.

" Река Ашыт"презентация к внекл. меропр....