Кружок Юные цветоводы.
рабочая программа на тему
Предварительный просмотр:
ГКОУ Школа № 2124 «Центр развития и коррекции»
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор школы №2124
____________ Колобаева И.Н.
« ___»____________2018г.
Учебный год: 2017-2018г.
Общее кол-во часов ___72____
кол-во часов в неделю _2__
РАССМОТРЕНО
на методическом объединении
учителей средних и старших классов
Протокол № _________
от «______»_____________ 20__г.
руководитель кружка: Терещенко Е.В.
Пояснительная записка
Рабочая программа кружка «Юные цветоводы» разработана и составлена на основе программно-методических материалов «Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития» под редакцией И.М.Бгажноковой, 2007 г. и на основе программы по предмету «Живой мир» «Образовательной программы для учащихся 0– 4 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (для детей с нарушением интеллекта)» под редакцией И.М. Бгажноковой, 2011 год.
Программа рассчитана на 148 часов (4 часа в неделю).
Цель программы: Познакомить и привить знания, трудовые умения и навыки при работе
на пришкольном участке и по уходу за комнатными растениями для социальной адаптации детей со сложной структурой дефекта.
Задачи:
Обучающие:
-учить элементарным навыкам уходу за комнатными растениями;
-учить учащегося процессу посадки, выращивания и уходу за
цветочными растениями;
- познакомить с базовыми понятиями процесса развития растений (подготовка грунта, посев семян, полив, появление цветов).
Коррекционно-развивающие:
- коррекция психофизических недостатков школьников с ограниченными возможностями;
- формирование коммуникативной деятельности,
- умение планировать свою работу, умение работать по плану;
- развитие мышления, зрительной, слуховой памяти;
- развитие творческих способностей детей.
Воспитательные:
-пробудить у детей любовь к родной природе, бережное отношение к ней;
-пробудить желание самим принимать участие в выращивании растений;
-формирование у детей познавательного, эмоционально-эстетического отношения к природе;
-воспитание положительного отношения к труду, чувства ответственности за порученное дело;
-учить видеть красоту окружающего мира.
Содержание программы кружка представлено следующими разделами: собственно содержание кружка «Юные цветоводы», планируемые результаты освоения кружка, тематическое планирование.
Содержание курса направлено на социализацию, коррекцию эмоциональной сферы, личностного развития и познавательных возможностей учеников.
Данный курс интегрируется с различными учебными предметами и направлениями коррекционно-развивающей работы.
В процессе обучения на занятиях предусмотрены многократные упражнения на повторение умственных и практических действий заданного содержания. Обучение носит сугубо практическую направленность и не требует от учащихся соблюдения четких правил.
Требования к уровню подготовки учащихся и к результатам – ведущая составляющая ФГОС. Результаты освоения программы предполагают достижение предметных результатов, метапредметных и личностных.
Личностные результаты. В результате освоения программы учащийся должен отражать общую характеристику личности ученика как субъекта учебно-познавательной деятельности:
- проявлять познавательный интерес;
- развитие коммуникативно – речевых умений;
- воспитание терпения, усидчивости, аккуратности;
- участвовать в совместной, коллективной деятельности;
- проявлять готовность следовать установленным правилам поведения и общения на занятиях;
- проявлять эмоционально-положительное отношение к сверстникам, педагогам, другим взрослым.
Метапредметные результаты. Метапредметные результаты отражают общеучебные (метапредметные) умения учащихся:
- умение слушать и слышать учителя;
- умение работать по предложенному учителем плану;
- умение использовать средства альтернативной коммуникации (мимика, жесты, слоги);
- умение с помощью учителя найти и исправить свои ошибки;
- умение оценить собственные чувства, поведение, способности;
- умение использовать полученные знания в повседневной жизни;
- умение находить ответы на картинке;
- умение работать в паре и микрогруппе;
- умение следовать правилам поведения.
Предметные результаты. В результате обучения ученик должен посильно усвоить основное содержание учебного предмета.
Уровни освоения деятельности:
- совместные действия с педагогом;
- деятельность по подражанию;
- деятельность по образцу;
- деятельность по последовательной инструкции;
- самостоятельная деятельность учащегося.
Достигаемые уровни подготовки:
В течение всей программы учащиеся приобретают теоретические знания. Теоретическая часть, подкрепляется практической деятельностью, направленная на исследовательские задания, игровые занятия, занятия практикумы.
Средствами эффективного усвоения программы курса являются творческие задания, практические работы, изготовление паспортизации растений, экскурсии по подбору материала для составления композиций, уход за комнатными растениями.
Результативность образовательной программы:
Ожидаемые результаты и способы определения их результативности.
В результате прохождения программы обучающиеся должны
Знать:
- Строение декоративных растений.
- Особенности содержания растений в комнатах.
- Способы ухода за комнатными растениями.
- Основные способы размножения комнатных растений.
- Названия комнатных растений.
- Название и назначение инвентаря для ухода за цветами.
- Способы защиты от вредителей.
Уметь:
- Подготовить рабочее место для работы с цветами.
-Правильно ухаживать за цветами: поливка, опрыскивание, рыхление почвы, удаление сухих листьев, расстановка цветов в комнате.
- Приготавливать земельную смесь, для посадки растений.
- Высаживать растения в приготовленную смесь.
- Подбирать вазоны для комнатных растений.
-Подбирать инвентарь и приспособления для ухода за комнатными растениями.
- Проводить паспортизацию растений.
- Содержать «зеленые уголки» в классах в удовлетворительном состоянии.
Форма занятий: групповая.
Методы, используемые при работе:
1.Вербальные методы - рассказы, беседы, а так же использование книг, учебников, справочников, карточек.
2.Наглядные методы - наблюдение натуральных объектов или в масштабе, в журналах, явлений, процессов или изображений (макетов, рисунков, презентаций, фотографий, таблиц, фильмов).
3. Практические занятия – выполнение трудовых заданий, опыты, эксперименты, уход за комнатными растениями(полив, рыхление, опрыскивание, пересадка, перевалка), составление паспортизации растений, составление тематических папок, размещение растений в помещении и на клумбах, ухаживание за «зелеными уголками» классов и зимнем садом школы, экскурсии.
Содержание практических заданий при работе на пришкольном участке: очистка участка от листвы, обрезка деревьев и кустарников. Посев цветочной рассады. Уход за рассадой. Высадка цветочной рассады на клумбы. Прополка и полив цветочных культур.
Формы контроля: карточки, викторины, конкурсы, кроссворды, самостоятельные работы — это такие практические занятия, на которых обучающиеся совершенно самостоятельно или с частичной помощи учителя выполняют трудовые задания: составляют план выполнения задания, выбирают нужный инвентарь и приспособления и исполняют его по назначению, контролируют ход и результаты своей работы. В конце учебного года организовывается цветочная ярмарка для родителей и учеников «Аленький цветочек», а так же фотовыставка «Как мы ухаживаем за цветами», выпуск газеты: «Юные цветоводы».
Кроме занятий в классе, работа может осуществляться на пришкольном участке.
Разделы программы:
Цветоводство.
Изучение цветоводства как отрасли сельского хозяйства предполагает изучение следующих задач:
-Познакомить детей с распространенными цветочными культурами;
-Познакомить с базовыми понятиями развития растений,
-Формировать практические навыки по выращиванию цветочных культур на пришкольном участке.
2. Комнатные растения.
Изучение комнатных растений предполагает изучение следующих задач:
- Познакомить детей с распространенными комнатными растениями;
- Ознакомить детей с распространенными комнатными вредителями растений;
- Формировать практические навыки ухода за комнатными растениями;
- Формировать у детей познавательного , эмоционального, эстетического
отношения к природе.
Методическое обеспечение программы:
-методические разработки занятий с использованием различных методов и практических работ.
-презентации учителя:
«Побег. Виды почек»
«Лист. Функции листа»
«Стебель. Видоизменения стебля»
«Цветок»
«Основные способы размножения комнатных растений»
«Жизненные формы растений»
«Композиции из растений»
«Аранжировки»
«Виды букетов»
«Пропорции аранжировок»
«Паспортизация растений»
«Размещение растений в комнате»
Календарно-тематический план
Кол-во час. | Название разделов и тем | Виды работ |
8 2 2 2 2 | Раздел 1. Введение Тема 1. Знакомство с планом работы кружка, вводный инструктаж по ТБ. Тема 2. Что такое цветоводство? Профессия – цветовод. Тема 3. Цветочные горшки для комнатных растений. Виды. Тема 4. Инвентарь и приспособления для ухода за цветами. Правила безопасности работы с инвентарем. | Вводный инструктаж по ТБ и ОТ. Знакомство с правилами поведения на занятиях кружка по цветоводству и программой на год. Понятие о цветоводстве, ознакомление с трудовыми процессами в цветоводстве. Знакомство с профессией цветовод. Ознакомление с трудовыми процессами в комнатном цветоводстве. Ознакомительная экскурсия в фитоуголок. |
6 2 4 | Раздел 2.Комнатные растения и их роль в жизни человека. Тема 1. Происхождение комнатных растений, их многообразие. Виды. Тема 2. Что нужно растению для жизни. | Экскурсия на территории школы; ознакомление с грунтовыми и комнатными цветочно-декоративными растениями, деревьями, кустарниками, травами, используемыми для озеленения; беседа о значении зеленых насаждений в жизни человека. Работа в библиотеке: ознакомление и работа с литературными источниками о комнатном цветоводстве. Игра: «Я садовником родился». Презентация: «Что нужно растению для жизни». Просмотр и обсуждение слайд-фильма «Цветы России». |
10 2 4 4 | Раздел 3. Ассортимент комнатных растений. Тема 1. Жизненные формы растений. Тема 2. Ассортимент комнатных растений. Тема 3. Сказки. Легенды. Загадки. | Работа презентацией, рассмотрение книг, Чтение сказки Б.Вовк “Чьи цветы лучше?”, музыка П.И. Чайковского « Вальс цветов», игра «Назови части цветка», Игра «Сложи цветок». Чтение стихов про цветор авторов Н. Самоний, З. Александрова, А. Ахундова, чтение рассказов и легенд. |
18 4 4 4 2 4 | Раздел 4. Особенности содержания комнатных растений. Тема 1. Наши знакомые комнатные цветы. Тема 2. Световые условия. Тепловой режим. Тема 3. Воздушный режим. Водный режим. Тема 4. Почвенные условия. Тема 5.Питание комнатных растений и их удобрение. | Беседа с детьми о знакомых им комнатных растениях, о самых распространенных видах комнатных цветов, уточнить, у кого какие цветы в своем доме есть. Показ цветущих комнатных растений: фиалка, герань, бегония, фуксия, филлокактус, пеларгония, цикламен, глоксиния, примула. Подробное знакомство с каждым цветком. Описание и показ. Ознакомить с видами вьющихся растений(традесканция, плющ, хлорофитум), их натуральный показ. Характеристика кактусов, алоэ. Натуральный и картинный показ растений. Обучение приёмам ухода за такими комнатными растениями. Рисунок «Мой любимый цветок». Викторина по распознаванию комнатных растений. |
6 2 2 2 | Раздел 5. Строение декоративных растений. Тема 1. Рассматривание частей комнатного растения. Знакомство со знаками-символами органов растений. Тема 1. Мой цветок (составление этапы развития растения). Тема 2. Составление модели растений. Дидактическая игра: «Какой части растения не хватает - дорисуй». | Рассматривание частей комнатного растения. Знакомство со знаками-символами органов растений (корень, стебель, лист, цветок). Составление модели растений. Дидактическая игра: «Какой части растения не хватает - дорисуй». Мой цветок (этапы развития растения в рисунке). |
12 2 2 2 2 2 2 | Раздел 6. Основные способы размножения комнатных растений. Тема 1. Способы размножения комнатных растений. Подготовка почвы. Тема 2. Размножение герани стеблевыми черенками. Тема 3. Размножение фиалки листовыми черенками. Тема 4. Размножение хлорофитума усами. Тема 5. Размножение аспидистра корневищами. Тема 6. Семенное размножение комнатных растений. Выращивание цикламена в цветочном горшке. | Общее представление о размножении цветковых растений. Понятие о почве, ее свойствах, плодородии; питание растений из почвы; значение обработки, почвы и удобрений для роста и развития растений. Виды бархатца, петуньи, циннии. Сравнительная характеристика внешнего вида растений выращенные из семян в цветочном горшке. Подготовка земляной смеси. Промывка и просушка цветочных горшков. Подготовка бумажных водонепроницаемых стаканов. Набивка горшков и стаканов земляной смесью. Полив смеси. Посев в горшки и стаканы по два семени в одну лунку. Укрытие пленкой и установка в теплое место горшков и стаканов с посеянными семенами. После всходов — оставление одного растения, умеренный полив, установка на хорошо освещаемое место. Наблюдение за развитием растений. Заготовка песка, земли; подготовка горшков для посадки; черенкование комнатных растений; пересадка окоренившихся черенков; уход за черенками.Наблюдения за укоренением черенков и их ростом, температурой, влажностью помещения. Изготовление наглядных пособий по размножению комнатных растений черенками. Зарисовка растений на разных стадиях развития. |
12 2 2 2 2 2 2 | Раздел 7. Уход за комнатными растениями. Тема 1. Протирание листьев от пыли. Тема 2. Рыхление и опрыскивание растений. Тема 3. Обрезка сухих листьев. Тема 4. Пересадка и перевалка комнатных растений. Тема 5.Посадка комнатного растения: «Это мой цветок». Тема 6. Промывка и просушка цветочных горшков. | Осмотр состояния цветов класса. Удаление поврежденных стеблей и отмерших листьев. Рыхление почвы вокруг растений. Добавка земляной смеси по необходимости. Проверка влажности почвы. Полив растений. Подготовка инвентаря для ухода за комнатными растениями. Игра: «Узнай меня». Понятия перевалка и пересадка растения. Подбор цветочных горшков для переваливаемых растений. Насыпка земляной смеси на дно сухого горшка. Размещение растений соответственно их требованиям к освещению, температуре; поливка, опрыскивание, обмывание листьев, рыхление почвы в горшках; мытье горшков; удаление пожелтевших листьев; приготовление почвенных смесей; определение необходимости перевалки и пересадки растений; проведение работ по перевалке и пересадке растений. Наблюдения, за ростом и развитием комнатных растений. Озеленение коридоров школы. |
Список использованной литературы.
Литература для учителя:
1. Выготский J1.C. Педагогическая психология. М., 1999, с.172-192.
2. Дульнев Г.М. Вопросы трудового обучения во вспомогательной школе. М.:Просвещение, 1985
3. Ковалева Е.А. Сельскохозяйственный труд. Учебное пособие. М. Просвещение, 1985
4. Кругликов Г.И. Как обучить технологии. Школа и производство. 1998. 6, с.53
5. Макаренко А.С. Трудовое воспитание.
6. Доронина Н.В. Композиция из комнатных растений.
7. Кудрявец Д.Б., Петренко Н.А. Как вырастить цветы.
8.Бочкарева, Н. Ф. Система экологического образования и воспитания учащихся / Н. Ф. Бочкарева. - Калуга, 1996. -С. 122.
9.Борисова А., Бердникова О. Иллюстрированная энциклопедия комнатных растений. – М.: Эксмо, 2009. – 240 с. : ил.
10.Виноградова, Н. Ф. Экологическое воспитание детей дошкольного и
младшего школьного возраста / Н. Ф. Виноградова.- М., 1996. - С. 35-42.
11.Кривошеева М.А., Кислицкая М.В. Экологические экскурсии в школе. – М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов-на –Дону: Издательский центр «МарТ» , 2005. – 256 с. (Серия «Школьный корабль»).
12.Клинковская Н.И., Пасечник В.В. Комнатные растения в школе: Кн. Для учителя. – М.: Просвещение, 1986. – 143 с., ил., 8 ил.
13.Литвинова Л.С., Жиренко О.Е. Нравственно- экологическое воспитание школьников: Основные аспекты, сценарии мероприятий. 5-11 классы. – М.: 5 за знания, 2005. – 208 с. (Методическая библиотека).
14.Марковская М.М. Уголок природы в детском саду: Кн. Для воспитателя дет. Сада. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1989. – 144 с.: ил.
15.Мак- Милан Броуз Ф. Размножение растений: Пер. с англ. – М.: Мир, 1987. – 192 с., ил.
16.Биология Приложение «Первое сентября» №6 2001с.1, 4-5.
Литература для учащихся:
1Аксенова, М. Энциклопедия для детей. Биология. Т. 2 / М. Аксенова, С. Исмаилова. - М.: Аванта+, 1995.
2. Борисова А., Бердникова О. Иллюстрированная энциклопедия комнатных растений. – М.: Эксмо, 2009. – 240 с. : ил.
3. Энциклопедия. Я познаю мир. Экология. - М: ООО «Издательство Астрель», 2000.
4.Сергиенко Ю.В. Полная энциклопедия комнатных растений /Ю.В.Сергиенко. – М.: АСТ, 2008. – 319, (1) с.
Дополнительная литература:
1. Ангелиев В., Николова Н. 599 советов цветоводу-любителю /Пер. с болгарского В.И.Толмачева. – Алма-Ата: Кайнар, 1985. – 280 с.
2. Букин, А. П. В дружбе с природой / А. П. Букин. - М., 1991.
3. Борисова А., Бердникова О. Иллюстрированная энциклопедия комнатных растений. – М.: Эксмо, 2009. – 240 с. : ил.
4. Ганичкин, А. Любимые домашние цветы / А. Ганичкин, О. Ганичкина. -М.: Оникс, 2006.
5. Энциклопедия. Я познаю мир. Экология. - М: ООО «Издательство Астрель», 2000.
5.Сергиенко Ю.В. Полная энциклопедия комнатных растений /Ю.В.Сергиенко. – М.: АСТ, 2008. – 319, (1) с.
6. Семенова Д.В. Цветы в саду и дома. Милые, любимые, колючие.
Приложение к журналу «Приусадебное хозяйство» №8 1998. Издательский дом «Сельская новь».
7. Тавлинова Г.К. Цветы в комнате и на балконе. – 3-е изд., перераб. и доп. – Л.: Ауропромиздат. ЛЕНИНГРР, отд-ние, 1990. – 352 с., ил.
8. Тулинцев В.Г. Комнатное цветоводство. Государственное издательство сельскохозяйственной литературы Москва- Ленинград, 1956.
9. Клевенская Т.М. Цветы в интерьере: Альбом. – М.: Агропромиздат, 1990. – 63 с.: ил.
10. Удалова Р.А., Вьюганина Н.Г. В мире кактусов. – Л., «Наука», 1977, 134 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа учебно-воспитательного курса: "Юный цветовод"
Программа учебно-воспитательного курса: "Юный цветовод" разработана для занятий с учениками 6-8 классов. Программа практико-ориентированная включает формирование основных навыков ухода и выращив...
Программа кружка "Юный цветовод"
Внеклассная работа с учащимися 5-7 класса, работа кружка проходит на базе зимнего сада школы....
Авторская программа «Юный цветовод»
Авторская программа «Юный цветовод» предлагается для обучающихся младшего возраста 7-10 лет. Она рассчитана на 1 года обучения в творческих объединениях учреждений дополнительного образования де...
юный цветовод
Два года обучения...
Программа по ознакомлению детей-инвалидов по зрению с комнатными растениями «Юный цветовод».
Цели программы:1. Дать учащимся представления о комнатных растениях и их роли в жизни человека.2. Познакомить с основными группами комнатных растений и ...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по естественно-научной направленности «Юный цветовод»
. Данная программа является актуальной, т. к. вопросы озеленения жилых помещений и приусадебных участков рассматриваются в комплексном сочетании среды обитания человека.Педагогическая целесообразность...
Программа кружка "Юный цветовод"
Программа кружка "Юный цветовод"...