Программирование образовательной деятельности
методическая разработка на тему
Методический материал содержит основные принципы, подходы в создании дополнительной общеразвивающей программы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programmirovanie_obrazovatelnoy_deyatelnosti.docx | 52.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Сидорова Наталия Алексеевна,
методист ГБОУ ДО ДТДиМ «Преображенский»
Программирование образовательной деятельности
1. Общая цель образовательного процесса во Дворце – это развитие индивида в активно – деятельном освоении ценностей культуры, что предполагает создание: пространства многообразных видов деятельности, развивающихся человеческих общностей, комфортных, привлекательных и безопасных для ребенка условий, обеспечивающих его включение в социально – культурный опыт человечества, успешность приобретения новых, совершенствование имеющихся способностей, поддерживающих становление его свободоспособности, проявления его внутренней мотивации, способности самостоятельно определять свою позицию.
Масштаб цели предопределяет дифференциацию субъектов образовательного процесса, результатов и способов экспертизы качества всех его компонентов в каждом виде деятельности, в каждом объединении и в каждой образовательной программе.
Соответственно, каждая образовательная программа, создаваемая и реализуемая во Дворце – это модель совместной деятельности партнеров, мотивирующая развитие индивидуальности личности каждого участника, того общего, особенного, единичного, неповторимого, что заложено в каждом от природы и приобретено в жизненном опыте, но и инструмент целевого развития способности осваивать социокультурные ценности.
Программа создается педагогом для себя, как этап осмысленного проектирования собственной деятельности и взаимодействия с детьми в целостную систему достижения определенной цели. Все образовательные программы, реализуемые во Дворце, складываются в виде своеобразных авторских педагогических технологий развития личности, формирующих механизм ее самореализации через комплекс основных областей жизнедеятельности: познание, поведение, предметная деятельность, общение, эмоции, игра. Этот комплекс определяет обязательный, "базовый" компонент содержания образования, предлагаемого детям и подросткам во Дворце.
В каждой программе предусмотрена и вариативная часть, обусловленная разнообразием потребностей обучающихся, интересов, динамикой их развития, уровнем подготовленности, многообразием потенциалов. Вариативность обеспечивает свободу выбора и поиска индивидуального маршрута образования, условия «пробы себя», «своих сил», апробации новых путей понимания и переживания своей судьбы в изменяющемся мире.
Программирование в учреждении-это сложный процесс взаимосвязанных компонентов осмысления педагогической деятельности, формирование педагогической концепции, оформления представлений педагога в виде документа (программы), методического сопровождения и управления процессом программирования.
Для более целенаправленного действия всего педагогического коллектива необходимо придерживаться единых принципов.
1-ый принцип. Выделение общих понятий, принципов, требований к программе
Образовательная программа каждого педагога должна соответствовать следующим требованиям, зафиксированных в программе деятельности учреждения:
- полнота (обеспечение широты развития личности, учет потребностей отдельного человека и социума);
- рациональная сбалансированность между составляющими частями, циклами, областями, уровнями образовательного процесса и его организационными формами;
- преемственность содержания по годам обучения в образовательных программах , как выражение преемственности этапов развития личности, ее способностей, мотивов деятельности;
- целостность (наличие и достаточность компонентов, их внутренняя взаимосвязь);
- актуальность и перспективность (соответствие реальному времени, наличие резервов, гибкость учебного плана);
- гуманистичность содержания, средств, форм организации, связей и отношений, всей совокупности условий для реализации обучающимся, педагогом, другими участника образовательного процесса своей субъективной позиции;
- ценностно – смысловое единство со всеми документами, определяющими основы деятельности учреждения.
Выработанные педагогическим сообществом требования к программам фиксируются в «Положение о порядке разработки, утверждения и реализации дополнительных общеразвивающих программ».
Краткие выдержки из Положения.
Общие положения
- Программа является основополагающим документом, регулирующим
-цели, задачи и содержание образовательной деятельности;
- результаты образовательной деятельности обучающихся;
-формы и продолжительность учебных занятий;
- формы, порядок и периодичность проведения контрольных мероприятий по выявлению результатов освоения программы обучающимися;
- возрастной и количественный состав обучающихся в учебных группах по годам обучения;
-организацию образовательного процесса.
- Содержание программы должно соответствовать одной из направленностей: естественнонаучной, технической, физкультурно – спортивной, художественной, туристско – краеведческой, социально – педагогической.
- Программа должна соответствовать:
- достижениям мировой культуры, российским традициям, культурно-национальным особенностям города Москвы;
- современному уровню развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы;
- уровню образования (дошкольное, начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование);
- современным образовательным технологиям, актуальным формам и методам, разнообразным средствам обучения;
- концепции деятельности Дворца.
- Программа имеет определенный срок реализации, допустимо ежегодное обновление программ с учётом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы.
- Программа разрабатывается с учетом возрастных и психологических особенностей детей и подростков в возрастном диапазоне от 1,5 до 18 лет.
Основные характеристики программ
1. По содержанию образовательной деятельности программы классифицируются по 6-ти направленностям:
Художественная направленность включает следующие группы программ: исполнительство на музыкальных инструментах, коллективное музицирование, вокал, хоровое пение, авторская песня, театральное творчество, хореографическое искусство, художественно-литературное творчество, изобразительное искусство, декоративно-прикладное творчество, художественный дизайн.
Туристско-краеведческая направленность включает следующие группы программ: пеший, горный, водный, спортивный туризм, основы выживания в окружающей среде, ориентирование на местности, краеведение, музееведение.
Естественнонаучная направленность включает следующие группы программ: учебно-исследовательская деятельность и изучение за страницами учебника школьных дисциплин (химия, физика, биология математика, астрономия, информатика, география, природоведение), прикладная биология и экология, медицина.
Техническая направленность включает следующие группы программ: конструирование и моделирование, робототехника, компьютерные технологии.
Физкультурно-спортивная направленность включает следующие группы программ: общая физическая подготовка, спортивная подготовка по видам спорта, оздоровительная физкультура.
Социально-педагогическая направленность включает следующие группы программ: развитие дошкольников, основы педагогики, психологии, социологии; профориентация и предпрофессиональная подготовка, социализация детей и подростков, игровое конструирование.
2.По срокам и результатам освоения программы классифицируются по уровням:
К вводному уровню относятся программы, которые познакомят обучающихся с разными видами деятельности системы дополнительного образования.
Срок освоения программы – не менее 10 часов.
Результатом обучения является освоение обучающимися образовательной программы и переход на ознакомительный уровень не менее 20% обучающихся.
К ознакомительному уровню относятся программы, которые предоставляют возможность обучающимся попробовать себя в разных видах деятельности, возможность определиться с выбором направления деятельности.
Срок освоения программы – не менее 3 месяцев; время обучения – от 1 до 3 часов в неделю.
Результатом обучения является: - Овладение первоначальными знаниями в предметной деятельности. Знание основных терминов, понятий, определений, знаков и символов, составляющих содержание предметной области. Умение кратко излагать содержание предметной области. Развитие начальных навыков анализа информации предметной деятельности. Практическое создание форм моделей, конструкций, носящих творческий характер, в рамках предметной деятельности. Умение вступать в контакт, поддерживать его. - Переход на программы базового уровня не менее 25% обучающихся.
К базовому уровню относятся программы, которые дают возможность приобрести базовый минимум знаний, умений и навыков по конкретному направлению деятельности; способствуют развитию индивидуальности, личной культуры, коммуникативных способностей, детской одаренности.
Срок освоения программы – не менее 1 года; время обучения – от 3 до 5 часов в неделю и для программ, формирующих умения и навыки для учёбы, жизни и труда – от 2 до 6 часов в неделю.
Результатом обучения является: - Мотивированный выбор вида деятельности предметной области. Умение подбирать информацию и работать с ней. Умение демонстрировать способность воспроизводить материал, самостоятельно действовать, выбирать способ решения. Углубление интересов, расширение спектра специальных знаний. Освоение определённого вида деятельности на базе знаний, умений и навыков, приобретённых в процессе обучения. Умение определить и сформулировать проблему исследования, составить план её решения; выдвинуть гипотезу. Умение делать обобщения и выводы; соединять форму и замысел исследования, моделирования в законченный творческий продукт (модель, проект, альбом – книгу, художественное произведение и т.п.).
- Участие не менее 50% обучающихся в общегородских мероприятиях, включённых в утвержденный Департаментом образования города Москвы перечень; включение в число победителей и призёров общегородских мероприятий, входящих в утвержденный Департаментом образования перечень, не менее 10% обучающихся; переход на программы углублённого уровня не менее 25% обучающихся.
К углублённому уровню относятся программы, предполагающие выстраивание индивидуальной траектории дальнейшего личностного, творческого, культурного и профессионального самоопределения обучающихся; обучение в процессе участия в исследовательской, творческо– продуктивной и поисковой деятельности; развитие и профессиональное становление личности.
Срок освоения программы – не менее 2 лет; время обучения – от 4 до 8 часов в неделю. Для программ, формирующих умения и навыки для учёбы, жизни и труда срок освоения не менее 1 года, время обучения в неделю – от 2 до 8 часов.
Результатом обучения является: - Знание способов моделирования, описания и оформления продукта творческой или проектно – исследовательской деятельности. Проведение самоанализа успешности и результативности решения проблемы. Приобретение личного социального опыта, развитие трудолюбия, организованности, собранности, чувства долга, ответственности и требовательности к себе; наличие гражданской позиции; знание маршрута своего профессионального развития. - Участие не менее 80% обучающихся в общегородских мероприятиях, включённых в утвержденный Департаментом образования города Москвы перечень; включение в число победителей и призёров общегородских мероприятий, входящих в утверждённый Департаментом образования города Москвы перечень, не менее 50% обучающихся.
3.По возрастным категориям программы классифицируются следующим образом:
Для обучающихся 1,5- 18 лет – программы вводного и ознакомительного уровня.
Для обучающихся 8-18 лет – программы базового уровня
Для обучающихся 12- 18 лет – программы углублённого уровня.
4.Особенности разработки программы определяют её статус и классифицируются следующим образом:
Статус «авторские» имеют программы, созданные педагогом или группой педагогов Дворца, воплощающие принципиально новую авторскую идею в выборе цели, содержания деятельности, в методике, организации образовательного процесса. Программы имеют экспертное заключение группы специалистов или протокол жюри профессионального конкурса программ.
Статус «модифицированные» имеют программы, разработанные педагогом или группой педагогов на основе других существующих программ, сохраняющие основное содержание исходной программы при внесении незначительных изменений в организацию работы и методику.
Статус «экспериментальные» имеют программы, воплощающие принципиально новую идею в выборе цели, содержания деятельности, в методике, организации занятий и др., находящиеся в стадии апробации и реализуемые в содружестве с научными учреждениями или специальными учебными заведениями.
- По организации взаимодействия педагогов и обучающихся и особенностям субъекта учебной деятельности программы классифицируются следующим образом:
Групповые программы - в основе учебной деятельности занятия по группам обучающихся одного возраста или разновозрастные группы.
Индивидуальные программы – программы для видов творческой деятельности, где невозможно обучение в группе; специальные программы для работы с одаренными детьми и с детьми, имеющими особенности в развитии.
Студийные программы - программы содержат изучения обучающимися нескольких дисциплин; творческую деятельность, объединяющую несколько учебных групп.
Клубные программы – программы сочетают изучение учебных дисциплин; активную совместную деятельность, формирующую навыки социального взаимодействия.
Дистанционные программы- программы предусматривают обучение полностью или частично с применением электронных технологий.
2-ой принцип. Программа – документ единого образца
Педагогам предлагается макет дополнительной общеразвивающей программы с методическими комментариями, выделенными курсивом
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Направленность образовательной программы (художественная, техническая, физкультурно-спортивная, социально-педагогическая, туристско-краеведческая, естественнонаучная)
Предмет изучения (хореография, водный туризм, компьютерные технологии и т.п.)
Уровень программы (вводный, ознакомительный, базовый, углублённый)
Актуальность и педагогическая целесообразность программы
Актуальность: соответствие достижениям мировой науки и культуры, российским традициям, культурно-национальным особенностям г. Москвы
Целесообразность: зачем обществу люди, овладевшие данным видом деятельности
Актуальность и педагогическая целесообразность – это ответ на вопрос: «Почему нужно развивать именно этот вид деятельности и работать по этой программе в государственной образовательной организации?»
Отличие данной программы от существующих программ в этой области
Проанализировав имеющиеся программы (через сборники программ дополнительного образования детей, через Internet-ресурсы), сформулируйте отличия программы (в содержании, построение процесса, методическом обеспечении и т.п.)
Цель (имя существительное, прогнозируемый результат: развитие, создание, приобщение, укрепление, формирование). Подчеркнуть направленность на создание условий для развития личности ребенка, творческого самоопределения, развитие мотивации к познанию, творчеству труду и спорту, приобщение детей к общечеловеческим ценностям, профилактику асоциального поведения.
Задачи (глагол: обучить, развить, сформировать, дать представление, воспитать…)
Задачи формулировать по трем разделам:
*в обучении
*в воспитании
*в развитии
При формулировке необходимо учесть, что цель и задачи должны найти отражение в следующих разделах программы: учебно-тематическом плане и в содержании учебного курса – и, что их выполнение должно быть проверяемо - т.е. необходимо иметь методику диагностики данных умений, личностных свойств и др. Цели должны быть конкретны, важны для жизни (реалистичны), достижимы (реализуемы), проверяемы.
Характеристика детей, для которых предназначена программа.
Возраст при приеме, состояние здоровья, уровень подготовки, уровень развития способностей - общих и к данному виду деятельности, интересы, другие личностные особенности, если возможно - дифференцировать для мальчиков и девочек. Какие задачи развития (интеллекта, человека как личности и как субъекта деятельности) актуальны для данной категории детей. Необходимо отметить специфические требования к обучающимся, если коллектив член Федерации (спорта, рок-н-ролла и т.п.), творческого союза (любителей хореографического искусства, хорового пения, авторской песни …)
Организация комплектования учебных групп
собеседование, включающее прослушивание, просмотр творческих работ, выполнение упражнений, пробные занятия и др. - привести требования со ссылкой на источник, откуда они взяты, и охарактеризовать являются ли они возрастной нормой, требованиями при отборе в профессиональное учебное заведение и др.
В случаях перехода обучающихся из группы в группу, указать возможные варианты.
При необходимости включения в состав 2-го и далее годов обучения детей с определенной подготовкой, указать характерные требования к ним.
Количественный состав групп по годам обучения, обосновать (общепринятый -1 год 15, далее 12)
Срок реализации программы.
Общий срок. При необходимости указать этапы, периоды. Принцип деления (цикл, фаза).
Формы и режим учебных занятий.
Указываются: все предметы по всем годам обучения, количество часов групповых занятий в неделю и в учебный день, формы учебных занятий (мелкогрупповые занятия, индивидуальные занятия, сводные занятия, постановочная и репетиционная работа, практические выездные занятия, и т.п.)
Целесообразней оформить данный раздел в таблицу. К примеру:
Учебный предмет | Этапы обучения/ режим в неделю | ||
1 год | 2 год | 3 год | |
Групповые | |||
Классическая хореография | 2раза по 1часу | 2 по 1 часу | 1 по 2 часа |
Эстрадный танец | 1 по 2 часа | 1 по 2 часа | 2 по 2 часа |
Учебная нагрузка в режиме групповых занятий | 4 | 4 | 6 |
Внегрупповые занятия | |||
Сводная репетиция | 1 раз по 1 часу | ||
Постановочная работа | 1 раз по 1 часу | ||
индивидуальные занятия | 0,5 ч в неделю | ||
Мелкогрупповые | 0,5 ч | ||
Концертная деятельность | 2 ч в каникулярные и праздничные дни | ||
Общая нагрузка обучающегося в неделю | 4 | 7 | 8 |
Ожидаемые результаты и способы их выявления
По итогам ___года обучающийся будет
Знать:
(историю развития данного вида деятельности, специальную терминологию, представителей ведущих школ, правила и способы выполнения)
Уметь:
(делать, выполнять, составлять, применять, использовать…)
Владеть:
(навыками взаимодействия в коллективе, самостоятельного планирования и анализа своей деятельности и сверстников, способами творческой самореализации ….)
Чтобы сформировать этот раздел программы, необходимо обратиться к задачам программы и содержанию программы по годам обучения. Если в программе вы знакомили обучающихся с основными музыкальными жанрами, то обучающиеся должны знать характеристики музыкальных жанров – народная музыка, классическая музыка, духовная музыка.
Если в видах практических занятий вы обучали эскимосскому перевороту, то обучающийся должен уметь выполнять эскимосский переворот (в закрытом плавательном бассейне, на открытой воде)
Если в программе уделялось много внимания коллективной деятельности, то обучающийся должен овладеть навыками взаимодействия в группе (в малой, в возрастной, в большом коллективе взрослых и детей), способами передачи своих умений и знаний.
Обратите внимание! С каждым годом ожидаемые результаты должны соответствовать объему полученных знаний, умений; сложности, соответствующей возрастным данным обучающихся.
Формы подведения итогов освоения обучающимися программы.
Все формы итоговых мероприятий сообразны виду деятельности и возрасту обучающихся.
Вводный контроль-выявление предпосылок учебной деятельности по данной программе
Формы текущего контроля освоения программы: творческие задания, открытые занятия, тестирование, мини-конкурсы, контрольные задания, ролевые игры.
Формы итогового контроля: соревнования, смотры, творческие конкурсы, академические концерты, защита проектов и т.п)
Критерии оценки выполнения программы.
Во Дворце принята уровневая система оценки освоения программы. По объему освоения программного материала: высокий- 70-100% выполнения программы, средний-40-70%, низкий - до 40 %. Уровни формулируются и по параметрам, показывающим качество освоения программы: обучающийся освоил программу в объеме ---% при этом показывает…, способен…, овладел…
Контрольные нормативы. Используемые диагностические средства.
Необходима ссылка на источник.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
( ОТДЕЛЬНО ПО КАЖДОМУ ПРЕДМЕТУ)
__год обучения
Учебно-тематический план
N п/п | Наименование темы | Количество часов на теоретические занятия | Количество часов на практические занятия | Всего часов | |
аудиторные | внеаудиторные | ||||
Итого часов в год | |||||
Мелкогрупповые занятия | |||||
Индивидуальные занятия | |||||
Репетиционно-постановочные занятия | |||||
Сводные репетиции |
Учебно-тематический план рассчитывается на 36 учебных недель, при этом 30 дней (4 недели) попадают на школьные каникулы и государственные праздники - на это время планируем просветительскую и досуговую работу. Часы на контрольные занятия, соревнования, выступления так же закладываем в план.
Суммарное количество часов групповых занятий
Количество часов в неделю | 1 | 1.5 | 2 | 2.5 | 3 | 3.5 | 4 | 4.5 | 5 | 5.5 | 6 | 8 |
Количество часов в год | 36 | 54 | 72 | 90 | 108 | 126 | 144 | 162 | 180 | 198 | 216 | 288 |
Количество часов внегрупповых занятий проставляется из расчета на обучающего, что будет соответствовать объему содержания занятий. Например: часов мелкогрупповых занятий в неделю 1 час, групп сформировано 2 или 3, следовательно, у педагога по объему педагогических часов в неделю 2 или 3. В таблицу проставляется 1 час.
Порядок тем в таблице должен соответствовать последовательности обучения.
В графе «количество часов на практические занятия» вводятся два столбца, если есть занятия за пределами учебного кабинета.
Содержание учебного курса
Порядок и наименование тем должны соответствовать учебно-тематическому плану.
Вводное занятие
Обязательное занятие в начале каждого учебного года. Ознакомление обучающихся с программой на учебный год. Подведение итогов летних каникул. Знакомство с Правилами, Инструкциями и т.п.
Тема №__ «__________»
Теоретические знания: (о сущности данного вида деятельности, об истории предметной области, о свойствах инструментов и материалов, о человеческом организме, о психике, о производственных и межличностных отношениях, о мире вообще)
Виды практической деятельности:
В этот раздел программы вносятся все виды практических работ, выполняемые обучающимися по данной теме ( изучение, составление, разучивание, выполнение упражнения, игра и т.п.)
Среди видов практической деятельности необходимо выделить
* творческие задания, предполагающие самостоятельную постановку обучающимся общей цели деятельности или промежуточных целей, поиск путей их достижения, создание чего-то нового при отсутствии образца и указаний по выполнению *эвристические, частично-поисковые задания – поиск в указанных педагогом пределах и под его руководством.
При необходимости указать инвариантную (общую для всех) и вариативную (различающуюся в зависимости от способностей, успехов детей и др.) части содержания. Это могут быть дополнительные темы, различные задания внутри одной темы, различный репертуар, программы индивидуальной работы, варианты для групп обучающихся разной успешности или с разными интересами и т.д.
Внеаудиторные занятия: походы, практика на местности, соревнования, фестивали, концерты, пленэр, занятия - экскурсии т.п.
Текущий контроль по необходимости проводится по итогам освоения конкретной темы: контрольное задание, беседа, мини-конкурс, ролевая игра….
Тема № ____Просветительская и досуговая работа
а) Творческие дела в коллективе
б) Участие в традиционных мероприятиях, акциях ДТДиМ
в) участия в творческой деятельности с коллективами, входящими в творческие и профессиональные сообщества
Эта часть может планироваться так, чтобы эти виды образовательной деятельности приходились на периоды школьных каникул
Тема № ___Итоговые занятия
Форма и способы текущего и итогового контроля должны соответствовать содержанию деятельности, целям и задачам программы, возрастным особенностям обучающихся и предусматривать возможность увидеть продвижение каждого.
Должно быть видно, что освоенное и контролируемое содержание обучения усложняется в течение года и от года к году.
Необходимо контролировать не только специальные знания, умения и навыки, но и те, что способствуют общему развитию познавательной компетентности.
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
В этом разделе указываются условия, необходимые и достаточные для реализации программы, а не все желательные.
- Методическое обеспечение программы
Использование методик
- Перечислить на каких общепринятых методиках базируется программа
- Особенности применяемых методик (по сравнению с другими сходными коллективами), в т.ч. авторские разработки, приемы, формы
- Педагогические технологии и их применение
- Если используются упражнения - охарактеризовать их или дать ссылку на источник с указанием страницы и номера задания. То же относится к играм, конкурсам и т.д. Можно давать ссылку и на собственные разработки - приложение к программе, методический альбом и т.д.
Особенности образовательного процесса
- При необходимости описать принципы построения образовательного процесса, учебного занятия
- Описания форм учебных занятий.
Диагностические методики
- Выявление личностного развития обучающихся. Обязательно ссылки на источник.
- Контрольные нормативы
- Формы фиксации результатов освоения образовательной программы («дневник», «карта успеха», рейтинговый лист и т. п.)
Представить тематику выставочных экспозиций, репертуарный перечень, тематику исследовательских работ или проектов и т. п
Из этого раздела должно быть, среди прочего, ясно, как сам обучающийся со своими родителями при возможной помощи педагога может строить индивидуальный образовательный маршрут в данном детском объединении (или за его пределами, если что-то не сложилось).
- Организационное обеспечение
- форма детского объединения (группа, студия, клуб, мастерская и т.п)
-особенности организации детского объединения (принципы деления на учебные группы и организация их работы, объединение разных учебных групп в общей деятельности, создание временных и постоянных творческих групп, определение особого места старшим и т.д.)
- привлечение к работе родителей, бывших членов коллектив- цели, формы участия
- сотрудничество, дружеские связи с коллективами данного профиля, другими детскими коллективами, творческими и общественными объединениями - цели, формы
- Информационное обеспечение
*Литература:
-для обучающихся
-для педагогов
Перечень составляется на основании ГОСТ Р 7.0.5—2008
Образец:
Бахвалов, Н. С. Численные методы: учеб. пособие для физ.мат. специальностей вузов изд. – М. : Физматлит , 2002г. – 630 с. 30000 экз. – ISBN 5-93208-043-4
Носов, Н. Н. Приключения Незнайки и его друзей М. : ЭКСМО-пресс,2001. – 638 с., 7100 экз. – ISBN 5-04-008687-3 .
*Аудио- и видеоматериалы:
*Учебные материалы и средства обучения:
Для всех материалов этого раздела указываются выходные данные (фамилия и инициалы автора, название, место, издательство, год издания, для периодических изданий - № выпуска) или данные об изготовителе.
- Кадровое обеспечение
Сколько и каких педагогов по уровню подготовки, приверженности определенным профессиональным идеям и др. нужно для реализации программы. Как распределяются их обязанности. Наличие каких работников по должностям и с каким кругом обязанностей необходимо (концертмейстер, техник, настройщик, лаборант и т.д.). Необходимость привлечение временных специалистов(какого профиля и в каких целях)
- Материально-техническое обеспечение
Помещение:
Оборудование:
Материалы:
Инструменты:
Ежегодным приложением к программе является календарно-тематическое планирование.
Авторская программа оснащается методическими и дидактическими материалами, оформленными в Учебно-методический комплекс.
Принцип 4. Содержание программы и соотношение учебных часов
Содержание предлагаемого обучающимся образования не задается в виде закрытого, неизменного конструкта знаний, умений, навыков, способностей и личностных свойств.
Содержание образования не имеет жестких нормативных границ; постоянно меняется в конкретной области деятельности, направлении программы, в ситуации совместного корреспондирующего целеполагания и диалога; зависит от динамики интересов и мотивации участников, возраста, реальных возможностей и индивидуального выбора.
Принципиально важно, что содержание учебного курса подразделяется на теоретические знания и виды практической деятельности, соотношение которых в часах 1:3.
Принимая во внимание, что образовательная программа по своим задачам содержит педагогическую деятельность, направленную на развитие личности обучающихся и воспитания её. В содержание образовательного процесс вводится Просветительская и досуговая деятельность
В ходе образовательного процесса во Дворце взаимодействие педагогов и детей может осуществляться как в форме совместной деятельности, спланированной на определенный период (по образовательной программе детского объединения), так и в рамках отдельных мероприятий, которые используются педагогом для обеспечения непрерывности образовательного процесса.
Взаимодействия (в ходе этих мероприятий) могут служить отправной точкой для внутренней деятельности обучающихся по определению его отношения к окружающему миру и к самому себе, по осуществлению нравственного выбора, по принятию каких либо важных решений; либо способом осмысления ранее полученных представлений.
Именно поэтому рассматриваем досугово- просветительскую деятельность как часть образовательного процесса и выстраиваем последовательность досугово- просветительских мероприятий в логике общих программ, акций, мероприятий Дворца.
Важным компонентом этой деятельности является воспитание культуры поведения, зрительской, слушательской, исполнительской культуры, культуры общения.
Многолетняя практика показывает, что данная работа логично может проводится педагогом в период школьных каникул: учебные занятия проходят с изменениями состава обучающихся из-за нового режима семьи и школы, значит снижена их эффективность; и ещё, чисто психологически и физиологически ребенку нужно менять темп, ритм, виды учебной работы.
Принцип 5. Сопоставимость результатов освоения программы
В каждой программе выделены ожидаемые результаты по годам обучения и по программе в целом и каждый педагог определяет способы выявления этих результатов с учетом особенностей содержания программы и возраста обучающихся.
Из результатов реализации каждой программы складывается результат всего коллектива учреждения. Следовательно, необходимо выработать единую систему параметров, критериев и оценочной шкалы.
Система Мониторинга образовательных результатов включает в себя ниже обозначенные показатели.
1.МОНИТОРИНГ ПРЕДМЕТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Параметры и критерии мониторинга:
- Уровень освоения воспитанниками содержания предмета, области или направления деятельности, предложенного педагогом и определенного в образовательной программе.
Способы оценки освоения обучающимися учебной программы осуществляются в соответствии с особенностями и творческой направленностью программы. Оценочная шкала определяется педагогом. Полученные результаты по итогам учебного года трансформируются в единую шкалу Дворца по уровням освоения программы :
«высокий» - обучающийся освоил более 70% программного материла и показывает творческое применение полученных знаний и умений в самостоятельной деятельности.
«средний»- обучающийся освоил более 40% программного материала , умеет применить полученные знания и умения.
«низкий»- обучающийся освоил менее 40% программного материла, способен применять полученные знания и умения только с помощью педагога.
2. Уровень освоения обучающимися ключевых компетентностей
Образовательной программой могут быть выделены те ключевые компетентности, формированию которых способствует образовательная деятельность с учетом образовательной области и предмета деятельности, с ориентацией на возрастную ступень обучения.
С точки зрения вклада в формирование ключевых компетентностей в учреждении в целом анализу подвергаются следующие компетентности и их параметры:
- социальная компетентность
-уважение к людям
-самостоятельность
-готовность преодолевать трудности
-готовность принимать на себя ответственность
-инициативность
- коммуникативная компетентность
-культура речи
-способность обратиться за помощью
-умение контролировать свои эмоции
-готовность к разрешению конфликта
-способность договариваться в группе
- познавательная компетентность
-способность воспринимать информацию
-способность формулировать свою мысль
-умение задавать вопрос
-способность анализировать и делать выводы
-любознательность.
Методом педагогического наблюдения оценивается степень проявления того или иного параметра компетентности (качество, способность, умения) по следующей шкале:
«+» - проявляется у обучающегося в полной мере
«-» - проявляется у обучающегося слабо, отсутствует.
3. Уровень устойчивости интереса обучающихся к предмету, к предлагаемой деятельности или коллективу.
- сохранность контингента обучающихся
«высокий уровень» сохранность в пределах всего цикла обучения 70-100%, за период учебного года 90% - 100%
«средний уровень» сохранность в пределах всего цикла обучения 50-60%, за период учебного года 70%- 90%
«низкий уровень» сохранность в пределах всего цикла обучения менее 50%, за период учебного года менее 70%
- наличие положительных мотивов посещения занятий, осознание необходимости занятия для себя.
Выявляется путем наблюдений педагога, бесед с обучающимися.
4. Творческие достижения обучающихся, как итог освоения образовательной программы.
- степень творческих достижений ( Международный, Федеральный, городской, окружной, районный статус)
- количественные показатели участия в творческих конкурсах, соревнованиях.
В качестве отдаленных результатов образовательной деятельности исследуются и фиксируются «линий жизни», успехи, профессиональные и личностные достижения выпускников.
2.МОНИТОРИНГ КОЛЛЕКТИВНОЙ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
- Уровень социально-творческой активности обучающихся.
Выявление позиции, отношения, желания обучающихся в различных видах деятельности: традиционных делах, комплексных программах Дворца.
Критериальный ряд выстраивается в соответствии с позицией детского объединения к совместной деятельности: участник - активный участник - организатор. Суммарным показателем становится рейтинг детского объединения.
- Уровень сформированности детского коллектива
Взаимодействие на уровне учебной группы, объединения, коллектива.
Характер отношений между педагогом, обучающимися, каждым отдельным человеком коллектива, характер ориентаций и мотивов каждого ребёнка и всего коллектива в целом, состояние микроклимата в коллективе
- Наличие коллективных традиций
Перечень, проводимых ежегодно мероприятий в коллективе, позволяет выявить наличие традиций, сменяемость и возникновение новых форм деятельности коллектива.
3.МОНИТОРИНГ ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ
Выделяем два аспекта диагностики: во-первых, это оценка имеющегося потенциала обучающегося (первичная диагностика). С этой точки зрения диагностика дает нам основания для прогноза развития. Во-вторых, диагностика фиксирует сегодняшнее состояние развития, и в этом смысле дает возможность оценить результаты развития личности.
В образовательной программе представляется психолого-педагогическое сопровождение обучающегося в образовательном процессе, учитывающее специфику вида деятельности и возрастные особенности.
Системному изучению рекомендованы 4 направления
1.Исследование психологических свойств и состояний личности:
-Изучение личностных особенностей
-Выявление степени комфорта ребенка в типичных для него жизненных ситуациях, расчет энергетического баланса организма и показателя суммарного отклонения от нормы психологического благополучия
-Определение мотивационных предпочтений
-Определение направленности личности (направленность на себя, на общение, на дело)
-Выявление особенностей темперамента
-Определение уровня самооценки
2.Изучение межличностных отношений:
-Диагностика эмоциональных связей между членами группы
-Изучение стиля и структуры межличностных отношений и их особенностей, представлений о себе, своем идеальном «Я», отношения к самому себе, выявление зон конфликтов
-Изучение психологического климата
-Определение индекса групповой сплоченности
3.Изучение воображения и креативности:
-Изучение творческого воображения
-Определение беглости гибкости, оригинальности мышления
-Определение уровня развития дивергентного мышления
-Определение особенностей творческого воображения
4.Определение уровня развития познавательных процессов (память, мышление, внимание):
-Изучение кратковременной памяти
-Изучение кратковременной зрительной памяти
-Оценка состояния памяти, утомляемости, активности внимания
-Исследование особенностей опосредованного запоминания и его продуктивности, а также характера мыслительной деятельности, уровня формирования понятийного мышления
-Определение индивидуальных особенностей памяти (слуховое, зрительное, моторно-слуховое, комбинированное восприятие)
-Исследование степени концентрации и устойчивости внимания
-Оценка объема внимания
Критерии определяются диагностическими методиками. Суммарным итогом развитости личностных свойств и качеств обучающихся является показатель, полученный путем исчисления первоначального значения к итоговому.
В целом по детскому коллективу в Информационную карту мониторинга вносятся процентные или числовые показатели положительной динамики или стабильности.
Принцип 6. Объективность оценки программы
Для координации всех действий с программами создается постоянно действующая Программно-методическая комиссия- орган общественного управления, которому педагогический коллектив, администрация делегируют следующие полномочия:
- определяет содержание программирования образовательной деятельности на учебный год и в соответствии с этим планирует свою работу;
- рассматривает и утверждает программы, учебные планы, методическое обеспечение программ;
- на основе имеющейся систематизации квалифицирует представленные на ее рассмотрение программы, определяет их образовательную направленность, уровень освоения;
-организует экспертизу предложенных программ;
-дает заключения по реализации программ, представляемых на различные конкурсы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация образовательной деятельности в ДОУ в соответствии с образовательной программой
С введением федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы ДОУ педагогам практикам необходимо пересмотреть организацию образовательной деятельности....
Интегрированная образовательная деятельность в ДОУ для детей старшего дошкольного возраста по образовательным областям: социализация, коммуникация и музыка "МАМИН ДЕНЬ"
Ничего нет на свете чудесней И сильней материнской любви С чем сравнить её? Может быть, с песней Что поют на заре соловьи?...
Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по освоению образовательной области "Коммуникация" и коррекционному направлению в индивидуальной форме
.В конспекте описывается работа по развитию речи и слухового восприятия детей с нарушениями слуха с использованием сурдологопедического тренажера "Дэльфа-130"....
КОНСПЕКТ интегрированной непосредственно-образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Поздняя осень» КОНСПЕКТ интегрированной непосредственно-образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Поздняя осень
Интегрированное занятие "Поздняя осень". Использовался как открытое занятие в ДОУ со старшее группой....
Конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе № 4 компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития Образовательная деятельность: коммуникация Раздел: развитие речи Тема «Перелётные птицы»
конспект итоговой НОД составлен для детей старшей группы, имеющих задержку психического развития. к конспекту прилагается презентация с дидактическими играми, которые можно использовать как вне заняти...
Дополнительная общеразвивающая образовательная программа по математике в рамках федерального проекта «Развитие и распространение лучшего опыта в сфере формирования цифровых навыков образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность п
Дополнительная общеразвивающая образовательная программа по математике в рамках федерального проекта «Развитие и распространение лучшего опыта в сфере формирования цифровых навыков образовательн...