ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ НАПРАВЛЕНИЮ
рабочая программа

Козлова Анна Алексеевна

Духовно-нравственное воспитание является неотъемлемой частью общего учебно-воспитательного процесса, осуществляемого в системе отечественного образования.  Программа направлена на системный подход к формированию гражданской позиции учащегося, создание условий для его самопознания и самовоспитания. При этом важно использовать педагогический потенциал социального окружения, помочь учащимся освоить общественно-исторический опыт путем вхождения в социальную среду, выработать свой индивидуальный жизненный опыт.

Новизна  программы заключается в  формировании духовно-нравственных ценностей учащихся в процессе знакомства с календарно-обрядовыми праздниками посредством изучения русских народных танцев.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Отдел образования администрации Первомайского района Тамбовской области

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Дом детского творчества» Первомайского района Тамбовской области

Рассмотрено

на заседании педагогического совета

от _________________20___г.

Протокол №_____  

Утверждаю

Директор МБОУ ДО

«Дом детского творчества»

________________ Н.А. Павлова

Приказ № ___   от __________20 __г.

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

творческого объединения «Современные и народные  танцы»

ПО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ НАПРАВЛЕНИЮ

 «Культура моего народа»

Возраст учащихся: 7-13 лет

Срок реализации: 3 года

Автор-составитель:

 Козлова Анна Алексеевна

педагог дополнительного образования

р. п. Первомайский, 2016


Пояснительная записка

Духовно-нравственное воспитание является неотъемлемой частью общего учебно-воспитательного процесса, осуществляемого в системе отечественного образования. Традиционная педагогика считает необходимым целенаправленное развитие у человека таких проявлений духовности, как доброта, любовь, уважение к другим людям, сострадание, сочувствие. Под духовно-нравственным воспитанием понимается  передача детям тех знаний, которые формируют их нравственность на основе традиционной для Отечества духовности, формирование опыта поведения и жизнедеятельности на базе духовно-нравственных ценностей. Особую значимость приобретает возрождение традиций русской семьи, основанных на любви, нравственности и взаимном уважении ее членов.

Данная программа составлена на основе ФГОС НОО и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. В программу выборочно включены материалы программы курса «Я - гражданин России» (С.В. Сабина), материалы программы факультатива «Праздники, традиции и ремесла народов России» из сборника программ внеурочной деятельности под ред. Н.Ф. Виноградовой.

Программа направлена на системный подход к формированию гражданской позиции учащегося, создание условий для его самопознания и самовоспитания. При этом важно использовать педагогический потенциал социального окружения, помочь учащимся освоить общественно-исторический опыт путем вхождения в социальную среду, выработать свой индивидуальный жизненный опыт.

Данная программа актуальна  в связи с тем, что в настоящее время национальным приоритетом, важнейшей национальной задачей является укрепление духовности и нравственности, развитие национальной культуры.

Культура выражает совокупность знаний, идеалов, духовного опыта народа на многовековом пути становления общества.  На протяжении многотысячелетней истории развития русского народа, на основе народных обычаев складывалось понимание духовности, почитание памяти предков, чувство коллективизма, любви к миру, природе. Нравственные корни русского народа берут свое начало в глубокой древности. Знание своих исторических и культурных корней воспитывает в человеке гордость прошлым своей Родины, патриотизм, чувство ответственности, долга перед государством и семьей.

Обновление духовной жизни общества пробудило интерес людей к  былым обрядам и обычаям, к сути христианского народного календаря, к истинно народным праздникам.

Новизна  программы заключается в  формировании духовно-нравственных ценностей учащихся в процессе знакомства с календарно-обрядовыми праздниками посредством изучения русских народных танцев.

 Народные календарные праздники и обряды – это коллективные действа. Педагогическая ценность народного календарного обряда состоит еще и в том, что он сохраняет традицию игры взрослых и детей. В календарном празднике принимают участие все, и каждому  отводится свое место и своя роль. Детские календарно-обрядовые игры подразумевают участие в них и взрослых. Использование принципов организации народного действа на православных праздниках в учреждениях дополнительного образования  помогает объединить семью и данное учреждение в единое воспитательное  пространство. Праздник, в котором и дети, и взрослые являются активными участниками, обретает воспитательную и развивающую направленность.

Цель программы: способствовать формированию духовно-нравственных ценностей учащихся посредством изучения народных танцев.

Для достижения цели реализуются следующие задачи:

- воспитание ценностного отношения к своему национальному языку и культуре;

- развитие навыков сотрудничества с педагогом, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем для достижения общей цели;

- развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания других людей, сопереживания им;

- формирование у учащихся  уважительного отношения к старшим и младшим;

- формирование представления о семейных ценностях и уважения к ним;

- знакомство учащихся с культурно-историческими и этническими традициями России;

 - расширение  кругозора учащихся;

- приобщение  к культурным традициям своего народа, общечеловеческим ценностям в условиях многонационального государства.

Ценностные ориентиры:  

  • Любовь к России, к своему народу, свобода и ответственность, доверие к людям;
  • Справедливость, милосердие, честь, достоинство, толерантность;
  • Долг перед старшим поколением, семьей, почитание родителей, забота о старших и младших;
  • труд и творчество,
  • красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, эстетическое и этическое развитие, художественное творчество;

Принципы организации внеурочной деятельности: 

  • Принцип гуманизма определяет общий характер отношений педагога и учащихся. Согласно данному принципу, учащийся является главной ценностью, выступая в качестве активно действующего лица во взаимодействии с педагогом, субъекта этой деятельности со своим внутренним миром, интересами, потребностями. Способностями, возможностями  и особенностями.
  • Принцип демократизма реализуется через развитую систему самоуправления, в которую вовлекаются прежде всего учащиеся, а также педагоги, родители. Развитие ученического самоуправления является главным средством развития демократии и социализации личности учащегося.
  • Принцип деятельностного подхода предполагает включение каждого ребенка в различные виды деятельности.
  • Принцип сотрудничества реализуется во всех видах внеурочной деятельности и заключается в совместной педагогической работе образовательного учреждения, семьи и других институтов общества.
  • Принцип открытости и диалогичности. Принцип  открытости предусматривает включение во внеурочную деятельность таких внешних факторов, как природная, социокультурная, образовательная, информационная среда.

Особенности реализации программы. Программа реализуется в постоянном взаимодействии и тесном сотрудничестве с семьями учащихся, воскресной школой, общеобразовательной школой, библиотекой, краеведческим музеем.

Место курса в учебном плане. Данная программа рассчитана на детей младшего и среднего школьного возраста на 3 года.

Количество учебных недель – 36.

Продолжительность и численность занятий определяется из расчета 1 час в неделю:

1 год обучения – 34 ч

2 год обучения – 36ч

3 год обучения – 36ч

Занятия проводятся 1 раз в неделю по 35-40 минут с учетом возрастных особенностей учащихся.

Группа может формироваться по разновозрастному принципу.

Формы организации внеурочной деятельности:

  • Коллективная
  • Групповая
  • Индивидуальная

Формы занятий:

  • Интерактивные занятия (по форме проведения – «игры-путешествия» или «игры-открытия»),
  • Предпраздничные посиделки
  • Встречи с интересными людьми
  • Конкурсы
  • Викторины
  • Показательные выступления
  • Творческая  и игровая деятельность
  • Праздники
  • Экскурсии.

Виды и формы контроля ЗУН учащихся

Входной контроль  - собеседование, анкетирование;

Текущий контроль – беседа в форме «вопрос-ответ»; конкурсные программы, тестирование, концертная деятельность;

Итоговый контроль – зачетная работа по теме, участие в конкурсах, концертная деятельность, разработка и защита творческих прроектов;

Тематический контроль;

Фронтальный;

Индивидуальный.

Формы контроля и подведения итогов реализации программы.

Оценка качества реализации программы включает в себя вводный, промежуточный и  итоговый контроль.

Начальная диагностика – определение исходного уровня знания, умений и личностных качеств. Проводится в  начале первого года обучения.

Промежуточная аттестация проводится в конце первого и второго года обучения с целью определения уровня усвоения программного материала.

Итоговая аттестация  проводится в конце третьего года обучения  с целью определения уровня усвоения программного материала, результативности работы по прохождению программного материала, сформированности личностных качеств учащихся.

Специфика использования при реализации данной программы фольклорного материала, методы освоения фольклорного творчества позволяют проводить учебные занятия в форме посиделок, обрядовых действий и обычаев, праздников, концертов. Эти формы используются на итоговых занятиях.

Планируемые результаты освоения программы.

Первый уровень результатов – приобретение учащимися социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.д.). Для достижения данного уровня результатов необходимо взаимодействие учащегося с педагогом как  носителем положительного социального знания и повседневного опыта.

Второй уровень результатов – получение учащимися переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения  к социальной реальности. Для достижения данного уровня результатов большое значение имеет  взаимодействие учащихся в защищенной, дружественной среде (группа, образовательное учреждение), в которой они получат первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний.

Третий уровень результатов – получение учащимися опыта самостоятельного общественного действия.  Для достижения данного уровня результатов необходимо взаимодействие учащихся с представителями различных социальных субъектов за пределами группы и учреждения, в открытой общественной среде.

С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты.

В результате освоения программного материала по внеурочной деятельности учащиеся должны:

знать:

- жанры детского фольклора (потешки, игровые и колыбельные песни, сказки, поговорки, заклички, считалки, загадки, частушки);

- традиции православных праздников (Рождество, Пасха, Крещение и  др.);

- элементы русских народных танцев («змейка», «воротца», притоп и пр.);

- календарные православные и светские праздники (такие как: Покров, Масленица, 8 марта, 9 мая и др.)

Уметь:

- грамотно работать с музыкальным материалом;

- участвовать в фольклорных конкурсах и мероприятиях;

- пропагандировать народные традиции в молодежной среде

- использовать полученные знания, умения и навыки в повседневной жизнедеятельности.

К результатам освоения программы также относятся:

Личностные результаты:

  • Формирование основ нравственного самосознания личности (совести),
  • Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
  • Формирование способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора.

Метапредметными результатами   являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

Обучающийся научится:

  • понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;
  • осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности

Познавательные УУД:

Обучающийся научится:

  • понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;
  • проявлять индивидуальные творческие способности.

Коммуникативные УУД:

Обучающийся научится:

  • работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных;
  • обращаться за помощью;
  • слушать собеседника;
  • договариваться и приходить к общему решению;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Предметные результаты:

  • Понимание значения нравственности в жизни человека и общества,
  • Формирование первоначальных представлений о народных традициях, их роли  в культуре и истории и современности России.

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Для реализации  программы необходимо:

  • светлое просторное помещение  (актовый/спортивный зал)
  • музыкальная аппаратура, аудио записи;
  • видео материалы;
  • DVD диски (с аудио и видео материалами);
  • компьютер;
  • проектор;
  • экран;
  • сменная обувь;
  • костюмы для выступлений (платья, сарафаны, кофты, юбки, топы).

При проведении мероприятий вне учреждения учитывается степень практичности и безопасности места проведения мероприятия (парковая зона/игровая площадка).

Кадровое обеспечение

Педагог, работающий по данной программе должен иметь базовое профессиональное образование и необходимую квалификацию, быть способным к инновационной профессиональной деятельности, обладать необходимым уровнем методологической культуры и сформированной готовностью к непрерывному образованию в течение всей жизни, должен знать возрастные особенности детей.

Санитарно-гигиенические требования

Занятия проводятся в кабинете (актовом или спортивном зале), соответствующем требованиям ТБ, пожарной безопасности, санитарным нормам. Кабинет (зал) должен иметь хорошее освещение и периодически проветриваться. В наличии должны быть: зеркала, станок, раздевалка, аптечка с медикаментами для оказания первой медицинской помощи.

Дидактическое обеспечение

В процессе работы по настоящей Программе используются информационно-методические материалы:

  • подборка информационной и справочной  литературы;
  • сценарии массовых мероприятий и игровых занятий для досуга учащихся;
  • диагностические методики для  определения уровня знаний, умений и творческих способностей детей.

Учебный план 1 год

№ п/п

Наименование разделов и тем

Количество часов 34

Теор.

Практ.

Всего.

Вводное занятие

1

1

1.

Россия – Родина моя

9

1.1

Особенности России

1

1

1.2

Как жили наши предки

1

1

1.3

Фольклор - творчество народов России

3

3

1.4

Праздники: светские и православные

1

3

4

2.

Семья  - как много в этом слове

7

2.1

Маленькое государство «Семь-Я»

1

1

2.2

Я и моя семья.

4

4

2.3

Мой семейный альбом.

2

2

3.

Человек – это звучит гордо

9

3.1

Мы все такие разные

1

1

2

3.2

Что я знаю о себе? Что я знаю о другом?

3

3

3.2.3

Ручейки добра

1

1

3.3

 Дружба - это чудо!

3

3

4.

Этика и эстетика

8

4.1

«Что такое хорошо и что такое плохо»

1

1

4.2

Сказка ложь, да в ней намек…»

1

1

4.3

Этикет: всегда и везде.

1

5

7

Всего:

7

27

34

Краткое содержание изучаемого материала 1 года обучения.

Вводное занятие.

«Мир, в котором я живу» - беседа.

Россия – Родина моя. 9 ч

 Особенности России.

Как жили наши предки.

Фольклор – творчество народов России. 3ч.

Устное народное творчество.

Народная хореография: хороводы (игры-хороводы, хороводы-действа), пляски (парные, переплясы, кадриль).

Праздники: светские и православные. 4ч.

Древние праздники, пришедшие к нам от восточных славян, связанные с  земледелием, народным календарем.

Сочетание языческих и христианских праздников. Обычаи и обряды в проведении праздников. Роль традиций.

Современные календарные праздники: история возникновения памятных дат.

Праздники профессий: профессии моих родителей.

Семья – как много в этом слове. 7ч.

 Маленькое государство «Семь - Я»

Я и моя семья. 4ч.

(Проведение праздников и мероприятий, посвященных семейной тематике)

 Правила семейных отношений. «Моя роль в семье».  «Традиции моей семьи». «Мама, папа, я – дружная семья», «Моя будущая семья».

 Мой семейный альбом. 2ч

Проведение конкурса  семейных презентаций «будни и праздники моей семьи». Конкурс рисунков детей с последующим обсуждением на семейном мероприятии  «Моя семья: как я ее вижу».

Человек – это звучит гордо. 9ч.

 Мы все такие разные.2ч.

 Человек – самое необычное существо на Земле.

Сходства и отличия каждого из нас: внешность, характер, способности

 Что я знаю о себе? Что я знаю о другом?3ч.

«Мир моих увлечений».

«Цветик-семицветик: урок милосердия и добра».  «Ручейки добра».

 Дружба - это чудо!3ч.

 «Друг, приятель, товарищ»

«Если друг оказался вдруг…»

«Один за всех и все за одного!»

Этика и эстетика. 9ч.

«Что такое хорошо и что такое плохо…»

«Сказка ложь, да в ней намек…»

Этикет всегда и везде. 6ч.

Правила хорошего тона. «Если хочешь быть здоров…». «Гость: вы или у вас». «Давайте, поговорим». «Искусство одеваться», «Рыцарский турнир».


Учебно-тематическое планирование

1 год

№п/п

Тема

Основное содержание занятия

Кол-во часов

Формы и методы работы

Вид деятельности

Виды контроля

Примечание

Вводное занятие

«Мир, в котором я живу»

1

групповая

Беседа

Особенности России

Географическое положение, население, национальности, расы, религия.

1

Групповая работа

Интернет-экскурсия

презентация

Познавательно-исследовательская

Тематический

Как жили наши предки

Знакомство с русской избой (хоромы, палаты, терем), национальная одежда, быт.

1

Групповая

Презентация

театрализация

Познавательно –исследовательская

Беседа

Тематический

Устное народное творчество

сказки и сказания, былины, предания, потешки, пословицы, поговорки, загадки, считалки. Песни.

1

Групповая работа

Игра

Текущий

Народная хореография

Хороводы, пляски

2

Разучивание танцев

Продуктивная

Тематический

Сочетание светских, языческих и православных праздников

Праздники пришедшие к нам от восточных славян, связанные с земледелием, народным календарем

1

Беседа

Познавательно-исследовательская

Тематический

Православный календарь

Знакомство главными православными праздниками: Покров, Рождество, Пасха, Крещение

1

Групповая работа

Участие в празднике Покров» Первом. средн. общеобр. школы (ПСОШ)

Тематический

Привлечение педагогов Воскресной школы

Современные календарные праздники

Беседа о современных праздниках.

1

Групповая работа

Праздник

Участие в празднике ДДТ «Новогодние чудеса»

Текущий

Праздники профессий

Беседа о профессиях родителей обучающихся

1

Групповая работа

Игра «Моя будущая профессия»

Тематический

Маленькое государство «Семь-Я»

Формирование положительного отношения к семье и ее ценностям

1

Групповая работа

Игры-импровизации

Тематический

Моя роль в семье

Подведение детей к мысли о необходимости помогать старшим и заботится о младших членах семьи

1

Игровая

Ролевые игры

Тематический

Традиции моей семьи

Изучение традиций своей семьи, формирование ценностного отношения к  членам своей семьи

1

Групповая работа

Театрализация

Мама, папа, я – дружная семья

Вовлечение всех членов семьи в спортивно-оздоровительные мероприятия

1

Конкурс

Конкурсное спортивно-оздоровительное мероприятие

Привлечение родителей к участию в жизни коллектива

Моя будущая семья

Формирование у детей положительной системы духовно-нравственных ценностей, основанных на уважении к семье и ее традициям

1

Игровая коллективная деятельность

Беседа с элементами игры

Будни и праздники моей семьи

Изучение семейных традиций, совместного времяпровождения

1

Семейный конкурс

Конкурс семейной презентации

Моя семья: как я ее вижу

 Воспитание взаимоуважения членов семьи

1

Конкурс

Конкурс рисунков детей

Фронтальный

Человек – самое необычное существо на Земле

Формирование понимания учащимися ценности человеческой жизни

1

Презентация обсуждение

Образовательные ситуации

Тематический

Сходства и отличия каждого из нас

Формирование начальных знаний о принадлежности человека расе, национальности; характер привычки человека.

1

Игра

Игры-импровизации

Мир моих увлечений

Организация досуга. Виды досуговой деятельности дома и вне его.

1

Презентация

Групповая работа

Презентации увлечений обучающихся

Цветик - семицветик: урок милосердия и добра

Беседа о детях с ограниченными возможностями здоровья

1

Групповая работа

Театрализация

Фронтальный

«Ручейки добра»

Беседа о детях с ограниченными возможностями здоровья

1

Праздник

Участие в мероприятии ДДТ  

Друг, приятель, товарищ.

Понятие и проявление дружбы. Роль доверия в укреплении дружбы

1

Игра

Игры-импровизации

Тематический

Если друг оказался вдруг…

Качества настоящего друга и их проявление в повседневных отношениях

1

Игра

Ролевые игры

Один за всех и все за одного!

Формирование представления о    порядочности, справедливости, ответственности

1

Групповая работа

Конкурс

соревнование

Тематический

Этика и эстетика

Формирование понятий этика нравственность (мораль), эстетика

1

Презентация

Познавательно-исследовательская

Тематический

«Что такое хорошо и что такое плохо»

Формирование понятий о нравственном поведении  

1

Образовательные ситуации

Познавательно-исследовательская

Сказка ложь, да в ней намек…»

Тема Добра и зла в русских народных сказках, былинах

1

Игра

Игры-импровизации

Этикет: всегда и везде.

Нормы этикета, их развитие и совершенствование. Современные правила поведения

1

Игра

Игры-импровизации

Ролевые игры

Тематический

Правила хорошего тона

Понятие вежливость, уважение. Отношение к недостаткам и слабостям людей.

1

Групповая работа

Театрализация  отдельных ситуаций

Тематический

Если хочешь быть здоров…

Формирование осознанного отношения обучающихся к своему здоровью

1

Групповая работа

 Спортивно-оздоровительное мероприятие

Тематический

Гость: вы или у вас.

Правила приема гостей. Правила поведения в гостях. Правила поведения за столом

1

Игра

Игры - импровизации

театрализация

Фронтальный

Давайте, поговорим.

 Формирование навыков правильного общения со сверстниками, со старшим поколением

1

Наглядный метод

Театрализация образовательных ситуаций

Тематический

Искусство одеваться

Формирование понятия о норме внешнего вида. Одежда для дома, одежда для отдыха, одежда для улицы, одежда  для праздника

1

Наглядный метод

игра

Соревнование

Рыцарский турнир

Правила дружбы, доброжелательность в коллективе, правила взаимоотношения со сверстниками

1

Групповая работа

Соревнование

Фронтальный


Учебный план 2 год

№ п/п

Наименование разделов и тем

Количество часов 36

Теор.

Практ.

Всего.

Вводное занятие

1

1

1

Я  - гражданин России

12

1.1

Россия: прошлое, настоящее, будущее

1

1

1.2

Край родной – Тамбовщина

2

2

1.3

Герои России: из былин в наши дни

2

2

1.4

Духовное  наследие предков

2

5

7

2

Моя семья – моя крепость

5

2.1

Культура семейных отношений

1

1

2.2

Семейные ценности

1

1

2.3

Семейные традиции

1

1

2.4

Семейный очаг

1

1

2.5

«Мой ребенок» (семейная игра)

1

1

3

Учимся жить среди людей

6

3.1

Если добрый ты - это хорошо..

1

1

2

3.2

«Твори добро»

2

1

3.3

Дари свое сердце людям

1

1

3.4

«Руку дружбы протяни»

1

1

4.

Этика  и эстетика

12

4.1

Культура человека

3

3

4.2

Культура общества

2

2

4.3

Культура общения

1

1

4.4

Выразительные средства общения

1

1

4.5

Повседневный и праздничный этикет

1

1

4.6

Культура досуга

1

1

4.7

Эстетика в жизни человека

1

1

4.8

Что такое красота?

1

1

4.9

Эстетика отношений

1

1

Всего:

6

30

36


Краткое содержание изучаемого материала 2 года обучения.

Я – гражданин России 13ч.

Россия: прошлое настоящее, будущее.

Край родной – Тамбовщина. 2ч.

Моя малая родина. Великие люди Тамбовщины.

Герои России: из былин в наши дни. 2ч.

Три богатыря и Ко. «Во имя жизни на земле».

Духовное наследие предков. 8ч

Знакомство с основными православными праздниками.

Покров. Рождество. Крещение («Крещенский вечерок»). Масленица. Пасха.

Моя семья – моя крепость. 5ч.

Культура семейных отношений. Семейные ценности. Семейные традиции. Семейный очаг. Семейная игра «Мой ребенок».

Учимся жить среди людей. 6ч.

«Если добрый ты – это хорошо…».

«Твори добро» - беседа и участие (с согласия родителей и при их участии) а благотворительной акции «ДОБРО» или «ПОДАРИ ЖИЗНЬ».

«Дари свое сердце людям». «Руку дружбы протяни».

Этика и эстетика. 12ч.

Культура человека. 3ч.

Культура личности. Культура поведения. Нравственные качества личности.

Культура общества. 2ч.

Традиции предков – основа нравственности. Культура духовная и  материальная.

Культура общения.

Выразительные средства общения.

Повседневный и праздничный этикет.

Культура досуга.

Эстетика в жизни человека.

«Что такое красота?»

Эстетика отношений.


Учебно-тематическое планирование

2 год

№п/п

Тема

Основное содержание занятия

Кол-во часов

Формы и методы работы

Вид деятельности

Виды контроля

Примечание

Россия: прошлое, настоящее, будущее

Формировании гражданского отношения к Отечеству

1

Игра

Сюжетно-ролевые игры гражданского и патриотического содержания

Тематический

Моя малая родина

Формирование патриотизма, представления о малой и большой Родине

1

Презентация

Познавательно-исследовательская

Тематический

Великие люди Тамбовщины

Знакомство с биографией знаменитых деятелей Тамбовской области

1

Презентация

Экскурсия

Познавательно-исследовательская

Тематический

Привлечение работников музея, библиотеки

Три богатыря и Ко

Развитие гордости за героическое прошлое Отечества

1

Презентация

игра

Игры-импровизации

«Во имя жизни на Земле»

Формирование уважительного отношения к защитникам Отечества

1

Групповая работа

Встреча с ветеранами,

Участие в мероприятиях  (23 февраля / 9 мая)

Покров

Православный праздник «Покров пресвятой Богородицы»

1,5

Групповая

Участие в празднике ПСОШ «Покров»

Тематический

Привлечение учителей воскресной школы

Рождество

Православный праздник «Рождество Христово»

1,5

Групповая

Участие в празднике ПСОШ, Региональном фестивале

Тематический

Привлечение учителей воскресной школы

Крещенский вечерок

Православный праздник «Крещение»

1,5

Групповая

Участие в конкурсной программе

Тематический

Привлечение учителей воскресной школы

Масленица

Масленица. Прощеное воскресенье

1,5

Групповая

Участие в районном празднике Проводы русской зимы

Тематический

Привлечение учителей воскресной школы

Пасха

Православный праздник «Светлое Христово воскресение»

1,5

Групповая работа

Участие в празднике ПСОШ, региональном и районном фестивале

Тематический

Привлечение учителей воскресной школы

Культура семейных отношений

Расширение знаний  о функциях семьи, её значении в жизни каждого человека

1

Игра

Игровые образовательные ситуации

Тематический

Семейные ценности

Формирование представлений о семейных ценностях

1

Конкурс

Конкурс семейных презентаций

Семейные традиции

Расширение опыта позитивных взаимоотношений в семье. Семейные праздники

1

Конкурс

Конкурс презентации творческих или иных достижений своей семьи

Семейный очаг

Формирование уважения к членам семьи, воспитание семьянина, любящего своих родителей

1

Игра

Ролевые игры

Фронтальный

«Мой ребенок» (семейная игра)

Формирование основ здорового образа жизни. Сплочение детей и родителей

1

Соревнование

 Семейная игра

Вовлечение родителей в жизнь творческого коллектива

Если добрый ты - это хорошо..

Необдуманные поступки и из последствия. Умение прощать  начало доброго отношения к людям

2

Игра

Игровые образовательные ситуации

Тематический

«Твори добро»

Благотворительность и ее виды.

2

Участие в благотворительных акциях «Добро», «Подари жизнь»

Участие в акциях с согласия родителей и /или совместно с родителями

Дари свое сердце людям

Благожелательность. Бескорыстная помощь людям нуждающимся в ней. Повседневные проявления доброты

1

Групповая работа

Игра

Ролевые игры

«Руку дружбы протяни»

Люди (дети) с ограниченными возможностями здоровья

1

Праздник

Участие в празднике-концерте ДДТ для детей с огр. возм. здоровья

Фронтальный

Культура личности

1

Культура поведения

Культура поведения дома, в гостя, на улице

1

Групповая работа

Игра

Игровые образовательные ситуации

Нравственные качества личности

Воспитание ценностных установок духовно-нравственного развития- трудолюбия, целеустремленности и настойчивости в достижении результата

1

Игра

Игровые образовательные ситуации

Тематический

Традиции предков – основа нравственности

Воспитание ценностного отношения к родной культуре

1

Игра

Игры народов России

Тематический

Культура духовная и материальная

Принятие базовых национальных ценностей, национальных и этнических духовных традиций

1

Предпраздничные посиделки

Театрализованное воспроизведение  народных традиций и обрядов

Тематический

Культура общения

Правила межличностного общения, общения по телефону, в соцсетях, переписка.

1

Групповая работа

Игра

Игровые образовательные ситуации  

Тематический

Выразительные средства общения

Мимика и жесты, их значение

1

Игра

Выполнение творческих заданий

Тематический

Повседневный и праздничный этикет

Внешность. Прическа. Осанка. Элегантность.

1

Игра.

Моделирование этикетных ситуаций

Фронтальный

Культура досуга

Формирование ценностного отношения к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей

1

Групповая работа

Игры

Подвижные игры, логические игры

соревнования

Тематический

Эстетика в жизни человека

Эстетика в жизни, в быту, в отношениях меду людьми. Эстетический вкус

1

Групповая работа

Коммуникативная деятельность

Тематический

Что такое красота?

Красота в жизни и искусстве. Красота духовная и материальная, внутренняя и внешняя.

1

Групповая работа

Музыкально-художественная деятельность

Эстетика отношений

Система моральных ценностей. Значение нравственных принципов.

1

Групповая работа

Игровые образовательные ситуации

Фронтальный


Учебный план 3 год

№ п/п

Наименование разделов и тем

Количество часов 36

Аудит

Внеаудит

Всего.

1

Духовно-нравственные ценности и ориентиры в жизни человека

17

1.1

Религия и культура

1

1

1.2

Роль религии в развитии культуры

1

1

1.3

Нравственные ценности культуры и религии

1

1

1.5

Культурное наследие Христианской Руси

1

6

7

1.6

Духовные и нравственные ценности современной России

1

5

6

1.4

Твой духовный мир

1

1

2

Православная семья

6

2.1

Уклад семейной жизни

1

1

2.2

«Чти отца и матерь свою…»

1

1

2.3

Семья и здоровый образ жизни

1

1

2.4

«Семейный отдых»

1

1

2.5

«Моя родословная»

1

1

2.6

Православные семейные обряды

1

1

3.

Этика и эстетика

13

3.1

Культура и красота в отношениях между людьми

1

1

2

3.2

«Слово лечит, слово ранит…»

1

1

3.4

«Давайте говорить друг другу комплименты»

1

1

3.5

Привычки: хорошие и плохие

1

1

3.6

«Встречают по одежке…»

1

1

3.7

«Дамы и кавалеры»

1

1

2

3.8

«Телефонный этикет»

1

1

3.9

«Хранить память предков»

3

3

3.10

«В труде рождаются герои»

1

1

Всего:

3

30

36


Краткое содержание изучаемого материала 3 года обучения.

Духовно-нравственные ценности и ориентиры  в жизни человека. 17ч.

Религия и культура. Роль религии в развитии культуры. Нравственные ценности культуры и религии.

Культурное наследие Христианской Руси. 7ч.

Знакомство с традициями и обычаями связанными с главными православными праздниками.

Покров. Рождество. Крещение. Масленица. Пасха. Троица.

Духовные и нравственные ценности современной России. 6ч.

Наши праздники: общероссийские и региональные. «День защитника Отечества». «Международный женский день». «День весны и труда». «День победы». «День защиты детей».  «Твой духовный мир».

Православная семья. 6ч.

Уклад семейной жизни. «Чти отца и матерь свою…». Семья и здоровый образ жизни. Семейный отдых. «Моя родословная». Православные семейные обряды.

Этика и эстетика. 13ч.

Культура и красота в отношениях между людьми. 2ч.

«Слово лечит, слово ранит…». «Давайте говорить друг другу комплименты». Привычки: хорошие и плохие. «Встречают по одежке…». «Дамы и кавалеры». Телефонный этикет (2ч.)

«Хранить память предков». 3ч.

Театр как источник знаний и нравственных ценностей. Литература – источник нравственных ценностей. «В труде рождаются герои»


Учебно-тематическое планирование

3 год

№п/п

Тема

Основное содержание занятия

Кол-во часов

Формы и методы работы

Вид деятельности

Виды контроля

Примечание

Религия и культура

Формирование толерантности и основ культуры межэтнического общения, уважения к языку, культурным, религиозным традициям, истории и образу жизни представителей народов России.

1

Групповая работа

Интернет-экскурсия

Презентация

Тематический

Привлечение работника

музея

Роль религии в развитии культуры

воспитание ценностного отношения к родной культуре,

1

Групповая

Театрализация

презентация

Познавательно-исследовательская

Тематический

Нравственные ценности культуры и религии

Формирование у обучающихся положительной системы духовно-нравственных ценностей, основанных на уважения к языку, культурным, религиозным традициям

1

Презентация

Познавательно-исследовательская

Тематический

Культурное наследие Христианской Руси

Воспитание ценностного отношения к родной культуре через знакомство с фольклором народов России, культурным творческим наследием

1

Групповая работа

Продуктивная деятельность

Театрализация

Разучивание элементов фольклора

Покров

Православный праздник «Покров пресвятой Богородицы»

1

Групповая

Участие в празднике ПСОШ «Покров»

Тематический

Привлечение учителей воскресной школы

Рождество

Православный праздник «Рождество Христово»

1

Групповая

Участие в празднике ПСОШ,

Тематический

Привлечение учителей воскресной школы

Крещенский вечерок

Православный праздник «Крещение»

1

Групповая

Участие в конкурсной программе

Тематический

Привлечение учителей воскресной школы

Масленица

Масленица. Прощеное воскресенье

1

Групповая

Участие празднике «Масленица» ПСОШ

Тематический

Привлечение учителей воскресной школы

Пасха

Православный праздник «Светлое Христово воскресение»

1

Групповая работа

Участие в празднике ПСОШ, и районном празднике

Тематический

Привлечение учителей воскресной школы

Троица

Православный праздник «Троица»

1

Групповая работа

«Праздничные посиделки»

Фронтальный

Привлечение учителей воскресной школы

Духовные и нравственные ценности современной России

Формирование убежденности обучающихся в том, что настоящий гражданин гордится своей родиной, изучает историко-духовное наследие

1

Групповая работа

Познавательно-исследовательская

«День защитника отечества»

Развитие гордости за героическое прошлое Отечества, уважительного отношения  к защитникам Отечества

1

Групповая работа

Участие в мероприятиях

(23 февраля/  День интернационалиста)

Тематический

Международный женский день

Формирование уважительного отношения к старшему поколению

1

Групповая работа

Участие в мероприятиях посвященных 8 марта (ПСОШ, ДДТ)

Тематический

День весны и труда

Развитие положительного отношения к труду как важнейшей ценности жизни

1

Групповая работа

Презентация

Игры-импровизации

Тематический

День победы

Развитие гордости за героическое прошлое Отечества, уважительного отношения  к защитникам Отечества

1

Групповая работа

Участие в мероприятиях

посвященных 9 мая (демонстрация/концерт

Тематический

День защиты детей

Правила дружбы, Взаимоуважение. Отношение с пониманием к детям иной национальности, цвета кожи, иных культурных ценностей

1

Групповая работа

Участие в мероприятиях посвященных Дню защиты детей

Тематический

Твой духовный мир

Развитие творческих способностей, предоставление возможностей реализовываться  в соответствии со своими склонностями и интересами

1

Творческие конкурсы

Подготовка и защита творческих проектов обучающихся

Тематический

Уклад семейной жизни

Роль семьи в воспитании личности. Традиционные принципы воспитания детей в православной семье

1

Игра

Игровые образовательные ситуации

Игры-импровизации

Тематический

«Чти отца и матерь свою…»

Взаимоотношения между членами семьи. Мать – хранительница очага, отец-духовная опора

1

Игровая

Ролевые игры с применением образовательных ситуаций

Семья и здоровый образ жизни

Активное вовлечение родителей в жизнь коллектива

1

Конкурс

соревнование

Семейное спортивное мероприятие

«Семейный отдых»

Расширение знаний о семейных традициях, опыта проведения семейных праздников

1

Групповая

Театрализация

презентация

Проведение мероприятия «Праздничные посиделки»

Проведение мероприятия при активном участии родителей

«Моя родословная»

Формирование ценностного отношения к членам своей семьи

1

конкурс

Семейный конкурс

Фронтальный

Проведение мероприятия при активном участии родителей

Православные семейные обряды

Обряды венчания, крещения, отпевания. Их значимость и роль в воспитании

1

Презентация

Познавательно-исследовательская  

Тематический

Культура и красота в отношениях между людьми

Имидж и этикет. Эстетика отношений.

Деловые отношения.

2

Групповая работа

Моделирование этикетных ситуаций

Тематический

«Слово лечит, слово ранит…»

Формы и содержание общения. Его выразительные средства.

1

Групповая работа

Моделирование этикетных ситуаций

«Давайте говорить друг другу комплименты»

Культура речи. Слушать и слышать.

1

Конкурс

Конкурсная программа по культуре речи

Фронтальный

Привлечение учителей русского языка

Привычки: хорошие и плохие

Развитие осознанного отношения обучающихся  к своему здоровью

1

Презентация

Познавательно-исследовательская

«Встречают по одежке…»

Культура внешнего вида

1

Игра

Игровая деятельность с моделированием этикетных ситуаций

«Дамы и кавалеры»

Регламентация отношений между мужчинами и женщинами.

2

Конкурс

Конкурсная программа по правилам этикета

Фронтальный

«Телефонный этикет»

Культура речи. слова-паразиты. Тон речи. Официальное обращение.

1

Игра

Игровая деятельность с моделированием этикетных ситуаций

Театр как источник знаний и нравственных ценностей

Человек – творец и носитель культуры. Вклад каждого человека в развитие культуры

1

Презентация

Познавательно-исследовательская  

Тематический

Литература – источник нравственных ценностей

Забота о сохранении духовных ценностей. Образованность. Начитанность.

1

Презентация

Познавательно-исследовательская  

Тематический

Современные источники нравственных ценностей

Примеры из русской и зарубежной литературы, формирующие определенные качества личности: милосердие, честность, щедрость души, целеустремленность, патриотизм, самопожертвование, коллективизм и т.д

1

Презентация

Групповая работа

Познавательно-исследовательская  

«В труде рождаются герои»

Воспитание положительного отношения к труду как к важнейшей ценности жизни

1

Презентация

Познавательно-исследовательская  


Список литературы

  1. Азбука нравственного воспитания/ Пособие для учителя. Под ред И.А. Каирова, О.С. Богдановой – М. Просвещение, 2007;
  2. Актуальные вопросы формирования интереса в обучении/ Г.И. Щукина. – Волгоград, Учитель 2009.
  3. Воспитание ума и сердца/ Д.Б. Кабалевский – М., 2005.
  4. Козлов Э., Петрова В., Хомякова И.  Азбука нравственности. /  Э.Козлов, В. Петрова, И. Хомякова //Воспитание школьников.-2004-2007.- №1-9
  5. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] - М.: Просвещение, 2011
  6. Народная культура и традиции/ В.Н. Косарева – Волгоград,Учитель2011.
  7. Примерная программа воспитания и социализации обучающихся 9 начальное общее образование) [Текст] - М.: Просвещение, 2009.
  8. Реализация Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в рамках Федеральных государственных образовательных стандартов. . Методические материалы. / Е.В. Губанова, Ю.Б. Пушнова. – Саратов: ГАОУ ДПО «СарИПКиПРО»,           2010.
  9. Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 классы/ под ред. Н.Ф. Виноградовой. – М.: Вентана-Граф, 2011.
  10. Суслов В.Н. Этикет учусь правилам поведения. 1-4 классы. Тесты и практические задания /  В.Н.Суслов. -  М.: Просвещение, 2010.
  11. Тисленкова И.А. Нравственное воспитание: для организаторов воспитательной работы и классных руководителей / И.А.Тисленкова. - М.: Просвещение, 2008..
  12. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования
  13. Формирование  опыта духовно-нравственного поведения детей 4-7 лет: программа, планирование, занятия и утренники православного календаря / авт.-сост. Э.А. Халикова, Н.В. Колебошина. – Волгоград: Учитель, 2013.
  14. Черемисина, В.Г. Духовно- нравственное воспитание детей младшего школьного возраста [Текст] / сост. В.Г.Черемисина. - Кемерово: КРИПКиПРО, 2010.
  15. Шемшурина, А.И. Этическая грамматика [Текст] /А.И. Шемшурина. – М.: НИИ Теории и методов воспитания, 1994.
  16. Эстетика жизни/ Н.И. Киященко – М., «Школьный учебник»,  2009.


Интернет ресурсы

  1. http://nsportal.ru/shkola/raznoe/library/vystuplenie-na-pedsovete-po-duhovno-nravstvennomu-vospitaniyu 
  2. http://s_1.isk.edu54.ru/p156aa1.html 
  3. http://www.prodlenka.org/nachalnaia-shkola/dukhovno-nravstvennoe-vospitanie-lichnosti-v-usloviiakh-novoi-modeli-obrazovaniia.html 
  4. http://podelise.ru/docs/38443/index-4300.html 
  5. http://festival.1september.ru/articles/583249/ 
  6. http://duhovnoevospit.blogspot.ru/ 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ духовно-нравственного направления «Святая Русь»

Программа внеурочной деятельности "Святая Русь" разработана в соответствии с требованиями ФГОС и составлена на основе авторской программы Л.Л.Шевченко "Православная культура" для учащихся 5-х классов....

Программа внеурочной деятельности духовно - нравственного направления «Познай себя»

"В воспитании человека важно добиваться, чтобы нравственные и моральные истины были не просто понятны, но и стали бы целью жизни каждого человека, предметом собственных стремлений и личного счастья".И...

Программа внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Я – гражданин » для учащихся 6-7 классов

Программа внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Я – гражданин » для учащихся 6-7 классов...

Программа внеурочной деятельности духовно-нравственного направления для учащихся 5-6 классов

Программа внеурочной деятельности "Фольклорные посиделки" для учащихся 5-6 классов совмещает в себе изучение русского фольклора и декоративно-прикладного творчества....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Мои истоки»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАвнеурочной деятельностидуховно-нравственного направления«Мои истоки»...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Кружок Основы духовно-нравственной культуры народов России»

Рабочая программа кружка рассчитана на 34 часа. Основным средством обучения является учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ Н. Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков....