Одаренные дети в учреждении дополнительного образования
статья на тему
В статье раскрывается понятие "одарённость", "одарённый ребёнок". Говоря о художественной одарённости ребёнка,
автор метафорически сравнивает её с деревом, ветвями которого являются художественные способности ребёнка, а корни олицетворяют
генетическую предрасположенность, задатки родившегося ребёнка. В статье даны некоторые характеристики одарённых детей, такие как
"перфекционизм", "тонкая чувствительность и ранимость", "самокопание", "высокий интеллект и самокопание".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_pro_odarennyh.docx | 18.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Эпова С. А.
Педагог дополнительного образования
МАУ ДО ДДТ «Маленький принц»
Где в мире совершенство, красота?
И мы порой ворчим, но нет и толка.
А может все-таки начать с себя,
Детей своих и будет больше прока.
Мы все привыкли у природы брать.
Она бездонна, ну в каком-то смысле.
А отдавать?! Давайте отдавать!
Хотя бы – положительные мысли!
Эпова С.А.
Одаренные дети в учреждении дополнительного образования
Каждый ребенок- это целая планета! Судить про одаренность детей дело не благодарное с одной стороны, но есть и другая сторона медали. Как в известной присказке: «Таланту надо помогать, бездарности пробьются сами»- когда видишь ребенка с нестандартными творческими способностями, очень хочется помочь открыться, развить и научить пользоваться этим потенциалом. Они порой, как слепые котята, ну есть у него талант перевоплощения или талант рассказчика, но что с этим делать? И вот здесь, наша с вами работа, уважаемые педагоги дополнительного образования, неоценима. Ведь это не просто раскрыть, развить и где-то выступать, для кого-то эти способности могут стать главным мотивом выбора профессии. Большой энциклопедический словарь услужливо подсказывает: "Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности".
Судя по материалам научных публикаций, одаренность как научная проблема существует более 100 лет, но в последние годы в России происходит активное освоение этого понятия в практической работе педагогов и психологов. Кто же такие одаренные дети и как с ними работать?
Особый вид одаренности с которой в основном работают педагоги дополнительного образования— творческая одаренность. Имеются в виду не только способности к изобразительной, музыкальной или литературной деятельности. Творческая одаренность — это, прежде всего, нестандартное восприятие мира, оригинальность мышления, насыщенная эмоциональная жизнь. Рано проявившаяся одаренность в области искусств (музыкальная, художественная, актерская) или в спорте, к школе тоже, пожалуй, прямого отношения не имеет. Для того, чтобы рассмотреть проблему творческой одаренности, а также проблему развития общих и специальных способностей в целом, попробую воспользоваться методом модельных систем, который часто используют психологи. Представим такую модельную систему в виде живого дерева. Его корни – это скрытые до поры до времени природные, генетические задатки человеческой психики. Мощность ствола, его крепость, характеристики роста, гибкость и здоровая зелень веток, характеристики усвоения питательных веществ зависят от того, каковы скрытые корни, и от влияния многих внешних условий. Ствол олицетворяет общие способности, таланты общую одарённость ребёнка, среду в которой он родился, его дальнейшие возможности. От универсальной характеристики «ствола» берут начало многочисленные «ветви»- частые проявления одарённости. Крупные и могучие ветви, отходящие от ствола сменяются более тонкими, делятся и разветвляются много раз. Если представить себе ветвь символизирующую «художественную одаренность», то самые тонкие веточки, отходящие от неё будут именоваться «способность к музыке», «изобразительному искусству», «способность к литературе», «артистические способности». Веточки растут от большой ветви «общие художественные способности». Вероятно, поэтому многие писатели, поэты могут иллюстрировать собственные книги, музицировать, заниматься художественным творчеством без особых проблем, а художники могут писать стихи.
Чем больше у человека развитых частных способностей - "ветвей", чем выше уровень развития каждой, тем пышнее, ветвистее крона нашего воображаемого дерева. Чем равномернее, гармоничнее развиты эти частные способности (ветви), тем более органичным выглядит воображаемое дерево.
Часто такой одарённый ребенок чувствует себя в школе не слишком уютно: из-за постоянной занятости он меньше общается с одноклассниками, нередко пропускает занятия в связи с концертами или соревнованиями. У таких детей часто возникают эмоциональные проблемы из-за высокой конкуренции с другими детьми в своей "специальности". Одаренность ребенка, как и отдельные его способности, не бывает дана от природы в готовом виде. Врожденные задатки способностей - только одно из условий очень сложного процесса формирования индивидуально-психологических особенностей, в огромной степени зависящих от окружающей среды, от характера деятельности.
О признаках одаренности нельзя судить лишь на основании результатов стандартизованных испытаний. Одаренность детей установлена и изучена только в процессе обучения и воспитания, в ходе выполнения ребенком той или иной содержательной деятельности. При этом ранние проявления одаренности еще не могут прогнозировать будущих возможностей человека: чрезвычайно трудно предвидеть ход дальнейшего становления одаренности. Выявлению и развитию одаренности у детей содействуют специальные школы (напр., с музыкальным, математическим уклоном), разнообразные кружки и студии, детские технические станции, проведение олимпиад школьников, конкурсов детской художественной самодеятельности и т. д. Забота об одаренных детях предполагает сочетание развития специальных способностей с широкой общеобразовательной подготовкой и всесторонним развитием личности.
Одаренные дети достаточно требовательны к себе, это «перфекционисты», часто ставящие перед собой неосуществимые в данный момент цели, что приводит к эмоциональным расстройствам, дезадаптации в поведении, порой к психосоматическим отклонениям. Очень важно, что дополнительное образование дает большие возможности для развития детской одаренности, ведь, чем раньше у ребенка обнаруживаются способности к той или иной деятельности, чем больше внимания будет уделено их развитию, тем легче будет ему найти свое призвание. Для развития одаренности воспитаннику необходимы индивидуальные формы обучения.
Опыт работы свидетельствует о том, что одарённые дети, как правило, уже с раннего возраста отличаются высоким уровнем способности к самообучению, поэтому они нуждаются не столько в целенаправленных учебных воздействиях, сколько в сознании вариативной, обогащённой и индивидуализированной образовательной среды. Выявление признаков одарённости требует высокой прогностичности используемых диагностических методов, поскольку речь идёт о ещё несформировавшемся системном качестве, о дальнейшем развитии которого можно судить лишь на основе отдельных признаков.
Творчество – высший вид деятельности и самореализации человека, движимый идеалом. Проблема в том, как сохранить в подрастающей личности эту универсальную способность, данную ей от рождения, и развить ее до стадии духовной потребности. Многие школьники мечтают стать актерами - это не секрет. Чаще такие желания возникают в подростковом возрасте. Для одних, мечта остается недосягаемой, но другие решают проблему подросткового возраста - конфликт самовосприятия подростка и его оценки окружающими людьми, как взрослыми, так и сверстниками. В процессе этого самокопания появляется потребность самоутверждения в глазах окружающих. Личность стремится публично заявить о себе, любым способом проявить свою неповторимую индивидуальность. И вот такие «горящие сосуды» приходят в театральный коллектив. Конечно, это не говорит о том, что они сразу находят себя. Счастье, для педагога, если удаётся помочь таким детям.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательная программа стажировочного курса "Группы кратковременного пребывания для неорганизованных детей в учреждении дополнительного образования детей"
Представлена образовательная программа, по которой работало МБОУ ДОД ЦРТДиЮ г. Нерюнгри Республики Саха (Якутия) в статусе базового учреждения Федеральной стажировочной площадки АОУ ДПО "ИРОиПК&q...
«Одаренные дети в системе дополнительного образования детей»
Доклад на районном родительском собрании «Одаренные дети в системе дополнительного образования детей»....
Работа с социально одаренными детьми в учреждении дополнительного образования
Проблема выявления и развития одаренности детей в настоящее время становится все более актуальной. Это, прежде всего, связано с...
Организация психолого - педагогического сопровождения одаренных детей в учреждениях дополнительного образования
Презентация об основах организации психолого - педагогического сопровождения одаренных детей в учреждениях дополнительного образования...
Теоретические основы организации педагогической работы с одаренными детьми в учреждениях дополнительного образования
В статье раскрывается сущность работы с одаренными детьми, ее цели и проблемы. Дан краткий анализ способов работы с одаренными разными авторами как теоретиками так и практиками, категории одарен...
Организация работы с одаренными детьми в учреждении дополнительного образования детей
Проблема одаренности детей становится все более актуальной. Это связано с потребностью общества в неординарной творческой личности.В современном образовании личностно-ориентированная тенденция связана...
«Теоретические основы организации педагогической работы с одаренными детьми в учреждениях дополнительного образования» (рекомендации для педагогов, работающих с одаренными учащимися»)
laquo;Теоретические основы организации педагогической работы с одаренными детьми в учреждениях дополнительного образования»(рекомендации для педагогов, работающих с одаренными учащимися»)...