Рабочая программа секционной работы по баскетболу в 7-11 классах
рабочая программа по теме

Чащин Игорь Николаевич

баскетбол

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon basketbol_yunoshi_8-11_klass.doc283 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

муниципального образования г. Саяногорск

«Школа №3 имени Героя России Сергея Медведева»

Принята на заседании

Утверждена

педагогического Совета

приказ  №  285 от 03.09.2018

протокол  №  6 от 31.08.2018

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

секционной  работы

по  баскетболу

в   8-11-х   классах

на 2018 - 2019 учебный год

Составитель:

Чащин Игорь Николаевич,

педагог дополнительного образования

первой квалификационной категории

 2018 г.

Лист оценки рабочей программы учебного предмета/курса

на соответствие требованиям ФГОС ООО

в МБОУ  «Школа №3  им. Героя России Сергея Медведева»

Название рабочей программы: Рабочая программа  по  баскетболу  для   учащихся        8-11-х  классов  по ФГОС ООО

Автор программы:   Чащин Игорь  Николаевич – учитель технологии

 (ФИО, должность)

1

2

3

4

5

Позиция для экспертной оценки

Критерии оценивания

Есть \ нет

( + \ - )

Примечания

(рекомендации)

I. Соответствие рабочей программы требованиям к структуре

1

Планируемые результаты освоения учебного предмета(курса)

Личностные результаты освоения учебного предмета, курса

1.Соответствие личностных результатов  освоения учебного предмета  целям изучения предмета на ступени основного общего образования

+

2.Наличие  распределения  личностных результатов по классам обучения

+

Метапредметные результаты освоения учебного предмета, курса

1.Соответствие  метапредметных результатов освоения учебного предмета   целям изучения предмета на уровне  основного общего образования

+

2.Наличие  распределения  метапредметных результатов по классам обучения

+

Предметные результаты освоения учебного предмета, курса

1.Соответствие предметных результатов  освоения учебного предмета   целям изучения предмета на уровне  основного общего образования

+

2.Наличие  распределения предметных результатов по классам обучения

+

2

Содержание учебного предмета, курса

Соответствие содержания учебного предмета или курса элементам научных знаний по предмету, изложенным в Фундаментальном ядре содержания общего образования и «Примерной программе по учебным предметам» на весь период изучения предмета на уровне  ООО

+

Отражение в содержании рабочей программы учебного предмета или курса   региональных, национальных и этнокультурных особенностей, особенностей ОУ

+

3

Тематическое планирование с определением основных видов учебной

 деятельности и  планируемых результатов

Соответствие разделов  и тем тематического планирования  содержанию учебного предмета

+

Наличие распределения тем  внутри разделов с указанием  учебных часов

+

Соответствие количества часов в тематическом планировании учебному плану на учебный год

+

Соответствие распределения часов по темам основным видам учебной деятельности

+

Наличие распределения содержания учебного материала по классам обучения

+

Наличие характеристики основных видов учебной деятельности

+

Соответствие видов учебной деятельности планируемым результатам

+

Наличие критериев оценивания по предмету

+

Наличие примерных контрольно-оценочных материалов (типов заданий)

+

Планируемые результаты рассмотрены по направлениям личностного развития, в метапредметном и предметном направлениях

+

Планируемые результаты представлены по двум уровням: «ученик научится», «ученик получит возможность научиться»

+

Соответствие  примерных контрольно-оценочных материалов планируемым результатам

+

4

Локальный акт ОУ, регламентирующий порядок разработки рабочих программ

Соответствие рабочей программы локальному акту ОУ, регламентирующему порядок разработки рабочих программ.

+

Ф.И.О., должность лиц(а), проводивших(его) оценку рабочей программы на соответствие требованиям ФГОС ООО________________

1.        Карачаков Артур Иванович – руководитель ШМО  ____________________________  

2.        Головина Татьяна Константиновна – учитель технологии  ______________________

3.        Тищенко Светлана Георгиевна – учитель физической культуры __________________

             Дата: 03.09.2018 год.       

Планируемые результаты освоения курса «баскетбол»

Личностные, метапредметные и предметные результаты

освоения учебного предмета.

             Результаты освоения содержания курса определяют те итоговые результаты, которые должны демонстрировать школьники по завершении обучения в начальной школе.

Требования к результатам изучения учебного предмета выполняют двоякую функцию. Они, с одной стороны, предназначены для оценки успешности овладения программным содержанием, а с другой стороны, устанавливают минимальное содержание образования, которое в обязательном порядке должно быть освоено каждым ребенком, оканчивающим начальную школу.

Результаты освоения программного материала по курсу оцениваются по трем базовым уровням, исходя из принципа «общее — частное — конкретное», и представлены соответственно метапредметными, предметными и личностными результатами.

Личностные результаты освоения курса

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые приобретаются в процессе освоения учебного курса. Эти качественные свойства проявляются, прежде всего, в положительном отношении учащихся к занятиям двигательной (физкультурной) деятельностью, накоплении необходимых знаний, а также в умении использовать ценности физической культуры для удовлетворения индивидуальных интересов и потребностей, достижения личностно значимых результатов в физическом совершенстве.

Личностные результаты могут проявляться в разных областях культуры.

В области познавательной культуры:

  • владение знаниями об индивидуальных особенностях физического развития и физической подготовленности, о соответствии их возрастным и половым нормативам;
  • владение знаниями об особенностях индивидуального здоровья и о функциональных возможностях организма, способах профилактики заболеваний и перенапряжения средствами физической культуры;
  • владение знаниями по основам организации и проведения занятий физической культурой оздоровительной и тренировочной направленности, составлению содержания занятий в соответствии с собственными задачами, индивидуальными особенностями физического развития и физической подготовленности.

В области нравственной культуры:

  • способность управлять своими эмоциями, проявлять культуру общения и взаимодействия в процессе занятий физической культурой, игровой и соревновательной деятельности;
  • способность активно включаться в совместные физкультурно-оздоровительные и спортивные мероприятия, принимать участие в их организации и проведении;
  • владение умением предупреждать конфликтные ситуации во время совместных занятий физической культурой и спортом, разрешать спорные проблемы на основе уважительного и доброжелательного отношения к окружающим.

В области эстетической культуры:

  • красивая (правильная) осанка, умение ее длительно сохранять при разнообразных формах движения и пере движений;
  • хорошее телосложение, желание поддерживать его в рамках принятых норм и представлений посредством занятий физической культурой;
  • культура движения, умение передвигаться красиво, легко и непринужденно.

В области коммуникативной культуры:

  • владение умением осуществлять поиск информации по вопросам развития современных оздоровительных систем, обобщать, анализировать и творчески применять полученные знания в самостоятельных занятиях физической культурой;
  • владение умением достаточно полно и точно формулировать цель и задачи совместных с другими детьми занятий физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельностью, излагать их содержание;
  • владение умением оценивать ситуацию и оперативно принимать решения, находить адекватные способы поведения и взаимодействия с партнерами во время учебной и игровой деятельности.

В области физической культуры:

  • владение навыками выполнения жизненно важных двигательных умений  различными способами, в различных изменяющихся внешних условиях;
  • владение навыками выполнения разнообразных физических упражнений различной функциональной направленности, технических действий базовых видов спорта, а также применения их в игровой и соревновательной деятельности;
  • умение максимально проявлять физические способности (качества) при выполнении тестовых упражнений по физической культуре.

Метапредметные  результаты освоения

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности качественных универсальных способностей учащихся, проявляющихся в активном применении знаний и умений в познавательной и предметно-практической деятельности. Приобретенные на базе освоения содержания курса, в единстве с освоением программного материала других образовательных дисциплин, универсальные способности потребуются как в рамках образовательного процесса (умение учиться), так и в реальной повседневной жизни учащихся.

Метапредметные результаты проявляются в различных областях культуры.

В области познавательной культуры:

  • понимание физической культуры как явления культуры, способствующего развитию целостной личности человека, сознания и мышления, физических,  психических и нравственных качеств;
  • понимание здоровья как важнейшего условия саморазвития и самореализации человека, расширяющего свободу выбора профессиональной деятельности и обеспечивающего долгую сохранность творческой активности;
  • понимание физической культуры как средства организации здорового образа жизни, профилактики вредных привычек и девиантного (отклоняющегося) поведения.

В области нравственной культуры:

  • бережное отношение к собственному здоровью и здоровью окружающих, проявление доброжелательности и отзывчивости к людям, имеющим ограниченные возможности и нарушения в состоянии здоровья;
  • уважительное отношение к окружающим, проявление культуры взаимодействия, терпимости и толерантности в достижении общих целей при совместной деятельности;
  • ответственное отношение к порученному делу, проявление осознанной дисциплинированности и готовности отстаивать собственные позиции, отвечать за результаты собственной деятельности.

В области эстетической культуры:

  • восприятие красоты телосложения и осанки человека в соответствии с культурными образцами и эстетическими канонами, формирование физической красоты с позиций укрепления и сохранения здоровья;
  • понимание культуры движений человека, постижение жизненно важных двигательных умений в соответствии с их целесообразностью и эстетической привлекательностью;
  • восприятие спортивного соревнования как культурно-массового зрелищного мероприятия, проявление адекватных норм поведения, неантагонистических способов общения и взаимодействия.

В области коммуникативной культуры:

  • владение культурой речи, ведение диалога в доброжелательной и открытой форме, проявление к собеседнику внимания, интереса и уважения;
  • владение умением вести дискуссию, обсуждать содержание и результаты совместной деятельности, находить компромиссы при принятии общих решений;
  • владение умением логически грамотно излагать, аргументировать и обосновывать собственную точку зрения, доводить ее до собеседника.

В области физической культуры:

  • владение способами организации и проведения разнообразных форм занятий физической культурой, их планирования и содержательного наполнения;
  • владение широким арсеналом двигательных действий и физических упражнений из базовых видов спорта и оздоровительной физической культуры, активное их использование в самостоятельно организуемой спортивно-оздоровительной и физкультурно-оздоровительной деятельности;
  • владение способами наблюдения за показателями индивидуального здоровья, физического развития и физической подготовленности, использование этих показателей в организации и проведении самостоятельных форм занятий физической культурой.

Предметные  результаты освоения

Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в творческой двигательной деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного курса. Приобретаемый опыт проявляется в знаниях и способах двигательной деятельности, умениях творчески их применять при решении практических задач, связанных с организацией и проведением самостоятельных занятий физической культурой.

Предметные результаты, так же как и метапредметные, проявляются в разных областях культуры.

В области познавательной культуры:

  • знания по истории и развитию спорта и олимпийского движения, о положительном их влиянии на укрепление мира и дружбы между народами;
  • знание основных направлений развития физической культуры в обществе, их целей, задач и форм организации;
  • знания о здоровом образе жизни, его связи с укреплением здоровья и профилактикой вредных привычек, о роли и месте физической культуры в организации здорового образа жизни.

В области нравственной культуры:

  • способность проявлять инициативу и творчество при организации совместных занятий физической культурой, доброжелательное и уважительное отношение к занимающимся, независимо от особенностей их здоровья, физической и технической подготовленности;
  • умение оказывать помощь занимающимся при освоении новых двигательных действий, корректно объяснять и объективно оценивать технику их выполнения;
  • способность проявлять дисциплинированность и уважительное отношение к сопернику в условиях игровой и соревновательной деятельности, соблюдать правила игры и соревнований.

В области эстетической культуры:

  • способность организовывать самостоятельные занятия физической культурой по формированию телосложения и правильной осанки, подбирать комплексы физических упражнений и режимы физической нагрузки в зависимости от индивидуальных особенностей физического развития;
  • способность организовывать самостоятельные занятия по формированию культуры движений, подбирать упражнения координационной, ритмической и пластической направленности, режимы физической нагрузки в зависимости от индивидуальных особенностей физической подготовленности;
  • способность вести наблюдения за динамикой показателей физического развития и осанки, объективно оценивать их, соотнося с общепринятыми нормами и представлениями.

В области коммуникативной культуры:

  • способность интересно и доступно излагать знания о физической культуре, грамотно пользоваться понятийным аппаратом;
  • способность формулировать цели и задачи занятий физическими упражнениями, аргументировано вести диалог по основам их организации и проведения;
  • способность осуществлять судейство соревнований по одному из видов спорта, владеть информационными жестами судьи.

В области физической культуры:

  • способность отбирать физические упражнения по их функциональной направленности, составлять из них индивидуальные комплексы для оздоровительной гимнастики и физической подготовки;
  • способность составлять планы занятий физической культурой с различной педагогической направленностью, регулировать величину физической нагрузки в зависимости от задач занятия и индивидуальных особенностей организма;
  • способность проводить самостоятельные занятия по освоению новых двигательных действий и развитию основных физических качеств, контролировать и анализировать эффективность этих занятий.

Пояснительная записка

Рабочая программа  дополнительного образования спортивной секции «Баскетбол»   составлена  с учетом требований  санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.2.2821-10   («Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», зарегистрированные в Минюсте России 03 марта 2011 года, регистрационный номер 19993) на основании:

  • Федерального компонента государственного стандарта общего образования: Приказ МО Российской Федерации № 1089 от 05.03.2004 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».
  • Приказа Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»
  • Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 03.06.2011 № 1994 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 1312»
  • Федерального закона "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" от 04.12.2007 N 329-ФЗ (ред. от 02.07.2013);
  • Распоряжения правительства РФ от  07.08.2009г. № 1101-р.

«О стратегии развития физической культуры и спорта на период до 2020г.»;

  • Письма Минобрнауки РФ от 29.03.2010г. № 06-499 «О продукции мониторинга физического развития обучающихся»;
  • Комплексной программы физического воспитания учащихся 1-11 классов» (В. И. Лях, А. А. Зданевич. - М.: Просвещение, 2010);

            Настоящая рабочая программа  направлена на развитие склонностей, интересов и способностей ребенка к социальному и профессиональному самоопределению.

Место и роль физкультуры и спорта  в воспитании учащихся.

         Физкультурно-спортивной деятельности отводится особая роль в решении проблемы социальной адаптации учащихся. Спорт, в частности во внеурочных формах занятий, включает учащихся во множество социальных отношений с учениками других классов и возрастов, создает возможность формирования запаса социально одобренных моделей поведения в школьной среде.

       Спортивные упражнения, подвижные игры с мячом играют  особую роль   во всестороннем  физическом развитии школьников

         В играх и действиях с мячом совершенствуются навыки большинства основных движений. Игры с мячом – это своеобразная комплексная гимнастика. В ходе их   школьники упражняются не только в бросании и ловле мяча, забрасывании его в корзину, метании на дальность и в цель, но также в ходьбе, беге, прыжках. Выполняются эти движения в постоянно изменяющейся обстановке. Это способствует формированию у учащихся умений самостоятельно применять  движения в зависимости от условий игры.

         Занятия  с мячом, при соответствующей организации их проведения,  благоприятно влияют на работоспособность ребенка.  Упражнения с мячами различного   веса и диаметра развивают не только крупные, но и мелкие мышцы обеих рук, увеличивают подвижность суставов пальцев и кистей. При ловле и бросании мяча ребенок действует обеими руками. Это способствует гармоничному развитию центральной нервной системы и всего организма.

Место программы в учебно – воспитательном процессе: Данная программа призвана обеспечить направление дополнительного физкультурного образования учащихся с использованием способов двигательной деятельности из раздела «баскетбол».

Программа позволяет последовательно решать задачи подготовки баскетболистов, формирования  у учащихся целостного представления о баскетболе, о физической культуре, возможностях в повышении работоспособности и улучшении состояния здоровья, а главное- воспитывать  личность, способную к самостоятельной, творческой деятельности.

 Рабочая программа создана на основе курса обучения игре в баскетбол, который  является одним из разделов программы и представлен как обязательный вид спорта в государственном образовательном стандарте. Кроме того, баскетбол  является одним из ведущих видов спорта в организации внеурочной работы в общеобразовательном учреждении.

Цель  программы:  создание условий для удовлетворения потребности ребенка в двигательной активности через занятия баскетболом, формирование  и систематизация профессиональных теоретических знаний  и практических умений  и навыков.

В процессе реализации данной  программы предполагается решение следующих задач:

  • мотивирование школьников к участию в спортивно-оздоровительной деятельности;
  • обучение способам овладения различными элементами спортивно-оздоровительной деятельности;
  • помощь в осуществлении самостоятельного планирования, организации, проведения и анализа наиболее значимых для них дел и проектов спортивно-оздоровительной направленности;
  • совершенствование функциональных возможностей организма;
  • формирование позитивной психологии общения и коллективного взаимодействия;
  • формирование умений в организации и судействе спортивной игры «баскетбол».

 В осуществлении  цели и задач программа  ориентирует  на единство всех форм системы физического воспитания учащихся: урок физической культуры, мероприятия в режиме учебного дня, спортивные соревнования, физкультурные праздники.

       Работа по программе «баскетбол» предполагает проведение игр, спортивных конкурсов и состязаний на площадках и в спортивном зале, используя разный спортивный инвентарь, мячи различного диаметра, кегли, фишки, ориентиры и др.

     

Наполняемость групп и режим учебно – тренировочной работы:

      Рабочая  программа по баскетболу предназначена для учащихся, имеющих медицинские показания,  и рассчитана на один год  обучения. Занятия проводятся в групповой форме, продолжительностью 2 академических  часа с перерывами, в зависимости от возрастной группы и задач этапа обучения.  Содержание данной программы рассчитано на систему двухразовых занятий в неделю.

Формы организации занятий:

      Основными формами учебно-тренировочного процесса являются:

  • Групповые учебно-тренировочные занятия;
  • Групповые и индивидуальные теоретические занятия;
  • Восстановительные мероприятия;
  • Участие в матчевых встречах;
  • Участие в соревнованиях;
  • Зачеты, тестирования;
  • Конкурсы, викторины.

         Содержание программы структурировано по видам спортивной подготовки: теоретической, физической, технической и тактической и  определено исходя из содержания примерной федеральной программы (Матвеев А.П., 2009) и  комплексной программы физического воспитания учащихся I-XI классов (В.И.Лях, Л.А.Зданевич, «Просвещение». М. 2011). При этом большое внимание уделяется упражнениям специальной физической подготовки баскетболиста и тактико-техническим действиям баскетболиста.

        Теоретическая подготовка включает вопросы истории и современного состояния баскетбола, правил соревнований по баскетболу, техники безопасности, а также вопросы, связанные с гигиеническими требованиями. Физическая подготовка дифференцирована на упражнения общей и специальной подготовки. Техническая подготовка включает упражнения без мяча и с мячом. В состав упражнений с мячом входят передача, прием, ведение и броски по кольцу. Тактические действия включают действия (индивидуальные и командные) игрока в нападении и защите.

Распределение учебного времени по реализации видов подготовки в процессе занятий  секции по баскетболу для учащихся  представлено в примерном учебном плане.

Таблица № 1.

Учебный план секционных занятий по баскетболу.

Виды спортивной подготовки

Кол-во часов

1

Теоретическая

2

2

Техническая

48

2.1. Имитационные упражнения без мяча

4

2.2.Ловля и передача мяча

4

2.3. Ведение мяча

20

2.4. Броски мяча

20

3

Тактическая

40

3.1. Действия игрока в защите

20

3.2. Действия игрока в нападении

20

4

Физическая

20

4.1. Общая подготовка

10

4.2. Специальная

10

5

Участие в соревнованиях по баскетболу

12

ИТОГО

140

    Примерное распределение времени в отдельном занятии по технической, тактической и физической подготовке представлено в таблице №2. Распределение времени осуществлено с учетом продолжительности секционного занятия т. Учитель, исходя из целей, условий, возрастных и индивидуальных особенностей занимающихся, потребностей работы секции, может изменять продолжительность занятия и распределение времени.

Таблица №2.

Виды подготовки

Время (мин.)

1

Техническая подготовка

30

  1. Имитационные упражнения без мяча

3

  1. Ловля и передача баскетбольного мяча

7

  1. Ведения мяча

8

  1. Броски баскетбольного мяча по кольцу

12

2

Тактическая подготовка

15

2.1. Действия игрока в защите

7

2.2. Действия игрока в нападении

8

3

Физическая подготовка

25

3.1. Общая

15

3.2. Специальная

10

4

Игра в баскетбол

20

Содержательное обеспечение разделов программы.

Теоретическая подготовка.

  1. Развитие баскетбола в России и за рубежом.
  2. Общая характеристика сторон подготовки спортсмена.
  3. Физическая подготовка баскетболиста.
  4. Техническая подготовка баскетболиста.
  5. Тактическая подготовка баскетболиста.
  6. Психологическая подготовка баскетболиста.
  7. Соревновательная деятельность баскетболиста.
  8. Организация и проведение соревнований по баскетболу.
  9. Правила судейства соревнований по баскетболу.
  10. Места занятий, оборудование и инвентарь для занятий баскетболом.

Физическая подготовка.

1. Общая физическая подготовка.

1.1. Общеразвивающие упражнения: элементарные, с весом собственного веса, с партнером, с предметами (набивными мячами, фитболами, гимнастическими палками, обручами, с мячами различного диаметра, скакалками), на снарядах ( опорный прыжок, стенка, скамейка,).
1.2. Подвижные игры.
1.3. Эстафеты.
1.4. Полосы препятствий.
1.5. Акробатические упражнения (кувырки, стойки, перевороты, перекаты).

2. Специальная физическая подготовка.

2.1. Упражнения для развития быстроты движений баскетболиста.
2.2. Упражнения для развития специальной выносливости баскетболиста.
2.3. Упражнения для развития скоростно-силовых качеств баскетболиста.
2.4. Упражнения для развития ловкости баскетболиста.

Техническая подготовка.

1. Упражнения без мяча.

1.1. Прыжок вверх-вперед толчком одной и приземлением на одну ногу.
1.2. Передвижение приставными шагами правым (левым) боком:

  • с разной скоростью;
  • в одном и в разных направлениях.

1.3. Передвижение правым – левым боком.
1.4. Передвижение в стойке баскетболиста.
1.5. Остановка прыжком после ускорения.
1.6. Остановка в один шаг после ускорения.
1.7. Остановка в два шага после ускорения.
1.8. Повороты на месте.
1.9. Повороты в движении.
1.10. Имитация защитных действий против игрока нападения.
1.11. Имитация действий атаки против игрока защиты.

2. Ловля и передача мяча.

2.1. Двумя руками от груди, стоя на месте.
2.2. Двумя руками от груди с шагом вперед.
2.3. Двумя руками от груди в движении.
2.4. Передача одной рукой от плеча.
2.5. Передача одной рукой с шагом вперед.
2.6. То же после ведения мяча.
2.7. Передача одной рукой с отскоком от пола.
2.8. Передача двумя руками с отскоком от пола.
2.9. Передача одной рукой снизу от пола.
2.10. То же в движении.
2.11. Ловля мяча после полуотскока.
2.12. Ловля высоко летящего мяча.
2.13. Ловля катящегося мяча, стоя на месте.
2.14. Ловля катящегося мяча в движении.

3. Ведение мяча.

3.1. На месте.
3.2. В движении шагом.
3.3. В движении бегом.
3.4. То же с изменением направления и скорости.
3.5. То же с изменением высоты отскока.
3.6. Правой и левой рукой поочередно на месте.
3.7. Правой и левой рукой поочередно в движении.
3.8. Перевод мяча с правой руки на левую и обратно, стоя на месте.

4. Броски мяча.

4.1. Одной рукой в баскетбольный щит с места.
4.2. Двумя руками от груди в баскетбольный щит с места.
4.3. Двумя руками от груди в баскетбольный щит после ведения и остановки.
4.4. Двумя руками от груди в баскетбольную корзину с места.
4.5. Двумя руками от груди в баскетбольную корзину после ведения.
4.6. Одной рукой в баскетбольную корзину с места.
4.7. Одной рукой в баскетбольную корзину после ведения.
4.8. Одной рукой в баскетбольную корзину после двух шагов.
4.9. В прыжке одной рукой с места.
4.10. Штрафной.
4.11. Двумя руками снизу в движении.
4.12. Одной рукой в прыжке после ловли мяча в движении.
4.13. В прыжке со средней дистанции.
4.14. В прыжке с дальней дистанции.
4.15. Вырывание мяча.
4.16. Выбивание мяча.

Тактическая подготовка.

1. Защитные действия при опеке игрока без мяча.
2. Защитные действия при опеке игрока с мячом.
3. Перехват мяча.
4. Борьба за мяч после отскока от щита.
5. Быстрый прорыв.
6. Командные действия в защите.
7. Командные действия в нападении.
8. Игра в баскетбол с заданными тактическими действиями.

Ожидаемый результат:

Реализация данной программы будет способствовать  повышению физиологической активности систем организма, содействию оптимизации умственной и физической работоспособности в режиме учебной деятельности, более успешной адаптации   ребенка к школе, повышению интереса к занятиям  физической культурой, увеличению числа учащихся стремящихся вести здоровый образ жизни.

Техническая подготовка:

Занимающийся в секции должен:

  • Овладеть всеми известными современному баскетболу приемами игры и уметь осуществлять их в разных условиях.
  • Уметь сочетать приемы друг с другом в любой последовательности в
  • разнообразных условиях перемещения. Разнообразить действия, сочетая различные приемы.
  • Овладеть комплексом приемов, которыми в игре приходится пользоваться чаще, а выполнять их с наибольшим эффектом; острая комбинационная игра требует максимального использования индивидуальных способностей и особенностей.
  • Постоянно совершенствовать приемы, улучшая общую согласованность их

выполнения.

Тактическая подготовка:

Для занимающегося в секции должно быть характерно:

  • Быстрота сложных реакций, внимательность, ориентировка, сообразительность,

творческая инициатива.

  • Индивидуальные действия и типовые взаимодействия с партнерами,

основные системы командных действий в нападении и защите.

  • Сформированность умений эффективно использовать средства игры и

изученный тактический материал, учитывая собственные силы, возможности,

внешние условия и особенности сопротивления противника.

  • Способность по ходу матча переключаться с одних систем и вариантов

командных действий на другие.

Знания о физической культуре

  • характеризовать содержательные основы здорового образа жизни, раскрывать его взаимосвязь со здоровьем, гармоничным физическим развитием и физической подготовленностью, формированием качеств личности и профилактикой вредных привычек;
  • определять базовые понятия и термины физической культуры, применять их в процессе совместных занятий физическими упражнениями со своими сверстниками, излагать с их помощью особенности выполнения техники двигательных действий и физических упражнений, развития физических качеств;
  • разрабатывать содержание самостоятельных занятий физическими упражнениями, определять их направленность и формулировать задачи, рационально планировать в режиме дня и учебной недели;
  • руководствоваться правилами профилактики травматизма и подготовки мест занятий, правильного выбора обуви и формы одежды в зависимости от времени года и погодных условий;
  • руководствоваться правилами оказания первой доврачебной помощи при травмах и ушибах во время самостоятельных занятий физическими упражнениями.

Способы двигательной (физкультурной) деятельности

  • составлять комплексы физических упражнений оздоровительной, тренирующей и корригирующей направленности, подбирать индивидуальную нагрузку с учетом функциональных особенностей и возможностей собственного организма;
  • классифицировать физические упражнения по их функциональной направленности, планировать их последовательность и дозировку в процессе самостоятельных занятий по укреплению здоровья и развитию физических качеств;
  • самостоятельно проводить занятия по обучению двигательным действиям, анализировать особенности их выполнения, выявлять ошибки и своевременно устранять их;
  • тестировать показатели физического развития и основных физических качеств, сравнивать их с возрастными стандартами, контролировать особенности их динамики в процессе самостоятельных занятий физической подготовкой;
  • взаимодействовать со сверстниками в условиях самостоятельной учебной деятельности, оказывать помощь в организации и проведении занятий, освоении новых двигательных действия, развитии физических качеств, тестировании физического развития и физической подготовленности.

Обучающиеся получать возможность научиться:

  • вести дневник по физкультурной деятельности, включать в него оформление планов проведения самостоятельных занятий физическими упражнениями разной функциональной направленности, данные контроля динамики индивидуального физического развития и физической подготовленности;

 Физическое совершенствование

Обучающиеся научатся:

  • выполнять комплексы упражнений по профилактике утомления и перенапряжения организма, повышению его работоспособности в процессе трудовой и учебной деятельности;
  • выполнять общеразвивающие упражнения, целенаправленно воздействующие на развитие основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости и координации);
  • выполнять тестовые упражнения на оценку уровня индивидуального развития основных физических качеств.

Диагностический инструментарий

В результате освоения полного курса обучающийся должен:

Знать/понимать:

  • Об особенностях зарождения физической культуры;
  • Способы и особенности движений и передвижений человека;
  • Терминологию разучиваемых упражнений и их воздействии на организм;
  • О физических качествах и общих правилах их тестирования;
  • Общие и индивидуальные основы личной гигиены, правила использования закаливающих процедур;
  • Причинах травматизма на занятиях и правила предупреждения.

Уметь:

  • Организовывать и проводить самостоятельные занятия;
  • Уметь взаимодействовать с одноклассниками и сверстниками в процессе занятий;
  • Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

К физкультурному оборудованию предъявляются педагогические, эстетические и гигиенические требования.

Подбор оборудования определяется программными задачами физического воспитания детей. Размеры и масса инвентаря должны соответствовать возрастным особенностям младших школьников; его количество определяется из расчёта активного участия всех детей в процессе занятий.

Важнейшее требование – безопасность физкультурного оборудования. Для выполнения его необходимо обеспечить прочную установку снарядов, правильную обработку деревянных предметов. Во избежание травм они должны быть хорошо отполированы. Металлические снаряды делаются с закруглёнными углами. Качество снарядов, устойчивость, прочность проверяется перед занятиями.

Календарно – тематическое планирование.

 

Кол-во часов

Название темы

Тип

подготовки

Дата

2

Единая спортивная классификация.

ОФП

Теор.

ОФП

2

Совершенствование техники передвижения при нападении.

Техн.

2

Тактика нападения. Индивидуальные действия с мячом и без мяча.

Такт.

2

Контрольные испытания.

Учебная игра.

Контр.

Интегр.

2

Костно- мышечная система, ее строение, функции.

Техника передвижения приставными шагами.

Теор.

Техн.

2

Индивидуальные действия при нападении с мячом и без мяча.

Такт.

2

Индивидуальные действия при нападении. Учебная игра.

Такт.

Интегр.

2

Гигиенические основы режима труда  и отдыха юных спортсменов. ОФП

Теор.

ОФП

2

Совершенствование техники передвижений.

Специальная физическая подготовка.

Техн.

СФП

2

Выбор способа ловли в зависимости от направления и силы  полета мяча.

Такт.

2

Взаимодействие двух игроков  - «заслон в движении». Учебная игра.

Такт.

Интегр.

2

Предупреждение инфекционных заболеваний при занятиях спортом. Сочетание выполнения различных способов ловли мяча в условиях жесткого сопротивления.

Теор.

Техн.

2

Взаимодействие трех игроков  - «скрестный выход».

Такт.

2

Чередование упражнений на развитие специальных физических качеств. Учебная игра.

Интегр.

2

Гигиенические требования к питанию юных спортсменов. ОФП

Теор.

ОФП

2

Скрытые передачи мяча под рукой, из-за спины, из-за спины в пол. СФП

Техн.

СФП

2

Применение изученных взаимодействий в условиях позиционного нападения.

Такт.

2

Применение изученных взаимодействий в условиях личного прессинга.

Такт.

2

Восстановительные мероприятия в спорте. Инструкторская и судейская практика. Учебная игра

Теор.

Интегр.

2

Контрольные испытания.

Бросок мяча над головой (полукрюк, крюк).

СФП

Контр.

Техн.

СФП

2

Систематический врачебный контроль за юными спортсменами. ОФП. Командные действия в нападении.

Теор.

ОФП

Такт.

2

Применение изученных способов ловли, передач, ведения, бросков в зависимости от ситуации на площадке. Инструкторская и судейская практика.

Такт.

Интегр.

2

Самоконтроль в процессе занятий спортом.

Ведение мяча с поворотом кругом.

ОФП

Теор.

Техн.

ОФП

2

Сочетание выполнения бросков мяча из различных точек в условиях жесткого сопротивления.

Техн.

2

Выбор места и момента для борьбы за отскочивший от щита мяч при блокировке. Учебная игра.

Такт.

Интегр.

2

Противодействие взаимодействию двух игроков – «заслону в движении». СФП

Такт.

СФП

2

Травматизм и заболеваемость в процессе занятий спортом, оказание первой помощи при несчастных случаях. ОФП. Бросок мяча в движении с одного шага.

Теор.

ОФП

Техн.

2

Блокировка при борьбе за овладение мячом, отскочившим от щита.

Такт.

2

Взаимодействие двух игроков «подстраховка».

Многократное выполнение технических приемов.

Такт.

Интегр.

2

Общая характеристика спортивной тренировки.

ОФП. Совершенствование техники передачи мяча.

Теор.

ОФП

Техн.

2

Сочетание способов передвижения с выполнением различных технических приемов в усложненных условиях. Учебная игра.

Техн.

Интегр.

2

Действия одного защитника против двух нападающих. СФП

Такт.

СФП

2

Средства и методы спортивной тренировки. Ведение мяча с изменением направления движения.

Теор.

Техн.

2

Применение изученных защитных стоек и передвижений в зависимости от действий и расположения нападающих.

Такт.

2

Многократное  выполнение технических приемов и тактических действий.

Интегр.

2

Система зонной защиты 2 – 3, 2 – 1 - 2.

 Учебная игра.

Такт.

Интегр.

2

Формы организации занятий в спортивной тренировке. ОФП. Совершенствование техники броска мяча.

Теор.

ОФП

Техн.

2

Сочетание личной и зонной системы защиты в процессе игры.

Такт.

2

Применение изученных взаимодействий в системе быстрого прорыва. Учебная игра.

Такт.

Интегр.

2

Воспитание нравственных и волевых качеств. Психологическая подготовка в процессе тренировки. СФП. Ведение мяча с переводом на другую руку.

Теор.

СФП

Техн.

2

Контрольные испытания.

Учебная игра.

Контр.

Интегр.

2

Противодействие игрокам различных игровых функций при разных системах игры в нападении.

Такт.

2

Инструкторская и судейская практика.

Учебная игра.

Интегр.

2

Ведение мяча с изменением высоты отскока.

ОФП

Техн.

ОФП

2

Физическая подготовка спортсмена.

СФП. Передача мяча двумя руками с отскоком от пола.

Теор.

СФП

Техн.

2

Организация командных действий по принципу выбора свободного места с использованием изученных групповых взаимодействий.

Такт.

2

Чередование упражнений на развитие специальных физических качеств.

Интегр.

2

Техническая подготовка юного спортсмена.

ОФП . Чередование изученных технических приемов в различных сочетаниях.

Теор.

ОФП

Техн.

2

Бросок мяча изученными способами после выполнения других технических приемов.

Учебная игра.

Техн.

Интегр

2

Тактическая подготовка юного спортсмена.

Учебная игра. Взаимодействие двух игроков «подстраховка».

Теор.

Интегр.

2

Передвижения в защитной стойке назад, вперед и в сторону. Техника овладения мячом.

Техн.

2

Противодействия взаимодействию трех игроков – «сдвоенному заслону».  СФП

Такт.

СФП

2

Чередование изученных тактических действий (индивидуальных, групповых, командных).

Интегр.

2

Сущность и назначение планирования и его виды. Учебная игра. Совершенствование техники броска мяча изученными способами.

Теор.

Интегр.

Техн.

2

Применение изученных способов ловли, передач, ведения, бросков в зависимости от ситуации на площадке.

Такт.

2

Характерные особенности периодов спортивной тренировки. Учебная игра.

Теор.

Интегр.

2

Совершенствование техники ведения мяча.

Техн.

2

Учет в процессе спортивной тренировки.

ОФП.

Теор.

ОФП

2

Правила игры и методика судейства.

Учебная игра.

Теор.

Интегр.

2

Переключения от действий в нападении к действиям в защите. СФП

Такт.

СФП

2

История развития баскетбола.

Контрольные испытания.

Теор.

Контр.

2

Совершенствование техники ловли и передачи мяча.

Техн.

2

Многократное  выполнение технических приемов и тактических действий.

Интегр.

2

Многократное  выполнение технических приемов и тактических действий.

Интегр.

2

Совершенствование техники бросков мяча.

Техн.

2

Совершенствование тактических действий в нападении и защите. Учебная игра.

Такт.

2

Совершенствование тактических действий в нападении и защите. Учебная игра.

Такт

2

Совершенствование техники ловли и передачи мяча. Учебная игра.

Техн.

2

Совершенствование техники ловли и передачи мяча. Учебная игра.

Техн.

2

Итоги прошедшего  спортивного года.

Учебная игра.

Теор.

Интегр.

Контрольно – оценочная деятельность

Деятельность обучающихся проверяется следующими способами:

  1. Контрольные испытания 2 раза в год по ОФП (ноябрь, апрель);
  2. Контрольные испытания 2 раза в год по СФП (ноябрь, апрель);
  3. Контрольные и товарищеские игры 1 раз в месяц:
  4. Школьные, городские и республиканские соревнования в соответствии с планом спортивно – массовой работы школы и ГОРОО.

Нормативные требования к оценке показателей развития физических качеств и двигательных способностей

Упражнение

Оценка

Возрастные группы (полное количество лет)

12 лет

13 лет

14 лет

15 лет

16 лет

17 лет

1

Бег 30 м с низкого старта

(скоростные способности)

5

4

3

5,6 и меньше

5,3 и меньше

5,0 и меньше

4,7 и меньше

4,4 и меньше

4,2 и меньше

5,7 – 6,1

5,4 – 5,8

5,1 – 5,5

4,8 – 5,2

4,5 – 4,9

4,3 – 4,7

6,2 – 6,6

5,9 – 6,3

5,6 – 6,0

5,3 – 5,7

5,0 – 5,4

4,8 – 5,2

2

Челночный бег

3 х 10 метров (координационные способности)

5

4

3

7,7 и меньше

7,5 и меньше

7,3 и меньше

7,0 и меньше

6,8 и меньше

6,6 и меньше

7,8 – 8,3

7,6 – 8,0

7,4 – 7,8

7,1 - 7,5

6,9 - 7.3

6,7 – 7,1

8,4 – 8,9

8,1 – 8,5

7,9 – 8,3

7,6 – 8,0

7,4 – 7,8

7,2 - -7,6

3

Прыжок в длину с места (скоростно-силовые способности)

5

4

3

186 и больше

196 и больше

211 и больше

226 и больше

236 и больше

251 и больше

171 – 185

181- - 195

196 - 210

211 – 225

221 – 235

236 – 250

156 – 170

166 – 180

181 – 195

196 – 210

206 – 220

221 – 235

4

Подтягивание на перекладине из виса (количество раз, силовые способности)

5

4

3

11 и больше

13 и больше

15 и больше

18 и больше

21 и больше

25 и больше

8 – 10

9 – 12

11 – 14

13 – 17

15 – 20

18 – 24

5 – 7

5 – 8

7 – 10

8 – 12

9 – 14

11 – 17

5

5 –минутный бег (способность на выносливость, количество метров)

5

4

3

1281 и больше

1351 и больше

1421 и больше

1481 и больше

1561 и больше

1621 и больше

1171 – 1280

1231 – 1350

1301 – 1420

1341 – 1480

1411 – 1560

1471 – 1620

1081 – 1170

1101 – 1230

1141 – 1300

1201 – 1340

1261 - 1410

1321 – 1470

Методическое обеспечение и литература

  • Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11-х классов /В.И. Лях, Л.А. Зданевич / “Просвещение”. М., 2011.
  • Примерная федеральная программа (Матвеев А.П., 2009).
  • Баскетбол: Учебник для вузов физ. культуры / Под общ. ред. Ю. М.Портно-
    ва. - М., 1997.
  • Вари Л. 1000 упражнений игры в баскетбол: Пер, с фр, / Под ред Л. Ю. Поплавского. — Киев, 1997,
  • Гомельский А. Я. Баскетбол. Секреты мастера— И,1997.
  • Костикова Л, В. Баскетбол. Азбука спорта. — М. 2002.        
  • Чернова К А. Подвижные игры в системе подготовки баскетболистов:  Метод. рекомендации для тренеров  ДЮСШ по баскетболу. — М., 2001.      


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по предмету Физическая культура Рабочая программа по спортивным играм (баскетбол) для учащихся 6 класса

С V класса начинается систематическое обучение технико-тактическим действиям одной из спортивных игр. В качестве одной из  базовых игр рекомендуется баскетбол.По своему воздействию спортивная игр...

Рабочая программа кружковой работы по баскетболу

Рабочая программа кружковой работы по баскетболу...

Рабочая программа «Организация работы с одаренными детьми 5-9 класса»

Рабочая программа работы с одаренными детьми 5-9 класса...

Рабочая программа по внеурочной деятельности (баскетбол) для 5-7 классов

Рабочая программа секции баскетбол составлена в соответствии с ООП ООО МАОУ «СОШ № 40 г.Улан-Удэ» и носит физкультурно-спортивную направленность....

Рабочая Программа воспитательной работы и внеурочной деятельности 6 «А» класса на 2019-2020 учебный год

Приложение к  Программе  духовно-нравственного развития,  воспитания и социализации обучающихся...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности « Баскетбол» для обучающихся 7 класса

В процессе обучения и воспитания собственных установок, потребностей в значимой мотивации на соблюдение норм и правил здорового образа жизни, культуры здоровья у учащихся формируются познавательные, л...