Статья "Музейно-педагогическое направление как ресурс для решения мировоззренческих задач взрослеющих подростков".
статья на тему
Статья знакомит с ресурсом музейно-педагогического направления в образовательном пространстве гимназии для решения мировоззренческих задач взрослеющих подростков и старшеклассников. Показывает, как развивалось музейно-педагогическое направление от традиционной для начальной школы программы «Здравствуй. Музей!» через программы внеурочной деятельности в средней школе до индивидуальных образовательных маршрутов старшеклассников
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Я выбираю!» музейно-педагогическое направление как ресурс для решения мировоззренческих задач взрослеющих подростков.
Опыт гимназии за последние 20 лет позволяет говорить о сложившейся системе работы, направленной на решение мировоззренческих задач. Центральное место в этой системе занимают музейно-педагогические программы. Более 25 лет продолжается сотрудничество гимназии с Государственным Русским музеем. Это годы педагогического поиска, сотворчество учителей, гимназистов, родителей, представителей вузов, работников учреждений культуры, дополнительного образования. Данная статья знакомит вас с тем, как развивалось музейно-педагогическое направление в нашей гимназии от традиционной для начальной школы программы «Здравствуй. Музей!» через программы внеурочной деятельности в средней школе до индивидуальных образовательных маршрутов старшеклассников, которые собственно и приводят наших учеников в «пространство ценностей и смыслов», пространство выбора и пространство решения мировоззренческих задач.
- Музейно-педагогическая программа «Здравствуй, музей!» в начальной школе дополняется дидактическим пособием «Играем в музей», разработанным педагогами гимназии. Это напольная игра «погружает» участников в музейное пространство Санкт-Петербурга. Ребята строят свой собственный тематический маршрут и выполняют поисковое задание. Игра направлена на формирование навыков музейного поведения, знакомство с музейными профессиями, с содержанием и типами музейных коллекций. Приходит понимание того, что коллекционирование является одним из способов постижения окружающего мира каждым человеком. Игра развивает мотивацию к посещению музеев вместе с родителями, к чтению книг по истории и культуре. Мы называем это адаптивным уровнем в освоении музейного пространства города.
Для учеников 5 и 6 класса музейно-педагогическое направление продолжается в программах внеурочной деятельности «Дворцы Русского музей» и «Прогулки по Петербургу».
- «Я чувствую» - диалогический уровень. Для постижения искусства недостаточно «знать», необходимо задействовать эмоциональный интеллект, именно это позволяет вступать в диалог с произведением искусства.
Для младших школьников результатом такого диалога будут «ожившие картины», когда ребенок способен вчувствоваться в героя живописного произведения. Соединиться с ним телесно, эмоционально, личностно, войти в образ, перевоплотиться, прожить фрагмент его жизни. Для ребят постарше мы разработали интерактивную игру «Наше вам с кисточкой!» - виртуальное путешествие по Русскому музею. Это возможность вступить в диалог с картиной, когда мы не только смотрим, но и слышим, осязаем, чувствуем; когда мы «расшифровываем» язык искусства и язык автора, можем прочитать послания и соотнести опыт со своей собственной жизнью. Через произведение искусства мы вступаем в диалог эпох, диалог культур, диалог я-ты. Картина «оживает» и погружает нас в эпоху, в культуру, в личную судьбу автора. Это становится возможным через интеграцию таких предметов как литература, музыка, изобразительное искусство, психология.
- «Я делаю» - творческий уровень. Традиционно в преддверие Ночи музеев в Петербурге мы организуем ежегодное событие - «Музей коллекций гимназии 42», Каждый ученик гимназии, родители, педагоги могут представить свою домашнюю коллекцию. Такая работа позволяет почувствовать, осознать и выразить свою неразрывную связь с исторической эпохой, культурой, семьей. В средней школе творческий уровень дополняется участием в проекте «Авторская экскурсия», когда каждый желающий может разработать маршрут выходного дня для путешествия с родителями, друзьями или одноклассниками.
Музейно-педагогическая деятельность находит свое продолжение в старшей школе. Индивидуальные познавательные маршруты для старшеклассников «Искусство-история-современность» разрабатываются творческой группой педагогов, к которой присоединяются старшеклассники, родители, иногда и представители музеев. Цель путешествия – попасть в «пространство ценностей и смыслов». Отправная точка для нас – это всегда произведение живописи. В разные годы мы выбирали «Заседание государственного совета» И.Е. Репина, портрет Анны Ахматовой Натана Альтмана, портреты А.В. Суворова, Графа Феликса Феликсовича Сумарокова (князя Юсупова).
Маршрут всегда инвариантный: по мере движения открываются новые возможности, новые объекты для исследования. Обычно на начальном этапе в проекте много участников – подростки любят все вместе гулять по городу. Мы называем этот уровень адаптивным. Но далеко не все готовы перейти на следующий уровень – исследовательский.
- «Я исследую» - диалогический уровень. Рассмотрим пример исследования, которое начинается у картины И.Е. Репина «Заседание государственного совета». Мы можем посвятить время и познакомиться с теми персоналиями, кто изображен на картине, все это реальные люди, жившие в определенную эпоху, государственные чиновники со своими взглядами, деяниями и т.д. Мы приходим в Мариинский дворец. Для кого-то интерес представляем история дворца и то место, где заседал Государственный совет дореволюционной России. Сегодня это место, где заседает законодательное собрание, для кого-то интересно именно это. Можно сравнить государственное и общественное самоуправление «тогда и теперь», можно познакомиться с персоналиями сегодняшнего дня – молодыми политиками, общественными деятелями, посидеть в зале, где сегодня решаются важные для города вопросы, «примерить на себя» роль политика.
Или другой пример: отправная точка – портрет Анны Ахматовой. Судьба поэтессы неразрывно связана с Петербургом: Фонтанный дом, набережная напротив печально знаменитых «Крестов», Царскосельский парк… Такие путешествия могут продолжаться очень долго, но мы задаем себе самый важный вопрос: а зачем это нужно взрослеющим подросткам, зачем это нужно нам, педагогам? Ради чего мы все это затеяли? И мы переходим на третий уровень проекта – ценностно-смысловой.
- «Я выбираю» - ценностно-смысловой уровень. Поэтому для нас очень важна именно ценностная составляющая исследовательской работы. Ценности и смыслы могут быть актуализированы также с помощью таких форм как «Дебаты», творческая мастерская, дискуссия «Диалог поколений» и др. Создать такое финальное мероприятие – творчество педагогов, собственное ценностно-смысловое самоопределение. Что я выбираю для себя? Что я могу предложить взрослеющим подросткам? Речь идет уже о едином пространстве жизненного самоопределения для всех участников образовательного процесса.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/02/13/picture-59066.jpg)
Электронный образовательный ресурс по математике "Решение комбинаторных задач с помощью графов"
Электронный образовательный ресурс "Решение комбинаторных задач с помощью графов" предназначен для обучающихся 5 - 6 классов. Он может быть использован как пособие для дистанционного обучения по этой ...
![](/sites/default/files/pictures/2011/11/17/picture-34326.jpg)
Электронный образовательный ресурс по геометрии "Применение свойств и признаков равенства прямоугольных треугольников к решению практических задач"
Урок по геометрии "Применение свойств и признаков равенства прямоугольных треугольников к решению практических задач"...
![](/sites/default/files/pictures/2020/11/22/picture-374838-1606045000.jpg)
Электронный образовательный ресурс на тему: "Решение комбинаторных задач"
обучающая презентация по теме Решение комбинаторных задач...
Задачи для марафона по решению математических задач практической направленности
Подобраны задания для решения прикладных задач...
![](/sites/default/files/pictures/2019/08/26/picture-147811-1566823009.jpg)
Разработка и использование электронных образовательных ресурсов для решения профессиональных задач по реализации ФГОС.
Рассматриваются сервисы для создания ЭОРов....
![](/sites/default/files/pictures/2019/08/26/picture-147811-1566823009.jpg)
Разработка и использование электронных образовательных ресурсов для решения профессиональных задач по реализации ФГОС.
Рассматриваются сервисы для создания ЭОРов....
![](/sites/default/files/pictures/2021/10/27/picture-1358403-1635327072.jpg)
Научная статья на тему "Реализация прикладной направленности обучения школьников при решении текстовых задач"
Статья на тему "Реализация прикладной направленности обучения школьников при решении текстовых задач"...