Статья "Музейно-педагогическое направление как ресурс для решения мировоззренческих задач взрослеющих подростков".
статья на тему

Назарова Вера Борисовна

Статья знакомит с ресурсом  музейно-педагогического направления в образовательном пространстве  гимназии для  решения мировоззренческих задач взрослеющих подростков и старшеклассников.  Показывает, как  развивалось музейно-педагогическое направление от традиционной для начальной школы программы «Здравствуй. Музей!» через программы внеурочной деятельности в средней школе до индивидуальных образовательных маршрутов старшеклассников

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Я выбираю!» музейно-педагогическое направление как ресурс для решения мировоззренческих задач взрослеющих подростков.

Опыт гимназии за последние 20 лет позволяет говорить о сложившейся системе работы, направленной на решение мировоззренческих задач. Центральное место в этой системе  занимают музейно-педагогические программы. Более 25 лет продолжается сотрудничество гимназии с Государственным Русским музеем. Это годы педагогического поиска, сотворчество учителей, гимназистов, родителей, представителей вузов, работников учреждений культуры, дополнительного образования. Данная статья знакомит вас с тем, как развивалось музейно-педагогическое направление в нашей гимназии от традиционной для начальной школы программы «Здравствуй. Музей!» через программы внеурочной деятельности в средней школе до индивидуальных образовательных маршрутов старшеклассников, которые собственно и приводят наших учеников в «пространство ценностей и смыслов», пространство выбора и пространство решения мировоззренческих задач.  

  • Музейно-педагогическая программа «Здравствуй, музей!» в начальной школе дополняется дидактическим пособием «Играем в музей», разработанным педагогами гимназии. Это напольная игра «погружает» участников в музейное пространство Санкт-Петербурга. Ребята строят свой собственный тематический маршрут и выполняют поисковое задание. Игра направлена на формирование навыков музейного поведения, знакомство с музейными профессиями, с содержанием и типами музейных коллекций. Приходит понимание того, что коллекционирование является одним из способов постижения окружающего мира каждым человеком. Игра развивает мотивацию к посещению музеев вместе с родителями, к чтению книг по истории и культуре. Мы называем это адаптивным уровнем в освоении музейного пространства города.

Для учеников 5 и 6 класса музейно-педагогическое направление продолжается в программах внеурочной деятельности «Дворцы Русского музей» и «Прогулки по Петербургу».

  • «Я чувствую» - диалогический уровень. Для постижения искусства недостаточно «знать», необходимо задействовать эмоциональный интеллект, именно это позволяет вступать в диалог с произведением искусства.

Для младших школьников результатом такого диалога будут «ожившие картины», когда ребенок способен вчувствоваться в героя живописного произведения. Соединиться с ним телесно, эмоционально, личностно, войти в образ, перевоплотиться, прожить фрагмент его жизни. Для ребят постарше мы разработали интерактивную игру «Наше вам с кисточкой!» - виртуальное путешествие по Русскому музею. Это возможность вступить в диалог с картиной, когда мы не только смотрим, но и слышим, осязаем, чувствуем; когда мы «расшифровываем» язык искусства и язык автора, можем прочитать послания и соотнести опыт со своей собственной жизнью. Через произведение искусства мы вступаем в диалог эпох, диалог культур, диалог я-ты. Картина «оживает» и погружает нас в эпоху, в культуру, в личную судьбу автора. Это становится возможным через интеграцию таких предметов как литература, музыка, изобразительное искусство, психология.

  • «Я делаю» - творческий уровень. Традиционно в преддверие Ночи музеев в Петербурге мы организуем ежегодное событие -  «Музей коллекций гимназии 42», Каждый ученик гимназии, родители, педагоги могут представить свою домашнюю коллекцию. Такая работа позволяет почувствовать, осознать и выразить  свою неразрывную связь с исторической эпохой, культурой, семьей. В средней школе творческий уровень дополняется участием в проекте «Авторская экскурсия», когда каждый желающий может разработать маршрут выходного дня для путешествия с родителями, друзьями или одноклассниками.

Музейно-педагогическая деятельность находит свое продолжение в старшей школе. Индивидуальные познавательные маршруты для старшеклассников «Искусство-история-современность» разрабатываются творческой группой педагогов, к которой присоединяются старшеклассники, родители, иногда и представители музеев. Цель путешествия – попасть в «пространство ценностей и смыслов». Отправная точка для нас  – это всегда произведение живописи. В разные годы мы выбирали «Заседание государственного совета» И.Е. Репина, портрет Анны Ахматовой Натана Альтмана, портреты А.В. Суворова, Графа Феликса Феликсовича Сумарокова (князя Юсупова).  

Маршрут всегда инвариантный: по мере движения открываются новые возможности, новые объекты для исследования. Обычно на начальном этапе в проекте много участников – подростки любят все вместе гулять по городу. Мы называем этот уровень адаптивным. Но далеко не все готовы перейти на следующий уровень – исследовательский.

  • «Я исследую» - диалогический уровень. Рассмотрим пример исследования, которое начинается у картины И.Е. Репина «Заседание государственного совета». Мы можем посвятить время и познакомиться с теми персоналиями, кто изображен на картине, все это реальные люди, жившие в определенную эпоху, государственные чиновники со своими взглядами, деяниями и т.д. Мы приходим в Мариинский дворец. Для кого-то интерес представляем история дворца и то место, где заседал Государственный совет дореволюционной России. Сегодня это место, где заседает законодательное собрание, для кого-то интересно именно это. Можно сравнить государственное и общественное самоуправление «тогда и теперь», можно познакомиться с персоналиями сегодняшнего дня – молодыми политиками, общественными деятелями, посидеть в зале, где сегодня решаются важные для города вопросы, «примерить на себя» роль политика.  

Или другой пример: отправная точка – портрет Анны Ахматовой. Судьба поэтессы неразрывно связана с Петербургом: Фонтанный дом, набережная напротив печально знаменитых «Крестов», Царскосельский парк… Такие путешествия могут продолжаться очень долго, но мы задаем себе самый важный вопрос: а зачем это нужно взрослеющим подросткам, зачем это нужно нам, педагогам? Ради чего мы все это затеяли? И мы переходим на третий уровень проекта – ценностно-смысловой.

  • «Я выбираю» - ценностно-смысловой уровень.  Поэтому для нас очень важна именно ценностная составляющая исследовательской работы. Ценности и смыслы могут быть актуализированы также с помощью таких форм как «Дебаты», творческая мастерская, дискуссия «Диалог поколений» и др. Создать такое финальное мероприятие – творчество педагогов, собственное ценностно-смысловое самоопределение. Что я выбираю для себя? Что я могу предложить взрослеющим подросткам?  Речь идет уже о едином пространстве жизненного самоопределения для всех участников образовательного процесса.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Электронный образовательный ресурс по математике "Решение комбинаторных задач с помощью графов"

Электронный образовательный ресурс "Решение комбинаторных задач с помощью графов" предназначен для обучающихся 5 - 6 классов. Он может быть использован как пособие для дистанционного обучения по этой ...

Электронный образовательный ресурс по геометрии "Применение свойств и признаков равенства прямоугольных треугольников к решению практических задач"

Урок по геометрии  "Применение свойств и признаков равенства прямоугольных треугольников к решению практических задач"...

Электронный образовательный ресурс на тему: "Решение комбинаторных задач"

обучающая презентация по теме Решение комбинаторных задач...

Научная статья на тему "Реализация прикладной направленности обучения школьников при решении текстовых задач"

Статья на тему "Реализация прикладной направленности обучения школьников при решении текстовых задач"...