Разработка и использование электронных образовательных ресурсов для решения профессиональных задач по реализации ФГОС.
статья
Рассматриваются сервисы для создания ЭОРов.
Скачать:
Предварительный просмотр:
МОУ «СОШ № 2 р.п. Сенной Вольского района Саратовской области»
Беземская Ирина Валентиновна
Разработка и использование электронных образовательных ресурсов
для решения профессиональных задач по реализации ФГОС.
На современном этапе развития общества происходит пересмотр социальных требований к образованию. «Главные задачи современной школы – раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире» (Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»). Образование, рассчитанное на перспективу, необходимо строить на основе умения быстро ориентироваться в стремительно растущем потоке информации и находить нужное, умения осмысливать и применять полученную информацию. Одним из важнейших стратегических направлений модернизации российского образования является внедрение в учебный процесс средств информационных и коммуникационных технологий, обеспечивающих условия для становления образования нового типа, отвечающего потребностям развития и саморазвития личности в новой социокультурной ситуации. Стандарты второго поколения особую роль отводят личностным образовательным результатам выпускника, таким как готовность к самоидентификации в окружающем мире на основе критического анализа информации; владение навыками соотношения получаемой информации с принятыми в обществе моделями, например морально-этическими нормами, критическая оценка информации в СМИ; умение создавать и поддерживать индивидуальную информационную среду, обеспечивать защиту значимой информации и личную информационную безопасность, развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды. Для достижения этих результатов необходимо ориентировать образовательный процесс на изменение характера взаимодействия учителя и ученика, на формирование способностей искать, оценивать, отбирать и организовывать информацию, на развитие исследовательской деятельности учащихся. В требованиях ФГОС указано, что условием для реализации основной образовательной программы является создание информационно-образовательной среды (ИОС), которая включает комплекс информационных образовательных ресурсов, в том числе цифровых; совокупность технологических средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ); систему современных педагогических технологий, обеспечивающих обучение в современной информационно - образовательной среде. Важным документом, регулирующим требования к работе учителей, являются «Квалификационные характеристики должностей работников образования». В соответствии с данным документом должностные обязанности учителя включают требования по использованию информационных технологий и электронных (цифровых) образовательных ресурсов для осуществления обучения, с использованием разнообразные форм, приемов, методов и средств обучения, включая информационные, а также ЦОРы; организации контрольно-оценочной деятельности в образовательном процессе с использованием современных способов оценивания (ведение электронных форм документации, в том числе электронного журнала и дневников обучающихся).
Главная задача учителя – освоить ИОС школы как пространство, в котором осуществляется профессиональная педагогическая деятельность, вписать в нее свою собственную педагогическую деятельность, применяя, по мере необходимости, ее компоненты и вступая в информационно-профессиональное взаимодействие с коллегами, учащимися, администрацией, родителями. Педагогическая профессиональная деятельность сопровождается и созданием определенной продукции - авторских информационных ресурсов.
Внедрение информационных и коммуникационных технологий в свою работу я осуществляла по следующим направлениям: создание презентаций к урокам, работа с ресурсами Интернет, использование готовых обучающих программ, разработка и использование собственных авторских ресурсов, работа по созданию школьного сайта, администрирование электронного дневника.
На своих уроках я использую разнообразные электронные образовательные ресурсы. ЭОР это специальным образом сформированные блоки разнообразных информационных ресурсов, предназначенные для использования в учебном (образовательном) процессе, представленные в электронном (цифровом) виде и функционирующие на базе средств информационных и коммуникационных технологий. Цифровые образовательные ресурсы правомерно рассматривать как один из видов разрабатываемых в настоящее время ЭОРы нового поколения:
визуальная информация (иллюстративный, наглядный материал);
интерактивный демонстрационный материал (плакаты, упражнения, опорные схемы, таблицы, понятия); тренажёры. Они являются важнейшей составляющей всех направлений деятельности современного учителя, способствуют оптимизации и интеграции учебной и внеучебной деятельности. Дополняя широкий спектр педагогических (образовательных) технологий помогают решить вопросы формирования общей коммуникативной компетенции, одного из условий успешной социализации выпускников. ЦОРы уместны на всех этапах деятельности: от целеполагания (совместного, осознанного) до обобщения (повторение, структурирование - презентация); как групповой (учитель - ученики, учитель - родители), так и собственно учительской.
К современным цифровым образовательным ресурсам предъявляется ряд требований. Они должны:
- соответствовать содержанию учебника, нормативным актам Министерства образования науки РФ, используемым программам;
- ориентироваться на современные формы обучения, обеспечивать высокую интерактивность и мультимедийность обучения;
- обеспечивать возможность уровневой дифференциации и индивидуализации обучения;
- предлагать виды учебной деятельности, ориентирующие ученика на приобретение опыта решения жизненных проблем на основе знаний и умений в рамках данного предмета;
- обеспечивать использование как самостоятельной, так и групповой работы;
- содержать варианты учебного планирования, предполагающего модульную структуру;
- основываться на достоверных материалах;
- превышать по объему соответствующие разделы учебника, не расширяя при этом тематические разделы
Важно отметить инновационные качества данного вида образовательных ресурсов:
- мультимедийность (одновременное использование нескольких средств представления информации: графики, текста, видео, фотографии, анимации, звуковых эффектов, высококачественного звукового сопровождения);
- интерактивность (используются небольшие модули и гиперссылки, которые определяют выбор последовательности обучения и соучастия обучаемого в изучении материала: обеспечивает расширение возможностей самостоятельной учебной деятельности учащегося в наиболее удобном для него темпе, что позволяет учитывать индивидуальные особенности восприятия и стили познавательной деятельности разных учащихся);
- доступность (обеспечивается свободным размещением ЭОР в сети Интернет, позволяя работать с ними любым пользователем бесплатно в любое удобное время, могут быть предоставлены обучаемым по электронной почте, на материальном носителе и т.п.);
- универсальность (заключается в том, что ЭОР строго не привязан к конкретному УМК по учебному предмету и позволяет формировать знания, умения, УУД на материале, который может быть включен в уроки по любым УМК);
- комплексность (возможность обеспечения всех компонентов образовательного процесса: получение информации, практические занятия, контроль);
- широта распространения (тираж зависит от числа копий; в то же время, для ресурсов, расположенных на сайте, возможно просчитать количество посещений).
Как современный учитель я активно осваиваю новые технологии, применяю электронные образовательные ресурсы при объяснении нового материала или закреплении изученного, для организации самостоятельной учебной деятельности, при выполнении лабораторных работ и различных видов групповой учебной деятельности, в дистанционном обучении, в качестве симуляторов и тренажеров. Использование электронных образовательных ресурсов в процессе обучения предоставляет большие возможности и перспективы для самостоятельной творческой и исследовательской деятельности учащихся. Это соответствует основным идеям ФГОС ООО, методологической основой которого является системно-деятельностный подход, согласно которому "развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования". Доступность и отражение в содержании ЭОР основных тем, где применение мультимедиа и интерактивности наиболее методически целесообразно и способствует повышению эффективности обучения, особенно актуально для обучения на дому, а также для детей с ограниченными возможностями здоровья и учащихся, которые не могут временно, по причине болезни, посещать школу. Это обеспечивает реализацию положения ФГОС, в соответствии с которым необходимо обеспечить "разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья)" (ФГОС).
Основными федеральными образовательными порталами образовательных и социокультурных ресурсов, большая часть которых ориентирована на решение задач основного общего и среднего (полного) общего образования являются:
• ЕК ЦОР - Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (содержит разнообразные учебные материалы в электронной форме — документы, презентации, электронные таблицы, видеофрагменты, анимационные ролики и др. В состав ЕК ЦОР включены инструменты учебной деятельности — конструкторы, тренажеры, интерактивные задачники, программы для построения графиков и инструменты организации учебного процесса) http://school-collection.edu.ru/;
• ФЦИОР - Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (содержит коллекцию ЭОР нового поколения разного типа: информационного, практического и контрольного, которые представляют собой модули с мультимедийным содержимым) http://fcior.edu.ru/.
Изучались возможности использования на уроках химии готовых электронных образовательных. Проведены уроки с использованием диска «Виртуальная лаборатория» (химия). Сделан вывод, что работа с «Виртуальной лабораторией» на уроках нецелесообразна, т.к. тратится много времени, недостаточно наглядности (не виден цвет осадка), не всегда срабатывает техника. Данный диск можно использовать во внеурочной деятельности или при изучении материала учащимися дома.
С заданиями сервиса Виртуальной лаборатории учащиеся работают и на уроках и дома. Для домашнего повторения материала и для подготовки к ГИА достаточно эффективны видеоуроки сайта InternetUrok.ru, которые сопровождаются текстовым уроком, тренажерами, тестами, вопросами к уроку.
Положительные результаты дает использование готовых Flash – анимаций, как при изучении нового материала, так и при закреплении и проверке знаний.
В своей работе я использую не только готовые ресурсы, но и самостоятельно разработанные. Для создания интерактивных заданий я использую различные сервисы WEB 2.0. Например такие как:
LearningApps.org. Это средство для разработки интерактивных электронных учебных материалов. Инструментарий сервиса позволяет создавать учебные классы, приглашая в них своих учеников по гиперссылке. Для классов можно создавать наборы учебных элементов и следить за тем, кто из студентов смог успешно выполнить задания, а кто не смог. Сами ученики также могут создавать учебные элементы, которые будут размещаться в общем наборе элементов класса. Различные типы заданий «Гонка за лидером (млекопитающие)», «Распредели млекопитающих по отрядам», «Фазы мейоза», «Типы размножения», кроссворды по темам «Млекопитающие», «Папоротникообразные», «Кто хочет стать миллионером» (по темам папоротникообразные, кольчатые черви, млекопитающие) были разработаны с помощью этого сервиса и использовались при проведении уроков и внеклассных мероприятий.
http://www.classtools.net/ он-лайн сервис для создания интерактивных Flash-ресурсов, и, прежде всего, дидактических игр для уроков. Алгоритм работы достаточно прост. Набираете вопросы и ответы. С помощью Генератора игр подбираете наиболее подходящий для вас вариант. Запускаете. Есть возможность сохранить игры на компьютере в виде htm файла, разместить на страничках сайтов и блогов, поделиться ссылкой. Большинство дидактических игр можно успешно использовать на интерактивной доске. Кроме этого сервис позволяет преподавателям и школьникам создавать интерактивные Flash- диаграммы для эффективного проведения презентаций, защиты проектов, представления диаграмм, аналитических докладов, планирования мероприятий и т.д
Microsoft AutoCollage – программа автоматически создает коллажи из выбранных изображений, требует минимальных усилий.
https://scratch.mit.edu/about/ с помощью Скретч можно программировать собственные интерактивные истории, игры и анимацию и делиться своими творениями с другими представителями Интернет-сообщества. Скретч помогает научиться мыслить творчески, приводить систематические обоснования и совместно работать. Это базовые навыки жизни в 21 веке. Совместно созданный проект о круговороте воды в природе Путешествие капельки воды.
Для создания обучающего видео можно использовать всем хорошо известные сервисы, такие как YouTube. Главная проблема при просмотре учебных видеороликов — пассивность зрителей. Поэтому появляется необходимость прикрепить к видео учебные задания, организовать опрос или обсуждение, снабдить видео дополнительной информацией или ссылками на веб-ресурсы. То есть сделать видео интерактивным. Интерактивное видео решает сразу три задачи:
1) облегчает усвоение учебного материала, даёт подсказки, комментарии по ходу просмотра, позволяет узнать больше (с помощью ссылок на веб-ресурсы);
2) даёт возможность активизировать усвоение материала и проконтролировать это с помощью опросов, заданий, обсуждений;
3) вносит в обучение элемент игры, позволяя зрителю самому выбирать сюжет при просмотре видео.
Интерактивное видео с возможностью выбора сюжетной линии можно использовать и в образовании. Вот лишь несколько идей для создания учебного видеоквеста:
- инструкция-алгоритм с последовательностью действий;
- выставка творческих видеоработ школьников;
- рассказ о животных, относящихся к одному отряду;
- видеоэкскурсия.
Примеры обучающего видео, созданные мною с помощью сайта YouTube «Строение растений» (добавлен выбор сюжетной линии), «Лук - наш друг» (добавлено звуковое сопровождение, пояснительная и справочная информация). Данные видео рекомендовались учащимся для просмотра при подготовки домашнего задания и использовались при проведении внеклассного мероприятия.
Рабочие листы Wizer.me https://app.wizer.me/preview/AMJMYB обеспечивают создание онлайн-контента с добавлением текста, видео, изображения и различные типов вопросов: открытые вопросы, множественный выбор, соответствие пар, заполнить бланк, заполнить на изображение, таблицы и т.д. Обеспечивается автоматическая проверка заданий. Ресурс можно использовать при проверке знаний, дистанционной работе, подготовке к ГИА.
Универсальная программа-оболочка Hot Potatoes, дает возможность самостоятельно, не прибегая к помощи программистов, создавать интерактивные тренировочно-контролирующие упражнения в формате HTML. С помощью программы Hot Potatoes можно создать 10 типов упражнений использованием текстовой, графической, аудио- и видеоинформации.
В рамках онлайн-конференции «Новая школа: мой маршрут» проводился тренинг «Интерактивный плакат в Power Point» (ведущая - Бугаева О. А.). Участие в этом тренинге позволило мне освоить технологию создания интерактивного электронного плаката.
Плакат — это наглядное изображение, которое может быть использовано в самых различных целях: реклама, агитация, обучение и т.п. Важно то, что плакат по своей сути – это средство предоставления информации, то есть основная его функция – демонстрация материала.
Под интерактивностью понимается способность информационно-коммуникационной системы, активно и разнообразно реагировать на действия пользователя. Таким образом, интерактивный плакат – это средство предоставления информации, способное активно и разнообразно реагировать на действия пользователя. Интерактивность обеспечивается за счет использования различных интерактивных элементов: ссылок, кнопок перехода, областей текстового или цифрового ввода и т.д. В процессе обучения интерактивный плакат позволяет достичь двух очень важных результатов: за счет использования интерактивных элементов вовлечь обучаемого в процесс получения знаний; за счет использования различных мультимедиа и 3D объектов добиться максимальной наглядности информации.
В рабочей области интерактивных плакатов могут размещаться любые мультимедиа объекты: статичные иллюстрации, анимации, текст. Кроме того, в отличие от мультимедийных плакатов, в ней могут быть размещены как статичные 3D модели, так и 3D анимации, Flash-приложение. Таким образом, интерактивные плакаты являются отличным подспорьем как преподавателю в процессе проведения занятия, так и обучаемым в процессе самообучения. Они не только могут содержать гораздо больше учебного материала, чем обычные мультимедийные плакаты, но и способны предоставлять его в гораздо более наглядной и эффективной форме. За счет использования интерактивных элементов может быть решена одна из важнейших задач, стоящих перед учебными пособиями – привлечение внимания обучаемого и его вовлечение в активную познавательную деятельность.
Таким образом, интерактивные плакаты, таблицы, схемы – электронное образовательное средство нового типа, которое обеспечивает высокий уровень задействования информационных каналов восприятия наглядности учебного процесса. Новизна опыта использования заключается в комплексном подходе к применению мультимедийных технологий. По сравнению с обычными полиграфическими аналогами, интерактивные электронные плакаты являются современным многофункциональным средством обучения и предоставляют более широкие возможности для организации учебного процесса. В цифровых образовательных ресурсах этого типа информация предъявляется не сразу, она появляется в зависимости от управляющих воздействий пользователя. Интерактивный плакат как никакое другое средство позволяет варьировать уровень погружения обучающихся в изучаемую тему.
Большое разнообразие методических материалов, а также приёмов медиадидактики можно найти на сайте Дидактор: дидактика, мультимедийные уроки и педагогическая техника (Аствацатуров Г. О.) Цель их использования — сделать мультимедийные уроки более эффективными. Ряд приемов я использовала для разработки интерактивных ресурсов, созданных в программе Power Point: «Предки человека», «Фазы митоза», «Формулы неорганических соединений», «Музыкальная шкатулка», интерактивной презентации к обобщающему уроку – игре по теме «Млекопитающие», интерактивных электронных плакатов «Папоротникообразные», «На перекрестке трех наук».
Разработка «Папоротникообразные» на конкурсе интерактивных дидактических пособий в рамках фестиваля «Горизонты цифрового будущего» (2014 год, г. Вольск) в номинации «Пособие для сообщения сведений» заняла II место; на VI Международном конкурсе авторов цифровых образовательных ресурсов "IT-эффект" (Проект "Мир конкурсов" на базе КГАОУ "Школа космонавтики") –
I место
Разработка «На перекрестке трех наук» (интерактивный плакат к внеклассному интегрированному мероприятию по химии, биологии, физике для 9-11 классов) на III Региональном дистанционном конкурсе «Истина где-то рядом» заняла I место в номинации «Интеллект-шоу».
Методическая разработка мероприятия опубликована на страницах сетевого журнала "Вопросы Ининформационнотернет Образования"
Особенности ИП
- высокая интерактивность – диалог между учителем и учеником посредством данной программы, это ещё один новый метод работы на уроке,
- простота в использовании – интерактивный плакат не требует инсталляций, имеет простой и понятный интерфейс.
- богатый визуальный материал - яркие анимации явлений и процессов, фотографии и иллюстрации, что дает преимущество над другими продуктами и средствами обучения.
- групповой и индивидуальный подход - позволяет организовать работу как со всем классом (использование на интерактивной доске), так и с каждым отдельным учеником (работа за персональным компьютером).
- учебный материал программ представлен в виде логически завершенных отдельных фрагментов, что позволяет учителю конструировать уроки в соответствии со своими задачами.
Любые интерактивные плакаты для учащихся должны создаваться с учетом не только предметной области, но и возрастных особенностей учеников. При этом следует учитывать доступность текста для прочтения, использование яркие и красивые шрифты, создавать простую и удобную навигацию.
Но нельзя не сказать о недостатках применения электронных образовательных ресурсов. Нерациональное, необоснованное использование может привести к тому, что:
- ограничивается возможность развития культуры речи учащихся, недостаточно активно развиваются навыки работы с терминами, навыки письменной речи;
- происходит излишняя алгоритмизация мыслительной деятельности обучающихся;
- ухудшается состояние здоровья школьников в случае неравномерного чередования различные формы работы.
3. Заключение.
По мнению экспертов, информационно-коммуникационные технологии обучение позволяют повысить эффективность демонстраций на уроках и лекциях более чем на 50%, практических и лабораторных занятий по естественнонаучным дисциплинам не менее чем на 30%, объективность контроля знаний учащихся — на 20-25%. Новые информационные технологии это не только технические средства, но и новые формы и методы преподавания, новый подход к процессу обучения. Анализируя опыт использования ИКТ на уроках, можно с уверенностью сказать, что использование электронных образовательных ресурсов позволяет обеспечить положительную мотивацию обучения, проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне; обеспечить высокую степень дифференциации обучения; усовершенствовать контроль знаний; рационально организовать учебный процесс, повысить эффективность урока; формировать навыки исследовательской деятельности. Применение информационных технологий позволяет мне развивать профессиональные компетенции, осуществлять задуманное, делать урок современным, по-настоящему развивающим и познавательным. Это ведёт к решению главной задачи образовательной политики, к реализации требований ФГОС.
Библиография
Интернет-ресурсы:
1. Аствацатуров Г. О. Технология конструирования интерактивного плаката. [Электронный ресурс]. - Режим доступа URL.: http://didaktor.ru/texnologiya-konstruirovaniya-interaktivnogo-plakata/ (Дата обращения 14.03.2017.)
2. Вольхина Е. ИКТ в обучении. [Электронный ресурс]. - Режим доступа URL.: https://pedtehno.ru/content/ikt-v-obuchenii (Дата обращения 27.03.2017.)
3. Савинкина С.Ю. Разработка и использование интерактивных плакатов, схем и таблиц.[Электронный ресурс]. - Режим доступа URL.:
http://vio.uchim.info/Vio_117/cd_site/articles/art_1_9.htm (Дата обращения 02.04.2017.)
4. Федеральные Государственные Образовательные Стандарты. [Электронный ресурс]. - Режим доступа URL.: http://qoo.by/MqN (Дата обращения 14. 03.2017.)
5. Якорев Д. Интерактивный плакат. Что это? [Электронный ресурс]. - Режим доступа URL.: http://wiki.itorum.ru/2011/08/interaktivnyj-plakat-chto-eto/ (Дата обращения 27. 03.2017
Предварительный просмотр:
МОУ «СОШ № 2 р.п. Сенной Вольского района Саратовской области»
Беземская Ирина Валентиновна
Разработка и использование электронных образовательных ресурсов
для решения профессиональных задач по реализации ФГОС.
На современном этапе развития общества происходит пересмотр социальных требований к образованию. «Главные задачи современной школы – раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире» (Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»). Образование, рассчитанное на перспективу, необходимо строить на основе умения быстро ориентироваться в стремительно растущем потоке информации и находить нужное, умения осмысливать и применять полученную информацию. Одним из важнейших стратегических направлений модернизации российского образования является внедрение в учебный процесс средств информационных и коммуникационных технологий, обеспечивающих условия для становления образования нового типа, отвечающего потребностям развития и саморазвития личности в новой социокультурной ситуации. Стандарты второго поколения особую роль отводят личностным образовательным результатам выпускника, таким как готовность к самоидентификации в окружающем мире на основе критического анализа информации; владение навыками соотношения получаемой информации с принятыми в обществе моделями, например морально-этическими нормами, критическая оценка информации в СМИ; умение создавать и поддерживать индивидуальную информационную среду, обеспечивать защиту значимой информации и личную информационную безопасность, развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды. Для достижения этих результатов необходимо ориентировать образовательный процесс на изменение характера взаимодействия учителя и ученика, на формирование способностей искать, оценивать, отбирать и организовывать информацию, на развитие исследовательской деятельности учащихся. В требованиях ФГОС указано, что условием для реализации основной образовательной программы является создание информационно-образовательной среды (ИОС), которая включает комплекс информационных образовательных ресурсов, в том числе цифровых; совокупность технологических средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ); систему современных педагогических технологий, обеспечивающих обучение в современной информационно - образовательной среде. Важным документом, регулирующим требования к работе учителей, являются «Квалификационные характеристики должностей работников образования». В соответствии с данным документом должностные обязанности учителя включают требования по использованию информационных технологий и электронных (цифровых) образовательных ресурсов для осуществления обучения, с использованием разнообразные форм, приемов, методов и средств обучения, включая информационные, а также ЦОРы; организации контрольно-оценочной деятельности в образовательном процессе с использованием современных способов оценивания (ведение электронных форм документации, в том числе электронного журнала и дневников обучающихся).
Главная задача учителя – освоить ИОС школы как пространство, в котором осуществляется профессиональная педагогическая деятельность, вписать в нее свою собственную педагогическую деятельность, применяя, по мере необходимости, ее компоненты и вступая в информационно-профессиональное взаимодействие с коллегами, учащимися, администрацией, родителями. Педагогическая профессиональная деятельность сопровождается и созданием определенной продукции - авторских информационных ресурсов.
Внедрение информационных и коммуникационных технологий в свою работу я осуществляла по следующим направлениям: создание презентаций к урокам, работа с ресурсами Интернет, использование готовых обучающих программ, разработка и использование собственных авторских ресурсов, работа по созданию школьного сайта, администрирование электронного дневника.
На своих уроках я использую разнообразные электронные образовательные ресурсы. ЭОР это специальным образом сформированные блоки разнообразных информационных ресурсов, предназначенные для использования в учебном (образовательном) процессе, представленные в электронном (цифровом) виде и функционирующие на базе средств информационных и коммуникационных технологий. Цифровые образовательные ресурсы правомерно рассматривать как один из видов разрабатываемых в настоящее время ЭОРы нового поколения:
визуальная информация (иллюстративный, наглядный материал);
интерактивный демонстрационный материал (плакаты, упражнения, опорные схемы, таблицы, понятия); тренажёры. Они являются важнейшей составляющей всех направлений деятельности современного учителя, способствуют оптимизации и интеграции учебной и внеучебной деятельности. Дополняя широкий спектр педагогических (образовательных) технологий помогают решить вопросы формирования общей коммуникативной компетенции, одного из условий успешной социализации выпускников. ЦОРы уместны на всех этапах деятельности: от целеполагания (совместного, осознанного) до обобщения (повторение, структурирование - презентация); как групповой (учитель - ученики, учитель - родители), так и собственно учительской.
К современным цифровым образовательным ресурсам предъявляется ряд требований. Они должны:
- соответствовать содержанию учебника, нормативным актам Министерства образования науки РФ, используемым программам;
- ориентироваться на современные формы обучения, обеспечивать высокую интерактивность и мультимедийность обучения;
- обеспечивать возможность уровневой дифференциации и индивидуализации обучения;
- предлагать виды учебной деятельности, ориентирующие ученика на приобретение опыта решения жизненных проблем на основе знаний и умений в рамках данного предмета;
- обеспечивать использование как самостоятельной, так и групповой работы;
- содержать варианты учебного планирования, предполагающего модульную структуру;
- основываться на достоверных материалах;
- превышать по объему соответствующие разделы учебника, не расширяя при этом тематические разделы
Важно отметить инновационные качества данного вида образовательных ресурсов:
- мультимедийность (одновременное использование нескольких средств представления информации: графики, текста, видео, фотографии, анимации, звуковых эффектов, высококачественного звукового сопровождения);
- интерактивность (используются небольшие модули и гиперссылки, которые определяют выбор последовательности обучения и соучастия обучаемого в изучении материала: обеспечивает расширение возможностей самостоятельной учебной деятельности учащегося в наиболее удобном для него темпе, что позволяет учитывать индивидуальные особенности восприятия и стили познавательной деятельности разных учащихся);
- доступность (обеспечивается свободным размещением ЭОР в сети Интернет, позволяя работать с ними любым пользователем бесплатно в любое удобное время, могут быть предоставлены обучаемым по электронной почте, на материальном носителе и т.п.);
- универсальность (заключается в том, что ЭОР строго не привязан к конкретному УМК по учебному предмету и позволяет формировать знания, умения, УУД на материале, который может быть включен в уроки по любым УМК);
- комплексность (возможность обеспечения всех компонентов образовательного процесса: получение информации, практические занятия, контроль);
- широта распространения (тираж зависит от числа копий; в то же время, для ресурсов, расположенных на сайте, возможно просчитать количество посещений).
Как современный учитель я активно осваиваю новые технологии, применяю электронные образовательные ресурсы при объяснении нового материала или закреплении изученного, для организации самостоятельной учебной деятельности, при выполнении лабораторных работ и различных видов групповой учебной деятельности, в дистанционном обучении, в качестве симуляторов и тренажеров. Использование электронных образовательных ресурсов в процессе обучения предоставляет большие возможности и перспективы для самостоятельной творческой и исследовательской деятельности учащихся. Это соответствует основным идеям ФГОС ООО, методологической основой которого является системно-деятельностный подход, согласно которому "развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования". Доступность и отражение в содержании ЭОР основных тем, где применение мультимедиа и интерактивности наиболее методически целесообразно и способствует повышению эффективности обучения, особенно актуально для обучения на дому, а также для детей с ограниченными возможностями здоровья и учащихся, которые не могут временно, по причине болезни, посещать школу. Это обеспечивает реализацию положения ФГОС, в соответствии с которым необходимо обеспечить "разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья)" (ФГОС).
Основными федеральными образовательными порталами образовательных и социокультурных ресурсов, большая часть которых ориентирована на решение задач основного общего и среднего (полного) общего образования являются:
• ЕК ЦОР - Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (содержит разнообразные учебные материалы в электронной форме — документы, презентации, электронные таблицы, видеофрагменты, анимационные ролики и др. В состав ЕК ЦОР включены инструменты учебной деятельности — конструкторы, тренажеры, интерактивные задачники, программы для построения графиков и инструменты организации учебного процесса) http://school-collection.edu.ru/;
• ФЦИОР - Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (содержит коллекцию ЭОР нового поколения разного типа: информационного, практического и контрольного, которые представляют собой модули с мультимедийным содержимым) http://fcior.edu.ru/.
Изучались возможности использования на уроках химии готовых электронных образовательных. Проведены уроки с использованием диска «Виртуальная лаборатория» (химия). Сделан вывод, что работа с «Виртуальной лабораторией» на уроках нецелесообразна, т.к. тратится много времени, недостаточно наглядности (не виден цвет осадка), не всегда срабатывает техника. Данный диск можно использовать во внеурочной деятельности или при изучении материала учащимися дома.
С заданиями сервиса Виртуальной лаборатории учащиеся работают и на уроках и дома. Для домашнего повторения материала и для подготовки к ГИА достаточно эффективны видеоуроки сайта InternetUrok.ru, которые сопровождаются текстовым уроком, тренажерами, тестами, вопросами к уроку.
Положительные результаты дает использование готовых Flash – анимаций, как при изучении нового материала, так и при закреплении и проверке знаний.
В своей работе я использую не только готовые ресурсы, но и самостоятельно разработанные. Для создания интерактивных заданий я использую различные сервисы WEB 2.0. Например такие как:
LearningApps.org. Это средство для разработки интерактивных электронных учебных материалов. Инструментарий сервиса позволяет создавать учебные классы, приглашая в них своих учеников по гиперссылке. Для классов можно создавать наборы учебных элементов и следить за тем, кто из студентов смог успешно выполнить задания, а кто не смог. Сами ученики также могут создавать учебные элементы, которые будут размещаться в общем наборе элементов класса. Различные типы заданий «Гонка за лидером (млекопитающие)», «Распредели млекопитающих по отрядам», «Фазы мейоза», «Типы размножения», кроссворды по темам «Млекопитающие», «Папоротникообразные», «Кто хочет стать миллионером» (по темам папоротникообразные, кольчатые черви, млекопитающие) были разработаны с помощью этого сервиса и использовались при проведении уроков и внеклассных мероприятий.
http://www.classtools.net/ он-лайн сервис для создания интерактивных Flash-ресурсов, и, прежде всего, дидактических игр для уроков. Алгоритм работы достаточно прост. Набираете вопросы и ответы. С помощью Генератора игр подбираете наиболее подходящий для вас вариант. Запускаете. Есть возможность сохранить игры на компьютере в виде htm файла, разместить на страничках сайтов и блогов, поделиться ссылкой. Большинство дидактических игр можно успешно использовать на интерактивной доске. Кроме этого сервис позволяет преподавателям и школьникам создавать интерактивные Flash- диаграммы для эффективного проведения презентаций, защиты проектов, представления диаграмм, аналитических докладов, планирования мероприятий и т.д
Microsoft AutoCollage – программа автоматически создает коллажи из выбранных изображений, требует минимальных усилий.
https://scratch.mit.edu/about/ с помощью Скретч можно программировать собственные интерактивные истории, игры и анимацию и делиться своими творениями с другими представителями Интернет-сообщества. Скретч помогает научиться мыслить творчески, приводить систематические обоснования и совместно работать. Это базовые навыки жизни в 21 веке. Совместно созданный проект о круговороте воды в природе Путешествие капельки воды.
Для создания обучающего видео можно использовать всем хорошо известные сервисы, такие как YouTube. Главная проблема при просмотре учебных видеороликов — пассивность зрителей. Поэтому появляется необходимость прикрепить к видео учебные задания, организовать опрос или обсуждение, снабдить видео дополнительной информацией или ссылками на веб-ресурсы. То есть сделать видео интерактивным. Интерактивное видео решает сразу три задачи:
1) облегчает усвоение учебного материала, даёт подсказки, комментарии по ходу просмотра, позволяет узнать больше (с помощью ссылок на веб-ресурсы);
2) даёт возможность активизировать усвоение материала и проконтролировать это с помощью опросов, заданий, обсуждений;
3) вносит в обучение элемент игры, позволяя зрителю самому выбирать сюжет при просмотре видео.
Интерактивное видео с возможностью выбора сюжетной линии можно использовать и в образовании. Вот лишь несколько идей для создания учебного видеоквеста:
- инструкция-алгоритм с последовательностью действий;
- выставка творческих видеоработ школьников;
- рассказ о животных, относящихся к одному отряду;
- видеоэкскурсия.
Примеры обучающего видео, созданные мною с помощью сайта YouTube «Строение растений» (добавлен выбор сюжетной линии), «Лук - наш друг» (добавлено звуковое сопровождение, пояснительная и справочная информация). Данные видео рекомендовались учащимся для просмотра при подготовки домашнего задания и использовались при проведении внеклассного мероприятия.
Рабочие листы Wizer.me https://app.wizer.me/preview/AMJMYB обеспечивают создание онлайн-контента с добавлением текста, видео, изображения и различные типов вопросов: открытые вопросы, множественный выбор, соответствие пар, заполнить бланк, заполнить на изображение, таблицы и т.д. Обеспечивается автоматическая проверка заданий. Ресурс можно использовать при проверке знаний, дистанционной работе, подготовке к ГИА.
Универсальная программа-оболочка Hot Potatoes, дает возможность самостоятельно, не прибегая к помощи программистов, создавать интерактивные тренировочно-контролирующие упражнения в формате HTML. С помощью программы Hot Potatoes можно создать 10 типов упражнений использованием текстовой, графической, аудио- и видеоинформации.
В рамках онлайн-конференции «Новая школа: мой маршрут» проводился тренинг «Интерактивный плакат в Power Point» (ведущая - Бугаева О. А.). Участие в этом тренинге позволило мне освоить технологию создания интерактивного электронного плаката.
Плакат — это наглядное изображение, которое может быть использовано в самых различных целях: реклама, агитация, обучение и т.п. Важно то, что плакат по своей сути – это средство предоставления информации, то есть основная его функция – демонстрация материала.
Под интерактивностью понимается способность информационно-коммуникационной системы, активно и разнообразно реагировать на действия пользователя. Таким образом, интерактивный плакат – это средство предоставления информации, способное активно и разнообразно реагировать на действия пользователя. Интерактивность обеспечивается за счет использования различных интерактивных элементов: ссылок, кнопок перехода, областей текстового или цифрового ввода и т.д. В процессе обучения интерактивный плакат позволяет достичь двух очень важных результатов: за счет использования интерактивных элементов вовлечь обучаемого в процесс получения знаний; за счет использования различных мультимедиа и 3D объектов добиться максимальной наглядности информации.
В рабочей области интерактивных плакатов могут размещаться любые мультимедиа объекты: статичные иллюстрации, анимации, текст. Кроме того, в отличие от мультимедийных плакатов, в ней могут быть размещены как статичные 3D модели, так и 3D анимации, Flash-приложение. Таким образом, интерактивные плакаты являются отличным подспорьем как преподавателю в процессе проведения занятия, так и обучаемым в процессе самообучения. Они не только могут содержать гораздо больше учебного материала, чем обычные мультимедийные плакаты, но и способны предоставлять его в гораздо более наглядной и эффективной форме. За счет использования интерактивных элементов может быть решена одна из важнейших задач, стоящих перед учебными пособиями – привлечение внимания обучаемого и его вовлечение в активную познавательную деятельность.
Таким образом, интерактивные плакаты, таблицы, схемы – электронное образовательное средство нового типа, которое обеспечивает высокий уровень задействования информационных каналов восприятия наглядности учебного процесса. Новизна опыта использования заключается в комплексном подходе к применению мультимедийных технологий. По сравнению с обычными полиграфическими аналогами, интерактивные электронные плакаты являются современным многофункциональным средством обучения и предоставляют более широкие возможности для организации учебного процесса. В цифровых образовательных ресурсах этого типа информация предъявляется не сразу, она появляется в зависимости от управляющих воздействий пользователя. Интерактивный плакат как никакое другое средство позволяет варьировать уровень погружения обучающихся в изучаемую тему.
Большое разнообразие методических материалов, а также приёмов медиадидактики можно найти на сайте Дидактор: дидактика, мультимедийные уроки и педагогическая техника (Аствацатуров Г. О.) Цель их использования — сделать мультимедийные уроки более эффективными. Ряд приемов я использовала для разработки интерактивных ресурсов, созданных в программе Power Point: «Предки человека», «Фазы митоза», «Формулы неорганических соединений», «Музыкальная шкатулка», интерактивной презентации к обобщающему уроку – игре по теме «Млекопитающие», интерактивных электронных плакатов «Папоротникообразные», «На перекрестке трех наук».
Разработка «Папоротникообразные» на конкурсе интерактивных дидактических пособий в рамках фестиваля «Горизонты цифрового будущего» (2014 год, г. Вольск) в номинации «Пособие для сообщения сведений» заняла II место; на VI Международном конкурсе авторов цифровых образовательных ресурсов "IT-эффект" (Проект "Мир конкурсов" на базе КГАОУ "Школа космонавтики") –
I место
Разработка «На перекрестке трех наук» (интерактивный плакат к внеклассному интегрированному мероприятию по химии, биологии, физике для 9-11 классов) на III Региональном дистанционном конкурсе «Истина где-то рядом» заняла I место в номинации «Интеллект-шоу».
Методическая разработка мероприятия опубликована на страницах сетевого журнала "Вопросы Ининформационнотернет Образования"
Особенности ИП
- высокая интерактивность – диалог между учителем и учеником посредством данной программы, это ещё один новый метод работы на уроке,
- простота в использовании – интерактивный плакат не требует инсталляций, имеет простой и понятный интерфейс.
- богатый визуальный материал - яркие анимации явлений и процессов, фотографии и иллюстрации, что дает преимущество над другими продуктами и средствами обучения.
- групповой и индивидуальный подход - позволяет организовать работу как со всем классом (использование на интерактивной доске), так и с каждым отдельным учеником (работа за персональным компьютером).
- учебный материал программ представлен в виде логически завершенных отдельных фрагментов, что позволяет учителю конструировать уроки в соответствии со своими задачами.
Любые интерактивные плакаты для учащихся должны создаваться с учетом не только предметной области, но и возрастных особенностей учеников. При этом следует учитывать доступность текста для прочтения, использование яркие и красивые шрифты, создавать простую и удобную навигацию.
Но нельзя не сказать о недостатках применения электронных образовательных ресурсов. Нерациональное, необоснованное использование может привести к тому, что:
- ограничивается возможность развития культуры речи учащихся, недостаточно активно развиваются навыки работы с терминами, навыки письменной речи;
- происходит излишняя алгоритмизация мыслительной деятельности обучающихся;
- ухудшается состояние здоровья школьников в случае неравномерного чередования различные формы работы.
3. Заключение.
По мнению экспертов, информационно-коммуникационные технологии обучение позволяют повысить эффективность демонстраций на уроках и лекциях более чем на 50%, практических и лабораторных занятий по естественнонаучным дисциплинам не менее чем на 30%, объективность контроля знаний учащихся — на 20-25%. Новые информационные технологии это не только технические средства, но и новые формы и методы преподавания, новый подход к процессу обучения. Анализируя опыт использования ИКТ на уроках, можно с уверенностью сказать, что использование электронных образовательных ресурсов позволяет обеспечить положительную мотивацию обучения, проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне; обеспечить высокую степень дифференциации обучения; усовершенствовать контроль знаний; рационально организовать учебный процесс, повысить эффективность урока; формировать навыки исследовательской деятельности. Применение информационных технологий позволяет мне развивать профессиональные компетенции, осуществлять задуманное, делать урок современным, по-настоящему развивающим и познавательным. Это ведёт к решению главной задачи образовательной политики, к реализации требований ФГОС.
Библиография
Интернет-ресурсы:
1. Аствацатуров Г. О. Технология конструирования интерактивного плаката. [Электронный ресурс]. - Режим доступа URL.: http://didaktor.ru/texnologiya-konstruirovaniya-interaktivnogo-plakata/ (Дата обращения 14.03.2017.)
2. Вольхина Е. ИКТ в обучении. [Электронный ресурс]. - Режим доступа URL.: https://pedtehno.ru/content/ikt-v-obuchenii (Дата обращения 27.03.2017.)
3. Савинкина С.Ю. Разработка и использование интерактивных плакатов, схем и таблиц.[Электронный ресурс]. - Режим доступа URL.:
http://vio.uchim.info/Vio_117/cd_site/articles/art_1_9.htm (Дата обращения 02.04.2017.)
4. Федеральные Государственные Образовательные Стандарты. [Электронный ресурс]. - Режим доступа URL.: http://qoo.by/MqN (Дата обращения 14. 03.2017.)
5. Якорев Д. Интерактивный плакат. Что это? [Электронный ресурс]. - Режим доступа URL.: http://wiki.itorum.ru/2011/08/interaktivnyj-plakat-chto-eto/ (Дата обращения 27. 03.2017
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Эссе “Использование электронных образовательных ресурсов на уроках информатики, как одно из решений задач модернизации образования”
В настоящее время основное внимание в области информатизации образования фокусируется на проблемах создания эффективных электронных образовательных ресурсов (ЭОР). На смену ставшим уже традици...
Учебно-методическая разработка с использованием электронных образовательных ресурсов в образовательном процессе. Урок-игра «Торги на бирже: ПОКУПАЕМ ЭЛЕКТРОН»
На бирже «продают» электрон. Выигрывают, т.е. «покупают» электрон те, у кого больше знаний.Каждая команда по очереди делает вступительный «взнос». «Взносом» является законченная мысль, идея, дем...
Методическая разработка с использованием электронных образовательных ресурсов
Методические рекомендации учителям по работе с детьми с ОВЗ ( ЗПР)...
Использование электронных образовательных ресурсов на уроке истории в условиях введения ФГОС
Учить детей сегодня трудно,И раньше было нелегко.Читать, считать, писать учили:«Даёт корова молоко».Век XXI – век открытий,Век инноваций, новизны,Но от учителя зависит,Какими дети быть должны.Же...
Методическая разработка с использованием электронных образовательных ресурсов
Путешествие в увлекательный мир дыхания...
Реализация требований ФГОС НОО с использованием электронных образовательных ресурсов.
Важность использования электронных образовательных ресурсов бесспорна, поскольку ФГОС фактически обязывают использовать в образовательном процессе ИКТ....
Разработка и использование электронных образовательных ресурсов для решения профессиональных задач по реализации ФГОС.
Рассматриваются сервисы для создания ЭОРов....