"Основы танцевального искусства"
рабочая программа на тему
Дополнительная общеразвивающая программа общекльтурной направленности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dyuts_programma.docx | 75.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Комитет по управлению образованием Администрации муниципального района «Город Краснокаменск и Краснокаменский район»
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Детско-юношеский центр»
Принята на заседании Педагогического совета Протокол №____ от «____» июля ____года | «Утверждаю» Директор МБУДО «ДЮЦ» _________ Ковригина Т.В. «____» ___________ 2018 г. |
Дополнительная общеразвивающая программа
общекультурной направленности
«Основы танцевального искусства»
(уровень базовый)
Возраст обучающихся: 11 – 14 лет.
Срок реализации программы: 1 год
( 2018-2019, учебный год)
Количество часов в год: 216 ч.
Общее количество часов: 216ч.
Разработчик: Литвинцева Светлана Викторовна
педагог дополнительного образования
первой квалификационной категории
г. Краснокаменск
Структура программы
I. | Комплекс основных характеристик программы | |
1.1. | Пояснительная записка…………………………………….. | 3 |
1.2. | Цели и задачи программы………………………………….. | 5 |
1.3. | Содержание программы……………………………………. | 6 |
1.4. | Планируемые результаты………………………………….. | 8 |
II. | Комплекс организационно-педагогических условий | |
2.1 | Календарно- учебный график……………………………… | 9 |
2.2. | Условия реализации программы………………………….. | 12 |
2.3. | Формы аттестации…………………………………………. | 13 |
2.4. | Оценочный материал………………………………………. | 14 |
2.5. | Методическое обеспечение……………………………….. | 15 |
2.6. | Список литературы………………………………………… | 17 |
2.7. | Приложения………………………………………………… | 18 |
Диагностические карты | ||
Карты самоанализа | ||
Анкеты для родителей Критерии оценок результатов |
I. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ
1.1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая дополнительная общеразвивающая программа общекультурной направленности «Основы хореографического искусства» разработана с учетом:
-Федерального Закона Российской Федерации от 29.12.2012 года № 273 «Об образовании в Российской Федерации».
-Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (от 17.11.2008 г. № 1662-р).
-Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 года № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
-«Санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы в образовательных организациях дополнительного образования детей», утвержденных Главным государственным санитарным врачом РФ 04.07.2014 г. № 41.
-Письма Минобрнауки РФ от 18.11.2015 года № 09-3242 «О направлении информации».
-Примерным требованиям к программам дополнительного образования детей. (Приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Министерства образования и науки России (от 11.12.2006 г. №06-1844).
-Методического сборника разработки дополнительной общеобразовательной программы (МБО УДО «Центр творческого развития и гуманитарного образования»).
-Устава и лицензии муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования «Детско-юношеский центр».
- Программа составлена на основе дополнительной программы «Гармония» (авт. К.В. Тарасовой), методического пособия «Игровой стретчинг (методика работы с детьми школьного возраста) (авт. А.Новикова), методического пособия «От жеста к танцу» (авт. Горшкова), методического пособия «Танцевальная мозаика» (авт. С.Л.Слуцкая), методическое пособие «Азбука хореографии» (авт. Т.Барышникова).
Модификация заключается в изменении основных видов и жанров художественно-творческой деятельности обучающихся, используемых на занятиях и позволяющих определить искусство хореографии как наиболее эффективное средство формирования личности ребёнка и её креативных способностей, а также некоторых тем, количества часов на них и программного содержания.
Актуальность программы хореографической студии «Капель» обусловлена запросом населения на образовательные услуги данного направления.
Программа позволяет привлекать к творческой деятельности всех желающих независимо от возраста и наличия у них специальных физических данных,
Данная программа адресована для работы с детьми 11-14 лет.
Новизной и отличительной особенностью является развитие чувственно-эмоциональной сферы ребенка в движении через введение в программу играпластики и ираритмики.
Новым дополнением являются: Интенсивная методика хореографического развития «игровой стрейчинг»; игровой метод проведения занятий, придающий образовательному процессу привлекательную форму, облегчающий процесс запоминания и освоения упражнений, повышающий эмоциональный фон занятий, способствующий развитию мышления, воображения и творческих способностей ребенка; динамичное построение процесса обучения, предусматривающий смену различных ритмов и танцев, импровизацию движений и танцевальных игр. Введение в программу новых танцевальных направлений современная хореография: «Уличные танцы» «Данс-хол»
Возрастные особенности детей среднего школьного возраста
Основным видом деятельности подростка, как и младшего школьника, является учение, но содержание и характер учебной деятельности в этом возрасте существенно изменяется. Подросток приступает к систематическому овладению основами наук. Обучение становится многопредметным, место одного учителя занимает коллектив педагогов. К подростку предъявляются более высокие требования. Нередко происходит снижение успеваемости. В то же время подростки склонны к выполнению самостоятельных заданий и практических работ на уроках. Особенно ярко проявляет себя подросток во внеурочной деятельности. Ярко проявляет себя подросток и в играх (футбол, теннис, волейбол, игра типа «Веселые старты», КВН, военные игры). В школьном обучении учебные предметы начинают выступать для подростков как особая область теоретических знаний. В области эмоционально-волевой сферы для подростка характерны большая страстность, неумение сдерживать себя, слабость самоконтроля, резкость в поведении. Такое поведение возникает особенно в состоянии утомления. При встрече с трудностями возникают сильные отрицательные чувства, которые приводят к тому, что школьник не доводит до конца начатое дело. В то же время подросток может быть настойчивым, выдержанным, если деятельность вызывает сильные положительные чувства.
Для подросткового возраста характерен активный поиск объекта для подражания. Идеал подростка — это эмоционально окрашенный, переживаемый и внутренне принятый образ, который служит для него образцом, регулятором его поведения и критерием оценки поведения других людей. Стремление быть взрослым ярко проявляется и в сфере взаимоотношений с взрослыми. Подросток протестует, обижается, когда его, «как маленького», опекают, контролируют, наказывают, требуют беспрекословного послушания, не считаются с его желаниями и интересами. Подросток стремится расширить свои права. Для подросткового возраста характерна потребность в общении с товарищами. Подростки не могут жить вне коллектива, мнение товарищей оказывает огромное влияние на формирование личности подростка. Место, которое занимают подростки среди товарищей по классу, имеет огромное социально-психологическое значение: в числе «трудных» учащихся, как правило, оказываются те подростки, которые в школе относятся к категории изолированных. Сильнейшим стремлением подростка является стремление завоевать авторитет среди товарищей, быть уважаемым, и во имя этого он готов на все. Если его не принимают в классе, он ищет себе друзей вне школы. Формирование личности подростка будет зависеть от того, с кем он вступит в дружеские взаимоотношения.
У подростков возникает своя система требований и норм, и они могут упорно их отстаивать, не боясь осуждения и наказания со стороны взрослых. Это особенно заметно, когда ученик переходит из одного класса в другой, где существуют иные традиции, требования, общественное мнение, которое он и принимает.
Формы обучения – очная, очно-заочная (Закон № 273-ФЗ, гл. 2, ст. 17, п. 2), а также «допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения» (Закон № 273-ФЗ, гл. 2, ст. 17, п. 4).
Реализация программы осуществляется в течение одного учебного года.
Год обучения | Продолжительность занятия | Периодичность в неделю | Кол-во часов/неделю | Кол-во час /год |
1 | 2 по 45 мин. | 3 раза | 6 | 216 |
1.2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Цель: создание условий для формирования у детей творческих способностей через развитие музыкально- ритмических и танцевальных движений, развитие исполнительских способностей детей.
ЗАДАЧИ ГОДА ОБУЧЕНИЯ
Предметные
1. Сформировать базовые танцевальные навыки.
2. Сформировать умение анализировать музыкальные произведения
3. Научить точной выразительной передаче характера создаваемого сценического образа с помощью танцевальных и пластических средств.
Метапредметные
1. Развить индивидуальные творческие способности
2. Развивать творческий потенциал через самостоятельную работу.
3. Развивать инициативное художественное мышление, потребность в самовыражении.
Личностные
1. Воспитать трудолюбие, терпение.
2. Воспитать умение общения работы в коллективе
3. Воспитывать настойчивость, выдержку и умение доводить дело до конца, добиваться правильности исполнения упражнений.
1.3.СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ГОДА ОБУЧЕНИЯ
№ | Раздел | Общее кол-во часов | Теория | Прак-тика |
1 | Вводное занятие «Чем занимаются в хореографической студии?» | 2 | 1 | 1 |
2 | Азбука музыкального движения «Чем интересен танец?» | 74 | 5 | 69 |
3 | Основы классического танца «Красота движений» | 36 | 2 | 34 |
4 | Основы народного танца «Как танцевали наши предки?» | 30 | 6 | 24 |
5 | Итоговое занятие «Калейдоскоп танца» | 2 | 1 | 1 |
Итого | 216 | 15 | 129 |
I. Вводное занятие
Теория: Что такое танец, интересен ли мир танца для меня, как я могу проявить себя в танце. Виды танца (народный, историко-бытовой), настроение танца, ритм и его значение в танце, характер танца.
Практика: Игры-знакомства, разучивание элементарных танцевальных движений, игры-импровизации.
II. Азбука музыкального движения
1.Игроритмика
Теория: Роль танца в нашей жизни. Что развивают занятия хореографией, как влияет танец на настроение, самочувствие, здоровье.
Практика: Упражнения на укрепление мышц, развитие координации, памяти. Развитие умения выразительно и легко двигаться в соответствии с характером музыки, музыкальными образами, различать и точно передавать в движениях начало и окончание музыкальных фраз, частей и всего музыкального произведения, передавать ритмический рисунок, отмечать в движении сильную долю такта посредством освоения комплексов коллективно-порядковых, музыкально-ритмических упражнений исполнения различных танцевальных элементов.
2.Игропластика.
Теория: Зачем нужно быть гибким, как правильно растягивать мышцы, как нужно дышать при этом, какие бывают упражнения на растягивание мышц, как подобрать упражнения удобные для меня.
Практика: Упражнения на расслабление, снятие напряжения, утомления. Комплекс упражнений на растягивание мышц передней стороны бедер и голеней, мышц внутренней и наружной стороны бедра, косые мышцы живота.
3. Гимнастика чувств
Теория: Самобытность человека. Что отличает меня от других: индивидуальные особенности, задатки, эмоции, чувства, характер. Необходимость изучения своих эмоций, чувств, характера и способностей для реализации своего творческого потенциала. Что объединяет меня с другими людьми: любовь к близким, общие интересы, национальная принадлежность и т.д.
Практика: разучивание танцевальных упражнений на взаимодействие с партнером: «Дружим мы», «Полька знакомств», «Зеркало» и др. Тренинг «Беспредметные действия».
4. Музыкально-подвижные игры.
Теория: Особенности музыкального восприятия. Как музыка влияет на наши чувства, мысли, настроение? Как можно передать музыкальный образ?
Практика: Формирование эмоционального отношения к музыкальному образу, его эмоционального восприятия, умения услышать, пережить и осознать всю гамму человеческих чувств, переданную в музыке, формирование умения определять настроение, характер, темп, ритм, динамику звучания, слушая музыкальные произведения («Прогулка», «Сказочка» С. Прокофьева, «Марш деревянных солдатиков», П. Чайковского, «Ласковая просьба» Г. Свиридова, «Считалка» С. Слонимского, «Смелый наездник» Р. Шумана, «Развлечение» Б. Бартока).
4.Танцевальные игры: «Плетень», «Гори ясно», «Зоркие глаза», «Ищи», «Поделись», «Метро», «Как на тоненький ледок», «Дин-дон», «Черепаха», «Карусель», «Зоопарк», «Щука, рак и лебедь», «Веселая карусель», «Ловушка», «Хоровод в лесу».
5. Игротанцы.
Практика: снятие эмоционального напряжения, развитие умения проигрывать свои внешние и внутренние ощущения, совместно с другими переживать волнующие ситуации, получать радость от ощущений собственного тела; формирование умения определять смысловое значение образа музыкального фрагмента, и воспроизведения его танцевальными движениям. Рекомендованные игратанцы: «Веселый дождик», «Сказочный лес», «Часики», и др. Слушание ярких по характеру музыкальных фрагментов, анализ эмоциональных переживаний, создание образов, действий, сочинение сюжета, воспроизведение движениями.
III. Основы классического танца. «Красота движений».
Теория: Красота движения – необходимое условие для гармоничного становления человека. Классический танец как средство развития уверенности, спокойствия, эмоциональной устойчивости.
Практика: Постановка корпуса, разучивание позиций рук, ног, поворотов головы, принятых в классическом танце. Положение корпуса, разучивание элементарных танцевальных элементов. Партерная классика.
IV.Основы народного танца. «Как танцевали наши предки?»
1.Танцевальные упражнения на основе элементов русского народного танца. «В чем уникальность русского народного танца?».
Теория: Простейшие сведения о народном танце, его особенностях, своеобразии. Хороводы, пляски. Связь танца с национальным костюмом и бытом. Происхождение народных праздников.
Практика: Формирование выразительного исполнения основных положений рук, ног, корпуса, плеч, головы, принятых в русском народном танце, различных видов танцевальных шагов, танцевальных движений: «елочка», «гармошка», «ковырялочка » Итоговое занятие «Калейдоскоп танца»
Практика: Открытый урок «Калейдоскоп танца».
1.4. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ГОДА ОБУЧЕНИЯ
1. Положительно относится к себе, к другим и окружающему миру.
2. Мотивированы на образовательную деятельность.
3. Сформированы навыки выполнения разминки, упражнений на растягивание мышц, правильного дыхания.
4. Сформированы базовые танцевальные навыки.
6. Сформированы элементарные навыки поведение на сцене и в зрительном зале
7. Сформированы умения элементарного анализа музыкального произведения 8. Уметь импровизировать на заданную тему.
9. Владеть навыками самоорганизации в осуществлении любого вида деятельности. Ответственно относится к результатам образовательной деятельности.10.Владеть навыками работы в группе, паре.
11. Понимать ценность здорового образа жизни. Владеть элементарными техниками здоровьесбережения.
12 Владеть приемами снятия эмоционального и физического напряжения.
II. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО – ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
2.1. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
ГОДА ОБУЧЕНИЯ
Раздел | Месяц | Номер занятия | Форма занятия | Кол-во часов | Тема занятия | Форма контроля |
сентябрь | ||||||
Водное занятие | 1 | Лекция традиционное групповое | 2 | Инструктаж по ТБ.ПДД. Знакомство с программой с уставом ДЮЦ «Чем занимаются в хореографической студии» | опрос | |
Азбука музыкального движения | 2 | занятие-игра | 2 | Что такое Игроритмика? | опрос | |
3,4.5. | занятие-игра | 6 | Игроритмика | Проверочные упражнения | ||
Классический танец | 6,7 | традиционное групповое | 4 | Основы классического танца | опрос | |
8 | традиционное групповое | 2 | Постановка корпуса Aplomb | Проверочные упражнение | ||
9.10 | традиционное групповое наглядно демонстрационное | 4 | Постановка рук ног | Проверочные упражнение | ||
Народно сценический танец | 11 | наглядно демонстрационное традиционное групповое | 2 | Что такое народный танец | Опрос-тестирование | |
12. | наглядно демонстрационное | 2 | Основы народно сценического танца | Проверочные упражнения | ||
24 часа | ||||||
октябрь | ||||||
Азбука музыкального движения | 1. | традиционное групповое | 2 | Что такое играпластика? | опрос | |
2.3. | занятие-игра | 4 | Играпластика | Проверочные упражнения | ||
Классический танец | 4. | традиционное групповое | 2 | Постановка корпуса рук ног | Проверочные упражнения | |
5.6.7. | наглядно демонстрационное | 6 | Портерная гимнастика | наблюдение | ||
Народно сценический танец | 8.9. | традиционное групповое | 4. | Своеобразие русского народного танца | опрос | |
10.11.12. | наглядно демонстрационное | 6 | Экзерсис у станка | наблюдение | ||
24 часа | ||||||
ноябрь | ||||||
Азбука музыкального движения | 1.2 | занятие импровизация | 4 | Основы музыкальной грамоты | тестирование | |
3 | занятие игра | 2 | играритмика | наблюдение | ||
Классический танец | 4.5 | традиционное групповое | 4 | Портерная гимнастика | Проверочные упражнения | |
6 | наглядно демонстрационное | 2 | Ваганова А,Я основатель школы классического танца в России | опрос | ||
Народно сценический танец | 7.8,9 | традиционное групповое | 6 | Хороводы | наблюдение | |
10 | традиционное групповое | 2 | Связь народного танца с национальным костюмом | опрос | ||
11.12 | 4 | Каникулярные мероприятия | ||||
24 часа | ||||||
декабрь | ||||||
Азбука музыкального движения | 1 | занятие игра | 2 | Игра-ритмика | наблюдение | |
2 | занятие игра | 2 | Игра-пластика | наблюдение | ||
Классический танец | 3.4 | традиционное групповое | 4 | Экзерсис у станка | наблюдение | |
5.6 | повторно обобщающее | 4 | «Князевский станок» | Проверочные упражнения | ||
Народно сценический танец | 7,8,9 | традиционное групповое | 6 | Экзерсис у станка | наблюдение | |
10.11 | занятие импровизация | 4 | Этюд с предметом | Проверочные упражнения | ||
Каникулярные мероприятия | 12 | |||||
24 часа | ||||||
Январь | ||||||
Азбука музыкального движения | 1.2.3.4 | занятие-игра | 8 | Играпластика | наблюдение | |
5.6.7.8 | занятие-игра | 8 | Играритмика | наблюдение | ||
Классический танец | 9.10 | традиционное групповое | 4 | Экзерсис у станка | наблюдение | |
Народно сценический танец | 11 | традиционное групповое | 2 | Экзерсис на Середина | наблюдение | |
12 | традиционное групповое | 2 | Этюд с предметом | оценка | ||
Каникулярные мероприятия | ||||||
24 часа | ||||||
Февраль | ||||||
Азбука музыкального движения | 1.2 | занятие игра | 4 | Играпластика | наблюдение | |
3.4 | занятие импровизация | 4 | Музыкально подвижные игры | наблюдение | ||
5.6.7 | занятие игра | 6 | Танцевальные игры | наблюдение | ||
Классический танец | 8.9.10 | традиционное групповое | 6 | Экзерсис на середине | Проверочные упражнения | |
Народно сценический танец | 11.12 | наглядно демонстрационное традиционное групповое | 4 | Экзерсис у станка | Проверочные упражнения | |
24 часа | ||||||
март | ||||||
Азбука музыкального движения | 1.2. | занятие-игра | 4 | Танцевальные игры | наблюдение | |
3.4 | занятие-игра | 4 | Игратанцы | наблюдение | ||
5.6 | занятие-игра | 4 | Музыкальные подвижные игры | наблюдение | ||
Классический танец | 7.8.9. | наглядно демонстрационное традиционное групповое | 6 | Экзерсис у станка | Проверочные упражнения | |
Народно сценический танец | 10.11.12 | наглядно демонстрационное традиционное групповое | 6 | Экзерсис на середине | Проверочные упражнения | |
Каникулярные мероприятия | ||||||
24 часа | ||||||
Апрель | ||||||
Азбука музыкального движения | 1.2.3. | занятие игра | 6 | Играритмика | Наблюдение | |
4.5.6. | занятие импровизация | 6 | Музыкально подвижные игры | наблюдение | ||
7.8 | занятие игра | 4 | Танцевальные игры | наблюдение | ||
Классический танец | 9.10. | наглядно демонстрационное традиционное групповое | 4 | Экзерсис у станка | Проверочные упражнения | |
Народно сценический танец | 11.12 | наглядно демонстрационное традиционное групповое | 4 | Дроби | наблюдение | |
Каникулярные мероприятия | ||||||
24 часа | ||||||
май | ||||||
Азбука музыкального движения | 1.2.3.4. | занятие игра | 8 | Танцевальные игры | наблюдение | |
5.6.7.8 | занятие импровизация | 8 | Играритмика | |||
9.10 | 4 | Гимнастика | Проверочные упражнения | |||
Классический танец | 11.12 | наглядно демонстрационное традиционное групповое | 4 | Экзерсис у станка за две руки | Контрольные упражнения | |
24 часа | ||||||
216 часов |
2.2. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Для успешной реализации программы в соответствии СанПиНами имеется просторное площадью 4,0 кв м на 1 обучающегося и высотой выше 3,6м, хорошо освещенное помещение. Лампы дневного света и большие окна.
1. класс с деревянным некрашеным полом или полом со специальным покрытием;
2.зеркала.
3.Форма
4.специальную обувь для занятий.
5.классический станок.
Также необходимы технические средства обучения:
1.звуковоспроизводящая аппаратура;
2.мультимедийный комплекс;
3.парк видеоматериалов.
Для занятий в хореографии необходима своя униформа: купальник и трико для девочек; футболка и трико для мальчиков. Облегающая одежда дает педагогу возможность видеть позы, которые тело принимает во время исполнения танцевальных элементов,обувь для танца чешки (балетки). Прическа должна соответствовать хореографическим канонам, волосы не должны мешать занятиям.
2.3 ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов: Дневники – обучающихся, Журнал посещаемости, фото, отзыв детей и родителей, свидетельство (сертификат), статьи.
3.Входной контроль (сентябрь, просмотр, собеседование);
4.Текущий контроль (осуществляется на каждом занятии, индивидуальный и групповой опрос, творческие задания).
5.Промежуточный контроль (индивидуальные просмотры).
Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов: выступления на фестивалях, конкурсах, концертах, участие на районных и городских мероприятиях, открытые занятия, выпускников в профессиональные образовательные организации по профилю диагностическая карта, поступление
Эффективность обучения оценивается педагогом в соответствии с учебной программой, исходя из того, освоил ли ребенок за учебный год все то, что должен был освоить. Главным экспертом в оценке личностного и творческого роста обучающегося хореографической студии выступает руководитель
Вводный контроль: проводится на вводном занятии, который позволяет определить уровень развития каждого ребенка, выявить его возможности и способности. Промежуточный контроль проводится по окончании первого полугодия каждого из годов обучения на контрольных занятиях. Все показатели заносятся в карту промежуточного контроля. Итоговый контроль: в конце учебного года проводится в форме творческого отчета с последующим анализом и самоанализ.
Для определения результативности освоения программы, согласно плану мероприятий МБУДО «ДЮЦ, в течение года организовываются фестивали, конкурсы хореографического творчества:
- "Танцевальный бум",
- "С любовью к России",
- "Здравствуйте, кружковцы".
Итоговый концерт детских хореографических студий и объединений «Творчество юных».
Так же, согласно учебному плану в детском объединении «Капель» проводятся выступления и участие в мероприятиях:
- «Учитель-мастер и творец»;
- «Герои Отечества»;
- «Новогодний калейдоскоп»;
- «Я и мой мир».
Обучающиеся участвуют в традиционных конкурсах :
На базе МБУДО «ДЮЦ»:
- «Моё детское объединение».
Городские конкурсы:
- «День народного единства»,
- "Шахтёрская слава";
- "Радуга талантов"
Краевые конкурсы:
- "С любовью к России";
- "Дополнительное образование детей - территория успеха"
Всероссийские конкурсы:
- "Алмазные грани"
Международные конкурсы:
- "Шоу талантов";
- "World of talent";
- "Отличник просвещения"
Результаты участия обучающихся в фестивалях и конкурсах фиксируются в аналитической справке, пополняется портфолио ребенка и педагога, формируется фотобанк, пополняется банк отзывов детей и родителей о деятельности педагога.
Образовательные результаты представляются и демонстрируются в форме аналитического материала по итогам проведения психологической диагностики, аналитической справки по итогам конкурсной деятельности, а так же в форме активного участия в концертах и фестивалях хореографического искусства.
2.4 ОЦЕНОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ
Диагностика результатов ведётся лично педагогом, обучающимися, родителями с помощью разработанных диагностических материалов.
Для изучения результативности обучения используются:
1.диагностические карты учебного процесса (см. Приложение №1 - №8)
2.карты самоанализа (см. Приложение № 9);
3.анкеты для родителей (см. Приложение № 10);
4.анализ выступлений на различных площадках, в том числе на конкурсах разного уровня.
Примечание: содержание контрольно-измерительных материалов может корректироваться педагогом (по согласованию с методической службой) по мере необходимости в соответствии с изменениями в календарно-тематическом плане, с учетом индивидуальных особенностей участников учебной группы.
2.5 МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Раздел программы | Методы обучения наглядные (схемы танцев, фото), словесные, практические, объяснительные, иллюстративные, игровой) и воспитания (убеждение, поощрение, упражнение, мотивация) | Формы организации образовательного процесса индивидуально-групповая и т.д. | Педагогические технологии технология группового обучения, технология игровой деятельности и т.д. | Дидактические материалы раздаточные материалы, задания, упражнения и т.д. |
1 ГОД ОБУЧЕНИЯ | ||||
1.Азбука музыкального движения | ||||
1.1 «Играпластика» | -лекция «Что такое играпластика?», «Основы музыкальной грамоты» - практический «комплекс упражнений» - воспитательные: -мотивация мотивация (участие в фестивалях-конкурсах, концертах) | Занятие традиционное групповое | Здоровье сберегающие: технологии Технология игровой деятельности | Комплекс упражнений Коврик, скакалки, мячи, музыкальное сопровождение |
1.2«Играритмика» | -лекция « Что такое играритмика?» - практический - наглядный « презентация» воспитательные -мотивация (участие в фестивалях-конкурсах, концертах) | Занятие традиционное групповое | Здоровье сберегающие: технологии релаксационные Технология игровой деятельности | Комплекс упражнений Коврик, скакалки, музыкальное сопровождение |
2 Классический танец | ||||
2.1«Экзерсис у станка» | -лекция «А.Я Воганова» -наглядные «фильмы о русском балете» воспитательные: -мотивация (участие в фестивалях-конкурсах, концертах) | Занятие традиционное групповое | технология группового обучения | Станок, зеркало, методические разработки, музыкальное сопровождение (концертмейстер) |
2.2«Князевскии станок» | -лекция «Классический станок на полу» -практическое воспитательные: -мотивация (участие в фестивалях-конкурсах, концертах) | Занятие традиционное групповое | технология группового обучения | коврики, методические разработки |
3.Народно сценический танец | ||||
3.1«Экзерсис у станка» | -наглядные просмотр концертов профессиональных народных коллективов « Березка» «Маисеева» «Росинки Забайкалья» -практическое -лекция «Термины народного экзерсиса» «Что такое народный танец» воспитательные: -мотивация (участие в фестивалях-конкурсах, концертах) | Занятие традиционное групповое | технология группового обучения | станок, обувь для народно сценического танца, методические разработки |
3.2«Экзерсис на середине зала» | -наглядные просмотр «Мастер классов» по народному танцу -практическое « воспитательные - мотивация (участие в фестивалях конкурсах, концертах) | Занятие традиционное групповое | Здоровье сберегающие технологии группового обучения | зеркало, обувь, народная юбка.(конспект к занятиям) |
2.6. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ
- Закон Российской Федерации «Об образовании».
- Концепция развития дополнительного образования детей [Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от04.09.2014г., №1726-р];
- Конституция Российской Федерации. Текст с изменениями и дополнениями на 2015 г. – М.: Эксмо-Пресс, 2015. – 32 с.;
- Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (от 17.11.2008 г. № 1662-р);
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 года № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ПЕДАГОГА
- Ваганова А.Я «Азбука классического танца».
- Тарасова Н.Б. «Теория и методика преподавания народно-сценического танца»; учебное пособие. – СПб: ИГУП, 1996.
- Тарасов Н.И. «Классический танец. Школа мужского исполнительства: учебное пособие»
- Воспитание индивидуальности: Учебно-методическое пособие/ Под ред. Е.Н. Степанова. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
- Дмитриева Л.Г.,Черноиваненко Н.М. Методика музыкального воспитания в школе. Учеб. Пособие для студ. сред. пед. учеб. Заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 1998.
- Основы подготовки специалистов-хореографов. Хореографическая педагогика: учеб. пособие. – СПб.: СПбГУП, 2006
- Пуртова Т.В.. Учите детей танцевать: Учебное пособие. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.
- Стиль модерн и пластические поиски конца 19 – начала 20 века. К.А.Добротворская. Сб.научных трудов, СПб, 1993.
- Фадеева С.Л «Теория и методика преподавания классического и историко-бытового танцев»: учебное пособие. – СПб.: Изд-во СПбГУП, 2000.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
- Ерохина О.В.. Школа танцев для детей / Серия «Мир вашего ребенка».-Ростов – на – Дону: Феникс, 2003.
- Танец будущего. Моя жизнь. А.Дункан. 1989.
- Фирилева Ж.Е.. «Са-Фи-Дансе». Танцевально-игровая гимнастика для детей: Учебно-методическое пособие. – СПб.: «Детство-пресс», 2001.
- Яновская В. Ритмика. М.: «Музыка», 197
2.7. ПРИЛОЖЕНИЕ
Приложение 1
Диагностическая карта физических данных ребенка (по Т.Барышниковой)
(вводный, итоговый контроль) I год обучения
№ | Фамилия, имя обучающегося | Физические данные Параметры оценивания | |||||||||
Осанка | Выворотность ног | Подъем стопы | Балетный шаг | Высота прыжка | |||||||
н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | ||
1 | |||||||||||
2 | |||||||||||
3 | |||||||||||
4 | |||||||||||
5 | |||||||||||
6 | |||||||||||
7 | |||||||||||
8 | |||||||||||
9 | |||||||||||
10 | |||||||||||
11 | |||||||||||
12 |
Уровни: Н – начало года
высокий – 5 баллов; К – конец года
средний – 4 балла;
ниже среднего – 3 балла.
Приложение № 2
карта музыкального и психомоторного развития ребенка (по А.И.Бурениной)
(вводный, итоговый контроль) I год обучения
№ | Фамилия, имя обучающегося | Музыкальное и психомоторное развитие | Средний бал (сумма параметров/ количество параметров) | Уровень подготовки | ||||||||
Параметры оценивания | ||||||||||||
Музыкальность | Эмоциональность | Творческое проявление | Внимание | Память | Подвижность нервных процессов | Пластичность, гибкость | Координация движений | |||||
Н | К | |||||||||||
1 | ||||||||||||
2 | ||||||||||||
3 | ||||||||||||
4 | ||||||||||||
5 | ||||||||||||
6 | ||||||||||||
7 | ||||||||||||
8 | ||||||||||||
9 |
Уровень обученности:
высокий – от 4,5 до 5 баллов;
средний – от 2,5 до 3,4 баллов;
низкий – от 1 до 2,4 баллов.
Приложение № 3
Диагностика уровней развития чувства ритма у обучающихся (по И.Г. Лаптеву)
(вводный, итоговый контроль) I год обучения
№ | Фамилия, имя обучающегося | Параметры оценивания | Средний показатель (сумма Параметров/ количество параметров) | Уровень обученности | ||||
Развитие музыкальной памяти | Развитие музыкально – ритмического слуха | Умение слышать и передавать движениями равномерную пульсацию метрических долей в музыке | ||||||
н | к | н | к | |||||
1 | ||||||||
2 | ||||||||
3 | ||||||||
4 | ||||||||
5 |
Высокий уровень – 1 балл
Средний уровень – 2балла
Низкий уровень – 3 балла
Очень низкий уровень – 4 балла
Н – начало года
К – конец года
Приложение № 4
Карта самоанализа №1.
Что я умею и не умею?
Лучше всего я умею | Я не очень хорошо умею | Больше всего я хочу научиться | Вот что мне нужно для этого |
Карта самоанализа № 2
Что я знаю и не знаю?
Лучше всего Я знаю. | Я не очень хорошо знаю | Больше всего мне хотелось бы узнать. |
Приложение № 5
Анкета родителя
Уважаемые родители!
Приглашаем вас принять участие в обсуждении проблем обучения, воспитания и развития вашего ребенка в образовательном учреждении. Нас очень интересует мнение по этим проблемам, поэтому просим ответить на предлагаемые утверждения. Опрос анонимный, поэтому фамилию можно не указывать. Заранее благодарим вас за участие в опросе.
Цифры означают следующие ответы:
4 – совершенно согласен
3 – согласен
2 – трудно сказать
1 – не согласен
0 – совершенно не согласен
Группа, в которой занимается наш ребенок, можно назвать дружной.
4 3 2 1 0
В группе наш ребенок чувствует себя комфортно.
4 3 2 1 0
Педагог проявляет доброжелательное отношение к нашему ребенку.
4 3 2 1 0
Мы испытываем чувство взаимопонимания в контактах с администрацией и педагогом ребенка.
4 3 2 1 0
Педагог помогает ребенку адаптироваться в новых условиях обучения.
4 3 2 1 0
Педагог справедливо оценивает достижения нашего ребенка.
4 3 2 1 0
Наш ребенок не перегружен занятиями.
4 3 2 1 0
Педагог учитывает индивидуальные особенности нашего ребенка.
4 3 2 1 0
Здесь проводятся мероприятия, которые полезны и интересны нашему ребенку.
4 3 2 1 0
Здесь работают различные кружки, секции, где может заниматься наш ребенок.
4 3 2 1 0
Педагог дает нашему ребенку глубокие и прочные знания.
4 3 2 1 0
Здесь заботятся о физическом развитии и здоровье нашего ребенка.
4 3 2 1 0
Детско-юношеский центр способствует формированию достойного поведения нашего ребенка.
4 3 2 1 0
Администрация и педагог создают условия для проявления и развития способностей ребенка.
4 3 2 1 0
Жизнь нашего ребенка активна и интересна в образовательном учреждении.
4 3 2 1 0
И ещё немного вопросов:
- С каким настроением чаще всего приходит Ваш ребенок после занятий (подчеркните)?
- веселый и жизнерадостный
- уставший, но удовлетворенный
- раздраженный, расстроенный, неудовлетворенный.
- Что больше всего Вы цените в творческом объединении Центра, в котором обучается Ваш ребенок (напишите)? __________________________
- 3. Что не нравится Вам в творческом объединении (напишите)? __________________________________________________________________
Критерии оценки результатов:
В качестве критериев оценки реализации программы приняты: гибкость, растяжка, музыкальность, ритмичность, артистизм, которые оцениваются по 10-и бальной системе и заносятся в протокол аттестации обучающихся (см. приложение).
Критерий 1.Гибкость – «Мостик»:
8 – 10 баллов – высокий уровень – мост из положения стоя;
4 – 7 баллов – средний уровень – мост из положения лежа, расстояние от пяток до кончиков пальцев 50-60 см;
1 - 3 – балла – низкий уровень–мост из положения лежа, расстояние от пяток до кончиков пальцев больше 60 см;
Критерий 2. Растяжка продольный и поперечный шпагаты:
8 – 10 баллов – высокий уровень - ноги разведены в единую линию, бедра касаются пола.
4 – 7 баллов - средний уровень: ноги разведены широко, но бедра не касаются пола;
1 - 3 – балла – низкий уровень - ноги с трудом разведены чуть больше, чем 2 позиция.
Критерий 3. Музыкальность, ритмичность - умение координировать движение частей тела под музыку путем повторения танцевальных комбинаций:
8 – 10 баллов – высокий уровень – повторяет с первого раза без ошибок;
4 – 7 баллов – средний уровень – повторяет после нескольких показов;
1 - 3 – балла – низкий уровень – затрудняется повторить.
Критерий 4. Артистизм - уровень возможности к импровизации, коммуникативные навыки:
8 – 10 баллов – высокий уровень – с легкостью импровизирует, артистичен;
4 – 7 баллов – средний уровень – импровизирует чувствует себя скованно;
1 - 3 – балла – низкий уровень – испытывает затруднения;
Форма оценки результатов
Оценка результатов проводиться по трем уровням усвоения материала: низкий, средний, высокий.
В промежуточной и итоговой аттестации используется 10ти-балльная система оценки результатов каждого обучающегося:
1–3 баллов – низкий уровень;
4–7 баллов – средний уровень;
8-10– баллов – высокий уровень;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Эстетическое воспитание аномальных детей во внеурочное время средствами танцевального искусства.
Особенность эстетического воспитания аномальных детей состоит в том, что оно затрагивает, прежде всего, чувства человека, вызывает у него разнообразные переживания, созд...
Автореферат "ФИЗИЧЕСКОЕ И НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ СТУДЕНТОВ НА ОСНОВЕ ТАНЦЕВАЛЬНОЙ АЭРОБИКИ"
Физическая культура в Основах законодательства Российской Федерации о физической культуре и спорте представлена в учебных заведениях как учебная дисциплина и важнейший компонент целостного развития ли...
Участие в творческих фестивалях - важная мотивация для занятий танцевальным искусством.
Важной мотивацией детей к занятиям танцем является участие в профессиональных конкурсах. фестивалях. Рассмотрим это на примере участия нашей студии современного танца "Активный проект" в меж...
Методическая разработка "Современные направления в хореографии. Танцевальное искусство."
Эта методическая разработка опубликована для педагогов дополнительного образования в области хореографии....
Лекция - концерт "Виды танцевального искусства"
Сценарий мероприятия....
Роль танцевального искусства в воспитании творческой ,всесторонне развитой личности
Воспитание всесторонне и гармонически развитой личности – одна из основных задач педагога. Особая роль в формировании и развитии личности принадлежит хореографическому искусству. Оно с каждым го...
Консультация для педагогов"Развитие творческих способностей детей средствами танцевального искусства"
Приобщение детей к миру танца происходит с ранних лет. Танцы и пляски – хорошее средство развития эмоциональной отзывчивости на музыку....