Методическая разработка "Современные направления в хореографии. Танцевальное искусство."
методическая разработка на тему
Эта методическая разработка опубликована для педагогов дополнительного образования в области хореографии.
Скачать:
Предварительный просмотр:
МБОУ ДОД «Городской Дворец детского (юношеского) творчества им. Н.К.Крупской
МХС “Вита»
Современные направления в хореографии. Танцевальное исскуство.
Методическая разработка
Выполнил:
Васильев Тимур Алексеевич – педагог дополни-
Тельного образования(хореография)
Г.Новокузнецк 2014г.
I. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ
Цель методической разработки
Освоение будущими специалистами-педагогами бального танца разнообразных форм, стилей и техник современных направлений танцевального искусства. Расширение лексического арсенала, творческого диапазона и фантазии будущих педагогов-хореографов для создания современных хореографических произведений.
Задачи
- вооружить будущего специалиста теоретическими и практическими знаниями развития современных направлений танцевального искусства:
- сформировать профессиональные навыки и умения в освоении стилистических особенностей, лексического материала и исполнительского мастерства современной хореографии:
- развить творческое мышление и творческий потенциал будущих педагогов-хореографов через познание лучших образцов, методик и техник ведущих современных направлений танца:
- освоить пластическую манеру, стиль и технику различных танцевальных систем, методику их преподавания и создания современных хореографических произведений.
Раздел 1. Современный танец как особый вид пластического хореографического языка
Введение. Цели и задачи методической разработки «Современные направления танцевального искусства»
Предмет, цели и задачи методической разработки «Современные направления танцевального искусства». Структура, краткая характеристика, особенности современного танца. Требования к уровню освоения курса. Формы отчетности и контроля выполнения практической и самостоятельной работы. Методика самостоятельной работы в освоении выразительных средств современной хореографии и осуществления на их основе собственных танцевальных композиций.
Список литературы.
Истоки, становление и развитие джазового танца
Истоки джаза в музыке и танцевальном фольклоре. Европейские колонии на территории Северной Америки (1607 - 1775 гг.). Традиционное народное искусство Африки и его влияние на музыкально-танцевальную культуру США в XVII - XVIII вв. Искусство американских негров – характерный и органичный элемент культуры США. Гибридная природа джаза, влияние на формирование его стилистики народной (ирландской, шотландской, английской) танцевальной культуры и бальной европейской XVIII - ХIХ вв. (менуэт, кадриль, гавот). Типичные особенности африканского танца.
Рождение сценической формы джаз-танца. Жозефина Беккер, Катарина Данхэм, Перль Праймес, Дональд Мак-Кейла, Метт Меттокс, Луиджи (Евгений Луи). Новые формы сценических представлений: ревю, обозрения, мюзиклы, шоу. Влияние джаз-танца на танцевальную культуру начала XX столетия. Популярность и широкое распространение танцев «Чарльстон», «Блэк Боттон», «Тустэп «, «Биг Аппл», «Шимми», «Конго» и других.
Мировое распространение джаз-танца. Уолтер Нике, Алан Бернард, Франк Вагнер. Гус Джордано – автор первого учебника по джаз-танцу. Джером Роббинс, Алвин Эйли, Альберто Алонсо – хореографы, синтезировавшие в балетах технику джаз-танца с этническим, народным и классическим танцем. Влияние джаза на современный академический балет, танец модерн и клубный танец. Тенденции развития джаз-танца. Ведущие центры, школы и труппы джазового танца.
Танец модерн: история возникновения и этапы развития
Зарождение в конце XIX - начале XX века в США и Германии современного направления хореографии – танца модерн. Истоки направления в идеях теоретика и педагога Ф. Дель-сарта, в системе Э. Жака-Далькроза и искусстве А Дункан. Танец модерн как стремление создать новую хореографию, отвечающую потребностям человека XX столетия. Основополагающие принципы данного направления: отказ от канонов, воплощение новых тем и сюжетов оригинальными танцевально-пластическими средствами. Общее с джаз танцем и различие между системами. Айседора Дункан – основоположница нового направления.
Основные направления в танце модерн. Стилистические особенности американской школы и ее мастера: Руфи Сен-Денис, Тен Шоун, Марта Грэхэм, Дорис Хамфри, Чарльз Вейдман, X Тамирис. Особенности развития танца модерн в Европе: Мари Вигман, Рудольф фон Лабан, Курт Йосс и др.
Взаимовлияние танца модерн, джаз-танца, фольклорного и классического танца. Новое явление в танцевальной практике и педагогике – модерн джаз-танец. Современные тенденции развития модерн джаз-танца и его разнообразных направлений. Авангардистский танец, «contemporary», «new dance» – Мерс Каннингем, Триша Браун, Марк Моррис, Майкл Кларк, Розмари Бучер, Пина Бауш.
Современный танец в системе пластических искусств
Современный танец на эстраде, в цирке, кино, шоу программах. Истоки танцевальной эстрады. Специфические черты эстрадного танца и основные средства его выразительности. Виды и жанры хореографических произведений на эстраде. Эстрадный хореографический номер как миниатюрный самостоятельный спектакль.
Этапы развития современной танцевальной эстрады. Взаимосвязь и взаимовлияние балета и эстрады. Особенности «русского модерна» в области танца нач. XX столетия. Отражение данного направления в творчестве М. Фокина, Ф. Лопухова, К. Голейзовского. Творческий поиск танцевальных школ, студий, мастерских 20 - 30-х г. Влияние на развитие русского академического балета. Элементы танцевальной эстрады, спорта, современной пластики в балетах «Красный мак», «Золотой век», «Футболист», «Стальной скок». Эстрадный опыт К. Голейзовского, И. Моисеева, Л. Якобсона, Г. Майорова, Б. Эйфмана и др. хореографов балета. Мастера танцевальной эстрады: М. Эсамбаев, Л. Сабитова, В. Шубарин, Л. и А. Гайдаровы, В. Манохин, Т. Лейбель и В. Никольский.
Современные формы, стили и выразительные средства танцевальной эстрады.
Развитие современных направлений танца в хореографическом искусстве России первой половины XX века
Роль зарубежных мастеров танца в развитии новых направлений хореографии в России. Система и методика Э. Жак-Далькроза и ее распространение в России. С. М. Волконский и курсы ритмической гимнастики (Петербург, 1910 г.). Открытие в 1919 году Института ритма в Москве (рук. Н. Г. Александрова) и школы ритма в Петрограде (рук. Н. В. Романова). Идеи Айседоры Дункан о «танце будущего». Школа А. Дункан и деятельность ее последователей. Поиски новых выразительных возможностей, технических приемов и методик преподавания современного танца в экспериментальных студиях Л. Алексеевой, И. Чернецкой, В. Май, Л. Лукина и др.
Взаимосвязь и взаимовлияние творческого поиска студийного движения, академического балета и танцевальной эстрады. Балетмейстеры-новаторы: Н. М. Форегтер, К. Я. Голейзовский, М. М. Фокин, А. А. Горский, Г. Баланчивадзе. Синтезирование классического танца с элементами пластики, пантомимы, спорта, ритмической гимнастики, народного и джазового танцев. Современный танец в театре, мюзик-холле, цирке, на эстраде.
Современные направления в хореографическом искусстве России второй половины XX века
Поиски и эксперименты обновления академического танца под влиянием открытий джаз-танца, танца модерн и свободной пластики. Особенности хореографического языка в произведениях Л. Якобсона, Ю. Григоровича, О. Виноградова, В. Васильева, Г. Таранды, Б. Эйфмана, Е. Панфилова, В. Лебедева, А. Ротманского и др.
Русский модерн конца XX века. Творческая деятельность центров современной хореографии и творческих коллективов по развитию modern jazz-dance. Театр современного танца Н. Фиксель, «Кинетический театр» А. Пепеляева, «Класс экспрессивной пластики» Г. Абрамова, «Провинциальные танцы» Т. Вагановой, «Театр камерного танца» О. Бавдилович, «Театр современного танца» О. Пона, «Эксцентрик-балет» С. Смирнова и др.
Деятельность ADF в России. Роль в развитии и популяризации современных танцевальных направлений, подготовке хореографов и исполнителей фестивалей, конкурсов, семинаров, совместных международных программ. Тенденции развития современной отечественной хореографии.
Раздел 2. Основные принципы техники и методика изучения базовых движений современного танца
Основные принципы изучения техники движения и исполнения в джаз-танце
Характерные признаки джаз-танца: ритмичность, динамика, колоритность, совершенная свобода и координация вех частей тела, импульсная техника, возможность импровизации.
Понятие «изоляция» (технический прием, с помощью которого реализуется принцип по-лицентрики и полиритмии в джаз танце). Изолированными центрами являются: голова, шея, плечевой пояс, бедра (pelvis), руки и ноги. Изоляция частей центров – «ареалы» (голень, стопа, предплечье, кисти, пальцы). Изоляция как способность двигаться независимо друг от друга отдельных звеньев тела.
Понятие «полицентрика» (движение различных частей тела независимо друг от друга, с различной скоростью, с разной амплитудой и направлением).
Понятие «релаксация» (регуляция напряжения и расслабления отдельных центров тела).
Понятие «полиритмия» (движения центров в различных ритмических рисунках, метрически независимо друг от друга). Роль ритма в джазе. Beat и offbeat. Свинг как моторно-ритмическая основа движений в танце (раскачивание тела и его частей в различных положениях).
Понятие «мультипликация» (разложение одного простого движения внутри ритмической единицы). Различные виды джазовой ходьбы, при которой вес тела переносится постепенно, с акцентом, на неударную долю такта. Брейк-данс как пример мультипликации в современном танце.
Понятие «координация». Способы координации движений нескольких центров тела и ареалов. Принципы координации: одномоментный импульс, импульс и управление, оппозиция и параллелизм.
Основные принципы изучения техники движения танца модерн
Развитие системы различных школ танца модерн, ее связь с именами крупных педагогов, хореографов и исполнителей. Философские концепции движения танца модерн. Позвоночник – основа движения. Понятия «contraction» – сжатие и «release» – расширение как основы движения техники М. Грэхем. Движение за счет падения и подъема тяжести корпуса, его построение по синусоиде: движение-задержка в кульминационной точке (suspend) и обратный возврат (recovery) – техника Д. Хамфри и X. Лимона.
Базисные понятия «contraction и release» заложенные в технике танца модерн, определяющие положение тела в пространстве. Визуальное «уменьшение» объема тела относительно его нормального состояния и «расширение» тела, его частей. Взаимосвязь движения и дыхания.
Особенность более полного использования пространства в танце модерн за счет передвижения исполнителя по горизонтали и вертикали. Понятие «уровни» (Levels). Виды levels.
Позиции и положения рук, ног и корпуса в модерн джаз-танце
Отличия модерн джаз-танца от классического танца. Особенности пластики, стиля и манеры исполнения модерн джаз-танца. Влияние на формирование системы модерн джаз-танца различных видов искусств и спорта, связанных с движением (акробатика, гимнастика, пантомима), народного (этнического) и бытового танцев. Особенности терминологии современного танца.
Практические занятия.
- Изучение основного положения корпуса, необходимого для данного танцевального стиля: положение коллапс.
- Изучение основных позиций рук:
- нейтральное или подготовительное,
- press-position,
- первая позиция,
- вторая позиция,
- третья позиция.
- Аналогия и различие этих позиций с классическим танцем аут-позиция.
- Jerk position.
- Изучение разновидностей положения рук: V-положения, А-, Б-, В-положения. Перевод рук в различные позиции и положения.
- Изучение позиций ног в положении «стоя» (по системе Г. Джордано):
- Первая позиция. Три варианта: параллельное положение, аут-позиция, ин-позиция.
- Вторая позиция. Три варианта: параллельное положение, аут-позиция, ин-позиция.
- Третья позиция. Один вариант: аналогичен классической 3-ей позиции.
- Четвертая позиция. Два варианта: аут-позиция и параллельное положение.
- Пятая позиция. Два варианта: аут-позиция и параллельное положение.
- Изучение положений отдельных частей ног: положения point и flex в движениях catchstep, prance, kick.
- Изучение позиций ног в положении «сидя». Педагогические приемы изучения координации движения рук, ног и головы.
Понятия isolation и level. Методика изучения isolation на различных levels
Техника isolation – основа модерн джаз-танца. Изолируемые центры: голова и шея, плечевой пояс, бедра (pelvis), руки, ноги. Постановка корпуса. Моноцентрика и полицентрика. Параллелизм и оппозиция.
Level. Виды levels: стоя, сидя, на корточках, сидя на ягодицах, стоя на ягодицах, стоя на коленях, лежа. Акробатические levels – шпагат, стойка на руках и т.д. Методика изучения isolation на различных levels.
Первоначальные движения изолируемых центров изучаются в чистом виде. В простых сочетаниях даются всевозможные движения изолируемых центров.
Практические занятия.
Изучение isolation головы (стоя, сидя):
- Наклоны (вперед, назад, в сторону).
- Повороты (в сторону).
- «Маятник».
- Круг.
Плечи (стоя и сидя, параллелизм):
- Accents (вверх, вниз, вперед, назад).
- Полукруг.
- Круг.
Изучение isolation грудной клетки (сидя и стоя), accents (в сторону, вперед, назад).
Верх корпуса (стоя).
- Bend и bounce (вперед, в сторону, назад).
- Side stretch.
- Deep body bend.
- «Table top» (вперед, в сторону).
- Twist – «table top».
- Простой круг через «table top» и deep bend.
- Body bend demi-plié с последующим stretch.
- Relax.
Изучение isolation pelvis в (полуприседании):
- Медленные isolation (вперед, назад, в сторону).
- Accents (вперед, назад, в сторону).
- Hipcross (с возвращением в центр).
- Полукруг.
- Круг.
- Hip lift;
- Soul hiplift.
Изучение isolation ног (стоя):
- Knee raise.
- Battements tendus и point-flex.
- Isolation пальцев.
- Круги стопы.
- Knee taise с наклоном верха корпуса вперед.
- Kick ballchange.
Ноги (сидя):
- Point flex стопы.
- Изоляция пальцев.
- Круги стопы.
- Круги от колена.
- Сгибание колена и flex по I и II аут-позициям.
Изучение isolation рук (стоя, сидя):
- Flex кисти.
- Круги кистью.
- Круги предплечьем.
- Тряска кисти.
Методика изучения более сложных isolation на различных levels
Изучение более сложных isolations. Координация двух, трех и более центров. Специальные isolations. Повторение изученных isolations головы и плеч на всех levels
Практические занятия.
Изучение isolation головы (сидя и в полуприседании):
- «Маятник» в быстром темпе.
- Круг в быстром темпе.
- Закрепление ранее пройденных isolations головы в координации с isolations плеч и рук.
Isolation плечей (стоя и в полуприседании, сидя):
- Twist плеч.
- Полукруг и круг (поочередно каждым плечом).
- Полукруг и круг (одновременно оба плеча в оппозиции).
- «Восьмерка».
- Закрепление ранее пройденных isolation в координации с isolations головы и рук.
Isolation грудной клетки (стоя, в полуприседании, сидя):
- Accents (из стороны в сторону, дубль).
- Крест (с возвращением в центр).
- Contract-release.
Isolation верха корпуса (стоя):
- Side stretch с последующим twist и наклоном вперед.
- Twist с толчком бедра.
- «Table top» roll.
- «Table top» с толчком бедра.
- Twist с толчком бедра и кругом плеча и руки;
Isolation pelvis (в полуприседании):
- Yip cross – диагональ.
- Квадрат – диагональ.
- «Восьмерка».
- Закрепление ранее пройденных pelvis isolation в координации с isolations ног, головы, рук и плеч.
Isolation ног (стоя):
- Полукруг колена.
- Ribberlegs.
Isolation рук (стоя и в полуприседании):
- Удар рукой.
- Полукруг и круг одной или обеими руками мимо корпуса.
- «Восьмерка».
- Press.
- Ранее изученные позиции и положения рук исполнять на различных levels с изоляцией других центров.
Изучение специальных levels isolations:
Сидя:
- Stretch позвоночника в squat sit позиции.
- Наклоны корпуса вперед с последующими bounce по frog sit позиции.
- Наклоны корпуса вперед с последующими stretch диагональ вперед по frog sit позиции.
- Bounce корпуса вперед по I параллельной позиции.
- Side stretch no II позиции.
- Twist и наклон корпуса вперед по полукругу (по II позиции и frog sit позиции).
- Demi-rond – stretch ноги, поднятой вперед (рука поддерживает ногу за пятку) из tourkish позиции.
- «Cradle» по frog sit позиции.
Лежа на спине:
- Lift корпуса с одновременным подведением ног в squat sit позицию.
- Lift головы и шеи.
- Lift грудной клетки и живота.
Лежа на животе – обратная дуга (inverted backarch).
Упражнения у станка
Задачи и цели упражнения у станка. Методика построения упражнений у станка. Базовые движения составляющие комбинации упражнений у станка. Последовательность движений и логика построения комбинаций.
Практические занятия.
Изучение базовых движений:
- Stretch – в области ахила, бедер и позвоночника (лицом к станку).
- Contract-release pelvis позвоночника и наклон корпуса вперед (лицом к станку).
- Contract-release корпуса и наклон вперед.
- Plié:
- demi-plié contract-release корпуса;
- crand-plié contract-release (лицом к станку);
- grand-plié с волнообразным перевиванием (лицом к станку);
- demi-plié relevé с отклонением корпуса назад – диагональ;
- Battements tendus:
- point-flex;
- с последующим twist, верха корпуса и accent бедра опорной ноги (вперед, в сторону);
- heeldrop-bounce (назад).
- Battement tendu jeté piqe.
- Swing balancoire (вперед-назад).
- Battement fondu в координации с движением рук.
- Battement développé point-flex.
- Battements développé через passé contract.
- Kick.
- Kick ballchange.
- Pelvis stretch (лицом к станку).
Современный танец в системе профессиональной подготовки хореографа
Современный танец как фактор профессиональной подготовки хореографа. Педагогические приемы и методы, созданные ведущими мастерами джаз-танца и танца модерн. Методика изучения основ модерн джаз-танца и освоения его стилистики, манеры и техники исполнителями.
Цели и задачи урока. Специфика планирования урока. Необходимые принципы: систематичность, последовательность, наглядность, активность, связь теории и практики.
Разделы урока: warm-up (разогрев тела), изоляция, работа тела целиком, партер, кросс (передвижение в пространстве), комбинации или импровизация Примеры танцевальных комбинаций. Функциональные задачи каждого из разделов и основные группы движений, включенные в них. Длительность разделов. Музыкальное сопровождение занятий. Составление и проведение студентами урока.
Раздел 3. Особенности стилей, школ и техник современного танца
Стилистические особенности джаз-танца
Стилевое многообразие джазовой музыки и танца. Эволюция джазовой музыки и ее влияние на лексику, технику и рождение новых направлений джаз-танца. Популярные стили джазовой музыки.
Современные стили джаз-танца: Blues, Lirical, Bradway (Theatrical), Hot, Cool (Kul), Afro-jazz, Latin, Calypso, Modern jazz. Характерные особенности этих стилей, ведущие хореографы и исполнители. Комбинирование форм и синтез различных школ в современном джаз танце: степ-джаз, джаз-балет, джаз-кабаре, джаз-музыкальный театр, джаз-шоу и другие.
Современные центры по изучению и пропаганде джаз-танца. Конкурсы, фестивали, чемпионаты в популяризации современного джаз-танца.
Мультипликация (multiplication), джаз-шаги, джаз-ходы (jazz walks), джаз-прыжки и вращения
Мультипликация – принцип передачи центра тяжести при шагах. Особенности мультиплицированного движения в джазовом танце. Джаз-шаги.
Практические занятия.
Изучение движений без передачи центра тяжести:
- Тар.
- Beat.
- Slam.
- Ball beat (ball tap).
- Heel beat (heel tap).
- Brush.
- Scuffbrush.
- Pickup.
- Skid.
Изучение движений с передачей центра тяжести:
- Step.
- Flat step.
- Stamp.
- Ball step (ballstand).
- Heel step (heelstand).
- Balldrop.
- Heeldrop.
Изучение джаз ходов (jazz walks):
- Flat jazz walk.
- Bounce jazz walk.
- Strut.
- Brush step.
- Harlem walk.
- Prance jazz walk.
- Hopping prance.
Изучение разновидостей джаз вращений:
- Walking turn трехшаговые.
- Трехшаговое вращение с jazz walk.
- Skipping turn.
- «Полуспираль».
- «Спираль».
- Outside pas de bourrée turn.
- Pas de bourrée-jazz turn.
- Jazz pirouettes.
Изучение джаз вращений в воздухе:
- Hop turn.
- Leap turn.
- Jamp turn.
Джаз-бег (jazz run) и прыжки.
Особенности джаз бега и прыжков.
- Бег.
- Галоп.
- Нор.
- Leap.
- Jump.
- Sissonne.
- Skip.
Джаз прыжки.
- Horse leap.
- Stag leap.
- Jump с поджатыми к груди ногами и collapse.
- Разножка (вперед – назад).
- Frog jump.
- Leap в открытом passe (нога от колена отведена в сторону).
- Grand jete attitud croise с джаз координацией.
Изучение джаз падений.
Подготовка к падениям. Методика и виды падений.
Падения вперед на живот:
- С выпада вперед на одну ногу.
- С полупальцев, через растяжку и наклон корпуса вперед.
Падения вперед на спину:
- Из «стоя» через глубокое приседание с помощью рук.
- Из «стоя» через колени с помощью рук.
- Roll вперед через плечи (их любого положения).
Падения в сторону:
- Из «стоя» через колени и бедро.
- Из «стоя» с толчком бедра при помощи рук.
Изучение более сложных прыжков и падений. Все изученные прыжки выполняются с collapse и полицентрической координацией: с движением головы, плеч, грудной клетки и pelvis. Сложные виды падений – акробатические падения.
Формирование стилей и техник танца модерн
Особенности развития танца модерн во второй пол. XX в. Синтез с другими танцевальными системами – джаз-танцем, этническим и фольклорным танцами, с элементами спорта, гимнастики, акробатики, цирка и бытовой пластики.
Техника М. Грэхем, Р. фон Лабана, М. Вигман. Танец выражения (экспрессивный танец). Авангардный танец: техника М. Каннингема, А. Николайс, Э. Хоккинса, Дж. Батлера, П. Тейлора, М. Бежара. Философия танца. Методика подготовки исполнителей.
Особенность стиля contemporary dance, его специфические черты. Ведущие школы, хореографы, исполнители: Триша Браун, Марк Моррис, Пина Бауш. Танец пост-модерн.
Творческие центры и авторские коллективы России, популяризирующие современные направления танца. Специфические черты школы Б. Эйфмана, Е. Панфилова, А. Сигаловой, Н. Огрызкова и др.
Техника contemporary dance и партнеринга
Особенности современного направления contemporary dance. Лондонский театр современного танца (1967 г.). Знакомство с творчеством Р. Коэна, стилистикой балета «Лес» и методикой подготовки исполнителей данного танцевального направления.
Практические занятия.
Мастер-класс Роберта Коэна.
Изучение партеринга Р. Коэна.
Три группы упражнений, включенных в практическое занятие Р. Коэном: упражнения стрэтч-характера, наклоны и повороты торса, упражнения на развитие подвижности стоп.
Стили современных клубных танцев
Клубные танцы второй пол. XX в. Многообразие видов и жанров, влияние на их возникновение социально-культурных процессов. Взаимосвязь и взаимовлияние клубного танца с профессиональной хореографией, популярными музыкальными течениями, модой, стилем жизни.
Классификация современных клубных танцев: импровизационные, парные, массовые, молодежные (уличные) направления, характерные (этнические). Стиль, манера и техника молодежных танцевальных направлений. Музыкальные направления «диско», «рок», «фанк», «реп». Влияние данных направлений на возникновение новых танцевальных стилей – брейк-данс, хип-хоп, хастл, street-jazz, граффити, хаус и др.
Акробатические, трюковые техники Street dance. Спортивные элементы борьбы, гимнастики как лексическая основа молодежных танцевальных стилей. Street dance на профессиональной сцене: мюзикл «Метро», сценическая обработка молодежных стилей танца в программах балета «Тодес», балет французского хореографа Р. Обадья «Play-Back» и т.д.
Импровизационная техника современных танцевальных направлений
Современная хореография – способ самовыражения и познания собственного «Я». Импровизация в танце как мгновенное воплощение музыкального ритма средствами пластики тела, мимики и эмоциональной окраски. Отсутствие дистанции между замыслом и воплощением. Контактная импровизация в танце как секвенция импровизированных движений. Метод Стивена Пакстона (1972). Особенность спектаклей и постановок, основанных на контактной импровизации: отсутствие сюжета, «театральности», определенного стиля и непременная эклектика, контрастная смесь стилей и жанров танца, театра, хеппенинга и т.д.
Импровизация – средство обучению танцу. Терапия с помощью движения, способ поиска нового. Развитие творческих способностей и творческой фантазии, ассоциативного мышления и ритмопластической свободы. Условия импровизационной техники современных направлений в хореографии.
Раздел 4. Композиция в современном танце - приемы и принципы
Композиционное построение спектакля с использованием современной пластики
Специфические признаки джаз-танца и танца модерн, их сходство и различие с классическим танцем и др. танцевальными системами. Законы драматургии, их применение при создании комбинаций, композиций, шоу программ и спектаклей на основе современного танца.
Композиция спектакля на основе джаз-танца. Форма и содержание. Выразительные средства джаз-танца. Музыкальный материал и основные его составляющие. Роль ритма в джазовых композициях. Рисунок танца, возможности сочетаний и комбинаций различных танцевальных элементов при создании хореографического текста. Эмоциональность, яркость, импульсивность, эффектность и жизнерадостность – характерные признаки и элементы постановок на основе джаз-танца. Постановки Боба Фосса, Джека Кола, Алвина Эйли и др.
Выразительные средства спектакля на основе танца модерн. Основные особенности: внешние (движенческие, формообразующие) и внутренние (психофизические). Определение темы, идеи и задачи при создании композиции танца. Подбор музыкального материала. Возможность вариативности связи танцора с музыкой (танцевать «в» музыку, «на» музыку, «против» музыки, «без» музыки). Рисунок танца, пространственное решение композиции. Сценография спектакля. Анализ спектаклей ведущих хореографов modern dance: И. Килиана, М. Бежара, У. Форсайта, Е. Панфилова, М. Каннингема, П. Бауш и др.
Принципы работы с музыкальным материалом
Знакомство с новыми популярными музыкальными композициями. Структурный анализ музыки. Определение темпо-ритмической основы произведения, его динамики, формы и стиля. Значение аранжировки. Эмоциональный динамизм. Метод стилизации. Импровизация на заданный музыкальный материал.
Музыкальные стили и направления. Влияние на форму, лексику и пластическую выразительность танца. Взаимосвязь музыки с жанровым разнообразием и композиционным построением хореографических произведений.
Сочинение сольных, парно-массовых композиций
Основные этапы творческой деятельности балетмейстера-постановщика от замысла до практической реализации идеи хореографического произведения на сцене. Сочинение танцевальных комбинаций на развитие пластических ритмов в соединении с динамикой сценического пространства.
Сочинение танцевальных этюдов – подготовительный этап в создании законченного хореографического произведения. Цели и задачи этюдной работы. Композиционное построение сольного, массового танцевального этюда. Овладение разнообразием выразительных хореографических средств современного танца.
Определение темы, жанра, стиля, характера будущей хореографической композиции. Музыкальный материал и его ритмо-темповая структура. Понятие музыкальной и танцевальной полиритимики. Сочинение хореографического текста. Возможность синтеза с лексикой классического танца, народного танца и популярных «уличных» направлений. Влияние особенностей модерн джаз-танца на танцевальную композицию.
Практические занятия.
- Сочинение сольных, парно-массовых композиций.
- Разучивание хореографического текста.
- Исполнение этюдов.
- Анализ композиционного построения, технического мастерства и выразительности исполнения.
- Корректировка хореографического этюда.
Методика постановочной и репетиционной работы с исполнителями
Практическое овладение различными видами современного сценического танца. Подбор исполнителей для танцевальной композиции. Разучивание с исполнителями танцевального текста: темп, полицентрические изоляции, ритм и акцент. Стиль и манера исполнения. Значение эмоциональной выразительности и ритмической свободы исполнителей для достижения поставленных хореографом задач.
Практические занятия.
- Сочинение комбинаций на основе полицентрической координации движений: прыжков, вращений, с использованием падений в различных levels, приемов контрастного и полифонического движения.
- Сочинение композиции с сохранением стиля и манеры исполнения конкретного современного танцевального направления.
- Постановка хореографического номера, сюиты, спектакля (сольного, парно-массового) на основе пройденного материала.
Список литературы
- Аркина Н. Языком танца. – М., 1975.
- Балет: Энциклопедия. – М., 1981.
- Бахрушин Ю. А. История русского балета: Учеб. пособие. – М.,1977.
- Блок Л. Классический танец. История и современность. – М., 1987.
- Галдин Л. О. Африканская музыка. Музыкальная энциклопедия. – М., 1973.
- Гердт О. Неустойчивое равновесие. // Балет. – 1999. – № 1. – С. 17.
- Касьян Голейзовский: Жизнь и творчество. – М., 1984.
- Добровольская Г. Н. Танец. Пантомима. Балет. – Л., 1975.
- Добротворская К. А. Айседора Дункан и театральная культура эпохи модерна. – Л.: ЛГИТМ и К, 1992.
- Дон Мак Дона (США). Восьмидесятые годы в американском балете. // Балет – 1991. – № 6. – С. 44.
- Дон Мак Дона. Художник, чутко слушавший время. // Балет. – 1999. – № 1. – С. 46.
- Дункан А. Моя исповедь. – М., 1990.
- Дункан А. Танец будущего. // Моя жизнь. – Киев, 1994.
- Катонова С. Музыка советского балета: Очерки истории и теории. – Л., 1990.
- Красовская В. Советский балетный театр 1917 - 1967 г.г. – Л. - М., 1976.
- Мессерер A. M. Танец. Мысль. Время. – М., 1990.
- Музыка и хореография современного балета: Сборник. Выпуск 2. – Л., 1977. Выпуск 3. – Л., 1979. Выпуск 4. – М., 1982. Выпуск 5. – Л., 1987.
- Никитин В. Ю. Модерн джаз-танец. – М.: ГИТИС, 2000.
- Пасютинская В. Волшебный мир танца. – М., 1985.
- Сидоров В. Современный танец. – М.: Первина, 1922.
- Смит Л. Танцы. Начальный курс. – М., ACT, 2001.
- Федорова Л. Африканский танец. Обычаи, ритуалы, традиции. – М., 1987.
- Феликсдал Б. Современный джаз-танец в Европе. / Балет – 1995. – № 1-2. – С. 62.
- Фокин М. Против течения. – Л. - М., 1962.
- Шереметьевская М. Танец на эстраде. – М., 1985
- Шумилова Э. Правда балета. – М., 1976.
- Эльш Н. Образы танца. – М., 1970.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект современного занятия по хореографии "Танцевальные движения телопластики"
Современное занятие по хореографии с использоавнием информационных технологий, в ходе занятия учащиеся участвуют в различной самостоятельной творческой деятельности. На занятии используются игровые фо...
Нотное приложение для уроков хореографии (танцевальная часть)
В данном приложении представлены музыкальные произведения или фрагменты, предназначенные для звукового оформления танцевальной части уроков хореографии в кадетских классах разных возрастов...
Ансамбль Весна. Репертуарная хореография Танцевальная азбука
Программа: "Ансамбль Весна. Репертуарная хореография Танцевальная азбука"...
Ансамбль Весна. Репертуарная хореография Танцевальная азбука
рабочая программа дополнительного образования: Ансамбль Весна. Репертуарная хореография Танцевальная азбука...
Методическая разработка занятия по хореографии Тема: «Импровизация в современной хореографии»
Предлагаемое занятия может быть полезное педагогам дополнительного образования, хореографам, работающим в школах, учреждениях культуры. Во время занятия участники познакомятся с импровизацией в хореог...
Методическая разработка открытого занятия в танцевальной студии «Монпансье». Тема: «Изучение современных танцевальных направлений. Модерн»
Танец – это выражение души, общение с окружающим миром без помощи слов. Занятия танцами воздействуют на психологическое раскрепощение, помогая детям стать смелее и увереннее, дают возможность из...
Методическое пособие для педагогов- хореографов : «Игровой и импровизационный методы в ранней хореографии,
В пособии даны практические упражнения, игры, движения, которые помогают юным танцорам вовлекаться в мир танца. Это пособие может пригодиться не только педагогам- хореографам, но и музыкальным руковод...