Методическая разработка "Современные направления в хореографии. Танцевальное искусство."
методическая разработка на тему

Васильев Тимур Алексеевич

Эта методическая разработка опубликована для педагогов дополнительного образования в области хореографии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ ДОД «Городской Дворец детского (юношеского) творчества им. Н.К.Крупской

МХС “Вита»

Современные направления в хореографии. Танцевальное исскуство.

Методическая разработка

Выполнил:

                                                            Васильев Тимур Алексеевич – педагог дополни-                                    

                                                                          Тельного образования(хореография)

Г.Новокузнецк 2014г.

I. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

Цель методической разработки

Освоение будущими специалистами-педагогами бального танца разнообразных форм, стилей и техник современных направлений танцевального искусства. Расширение лексического арсенала, творческого диапазона и фантазии будущих педагогов-хореографов для создания современных хореографических произведений.

 Задачи

  • вооружить будущего специалиста теоретическими и практическими знаниями развития современных направлений танцевального искусства:
  • сформировать профессиональные навыки и умения в освоении стилистических особенностей, лексического материала и исполнительского мастерства современной хореографии:
  • развить творческое мышление и творческий потенциал будущих педагогов-хореографов через познание лучших образцов, методик и техник ведущих современных направлений танца:
  • освоить пластическую манеру, стиль и технику различных танцевальных систем, методику их преподавания и создания современных хореографических произведений.

Раздел 1. Современный танец как особый вид пластического хореографического языка

  Введение. Цели и задачи методической разработки «Современные направления танцевального искусства»

Предмет, цели и задачи методической разработки «Современные направления танцевального искусства». Структура, краткая характеристика, особенности современного танца. Требования к уровню освоения курса. Формы отчетности и контроля выполнения практической и самостоятельной работы. Методика самостоятельной работы  в освоении выразительных средств современной хореографии и осуществления на их основе собственных танцевальных композиций.

 Список литературы.

  Истоки, становление и развитие джазового танца

Истоки джаза в музыке и танцевальном фольклоре. Европейские колонии на территории Северной Америки (1607 - 1775 гг.). Традиционное народное искусство Африки и его влияние на музыкально-танцевальную культуру США в XVII - XVIII вв. Искусство американских негров – характерный и органичный элемент культуры США. Гибридная природа джаза, влияние на формирование его стилистики народной (ирландской, шотландской, английской) танцевальной культуры и бальной европейской XVIII - ХIХ вв. (менуэт, кадриль, гавот). Типичные особенности африканского танца.

Рождение сценической формы джаз-танца. Жозефина Беккер, Катарина Данхэм, Перль Праймес, Дональд Мак-Кейла, Метт Меттокс, Луиджи (Евгений Луи). Новые формы сценических представлений: ревю, обозрения, мюзиклы, шоу. Влияние джаз-танца на танцевальную культуру начала XX столетия. Популярность и широкое распространение танцев «Чарльстон», «Блэк Боттон», «Тустэп «, «Биг Аппл», «Шимми», «Конго» и других.

Мировое распространение джаз-танца. Уолтер Нике, Алан Бернард, Франк Вагнер. Гус Джордано – автор первого учебника по джаз-танцу. Джером Роббинс, Алвин Эйли, Альберто Алонсо – хореографы, синтезировавшие в балетах технику джаз-танца с этническим, народным и классическим танцем. Влияние джаза на современный академический балет, танец модерн и клубный танец. Тенденции развития джаз-танца. Ведущие центры, школы и труппы джазового танца.

  Танец модерн: история возникновения и этапы развития

Зарождение в конце XIX - начале XX века в США и Германии современного направления хореографии – танца модерн. Истоки направления в идеях теоретика и педагога Ф. Дель-сарта, в системе Э. Жака-Далькроза и искусстве А Дункан. Танец модерн как стремление создать новую хореографию, отвечающую потребностям человека XX столетия. Основополагающие принципы данного направления: отказ от канонов, воплощение новых тем и сюжетов оригинальными танцевально-пластическими средствами. Общее с джаз танцем и различие между системами. Айседора Дункан – основоположница нового направления.

Основные направления в танце модерн. Стилистические особенности американской школы и ее мастера: Руфи Сен-Денис, Тен Шоун, Марта Грэхэм, Дорис Хамфри, Чарльз Вейдман, X Тамирис. Особенности развития танца модерн в Европе: Мари Вигман, Рудольф фон Лабан, Курт Йосс и др.

Взаимовлияние танца модерн, джаз-танца, фольклорного и классического танца. Новое явление в танцевальной практике и педагогике – модерн джаз-танец. Современные тенденции развития модерн джаз-танца и его разнообразных направлений. Авангардистский танец, «contemporary», «new dance» – Мерс Каннингем, Триша Браун, Марк Моррис, Майкл Кларк, Розмари Бучер, Пина Бауш.

 Современный танец в системе пластических искусств

Современный танец на эстраде, в цирке, кино, шоу программах. Истоки танцевальной эстрады. Специфические черты эстрадного танца и основные средства его выразительности. Виды и жанры хореографических произведений на эстраде. Эстрадный хореографический номер как миниатюрный самостоятельный спектакль.

Этапы развития современной танцевальной эстрады. Взаимосвязь и взаимовлияние балета и эстрады. Особенности «русского модерна» в области танца нач. XX столетия. Отражение данного направления в творчестве М. Фокина, Ф. Лопухова, К. Голейзовского. Творческий поиск танцевальных школ, студий, мастерских 20 - 30-х г. Влияние на развитие русского академического балета. Элементы танцевальной эстрады, спорта, современной пластики в балетах «Красный мак», «Золотой век», «Футболист», «Стальной скок». Эстрадный опыт К. Голейзовского, И. Моисеева, Л. Якобсона, Г. Майорова, Б. Эйфмана и др. хореографов балета. Мастера танцевальной эстрады: М. Эсамбаев, Л. Сабитова, В. Шубарин, Л. и А. Гайдаровы, В. Манохин, Т. Лейбель и В. Никольский.

Современные формы, стили и выразительные средства танцевальной эстрады.

 Развитие современных направлений танца в хореографическом искусстве России первой половины XX века

Роль зарубежных мастеров танца в развитии новых направлений хореографии в России. Система и методика Э. Жак-Далькроза и ее распространение в России. С. М. Волконский и курсы ритмической гимнастики (Петербург, 1910 г.). Открытие в 1919 году Института ритма в Москве (рук. Н. Г. Александрова) и школы ритма в Петрограде (рук. Н. В. Романова). Идеи Айседоры Дункан о «танце будущего». Школа А. Дункан и деятельность ее последователей. Поиски новых выразительных возможностей, технических приемов и методик преподавания современного танца в экспериментальных студиях Л. Алексеевой, И. Чернецкой, В. Май, Л. Лукина и др.

Взаимосвязь и взаимовлияние творческого поиска студийного движения, академического балета и танцевальной эстрады. Балетмейстеры-новаторы: Н. М. Форегтер, К. Я. Голейзовский, М. М. Фокин, А. А. Горский, Г. Баланчивадзе. Синтезирование классического танца с элементами пластики, пантомимы, спорта, ритмической гимнастики, народного и джазового танцев. Современный танец в театре, мюзик-холле, цирке, на эстраде.

  Современные направления в хореографическом искусстве России второй половины XX века

Поиски и эксперименты обновления академического танца под влиянием открытий джаз-танца, танца модерн и свободной пластики. Особенности хореографического языка в произведениях Л. Якобсона, Ю. Григоровича, О. Виноградова, В. Васильева, Г. Таранды, Б. Эйфмана, Е. Панфилова, В. Лебедева, А. Ротманского и др.

Русский модерн конца XX века. Творческая деятельность центров современной хореографии и творческих коллективов по развитию modern jazz-dance. Театр современного танца Н. Фиксель, «Кинетический театр» А. Пепеляева, «Класс экспрессивной пластики» Г. Абрамова, «Провинциальные танцы» Т. Вагановой, «Театр камерного танца» О. Бавдилович, «Театр современного танца» О. Пона, «Эксцентрик-балет» С. Смирнова и др.

Деятельность ADF в России. Роль в развитии и популяризации современных танцевальных направлений, подготовке хореографов и исполнителей фестивалей, конкурсов, семинаров, совместных международных программ. Тенденции развития современной отечественной хореографии.

Раздел 2. Основные принципы техники и методика изучения базовых движений современного танца

 Основные принципы изучения техники движения и исполнения в джаз-танце

Характерные признаки джаз-танца: ритмичность, динамика, колоритность, совершенная свобода и координация вех частей тела, импульсная техника, возможность импровизации.

Понятие «изоляция» (технический прием, с помощью которого реализуется принцип по-лицентрики и полиритмии в джаз танце). Изолированными центрами являются: голова, шея, плечевой пояс, бедра (pelvis), руки и ноги. Изоляция частей центров – «ареалы» (голень, стопа, предплечье, кисти, пальцы). Изоляция как способность двигаться независимо друг от друга отдельных звеньев тела.

Понятие «полицентрика» (движение различных частей тела независимо друг от друга, с различной скоростью, с разной амплитудой и направлением).

Понятие «релаксация» (регуляция напряжения и расслабления отдельных центров тела).

Понятие «полиритмия» (движения центров в различных ритмических рисунках, метрически независимо друг от друга). Роль ритма в джазе. Beat и offbeat. Свинг как моторно-ритмическая основа движений в танце (раскачивание тела и его частей в различных положениях).

Понятие «мультипликация» (разложение одного простого движения внутри ритмической единицы). Различные виды джазовой ходьбы, при которой вес тела переносится постепенно, с акцентом, на неударную долю такта. Брейк-данс как пример мультипликации в современном танце.

Понятие «координация». Способы координации движений нескольких центров тела и ареалов. Принципы координации: одномоментный импульс, импульс и управление, оппозиция и параллелизм.

  Основные принципы изучения техники движения танца модерн

Развитие системы различных школ танца модерн, ее связь с именами крупных педагогов, хореографов и исполнителей. Философские концепции движения танца модерн. Позвоночник – основа движения. Понятия «contraction» – сжатие и «release» – расширение как основы движения техники М. Грэхем. Движение за счет падения и подъема тяжести корпуса, его построение по синусоиде: движение-задержка в кульминационной точке (suspend) и обратный возврат (recovery) – техника Д. Хамфри и X. Лимона.

Базисные понятия «contraction и release» заложенные в технике танца модерн, определяющие положение тела в пространстве. Визуальное «уменьшение» объема тела относительно его нормального состояния и «расширение» тела, его частей. Взаимосвязь движения и дыхания.

Особенность более полного использования пространства в танце модерн за счет передвижения исполнителя по горизонтали и вертикали. Понятие «уровни» (Levels). Виды levels.

Позиции и положения рук, ног и корпуса в модерн джаз-танце

Отличия модерн джаз-танца от классического танца. Особенности пластики, стиля и манеры исполнения модерн джаз-танца. Влияние на формирование системы модерн джаз-танца различных видов искусств и спорта, связанных с движением (акробатика, гимнастика, пантомима), народного (этнического) и бытового танцев. Особенности терминологии современного танца.

Практические занятия.

  1. Изучение основного положения корпуса, необходимого для данного танцевального стиля: положение коллапс.
  2. Изучение основных позиций рук:
  • нейтральное или подготовительное,
  • press-position,
  • первая позиция,
  • вторая позиция,
  • третья позиция.
  1. Аналогия и различие этих позиций с классическим танцем аут-позиция.
  2. Jerk position.
  3. Изучение разновидностей положения рук: V-положения, А-, Б-, В-положения. Перевод рук в различные позиции и положения.
  4. Изучение позиций ног в положении «стоя» (по системе Г. Джордано):
  • Первая позиция. Три варианта: параллельное положение, аут-позиция, ин-позиция.
  • Вторая позиция. Три варианта: параллельное положение, аут-позиция, ин-позиция.
  • Третья позиция. Один вариант: аналогичен классической 3-ей позиции.
  • Четвертая позиция. Два варианта: аут-позиция и параллельное положение.
  • Пятая позиция. Два варианта: аут-позиция и параллельное положение.
  1. Изучение положений отдельных частей ног: положения point и flex в движениях catchstep, prance, kick.
  2. Изучение позиций ног в положении «сидя». Педагогические приемы изучения координации движения рук, ног и головы.

  Понятия isolation и level. Методика изучения isolation на различных levels

Техника isolation – основа модерн джаз-танца. Изолируемые центры: голова и шея, плечевой пояс, бедра (pelvis), руки, ноги. Постановка корпуса. Моноцентрика и полицентрика. Параллелизм и оппозиция.

Level. Виды levels: стоя, сидя, на корточках, сидя на ягодицах, стоя на ягодицах, стоя на коленях, лежа. Акробатические levels – шпагат, стойка на руках и т.д. Методика изучения isolation на различных levels.

Первоначальные движения изолируемых центров изучаются в чистом виде. В простых сочетаниях даются всевозможные движения изолируемых центров.

Практические занятия.

Изучение isolation головы (стоя, сидя):

  1. Наклоны (вперед, назад, в сторону).
  2. Повороты (в сторону).
  3. «Маятник».
  4. Круг.

Плечи (стоя и сидя, параллелизм):

  1. Accents (вверх, вниз, вперед, назад).
  2. Полукруг.
  3. Круг.

Изучение isolation грудной клетки (сидя и стоя), accents (в сторону, вперед, назад).

Верх корпуса (стоя).

  1. Bend и bounce (вперед, в сторону, назад).
  2. Side stretch.
  3. Deep body bend.
  4. «Table top» (вперед, в сторону).
  5. Twist – «table top».
  6. Простой круг через «table top» и deep bend.
  7. Body bend demi-plié с последующим stretch.
  8. Relax.

Изучение isolation pelvis в (полуприседании):

  1. Медленные isolation (вперед, назад, в сторону).
  2. Accents (вперед, назад, в сторону).
  3. Hipcross (с возвращением в центр).
  4. Полукруг.
  5. Круг.
  6. Hip lift;
  7. Soul hiplift.

Изучение isolation ног (стоя):

  1. Knee raise.
  2. Battements tendus и point-flex.
  3. Isolation пальцев.
  4. Круги стопы.
  5. Knee taise с наклоном верха корпуса вперед.
  6. Kick ballchange.

Ноги (сидя):

  1. Point flex стопы.
  2. Изоляция пальцев.
  3. Круги стопы.
  4. Круги от колена.
  5. Сгибание колена и flex по I и II аут-позициям.

Изучение isolation рук (стоя, сидя):

  1. Flex кисти.
  2. Круги кистью.
  3. Круги предплечьем.
  4. Тряска кисти.

  Методика изучения более сложных isolation на различных levels

Изучение более сложных isolations. Координация двух, трех и более центров. Специальные isolations. Повторение изученных isolations головы и плеч на всех levels

Практические занятия.

Изучение isolation головы (сидя и в полуприседании):

  1. «Маятник» в быстром темпе.
  2. Круг в быстром темпе.
  3. Закрепление ранее пройденных isolations головы в координации с isolations плеч и рук.

Isolation плечей (стоя и в полуприседании, сидя):

  1. Twist плеч.
  2. Полукруг и круг (поочередно каждым плечом).
  3. Полукруг и круг (одновременно оба плеча в оппозиции).
  4. «Восьмерка».
  5. Закрепление ранее пройденных isolation в координации с isolations головы и рук.

Isolation грудной клетки (стоя, в полуприседании, сидя):

  1. Accents (из стороны в сторону, дубль).
  2. Крест (с возвращением в центр).
  3. Contract-release.

Isolation верха корпуса (стоя):

  1. Side stretch с последующим twist и наклоном вперед.
  2. Twist с толчком бедра.
  3. «Table top» roll.
  4. «Table top» с толчком бедра.
  5. Twist с толчком бедра и кругом плеча и руки;

Isolation pelvis (в полуприседании):

  1. Yip cross – диагональ.
  2. Квадрат – диагональ.
  3. «Восьмерка».
  4. Закрепление ранее пройденных pelvis isolation в координации с isolations ног, головы, рук и плеч.

Isolation ног (стоя):

  1. Полукруг колена.
  2. Ribberlegs.

Isolation рук (стоя и в полуприседании):

  1. Удар рукой.
  2. Полукруг и круг одной или обеими руками мимо корпуса.
  3. «Восьмерка».
  4. Press.
  5. Ранее изученные позиции и положения рук исполнять на различных levels с изоляцией других центров.

Изучение специальных levels isolations:

Сидя:

  1. Stretch позвоночника в squat sit позиции.
  2. Наклоны корпуса вперед с последующими bounce по frog sit позиции.
  3. Наклоны корпуса вперед с последующими stretch диагональ вперед по frog sit позиции.
  4. Bounce корпуса вперед по I параллельной позиции.
  5. Side stretch no II позиции.
  6. Twist и наклон корпуса вперед по полукругу (по II позиции и frog sit позиции).
  7. Demi-rond – stretch ноги, поднятой вперед (рука поддерживает ногу за пятку) из tourkish позиции.
  8. «Cradle» по frog sit позиции.

Лежа на спине:

  1. Lift корпуса с одновременным подведением ног в squat sit позицию.
  2. Lift головы и шеи.
  3. Lift грудной клетки и живота.

Лежа на животе – обратная дуга (inverted backarch).

 Упражнения у станка

Задачи и цели упражнения у станка. Методика построения упражнений у станка. Базовые движения составляющие комбинации упражнений у станка. Последовательность движений и логика построения комбинаций.

Практические занятия.

Изучение базовых движений:

  1. Stretch – в области ахила, бедер и позвоночника (лицом к станку).
  1. Contract-release pelvis позвоночника и наклон корпуса вперед (лицом к станку).
  2. Contract-release корпуса и наклон вперед.
  3. Plié:
  • demi-plié contract-release корпуса;
  • crand-plié contract-release (лицом к станку);
  • grand-plié с волнообразным перевиванием (лицом к станку);
  • demi-plié relevé с отклонением корпуса назад – диагональ;
  1. Battements tendus:
  • point-flex;
  • с последующим twist, верха корпуса и accent бедра опорной ноги (вперед, в сторону);
  • heeldrop-bounce (назад).
  1. Battement tendu jeté piqe.
  2. Swing balancoire (вперед-назад).
  3. Battement fondu в координации с движением рук.
  4. Battement développé point-flex.
  5. Battements développé через passé contract.
  6. Kick.
  7. Kick ballchange.
  8. Pelvis stretch (лицом к станку).

 Современный танец в системе профессиональной подготовки хореографа

Современный танец как фактор профессиональной подготовки хореографа. Педагогические приемы и методы, созданные ведущими мастерами джаз-танца и танца модерн. Методика изучения основ модерн джаз-танца и освоения его стилистики, манеры и техники исполнителями.

Цели и задачи урока. Специфика планирования урока. Необходимые принципы: систематичность, последовательность, наглядность, активность, связь теории и практики.

Разделы урока: warm-up (разогрев тела), изоляция, работа тела целиком, партер, кросс (передвижение в пространстве), комбинации или импровизация Примеры танцевальных комбинаций. Функциональные задачи каждого из разделов и основные группы движений, включенные в них. Длительность разделов. Музыкальное сопровождение занятий. Составление и проведение студентами урока.

Раздел 3. Особенности стилей, школ и техник современного танца

 Стилистические особенности джаз-танца

Стилевое многообразие джазовой музыки и танца. Эволюция джазовой музыки и ее влияние на лексику, технику и рождение новых направлений джаз-танца. Популярные стили джазовой музыки.

Современные стили джаз-танца: Blues, Lirical, Bradway (Theatrical), Hot, Cool (Kul), Afro-jazz, Latin, Calypso, Modern jazz. Характерные особенности этих стилей, ведущие хореографы и исполнители. Комбинирование форм и синтез различных школ в современном джаз танце: степ-джаз, джаз-балет, джаз-кабаре, джаз-музыкальный театр, джаз-шоу и другие.

Современные центры по изучению и пропаганде джаз-танца. Конкурсы, фестивали, чемпионаты в популяризации современного джаз-танца.

 Мультипликация (multiplication), джаз-шаги, джаз-ходы (jazz walks), джаз-прыжки и вращения

Мультипликация – принцип передачи центра тяжести при шагах. Особенности мультиплицированного движения в джазовом танце. Джаз-шаги.

Практические занятия.

Изучение движений без передачи центра тяжести:

  1. Тар.
  2. Beat.
  3. Slam.
  4. Ball beat (ball tap).
  5. Heel beat (heel tap).
  6. Brush.
  7. Scuffbrush.
  8. Pickup.
  9. Skid.

Изучение движений с передачей центра тяжести:

  1. Step.
  2. Flat step.
  3. Stamp.
  4. Ball step (ballstand).
  5. Heel step (heelstand).
  6. Balldrop.
  7. Heeldrop.

Изучение джаз ходов (jazz walks):

  1. Flat jazz walk.
  2. Bounce jazz walk.
  3. Strut.
  4. Brush step.
  5. Harlem walk.
  6. Prance jazz walk.
  7. Hopping prance.

Изучение разновидостей джаз вращений:

  1. Walking turn трехшаговые.
  2. Трехшаговое вращение с jazz walk.
  3. Skipping turn.
  4. «Полуспираль».
  5. «Спираль».
  6. Outside pas de bourrée turn.
  7. Pas de bourrée-jazz turn.
  8. Jazz pirouettes.

Изучение джаз вращений в воздухе:

  1. Hop turn.
  2. Leap turn.
  3. Jamp turn.

Джаз-бег (jazz run) и прыжки.

Особенности джаз бега и прыжков.

  1. Бег.
  2. Галоп.
  3. Нор.
  4. Leap.
  5. Jump.
  6. Sissonne.
  7. Skip.

Джаз прыжки.

  1. Horse leap.
  2. Stag leap.
  3. Jump с поджатыми к груди ногами и collapse.
  4. Разножка (вперед – назад).
  5. Frog jump.
  6. Leap в открытом passe (нога от колена отведена в сторону).
  7. Grand jete attitud croise с джаз координацией.

Изучение джаз падений.

Подготовка к падениям. Методика и виды падений.

Падения вперед на живот:

  1. С выпада вперед на одну ногу.
  2. С полупальцев, через растяжку и наклон корпуса вперед.

Падения вперед на спину:

  1. Из «стоя» через глубокое приседание с помощью рук.
  2. Из «стоя» через колени с помощью рук.
  3. Roll вперед через плечи (их любого положения).

Падения в сторону:

  1. Из «стоя» через колени и бедро.
  2. Из «стоя» с толчком бедра при помощи рук.

Изучение более сложных прыжков и падений. Все изученные прыжки выполняются с collapse и полицентрической координацией: с движением головы, плеч, грудной клетки и pelvis. Сложные виды падений – акробатические падения.

 Формирование стилей и техник танца модерн

Особенности развития танца модерн во второй пол. XX в. Синтез с другими танцевальными системами – джаз-танцем, этническим и фольклорным танцами, с элементами спорта, гимнастики, акробатики, цирка и бытовой пластики.

Техника М. Грэхем, Р. фон Лабана, М. Вигман. Танец выражения (экспрессивный танец). Авангардный танец: техника М. Каннингема, А. Николайс, Э. Хоккинса, Дж. Батлера, П. Тейлора, М. Бежара. Философия танца. Методика подготовки исполнителей.

Особенность стиля contemporary dance, его специфические черты. Ведущие школы, хореографы, исполнители: Триша Браун, Марк Моррис, Пина Бауш. Танец пост-модерн.

Творческие центры и авторские коллективы России, популяризирующие современные направления танца. Специфические черты школы Б. Эйфмана, Е. Панфилова, А. Сигаловой, Н. Огрызкова и др.

 Техника contemporary dance и партнеринга

Особенности современного направления contemporary dance. Лондонский театр современного танца (1967 г.). Знакомство с творчеством Р. Коэна, стилистикой балета «Лес» и методикой подготовки исполнителей данного танцевального направления.

Практические занятия.

Мастер-класс Роберта Коэна.

Изучение партеринга Р. Коэна.

Три группы упражнений, включенных в практическое занятие Р. Коэном: упражнения стрэтч-характера, наклоны и повороты торса, упражнения на развитие подвижности стоп.

 Стили современных клубных танцев

Клубные танцы второй пол. XX в. Многообразие видов и жанров, влияние на их возникновение социально-культурных процессов. Взаимосвязь и взаимовлияние клубного танца с профессиональной хореографией, популярными музыкальными течениями, модой, стилем жизни.

Классификация современных клубных танцев: импровизационные, парные, массовые, молодежные (уличные) направления, характерные (этнические). Стиль, манера и техника молодежных танцевальных направлений. Музыкальные направления «диско», «рок», «фанк», «реп». Влияние данных направлений на возникновение новых танцевальных стилей – брейк-данс, хип-хоп, хастл, street-jazz, граффити, хаус и др.

Акробатические, трюковые техники Street dance. Спортивные элементы борьбы, гимнастики как лексическая основа молодежных танцевальных стилей. Street dance на профессиональной сцене: мюзикл «Метро», сценическая обработка молодежных стилей танца в программах балета «Тодес», балет французского хореографа Р. Обадья «Play-Back» и т.д.

 Импровизационная техника современных танцевальных направлений

Современная хореография – способ самовыражения и познания собственного «Я». Импровизация в танце как мгновенное воплощение музыкального ритма средствами пластики тела, мимики и эмоциональной окраски. Отсутствие дистанции между замыслом и воплощением. Контактная импровизация в танце как секвенция импровизированных движений. Метод Стивена Пакстона (1972). Особенность спектаклей и постановок, основанных на контактной импровизации: отсутствие сюжета, «театральности», определенного стиля и непременная эклектика, контрастная смесь стилей и жанров танца, театра, хеппенинга и т.д.

Импровизация – средство обучению танцу. Терапия с помощью движения, способ поиска нового. Развитие творческих способностей и творческой фантазии, ассоциативного мышления и ритмопластической свободы. Условия импровизационной техники современных направлений в хореографии.

Раздел 4. Композиция в современном танце - приемы и принципы

 Композиционное построение спектакля с использованием современной пластики

Специфические признаки джаз-танца и танца модерн, их сходство и различие с классическим танцем и др. танцевальными системами. Законы драматургии, их применение при создании комбинаций, композиций, шоу программ и спектаклей на основе современного танца.

Композиция спектакля на основе джаз-танца. Форма и содержание. Выразительные средства джаз-танца. Музыкальный материал и основные его составляющие. Роль ритма в джазовых композициях. Рисунок танца, возможности сочетаний и комбинаций различных танцевальных элементов при создании хореографического текста. Эмоциональность, яркость, импульсивность, эффектность и жизнерадостность – характерные признаки и элементы постановок на основе джаз-танца. Постановки Боба Фосса, Джека Кола, Алвина Эйли и др.

Выразительные средства спектакля на основе танца модерн. Основные особенности: внешние (движенческие, формообразующие) и внутренние (психофизические). Определение темы, идеи и задачи при создании композиции танца. Подбор музыкального материала. Возможность вариативности связи танцора с музыкой (танцевать «в» музыку, «на» музыку, «против» музыки, «без» музыки). Рисунок танца, пространственное решение композиции. Сценография спектакля. Анализ спектаклей ведущих хореографов modern dance: И. Килиана, М. Бежара, У. Форсайта, Е. Панфилова, М. Каннингема, П. Бауш и др.

 Принципы работы с музыкальным материалом

Знакомство с новыми популярными музыкальными композициями. Структурный анализ музыки. Определение темпо-ритмической основы произведения, его динамики, формы и стиля. Значение аранжировки. Эмоциональный динамизм. Метод стилизации. Импровизация на заданный музыкальный материал.

Музыкальные стили и направления. Влияние на форму, лексику и пластическую выразительность танца. Взаимосвязь музыки с жанровым разнообразием и композиционным построением хореографических произведений.

 Сочинение сольных, парно-массовых композиций

Основные этапы творческой деятельности балетмейстера-постановщика от замысла до практической реализации идеи хореографического произведения на сцене. Сочинение танцевальных комбинаций на развитие пластических ритмов в соединении с динамикой сценического пространства.

Сочинение танцевальных этюдов – подготовительный этап в создании законченного хореографического произведения. Цели и задачи этюдной работы. Композиционное построение сольного, массового танцевального этюда. Овладение разнообразием выразительных хореографических средств современного танца.

Определение темы, жанра, стиля, характера будущей хореографической композиции. Музыкальный материал и его ритмо-темповая структура. Понятие музыкальной и танцевальной полиритимики. Сочинение хореографического текста. Возможность синтеза с лексикой классического танца, народного танца и популярных «уличных» направлений. Влияние особенностей модерн джаз-танца на танцевальную композицию.

Практические занятия.

  1. Сочинение сольных, парно-массовых композиций.
  2. Разучивание хореографического текста.
  3. Исполнение этюдов.
  1. Анализ композиционного построения, технического мастерства и выразительности исполнения.
  2. Корректировка хореографического этюда.

 Методика постановочной и репетиционной работы с исполнителями

Практическое овладение различными видами современного сценического танца. Подбор исполнителей для танцевальной композиции. Разучивание с исполнителями танцевального текста: темп, полицентрические изоляции, ритм и акцент. Стиль и манера исполнения. Значение эмоциональной выразительности и ритмической свободы исполнителей для достижения поставленных хореографом задач.

Практические занятия.

  1. Сочинение комбинаций на основе полицентрической координации движений: прыжков, вращений, с использованием падений в различных levels, приемов контрастного и полифонического движения.
  2. Сочинение композиции с сохранением стиля и манеры исполнения конкретного современного танцевального направления.
  3. Постановка хореографического номера, сюиты, спектакля (сольного, парно-массового) на основе пройденного материала.

Список литературы

  1. Аркина Н. Языком танца. – М., 1975.
  2. Балет: Энциклопедия. – М., 1981.
  3. Бахрушин Ю. А. История русского балета: Учеб. пособие. – М.,1977.
  4. Блок Л. Классический танец. История и современность. – М., 1987.
  5. Галдин Л. О. Африканская музыка. Музыкальная энциклопедия. – М., 1973.
  1. Гердт О. Неустойчивое равновесие. // Балет. – 1999. – № 1. – С. 17.
  2. Касьян Голейзовский: Жизнь и творчество. – М., 1984.
  3. Добровольская Г. Н. Танец. Пантомима. Балет. – Л., 1975.
  4. Добротворская К. А. Айседора Дункан и театральная культура эпохи модерна. – Л.: ЛГИТМ и К, 1992.
  5. Дон Мак Дона (США). Восьмидесятые годы в американском балете. // Балет – 1991. – № 6. – С. 44.
  6. Дон Мак Дона. Художник, чутко слушавший время. // Балет. – 1999. – № 1. – С. 46.
  7. Дункан А. Моя исповедь. – М., 1990.
  8. Дункан А. Танец будущего. // Моя жизнь. – Киев, 1994.
  9. Катонова С. Музыка советского балета: Очерки истории и теории. – Л., 1990.
  10. Красовская В. Советский балетный театр 1917 - 1967 г.г. – Л. - М., 1976.
  11. Мессерер A. M. Танец. Мысль. Время. – М., 1990.
  12. Музыка и хореография современного балета: Сборник. Выпуск 2. – Л., 1977. Выпуск 3. – Л., 1979. Выпуск 4. – М., 1982. Выпуск 5. – Л., 1987.
  13. Никитин В. Ю. Модерн джаз-танец. – М.: ГИТИС, 2000.
  14. Пасютинская В. Волшебный мир танца. – М., 1985.
  15. Сидоров В. Современный танец. – М.: Первина, 1922.
  16. Смит Л. Танцы. Начальный курс. – М., ACT, 2001.
  17. Федорова Л. Африканский танец. Обычаи, ритуалы, традиции. – М., 1987.
  18. Феликсдал Б. Современный джаз-танец в Европе. / Балет – 1995. – № 1-2. – С. 62.
  19. Фокин М. Против течения. – Л. - М., 1962.
  20. Шереметьевская М. Танец на эстраде. – М., 1985
  21. Шумилова Э. Правда балета. – М., 1976.
  22. Эльш Н. Образы танца. – М., 1970.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект современного занятия по хореографии "Танцевальные движения телопластики"

Современное занятие по хореографии с использоавнием информационных технологий, в ходе занятия учащиеся участвуют в различной самостоятельной творческой деятельности. На занятии используются игровые фо...

Нотное приложение для уроков хореографии (танцевальная часть)

В данном приложении  представлены музыкальные произведения или фрагменты, предназначенные для звукового оформления танцевальной части уроков  хореографии в кадетских классах разных возрастов...

Ансамбль Весна. Репертуарная хореография Танцевальная азбука

Программа: "Ансамбль Весна. Репертуарная хореография Танцевальная азбука"...

Ансамбль Весна. Репертуарная хореография Танцевальная азбука

рабочая программа дополнительного образования: Ансамбль Весна. Репертуарная хореография Танцевальная азбука...

Методическая разработка занятия по хореографии Тема: «Импровизация в современной хореографии»

Предлагаемое занятия может быть полезное педагогам дополнительного образования, хореографам, работающим в школах, учреждениях культуры. Во время занятия участники познакомятся с импровизацией в хореог...

Методическая разработка открытого занятия в танцевальной студии «Монпансье». Тема: «Изучение современных танцевальных направлений. Модерн»

Танец – это выражение души, общение с окружающим миром без помощи слов. Занятия танцами воздействуют на психологическое раскрепощение, помогая детям стать смелее и увереннее, дают возможность из...

Методическое пособие для педагогов- хореографов : «Игровой и импровизационный методы в ранней хореографии,

В пособии даны практические упражнения, игры, движения, которые помогают юным танцорам вовлекаться в мир танца. Это пособие может пригодиться не только педагогам- хореографам, но и музыкальным руковод...