РАБОЧАЯ ПРОГРАММА По внеурочной деятельности «Умелые ручки» в 7 – 8-х классах на 2018-2019 учебный год
рабочая программа (7, 8 класс) на тему

Чащин Игорь Николаевич

Рабочая программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon umelye_ruchki_7-8_kl._malchiki.doc267 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

муниципального образования г. Саяногорск

«Школа №3 имени Героя России Сергея Медведева»

Принята на заседании

Утверждена

педагогического Совета

приказ  №  285 от 03.09.2018

протокол  №  6 от 31.08.2018

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

По внеурочной деятельности

 «Умелые ручки»

в 7 – 8 классах

на 2018 - 2019 учебный год

Составитель:

Чащин Игорь Николаевич,

педагог дополнительного образования

первой квалификационной категории

 2018 г.

Лист оценки рабочей программы учебного предмета/курса

на соответствие требованиям ФГОС ООО

в МБОУ  «Школа №3  им. Героя России Сергея Медведева»

Название рабочей программы: Рабочая программа  по  внеурочной деятельности «Умелые ручки»     в  7 – 8 -х   классах  по ФГОС ООО

Автор программы   Чащин Игорь  Николаевич – педагог дополнительного образования               (ФИО, должность)

1

2

3

4

5

Позиция для экспертной оценки

Критерии оценивания

Есть \ нет

( + \ - )

Примечания

(рекомендации)

I. Соответствие рабочей программы требованиям к структуре

1

Планируемые результаты освоения учебного предмета(курса)

Личностные результаты освоения учебного предмета, курса

1.Соответствие личностных результатов  освоения учебного предмета  целям изучения предмета на ступени основного общего образования

+

2.Наличие  распределения  личностных результатов по классам обучения

+

Метапредметные результаты освоения учебного предмета, курса

1.Соответствие  метапредметных результатов освоения учебного предмета   целям изучения предмета на уровне  основного общего образования

+

2.Наличие  распределения  метапредметных результатов по классам обучения

+

Предметные результаты освоения учебного предмета, курса

1.Соответствие предметных результатов  освоения учебного предмета   целям изучения предмета на уровне  основного общего образования

+

2.Наличие  распределения предметных результатов по классам обучения

+

2

Содержание учебного предмета, курса

Соответствие содержания учебного предмета или курса элементам научных знаний по предмету, изложенным в Фундаментальном ядре содержания общего образования и «Примерной программе по учебным предметам» на весь период изучения предмета на уровне  ООО

+

Отражение в содержании рабочей программы учебного предмета или курса   региональных, национальных и этнокультурных особенностей, особенностей ОУ

+

3

Тематическое планирование с определением основных видов учебной

 деятельности и  планируемых результатов

Соответствие разделов  и тем тематического планирования  содержанию учебного предмета

+

Наличие распределения тем  внутри разделов с указанием  учебных часов

+

Соответствие количества часов в тематическом планировании учебному плану на учебный год

+

Соответствие распределения часов по темам основным видам учебной деятельности

+

Наличие распределения содержания учебного материала по классам обучения

+

Наличие характеристики основных видов учебной деятельности

+

Соответствие видов учебной деятельности планируемым результатам

+

Наличие критериев оценивания по предмету

+

Наличие примерных контрольно-оценочных материалов (типов заданий)

+

Планируемые результаты рассмотрены по направлениям личностного развития, в метапредметном и предметном направлениях

+

Планируемые результаты представлены по двум уровням: «ученик научится», «ученик получит возможность научиться»

+

Соответствие  примерных контрольно-оценочных материалов планируемым результатам

+

4

Локальный акт ОУ, регламентирующий порядок разработки рабочих программ

Соответствие рабочей программы локальному акту ОУ, регламентирующему порядок разработки рабочих программ.

+

Ф.И.О., должность лиц(а), проводивших(его) оценку рабочей программы на соответствие требованиям ФГОС ООО________________

1.        Карачаков Артур Иванович – руководитель ШМО  ____________________________  

2.        Головина Татьяна Константиновна – учитель технологии  ______________________

3.        Тищенко Светлана Георгиевна – учитель физической культуры __________________

             Дата: 03.09.2018 год.

Планируемые результаты

На всех этапах обучения по данной программе учащиеся будут развивать внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию, улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе. Предполагается расширить кругозор учащихся, познакомить с видами ДПИ, национальной вышивки, с обычаями оформления интерьера, вызвать интерес к профессии вышивальщицы, дизайнера, мастера - ремесленника, художника-оформителя, воспитывать интерес к истокам народной культуры, стремление возродить забытые традиции, связанные с украшением интерьера помещения.

Предполагается, что полученные знания, умения, навыки, учащиеся будут применять в повседневной жизни.

Данный курс является одним из источников познавательного и нравственного развития учащихся.

Ожидаемые результаты:

  В основу изучения кружка  положены ценностные ориентиры, достижение которых определяются воспитательными результатами. Воспитательные результаты внеурочной деятельности   оцениваются  по трём уровням.

Первый уровень результатов (1 год) — приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями  как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

 Второй уровень результатов (2 год) — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть   в защищенной, дружественной просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает). 

Третий уровень результатов (3 год) — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть   в защищенной, дружественной просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает). 

Четвёртый уровень результатов (4 год) — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть   в защищенной, дружественной просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).

К концу обучения в кружке «Умелые ручки» учащиеся получат возможность:

Личностные

Метапредметные

Предметные

Знать

– о формах проявления заботы о человеке при групповом взаимодействии;

- правила поведения на занятиях, раздевалке, в игровом творческом процессе.

- правила игрового общения, о правильном отношении к собственным ошибкам,  к победе, поражению.

- знать о ценностном отношении к театру как к  культурному наследию народа.

- иметь нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми  в соответствии с общепринятыми нравственными нормами.

 необходимые сведения о видах изученных   народных художественных промыслов особенностях работы с материалами, инструментами .

Уметь

-  анализировать и сопоставлять, обобщать, делать выводы, проявлять настойчивость в достижении цели.

-соблюдать правила игры и дисциплину;

- правильно взаимодействовать с партнерами по команде (терпимо, имея взаимовыручку и т.д.).

-  выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой  и игровой деятельности.

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей          -   адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, товарища, родителя и других людей

- контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;

- выбирать вид чтения в зависимости от цели;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности

- формулировать собственное мнение и позицию

 -работать с предлагаемыми материалами,  применять полученный опыт работы в своей деятельности

импровизировать;

 работать в группе, в коллективе.

Применять

- быть сдержанным, терпеливым, вежливым в процессе взаимодействия ;

-подводить самостоятельный итог занятия; анализировать и систематизировать полученные умения и навыки.

- полученные сведения о многообразии театрального искусства

красивую, правильную, четкую, звучную речь как средство полноценного общения.

- самостоятельно выбирать, организовывать  небольшой творческий проект

-иметь первоначальный  опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, формирования потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества, использовать накопленные знания.

Основные требования к уровню подготовки учащихся

 Уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе, о правилах групповой работы и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

Личностные

Метапредметные

Предметные

Знать

– о формах проявления заботы о человеке при групповом взаимодействии;

- правила поведения на занятиях, раздевалке, в трудовом  творческом процессе.

- знать о ценностном отношении к театру как к  культурному наследию народа.

- о  способах взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми  в соответствии с общепринятыми нравственными нормами.

 необходимые сведения о видах изученных народных промыслов,

Уметь

Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).

В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения,  делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

-соблюдать правила работы и дисциплину;

- Определять и формулировать цель деятельности   с помощью учителя.

- Проговаривать последовательность действий

- высказывать своё предположение (версию)

- работать по предложенному учителем плану.

- отличать верно выполненное задание от неверного.

совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

- Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

- Слушать и понимать речь других.

- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

                    -   работать с материалами  изученных промыслов импровизировать;

 работать в группе, в коллективе.

 Участвовать в выставках творчества.

Результат реализации программы будет отслежен следующими методиками.

Название методик.

Что отслеживается.

Методика:

“Коммуникабельны ли Вы”.

Сформированность коммуникативных навыков;

Методика: “Самооценка эмоционального состояния”.

Эмоциональное состояние;

Тревожность, спокойствие, энергичность, усталость.

Методика: “Личностный рост”.

Уровень подготовленности ребенка к ценностям. Отношение к культуре

Методика: “Социометрическое изучение межличностных отношений в группе”.

Сплочённость группы.

Тест направленности личности Б. Басса

необходимость  выявить некоторые ценностные характеристики личности (направленность «на себя», «на общение», «на дело»

Содержание курса

Общая характеристика учебного предмета.

Внеурочная деятельность на кружке «Умелые ручки»  в  5-8 классах выполняет особенную роль, так  как обладает мощным развивающим потенциалом. Важнейшая особенность этих занятий состоит в том, что они строятся на уникальной психологической и дидактической базе  – предметно-практической деятельности, которая служит в среднем школьном возрасте необходимым звеном целостного процесса духовного,  нравственного и  интеллектуального развития (в  том  числе и абстрактного мышления).

Значение предмета выходит далеко за рамки обеспечения учащихся  сведениями о  «технико-технологической картине  мира».  При соответствующем содержательном и методическом наполнении данный  предмет может стать  опорным для  формирования системы универсальных учебных действий в среднем звене  общеобразовательной школы. В этом учебном курсе все элементы учебной деятельности (планирование,  ориентировка  в  задании,  преобразование, оценка продукта,  умение распознавать  и  ставить задачи,  возникающие в контексте практической ситуации, предлагать практические способы решения,  добиваться достижения  результата  и  т.д.)  предстают в наглядном  плане  и  тем   самым  становятся  более   понятными для детей.

Предметно-практическая творческая деятельность, как  смысл любой  деятельности, даёт  ребёнку возможность не только отстранённого восприятия духовной и материальной культуры, но и чувство  сопричастности, чувство самореализации, необходимость освоения мира не только через  содержание, но и через  его  преображение. Процесс и результат художественно-творческой деятельности  становится не  собственно целью, а, с одной  стороны, средством  познания мира, с другой –  средством для  более  глубокого эмоционального выражения внутренних чувств как самого  творящего  ребёнка, так  и замыслов изучаемых им  объектов материального мира. При  этом художественно-творческая деятельность ребёнка предполагает все этапы познания мира, присущие и взрослым: наблюдение, размышление и практическая реализация замысла.

Особенности преподавания учебного предмета

Курс  кружка «Умелые ручки» является  составной частью Образовательной системы.  Его  основные положения  согласуются  с концепцией данной модели и решают блок  задач, связанных с формированием опыта как основы обучения и познания, осуществления поисково-аналитической деятельности для  практического решения учебных задач  прикладного  характера,  формированием первоначального опыта практической преобразовательной деятельности. Курс  развивающе-обучающий по  своему  характеру с приоритетом развивающей функции, интегрированный по своей  сути. В его основе лежит целостный образ  окружающего мира, который преломляется через результат творческой деятельности учащихся. Кружок «Умелые ручки» является комплексным и интегративным по своей сути.

В содержательном плане он предполагает реальные взаимосвязи практически со всеми предметами средней школы.

Математика – моделирование (преобразование объектов из чувственной формы в  модели, воссоздание объектов по  модели в материальном виде, мысленная  трансформация объектов и  пр.), выполнение  расчётов,  вычислений,  построение форм   с  учётом основ   геометрии,  работа с  геометрическими фигурами,  телами, именованными числами.

Природоведение  – рассмотрение и анализ природных форм  и конструкций  как  универсального источника  инженерно-художественных идей   для мастера; природы как  источника сырья с учётом экологических проблем, деятельности человека как создателя  материально-культурной среды   обитания,  изучение  этно- культурных традиций.

Русский язык – развитие устной речи на основе использования важнейших видов  речевой деятельности и основных типов  учебных текстов в процессе анализа заданий и обсуждения результатов практической   деятельности (описание конструкции изделия,  материалов и способов  их  обработки; повествование о ходе  действий и построении плана деятельности; построение логически связных высказываний в рассуждениях, обоснованиях, формулировании выводов).

Литература – работа с текстами для  создания образа, реализуемого в изделии, театрализованных постановках.

Изобразительное искусство – использование средств художественной выразительности в целях гармонизации форм  и конструкций,  изготовление изделий  на   основе   законов  и   правил декоративно-прикладного искусства и дизайна.

Черчение -  на занятиях кружка изготовляют различные изделия. Для точного соответствия размерам необходимо в работе использовать чертеж. Чертеж выполняется по всем требованиям, которые предъявляются к чертежным эскизам. То есть, чтобы самому сделать чертеж изделия, нужно овладеть навыками черчения.

Используемая система или  линия  учебников,  в соответствии  с федеральным перечнем учебников на 2018-2019 уч.год

Учебники  Технология  для  5 - 8-го  классов представляют собой  единый курс для  обучения. Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации. Учебники обеспечивают новый образовательный результат в соответствии с ФГОС через методический аппарат: образовательные технологии и специальные задания. Поэтому на занятиях кружка «Умелые ручки» используем в основном учебник «Технология» А.Т. Тищенко.  В.Д.Симоненко.- М.: Вентана - Граф, 2014.  

В силу  психологических особенностей развития младшего школьника учебный процесс в курсе технологии должен строиться таким образом, чтобы продуктивная предметная деятельность ребёнка стала основой формирования  его  познавательных  способностей, включая знаково-символическое и логическое мышление. Только так  на основе реального учёта функциональных возможностей ребёнка и закономерностей его  развития обеспечивается возможность активизации познавательных психических процессов и интенсификации обучения в целом.

Основные  задачи курса:

- научить делать различные поделки в разных техниках  и использовать их для игровых ситуаций, обогащая игровой опыт детей;

- развивать конструктивное мышление и сообразительность;

- прививать настойчивость в достижении цели;

- обогащать и активизировать словарный запас;

- вырабатывать навыки пользования чертежными и измерительными инструментами;

- научить экономному и разумному использованию материалов;

- тренировать внимание, память, координацию движений, воображение;

- создать ситуацию успешности и положительного взаимоотношения в группе;

- учить самоанализу и умению оценить чужие успехи;

- способствовать формированию образного мышления, творческого воображения,

Описание ценностных ориентиров содержания курса           

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию.  

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.

Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.

Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России,  народу, в осознанном желании служить Отечеству.

Занятия проходят во внеурочное время один раз в неделю.

Продолжительность занятий строится из расчёта 34 часа (по одному часу в неделю).

По ходу занятий обучающиеся посещают музеи, выставки, мастерские художников, концертные залы, театры, обсуждают особенности исполнительского мастерства профессионалов, знакомятся со специальной литературой, раскрывающей секреты творческой работы.

Итоги занятий могут быть подведены в форме отчётной выставки мастеров народных промыслов и ремёсел, музыкантов, с приглашением родителей детей, друзей, педагогов.

Программа включает в себя предметные линии, охватывающие все направления взаимодействия человека с окружающим  миром, с учётом психофизиологических  особенностей развития детей младшего школьного возраста.
Каждая линия  представляет собой независимую единицу содержания технологического образования и включает  информацию о видах и свойствах определённых материалов, видах изобразительного искусства и другую информацию, направленную на достижение определённых дидактических целей. 
По каждой линии определено  содержание теоретических сведений, практических работ и объектов труда, обеспечивающих усвоение школьниками начального опыта  различных видов деятельности.

Цель и задачи программы:

Цель программы «Технического моделирования »- обучение воспитанников основам  моделирования и творческому мышлению.

Задачи  программы:

1. Содействовать формированию у детей конструкторской и творческой культуры

2. Развить  творческую  активность воспитанников, их  самостоятельность;

3.Привить навыки  выполнения  монтажных, сборочных, наладочных операций;

4. Эстетическое воспитание детей.

5. Сплоченность коллектива, формирование правильных взаимоотношений детей, на    основе взаимной творческой деятельности.

6.Вызвать у детей интерес к моделированию, пробудить желание созидательной деятельности.

На основе  имеющегося  опыта  работы  с  учащимися  на  кружке, считаю не  злоупотреблять  длительными занятиями одной теорией. У ребят пропадает  интерес, и наоборот, при демонстрации конкретной схемы, конструкции появляется желание сделать такую же.

 Учащиеся должны знать и уметь:

Должны знать:

•        Правила ТБ в мастерских.

•        Исторические сведения возникновения техники и технологий.

•        Оборудование рабочего места, материалы и инструменты.

•        Приемы работы.

•        Правила выполнения чертежа.

•        Технологическую последовательность изготовления изделия.

Должны  уметь:

•        качественно  и  правильно планировать работу.

•        Организовывать рабочее место.

•        читать  чертежи и схемы

•        разрабатывать и  изготовлять конструкции.

•        Экономно использовать материал.

•        пользоваться  справочной  литературой.

Методическое обеспечение программы

Одним из непременных условий успешной реализации курса является разнообразие форм и видов работы, которые способствуют развитию творческих возможностей учащихся, ставя их в позицию активных участников. С целью создания  условий для самореализации детей используется:

  • включение в занятия игровых элементов, стимулирующих инициативу и активность детей;
  • создание благоприятных диалоговых социально-психологических условий для свободного межличностного общения;
  • моральное поощрение инициативы и творчества;
  • продуманное сочетание индивидуальных, групповых и коллективных форм деятельности;
  • регулирование активности и отдыха (расслабления).

На занятиях широко применяются:

  • словесные методы обучения (рассказ, беседа, побуждающий или подводящий диалог);
  • наглядные методы обучения (работа с рисунками, картинами.);
  • работа с книгой (чтение литературного произведения, получение нужной информации на определённую тему).

Место предмета в учебном плане ОУ.

По учебному плану школы на курс программы отводится 35 часа:

 в 7 классе за год - 35 часа; в неделю - 1 час.

 в 8 классе за год - 35 часа; в неделю - 1 час

 

   уровень обучения – базовый

№ п/п

Темы

I год обучения

5 класс

II год обучения

6 класс

III год обучения

7 класс

IV год обучения

8 класс

1

Вводное занятие

1

1

1

1

2

Декоративно-прикладное творчество

9

9

9

9

3

Технологии изготовления изделий из плоскостных деталей

6

6

6

6

4

Работа с различными конструкционными материалами.  

5

5

5

5

5

Конструирование.

Моделирование.

12

12

12

12

6

Организация и обсуждение выставки детских работ

2

2

2

2

Итого

35

35

35

35

Учебно-тематический план  обучения

Темы

Количество  часов

п/п

5 класс

6 класс

7 класс

8 класс

Всего

Теория

Практика

Всего

Теория

Практика

Всего

Теория

Практика

Всего

Теория

Практика

1

Вводное занятие

1

1

-

1

1

-

1

1

-

1

1

-

2

Декоративно-прикладное творчество

9

1

8

9

1

8

9

1

8

9

1

8

3

Технологии изготовления изделий из плоскостных деталей

6

1

5

6

1

5

6

1

5

6

1

5

4

Работа с различными конструкционными материалами.  

5

1

4

5

1

4

5

1

4

5

1

4

5

Конструирование.

Моделирование.

12

2

10

12

2

10

12

2

10

12

2

10

6

Отчётная выставка-ярмарка работ школьников

2

1

1

2

1

1

2

1

1

2

1

1

Итого

35

7

28

35

7

28

35

7

28

35

7

28

5 класс.

1. Вводное занятие

Вводное занятие. Знакомство с произведениями народных художественных промыслов, традиционного крестьянского искусства и современного декоративного искусства. Техника безопасности при работе с природным материалом.

2. Декоративно-прикладное творчество

Ознакомление с характерными  особенностями различных видов декоративно-прикладного творчества. Определение требований к создаваемому изделию.

Практическая работа: выполнение творческих работ в технике «солёное тесто», «холодный фарфор».             

3. Технологии изготовления изделий из плоскостных деталей

Понятие об  изделии и детали.  Типы графических изображений: технический рисунок, эскиз, чертеж. Чертеж  плоскостной  детали. Графическое изображение конструктивных элементов деталей. Основные сведения о линиях чертежа. Правила безопасности труда при работе ручными столярными инструментами.

Практическая работа:   Чтение чертежа  плоскостной детали, написание чертежа и изготовление по чертежу поделки (изделия), изготовление кухонной лопатки или декоративной кухонной доски.

4.        Работа с различными конструкционными материалами.

Понятие о конструкционных материалах. Знакомство с различными образцами изделий из конструкционных материалов. Порядок проектирования  игрушки. Подбор материала для изготовления  игрушки.

Практическая работа:  заготовка поделочных материалов, освоение безопасных приёмов работы с инструментами, изготовление игрушки из проволоки или фольги.

5. Конструирование.

Элементарное понятие конструкции. Изделие, деталь изделия. Конструирование и моделирование изделий из природных материалов, из  картона складыванием,  сгибанием, разрезаем по образцу и чертежу.  

Практическая работа: конструирование по аналогии, конструирование по образцу игрушек из пластика и картона.

6. Моделирование.

Виды моделирования. Судомоделирование. Автомоделирование. Авиамоделирование. Моделирование из бумаги.

Практическая работа: Изготовление модели корабля, автомобиля, самолета. Создание модели архитектурного плана из пластика и картона или природного материала.

6 класс.

1. Вводное занятие

Вводное занятие. Знакомство с произведениями народных художественных промыслов, традиционного крестьянского искусства и современного декоративного искусства. Техника безопасности при работе с природным материалом.

2. Декоративно-прикладное творчество

Разработка  эскизов изделий и их декоративного оформления. Выбор материалов с учетом декоративных и технологических свойств. Определение последовательности изготовления деталей и сборки изделия.

Практическая работа: выполнение творческих работ в технике «витраж», «мозаика» или «Выжигание по дереву».           

3. Технологии изготовления изделий из плоскостных деталей

Понятие об  изделии и детали. Правила чтения чертежей плоскостных деталей. Технологическая карта и ее назначение. Основные технологические операции и особенности их выполнения: разметка, пиление, опиливание, отделка, соединение деталей, визуальный и инструментальный контроль качества деталей. Правила безопасности труда при работе ручными столярными инструментами.

Практическая работа:   Чтение чертежа  плоскостной детали, написание чертежа. Изготовление изделий декоративно-прикладного назначения с использованием технологий художественной обработки материалов. Изготовление декоративной шкатулки.

4.        Работа с различными конструкционными материалами.

Понятие о конструкционных материалах. Народные традиции в изготовлении игрушек. Порядок проектирования  игрушки. Технология  заготовки и хранения различных природных материалов для изготовления игрушки.

Практическая работа:  заготовка поделочных материалов, освоение безопасных приёмов работы с инструментами, проектирования  игрушки, изготовление игрушки из листового железа или фанеры.

5. Конструирование.

Элементарное понятие конструкции. Изделие, деталь изделия. Конструирование и моделирование изделий из природных материалов, из  пластика, картона, тонколистового металла по образцу и чертежу.   Неразборные  (однодетальные) и  разборные (многодетальные) конструкции. Неподвижное соединение деталей.

Практическая работа: конструирование по аналогии, конструирование по образцу, конструирование по собственному замыслу, конструирование на свободную тему.

6. Моделирование.

Виды моделирования. Судомоделирование. Автомоделирование. Авиамоделирование. Архитектурные модели. Моделирование из картона, пластика и природного материала.

 Практическая работа:  Изготовление модели корабля, автомобиля, самолета. Создание модели архитектурного плана по чертежу или образцу.

7 класс.

1. Вводное занятие

Вводное занятие. Знакомство с произведениями народных художественных промыслов, традиционного крестьянского искусства и современного декоративного искусства. Чертеж детали с конической поверхностью. Порядок изготовления плоских изделий криволинейной формы. Техника безопасности при работе с природным материалом.

2. Декоративно-прикладное творчество

Ознакомление с характерными  особенностями различных видов декоративно-прикладного творчества. Определение требований к создаваемому изделию,  развивать умения анализировать произведения искусства, давать оценку своей работе.

Практическая работа: выполнение творческих работ в технике «витраж», «выжигание», «выпиливание», «мозаика».           

3. Технологии изготовления изделий из плоскостных деталей

Понятие об  изделии и детали.  Типы графических изображений: технический рисунок, эскиз, чертеж. Чертеж  плоскостной  детали. Основные технологические операции и особенности их выполнения.  Правила безопасности труда при работе ручными столярными инструментами.

Практическая работа:   Чтение чертежа  плоскостной детали, написание чертежа и изготовление по чертежу поделки (изделия), изготовление шкатулки (шиповое соединение) или декоративной кухонной доски.

4.        Работа с различными конструкционными материалами.

Понятие о конструкционных материалах. Знакомство с различными образцами изделий из конструкционных материалов. Порядок проектирования  игрушки. Подбор материала для изготовления  игрушки. Технология  заготовки и хранения различных природных материалов для изготовления игрушки.

Практическая работа:  заготовка поделочных материалов, освоение безопасных приёмов работы с инструментами, изготовление игрушки из тонколистового металла и подручных материалов.

5. Моделирование.

Виды моделирования. Судомоделирование. Автомоделирование. Авиамоделирование. Моделирование из подручных материалов (картона, пластика, тонколистового железа, фанеры или дерева).

Практическая работа: Изготовление модели корабля, автомобиля, самолета. Создание модели архитектурного плана из картона, пластика, тонколистового железа, фанеры или дерева.

8 класс.

1. Вводное занятие

Вводное занятие. Знакомство с произведениями народных художественных промыслов, традиционного крестьянского искусства и современного декоративного искусства. Чертеж детали с конической поверхностью. Порядок изготовления плоских изделий криволинейной формы. Техника безопасности при работе с природным материалом.

2. Декоративно-прикладное творчество

Ознакомление с характерными  особенностями различных видов декоративно-прикладного творчества. Определение требований к создаваемому изделию,  развивать умения анализировать произведения искусства, давать оценку своей работе.

Практическая работа: выполнение творческих работ в технике «витраж», «выжигание», «выпиливание», «мозаика».           

3. Технологии изготовления изделий из плоскостных деталей

Понятие об  изделии и детали.  Типы графических изображений: технический рисунок, эскиз, чертеж. Чертеж  плоскостной  детали. Основные технологические операции и особенности их выполнения.  Правила безопасности труда при работе ручными столярными инструментами.

Практическая работа:   Чтение чертежа  плоскостной детали, написание чертежа и изготовление по чертежу поделки (изделия), изготовление шкатулки (шиповое соединение) или декоративной кухонной доски.

4.        Работа с различными конструкционными материалами.

Понятие о конструкционных материалах. Знакомство с различными образцами изделий из конструкционных материалов. Порядок проектирования  игрушки. Подбор материала для изготовления  игрушки. Технология  заготовки и хранения различных природных материалов для изготовления игрушки.

Практическая работа:  заготовка поделочных материалов, освоение безопасных приёмов работы с инструментами, изготовление игрушки из тонколистового металла и подручных материалов.

5. Моделирование.

Виды моделирования. Судомоделирование. Автомоделирование. Авиамоделирование. Моделирование из подручных материалов (картона, пластика, тонколистового железа, фанеры или дерева).

Практическая работа: Изготовление модели корабля, автомобиля, самолета. Создание модели архитектурного плана из картона, пластика, тонколистового железа, фанеры или дерева.

Учебно-тематический план занятий

7 класс

№ п/п

Тема

Кол-во часов

Дата проведения

план

факт

Вводное занятие.

1

Вводное занятие. Знакомство с произведениями народных художественных промыслов, традиционного крестьянского искусства и современного декоративного искусства. Чертеж детали с конической поверхностью. Порядок изготовления плоских изделий криволинейной формы. Техника безопасности при работе с природным материалом.

1

06.09.18

Декоративно-прикладное творчество

2

Ознакомление с характерными  особенностями различных видов декоративно-прикладного творчества. Определение требований к создаваемому изделию,  развивать умения  анализировать произведения искусства, давать оценку своей работе.

1

13.09.18

3

Выполнение творческих работ в технике «витраж», «выжигание», «выпиливание», «мозаика».           

8

20.09.18

27.09.18

04.10.18

11.10.18

18.10.18

25.10.18

08.11.18

15.11.18

Технологии изготовления изделий из плоскостных деталей

4

Понятие об  изделии и детали.  Типы графических изображений: технический рисунок, эскиз, чертеж. Чертеж  плоскостной  детали. Основные технологические операции и особенности их выполнения.  Правила безопасности труда при работе ручными столярными инструментами.

1

22.11.18

5

Чтение чертежа  плоскостной детали, написание чертежа и изготовление по чертежу поделки (изделия), изготовление шкатулки (шиповое соединение) или декоративной  кухонной доски.

5

29.11.18

06.12.18

13.12.18

20.12.18

27.12.18

Работа с различными конструкционными материалами

6

Понятие о конструкционных материалах. Знакомство с различными образцами изделий из конструкционных материалов. Порядок проектирования  игрушки. Подбор материала для изготовления  игрушки. Технология  заготовки и хранения различных природных материалов для изготовления игрушки.

1

10.01.19

7

Заготовка поделочных материалов, освоение безопасных приёмов работы с инструментами, изготовление игрушки из тонколистового металла и подручных материалов.

4

17.01.19

24.01.19

31.01.19

07.02.19

Конструирование.

Моделирование

8

Виды моделирования. Судомоделирование. Автомоделирование. Авиамоделирование. Моделирование из подручных материалов (картона, пластика, тонколистового железа, фанеры или дерева).

2

14.02.19

21.02.19

9

Изготовление модели корабля, автомобиля, самолета. Создание модели архитектурного плана из картона, пластика, тонколистового железа, фанеры или дерева.

10

28.02.19

07.03.19

14.03.19

21.03.19

04.04.19

11.04.19

18.04.19

25.04.19

02.05.19

16.05.19

Итоговое занятие

10

Отчётная выставка-ярмарка работ школьников

2

23.05.19

30.05.19

Резервные часы:

3

Учебно-тематический план занятий

8 класс

№ п/п

Тема

Кол-во часов

Дата проведения

план

факт

Вводное занятие.

1

Вводное занятие. Знакомство с произведениями народных художественных промыслов, традиционного крестьянского искусства и современного декоративного искусства. Чертеж детали с конической поверхностью. Порядок изготовления плоских изделий криволинейной формы. Техника безопасности при работе с природным материалом.

1

04.09.18

Декоративно-прикладное творчество

2

Ознакомление с характерными  особенностями различных видов декоративно-прикладного творчества. Определение требований к создаваемому изделию,  развивать умения  анализировать произведения искусства, давать оценку своей работе.

1

11.09.18

3

Выполнение творческих работ в технике «витраж», «выжигание», «выпиливание», «мозаика».           

8

18.09.18

25.09.18

02.10.18

09.10.18

16.10.18

23.10.18

06.11.18

13.11.18

Технологии изготовления изделий из плоскостных деталей

4

Понятие об  изделии и детали.  Типы графических изображений: технический рисунок, эскиз, чертеж. Чертеж  плоскостной  детали. Основные технологические операции и особенности их выполнения.  Правила безопасности труда при работе ручными столярными инструментами.

1

20.11.18

5

Чтение чертежа  плоскостной детали, написание чертежа и изготовление по чертежу поделки (изделия), изготовление шкатулки (шиповое соединение) или декоративной  кухонной доски.

5

27.11.18

04.12.18

11.12.18

18.12.18

25.12.18

Работа с различными конструкционными материалами

6

Понятие о конструкционных материалах. Знакомство с различными образцами изделий из конструкционных материалов. Порядок проектирования  игрушки. Подбор материала для изготовления  игрушки. Технология  заготовки и хранения различных природных материалов для изготовления игрушки.

1

15.01.19

7

Заготовка поделочных материалов, освоение безопасных приёмов работы с инструментами, изготовление игрушки из тонколистового металла и подручных материалов.

4

22.01.19

29.01.19

05.02.19

12.02.19

Конструирование.

Моделирование

8

Виды моделирования. Судомоделирование. Автомоделирование. Авиамоделирование. Моделирование из подручных материалов (картона, пластика, тонколистового железа, фанеры или дерева).

2

19.02.19

26.02.19

9

Изготовление модели корабля, автомобиля, самолета. Создание модели архитектурного плана из картона, пластика, тонколистового железа, фанеры или дерева.

10

05.03.19

12.03.19

19.03.19

02.04.19

09.04.19

16.04.19

23.04.19

30.04.19

07.05.19

14.05.19

Итоговое занятие

10

Отчётная выставка-ярмарка работ школьников

2

21.05.19

28.05.19

Резервные часы:

3

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «УМЕЛЫЕ РУЧКИ» 5 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности  «УМЕЛЫЕ РУЧКИ» 5 класс...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА По внеурочной деятельности «Умелые ручки» в 5 – 7-х классах

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАПо внеурочной деятельности «Умелые ручки»в 5 – 7-х классахна 2016 - 2017 учебный год...

Рабочая программа по предмету "Иностранный (английский) язык для 2-4 класса на 2018-2019 учебный год

Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта "Spotlight" ("Английский в фокусе") для 2-4 классов...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Умелые руки» 6-7 лет учебный год 2017-2018

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Умелые руки» 6-7 лет учебный год 2017-2018 @page { size: 21cm 29.7cm; margin: 2cm } p { margin-bottom: 0.25cm; line-height: 115%; bac...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Умелые руки» 8-12 лет учебный год 2017-2018

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Умелые руки» 8-12 лет учебный год 2017-2018 @page { size: 21cm 29.7cm; margin: 2cm } p { margin-bottom: 0.25cm; line-height: 115%; ba...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Сдаем ГТО » для 10-11 класса на 2022-2023 учебный год Шульдешов Иван Иванович (Ф.И.О. учителя, составителя рабочей программы)

Данная рабочая программа разработана на основе примерной программы «Внеурочная деятельность. Подготовка к сдаче комплекса ГТО»; учебное пособие для общеобразовательных организаций/ В.С. Ку...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Умелые руки»

Цель программы: Развитие творческих способностей школьников с ОВЗ, создание сплоченного детского коллектива через воспитание трудолюбия, усидчивости, терпеливости, взаимопомощи, взаимовыручки....